Главная страница » Публикации » 2023 » №4 (104) » Миграционное законодательство России: последние изменения, описание и оценка

Миграционное законодательство России: последние изменения, описание и оценка

Migration legislation in Russia: recent changes, description and evaluation

Миграционное законодательство России: последние изменения, описание и оценка

Авторы

Грехнева Юлия Александровна
Юрист
Россия, Некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр», г. Екатеринбург
Бенсгиер Нурзида Валериановна
социолог
Россия, Некоммерческое партнерство «Межнациональный информационный центр», г. Екатеринбург
Бедрина Елена Борисовна
канд. экон. наук, доцент
Россия, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
Неклюдова Наталья Павловна
канд. экон. наук, ст. научный сотрудник
Россия, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
neklyudova.np@uiec.ru

Аннотация

В статье проведен анализ последних изменений миграционного законодательства РФ. На основе анализа сделан вывод, что миграционное законодательство на данный момент находится в стадии своего активного формирования. Вносимые изменения в основном направлены на стремление государства упорядочить миграционные потоки и сохранить экономическую выгоду от пребывания иностранцев. Отмечается, что меньшее внимание законодатель уделяет вопросам адаптации иностранных граждан и не касается вопросов их интеграции. Также остаются вне правового регулирования вопросы позитивного включения детей в образовательную систему России. Сделан вывод о частичном делегировании регионам полномочий по регулированию международной миграции (определение стоимости патента, доли допустимых работников мигрантов в отраслях экономики). В тоже время отмечен рост регламентации и усиления наказаний за нарушение миграционного законодательства.

Ключевые слова

миграционное законодательство, международная миграция, миграционная политика, трудовая миграция, иностранная рабочая сила, разрешение на работу, патент

Рекомендуемая ссылка

Грехнева Юлия Александровна, Бенсгиер Нурзида Валериановна, Бедрина Елена Борисовна, Неклюдова Наталья Павловна. Миграционное законодательство России: последние изменения, описание и оценка // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Номер статьи: 10401. Дата публикации: 26.10.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10401/

Authors

Grekhneva Yulia Alexandrovna
Lawyer
Russia, Non-profit partnership “International Information Center”, Yekaterinburg
Bensgier Nurzida Valerianovna
sociologist
Russia, Non-profit partnership “International Information Center”, Yekaterinburg
Bedrina Elena Borisovna
Ph.D. econ. Sciences, Associate Professor
Russia, Ural Federal University, Ekaterinburg
Nekludova Natalya Pavlovna
Ph.D. econ. Sciences, Art. Researcher
Russia, Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
neklyudova.np@uiec.ru

Abstract

The paper concerns the recent changes in the migration legislation of the Russian Federation. Based on the analysis it is concluded that the migration legislation is in the stage of its active formation now. The introduced changes are mainly aimed at the state's endeavor to streamline migration flows and preserve economic benefits from them. It is noted that the legislator pays less attention to the issues of adaptation of foreign citizens and does not address the issues of their integration. The issues of positive inclusion of children in the educational system of Russia remain outside legal regulation. The conclusion is made about partial delegation to the regions of powers to regulate international migration (determining the cost of a patent, the share of permissible migrant workers in sectors of the economy). At the same time, there has been an increase in regulation and strengthening of penalties for violation of migration legislation.

Keywords

migration legislation, international migration, migration policy, labor migration, foreign labor force, work permit, patent

Suggested citation

Grekhneva Yulia Alexandrovna, Bensgier Nurzida Valerianovna, Bedrina Elena Borisovna, Nekludova Natalya Pavlovna. Migration legislation in Russia: recent changes, description and evaluation // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Art. #  10401. Date issued: 26.10.2023. Available at: https://sovman.ru/article/10401/


Введение

Можно сказать, что для нашей страны миграционное законодательство  сравнительно новая отрасль права,  так как в советской правовой системе вопросам миграции уделяли незначительное внимание.  В современном виде оно сформировалось после распада Советского Союза, когда на месте бывших границ территориальных образований возникли новые государственные границы, в связи с чем, возникла необходимость обеспечить правовое регулирование въезда и выезда большого потока «новообразовавшихся» иностранцев из молодых стран, а также определить условия их пребывания и трудоустройства в Российской Федерации.  Снятие «железного занавеса», построение открытой экономики и развитие внутреннего туризма также потребовали принятия соответствующих нормативных актов, регулирующих приезд в Россию иностранцев из дальнего зарубежья.

Период формирования основ миграционного законодательства завершился к 2015 году. К этому времени был определен правовой статус иностранных граждан, перечень и объем документов, необходимых для въезда, а также правила продления времени пребывания в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (с последними изменениями от 10.07.2023 № 316-ФЗ), иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, можно условно разделить на 4 группы:

  • иностранные граждане, пребывающие в Российскую Федерацию с целью туризма в визовом или безвизовом порядке, особенности пребывания которых регулируются двусторонними договорам Российской Федерации со странами отправления иностранных граждан;
  • временно пребывающие иностранные граждане, к которым относятся: работники с разрешением на работу или патентом и их семьи; граждане Евразийского Экономического Союза; студенты; беженцы и лица с временным убежищем. Срок пребывания указанных лиц связан с предоставление подтверждающих статус документов (патент на работу; разрешение на работу; приказ о зачислении в учебное заведение; удостоверение беженца и т.д.)
  • временно проживающие иностранцы – иностранные граждане, оформившие разрешение на временное проживание (РВП). Обычный срок действия РВП составляет три года.
  • постоянно проживающие – иностранные граждане, оформившие вид на жительство (ВНЖ).

Каждая из вышеперечисленных групп иностранных граждан в Российской Федерации имеет особый статус, и, в соответствии с ним, приобретает разные права и обязанности. В случае утраты такого документа или признания его не действительным, иностранец рискует утратить и право нахождения на территории Российской Федерации и должен в течение 15 дней (общее правило) вернуться на родину. Для временно проживающих, документом, подтверждающим статус, выступает РВП, для постоянно проживающих – ВНЖ.

Эти же документы определяют и право осуществлять трудовую деятельность иностранцев в Российской Федерации. Для временно пребывающих иностранцев важно своевременно оплачивать патент (который по сути является авансовым платежом налога на доходы физических лиц и может быть возвращен иностранцем по итогу года, после предоставления уточненной декларации и предоставления документов (справки 2-НДФЛ от работодателя) о произведенной переплате), поскольку просрочка оплаты (даже на один день) влечет аннулирование самого документа (патента). Для временно проживающих иностранцев главный и единственный документ, разрешающий работать — РВП.

Существует строгая привязка трудовой деятельности иностранных граждан к территории, а именно, как временно пребывающие, так и временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им выдан документ. При этом, временно проживающие могут работать по любой профессии и без патента или разрешения на работу, а у находящихся в Российской Федерации на основании патента – только по заявленной профессии. Кроме того, для обладателей статуса РВП есть важное условие — подтверждать проживание в России по РВП не менее 183 дней в году.

Каждый регион сам, исходя из потребностей местного рынка труда в рабочей силе, определяет размер стоимости патента в виде фиксированного авансового платежа (НДФЛ), взимаемого за оформление и продление срока действия патента для трудовой деятельности иностранных граждан, пребывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем оформления визы. Обычно его размер в начале года пересматривают. Так, 1 января 2023 года он увеличился на основании Приказа Минэкономразвития № 573 от 19 октября 2022 [1], в котором установлен соответствующий коэффициент-дефлятор на 2023 год в размере 2,270. Для города Москва и Московской области размер платежа составит 6600 руб. в месяц, для Свердловской области 5950 руб., для Ямало-Ненецкого АО – 10929 руб. [2].

 

Результаты исследований

Важным нюансом правового статуса иностранного гражданина является необходимость оформления дополнительных документов. Так, для иностранцев временно пребывающих в безвизовом порядке (за исключением граждан ЕАЭС) требуются полис добровольного медицинского страхования, медицинское заключение и т.д.

На сегодняшний день вопросы, связанные со здравоохранением и медицинским страхованием мигрантов, регулируются Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 186 [3]. Данное Постановление утверждает общие правила для всех иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации и нуждающихся в оказании тех или иных медицинских услуг и содержит следующие важные положения:

  • медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями бесплатно;
  • скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается иностранным гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения указанная медицинская помощь оказывается иностранным гражданам бесплатно;
  • медицинская помощь в неотложной форме (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи) и плановой форме оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования;
  • иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 2017 г. N 11-8/3077 «О порядке обязательного медицинского страхования иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в РФ или разрешение на временное проживание и беженцев» [4] разъясняет Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам: «Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Российской Федерации или разрешение на временное проживание, а также беженцы (лица, получившие свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу, и лица, получившие временное убежище) подлежат обязательному медицинскому страхованию». Полисы обязательного медицинского страхования им выдаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 [5], при этом медицинская помощь за счет средств обязательного медицинского страхования им оказывается наравне с гражданами Российской Федерации.

Обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.2014 [6], подлежат временно пребывающие на территории Российской Федерации трудящиеся иностранные граждане государств — членов ЕАЭС, а также работающие на территории Российской Федерации члены Коллегии Евразийской экономической комиссии, должностные лица (граждане государств — членов ЕАЭС, назначенные на должности директоров департаментов Евразийской экономической комиссии и заместителей директоров департаментов указанной комиссии), сотрудники органов ЕАЭС, находящихся на территории Российской Федерации (граждане государств — членов ЕАЭС на основе заключаемых с ними трудовых договоров (контрактов) и не являющиеся должностными лицами).

Вышеперечисленным категориям иностранных граждан, а также лицам без гражданства, беженцам с 1 января 2017 года выдается только бумажный полис обязательного медицинского страхования со сроком действия до конца календарного года, но не более срока пребывания, действия разрешения на временное проживание, действия трудового договора или исполнения соответствующих полномочий. Указанный полис обязательного медицинского страхования подлежит ежегодной замене, которая необходима для актуализации единого регистра застрахованных лиц, а также для подтверждения факта трудоустройства и права иностранного гражданина на обязательное медицинское страхование.

На практике, для оформления полиса ОМС иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации из государства — члена ЕАЭС с целью трудовой деятельности необходимы следующие документы:

  • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • СНИЛС;
  • трудовой договор;
  • отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, или ее копия с указанием места и срока пребывания.

Как можно заметить, из приведенных нормативно-правовых документов, очевидно, что вне системы обязательного медицинского страхования, а, следовательно, и вне, хоть и условной, системы охраны здоровья населения, остаются следующие иностранные граждане, численность которых в Российской Федерации весьма велика:

  • граждане стран бывшего СССР, не являющихся членами ЕАЭС;
  • члены семей граждан государств — членов ЕАЭС (их численность с каждым годом увеличивается).

Многолетние наблюдения, интервью с медиками и руководством городской и региональной системы здравоохранения высветили серьезную проблему в области здравоохранения иностранных граждан в Российской Федерации – в связи с ограниченностью финансовых возможностей, большинство мигрантов прибегают к платной медицинской помощи только для лечения детей и запускают заболевания, уже имеющиеся или приобретенные ими в период миграции, до той стадии, когда им требуется экстренная госпитализация и/или безотлагательное оперативное вмешательство, что для российского бюджета, обслуживающего здравоохранение, оборачивается более значительными затратами, чем могла бы быть оказанная своевременно медицинская помощь.

Не меньшую проблему вызывает ситуация, которая на протяжении уже десятка лет происходит в области ведения беременности и родовспоможения. Так, иностранки, прежде всего, это касается гражданок Узбекистана и Таджикистана, не имеющие полиса ОМС, в течение беременности не встают на учет в медицинское учреждение и обращаются за скорой помощью в момент наступления схваток. Очевидно, что такая пациентка создает огромные проблемы медицинскому персоналу в силу отсутствия информации о состоянии ее здоровья. Более того, по отзывам медиков, такие роженицы, как правило, имеют проблемы со здоровьем, которые приходится решать за рамками родовспоможения и затраты на их лечение, опять же, оборачиваются большими расходами для российского бюджета.

Если трудовой договор у иностранного гражданина отсутствует (что встречается достаточно часто), то это влечет за собой невозможность получения полиса ОМС и, соответственно, отсутствие доступа к медицинским услугам, так как платная медицина часто оказывается для трудового мигранта «не по карману».

В 2023 году изменения в области оказания медицинских услуг мигрантам внесены в Федеральный Закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [7]. С 1 января 2023 года застрахованными лицами в системе ОМС признаются практически все иностранные граждане, независимо от гражданства и правового статуса: все работающие (в том числе, на основании гражданско-правовых договоров) в РФ временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства; постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, включая высококвалифицированных специалистов (ВКС). Исключения составили временно пребывающие ВКС, неработающие члены семьи ВКС и иностранные граждане, направляемые для работы в расположенные на территории РФ филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов ВТО. При этом, воспользоваться правом на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане смогут только при условии уплаты за них страховых взносов в течение не менее 3-х лет.

Гражданам ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии) ОМС предоставляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 [8], без дополнительных условий. Беженцам и получившим временное убежище ОМС предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» № 4528-1 от 19.02.1993 [9].

Полис ОМС для временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства выдается в виде штрихового кода, через портал «Госуслуги», в день подачи заявления о включении в единый регистр застрахованных лиц. Полис ОМС признается недействительным в случае утраты временно пребывающим иностранным гражданином или лицом без гражданства статуса «работающий» со дня поступления сведений из Фонда пенсионного и социального страхования РФ. Неработающим временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства (студентам, детям и т. д.) необходимо иметь договор (полис) ДМС.

С 1 января 2023 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [10]. В соответствии с указанными изменениями, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат:

  • все постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства;
  • все временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства, кроме высококвалифицированных специалистов (ВКС);
  • лица, выполняющие работу или оказывающие услуги на основании гражданско-правовых договоров, за исключением временно пребывающих ВКС.

Изменения, внесенные в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 [11] определяют, что застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются все работающие в Российской Федерации (в том числе по гражданско-правовым договорам выполнения работ или оказания услуг):

  • постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане или лица без гражданства;
  • все временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства, кроме ВКС.

Важным нововведением в миграционном законодательстве с 1 января 2023 года стало появление нового правового статуса на основании разрешения на временное проживание в целях получения образования (РВПО), введенного ст. 6.2. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 [12]. Его получателями являются иностранные студенты, обучающиеся по очной форме в российских государственных высших учебных заведениях (ВУЗ) или научных организациях по программам, имеющим государственную аккредитацию. К ним относятся студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки, подготовки научных или научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Если коротко охарактеризовать новый правовой статус, то можно выделить следующие основные особенности:

  • РВПО выдается на период обучения + еще на 180 календарных дней, после дня окончания срока обучения. Предполагается, что этого времени будет достаточно для желающих подать документы на ВНЖ. При этом возможности продления срока действия РВПО (в случае изменения срока обучения, академического отпуска) законодателем не предусмотрено.
  • Статус РВПО связан с регионом обучения, то есть его можно получить только в том субъекте Российской Федерации, где обучается иностранный студент и только на территории Российской Федерации. Заявление о выдаче РВПО подается в территориальный орган МВД РФ по месту обучения. Таким образом, в отличии от трудоустраивающихся временно-пребывающих иностранных студентов, трудовая деятельность временно проживающего студента ограничивается территорией выдачи РВПО (исключение – дистанционные трудовые договоры).
  • Срок рассмотрения заявления для получения РВПО составляет 2 месяца.
  • РВПО выдается в упрощенном порядке без учета квоты. К заявлению прилагается документ, подтверждающий зачисление на очную форму обучения в государственные ВУЗ или научную организацию.
  • В случае принятия распределительного акта об отчислении иностранного студента в связи с переводом, студент обязан представить в территориальный орган МВД РФ, выдавший РВПО, документ, подтверждающий его зачисление на очную форму обучения в другой государственный ВУЗ или научную организацию. Срок для подачи документов — 30 календарных днейс момента получения распределительного акта.

Права и обязанности иностранных студентов следующие:

  • им не требуется подавать ежегодные уведомления о подтверждающие проживание и доход; трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный с иностранным студентом, получившим РВПО, подлежит прекращению по истечении срока действия РВПО;
  • студент может безвыездно проживать в России, а также выезжать и въезжать в Россию, на основании многократной визы временно проживающего, оформленной на срок действия РВПО или в безвизовом порядке, если это предусмотрено международным договором; при наличии собственного жилья, временно проживающий иностранный гражданин может оформить регистрацию по месту жительства на весь период действия РВПО;
  • студент сохраняет возможность получить вид на жительство в упрощённом порядке в течение 3 летпосле окончания обучения.

Статус РВПО будет аннулирован, в том числе в случае:

  • перехода студента на очно-заочную или заочную форму обучения;
  • при досрочном прекращении обучения;
  • нарушения 30-дневногосрока для представления документа, подтверждающего зачисление на очное отделение в другой государственный ВУЗ или научную организацию при переводе.

Принято и заработало Постановление Правительства РФ  «Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» № 1751 от 03.10.2022 [13], которое устанавливает ограничения на работу иностранцам в определенных сферах экономики.

В качестве примера можно привести:

  • выращивание овощей (код 01.13.1) — в размере 50% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами, за исключением Удмуртской Республики, Приморского края, Астраханской области и Волгоградской области;
  • лесоводство и лесозаготовки (код 02) — в размере 50% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами, за исключением Приморского края;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (код 16);
    оптовая торговля древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) — в размере 50% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;
  • строительство (раздел F)- в размере 80 % от общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами за исключением Республики Дагестан (50%) и т.д.

При этом работодатели до 1 января 2023 года должны были привести численность иностранной рабочей силы в соответствие с установленными ограничениями. За превышение допустимой доли иностранных работников предусмотрена административная ответственность по ст. 18.17 КоАП РФ:

  • размер штрафа на физическое лицо составляет от 2 000 до 2 000 руб.;
  • размер штрафа на иностранного гражданина от 2 000 до 5 000 руб., с административным выдворением за пределы РФ или без такового;
  • размер штрафа на должностное лицо от 45 000 до 50 000 руб.;
  • размер штрафа на юридическое лицо от 800 000 до 1 000 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
  • размер штрафа на иностранное юридическое лицо, его филиал или представительство от 800 000 до 1 000 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток [14].

Установленные ограничения не распространяются на привлечение к трудовой деятельности временно и постоянно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, ВКС и членов их семей, а также граждан ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии).

Изменения коснулись и Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ [15], форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). В соответствии с регламентом, МФЦ переданы функции принятия решения об отказе в приёме документов.

В регламент внесены и так называемые технические правки. Так, лица без гражданства в РФ смогут не представлять копию миграционной карты для постановки на учёт по месту пребывания; иностранец, которому выдается РВП без учета квот, должен не меньше полугода с момента обращения с заявлением отработать по определенной профессии. В обновленный регламент добавлена ссылка на актуальный приказ Минтруда от 05.04.2022 № 199н, которым и утвержден перечень таких профессий [16]. Также внесены изменения, в связи с появлением нового статуса иностранца — разрешение на временное проживание обучающихся (РВПО).

Регламентом установлены дополнительные основания и перечень документов для выдачи РВП без квот отдельным категориям граждан. Например, для бывших сограждан СССР, которые получили образование в аспирантуре (адъюнктуре) в российских государственных вузах, подтверждающими документами будут: диплом или свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Для специалиста в области информационных технологий, который заключил трудовой договор либо договор ГПХ с IT-организацией, подтверждающим документом является диплом об образовании в сфере информационных технологий в период с 1992 по 1995. Документ об IT-образовании должен быть выдан образовательными организациями, действующими на российской территории либо на территории иностранного государства, признаваемого в России на основании международных договоров либо свидетельство, подтверждающее признание иностранного образования или иностранной квалификации такого специалиста.

Для граждан Украины отменили подтверждение русского языка. Украинских граждан освободили от уплаты госпошлины за РВП. Госпошлина не взимается и за пострадавших граждан в чрезвычайных ситуациях.

Для лиц, обратившихся за получением РВП в консульство РФ либо дипломатическое представительство страны, медицинское освидетельствование можно предоставить в течение 30 дней с момента пересечения территории РФ.

Важное нововведение касается собственников квартир – они смогут получать данные о прописанных без согласия третьих лиц. Федеральный закон от 14.07.2022 № 304-ФЗ [17], наделяет собственников жилого помещения таким правом. Объем предоставляемых данных будет исчерпывающим, начиная от фамилии и имени и заканчивая данными о гражданстве и сроках постановки на миграционный учет, если речь идет об иностранце. До этого данная информация предоставлялась только при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивалась.

К сожалению, изменения никак не коснулись необходимости регистрации по месту проживания в течение 7 дней с момента прибытия в Россию. На сегодняшний день это наиболее коррумпированная область контроля над мигрантами, поскольку зарегистрироваться официально практически невозможно, а временные краткосрочные регистрации выступают предметом торга, никак не связанным с реальным местом пребывания мигранта.

 

Заключение

Оценивая российское миграционное право в целом и вносимые изменения, видим стремление государства упорядочить миграционные потоки и сохранить экономическую выгоду от пребывания иностранцев. Однако, обращает на себя внимание, что все новации посвящены прежде всего учету иностранных граждан и контролю за ними. Законодатель не уделяет внимания вопросам адаптации иностранных граждан, приезжающих в Россию на достаточно длительные сроки с целью трудоустройства, не касается интеграции иностранцев, которые настроены постоянно жить и работать в России. Мимо правового регулирования проходят вопросы позитивного включения детей в образовательную систему России. Безусловно, Конституция РФ (ст. 43) и ФЗ «Об образовании» (ст. 1) гарантируют каждому, находящемуся в России ребенку бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, но проблемы, с которыми сталкиваются сегодня билингвы и те, кто их учит, не находят решения в правовом ракурсе.

Как можно заметить, миграционное законодательства в России активно развивается. Развитие идет по пути роста дифференциации, как по категориям мигрантов (уровень образования и квалификации, цель приезда и пр.), так по странам исхода (например, член ЕАЭС). Также наблюдается делегирование регионам полномочий по регулированию международной миграции (определение стоимости патента, доли допустимых работников мигрантов в отраслях экономики). В то же время можно отметить рост регламентации и наказаний за нарушение миграционного законодательства.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Приказ Минэкономразвития России от 19.10.2022 N 573 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2023 год» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2022 N 70731) / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430132/
  2. Справочная информация «Стоимость патента для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в субъектах Российской Федерации» / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286167/6736cc140df487c87ce3629aadcf189de2b3837d/
  3. Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186
  4. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 2017 г. N 11-8/3077 «О порядке обязательного медицинского страхования иностранных граждан, лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в РФ или разрешение на временное проживание и беженцев» / Гарант. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71646124/
  5. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 (последняя редакция) / Консультант плюс. — URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/
  6. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  7. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 (последняя редакция), статья 10 / Консультант плюс. — URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/
  8. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  9. Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 13.06.2023) / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340/
  10. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 N 255-ФЗ (последняя редакция) / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/
  11. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция) / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447
  12. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» N 115-ФЗ от 25.07.2002 (последняя редакция), статья 6.2 / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
  13. Постановление Правительства РФ «Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» № 1751 от 03.10.2022 / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77382.html
  14. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 24.06.2023), статья 18.17 / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  15. Приказ МВД России от 10.12.2020 N 856 (ред. от 16.11.2022) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2021 N 62483) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)/ Консультант Плюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376871/
  16. Приказ Минтруда России от 05.04.2022 N 199н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2022 N 68464) / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416782/
  17. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и статью 10 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 14.07.2022 N 304-ФЗ (последняя редакция) / Консультант плюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421860/

