Главная страница » Публикации » 2014 » №6 (42) » Демографический аспект развития пенсионной системы Российской Федерации

Демографический аспект развития пенсионной системы Российской Федерации

Demographic aspect of the pension system of the Russian Federation

Демографический аспект развития пенсионной системы Российской Федерации

Авторы

Михайлова Светлана Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры макроэкономики, экономической информатики и статистики
Россия, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
ss.mihailova@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ демографических тенденций в обществе как основополагающих причин дестабилизации пенсионных систем развитых стран. Обоснована необходимость демографического исследования развития пенсионной системы Российской Федерации.

Ключевые слова

пенсионная система, демографические процессы, возрастная структура населения, региональная дифференциация

Рекомендуемая ссылка

Михайлова Светлана Сергеевна. Демографический аспект развития пенсионной системы Российской Федерации // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (42). Номер статьи: 4207. Дата публикации: 08.06.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4207/

Authors

Mikhailova Svetlana Sergeevna
PhD, Associate Professor of Macroeconomics, Economic Informatics and Statistics
Russia, East Siberia State University of Technology and Management
ss.mihailova@mail.ru

Abstract

The analysis of demographic tendencies in the society as fundamental reasons of pension systems destabilization of the developed countries is presented in the article. The need of demographic research of the pension system development of the Russian Federation is proved.

Keywords

pension system, demographic processes, the age structure of the population, regional differentiation

Suggested citation

Mikhailova Svetlana Sergeevna. Demographic aspect of the pension system of the Russian Federation // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №6 (42). Art. #  4207. Date issued: 08.06.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4207/


Особенности демографических процессов на уровне страны являются одними из ключевых факторов развития пенсионной системы. Несоответствие организации пенсионной системы сложившимся демографическим реалиям приводят к ее неэффективности. Переход от распределительных к накопительным принципам финансирования пенсионных выплат во многих развитых странах вызван изменением именно демографической ситуации. Все это привело к невозможности обеспечить достойный уровень жизни для пожилого населения за счет более молодого поколения и потребовало частичного замещения принципа солидарности поколений принципом личной ответственности гражданина за обеспечение достойного уровня жизни в старости.

Разработка и реализация мер по совершенствованию пенсионной системы связана с изучением демографических процессов в обществе, должна базироваться на результатах долгосрочного прогнозирования численности и половозрастной структуры населения. Анализ демографических процессов заключается в исследовании естественного воспроизводства населения, изменения численности и состава населения по полу, возрасту на уровне страны и ее территориальных образований.

Процесс естественного воспроизводства населения региона обусловлен рядом причин, которые оказывают стимулирующее или дестимулирующее влияние на интенсивность деторождений, определяют продолжительность жизни населения. Условно их можно объединить в три группы:

  • демографические факторы: половозрастная структура, брачность, разводимость населения;
  • социально-экономические факторы: уровень доходов, образованности, занятости населения, степень урбанизации, массовая доступность и качество медицинского обслуживания и пр.;
  • природно-биологические факторы: климатические условия, наличие природно-очаговых заболеваний, время наступления и продолжительность репродуктивного периода женщин и пр.

Факторы естественного воспроизводства населения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Природно-биологический фактор остается практически неизменным и не поддается управлению; демографический фактор формируется на протяжении длительного периода, зачастую является результатом проводимой демографической, социально-экономической политики в предыдущие периоды. Социально-экономический фактор является наиболее динамичным инструментом воздействия на процессы естественного воспроизводства населения. История показывает, что изменение социально-экономических условий приводит к существенному росту или снижению общего уровня рождаемости, смертности населения.

Для изучения взаимосвязи между демографическими процессами и особенностями организации распределительно-накопительной системы пенсионного обеспечения рассмотрим понятие «стабильное население» и его разновидности.

Под стабильным населением понимается теоретическая модель населения с постоянными во времени возрастной структурой, интенсивностью смертности и рождаемости населения, соответственно, коэффициентом естественного прироста населения. Реальное население может обладать характеристиками стабильного населения на некотором временном интервале, при условии отсутствия социальных, экономических потрясений, трансформационных процессов в обществе. Частными случаями стабильного населения являются прогрессивное, стационарное и регрессивное население, которые отличаются типами возрастных структур (рис. 1).

Рисунок 1 — Типы возрастной структуры населения

Прогрессивное население характеризуется интенсивным ростом численности населения за счет высокого уровня рождаемости, превышающего уровень смертности, как правило, также находящегося на достаточно высоком уровне. Данный тип воспроизводства характерен для традиционных обществ. Численность стационарного населения неизменна, естественный прирост находится на нулевом уровне. Численность регрессивного населения сокращается, уровень рождаемости находится на крайне низком уровнем, недостаточном для обеспечения естественного прироста населения [1, 3].

В конце XIXвека шведский демограф А.Г. Сундберг предложил для каждого типа населения соотношение доли детей и «стариков». Приведем данные соотношения в терминах возрастной структуры населения. Так, в прогрессивном населении доля населения моложе трудоспособного возраста составляет 40%, старше трудоспособного возраста – 10%; в стационарном населении доля населения моложе трудоспособного возраста составляет 27%, старше трудоспособного возраста – 23%; в регрессивном населении доля населения моложе трудоспособного возраста составляет 20%, старше трудоспособного возраста – 30% [3].

Для прогрессивного типа населения приемлемым методом финансирования пенсий является распределительный метод, так как соотношение численности населения в трудоспособном возрасте и численности населения старше трудоспособного возраста позволяет обеспечивать достойный уровень пенсии при невысокой пенсионной нагрузки. Потребность в накоплении пенсионных средств отсутствует в связи с сохранением в долгосрочной перспективе данного соотношения. В случае стационарного населения возникает потребность во введении накопительного элемента в систему пенсионного страхования, так как снижается способность распределительного механизма обеспечивать достойный уровень замещения трудового дохода при наступлении старости. При регрессивном типе возрастной структуре основная роль в пенсионном обеспечении населения отводится накопительному механизму финансирования пенсий, вклад распределительного метода существенно снижается. Таким образом, в основе соотношения распределительного и накопительного метода финансирования пенсионных выплат лежит возрастная структура населения: для прогрессивного типа населения приемлемым является распределительный метода, регрессивного типа – накопительный метод, стационарного типа – распределительно-накопительный метод (рис. 2).


Рисунок 2 — Соотношение распределительного и накопительного метода финансирования пенсий

Российская модель пенсионного обеспечения подразумевает в перспективе сокращение распределительного элемента наряду с увеличением доли накопительного элемента, что является следствием ухудшения демографической ситуации в стране.

По предварительным оценкам в 2013 г. в Российской Федерации уровень рождаемости составил 13,2 ‰, уровень смертности – 13,0‰. За период 1990-2013 г. естественные потери населения составили 12,9 млн. человек (рис. 3). Основной причиной ухудшения демографического положения страны является кризисное состояние экономики, социальной сферы. Преодоление негативных демографических тенденций в последние годы связано с активизацией демографической политики, направленной, в первую очередь, на увеличение уровня рождаемости.


Рисунок 3 — Показатели естественного движения населения Российской Федерации за период 1990-2013 гг., ‰

Демографическое положение Российской Федерации остается неблагоприятным, показатели естественного воспроизводства населения не достигли докризисного уровня. За рассматриваемый период усилилась пространственная дифференциация основных демографических показателей, большая часть регионов характеризуются неблагоприятной демографической ситуации.

Для целей пенсионной политики недостаточна стабилизация демографической ситуации, необходим комплекс мер по обеспечению здоровья населения, сохранению трудоспособности. То есть одним из базовых условий стабильности пенсионной системы является социально-экономическое благополучие территорий.

Неоднородность регионов по уровню социально-экономического развития, а также по уровню рождаемости и уровню смертности, обусловленная иными факторами (этнические особенности: склонность к многодетности, семейные традиции; климатические условия и пр.) искажает существующие взаимосвязи между социально-экономическими и демографическими процессами.

Особенностью Российской Федерации является наличие в составе субъектов регионов, находящихся на разных этапах развития. В составе субъектов России присутствует регионы, находящиеся на стадии аграрного, индустриального и постиндустриального общества. Для них характерен различный тип воспроизводства населения, половозрастная структура населения.

Для определения типа воспроизводства населения региона проведена статистическая группировка субъектов Российской Федерации по значениям коэффициента естественного прироста населения и доли населения старше трудоспособного возраста. В результате обработки статистических данных по 80 субъектам Российской Федерации за период 1990-2012 гг. получены следующие группировки:

  • по уровню естественного прироста: регионы с отрицательным естественным приростом населения; регионы с нулевым естественным приростом населения; регионы с положительным естественным приростом населения;
  • по доле населения старше трудоспособного возраста: регионы с высокой долей населения старше трудоспособного возраста, регионы со средней долей населения старше трудоспособного возраста, регионы с низкой долей населения старше трудоспособного возраста.

При отнесении региона к определенной группе учитывалась частота попадания в нее на всем временном отрезке исследования: если регион в более половине случаев отнесен к группе с нулевым естественным приростом, то в конечном итоге он включается в данную группу; если регион не входил в состав одной группы в более половине случаев, то он исключается из анализа, то есть в анализе участвуют регионы, население которых в рассматриваемый период характеризовалось стабильностью. Результаты статистических группировок регионов России по уровню естественного прироста населения и доле населения старше трудоспособного возраста представлены в табл. 1

Таблица 1 – Распределение субъектов Российской Федерации по уровню естественного прироста населения и доли населения старше трудоспособного возраста за 1990–2012 гг.

Доля населения старше

трудоспособного возраста, %

Естественный прирост населения, ‰

Всего

Отрицательный

Нулевой

Положительный

до -3,9‰

от -3,9
до 5,9

свыше 5,9

Высокая

свыше 20,0

39

3

0

42

Средняя

12,8 – 20,0

17

13

0

30

Низкая

до 12,8

0

4

4

8

Всего

56

20

4

80

Статистические критерии:χ2расч =52,5>χ2табл (2, α=0,05)=10,6
коэффициент сопряженности Пирсона P=0,63

Расчетное значение статистики χ2расч=52,5 превышает табличное значение при заданном числе степеней свободы, значение коэффициента сопряженности Пирсона значимо на уровне α=0,05 и свидетельствует о наличии умеренной статистической связи между уровнем естественного прироста населения и долей населения старше трудоспособного возраста в регионе.

На основе полученного соотношения групп регионов предложена классификация субъектов Российской Федерации по типу возрастной структуры населения:

  • регрессивное или стареющее население, которое характеризуется естественной убылью населения, преобладанием в структуре населения доли лиц старше трудоспособного возраста. При данном типе воспроизводства прирост населения обеспечивается за счет положительного миграционного притока;
  • стационарное население, которое характеризуется нулевым естественным приростом, доля населения старше трудоспособного возраста составляет около 23,0 %, абсолютная численность населения изменяется под воздействием миграционных процессов;
  • прогрессивное или традиционное население, которое характеризуется естественным приростом населения, низкой долей населения старше трудоспособного возраста. Численность постоянного населения интенсивно растет в случае превышения естественного прироста населения над его миграционным оттоком.

Регрессивным типом воспроизводства населения характеризуются 39 субъектов Российской Федерации, в том числе регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов, часть регионов Южного и Приволжского федеральных округов. К числу регионов со стационарным населением отнесены 13 субъектов Российской Федерации: Республика Коми, Мурманская область, Республика Калмыкия, Астраханская область, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, регионы Сибирского федерального округа, в том числе Республика Бурятия. Прогрессивный тип возрастной структуры населения характерен для 4 регионов, в том числе Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Тыва. Оставшиеся 24 региона занимают промежуточное положение между выделенными типами субъектов Российской Федерации по возрастной структуре населения, среди них преобладают регионы с тяжелыми природно-климатическими условиями (северные регионы).

Дифференциация субъектов Российской Федерации по показателям демографического развития связана с различными типами воспроизводства населения. Одни регионы характеризуются преобладанием молодого населения в связи с высокой рождаемостью и высокой смертностью, в других регионах высока доля пожилого населения вследствие низкой рождаемости и низкой смертности. В свою очередь на демографическую ситуацию оказывает влияние социально-экономическое развитие региона. При проведении пенсионной политики необходимо учитывать демографические различия регионов, возможность корректировки демографической ситуации за счет проведения соответствующей социально-экономической политики.

Читайте также






Библиографический список

  1. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. – М.: Независимый институт социальной политики, 2010. – 160с.
  2. Карманов М.В. Методологические вопросы экономико-статистического анализа социально-демографических групп населения. Коллективная монография / М.В. Карманов, П.А. Смелов, Е.А. Егорова, О.В. Кучмаева и др. . М.:МЭСИ, 2010.-343 с.
  3. Михайлова С.С. Статистическое моделирование параметров пенсионной системы на уровне субъекта Российской Федерации. Монография /  М.:МЭСИ, 2013.-224 с.

References

  1. Zubarevich N.V. Regions of Russia: inequality crisis, modernization [Regiony Rossii: neravenstvo, krizis, modernizatciia]. M.: Institute of Social Policy, 2010. 160p.
  2. Karmanov M.V. Methodological issues of economic and statistical analysis of socio-demographic groups [Metodologicheskie voprosy ekonomiko-statisticheskogo analiza sotcialno-demograficheskikh grupp naseleniia]. Collective monograph. M.V. Karmanov, P.A. Smelov, E.A. Egorova, O.V. Kuchmaeva et al. M.: MESI, 2010. 343 p.
  3. Mikhaylova S.S. Statistical modeling of the parameters of the pension system at the level of the Russian Federation [Statisticheskoe modelirovanie parametrov pensionnoi sistemy na urovne subekta Rossiiskoi Federatcii]. Monograph. M.: MESI, 2013. 224 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх