Главная страница » Публикации » 2023 » №1 (101) » Методология региональной экономической безопасности в цифровых платформах

Методология региональной экономической безопасности в цифровых платформах

Methodology of regional economic security in digital platforms

Методология региональной экономической безопасности в цифровых платформах

Авторы

Баженов Сергей Иванович
доктор экономических наук, профессор кафедры социально-экономических дисциплин
Россия, Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
naukaservis@rambler.ru

Аннотация

Статья представляет собой обзор подходов к анализу и представлению о системе институциональной среды и экономической безопасности. В исследовании представлены мнения отечественных и зарубежных авторов. Дается классификация видов существующих на современном этапе институтов. Дифференцированный характер институтов усугубляет различные подходы в выстраивании взаимодействия как внутри системы институциональной среды, так и с внешними игроками. Делается вывод о том, что на региональном уровне институты создаются по аналогии с федеральным, новых инструментов (отличных от федерации или других субъектов) крайне мало. Авторы обращают внимание на большое количество разнообразных институтов, за которыми закреплены крупные финансовые (бюджетные) и трудовые затраты. При этом не всегда количество означает качество регулирования политических, экономических, социальных процессов. Предложено определение понятия «экономическая безопасность». Авторами выделены проблемы, характеризующие текущие процессы экономической безопасности и тесно связанные с особенностями институциональной среды. Перечисленные проблемы ведут к снижению доверия к подобным институтам развития, да и к самому государству как к институту высшего управления. Раскрыты процессы модернизации сквозь призму формируемой институциональной среды. Сделан вывод о том, что использование институтов в управлении является преимущественным признаком, который призван сдержать неурегулированность и разгосударствление. В статье предлагаются факторы, способствующие экономической безопасности через выстраивания системы институтов. Авторы предлагают использовать подход и метод управления в виде снижения зависимости от количества созданных структур и передачи всех ресурсов на местный уровень для сохранения экономической безопасности и в целях стабилизации экономической ситуации и уменьшения дифференциации субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова

экономическая безопасность, институт, институциональная среда, цифровые платформы, регион, региональная экономика, фактор развития, развитие субъектов Российской Федерации, государственно-частное партнерство, кластер, дифференцированный характер развития.

Рекомендуемая ссылка

Баженов Сергей Иванович. Методология региональной экономической безопасности в цифровых платформах // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (101). Номер статьи: 10102. Дата публикации: 06.02.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10102/

DOI 10.24412/2226-9339-2023-1101-2

Authors

Bazhenov Sergey Ivanovich
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Social and Economic Disciplines
Russia, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
naukaservis@rambler.ru

Abstract

This article presents an observation of approaches to analyses and presentation of institutional system and economic security. In this research there are opinions of domestic and international authors. It is made a classification of kinds of institutes on the currant level. Differentiation character of institutes aggravates different methods to making connections either into system of institutes or out of it with external “players”. It is made a conclusion that regional institutes are created like federal. There is extremely little quantity of new institutes that are different from federal level or in another subject of the Russian Federation. Authors payed attention to large number of institutes with budget financial resources and labor costs. By the way it is not always considered that the quantity means quality of regulation of political, economic and social processes. It is offered the definition of economic security. Authors identify problems that characterize current processes of economic security and closely connect with features of institutional system. Named problems lead to reducing trust to such institutes and to the state as an institute of the highest management. There are modernization processes cross prism of institutional system are drawn in this article. It is made a conclusion about using institutes in management as a perfect character that is able to contain unsettledness and denationalization. In this paper there are factors that can improve economic security cross connections of institutional system. Authors suggest to use approach and management method of reducing of dependence of quantity of created structures and transferring resources to the local level for the saving economic security and in a goals of stability of economic situation and decreasing differentiation of subjects of Russian Federation.

Keywords

economic security, institute, institutional system, region, regional economy, development factor, development of subjects of the Russian Federation, public-private partnership, cluster, differentiation character of development.