References

  1. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated October 19, 2022 N 573 “On the establishment of deflator coefficients for 2023” (Registered with the Ministry of Justice of Russia on October 27, 2022 N 70731) [Prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 19.10.2022 N 573 «Ob ustanovlenii koeffitsiyentov-deflyatorov na 2023 god» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.10.2022 N 70731)]/ Consultant plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430132/
  2. Reference information “The cost of a patent for foreign citizens working in the constituent entities of the Russian Federation” [Spravochnaya informatsiya «Stoimost’ patenta dlya inostrannykh grazhdan, osushchestvlyayushchikh trudovuyu deyatel’nost’ v sub»yektakh Rossiyskoy Federatsii»]/ Consultant Plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286167/6736cc140df487c87ce3629aadcf189de2b3837d/
  3. Decree of the Government of the Russian Federation of March 6, 2013 N 186 [Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 6 marta 2013 g. N 186]
  4. Letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated July 20, 2017 N 11-8/3077 “On the procedure for compulsory health insurance of foreign citizens, stateless persons who have a residence permit in the Russian Federation or a temporary residence permit and refugees” [Pis’mo Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 20 iyulya 2017 g. N 11-8/3077 «O poryadke obyazatel’nogo meditsinskogo strakhovaniya inostrannykh grazhdan, lits bez grazhdanstva, imeyushchikh vid na zhitel’stvo v RF ili razresheniye na vremennoye prozhivaniye i bezhentsev»]/ Guarantor. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71646124/
  5. Federal Law “On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation” No. 326-FZ dated November 29, 2010 (latest edition) [Federal’nyy zakon «Ob obyazatel’nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii» № 326-FZ ot 29.11.2010 (poslednyaya redaktsiya)]/ Consultant Plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/
  6. Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on May 29, 2014) (as amended on March 24, 2022) (as amended and supplemented, entered into force on April 3, 2023) [Dogovor o Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 24.03.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.04.2023)]/ Consultant plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  7. Federal Law “On Compulsory Health Insurance in the Russian Federation” No. 326-FZ dated November 29, 2010 (latest edition), Article 10 [Federal’nyy zakon «Ob obyazatel’nom meditsinskom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii» № 326-FZ ot 29.11.2010 (poslednyaya redaktsiya), stat’ya 10]/ Consultant Plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/
  8. Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana on May 29, 2014) (as amended on March 24, 2022) (as amended and supplemented, entered into force on April 3, 2023) [Dogovor o Yevraziyskom ekonomicheskom soyuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 24.03.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.04.2023)]/ Consultant plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
  9. Federal Law “On Refugees” dated February 19, 1993 N 4528-1 (as amended on June 13, 2023) [Federal’nyy zakon «O bezhentsakh» ot 19.02.1993 N 4528-1 (red. ot 13.06.2023)]/ Consultant plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340/
  10. Federal Law “On compulsory social insurance in case of temporary disability and in connection with maternity” dated December 29, 2006 N 255-FZ (latest edition) [Federal’nyy zakon «Ob obyazatel’nom sotsial’nom strakhovanii na sluchay vremennoy netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom» ot 29.12.2006 N 255-FZ (poslednyaya redaktsiya)]/ Consultant Plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/
  11. Federal Law “On Compulsory Pension Insurance in the Russian Federation” dated December 15, 2001 N 167-FZ (latest edition) [Federal’nyy zakon «Ob obyazatel’nom pensionnom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 15.12.2001 N 167-FZ (poslednyaya redaktsiya)]/ Consultant Plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447
  12. Federal Law “On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation” No. 115-FZ dated July 25, 2002 (latest edition), Article 6.2 [Federal’nyy zakon «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» N 115-FZ ot 25.07.2002 (poslednyaya redaktsiya), stat’ya 6.2]/ Consultant Plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
  13. Decree of the Government of the Russian Federation “On establishing for 2023 the permissible share of foreign workers employed by business entities carrying out certain types of economic activities on the territory of the Russian Federation” No. 1751 dated 10/03/2022 [Postanovleniye Pravitel’stva RF «Ob ustanovlenii na 2023 god dopustimoy doli inostrannykh rabotnikov, ispol’zuyemykh khozyaystvuyushchimi sub»yektami, osushchestvlyayushchimi na territorii Rossiyskoy Federatsii otdel’nyye vidy ekonomicheskoy deyatel’nosti» № 1751 ot 03.10.2022]/ Consultant plus. — URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77382.html
  14. “Code of the Russian Federation on Administrative Offenses” No. 195-FZ dated December 30, 2001 (as amended on June 24, 2023), Article 18.17 [«Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» № 195-FZ ot 30.12.2001 (red. ot 24.06.2023), stat’ya 18.17]/ Consultant Plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  15. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 10, 2020 N 856 (as amended on November 16, 2022) “On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the provision of public services for the implementation of migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation, foreign application forms citizen or stateless person about registration at the place of residence, an application for deregistration of a foreign citizen or stateless person from registration at the place of residence, notification of the arrival of a foreign citizen or stateless person at the place of stay, notes on registration (deregistration) of a foreign citizen or stateless person at the place of residence, marks confirming the completion by the receiving party and the foreign citizen or stateless person of the actions necessary for his registration at the place of residence, affixed, inter alia, by the multifunctional center for the provision of state and municipal services» (Registered with the Ministry of Justice Russia 12.02.2021 N 62483) (as amended. and additional, intro. in force from 01/01/2023) [Prikaz MVD Rossii ot 10.12.2020 N 856 (red. ot 16.11.2022) «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii po predostavleniyu gosudarstvennoy uslugi po osushchestvleniyu migratsionnogo ucheta inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossiyskoy Federatsii, form zayavleniya inostrannogo grazhdanina ili litsa bez grazhdanstva o registratsii po mestu zhitel’stva, zayavleniya o snyatii inostrannogo grazhdanina ili litsa bez grazhdanstva s registratsii po mestu zhitel’stva, uvedomleniya o pribytii inostrannogo grazhdanina ili litsa bez grazhdanstva v mesto prebyvaniya, otmetok o registratsii (snyatii s registratsii) inostrannogo grazhdanina ili litsa bez grazhdanstva po mestu zhitel’stva, otmetok o podtverzhdenii vypolneniya prinimayushchey storonoy i inostrannym grazhdaninom ili litsom bez grazhdanstva deystviy, neobkhodimykh dlya yego postanovki na uchet po mestu prebyvaniya, prostavlyayemykh, v tom chisle, mnogofunktsional’nym tsentrom predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal’nykh uslug» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 12.02.2021 N 62483) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2023)]/ Consultant Plus: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376871/
  16. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 04/05/2022 N 199n “On approval of the list of professions (specialties, positions) of foreign citizens and stateless persons — qualified specialists who have the right to be granted citizenship of the Russian Federation in a simplified manner” (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 13.05. 2022 N 68464) [Prikaz Mintruda Rossii ot 05.04.2022 N 199n «Ob utverzhdenii perechnya professiy (spetsial’nostey, dolzhnostey) inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva — kvalifitsirovannykh spetsialistov, imeyushchikh pravo na priyem v grazhdanstvo Rossiyskoy Federatsii v uproshchennom poryadke» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 13.05.2022 N 68464)]/ Consultant plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_416782/
  17. Federal Law «On Amendments to Article 3 of the Law of the Russian Federation «On the Right of Citizens of the Russian Federation to Freedom of Movement, Choice of Place of Stay and Residence within the Russian Federation» and Article 10 of the Federal Law «On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation » dated July 14, 2022 N 304-FZ (latest edition) [Federal’nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v stat’yu 3 Zakona Rossiyskoy Federatsii «O prave grazhdan Rossiyskoy Federatsii na svobodu peredvizheniya, vybor mesta prebyvaniya i zhitel’stva v predelakh Rossiyskoy Federatsii» i stat’yu 10 Federal’nogo zakona «O migratsionnom uchete inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossiyskoy Federatsii» ot 14.07.2022 N 304-FZ (poslednyaya redaktsiya)]/ Consultant Plus. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421860/

1 комментарий к “Миграционное законодательство России: последние изменения, описание и оценка”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх