Главная страница » Публикации » 2014 » №4 (40) » Управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда: формы и методы

Управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда: формы и методы

Financial management of non-state pension fund forms and methods


Авторы

Юрьева Ирина Анатольевна
соискатель
Россия, Ивановская государственная текстильная академия
Irena.063.@yandex.ru
Масюк Наталья Николаевна
директор Института управления
Россия, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация

Основным направлением, определяющим результативность деятельности негосударственных пенсионных фондов, является инвестирование средств пенсионных резервов. Совершенствование инвестиционного процесса негосударственных пенсионных фондов позволит не только достигнуть прироста активов ради обеспечения выполнения в будущем пенсионным фондом принятых на себя обязательств по выплате негосударственных пенсий участникам, но и внесет вклад в стабилизацию финансового рынка.

Ключевые слова

негосударственные пенсионные фонды (НПФ), пенсионные ресурсы, инвестиционная политика, инвестиционный доход.

Рекомендуемая ссылка

Юрьева Ирина Анатольевна,Масюк Наталья Николаевна. Управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда: формы и методы // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (40). Номер статьи: 4006. Дата публикации: 08.04.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4006/

Authors

Iureva Irina Anatolevna
applicant
Russia, Ivanovo State Textile Academy
Masiuk Natalia Nikolaevna
Director of the Institute of Management
Russia, Vladivostok State University of Economics and Service

Abstract

The main direction that determines the efficiency of non-governmental pension funds operation is the investment of pension reserves funds. It is possible to improve the regulation of investment process of non-governmental pension funds by expanding the assortment of tools available for investment. This will make it possible not only to achieve assets increase for the purpose of future fulfillment of obligations of paying non-governmental pensions to participants, but also contribute to financial market stabilization.

Keywords

non-governmental pension funds, pension resources, investment policy, investment income.

Suggested citation

Iureva Irina Anatolevna,Masiuk Natalia Nikolaevna. Financial management of non-state pension fund forms and methods // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (40). Art. #  4006. Date issued: 08.04.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4006/


Одними из субъектов инвестиционного рынка, имеющим возможности по инвестированию программ с длительным сроком реализации, являются негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ). НПФ осуществляют негосударственное пенсионное обеспечение: привлекают и размещают средства граждан в целях обеспечения будущих выплат пенсий. В целом, на инвестиционную деятельность НПФ, как субъекта финансового рынка, влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы одинаковы для всех НПФ: политические, экономические, социальные, финансовые, демографические, правовые, рыночные. К внутренним факторам, определяющим результативность инвестиционной деятельности НПФ, относятся:

  • опыт работы и стадия жизненного цикла;
  • финансовое состояние фонда;
  • доля рынка, занимаемая фондом;
  • техническая и интеллектуальная оснащенность;
  • качество управления инвестиционным процессом;
  • состав и структура инвестиционного портфеля;
  • структура вкладчиков и участников;
  • частота и периодичность взносов и выплат.

Для рационального управления финансовыми ресурсами НПФ необходим комплексный подход, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры. В первую очередь необходимо всесторонне оценить состояние финансов Фонда, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Формы и методы планирования зависят  от  организационно-правовой формы организации, отраслевой принадлежности и других факторов. В соответствии со Статьей 2 Федерального закона от 7 мая 1998г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ) являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организацией социального обеспечения. Исключительными видами деятельности НПФ являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Таким образом, в настоящее время все НПФ в Российской Федерации созданы и осуществляют свою деятельность в форме некоммерческих организаций унитарного характера, что означает отсутствие у учредителей НПФ каких-либо легитимных корпоративных прав на участие в их деятельности. Руководство деятельностью НПФ в таких условиях обеспечивается учредителями посредством участия в совете фонда, являющимся высшим органом управления НПФ.

Госдума приняла закон от 28.12.2013г. №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В соответствии с данным законом, некоммерческие НПФ подлежат преобразованию в акционерные НПФ или иную форму коммерческой организации либо ликвидируются. Для НПФ, участвующих в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается срок до 01.01.2016; для не участвующих – до 01.01.2017. Закон вступил в силу с 01.01.2014, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу. Деятельность НПФ в форме акционерных станет еще более прозрачной для ЦБ РФ как главного регулятора и контролирующих ведомств. В соответствии с принятым законом минимальный уставный капитал НПФ в форме акционерного общества должен быть равен минимальному размеру имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ. Акции НПФ в форме акционерного общества, распределенные между учредителями при его создании, должны будут полностью оплачены до представления в Банк России заявления о получении лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Также у ЦБ придется получать разрешение на приобретение более чем 10-процентной доли в акционерном капитале НПФ. Кроме того, акционерные НПФ должны будут согласовывать с ЦБ кандидатуры председателя и членов правления, а также главного бухгалтера. ЦБ будет оценивать предложенные кандидатуры с точки зрения соответствия квалификационным требованиям и нормам деловой репутации.

