Главная страница » Публикации » 2023 » №3 (103) » Управление рисками при проектировании и постройке промыслового судна

Управление рисками при проектировании и постройке промыслового судна

Risk management in the design and construction of a fishing vessel

Управление рисками при проектировании и постройке промыслового судна

Авторы

Сафронов Сергей Борисович
кандидат наук, руководитель экспертного комитета по управлению Рисками и устойчивому развитию
Евразийский центр высоких технологий (Россия, г. Санкт-Петербург)
serjsaf@rambler.ru

Аннотация

Для планомерной̆ и эффективной̆ замены устаревшего флота Правительством РФ была запущена госпрограмма предоставления инвестиционных квот на вылов под строительство новых рыболовных судов. Для участия в программе предполагается создание долгосрочных альянсов из судовладельцев-промысловиков и банков-инвесторов. В статье рассматривается процесс создания долгосрочного проекта, в процессе реализации которого возникает множество рисков, влияющих на его успешность. Возникает необходимость внедрения комплексного управления рисками на всех этапах жизненного цикла проекта с момента проектирования, постройки и ввода в эксплуатацию судна.

Ключевые слова

управление рисками, долгосрочный проект, жизненный цикл проекта, проектное финансирование, экспертиза этапов реализации проекта, выявление рисков, реестр рисков проекта, риски, подлежащие страхованию, не страхуемые риски.

Рекомендуемая ссылка

Сафронов Сергей Борисович. Управление рисками при проектировании и постройке промыслового судна // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Номер статьи: 10302. Дата публикации: 09.08.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10302/

DOI 10.24412/2226-9339-2023-3103-9

Authors

Safronov Sergey Borisovich
PhD, Head of the Expert Committee for Risk Management and Sustainable Development
Eurasian Center for High Technologies (Russia, St. Petersburg)
serjsaf@rambler.ru

Abstract

In order to systematically and effectively replace the obsolete fleet, the Government of the Russian Federation launched a state program for providing investment quotas for fishing for the construction of new fishing vessels. To participate in the program, it is planned to create long-term alliances of shipowners-fishers and banks-investors. The article discusses the process of creating a long-term project, during the implementation of which there are many risks that affect its success. There is a need to implement integrated risk management at all stages of the project life cycle from the moment of design, construction and commissioning of the vessel.

Keywords

risk management, long-term project, project life cycle, project financing, examination of project implementation stages, risk identification, project risk register, insurable risks, non-insurable risks.

Suggested citation

Safronov Sergey Borisovich. Risk management in the design and construction of a fishing vessel // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Art. #  10302. Date issued: 09.08.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10302/


Введение

В настоящее время в России реализуется масштабная программа по строительству промыслового флота. Драйвером глобального обновления отечественного рыболовного флота стал износ траулеров, эксплуатирующихся российскими рыбаками. Основной проблемой при реализации этой масштабной программы является то, что подобные суда в России ранее в принципе не строились, и промысловики покупали их в основном за рубежом, одновременно эксплуатировав старые советские суда или переделывая другой флот под промысловый.

Введённые санкции в отношении российской промышленности фактически парализовали весь процесс строительства новых судов и эксплуатацию действующего промыслового флота из-за прекращения поставок судового оборудования, навигационных систем, а также из-за запрета на участие зарубежных сервисных инженерных компаний-производителей судов в проведении пуско-наладочных работ и ходовых испытаний.

Для планомерной и эффективной замены устаревшего флота Правительством РФ была запущена госпрограмма предоставления инвестиционных квот на вылов под строительство новых рыболовных судов. Суть программы состоит в проведении аукционов на приобретение квот на вылов с инвестиционными обязательствами постройки промыслового судна. Процесс проектирования и постройки судна занимает длительное время (не менее 3-х лет) и требует привлечения значительных средств (более 2-х млрд рублей). Дополнительно требуется привлечение средств для участия в аукционе на приобретение квоты со стартовой ценой от 7-х млрд рублей. То есть общий объем финансирования под постройку даже одного судна с учетом инвестиционных обязательств может потребовать от промысловика значительных финансовых ресурсов, превышающих 10 млрд рублей. Для участия в программе предполагается создание долгосрочных альянсов из судовладельцев-промысловиков и банков-инвесторов. По сути, создается долгосрочный проект, в процессе реализации которого возникает множество рисков, влияющих на его успешность.

Отличительной особенностью проекта постройки судна является:

  • высокая капиталоёмкость и длительность реализации Проекта, требующие привлечения большого объёма финансирования с возвратом кредита после постройки судна и получения выручки с промысла;
  • оценка соответствия судна техническим требованиям и условиям будущего промысла;
  • оценка ресурсов промысла и уровня вылова, зависимость от наличия будущих квот и региона промысла, а также доступности ресурсов для заказчика;
  • привлечение большого количества субподрядчиков для поставки судового и промыслового оборудования, их влияние на сроки постройки судна;
  • зависимость от верфи (техническое оснащение верфи, специализация, опыт постройки аналогичных судов, репутация, финансовое положение, наличие свободных производственных мощностей, контрактных обязательств по другим проектам, наличие необходимых людских ресурсов (требуемых специальностей, требуемой квалификации).

Следовательно, возникает необходимость внедрения комплексного управления рисками на всех этапах жизненного цикла проекта с момента проектирования, постройки и ввода в эксплуатацию судна.

Жизненный цикл проектного финансирования постройки судна

В данной статье описаны основные подходы к управлению рисками при проектировании и постройки судна.

 

Результаты исследований и разработки

Отличительной особенностью управления рисками проекта является:

  • проекты постройки и эксплуатации судов имеют в значительной степени уникальные профили как подлежащих, так и не подлежащих страхованию рисков;
  • степень (вероятность реализации) рисков и величина финансовых последствий зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов, анализ, оценка, учёт и мониторинг которых необходимы для обеспечения разумной гарантии успешной реализации проектов;
  • для управления рисками проектов постройки и эксплуатации судов доступен ряд эффективных инструментов, применение которых требует наличия специальных знаний и опыта;
  • морское страхование – один из наиболее старых и хорошо стандартизированных видов страхования. Однако условия страхования имеют значительное количество оговорок, расширений и исключений, чёткое понимание и надлежащее применение которых крайне важно для организации надлежащей страховой защиты проектов.

Экспертиза основных этапов реализации проекта с целью выявления рисков

Анализ рисков Проекта производится на основе экспертизы проектной документации и в рамках подготовки кредитного соглашения между Банком-кредитором и Заемщиком-судовладельцем.

Экспертиза проекта на строительство рыболовного судна определяет реализуемость Проекта, реалистичность достижения технических и производственных характеристик, а также даёт возможность максимального представления проектируемого объекта  оценки  с оценкой его стоимости и эффективности.

Данная стадия является определяющей для дальнейшего пути развития Проекта, и особенно важна для таких удельно дорогих объектов, как рыбопромысловые суда, поскольку позволяет избежать многих сложностей, затрат и убытков в ходе реализации судостроительного Проекта, что напрямую влияет на исполнение обязательств Заемщика по возврату кредита.

Экспертиза Проекта в основном состоит из анализа следующих направлений:

  • техническое задание на проектирование судна;
  • ресурсы и доступность промысла;
  • анализ возможных верфей для постройки судна;
  • оценка стоимости реализации проекта;
  • команда проекта;
  • финансирование проекта;
  • сроки реализации проекта;
  • выбор судового оборудования;
  • тендер на постройку судна (дополнительно при необходимости).

Выбор методов, средств и действий для осуществления намеченных целей проекта осуществлять по принципу затраты/эффективность.

 

Основные аспекты анализа

  1. Экспертиза технического задания на проектирование судна

Цель – анализ соответствия технического задания на проектирование судна предполагаемому характеру эксплуатации судна, объекта промысла и основным техническим характеристикам строящегося судна.