Suggested citation

Bazhenov Sergey Ivanovich. Methodology of regional economic security in digital platforms // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (101). Art. #  10102. Date issued: 06.02.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10102/


Введение

На современном этапе социально-экономического развития России и глобализации мировой конъюнктуры значительный эффект складывается в пользу предоставления качественных услуг населению, удовлетворению потребностей. При этом вектор на социализирование бюджета и уменьшение доли поддержки крупным игрокам рынка наблюдается как на федеральном уровне, так и оказывает влияние на региональную ветку власти.

Тенденции смены парадигмы реализации региональной политики продвигаются в сторону снижения централизации власти на местах, переброса средств и изменения медбюджетных отношений.

Характер политики в этом случае должен носить инновационный. Требования к выполнению социальных гарантий, наполнению бюджета и достойное качество жизни, – эти лозунги, как флаги, у высших должностных лиц регионов на выборах. А так ли это на самом деле происходит после дня голосования – вопрос, которым задаются многие исследователи, теоретики и чиновники.

Таким образом, регион должен не только помогать социально, но и наращивать экономические темпы как раз для наполнения средств в целях выполнения поставленных социальных задач. На помощь в этом направлении как государству, так и региону приходят институты развития. Они, в свою очередь, «влияют на стимулы к инновациям и развитию новых технологий, на стимулы к реорганизации производства и распределению, а также на стимулы к накоплению физического и человеческого капитала» [1. С. 91].

Исследование институционального развития, суть самой среды институтов приобретает важное значение и является актуальным и своевременным.

Приращение институтов различного вида к государственной политике может быть отправной точкой и ключевым элементом в построении структуры экономической безопасности. Поскольку экономическая безопасность содержит в себе элементы и факторы развития экономики, обуславливающие защиту бюджета, населения, границ территорий от зарубежного вмешательства, роль институтов становится как сподручный материал. При этом нужно учитывать специфику регионов, их дифференцированный характер и прорабатывать методы управления. Ими могут быть и программно0проектный подход, который весьма актуален на современном этапе, так и системный подход целостного ведения политического курса.

Таким образом, научная новизна данного исследования состоит в уточнении представлений по сохранению экономической безопасности региона через призму институциональной среды. Целью исследования является определение роли институциональной среды для обеспечения стабильной и устойчивой системы региональной экономической безопасности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать представление о системе институциональной среды;
  • определить проблемы текущего уровня развития экономической безопасности;
  • рассмотреть влияние имеющейся в регионе институциональных игроков на обеспечение экономической безопасности;
  • сформулировать факторы, способствующие экономической безопасности сквозь призму институциональной среды

Поставленные задачи формируют теоретическую и практическую значимость настоящего исследования.

В первую очередь, тезисы статьи являются своевременными, могут служить базисом для дальнейшего изучения данной проблематики и глубинного изучения проблем существующих институтов развития как отечественных, так и зарубежных.

Кроме того, практическая часть статьи выполняет роль целеполагания в вопросах повышения эффективности управления регионом с точки зрения обеспечения экономической безопасности, а также может быть использована в качестве эмпирического материала при погружении в региональную экономику.

При подготовке данных материалов авторами использовались методы научного сравнения, наблюдения, анализа. Исследование носит междисциплинарный характер.

 

Результаты исследований

Существуют различные подходы к изучению институциональной среды как части региональной экономики. Поскольку развитие института как части строения экономического «скелета» затронуто сравнительно недавно.

Отечественные экономисты отмечают роль институтов как главенствующих над игроками экономики, такими как органы власти, бизнес-сообщества, предприниматели и даже само население. Саморазвитие данной формы реализации экономической политики основано на предоставлении услуг.

Под институциональной средой, как экономической категорией, следует понимать совокупность институционально-экономических, институционально-структурных (организационных), институционально социально-экономических, институционально-нормативных, институционально-технологических, институционально-культурологических отношений по поводу формирования и реализации институтов, целью которых является эффективность развития экономики (с учетом разных видов отношений). За этими отношениями стоит система институтов, необходимых для достижения эффективности развития экономики [2. С. 70].

Интересно отметить, что если в работах классиков институциональной экономики институты рассматривались как полезные правила и нормы, «снижающие неопределенность будущего», «облегчающие координацию и мотивацию», «улучшающие жизнь людей», т.е. с позитивной точки зрения, то в исследованиях авторов 2000-х годов, в особенности касающихся российской экономики, стали чаще упоминаться «неэффективные (нежелательные) институты», «дисфункции институтов», «институциональные ловушки» и тому подобные определения [3. С.5, 4].