Предполагается, что акционирование позволит повысить привлекательность для инвесторов, облегчится процесс слияний и поглощений, поскольку для учредителей будет понятен принцип входа/выхода, передачи вклада между ними. Акционерная форма НПФ позволит перейти к системе рыночной оценки их эффективности, а также рейтинговать фонды.

На данный момент в стране сформирована инфраструктура организаций, специализирующихся на работе с НПФ: аудиторские фирмы, депозитарии, актуарии, управляющие компании, государственные органы, юридические и физические лица, являющиеся вкладчиками и участниками дополнительного пенсионного обеспечения.

Рис.1 Инфраструктура НПФ

Основными принципами инвестиционной деятельности являются:

  • открытость инвестиционных решений;
  • прозрачность и качество инвестиционных инструментов, включаемых в портфель пенсионных активов;
  • обеспечение сохранности учета пенсионных накоплений.

Целью инвестиционной политики НПФ является выявление и укрепление его положения на рынке, последовательное выполнение функций управления процессом инвестиционной деятельности и использование современных методов управления для обеспечение прироста стоимости пенсионных резервов. Инвестирование пенсионных резервов НПФ осуществляется исключительно в интересах вкладчиков пенсионного фонда, с учетом факторов влияния рыночных рисков инвестирования на финансовые инструменты, учитываемые в портфеле пенсионных активов. Для вкладчика важна способность фонда сохранить и преумножить вложенные им средства  для увеличения размера будущей пенсии.

Инвестиционная политика НПФ основана на принципах надежности, сохранности, возвратности, ликвидности, доходности и диверсификации.

Сохранность обеспечивается недопустимостью безвозмездного отчуждения пенсионных резервов, использования их в качестве залога, источника уплаты кредитору денежных сумм по собственным обязательствам, гарантий исполнения обязательств третьими лицами.
Под мерами, направленными на обеспечение доходности, понимается размещение пенсионных резервов в объекты, которые, могут принести доход.

Под диверсификацией понимается соблюдение постановления Правительства РФ от 01.02.2007 № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за из размещением», а также Инвестиционных деклараций, заключенных с Управляющими компаниями, осуществляющими размещение пенсионных резервов НПФ  в частности требований по составу и структуре пенсионных резервов.

Под ликвидностью понимается наличие на фондовом рынке, включая организованный рынок ценных бумаг, спроса на ценные бумаги, входящие в состав пенсионных резервов.

Отметим, что условием успешного управления инвестиционным процессом в НПФ является сохранность величины пенсионных резервов, минимально необходимой для осуществления будущих выплат в полном объеме. В противном случае, для покрытия понесенных убытков и выполнения принятых на себя обязательств, НПФ необходимо использовать резервный (страховой) фонд, создание которого для НПФ является обязательным. При условии полного выполнения вкладчиками своих обязательств именно инвестирование активов обеспечивает накопление необходимой величины пенсионных резервов.

На сегодняшний день нет требований к минимальному гарантированному уровню доходности. Вместе с тем, установление и достижение минимального уровня доходности позволит удержать участников в пенсионном фонде и предотвратить отток средств из сферы НПО. При обеспечении превышения доходности над запланированным уровнем наблюдается определенный прирост числа договоров. Так как расходы на обеспечение уставной деятельности фонда составляют до 15 процентов от величины инвестиционного дохода, имеет место материальная заинтересованность пенсионного фонда в достижении высокой доходности инвестиций. Гарантированная норма доходности выступает как целевой критерий инвестиционной политики  и как ограничительный уровень, определяющий минимальную границу доходности.

Таким образом, инвестиционная политика определяет принципы развития НПФ  и особенности его организационно-функционального механизма осуществляющего реализации этих принципов на практике, а именно:

  • планирование финансовых источников (доходов);
  • контроль накоплений и размещений пенсионных средств;
  • инвестирование;
  • расходы (текущие) и пенсионные выплаты.

