Социальное строительство – главный драйвер экономики района
Social construction is the main driver of the region’s economy
Авторы
Аннотация
Сегодня в современном мире важную роль в формировании и поддержании ресурсного и трудового потенциала территории играет социальная инфраструктура. В данной статье рассматриваются основные направления социальной инфраструктуры, а также их влияние на эффективность производства, следовательно, на экономику; анализируется проблема социального строительства на основании статистики ввода жилья и социальных объектов, подробно разбираются причины ее появления, а также определяются методы решения.
Ключевые слова
социальное строительство, социальная инфраструктура, эффективность производства, рост экономики.
Финансирование
Работа выполнена в рамках мероприятия UK-2023: VIII Международный конкурс студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов «University knowledge 2023» (в рамках требований ФГОС) (Наука и образование ON-LINE)
Рекомендуемая ссылка
Луцик Екатерина Денисовна,Петрова Юлия Александровна. Социальное строительство – главный драйвер экономики района // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (101). Номер статьи: 10105. Дата публикации: 31.03.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10105/
DOI 10.24412/2226-9339-2023-1101-5
Authors
Abstract
Today, in the modern world, social infrastructure plays an important role in the formation and maintenance of the resource and labor potential of the territory. This article discusses the main areas of social infrastructure, as well as their impact on production efficiency, and therefore on the economy; the problem of social construction is analyzed on the basis of statistics on the commissioning of housing and social facilities, the reasons for its appearance are analyzed in detail, and methods for solving it are determined.
Keywords
social construction, social infrastructure, production efficiency, economic growth.
Project finance
The work was carried out as part of the UK-2023 event: VIII International competition for students, undergraduates, postgraduates, doctoral students "University knowledge 2023" (within the framework of the requirements of the Federal State Educational Standard) (Science and Education ON-LINE)
Suggested citation
Lutsik Ekaterina Denisovna,Petrova Yulia Alexandrovna. Social construction is the main driver of the region's economy // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (101). Art. # 10105. Date issued: 31.03.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10105/
Вступление
Проблема неравномерного строительства жилых и социальных объектов появилась еще в советское время. Учитывая то, что тогда возведение домов осуществлялось под полным контролем государства, темпы урбанизации опережали возможности строителей. Затем, в 90е, новые здания в городе почти не появлялись. Возник дефицит жилья.
«В конце 90-х начале нулевых появился такой тренд: строить много, строить быстро. И вот это быстрое строительство привело к тому, что появился серьезный разрыв между количеством школ, детских садов и, соответственно, скоростью стройки самого жилья», – рассказал гендиректор СРО Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов.
Социальная инфраструктура
Но важно отметить, что уровень развития социальной инфраструктуры оказывает значимое влияние на экономические показатели развития страны, и региона, в частности. Стоит проанализировать, как социальная инфраструктура влияет на эффективность производства.
Социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы, такие аспекты, как питание и здравоохранение, отдых и образование имеют существенное значение для роста экономики. За это отвечают различные социальные структуры, такие как образовательные учреждения: школы, колледжи, вузы и т.п. (Рис.1)
Рис.1 Основные направления социальной инфраструктуры – создает предпосылки для воспроизводства рабочей силы
В сфере здоровья и отдыха необходимо создание целых комплексов объектов, поддерживающих условия для здорового образа жизни – городские поликлиники, санатории и зоны для занятия спортом. (Рис.2)
Рис.2 Основные направления социальной инфраструктуры – следит за здоровьем
Социальная инфраструктура обеспечивает продовольственными и промышленными товарами, людям в первую очередь нужны продукты и вещи для комфортной жизни. (Рис.3)
Рис.3 Основные направления социальной инфраструктуры – обеспечивает продовольственными и промышленными товарами
Поддерживает культурно-нравственный потенциал людей, за это отвечают организации культуры, научные центры. (Рис.4)
Рис.4 Основные направления социальной инфраструктуры – поддерживает культурно-нравственный потенциал людей
Проанализировав 4 основных направления социальной инфраструктуры можно сделать вывод, что в целом, ее деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, а также, на постоянное возобновление и повышение профессионального и образовательного уровня. Таким образом, социальная инфраструктура создает высококвалифицированных работников, т.е. ценные трудовые ресурсы, которые повышают эффективность производства, а следовательно, дают рост экономики. Простыми словами, чем выше уровень и качество жизни людей, тем эффективнее производство.
Помимо этого, развитие социальной инфраструктуры в деревне может обеспечить уровень комфорта, приближенный к городским условиям, и это привлечет людей, в том числе, высоко квалифицированных специалистов в сельскую местность, где у них будет возможность реализоваться, тем самым положительно повлиять на экономическую ситуацию. Сейчас же наблюдается обратный процесс. Когда из-за неудовлетворительных условий жизни квалифицированные работники перебираются в города, и этот процесс, прежде всего, сказывается на качестве работы, а следовательно, на эффективность производства.
В целом организованная социальная инфраструктура позволяет работнику больше времени уделять процессу производства, а не поиску необходимых продуктов или услуг.
Проблема ввода жилых фондов и социальных объектов в РФ
Существует проблема социального и жилого строительства. Она заключается в непропорциональных объемах сдачи в эксплуатацию построенного жилья с объемами ввода объектов социального значения. Статистика ввода жилья в России за последние 5 лет, а также социальных объектов, именно школ, наглядно вырисовывает проблемы в данной сфере. Рост ежегодного ввода жилья, в большей части в городских условиях, в Российской Федерации за последние 5 лет говорит о востребованности возведения социальных объектов. (Источник: официальный государственный сайт РОССТАТ.)
Официальная статистика ввода жилья в России за последние 5 лет говорит, что в среднем строилось 58 млн кв.м. (Рис.5)
Рис.5 Статистика ввода жилого фонда за последние 5 лет в РФ
В 2021 году, несмотря на последствия после COVID-19, рост вводимых квадратных метров составил уже 65,6 млн. кв.м. Исходя из нормы на 1 человека приходится 33 кв.м., можно предположить, что за последние 5 лет заселилось около 1 770 000 человек. В среднем 20% составляют дети, а это примерно 350 000 школьников и детей дошкольного возраста. Следует обратить внимание на официальную статистику ввода общеобразовательных учреждений за тот же период времени. Среднее количество составляет 130 600 ученических мест, то в 2,7 раз меньше по отношению к нуждающимся в обучении школьникам. (Рис.6)
Рис.6 Статистика ввода общеобразовательных учреждений за последние 5 лет в РФ
При этом в 2021 году был проведен социальный опрос среди 1600 граждан, представленный ниже. Людям нужно было отметить 3 основных критерия при выборе места жительства. На первом месте как раз инфраструктура и ее доступность, на втором – транспорт, третья место занимают места отдыха и парки. (Рис.7) Т.е. люди заинтересованы в первую очередь в комфорте и его доступности. Но почему тогда в реальности не всегда так?
Рис.7 Наиболее важные факторы при выборе места жительства
Создание социальной инфраструктуры – дело затратное и местная администрация старается возложить на застройщиков обязательства по строительству социальных объектов.
Для застройщиков это невыгодно, так как это строительство в большинстве случаев не окупаются либо окупаются за очень продолжительный срок. Денежные средства дольщиков можно использовать только на строительство жилья, поэтому социальная инфраструктура строится либо за счет собственных средств застройщиков, либо из прибыли после завершения жилищного строительства, вследствие чего идет отставание в строительстве социальных объектов.
Власти в свою очередь постоянно ужесточают требования к застройщикам жилья по обеспечению застраиваемых территорий социальной инфраструктурой, при этом не дают никаких взаимовыгодных условий.
Проблема нехватки социальных объектов на примере отдельного района
В качестве примера приведем территорию в Санкт-Петербурге в границах Пулковского шоссе, Дунайского проспекта, Московского шоссе и железнодорожных путей, которая активно застраивается высотками. Как пояснили жильцы, их дома прикреплены к школам № 508 и № 519, они переполнены, и новых учеников туда не берут. Горожане нашли выход, и на пустыре около дома № 30, корпус 3, по Пулковскому шоссе обустроили «школу»: поставили парты, доску, атрибуты учебного класса. И пригласили в эту «школу» на торжественную линейку всех профильных чиновников — из комитетов по образованию, строительству и лично губернатора Александра Беглова. Таким образом, люди выразили свое недовольство. (Рис.8)
Рис.8 “Школа” на пустыре. Пример проблемы социального строительства
Решение проблем
Как же решается проблема на сегодняшний день? Активно вводятся федеральные программы, нацеленные на поддержку застройщика, финансирование и предоставление выгодных условий. (Рис.9)
Рис.9 Решение проблемы социального строительства
Например, программа «соцобъекты» в обмен на налоги» подразумевает возврат до 70% налогов, заплаченных за строительство, обратно застройщику. Также по России реализуют федеральные программы, такие как «Развитие образования»: программа формировалась на 2018-2024 год, она подразумевает финансирование строительства и ремонта социальных объектов по всей России. Конечный срок заявки истек осенью в 2021 году.
Также реализуется программа «Стимул», которая формировалась на 2021-2024 год. Она направлена на стимулирование — с помощью бюджетных инвестиций всех уровней — строительства социальной и транспортной инфраструктуры в местах возведения жилья.
Субсидии предоставляются по соглашению. Срок истек в июле 2020 г.
Приоритетным направлением АИП остается реализация государственных программ по развитию социальной сферы, на нужды которых в 2022–2025 годах выделяется 526,1 млрд рублей. В течение четырех лет на эти средства будет построено и введено в эксплуатацию: 41 детских садов; 35 школ и пристроек к ним; 34 поликлиники, 16 больничных корпусов, 2 подстанции скорой помощи; 35 спортивный объект; 948,7 тыс. квадратных метров жилья (проектирование и строительство).
Или же передача построенного объекта в аренду коммерческому аккредитованному оператору школы до полного или частичного возврата инвестиций (модель коммерческой школы). Девелопер, у которого есть обязательства по строительству соцобъектов, хочет извлечь максимум прибыли. Оператор для них – интересный контрагент, благодаря которому можно снизить издержки на строительство и оснащение. Продажа или сдача помещения в долгосрочную аренду оператору помогает окупить инвестиции. На данный момент большинство современных школ в России строят девелоперы, для которых образовательная инфраструктура – это социальная нагрузка. Представление девелоперов о том, как должна выглядеть хорошая школа, обычно отличается от мнения их коллег из образования на этот счет. Даже если девелоперы стараются сделать хорошо, школьные операторы затем пытаются многое переделать. Строительство совместно с операторами также помогает решить эту проблему, так как партнеры могут вложить в проект не только деньги, но и инженерные компетенции.
В Санкт-Петербурге над решением проблемы работает Комитет по строительству Санкт-Петербурга. (рис.10)
Адресная инвестиционная программа Петербурга — это механизм распределения расходов
Рис.10 Адресная инвестиционная программа в Санкт-Петербурге
городского бюджета на финансирование строительства социальных объектов. На 2022-2024 год было проинвестировано 516,6 млд.рублей – объем инвестиций, 15% – бюджет РФ. 2022 14 детских садов, 8 школ 12 объектов здравоохранения, 10 иных объектов.
Правительство Санкт-Петербурга анонсировало «увеличение протяжённости линий городского метро на 139 км». Градостроительным планом города планируется открытие 89 новых станций метро. На строительство метрополитена в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2022 год выделено 28 млрд рублей.
Увеличения бюджета на строительство петербургского метро в 2023 году, к сожалению, не произошло. Ранее было объявлено, что расходы составят 50 млрд руб., но утвержден более низкий уровень финансирования в размере 30 млрд. руб., что все же выше, чем в предшествующий период.
Предусматривается развитие дорожной транспортной инфраструктуры. В первую очередь, это строительство Широтной магистрали скоростного движения «Восточный скоростной диаметр», а также подключение Западного скоростного диаметра к Восточному.
Данные программы стремятся сократить накопленный годами дефицит строительства социальной инфраструктуры.
Выводы
Проведя анализ сложившейся ситуации в области строительства объектов социальной инфраструктуры, можно сделать следующие выводы:
Создание комфортной среды проживания людей в первую очередь требует обеспечения социальными объектами, которые в свою очередь будут движущей силой для развития производства в различных областях экономики, в том числе в сфере строительных услуг. Решение проблем в социальном строительстве должно строиться на командной работе и партнерстве государственных структур и строительных компаний. И тогда проблема будет решена.
Читайте также
Библиографический список
- Влияние уровня развития социальной инфраструктуры на экономические показатели: [Электронный ресурс]. // URL:https://vuzlit.com/541274/vliyanie_urovnya_razvitiya_sotsialnoy_infrastruktury_ekonomiche skie_pokazateli_effektivnost_proizvodstva
- Безуглая Е.В. Экономика и управление. [Электронный ресурс]. // URL: https://moluch.ru/archive/57/7953/ (дата обращения: 15.03.2023).
- Жохова А. Школа на двоих: как девелоперы строят школы вместе с операторами. [Электронный ресурс]. //URL: https://eddesignmag.com/kak-stroyat-shkoli/
- Савельева Е. Передача застройщиком социальных объектов в собственность города. [Электронный ресурс]. //URL: https://zakon.ru/blog/2023/01/12/peredacha_zastrojschikom_socialnyh_obektov_v_sobstvennost_g oroda
- Как решается проблема нехватки соцобъектов в застроенных районах Петербурга. [Электронный ресурс]. //URL: https://tvspb.ru/news/2021/08/14/kak-reshaetsya-problemanehvatki-socobektov-v-zastroennyh-rajonah-peterburga
References
- Influence of the level of development of social infrastructure on economic indicators: [Vliyaniye urovnya razvitiya sotsial’noy infrastruktury na ekonomicheskiye pokazateli]. // URL: https://vuzlit.com/541274/vliyanie_urovnya_razvitiya_sotsialnoy_infrastruktury_ekonomiche skie_pokazateli_effektivnost_proizvodstva
- Bezuglaya E.V. Economics and Management. [Ekonomika i upravleniye]. // URL: https://moluch.ru/archive/57/7953/ (date of access: 03/15/2023).
- Zhokhova A. School for two: how developers build schools together with operators. [Shkola na dvoikh: kak developery stroyat shkoly vmeste s operatorami]. //URL: https://eddesignmag.com/kak-stroyat-shkoli/
- Savelyeva E. Transfer of social facilities by the developer to the ownership of the city. [Peredacha zastroyshchikom sotsial’nykh ob”yektov v sobstvennost’ goroda]. //URL: https://zakon.ru/blog/2023/01/12/peredacha_zastrojschikom_socialnyh_obektov_v_sobstvennost_g oroda
- How to solve the problem of lack of social facilities in the built-up areas of St. Petersburg. [Kak reshayetsya problema nekhvatki sotsob”yektov v zastroyennykh rayonakh Peterburga]. //URL: https://tvspb.ru/news/2021/08/14/kak-reshaetsya-problemanehvatki-socobektov-v-zastroennyh-rajonah-peterburga