Американский экономист и социолог Торстейн Веблен заложил основу институциональной экономики своей критикой традиционной статической экономической теории. Он попытался заменить концепцию людей как лиц, принимающих экономические решения, идеей о том, что на людей постоянно влияют меняющиеся обычаи и институты. Он подчеркивал коллективное действие различных групп в экономике и рассматривал их действие в системе постоянно развивающихся институтов [5,6].

В самом деле, на современном этапе развития мира институты развития представлены в виде фондов, агентств, организаций, обеспечивающих те или иные юридические и физические лица мерами поддержки. Эти меры могут быть как финансовые, так и нефинансовые. Среди финансовых можно выделить массу видов субсидирования, поддержки производств, льготных займов и кредитов. К нефинансовым инструментам относятся содействие в поиске новых рынков, сбыта, контрагентов, предоставление информационно-консультационной помощи.

На региональном уровне действует система «отзеркаливания», то есть создание института определённого вида происходит по аналогии с федеральным центром, с федеральным законодательством. Зачастую, региональные органы власти самостоятельно не открывают новые способы поддержки, а пытаются выстроить систему отношений, взаимодействия по реализации социально-экономической политики, обеспечения удовлетворения потребностей населения.

В настоящее время целями осуществления полномочий на региональном уровне служит именно удовлетворение потребностей населения на основе существующ0их тенденций социально-экономического положения региона, объемов налоговых отчислений на региональном уровне, то есть наполнении бюджета, условий передвижения товаров и людей по территории региона.

Поэтому региональные власти, оглядываясь на верхний уровень власти, создают определённую систему коммуникаций между всеми игроками. Другой вопрос состоит в эффективности этого взаимодействия. Ответом служит построение рейтинга и завоевания уровня доверия своего населения и хозяйствующих субъектов.

Иной характер институциональной среды заложен в распознавании факторов ее существования, ее функционерах. Любой институт развития должен нести некую миссию и не может не работать без финансовой составляющей. Поэтому каждый институт, финансируемый за счет средств бюджетной системы Российской Федерации уже в основе своей, является частью обеспечения экономической безопасности. Заложниками этого являются те лица, кто пользуется услугами и продуктами данных институтов. Поэтому и получается замкнутый круг: каждый актор имеет значение при регулировании экономического развития как на региональном, так и на федеральном уровне. Меняется только характер игры и объемы вложенных средств.

Следует обратить внимание на обратную сторону функционирования институциональной среды. С каждым днем становится все больше разного рода институтов, форм предоставления инструментов поддержки, аналитических центров, регулирующих (или пытающихся регулировать) экономические и политические процессы. Колоссальное количество финансовых и трудовых ресурсов вовлечены в эти связи.

Как отмечают Попов В.П., Голубев А.В. институты рынка труда позволяют минимизировать трансакционные издержки. Например, издержки трудовой мобильности понижаются благодаря успешной работе институтов предоставления информации, рекомендаций и рыночных сигналов. Институты социальной защиты временно незанятых могут помочь справиться либо хотя бы уменьшить абсолютное, либо неполное расхождение (в месте и во времени) спроса и предложения на рынке труда [7. С. 59-60]. При этом тубовые отношения не регулируются институтами, а только являются предметом балансировки рынка труда.

Тогда уместно поднять тему целевого использования бюджетных средств (поскольку большинство институтов создается исключительно государством), тем более, когда речь идет об экономической безопасности.

Можно отметить также роль института правоохранительных органов (суд, адвокатуру, прокуратуру) и принуждения (Вооруженные силы, органы внутренних дел, налоговую инспекцию и т.д.), однако для российской экономики и в частности для бизнеса активность таких органов часто оказывается избыточной, при этом содержание многочисленной «армии» правоохранительных и силовых органов обходится государственному бюджету ежегодно в огромную сумму [7. С. 61].

Сама экономическая безопасность это не что иное как отлаженная система обеспечения устойчивого развития и функционирования всех процессов в обществе, отвечающих за сохранение достойного уровня качества жизни населения. При этом если основная часть финансовых ресурсов уходит на организацию институтов развитие, на их обеспечение деятельности, занятости, то что остается в остатке на предоставление гарантий своему населению. Теоретики и практики не находят общий ответ на поставленные вопросы. Поэтому и получается, что институциональная среда носит противоречивый характер в обеспечении экономической безопасности на уровне региона.

Создается образ идеального мира, в котором экономические, социальные, политические процессы находятся под контролем федерального уровня, а регионы выполняют роль фискальных агентов и исполнителей по урегулированию вопросов несогласных. На самом же деле именно институты развития должны быть нацелены на сохранение всеобщего благоденствия, правопорядка и обеспечения мирного существования.

Поэтому можно выделить ряд проблем, характеризующих текущие процессы экономической безопасности и тесно связанных с особенностями институциональной среды:

  • возникновение институтов, ранее не осуществивших в России либо копирование западных структур, не подпадающих под традиции России;
  • низкий контроль со стороны надзорных органов за соблюдением российского законодательства в сфере регулирования деятельности институтов развития;
  • развитие теневого сектора институтов, представляющих интересы контрагентов государства;
  • выборное использование инструментов поддержки;
  • ограничение законодательства в сфере конкуренции.

Перечисленные проблемы ведут к снижению доверия к подобным институтам развития, да и к самому государству как к институту высшего управления.

При этом необходимо анализировать существующие проблемы, которые возникают на региональном уровне. Понимание пространственных и региональных экономических проблем можно построить на трех фактах жизни: (1) преимущества природных ресурсов, (2) экономия на концентрации и (3) затраты на транспорт и связь. Говоря более техническим языком, эти фундаментальные постулаты можно определить, как (1) несовершенную мобильность факторов, (2) несовершенная делимость и (3) несовершенная мобильность товаров и услуг [8]. На решение вопросов приходят на помощь как раз институты развития как инструменты поддержки и элементы управления вызовами в целях устойчивости структуры государственного управления.

Разумеется, не стоит ограничиваться только новыми структурами институциональной среды. Само государство, федеральные органы власти, региональные, местные, да и сам институт власти также являются элементами институциональной среды, влияющими на экономическую безопасность.

Поэтому именно институциональная среда регулирует взаимоотношения обмена между экономическими игроками и таким образом влияет на механизм функционирования политической и экономической систем. Качество институциональной среды определяется эффективностью функционирования ключевых институтов, но сами они являются элементами системы и зависят от прочих ее составляющих [9. С. 262].

Анализируя стратегические документы регионального уровня, можно увидеть в целях кратко и долгосрочных прогнозов взаимодействие с институциональными инвесторами. Другими словами, подменяется понятие института развития. Оно становится софинансированным, то есть регион сам производить денежную массу не в состоянии, предоставлять какие-либо инструменты поддержки, а только занимается выстраиванием отношений с институциональными инвесторами, под которыми понимаются федеральные структуры вне зависимости, что это будет: органы власти или отдельные агентства, фонды и так далее. О какой экономической безопасности региона может идти речь, она снижена, подвержена внешним и внутренним угрозам. Таким образом, мы видим, что существует прямая связь между институциональной средой и экономической безопасности в том случае, если институциональную среду наполняют и региональные, и федеральные элементы реализации государственной политики.

Государством должны создаваться условия для формирования и развития институтов, которые обеспечили бы конкурентоспособность российских предприятий, повышение их инновационной активности и восприимчивости к передовым технологиям. Складывается острая необходимость комплексной и сбалансированной политики, нацеленной на всестороннее развитие национальной системы экономической безопасности России. Сами институты являются средой и одновременно инструментом государственного управления [10. С. 10].

Для решения данного вопроса создаются прогосударственные структуры. К примеру, в целях повышения производительности труда создан федеральный центр компетенций в сфере производительности труда и еще ряд региональных; для развития цифровизации и окончательного перехода к цифровизации придумали организацию по цифровым технологиям производительности; для приращения и импортозамещения технологий инновационного развития промышленных предприятий создано агентство по технологическому развитию. Данные структуры финансируются из источников бюджетных средств. Если проанализировать экономическое состояние регионов, отдельных предприятий и населения, за редким исключением мы увидим об улучшении качества жизни.

Поэтому логичным подходом и методом управления в сохранении экономической безопасности, на наш взгляд, будет снижение зависимости от количества созданных структур и передачи ресурсов на местный уровень для стабилизации экономической ситуации и уменьшения дифференциации субъектов Российской Федерации.

Построение огромного количества рейтингов развития субъектов федерации не способствует выработке управленческих решений по занятию более высокого или среднего места. Как правило, лидерами становятся те регионы, в которых развита система институтов как своих, так и налажена связь с федеральными институтами, существуют кооперационные связи.

Данные регионы, учитывая их высокую финансовую самостоятельность, как раз могут стать драйверами регионального экономического роста и способны взаимодействовать посредством создания крупных экономических агломераций на уровне регионов.

Субъектам Российской Федерации необходимо интегрировать показатели развития институциональной среды в свои прогнозные документы и определить целевые ориентиры по применению механизмов государственно-частного партнерства (с точки зрения взаимодействия института государства, частного инвестирования и институтов развития) в документах целеполагания, а также закрепить список мероприятий по применению данного механизма [11. С. 60].

Кроме того, в промышленных регионах – лидерах, где налажена система институтов, особая роль отводится кластерам. Кластеризация в экономике довольно новый процесс, однако и он рассматривается как эффективный метод в управлении регионом и фактор, способствующий укреплению экономической безопасности.

Исследователи Тисунова В.Н., Кучмистая О.Г считают, что совместная работа и тесное сотрудничество государства и экономических агентов способны разработать и осуществить ряд мероприятий по созданию и результативному функционированию промышленных кластеров в регионе [12. С. 239, 13].

Институциональная среда, включающая формальные и неформальные институты, формируемые под воздействием институциональной политики государства, играет важнейшую роль в осуществлении модернизации российского общества. Эта среда призвана быть эффективной и должна обеспечивать упорядочение взаимоотношений власти, бизнеса, и гражданского общества, сужение действий неформальной институционализации. Это особенно существенно для тех институтов, которые призваны обеспечить эффективность модернизационных процессов. Чем более развиты «политические, экономические, социальные, культурные и т.д. институты, позволяющие согласовывать противоречивые интересы людей в ходе общественных перемен, тем более управляемыми и менее болезненными становятся эти перемены» [14. С. 190].

Модернизация в своём роде это изменение, улучшение существующего строя. Возникновение в России институтов развития также можно отнести к процессам модернизации. Для укрепления экономической безопасности необходим динамичный уровень экономического роста, который достигается за счет работы промышленных предприятий. Модернизация промышленности как главного проводника в экономической стабильности играет очень важную роль. В этом направлении высока роль и институтов развития как сформированных управленческих решений по предлагаемым программам развития. К примеру, Фонд развития промышленности (и сеть фондов по регионам) предлагает различные направления по модернизации и техническому перевооружению предприятий обрабатывающих отраслей промышленности. Ежегодно выделяется миллиарды средств на обеспечение деятельности данных структур. При этом реализация инвестиционных проектов, поддержанных фондом, имеют экономической и социальный эффект. Во-первых, средства фонда являются заемными, во-вторых, произведенная продукция имеет высокую степень конкурентоспособности, импортозамещения, экспортоориентирована, что увеличивает роль и компетенции России на мировой арене. Социальным же фактором является создание и модернизация рабочих мест, а, как следствие, увеличение заработной платы.

Наблюдается связь между развитием региона и мобильностью, динамичностью институциональной среды, ее эволюцией, которая создает условия для существования и деятельности общественной экономической системы в целом и ее институтов, таких, как региональные экономические отношения, отношения отдельных коллективов, групп и самого человека. Институциональная среда необходима для упорядочения взаимоотношений между организациями региона. Каждая институциональная структура формирует в регионе свою основополагающую конструкцию общественно-экономических отношений. Институциональная среда играет ключевую роль в формировании позитивного развития экономики страны, региона, предприятия, а ее качество и степень соответствия институциональным изменениям во многом определяются ролью государства в экономике; поддержкой существующих институтов организациями и гражданами; максимальным использованием всего существующего многообразия умений, знаний и навыков людей [2.С.72].

В связи с этим можно выделить ряд факторов, способствующих экономической безопасности сквозь призму институциональной среды:

  1. институты способствуют модернизации экономики, что обуславливает рост экономической безопасности;
  2. институты-лидеры ведут за собой не только остальные элементы институциональной среды, но и задают тон в построении схем и механизмов взаимодействия в государственно-частном партнерстве;
  3. эффективность институтов достигается в тот момент, когда есть экономический, политический и социальный эффект. Наполнение бюджета за счет налоговых отчислений, возвратность средств, создание рабочих мест, повышение конкурентоспособности товаров и услуг, а также расширение линейки продукции создают условия для стабильной и устойчивой системы экономической безопасности;

Еще один немаловажный аспект преимущественного использования институтов это то что, сама институциональная среда как институт призвана эффективно упорядочить отношения между государством, бизнесом и гражданским обществом, способствовать преодолению распыленного состояния экономики, двойственности существующих норм. Благодаря институтам облегчается распределение ресурсов и доходов агентов экономики (государство, фирма, домашнее хозяйство) [14. С. 191].

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что институциональная среда может рассматриваться как фактор или элемент экономической безопасности, влияющий на нее и зависимый от экономического развития. На самом деле получается некая спираль взаимодействия институциональной среды и экономических процессов, а именно: с одной стороны, институты сами создают контур институциональной среды и экономики, а, с другой стороны, глубоко зависимы от развития самой экономики, от бюджетного планирования (в случае если мы говорим о государственных институтах). Мы рассмотрели государство как институт, выявили связь государственно-частного партнерства в обустройстве экономической безопасности.

Кроме того, институциональные факторы воздействуют на институциональную среду, от чего она подвергается постоянным преобразованиям и трансформации. Их влияние направлено на стимулирование или препятствие экономическому развитию региона и улучшению качества жизни населения региона. В свою очередь институты-условия (стереотипы поведения, обычаи, модели поведения, традиции), формируются на основе менталитета нации. Они играют важную роль при выборе модели поведения. Однако изменения в таких институтах происходят медленно, так как они глубоко укоренены во внутренней среде общества [15. С. 297].

Дифференцированный характер институтов усугубляет различные подходы в выстраивании взаимодействия как внутри системы институциональной среды, так и с внешними игроками.

Роль институциональной среды в обеспечении региональной экономической безопасности важна и интересна для будущих исследований. Потому как с каждым днем увеличивается нагрузка на экономику страны, усиливаются негативные политические тенденции, смещается вектор и характер предоставления поддержки населению, предприятиям и организациям. Директивы развития федерального уровня, выделяющие главным образом импортозамещение и увеличение экспорта, укрепление позиций России на международной арене, заставляют региональный уровень перестраивать подходы к реализации государственной политики и находить новые меры по укреплению экономической безопасности, что, в свою очередь, зависимо от наличия развитой системы факторов, в том числе составляющих институциональную среду.

Читайте также

No items found

Библиографический список

  1. Солодилова, Н.З., Маликов, Р.І., Гришин, К.Є. Процессы генерирования зон институциональных аттракторов в региональной деловой среде // Часопис економiчних реформ. – 2018. – № 1 (29). – С. 91-99.
  2. Кучмистая, О.Г., Тисунова, В.Н. Роль и назначение институциональной среды в социально-экономическом развитии региона // В книге: Стратегическое управление социально-экономическим развитием: новые вызовы – новые решения. Балабанова Л.В., Головинов О.Н., Иванова Т.Л., Макеев В.А., Половян А.В., Полуянов В.П., Сардак Е.В., Терованесов М.Р., Тисунова В.Н., Брюханова Н.В., Гайдай И.Ю., Глызина М.П., Дынник Д.И., Зубрыкина М.В., Иванова Е.А., Иванова И.В., Капыльцова В.В., Климова П.А., Ковалева Н.А., Коробкин А.З. и др. – Донецк. – 2019. – С. 68-77.
  3. Малиновский, Л.Ф. Институты и институциональная среда // В сборнике: Вопросы экономики и экономического образования. Сборник научных трудов. Под редакцией С.Е. Урванцевой. – Москва. – 2017. – С. 5-10.
  4. Economic Institutions [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.econlib.org/library/Topics/HighSchool/EconomicInstitutions.html (дата обращения 21.02.2022).
  5. Britannica, The Editors of Encyclopaedia. “institutional economics”. Encyclopedia Britannica, 14 Jun. 2016, https://www.britannica.com/topic/institutional-economics (дата обращения02.2022).
  6. Svirava G. The indicators of the region economy security [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net/publication/349597259_The_indicators_of_the_region_economy_security (дата обращения 27.12.2021).
  7. Попов, В.П., Голубев, А.В. Институциональная среда в формировании и развитии российского рынка труда // В сборнике: XXIV Царскосельские чтения. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Материалы международной научной конференции. Под общей редакцией
    С.Г. Еремеева. – 2020. – С. 59-65.
  8. Hoover, Edgar M., & Giarratani, F. (1999). An Introduction to Regional Economics. Reprint. Edited by Scott Loveridge and Randall Jackson. WVU Research Repository. 2020 / [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://researchrepository.wvu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1003&context=rri-web-book (дата обращения 21.02.2022).
  9. Тиссен, Е.В., Грицова, О.А. Роль импортозамещения в формировании современной институциональной среды регионального экономического развития // В сборнике: Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XII Международной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Высшая школа экономики и менеджмента. – 2018. – С. 260-267.
  10. Кадомцева, М.Е. Международный взгляд на состояние институциональной среды инновационного развития экономики России // В сборнике: Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели. Материалы III Международной научно-практической
    конференции. – 2017. – С. 10-12.
  11. Могучев, Н.С., Хузина, А.Ф. Особенности институциональной среды государственно-частного партнерства в России: региональный
    аспект // Мир новой экономики. – 2020. – Т. 14. – № 4. – С. 56-66.
  12. Тисунова, В.Н., Кучмистая, О.Г. Создание промышленных кластеров в условиях экономической институциональной среды региона // В сборнике: Менеджмент и маркетинг: современное состояние, технологии и тенденции развития. Сборник научных статей. Отв. редакторы Е.А. Ильина, Г.Л. Белов. – Чебоксары. – 2021. – С. 238-243.
  13. Firms’ internationalization through clusters: A keywords bibliometric analysis of 152 top publications in the period 2009-2018 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.researchgate.net/publication/358528179_Firms’_internationalization_through_clusters_A_keywords_bibliometric_analysis_of_152_top_publications_in_the_period_2009-2018 (дата обращения02.2022).
  14. Мещеряков, Д.А. Значение институциональной среды в модернизации экономики России // В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2017. – С. 190-192.
  15. Кучмистая, О.Г. Институциональные факторы экономического развития региона // В сборнике: Дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Сборник трудов V Научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых. – 2019. – С. 296-299.

References

  1. Solodilova, N.Z., Malokov, R.I, Grishin E. Processes of zones’ generation of institutional attractors in the regional business system [Protsessy generirovaniya zon institutsional’nykh attraktorov v regional’noy delovoy srede]// Chasopis economicheskih reform. – 2018. – № 1 (29). – Pp. 91-99.
  2. Kuchmistaya, O.G., Tisunova, V.N. Role and appointment of institutional system in the socio-economic development of region [Rol’ i naznacheniye institutsional’noy sredy v sotsial’no-ekonomicheskom razvitii regiona]// In the book: Strategic management of socio-economic development: new challanges – new decisions. Balabanova L.V., Golovinov O.N., Ivanova T.L., Makeev V.A., Polovyan A.V., Poluyanov V.P., Sardak E.V., Terovanesov M.R., Tisunova V.N., Bruhanova N.V., Gayday I.U., Glyzina M.P., Dynnik D.I., Zubrykina M.V., Ivanova I.V., Kapyltsova V.V., Klimova P.A., Kovaleva N.A., Korobkin A.Z., etc. – Donetsk. – 2019. – Pp. 68-77.
  3. Malinovskiy, L.F. Institutions and institutional environment [Instituty i institutsional’naya sreda]. by S.E. Urvantseva. – Moscow. – 2017. – Pp. 5-10.
  4. Economic Institutions// URL: https://www.econlib.org/library/Topics/HighSchool/EconomicInstitutions.html (accessed 21.02.2022).
  5. Britannica, The Editors of Encyclopaedia. “institutional economics”. Encyclopedia Britannica, 14 Jun. 2016 // URL: https://www.britannica.com/topic/institutional-economics (accessed 20/02/2022).
  6. Svirava, G. The indicators of the region economy security // URL: https://www.researchgate.net/publication/349597259_The_indicators_of_the_region_economy_security (accessed 27.12.2021).
  7. Popov, V.P., Golubev, A.V. Instittutional system in the forming and development of the russian labor market [Institutsional’naya sreda v formirovanii i razvitii rossiyskogo rynka truda]// In the herald: XXIV of Tsarskoselskie chtenia. 75-years of the Victory in the Great Patriotic War. Materials of international scientific conference. by S.G. Eremeev. – 2020. – Pp. 59-65.
  8. Hoover, Edgar M., & Giarratani, F. (1999). An Introduction to Regional Economics. Reprint. Edited by Scott Loveridge and Randall Jackson. WVU Research Repository. 2020: URL: https://researchrepository.wvu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1003&context=rri-web-book (accessed 21.02.2022).
  9. Tissen, E.V., Gritsova, O.A. Role of importozameschenie in the forming modern institutional system of regional economic development [Rol’ importozameshcheniya v formirovanii sovremennoy institutsional’noy sredy regional’nogo ekonomicheskogo razvitiya]// In the herald: Russian region in the focus of changes. Herald of papers of XII International conference. Ministry of education and science of the Russian Federation; The Ural federal university named by the 1st President of Russia B.N. Elsin; The hihest school of economics and management. – 2018. – Pp. 260-267.
  10. Kadomtseva, M.E. International vision to the condition of institutional system of innovative economic development in Russia [Mezhdunarodnyy vzglyad na sostoyaniye institutsional’noy sredy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii]// In the herald: Modern economics and management: approaches, concepts, models. Materials III International science and practice conference. – 2017. – Pp. 10-12.
  11. Moguchev, N.S., Huzina, A.F. Features of institutional system of public-private partnership in Russia: regional aspect [Osobennosti institutsional’noy sredy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii: regional’nyy aspekt]// World of new economics. – 2020. – Т. 14. – № 4. – Pp. 56-66.
  12. Tisunova, V.N., Kuchmistaya, O.G. Creating industrial clusters in the conditions of economic institutional system of region [Sozdaniye promyshlennykh klasterov v usloviyakh ekonomicheskoy institutsional’noy sredy regiona]// In the herald: management and marketing: current condition. Technologies and development tendencies. Herald of scientific articles. Ed. by E.A. Ilina, G.L. Belov. – Cheboksary. – 2021. – С. 238-243.
  13. Firms’ internationalization through clusters: A keywords bibliometric analysis of 152 top publications in the period 2009-2018: URL: https://www.researchgate.net/publication/358528179_Firms’_internationalization_through_clusters_A_keywords_bibliometric_analysis_of_152_top_publications_in_the_period_2009-2018 (accessed 21.02.2022).
  14. Mescheryakov, D.A. The importance of institutional system in the modernization of economics in Russia [Znacheniye institutsional’noy sredy v modernizatsii ekonomiki Rossii]// In the herald: Strategy of socio-economic development of society: management, law, economic aspects. Herald of scientific articles of 7th International science and practice conference. by A.A. Gorokhov. – 2017. – Pp. 190-192.
  15. Kuchmistaya, O.G., Institutional factors of economic development of region [Institutsional’nyye faktory ekonomicheskogo razvitiya regiona]// In the Herald: Scientific days of Crimea federal university named by V.I. Vernadskiy. Herald of papers pf V Science and practice conference of professors and teachers, aspirants, students and young researches. – 2019. – Pp. 296-299.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top