Для достижения сохранности пенсионных резервов и получения инвестиционного дохода НПФ разрабатывается инвестиционная стратегия, которая предполагает подробный анализ макроэкономической ситуации, фундаментальный и технический анализ фондовых рынков, а также анализ инвестиционного портфеля НПФ. Все ежедневные инвестиционные решения принимаются на основании и в согласии с данной стратегией.

Инвестиционная стратегия управления пенсионными активами Фонда ориентирована на оптимальную эффективность при оценке доходности и рисков инвестиций, при этом одной из ключевых целей является поддержание необходимого уровня ликвидности для исполнения обязательств перед вкладчиками по пенсионным выплатам и переводам.

Выделяют три типа инвестиционной стратегии:

  • консервативная (основополагающим критерием которой является надежность инвестиций);
  • умеренная (сочетание доходности и надежности);
  • агрессивная (ориентированная на максимальную доходность вложений).

Выбор одной из альтернативных стратегий инвестирования тесно связан с использованием пенсионными фондами различных путей ограничения финансового риска.

Консервативная стратегия инвестирования пенсионных активов эффективна при отсутствии конкуренции на рынке негосударственного пенсионного обеспечения (для закрытых корпоративных фондов, работающих в рамках одного предприятия, финансово-промышленной группы или отрасли). Функционирование же большинства открытых НПФ характеризуется борьбой за вкладчиков, поэтому их инвестиционная деятельность должна носить умеренный характер.

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов НПФ, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

Главными функциями текущего планирования являются:

  • определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления инвестиционной деятельности;
  • планирование затрат при размещении финансовых ресурсов;
  • планирование денежных потоков;
  • планирование доходности инвестиций.

Исходя из разработанной стратегии формируется структура инвестиционного портфеля, которая позволяет достигнуть поставленную инвестиционную цель.

В соответствии с действующим законодательством, негосударственные пенсионные фонды могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать управляющие компании.

Управляющие компании обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов. Следует обратить особое внимание на их отбор. При анализе деятельности управляющей компании необходимо использовать следующие оценочные критерии: опыт работы УК, показатели работы УК, квалификация и опыт работников, размер собственных средств УК.

Размещение пенсионных резервов Фонда осуществляется в соответствии с Инвестиционной декларацией, являющейся неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами пенсионных резервов. Инвестиционная декларация Фонда определяет цель инвестирования средств пенсионных накоплений, основные принципы инвестиционного управления пенсионными активами, стратегии, структуру инвестиционного портфеля, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении пенсионных активов, перечень объектов инвестирования, размер инвестиций за счет пенсионных активов в финансовые инструменты в соответствии с законодательством РФ, систему управления рисками.

Источники финансовых ресурсов НПФ и направления их использования строго регламентированы. Важной гарантией надежности негосударственного пенсионного фонда является повышение размера совокупного вклада учредителей. Данные средства, также как и страховой резерв НПФ, в случае дефицита пенсионных резервов направляются на покрытие пенсионных обязательств фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» были приняты требования к структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, устанавливающие, что структура пенсионных резервов фонда должна соответствовать одновременно следующим требованиям представленным в Таблице 1.

Таблица 1 — Требования к структуре пенсионных резервов НПФ.

Контроль за деятельностью НПФ можно разделить на три составляющие. Это внутренний, государственный и независимый контроль. Следует отметить, что специализированный депозитарий осуществляет ежедневный контроль инвестиционной деятельности, внутренний контролер — ежедневный контроль за соответствием деятельности Фонда законодательству, независимый аудитор проводит ежегодный аудит деятельности Фонда, с подготовкой соответствующего заключения, которое также предоставляется не только в фонд, но и регулятору.

В связи с существованием значительного временного лага между выплатой взносов и получением пенсии, система управления рисками должна стать инструментом стратегического управления и оптимизации пенсионной системы, позволяющим определять пути и возможности обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы для защиты интересов последующих поколений.

Рис. 2 Риски, характерные для негосударственных пенсионных фондов

В целях минимизации различных видов рисков, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, предусмотрена система управления рисками, которая включает в себя четыре основных этапа: оценка риска, измерение, контроль и мониторинг. При этом необходимо использовать весь инструментарий финансового риск-менеджмента, а именно:

  • разработку инвестиционной стратегии, условий и порядка ее пересмотра;
  • диверсификацию инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда по разным управляющим компаниям;
  • систему отбора управляющих компаний;
  • соответствие методик оценки инвестиционных рисков в негосударственном пенсионном фонде и управляющей компании
  • возможность ротации кадров в фонде.

