Управление знаниями

Управление знаниями

Управление знаниями (KM) – это совокупность методов, связанных с созданием, обменом, использованием и управлением знаниями и информацией организации. Это относится к междисциплинарному подходу к достижению организационных целей путем наилучшего использования знаний.

Усилия по управлению знаниями обычно сосредоточены на организационных целях, таких как повышение производительности, конкурентное преимущество, инновации, обмен извлеченными уроками, интеграция и постоянное совершенствование организации.  Эти усилия пересекаются с организационным обучением и могут отличаться от него большим вниманием к управлению знаниями как стратегическим активом и поощрению обмена знаниями.  КМ является фактором организационного обучения.

Наиболее сложный сценарий управления знаниями можно найти в контексте цепочки поставок, поскольку он включает в себя несколько компаний без отношений собственности или иерархии между ними, которые некоторые авторы называют трансорганизационными или межорганизационными знаниями. Эта сложность дополнительно увеличивается индустрией 4.0 (или 4-й промышленной революцией) и цифровой трансформацией, поскольку возникают новые проблемы как из-за объема, так и из скорости информационных потоков и генерации знаний.

Upravleniye znaniyami

Развитие управления знаниями

KM появился как научная дисциплина в начале 1990-х годов.Первоначально он был поддержан отдельными практиками, когда Skandia наняла Лейфа Эдвинссона из Швеции в качестве первого в мире директора по знаниям (CKO). Юбер Сен-Онж (ранее из CIBC, Канада) начал расследование КМ задолго до этого. Целью CCO является управление и максимизация нематериальных активов своих организаций. Постепенно ЦКО заинтересовались практическими и теоретическими аспектами УЗ, и сформировалось новое направление исследований. Идея КМ была подхвачена такими учеными, как Икудзиро Нонака (Университет Хитоцубаси), Хиротака Такэути (Университет Хитоцубаси), Томас Х. Дэвенпорт (Бэбсон-колледж) и Баруч Лев (Нью-Йоркский университет).

В 2001 году Томас А. Стюарт, бывший редактор журнала Fortune, а затем редактор Harvard Business Review, опубликовал статью, подчеркивающую важность интеллектуального капитала в организациях.  Дисциплина КМ постепенно движется к академической зрелости. Во-первых, это тенденция к более тесному сотрудничеству между учеными; публикации с одним автором встречаются реже. Во-вторых, изменилась роль практиков.  Их вклад в академические исследования снизился с 30% от общего вклада до 2002 года до 10% к 2009 году.  В-третьих, количество академических журналов по управлению знаниями неуклонно растет, достигнув в настоящее время 27 изданий.

Существует несколько дисциплин УЗ; подходы варьируются в зависимости от автора и школы. По мере созревания дисциплины усилились академические дебаты относительно теории и практики, в том числе:

  • Техноцентричные с акцентом на технологии, в идеале те, которые способствуют обмену знаниями и их созданию.
  • Организационный с акцентом на то, как организация может быть спроектирована таким образом, чтобы наилучшим образом облегчить процессы знаний.
  • Экологическая с акцентом на взаимодействие людей, идентичности, знаний и факторов окружающей среды как сложная адаптивная система, сродни природной экосистеме.

Независимо от школы мысли, основные компоненты КМ примерно включают людей / культуру, процессы / структуру и технологию. Детали зависят от перспективы. Перспективы КМ включают в себя:

  • сообщество практиков
  • анализ социальных сетей
  • интеллектуальный капитал
  • теория информации
  • наука о сложности
  • конструктивизм.

Практическая значимость академических исследований в области УЗ была поставлена под сомнение, при этом исследования действий были предложены как имеющие большую актуальность и необходимость перевода результатов, представленных в академических журналах, в практику.

Технологии управления знаниями

Технологию управления знаниями (KM) можно классифицировать следующим образом:

  • Программное обеспечение для совместной работы (Groupware) — программное обеспечение, которое облегчает совместную работу и обмен организационной информацией. Такие приложения предоставляют инструменты для многопоточных обсуждений, совместного использования документов, единообразной электронной почты в масштабах всей организации и других функций, связанных с совместной работой.
  • Системы документооборота — системы, которые позволяют представлять процессы, связанные с созданием, использованием и поддержанием организационных знаний, такие как процесс создания и использования форм и документов.
  • Системы управления контентом и документооборотом — программные системы, автоматизирующие процесс создания веб-контента и/или документов. Такие роли, как редакторы, графические дизайнеры, писатели и продюсеры, могут быть явно смоделированы вместе с задачами в процессе и критериями проверки. Коммерческие поставщики начали либо поддерживать документы, либо поддерживать веб-контент, но по мере роста Интернета эти функции объединились, и поставщики теперь выполняют обе функции.
  • Корпоративные порталы — программное обеспечение, которое агрегирует информацию по всей организации или для групп, таких как проектные группы.
  • Электронное обучение — программное обеспечение, которое позволяет организациям создавать индивидуальное обучение и образование. Это может включать в себя планы уроков, мониторинг прогресса и онлайн-классы.
  • Программное обеспечение для планирования — программное обеспечение, которое автоматизирует создание и обслуживание расписаний. Аспект планирования может интегрироваться с программным обеспечением для управления проектами.
  • Телеприсутствие — программное обеспечение, которое позволяет людям проводить виртуальные встречи «лицом к лицу» без сборки в одном месте. Видеоконференции являются наиболее очевидным примером.
  • Семантические технологии, такие как онтологии — системы, которые кодируют значение вместе с данными, чтобы дать машинам возможность извлекать и выводить информацию.

Эти категории пересекаются. Рабочий процесс, например, является важным аспектом систем управления контентом или документами, большинство из которых имеют инструменты для разработки корпоративных порталов.

Проприетарные технологические продукты KM, такие как Lotus Notes, определили проприетарные форматы для электронной почты, документов, форм и т. Д. Интернет заставил большинство поставщиков принять интернет-форматы. Инструменты с открытым исходным кодом и бесплатные инструменты для создания блогов и вики теперь предоставляют возможности, которые раньше требовали дорогостоящих коммерческих инструментов.

KM стимулирует внедрение инструментов, которые позволяют организациям работать на семантическом уровне, как часть семантической паутины. Некоторые комментаторы утверждают, что после многих лет семантическая паутина не получила широкого распространения, в то время как другие комментаторы утверждали, что она была успешной.

Сохранение знаний

Сохранение знаний является частью управления знаниями. Это помогает преобразовать молчаливую форму знания в явную форму. Это сложный процесс, который направлен на снижение потери знаний в организации.  Сохранение знаний необходимо, когда опытные работники умственного труда покидают организацию после долгой карьеры. Сохранение знаний предотвращает потерю интеллектуального капитала.

Согласно DeLong (2004) стратегии сохранения знаний делятся на четыре основные категории:

  • Человеческие ресурсы, процессы и практика
  • Практика передачи знаний
  • Практика восстановления знаний
  • Информационные технологии, используемые для сбора, хранения и обмена знаниями.

Проекты по сохранению знаний обычно представляются в три этапа: принятие решений, планирование и реализация. Существуют различия между исследователями по срокам этапов. Например, Далкир говорит о сборе, обмене и приобретении знаний, а Доан и др. представляют инициацию, внедрение и оценку. Кроме того, Леви вводит три этапа (объем, передача, интеграция), но также признает «нулевую стадию» для начала проекта.

Аудит знаний

Аудит знаний – это всесторонняя оценка активов знаний организации, включая ее явные и неявные знания, интеллектуальный капитал, опыт и навыки. Целью аудита знаний является выявление сильных сторон и пробелов в знаниях организации и разработка стратегий использования знаний для повышения производительности и конкурентоспособности. Термин «аудит знаний» часто используется взаимозаменяемо с информационным аудитом, хотя информационный аудит несколько более узкий по охвату.

Стандарты по управлению знаниями

Международные ISO

Для организаций и руководителей
ISO 30401:2018: Системы управления знаниями. Требовани

Российские ГОСТы

Для организаций и руководителей

  • ГОСТ Р 53894-2016 Менеджмент знаний. Термины и определения
  • ГОСТ Р 54146-2010 Менеджмент знаний. Руководство для малых и средних предприятий
  • ГОСТ Р 54874-2016 Менеджмент знаний. Руководство по наилучшей практике для государственного сектора
  • ГОСТ Р 54875-2011 Менеджмент знаний. Руководство по устоявшейся практике внедрения системы менеджмента знаний
  • ГОСТ Р 54876-2011 Менеджмент знаний. Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами
  • ГОСТ Р 54877-2016 Менеджмент знаний. Руководство для персонала при работе со знаниями. Измерение знаний
  • ГОСТ Р 55901-2013 Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента для инновационных сфер деятельности
  • ГОСТ Р 56848-2015/ISO/TR 13054-1:2012 Информатизация здоровья. Менеджмент знаний стандартов информатизации здоровья
  • ГОСТ Р 57127-2016/PAS 2001:2001 Менеджмент знаний. Руководство по наилучшей практике
  • ГОСТ Р 57132-2016 Менеджмент знаний. Взаимосвязь с организационными функциями и дисциплинами. Руководство по наилучшей практике
  • ГОСТ Р 57133-2016 Менеджмент организационной культуры и знания. Руководство по наилучшей практике
  • ГОСТ Р 57134-2016 Менеджмент знаний. Мастерство приобретения знаний. Руководство по наилучшей практике
  • ГОСТ Р 57319-2016 Менеджмент знаний. Руководство для успешного достижения целей малых предприятий
  • ГОСТ Р 57320-2016 Менеджмент знаний. Применение процессно-ориентированного менеджмента знаний на малых и средних предприятиях
  • ГОСТ Р 57321.1-2016 Менеджмент знаний. Менеджмент знаний в области инжиниринга. Часть 1. Общие положения, принципы и понятия
  • ГОСТ Р 57321.2-2018 Менеджмент знаний. Менеджмент знаний в области инжиниринга. Часть 2. Проектирование на основе баз знаний
  • ГОСТ Р 57325-2016/ISO/IEC Guide 17:2016 Менеджмент знаний. Руководство по включению в стандарты требований по учету потребностей микро-, малых и средних предприятий
  • ГОСТ Р 57331-2016/PAS 1063:2006 Менеджмент знаний. Руководство по практическому применению менеджмента знаний в сетях малых и средних предприятий
  • ГОСТ Р 58192-2018 Менеджмент знаний. Практика применения менеджмента знаний на малых и средних предприятиях
  • ГОСТ Р 58544-2019 Менеджмент знаний. Руководство по развитию компетенций и организации обучения на малых и средних предприятиях
  • ГОСТ Р 58545-2019 Менеджмент знаний. Руководящие указания по сбору, классификации, маркировке и обработке информации

Дополнительные материалы по теме

Рекомендуемая литература

ISO 30401:2018 Knowledge management systems — Requirements].

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top