Главная страница » Публикации » 2023 » №3 (103) » Анализ современных методов детекции инсайтности

Анализ современных методов детекции инсайтности

Analysis of modern methods, tests, questionnaires for insight detection

Анализ современных методов детекции инсайтности

Авторы

Гаршина Светлана Александровна
аспирант
Институт психологии творчества, г. Москва
dearte-sg@yandex.ru
Пискарев Павел Михайлович
Доктор психологических наук, профессор
Институт психологии творчества, г. Москва

Аннотация

Статья посвящена исследованию современных методов детекции инсайтности. В исследовании сформулированы основные методы (экспериментальный, описательный и психодиагностический) и описаны подходы к реализации данных методов в практике диагностики критериев инсайтности. Проанализированы научные труды исследователей проблем инсайтности, выделены и описаны методы детекции инсайтности в рамках выбранного объекта исследования как когнитивного, процессуального, субъектно-ориентированного явления.

Ключевые слова

детекция, инсайтность, инсайт, метод, диагностика, объективный подход, субъективный подход.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках научного мероприятия: MDK-2023 - VIII Международная научно-практическая конференция "Вопросы науки и практики 2023” (Организатор: Stars of Science and Education, РусАльянс Сова, г. Москва)

Рекомендуемая ссылка

Гаршина Светлана Александровна,Пискарев Павел Михайлович. Анализ современных методов детекции инсайтности // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Номер статьи: 10309. Дата публикации: 30.09.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10309/

DOI 10.24412/2226-9339-2023-3103-1

Authors

Garshina Svetlana Alexandrovna
graduate student
Institute of Psychology of Creativity, Moscow
dearte-sg@yandex.ru
Piskarev Pavel Mikhailovich
Doctor of Psychological Sciences, Professor
Institute of Psychology of Creativity, Moscow

Abstract

The article is devoted to the study of modern methods of insight detection. The study formulated the main methods (experimental, descriptive and psychodiagnostic) and described approaches to the implementation of these methods in the practice of diagnosing insight criteria. The scientific works of researchers of the problems of insight are analyzed, the methods of detection of insight are identified and described within the framework of the chosen object of study as a cognitive, procedural, subject-oriented phenomenon.

Keywords

detection, insight, insight, method, diagnostics, objective approach, subjective approach.

Project finance

The article was prepared as part of the scientific event: MDK-2023 - VIII International Scientific and Practical Conference “Issues of Science and Practice 2023” (Organizer: Stars of Science and Education, RusAlliance Sova, Moscow)

Suggested citation

Garshina Svetlana Alexandrovna,Piskarev Pavel Mikhailovich. Analysis of modern methods, tests, questionnaires for insight detection // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Art. #  10309. Date issued: 30.09.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10309/


Введение

В настоящее время существует множество подходов к диагностике состояния инсайта, а также ряд научных исследований по разработке проблемы критериев изучаемого конструкта. Задача ученых связана с максимальной конкретизацией объективных и субъективных показателей феномена, уточнение методологии его изучения.

Цель нашего исследования: определение совокупности современных методов детекции инсайтности в рамках экспериментального, психодиагностического и описательного подходов. Систематизация методов будет способствовать обогащению теоретических представлений о сущности инсайтности, способствовать дальнейшей разработке концепции инсайтности и способов ее диагностики.

 

Результаты исследований

Исследование показателей инсайтности, как одной из характеристик творческого мышления, осуществляется в современной науке посредством экспериментального, психодиагностического и описательного методов. Рассмотрим существующие подходы к диагностике инсайтности в современной науке. А.В. Чистопольская и соавторы [7] указывают, что в исследовании феномена «инсайтности» можно выделить два направления экспериментального исследования  (рисунок 1).

 

Два направления экспериментального исследования детекции инсайтности

Рисунок 1. Два направления экспериментального исследования детекции инсайтности

 

Что касается реализации психодиагностического метода, то он представлен тремя диагностическими подходами:

  1. Объективным, включающим в себя тесты интеллекта, креативности и оценки уровня развития творческих способностей индивида, а также ряд психофизиологических тестов. К определенной группе в рамках данного подхода следует отнести тест достижений, под которым может пониматься овладение способами решения инсайтных задач.
  2. Субъективным, включающим разные модификации опросников-самоотчетов о состоянии в ходе решения задач, а также опросники-анкеты, исследующие опыт реализации испытуемым инсайтного решения задачи.
  3. Проективным, как ряд методик, в которых исследуется способность к продуцированию нового и ряд способствующих инсайтности характеристик «творческости», оригинальности мышления и т.д.

В настоящее время для исследования комплекса объективных и субъективных показателей инсайтности необходимо использовать «смешанные» форматы методов и диагностических подходов [7, c.908].

По мнению Н.В. Морошкиной можно говорить о существовании трех исследовательских подходов, в зависимости от специфики рассмотрения «инсайтности»: как способа решения, процесса, когнитивно-аффективного феномена. Исходя из представленных подходов, Н.В. Морошкина, А.В. Аммолайнен, А.И. Савина [2] выделяют определенные критерии – объективные метки инсайтности, которые в дальнейшем становятся объектом диагностики изучаемого феномена.

К ним исследователи относят:

  • Когнитивный компонент инсайтности как «результат оперирования репрезентацией задачи».
  • Аффективно-эмоциональный компонент – «Ага-реакция» (в большей степени связан с субъектом, его переживанием внезапно найденного решения).

Рассмотрим данные подходы более подробно.

Итак, согласно первому подходу – традиционному, проявления инсайтности рассматриваются в контексте решения творческих заданий (как некий способ решения).

Данный подход существует в рамках «задачно-ориентированной» концепции изучения феномена инсайтности, которая берет начало в трудах гештальтистов. Так, представители гештальт-психологии – М.Вертгеймер, К. Дункер рассматривали инсайт как «специфический механизм решения творческой задачи», поэтому для диагностики продуктивного мышления ученые разрабатывали «малые творческие задачи». Спецификой данного метода изучения инсайтности являлось наличие в структуре данных задач «проблемы, конфликта, неверной репрезентации и отсутствие алгоритма решения». Согласно данному подходу детекции инсайтности между успешностью решения творческой задачи и когнитивными способностями индивида существует доказанная корреляция, а при возникновении инсайта «активизируются неосознанные когнитивные процессы» [2, с.2].

Второй подход – процессуальный, в котором объектом исследования является сам акт поэтапного инсайтного решения, связанный с необходимостью трансформации первичной репрезентации условий задачи для выхода из мыслительного тупика. Н.В. Морошкина и соавторы справедливо противопоставляют задачно-ориентированному подходу два других: процессуальный и субъектно-ориентированный. Такая позиция обусловлена тем, что в рамках первого подхода игнорируется эмоциональный компонент, а также недостаточно исследуется сам акт протекания инсайтности на разных этапах решения задач.

Процессуальный подход изучает протекание инсайта, специфика которого определяется не только сущностью задачи, но и во многом особенностями «когнитивных стратегий испытуемого, сформированностью системы репрезентации» [2, с.4].

Объектом изучения в рамках процессуального подхода становится акт «внезапного переструктурирования репрезентации в ходе решения задачи» [2, с.6]. Сам процесс детекции инсайтности строится на основе использования метода наблюдения за поведением и реакциями испытуемого и анализ хода решения. Здесь можно говорить о применении метода психологической оценки изучаемого феномена, который связан с такими факторами, как:

  • фиксация устных рассуждений и комментариев испытуемого в процессе выполнения задачи;
  • постановка ряда вопросов от экспериментатора для диагностики объективных меток инсайтности;
  • использование метода регистрации движений глаз, позволяющий осуществлять мониторинг распределения и сосредоточения внимания на ключевых элементах решения задачи;
  • метод подсказок для изменения репрезентации задачи в сознании испытуемого.

Следует отметить, что в качестве инструментария для исследования протекания процесса инсайтности используются классические инсайтные задачи («Девять точек», «Задачи на поиск отдаленных ассоциаций и т.д.).

Третий подход – субъектно-ориентированный, в рамках которого инсайтность представляется как когнитивно-аффективный феномен, явление, сопровождающееся «Ага-реакцией» (внезапным, интуитивным решением с проявлением реакций удивления, радости).

Что касается диагностики данного компонента, анализ исследований показал, что в науке используются субъективные методы (опросники и самоотчеты) и объективные – в виде психофизиологических методов регистрации аффективных проявлений у испытуемых в ходе решения задачи.

Так, например, в исследовании О.К. Тихомирова [4] был разработан и апробирован «метод косвенной регистрации «ага-переживания» на основе фиксации показателей кожно-гальванической реакции (КГР) испытуемых.

В исследованиях Ж. Мэткалф и Д. Вибе (Metcalfe,Wiebe, 1987) представлены методы измерения субъективного переживания «чувства близости к решению задачи» и его составляющих (переживания радости, удивления, уверенности в верном решении, внезапность озарения и т.д.) [10].

В исследованиях Р.В. Тихонова [5] уделено внимание методам диагностики метакогнитивных чувств (МКЧ) в структуре инсайтности. В частности, ученый исследует такие МКЧ как: «чувство знания», «близости к решению задачи» как проявление некой сигнальной функции – сообщения «о результате работы неосознаваемых процессов» [5, с.214].

В работе ученого описаны более 25 разновидностей МКЧ, в том числе «чувство правильности», «чувство уверенности», «чувство удовлетворенности», «чувство на кончике языка», «чувство знания» и другие. Также приведена детальная систематизация методов их изучения, среди которых преобладают вопросы из авторских шкал самоописания опыта решения инсайтных задач.

Для того чтобы исследовать такие субъективные реакции и переживания инсайта ученые используют авторские оценочные шкалы (Н.В. Морошкина [2], Danek [9] и другие). Важно отметить, что самоотчеты испытуемых как результат данных оценочных шкал характеризуются высокой субъективностью оценок, что обуславливает сложности в объективизации полученных данных, поэтому надежность и валидность данных опросников и оценочных шкал является довольно условной.

Исследователи проблемы инсайтности отмечают сложность объективной диагностики аффективного компонента инсайтности. Наиболее надежными считаются методы психофизиологического исследования аффективных проявлений, среди которых в детекции инсайтности применяют:

  1. Изучение интенсивности «Ага-переживания» через фиксацию физиологических маркеров частоты сердцебиения, КГР.
  2. Фиксация и анализ мимических поведенческих характеристик при нахождении инсайтного решения.

Так, в исследовании О.В. Филяевой и С.Ю. Коровкина [6] приводится описание экспериментального исследования «поведенческих паттернов инсайта в процессе решения задачи».

В частности путем научного наблюдения в видеоформате исследователи фиксируют и анализируют такие критерии как:

  • эмоциональные реакции испытуемых, свидетельствующие о появлении «Ага-переживания» (невербальные проявления радости, удивления и т.д.)
  • факты экстериоризации как демонстрации поведенческих паттернов, характеризующих «визуальную репрезентацию испытуемым процесса своего мышления» (жесты, пантомимика и т.д.) [6, с.446].

Существуют также неэкспериментальные методы исследования феномена инсайтности, например «метод анализа кейсов», описанный в исследовании А.В. Чистопольской [8]. Он имеет своей целью описание феноменологии инсайтности как средства конкретизации отличительных характеристик данного явления, использования сведений в рамках научного наблюдения, эксперимента и постэкспериментального интервью.

Суть метода заключается в ознакомлении испытуемых с некими кейсами, раскрывающими фактологическое изложение научных открытий и опыта переживания инсайта в ходе творческого процесса учеными в разных областях человеческой деятельности.

На основе кейса осуществляется анализ феномена инсайтности с применением опросника, в котором особое внимание уделяется таким критериям, как:

  • специфика компонентов инсайтности;
  • закономерности возникновения и протекания инсайта;
  • влияние субъективных факторов творца на успешность решения инсайтной задачи и т.д.

Данный метод позволяет систематизировать представления об инсайте, подготовить испытуемых к решению инсайтных задач и усовершенствовать технологию постэкспериментального интервью.

Также отметим использование методов в рамках проективного подхода, исследующего творческие способности, креативность индивида, понимаемую «способность порождать новые идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем и быстро решать проблемные ситуации». В частности отметим такую методику исследования, как «Рисуночный тест Сильвер» (РТС), содержащий ряд заданий для оценки познавательных и творческих способностей: задания на прогнозирование, задания на рисование с натуры и задания на воображение. В РТС креативное мышление исследуется по таким критериям, как: «дивергентный характер мыслительного процесса, способность к установлению необычных связей между явлениями, а также способность «играть» с идеями и понятиями» [3 ,с.205]. Следовательно, в рамках данного проективного метода исследуются некие предпосылки инсайтности.

 

Заключение

Подводя итоги исследования, отметим, что за счет сложности самого феномена «инсайтности», неоднозначного научного толкования предмета исследования (с фокусом на когнитивную, аффективную или процессуальную составляющую) не выработано единого подхода к исследованию данного конструкта. Наиболее надежными, объективными методами являются психофизиологические и экспериментальные, а также смешанные форматы диагностических подходов.

Методы детекции инсайтности в рамках субъективного и объективного диагностического подхода (объективные тесты и субъективные самоотчеты, авторские шкалы изучения МКЧ) являются недостаточно стандартизированными и надежными, требуют дальнейших исследований. Ряд методов в рамках проективного подхода, а также описательные методики позволяют конкретизировать феноменологию инсайтности, оказывая влияние на дальнейшее совершенствование процедур детекции данного явления.

Читайте также

No items found

Библиографический список

  1. Владимиров, И. Ю., Чистопольская, А. В. Регистрация движений глаз и когнитивный мониторинг как методы объективации процесса инсайтного решения//Экспериментальная психология, 12(1). 2019. – С. 167–179.
  2. Морошкина, Н. В. В погоне за инсайтом: современные подходы и методы измерения инсайта в когнитивной психологии / Н. В. Морошкина, А. В. Аммалайнен, А. И. Савина // Психологические исследования. – 2020. – Т. 13, № 74. – С. 1-17.
  3. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие / А. И. Копытин — «Когито-Центр», 2015 — (Университетское психологическое образование).- 526 с.
  4. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека: (Опыт теорет. и эксперим. исследования). М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. – С. 304.
  5. Тихонов, Р. В., Аммалайнен, А. В., Морошкина Н. В. Многообразие метакогнитивных чувств: разные феномены или разные термины? // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-metakognitivnyh-chuvstv-raznye-fenomeny-ili-raznye-terminy (дата обращения: 19.06.2023).
  6. Филяева, О. В. Поведенческие паттерны инсайта / О. В. Филяева, С. Ю. Коровкин // Когнитивная наука в Москве: новые исследования: Материалы конференции, Москва, 16 июня 2015 года / Под редакцией Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. – Москва: Институт практической психологии и психоанализа, 2015. – С. 444-449.
  7. Чистопольская, А. В., Савинова, А. Д., Лазарева, Н. Ю. Экспликация критериев инсайта и обзор методов их измерения // Психология. Журнал ВШЭ. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksplikatsiya-kriteriev-insayta-i-obzor-metodov-ih-izmereniya (дата обращения: 19.06.2023).
  8. Чистопольская, А. В. Сбор феноменологии инсайтного решения с помощью метода анализа кейсов / А. В. Чистопольская, А. Д. Савинова, Н. Ю. Лазарева // Психология – наука будущего: Материалы IX Международной конференции молодых ученых, Москва, 18–19 ноября 2021 года / Отв. редакторы: Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова. – Москва: Институт психологии РАН, 2021. – С. 374-378.
  9. Danek, A. H. (2018). Magic tricks, sudden restructuring and the aha! experience. In F. ValleeTourangeau (Ed.), Insight: On the origin of new ideas (pp. 51–79). London, England: Routledge.
  10. Metcalfe, , Wiebe,  D. Intuition  in insight  and noninsight  problem  solving. Memory  &  cognition. 1987, 15(3), С. 238–246.

References

  1. Vladimirov, I. Yu., Chistopolskaya, A. V. Registration of eye movements and cognitive monitoring as methods for objectifying the process of insight decision [Registratsiya dvizheniy glaz i kognitivnyy monitoring kak metody ob”yektivatsii protsessa insaytnogo resheniya]// Experimental psychology, 12(1). 2019. – pp. 167–179.
  2. Moroshkina, N.V. In pursuit of insight: modern approaches and methods for measuring insight in cognitive psychology [V pogone za insaytom: sovremennyye podkhody i metody izmereniya insayta v kognitivnoy psikhologii]/ N.V. Moroshkina, A.V. Ammalainen, A.I. Savina // Psychological Research. – 2020. – T. 13, No. 74. – P. 1-17.
  3. Modern clinical art therapy. Textbook [Sovremennaya klinicheskaya art-terapiya. Uchebnoye posobiye]/ A. I. Kopytin – “Cogito-Center”, 2015 – (University psychological education). – 526 p.
  4. Tikhomirov O.K. Structure of human mental activity: (Experience of theoretical and experimental research) [Struktura myslitel’noy deyatel’nosti cheloveka: (Opyt teoret. i eksperim. issledovaniya)]. M.: Publishing house. Moscow University, 1969. – P. 304.
  5. Tikhonov, R. V., Ammalainen, A. V., Moroshkina N. V. Diversity of metacognitive feelings: different phenomena or different terms? [Mnogoobraziye metakognitivnykh chuvstv: raznyye fenomeny ili raznyye terminy?]// Bulletin of St. Petersburg State University. Episode 16: Psychology. Pedagogy. 2018. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoobrazie-metakognitivnyh-chuvstv-raznye-fenomeny-ili-raznye-terminy (access date: 06/19/2023).
  6. Filyaeva, O. V. Behavioral patterns of insight / O. V. Filyaeva, S. Yu. Korovkin [Povedencheskiye patterny insayta]// Cognitive science in Moscow: new research: Conference proceedings, Moscow, June 16, 2015 / Edited by E.V. Pechenkova, M.V. Falikman. – Moscow: Institute of Practical Psychology and Psychoanalysis, 2015. – P. 444-449.
  7. Chistopolskaya, A. V., Savinova, A. D., Lazareva, N. Yu. Explication of insight criteria and review of methods for their measurement [Eksplikatsiya kriteriyev insayta i obzor metodov ikh izmereniya]// Psychology. HSE Journal. 2021. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksplikatsiya-kriteriev-insayta-i-obzor-metodov-ih-izmereniya (date of access: 06/19/2023).
  8. Chistopolskaya, A. V. Collecting the phenomenology of insight decisions using the method of case analysis [Sbor fenomenologii insaytnogo resheniya s pomoshch’yu metoda analiza keysov]/ A. V. Chistopolskaya, A. D. Savinova, N. Yu. Lazareva // Psychology – the science of the future: Proceedings of the IX International Conference of Young Scientists, Moscow , November 18–19, 2021 / Rep. editors: E.A. Sergienko, N.E. Kharlamenkova. – Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2021. – P. 374-378.
  9. Danek, A. H. (2018). Magic tricks, sudden restructuring and the aha! experience. In F. ValleeTourangeau (Ed.), Insight: On the origin of new ideas (pp. 51–79). London, England: Routledge.
  10. Metcalfe, J., Wiebe, D. Intuition in insight and noninsight problem solving. Memory & cognition. 1987, 15(3), pp. 238–246.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top