Отметим, что несмотря на все сложности и ограничения при управлении финансовыми ресурсами НПФ следует учитывать, что инвестирование активов фонда должно обеспечить будущее выполнение обязательств по пенсионному обеспечению в достаточном размере. Таким образом, управление финансовыми ресурсами НПФ имеет конечной целью выбор наиболее эффективных направлений использования пенсионных резервов и собственного имущества с целью получения наибольшей инвестиционной прибыли для выполнения обязательств перед вкладчиками и участниками.

Именно прирост активов фонда, то есть увеличение балансовой стоимости привлеченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения средств на размер инвестиционного дохода является важнейшим фактором его стратегического развития.

Для фонда важно определиться, какого рода вложения и в какие инструменты финансового рынка НПФ считает для себя предпочтительными. Инвестирование средств пенсионных накоплений — проблема для пенсионной системы России, возникшая одновременно с мировым финансовым кризисом в связи с нестабильной ситуацией на фондовом рынке. Учитывая социальную важность и ответственность пенсионной системы, инвестирование средств пенсионных накоплений должно, тем не менее, обеспечивать максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. Соответственно активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений, должны отвечать целому ряду требований по надежности и ликвидности. В связи с этим возникает необходимость оперативной и в то же время точной оценки доходности фактического инвестиционного портфеля и его оптимизации в широком диапазоне изменений доходности и ликвидности отдельных направлений инвестирования.

Для НПФ показателем эффективности реализации управления финансовыми ресурсами должно быть решение следующих задач:

  • Управленческая информация о риске ликвидности должна являться составной частью общей управленческой информации о рисках фонда.
  •  Разработанная технология управления свободными ресурсами должна способствовать принятию руководством НПФ более эффективных решения по размещению финансовых ресурсов — решений, которые строго обоснованы количественным расчетом. Рациональное использование свободных ресурсов фонда достигается путем размещения ресурсов в больших, чем обычно, объемах, а при благоприятной рыночной конъюнктуре и на более длительные, чем обычно, сроки. При этом риски ликвидности и ликвидные издержки остаются контролируемыми.
  • Установление лимитов должно регулировать строгую количественную связь между операционными лимитами и риском ликвидности.
  • Принятие управленческих решений при размещении свободных финансовых ресурсов неукоснительно с учетом требований экономических нормативов и формирования обязательных резервов.
  • Ежемесячное оценивание эффективности управления свободными финансовыми ресурсами в фонде.

Экономический и социальный эффекты от правильного построения системы накопления пенсий и разумного инвестирования пенсионных ресурсов может проявиться не только в оздоровлении пенсионной системы, но и как фактор стабилизации экономики, укрепления финансовых рынков, что позволит сделать достаточно благоприятный прогноз относительно увеличения социально-экономического роста в стране как в средне-, так и в долгосрочной перспективе

Читайте также






Библиографический список

  1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 28 декабря 2013 г.);
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 №63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за из размещением»;
  3. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И. М.В — Инвестиции //Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации// Москва, -2006.
  4. Служба Банка России по финансовым рынкам. http://cbr.ru.

References

  1. Federal Law of 07.05.1998 № 75-FZ «On state pension funds» [Federalnyi zakon ot 07.05.1998 № 75-FZ «O negosudarstvennykh pensionnykh fondakh»] (in red. Dated December 28, 2013).
  2. Decree of the Russian Federation dated 01.02.2007 № 63 «On approval of placement of pension reserves of private pension funds and monitoring of placement» [Postanovlenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatcii ot 01.02.2007 №63 «Ob utverzhdenii Pravil razmeshcheniia sredstv pensionnykh rezervov negosudarstvennykh pensionnykh fondov i kontrolia za iz razmeshcheniem»].
  3. Podshivalenko G.P., Lakhmetkina N.I. MV — Investments [M.V — Investitcii]. Finance Academy under the Government of the Russian Federation. Moscow, 2006.
  4. Bank Service for Financial Markets of Russia. [Sluzhba Banka Rossii po finansovym rynkam]. http://cbr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх