Корпоративная социальная ответственность
Корпоративная социальная ответственность (КСО) или корпоративное социальное воздействие — это форма международного саморегулирования частного бизнеса, целью которой является содействие достижению социальных целей филантропического, активистского или благотворительного характера путем участия, участия или поддержки волонтерства в сфере профессиональных услуг посредством программ pro bono, развития сообщества, администрирования денежных грантов некоммерческим организациям для общественного блага или для ведения этически ориентированной деловой и инвестиционной практики.
На организационном уровне КСО обычно понимается как стратегическая инициатива, способствующая репутации бренда. Таким образом, инициативы в области социальной ответственности должны быть согласованы с бизнес-моделью и интегрированы в нее, чтобы быть успешными. В некоторых моделях внедрение КСО фирмой выходит за рамки соблюдения нормативных требований и участвует в «действиях, которые, как представляется, способствуют достижению некоторого общественного блага, выходящего за рамки интересов фирмы и того, что требуется по закону».
Кроме того, предприятия могут участвовать в КСО в стратегических или этических целях. Со стратегической точки зрения КСО может способствовать получению прибыли фирмой, особенно если бренды добровольно сообщают как о положительных, так и об отрицательных результатах своих усилий.
По-настоящему ответственное предприятие (TRE):
- видит себя частью системы, а не полностью индивидуальным экономическим актором, озабоченным только максимизацией собственной прибыли,
- признает неустойчивость (разрушение природной среды и рост социальной несправедливости) величайшей проблемой нашего времени,
- признает, что предприятия и предприятия должны работать над решениями в соответствии с их экономическим весом,
- честно оценивает собственный вес и роль в возникновении проблем (лучше всего сконцентрироваться на 2–3 основных проблемах),
- предпринимает важные шаги – систематически, последовательно и целенаправленно – на пути к более устойчивому миру.
Пять принципов TRE: 1) минимальный транспорт, 2) максимальная справедливость, 3) нулевая экономия, 4) максимальный средний размер, 5) продукт или услуга, падающие до наиболее устойчивых 30%.
Социальный учет, аудит и отчетность
Принимать ответственность за свое воздействие на общество означает, прежде всего, что компания должна отчитываться за свои действия, вести их учёт. Таким образом, концепция, которая описывает взаимосвязь социального и экологического воздействий экономической деятельности компании на определенные группы по интересам и на общество в целом, является важным элементом КСО.
Был разработан ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учета, аудита и отчетности:
- стандарт ответственности института AccountAbility (Институт Социальной и Этической отчетности) АА1000, основанный на принципе отчетности с тройным итогом (3BL) Джона Элкингтона;
- учет связанной с устойчивостью системы отчетности;
- руководство по отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности (англ.)рус.;
- руководство по мониторингу Verite;
- Международный стандарт социальной ответственности SA8000;
- Сертификация (стандарт), например, для отелей — Green Key (www.green-key.org);
- Стандарт экологического управления ISO 14000;
- Глобальный договор ООН помогает компаниям отчитываться в формате информации о ходе выполнения. Отчет о ходе выполнения описывает реализацию компанией десяти универсальных принципов Договора корпоративной ответственности и раскрытии информации о корпоративном управлении.
В некоторых странах существуют законодательные требования к социальному учёту, аудиту и отчетности (например, Bilan Social во Франции), однако четко измерить социальную и экологическую эффективность сложно. В настоящее время многие компании готовят проверенные внешними аудиторами годовые отчеты, которые охватывают вопросы устойчивого развития и КСО («Отчеты по методу тройного итога»), однако отчеты существенно различаются по формату, стилю и методике оценки (даже в одной отрасли) — они могут быть как внешние, так и для внутреннего пользования, выходить в печатном формате, в онлайн-версии, в виде мультимедийного проекта и т.п.
Социальная ответственность бизнеса
Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или не определенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.
Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества и проявляется в замедлении воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса.
Социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Технико-экономическое обоснование КСО в рамках компании чаще всего учитывает один или несколько из следующих факторов:
- Персонал. Программа КСО может быть направлена на рекрутинг и сохранение персонала[8], в частности, на конкурентном рынке выпускников ВУЗов. Потенциальные работники часто спрашивают во время собеседования о политике фирмы в области КСО, и наличие комплексной политики может дать преимущества. Кроме того, КСО может помочь улучшить восприятие компании среди её персонала, в особенности, когда персонал может участвовать через систему выплаты зарплаты, деятельности по привлечению средств или социальной работы в местном сообществе.
- Управление рисками. Управление рисками — центральный момент многих корпоративных стратегий. Репутацию, на создание которой ушли десятилетия, можно разрушить за несколько часов в результате таких происшествий, как связанные с коррупцией скандалы или экологические катастрофы. Эти события также могут привлечь нежелательное внимание судов, правительств и средств массовой информации. Создание собственной культуры «надлежащего поведения» в корпорации может минимизировать эти риски[9].
- Дифференциация марки товара. На переполненных рынках компании стремятся создать уникальное торговое предложение, которое в умах потребителей отличает их от конкурентов. КСО может сыграть некоторую роль в формировании лояльности потребителя, основанной на отличительных этических ценностях. Несколько крупных брендов, таких, как Co-operative Group, Body Shop и American Apparel[11], построены на этических ценностях. Оказывающие бизнес-услуги организации также могут получить преимущества от создания репутации честного подхода и оптимальной практики.
- Лицензия на работу. Корпорации стремятся избежать вмешательства в их деятельность через налогообложение и регламентацию (ГОСТы, СНиПы и т. п.). Принимая последовательные добровольные меры, они могут убедить правительства и широкие общественные круги в том, что они серьёзно относятся к таким проблемам, как охрана труда и безопасность, многообразие видов и экология, и таким образом избежать вмешательства. Этот фактор также относится к фирмам, стремящимся оправдать бросающиеся в глаза прибыли и высокий уровень заработной платы членов совета директоров. Компании, работающие за рубежом, могут убедить в том, что их радушно принимают благодаря тому, что они являются добросовестными корпоративными игроками в отношении стандартов труда и воздействия на окружающую среду.
Рекомендуемая литература
- Ли, Нэнси; Котлер, Филип (2013). Корпоративная социальная ответственность приносит наибольшую пользу вашей компании и вашему делу. Хобокен, Нью-Джерси: Уайли. ISBN 978-1118045770.
- Википедия.
Посмотреть еще в категории: Корпоративное управление