К основным задачам, решаемым на данной стадии, относятся:

  • проверка выполнимости и совместимости исходных требований;
  • проверка возможности комплектации судна необходимым оборудованием;
  • сопоставление проектируемого судна существующим суднам.
  1. Ресурсы и доступность промысла

Оценивается отраслевая специфика, объект промысла, интересы, цели, ограничения, ресурсы, которые могут быть использованы в рамках реализации проекта. По результатам оценки ресурсов промысла и оценки уровня вылова, а также доступности ресурсов для судовладельца, определяются соответствия целевых технических параметров и экономических показателей предполагаемому типу строящегося судна.

  1. Анализ возможных верфей для постройки судна

Проводится краткий анализ судостроительного рынка по сегменту судов, предполагаемых к постройке. С учетом конкурентоспособности и сложившейся специализации верфей производится оценка выбранных потенциальных верфей для строительства судна.

Ключевые аспекты экспертизы выбора верфи для постройки судна:

Задача – оценка способности верфи построить судно, соответствующее классификационным и нормативным требованиям по определенной стоимости и в установленные сроки.

Основные аспекты анализа:

  • техническое оснащение верфи, ее специализация, опыт постройки аналогичных судов, репутация;
  • финансовое положение;
  • наличие свободных производственных мощностей;
  • контрактные обязательства по другим проектам;
  • наличие необходимых людских ресурсов (в необходимом количестве, требуемых специальностей, требуемой квалификации);
  • географическое положение.

К экономическим параметрам конкурентоспособности верфи относятся затраты покупателя, определяемые контрактной ценой судна и условиями платежей, расходы по заключению и осуществлению сделки, а также расходы по эксплуатации самого судна.

Основным компонентом цены судна являются издержки производства. На цену оказывает влияние и финансовое положение верфи-строителя. Влияет и размер верфей. Крупные верфи в периоды падения спроса, а также с целью вытеснения конкурентов с рынка могут значительно понизить цену на постройку судна. К тому же они располагают большими возможностями по предоставлению покупателю выгодных для него условий платежа.

Непосредственное влияние на цену и условия платежа оказывает также государственное субсидирование и кредитование строительства судов. Кроме того, косвенное воздействие на цены путем снижения издержек производства оказывают различные финансовые льготы и другие меры государственного регулирования.

Проанализировав вышеуказанные ключевые аспекты, можно определить оптимальность выбора верфи для размещения судостроительного контракта, удовлетворяющей условиям технического проекта в приемлемые для заказчика сроки и по приемлемой цене.

  1. Оценка стоимости реализации Проекта

Экспертиза стоимости строительства судна проводится на основе параметрического метода расчёта цены.

Уровень цены на постройку судна оценивается на основе сопоставления его параметров с параметрами и ценами на постройку судов-прототипов.

Данный метод является наиболее распространенным методом определения уровня построечной цены судна и предполагает глубокое изучение предложений на поставку судов аналогичных рассчитываемому судну, получаемых от различных фирм и из разных стран, до того, как они будут использоваться в качестве конкурентного материала.

Прежде всего, цены предложений на постройку судов-прототипов необходимо привести к единому сопоставлению (к единым коммерческим условиям продажи судна). С этой целью один из конкурентных материалов принимается за эталон, а остальные приводятся к сопоставимому уровню, т.е. корректируются с учётом внесения поправок на коммерческие условия приобретения аналога (поправки на срок поставки, серийность, условия платежа и т.д.).

В основу дальнейшего расчета построечной цены положен принцип сравнения стоимости постройки конструктивных элементов судов, так как степень подобия отдельных частей судов значительно выше, чем судов в целом. Выбор укрупненных элементов конструктивной разбивки судна и определение их удельной доли в общей цене производится на основании статистических данных.

  1. Команда Проекта

Анализ необходимости и целесообразности привлечения к реализации проекта сторонних организаций в сфере технического проектирования, финансирования, аудита, надзора за проектом, страхования и т.д. Представляются рекомендации по участникам реализации проекта с учетом их интереса к проекту.

  1. Финансирование Проекта

Анализ стратегии привлечения долгосрочного финансирования и схемы финансирования исходя из возможностей заказчика и потребностей проекта.

  1. Сроки реализации Проекта

Анализ сроков реализации Проекта с учётом периода строительства судна и сроком погашения привлечённых заёмных средств.

  1. Экспертиза выбора судового оборудования

Задача – оценка соответствия основного оборудования эксплуатационным требованиям и способность поставщиков исполнить контракт в установленные сроки и по определённой стоимости.

Промысловые суда относятся к категории технически самых сложных судов гражданского назначения. Особенностью их проектирования и строительства является оснащение большим количеством специализированного оборудования – промыслового, производственного, холодильного, рыбопоискового в комплектации, способной обеспечить достижение заданных технико-эксплуатационных характеристик судна. Доля оборудования, необходимого для оснащения судов рыбопромыслового флота, составляет 60-70% от себестоимости судна в целом.

Выбор оборудования определяет основные параметры рыбопромыслового судна в целом и прежде всего его промысловые и производственные характеристики.

В процессе экспертизы проводится анализ списка поставщиков оборудования по каждой номенклатурной позиции, состоящий из нескольких альтернатив (makers list) на предмет возможности конкурентного отбора оборудования, что не позволяет поставщикам завышать цены, так как при строительстве судна верфь, в рамках makers list, имеет право выбора приемлемых поставщиков с точки зрения цены и сроков поставки.

Особо значимой задачей является анализ импортозамещения оборудования и оборудования длительного срока изготовления и поставки.

Основные аспекты анализа:

При оценке выбора конкретных поставщиков оборудования учитываются следующие факторы:

  • технические характеристики оборудования, их соответствие требуемым;
  • стоимость оборудования;
  • возможность поставки выбранного оборудования в установленный срок на верфь;
  • срок гарантии;
  • уровень соответствия современным стандартам (качества, экологии, экономичности, производительности, энергопотребления и т.д.);
  • ремонтопригодность в процессе эксплуатации;
  • условия гарантийного и послегарантийного сервисного обслуживания;
  • технологичность при выполнении монтажных работ при строительстве судна;
  • возможность выполнения поставщиком оборудования требуемой сертификации выбранного оборудования в требуемые сроки;
  • конкретные пожелания или требования судовладельца-заказчика, опыт проектанта.

Рынок судового оборудования находится в постоянном развитии,  за которым необходимо постоянно следить с целью влияния на конечный финансовый результат Проекта.

  1. Тендер на постройку судна

Проведение тендера (как способ выбора наиболее адекватного решения по размещению судостроительного контракта) в последнее время становится распространённой практикой.

В судостроительной практике, особенно при размещении заказа на суда с высокой добавленной стоимостью, только небольшое количество верфей обладает квалификацией и технологиями, которые устраивают заказчика. Поэтому практика размещения судостроительного заказа в большинстве случаев предусматривает проведение закрытого тендера между судостроительными верфями.

Чем более точным, конкретным и полным является задание на тендер, тем на более качественные, продуманные и релевантные поставленным задачам предложения можно рассчитывать.

Задание на тендер обычно включает в себя следующие разделы:

  • контрактный технический проект судна;
  • список поставщиков комплектующего оборудования;
  • программа испытаний судна;
  • требования национальных надзорных органов (санитарные правила, требования техники безопасности и т.д.);
  • возможность субподряда на изготовление корпуса судна;
  • форма судостроительного контракта;
  • срок поставки судна;
  • валюта контракта;
  • условия платежей;
  • гарантии на авансовые платежи;
  • возможности судостроительной верфи по организации экспортного кредита;
  • технические гарантии судостроительной верфи;
  • период и объём гарантийного обслуживания;
  • конфиденциальность;
  • сроки проведения тендера и т.п.

Следует учитывать, что если верфь-строитель указывает цену, которая является чрезмерно низкой для обеспечения контракта, существует опасность столкнуться с финансовыми трудностями во время строительства или с попытками увеличить первоначальную стоимость, запрашивая более высокую цену для любых строительных изменений, затребованных клиентом. Также верфь-строитель с напряженным бюджетом будет стремиться использовать более дешевые и худшего качества материалы и оборудование.

Кроме этого, во время окончательного согласования текста судостроительного контракта, верфь-строитель, выигравшая конкурс, может занять позицию монополиста, и с ней будет очень трудно достичь компромисса при детализации условий постройки и сдачи судна.

Во избежание возникновения подобной ситуации тендер лучше проводить в два этапа: первый, на котором (исходя из цены, сроков поставки, финансовых и технологических возможностей, а также репутации) определяются две верфи; второй, на котором с данными верфями одновременно проводятся дальнейшие согласования условий постройки судна.

После проведения и внимательного изучения окончательных условий судостроительного контракта принимается решение о выборе той или иной верфи-строителя.

 

Предложения по результатам исследований и разработки

На основании проведённой экспертизы формируется реестр основных рисков для каждого этапа реализации Проекта с разделением их на подлежащие страхованию и не страхуемые.

  • Для рисков, подлежащих страхованию, разрабатывается проект программы страхования.
  • Для рисков, которые невозможно передать в страхование, разрабатываются меры по их мониторингу и предупреждению.

Основные риски проекта, подлежащие страхованию

Риски на этапе проектирования судна

Риск Возможность страхования
Ошибки проектирования вследствие неверных исходных данных Частично

(покрытие ущерба имуществу, вызванного ошибками проектирования)

Риски на этапе постройки судна

Риск Возможность страхования
Повреждение или потеря грузов (основное оборудование) при транспортировке, погрузке/разгрузке или хранении Да
Пожары и взрывы при производстве корпусных конструкций, окрасочных и изоляционных работах, электромеханических монтажных работах, ПНР, достроечных работах у стенки, ходовых испытаниях и т.п. Да
Падение грузов и кранов на судно в разной степени готовности Да
Разрушение, просадка конструкций стапеля Да
Повреждение конструкций судна при использовании спуско-подъёмных тележек стапеля Да
Повреждение корпусных секций и систем при использовании низкорамных погрузчиков Да
Повреждение оборудования огнём при неправильном хранении Да
Частичное либо полное затопление отсеков судна в сухом или плавучем доке, у достроечной набережной в случае открытых вырезов в корпусе Да
Затопление судна у достроечной набережной или при проведении ходовых испытаний вследствие различных причин, включая пожар, взрыв, погодные условия, столкновение с другим судном или другим объектом, нарушением центровки судна и т.п. Да
Причинение вреда третьим лицам, например при ходовых испытаниях Да
Потеря прибыли из-за задержки сдачи судна, вызванной реализацией рисков гибели/повреждения грузов Частично

Покрытие требует отдельной проработки

Потеря прибыли из-за задержки сдачи судна, вызванной реализацией рисков причинения ущерба имуществу при строительстве судна Частично

Покрытие требует отдельной проработки

Риски на этапе эксплуатации судна

Риск Возможность страхования
Пожар, взрыв на судне с последующим затоплением/существенными повреждениями, буксировкой судна в порт для ремонта Да
Водотёчность корпуса судна вследствие износа, столкновения с другим судном, льдом, посадкой на мель и т.п. Да
Отказ систем и механизмов судна, включая основные движители, навигационное оборудование, системы управления, промысловое оборудование, грузоподъёмное оборудование и т.п. Да
Навал судна на неподвижное препятствие или другое судно Да
Намотка сетей на винт. Повреждение винто-рулевого оборудования, движителей и т.д. Да
Загрязнение окружающей среды вследствие сбросов, утечек из топливных систем Да
Затопление судна вследствие несоблюдения правил эксплуатации, выхода эксплуатационных параметров за нормативные пределы, недопустимый крен, осадка судна Да
Затопление судна из-за неблагоприятных гидрометеорологических и ледовых условий Да
Потеря /повреждение судна в результате военных рисков Да
Потеря прибыли из-за простоя судна, вызванного реализацией рисков причинения ущерба судну Частично

Покрытие требует отдельной проработки

Причинение вреда другим судам и членам их экипажей Да
Причинение вреда жизни, здоровью и имуществу экипажа судна Да
Потеря готовой продукции в результате аварии на судне Частично

Покрытие требует отдельной проработки

Потеря прибыли от отгруженной продукции в результате несостоятельности контрагентов (кредитный риск) Да
Причинение вреда жизни и здоровью потребителей в результате поставки некачественной продукции Да

 

Основные риски проекта, не подлежащие страхованию

Любой инвестиционный проект подвержен значительному количеству рисков, не подлежащих страхованию, причём часто подобные риски способны оказать более существенное негативное влияние на проект по сравнению с рисками, подлежащими страхованию.

Поэтому крайне необходимо их учитывать и должным образом реагировать на все риски (как подлежащие, так и не подлежащие страхованию).

Ниже приведены наиболее существенные риски Проекта, организация страхования которых (в силу их специфики) не представляется возможной.

 

Стадия проектирования судна

Риск Возможность страхования
Выбор неверной конструкции судна Нет
Выбор неправильных материалов корпуса Нет
Ошибки при выборе оборудования основных систем судна, включая основные движители, навигационное оборудование, системы управления, промысловое оборудование, грузоподъёмное оборудование и т.д. Нет
Устаревание оборудования вследствие увеличения сроков строительства, временного прекращения строительства. Окончание гарантийных обязательств поставщика оборудования Нет
Ограничение района мореплавания вследствие ошибок проекта, изменений условий окружающей среды, изменения требований нормативных документов Нет
Вступление в действие новых директивных документов, ограничивающих район действия, при сохранении существующих проектных решений Нет
Задержки в постройке судна и удорожание проекта вследствие ошибок в проекте и необходимости коррекции проекта и изменении конструкции, систем судна, находящегося в постройке Нет
Несоответствие проектной и реальной стоимости постройки судна Нет

 

Стадия постройки судна

Риск Возможность страхования
Неверная оценка возможностей и мощностей верфи, включая: существующее оборудование и условия его эксплуатации и пригодности для проекта, персонал, проектные мощности, загруженность верфи, сертификацию и т.п. Нет
Неверный выбор поставщиков оборудования, включая их загрузку и сертификацию (задержка в поставках) Нет
Неверный выбор подрядных организаций Нет
Отсутствие резервных мощностей на верфи в случае инцидента, например в окрасочном цехе или при падении крана Нет
Несоответствие эксплуатационных режимов судна, выявленных в ходе ПНР, ходовых и сдаточных испытаний Нет

 

Стадия эксплуатации судна

Риск Возможность страхования
Недостижение планируемых показателей по объему промысла и выручки Нет
Потеря прибыли из-за простоя судна, вызванного неблагоприятными действиями властей (запреты, ограничения, санкции, задержание, наложение ареста и т.п.) Нет
Потеря прибыли из-за простоя судна, вызванного неблагоприятными погодными условиями Нет

Существуют альтернативные методы финансирования риска

Потеря готовой продукции в результате ошибок и упущений при эксплуатации Нет

 

Читайте также

No items found

Библиографический список

  1. Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. N 633 “О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов” (с изменениями и дополнениями)
  2. Строительство рыболовных судов для получения инвестиционных квот http://ruspelagic.ru/stroitelstvo-rybolovnykh-sudov-dlya-polucheniya-investitsionnykh-kvot

References

  1. Decree of the Government of the Russian Federation of May 25, 2017 N 633 “On the requirements for investment objects and investment projects in the field of fisheries, as well as on the procedure for calculating the implementation of these investment projects” (as amended) [Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 25 maya 2017 g. N 633 “O trebovaniyakh k ob”yektam investitsiy i investitsionnym proyektam v oblasti rybolovstva, a takzhe o poryadke rascheta obespecheniya realizatsii ukazannykh investitsionnykh proyektov” (s izmeneniyami i dopolneniyami)]
  2. Construction of fishing vessels to obtain investment quotas [Stroitel’stvo rybolovnykh sudov dlya polucheniya investitsionnykh kvot] // URL: http://ruspelagic.ru/stroitelstvo-rybolovnykh-sudov-dlya-polucheniya-investitsionnykh-kvot

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top