Главная страница » Публикации » 2023 » №4 (104) » Проблемы экологического управления в России в контексте современных потенциальных угроз

Проблемы экологического управления в России в контексте современных потенциальных угроз

Problems of environmental management in Russia under the influence of modern potential threats

Проблемы экологического управления в России в контексте современных потенциальных угроз

Авторы

Бурматова Ольга Петровна
доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Россия, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН
burmatova.op@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу современных экологических вызовов и порождаемых ими важнейших рисков и угроз. Показаны связанные с рассматриваемыми вызовами основные опасности для эколого-экономического развития страны и предложены возможные пути их предотвращения. Обоснованы возможные последствия ухудшения экологической ситуации в стране под влиянием потенциальных экологических вызовов и синергии взаимодействия различных угроз и рисков. В статье делается вывод о том, что сложившаяся в России система государственного управления в сфере охраны окружающей среды, технологическое состояние экономики, экологическое право и другие аспекты институциональной среды требуют активной трансформации для обеспечения эффективного решения стоящих в экологической сфере проблем. Среди основных направлений такой трансформации выделен ряд первостепенных задач, предусматривающих, в частности, стимулирование активизации инвестиций в импортозамещение; технологическую суверенизацию экономики на базе наилучших доступных технологий; усиление экономического механизма экологического регулирования, экологического мониторинга и особенно экологического контроля; введение реальной ответственности компаний-загрязнителей за нарушение установленных экологических требований и др. Предложенные рекомендации по изменению инструментов экологического регулирования могут быть использованы при разработке ключевых элементов механизма управления экологической сферой на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова

экологические риски и угрозы, зеленые технологии, экологическая политика, наилучшие доступные технологии, эколого-экономическое стратегирование, долгосрочные экологические риски, зеленый переход, декарбонизация экономики

Финансирование

Работа выполнена по плану НИР ИЭОПП СО РАН в рамках проекта «Региональное и муниципальное стратегическое планирование и управление в контексте модернизации государственной региональной политики и развития цифровой экономики» № 121040100283-2.

Рекомендуемая ссылка

Бурматова Ольга Петровна. Проблемы экологического управления в России в контексте современных потенциальных угроз // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Номер статьи: 10403. Дата публикации: 20.11.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10403/

Authors

Olga Petrovna Burmatova
Doctor of Economics, Associate Professor, Leading Researcher of the Department of Regional and Municipal Administration
Russia, Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
burmatova.op@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of modern environmental challenges and the most important risks and threats generated by them. The main dangers for the ecological and economic development of the country associated with the challenges under consideration are shown and possible ways to prevent them are proposed. The possible consequences of the deterioration of the environmental situation in the country under the influence of potential environmental challenges and the synergy of interaction between various threats and risks are substantiated. The article concludes that the current system of public administration in the field of environmental protection in Russia, the technological state of the economy, environmental law and other aspects of the institutional environment require serious transformation to ensure an effective solution to the problems facing the environmental sphere. Among the main directions of such transformation, a number of priority tasks have been identified, including, in particular, stimulating increased investment in import substitution; technological sovereignization of the economy based on the best available technologies; strengthening the economic mechanism of environmental regulation, environmental monitoring and especially environmental control; introduction of real liability of polluting companies for violation of established environmental requirements, etc. The proposed recommendations for changing environmental regulation instruments can be used in the development of key elements of the environmental management mechanism at the federal and regional levels..

Keywords

environmental risks and threats, green technologies, environmental policy, best available technologies, environmental and economic strategizing, long-term environmental risks, green transition, economic decarbonization

Project finance

The work was carried out according to the research plan of the IEOPP SB RAS within the framework of the project “Regional and municipal strategic planning and management in the context of modernization of state regional policy and development of the digital economy” No. 121040100283-2.

Suggested citation

Olga Petrovna Burmatova. Problems of environmental management in Russia under the influence of modern potential threats // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Art. #  10403. Date issued: 20.11.2023. Available at: https://sovman.ru/article/10403/


Введение

В современных достаточно не простых экономических и политических условиях Россия оказалась в ситуации, когда решение экологических проблем накладывается на необходимость адекватной реакции на целый ряд других не менее актуальных и насущных проблем. С одной стороны, объявленные России санкции Запада служат стимулом для усиления экономической (и прежде всего технологической) самодостаточности, тем самым обеспечивая и адекватную реакцию на всевозможные экологические риски и угрозы. Однако формирование технологической самодостаточности – это процесс, как правило, капиталоемкий и длительный, требующий не только значительных финансовых и временных ресурсов, но и политической воли и изменения менталитета бизнес сообщества в сторону осознания им своей экологической ответственности. С другой стороны, прослеживается тенденция, когда власти в очередной раз (после экономического кризиса в 1998 г. и финансово-экономического кризиса 2008 – 2010 гг.) ради помощи крупному отечественному бизнесу и освобождения его от дополнительной финансовой нагрузки нередко выбирают путь, при котором приходится жертвовать экологией по различным направлениям.

Поэтому в существующих реалиях с экологических позиций остро стоит вопрос о своевременном реагировании на возникающие экологические вызовы и выстраивании в среднесрочной и особенно долгосрочной перспективе такой государственной экологической политики, которая не допускала бы их перерастания в реальные угрозы с нанесением ущерба природной среде, условиям жизни и здоровью людей, а также позволяла бы соблюдать наметившийся (до начала СВО) положительный тренд по усилению мер в области охраны окружающей среды, внимание и осознание значимости которого со стороны федеральных органов власти в последние годы заметно нарастали (Алещенко и др., 2022; Бурматова О.П., 2023; Жаворонкова, Шпаковский, 2022; Гильмундинов, Панкова, 2023).

Хотя многие проблемы, лежащие в основе современных экологических вызовов в России (рис. 1), существуют давно и, как правило, хорошо известны, тем не менее предпринимаемые для их решения усилия пока далеко недостаточны, что обусловливает сохранение и усиление их актуальности и остроты.

 

Основные причины формирования современных экологических вызовов

Рис. 1. Основные причины формирования современных экологических вызовов

Источник: составлено автором

 

Охарактеризуем основные экологические вызовы и угрозы в современных условиях России и наметим возможные пути их преодоления.

 

Современные экологические вызовы и угрозы и возможные пути их преодоления

 

1. Отсутствие необходимых предпосылок (или медленное их создание) для внедрения в практику экологически ориентированных и ресурсосберегающих технологий (Аганбегян, 2022; Алещенко и др., 2022; Инновации, 2023; Порфирьев, 2016).

Данный вызов связан со следующими опасностями для эколого-экономического развития:

  • Возможное пробуксовывание структурно-технологической модернизации производства (в т.ч. в части импортозамещения и перехода на НДТ).
  • Игнорирование экологических требований с учетом инновационных принципов развития.
  • Высокие затраты на зеленые технологии и отсутствие серьезных отечественных заделов по их производству; в РФ требуются годы не только на разработку, но и на внедрение в производство новых технологий (что, по экспертным оценкам требует от пяти до десяти лет).
  • Отсутствие работающих механизмов стимулирования реального перехода на инновационные технологии.
  • Нежелание бизнеса принимать на себя связанные с вложениями риски и др.
  • Рост объемов параллельного импорта в ущерб обеспечению технологического суверенитета.
  • Сохранение проблем критической зависимости российской экономики от глобального рынка.
  • Установление санкционных барьеров для доступа российских компаний к зарубежным инвестициям и технологиям, в конечном счете негативно отражается на организации и осуществлении отдельных аспектов природоохранной деятельности предприятий не только через основные производственные технологии, но и через различные природоохранные методы и средства, включая прежде всего контрольно-измерительное оборудование для обеспечения автоматизированной системы экологического мониторинга, получение эффективных технологий переработки отходов, различные очистные сооружения, глубокую нефтепереработку и нефтехимию и т. д.

Синергия взаимодействия данных угроз и рисков может иметь результатом рост масштабов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), истощение природного капитала, ухудшение экосистемных услуг, деградацию природной среды и ухудшение здоровья людей.

Возможные пути преодоления перечисленных угроз и рисков должны, на наш взгляд, прежде всего охватывать:

  1. Создание инструментов управления, обеспечивающих стимулирующие эффекты перехода на новые экологически ориентированные и ресурсосберегающие технологии.
  2. Структурно-технологическую модернизацию и внедрение мер по экологизации производства; активное внедрение инновационных принципов развития, увеличение инвестиций в структурно-технологическую модернизацию экономики и инновационное развитие любой территории на фоне обеспечения экономического роста.
  3. Создание стимулов для внедрения зеленых технологий, что в свою очередь предполагает реализацию целого комплекса мер, включая активизацию создания секторов зеленой экономики, включая ВИЭ-энергетику; развитие биотехнологий очистки сточных вод; эффективные технологии по утилизации и переработке промышленных и твердых коммунальных отходов; сферу экологического мониторинга и минимизацию загрязнения воды и воздуха; рекультивацию земель; организацию производства экологически чистого продовольствия; внедрение умного городского транспорта; расширение зеленого строительства; обеспечение населения чистой водой; рационализацию лесного и рыбного хозяйства и внедрение других экологически ориентированных и ресурсосберегающих технологий.
  4. Формирование механизмов стимулирования «зеленого» финансирования, включая построение рынков «зеленых» финансов и эмиссию «зеленых» облигаций; более широкую разработку инструментов стимулирования программ зеленых инноваций; осуществление адекватных мер государственной поддержки с учетом проблем разделения рисков и повышения прозрачности рынков зеленых финансов; привлечение частных капиталов в сектор «зеленых» финансов, в том числе по их регулированию и стимулированию (Гаврилова, 2020; Семенова и др., 2020).

 

2. Мало результативная современная государственная экологическая политика (Бурматова, 2021; Гильмундинов, Тагаева, 2023; Замятина, 2019).

Риск сохранения и усугубления уже имеющихся недостатков экологической политики обусловливает возможность сохранения и условий прежде всего для:

  • дальнейшего ослабления природоохранного законодательства и роста числа его нарушений;
  • несоблюдения экологических требований из-за слабого контроля при осуществлении хозяйственной и прочей деятельности и сужения возможностей государственной экологической экспертизы;
  • низкой активизации инновационной деятельности предприятий и реального перехода на принцип НДТ;
  • слабого внедрения современных автоматизированных систем экологического мониторинга;
  • сохранения пренебрежительного отношения бизнеса к природной среде из-за слабой системы регулирования экологической сферы и отсутствия «кнута» среди инструментов управления и др.

В результате сохраняется опасная тенденция возможного ухудшения экологической ситуации в стране и регионах со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Преодоление данной тенденции требует осуществления, в частности, следующих мер (Бурматова, 2021):

  1. Разработку эффективных методов управления (правового, экономического и административного характера), нацеленных, в конечном счете, на снижение НВОС (включая финансовые, налоговые, контрольные, организационно-управленческие, технологические, законодательные, информационные и другие меры).
  2. Внедрение в практику производственной деятельности российских предприятий новых для них инструментов управления (в частности, экологического менеджмента, экологического аудита и сертификации, экологического страхования и экомаркировки и др.).
  3. Усиления экологической ответственности (юридической, административной, гражданско-правовой) компаний.
  4. Оценки наносимого экономического ущерба окружающей природной среде и поиска путей его предотвращения.
  5. Формирования уважительного отношения к окружающей природной среде и неукоснительного соблюдения экологических законов.

 

3. Недостаточный учет долгосрочного характера экологических проблем и их включения в стратегические разработки социально-экономического развития регионов.

Данный вызов чреват появлением следующих рисков и угроз:

  • Возможностью нарушения ряда принципов экологической политики, лежащих в контексте устойчивого развития, прежде всего (Бурматова, 2021):
    • принципа учета перспективы — т.е. выбора эколого-экономических решений, обеспечивающих устойчивое развитие экономики на длительный период;
    • принципов комплексности и профилактики — в связи с игнорированием программно-целевого подхода к прогнозированию экологических последствий хозяйственной деятельности;
    • принципа «загрязнитель платит» (из-за невыполнения данным принципом своих компенсационных и стимулирующих функций главным образом из-за существующих в стране низких базовых ставок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, уровень которых часто не достигает и 2 % от аналогичных ставок, принятых в большинстве стран Европейского союза).
    • принципа обязательности оценки прогнозируемого воздействия на окружающую среду при выборе решений о возможном осуществлении хозяйственной деятельности.
  • Игнорированием взаимного влияния специфики природно-климатических условий и социально-экономических особенностей развития территории на формирование экологической ситуации в рамках эколого-экономического стратегирования.
  • Недостаточным учетом и анализом возможных сценариев развития региональной экономики при условии увязки социально-экономического развития и формирования экологической ситуации.
  • Возможностью обострения различных экологических проблем в динамике из-за игнорирования долгосрочных экологических рисков.

Следствием взаимного влияния перечисленных рисков и угроз может быть рост накопленного ущерба природной среде с учетом экологических последствий прошлой экономической деятельности; отсутствие взаимосвязи экономических и экологических условий развития территории во времени и пространстве и, в целом, формирование угрозы поддержания экологической безопасности в долгосрочной перспективе.

Достойными ответами на риски и угрозы, обусловленные данным вызовом, могут быть следующие меры:

  1. Использование стратегирования и программирования в практике экологической политики; активное внедрение стратегического подхода к выбору направлений формирования экологической ситуации в пределах отдельных регионов, позволяющего выделить основные вызовы, цели, задачи и приоритеты в сфере охраны окружающей среды.
  2. Определение стратегических направлений природоохранной деятельности и механизма их реализации.
  3. Генерирование, оценка и выбор возможных сценариев постановки и решения экологических проблем в рамках предлагаемой стратегии социально-экономического развития отдельных регионов.
  4. Прогноз загрязнения окружающей среды; разработка необходимой для выхода на установленный экологический регламент системы природоохранных мероприятий и обеспечение условий их реализации.
  5. Интеграция экологических проблем в решение проблем социально-экономического развития регионов.
  6. Учет долгосрочных экологических рисков, которые могут стать причинами нанесения ущерба окружающей природной среде и привести к формированию ее нежелательной динамики и характера.

 

4. Переход экономики на путь низкоулеродного развития (Алещенко и др., 2022; Гильмундинов, Панкова, 2023; Гаврилова, 2020; «Зеленое финансирование», 2018; Порфирьев, Широв, Колпаков, 2020).

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. Правительством РФ предусмотрены ежегодные расходы на меры по снижению углеродного следа от 1% до 2% ВВП до 2050 г.

Среди рисков и угроз, обусловленных необходимостью перехода экономики на путь низкоулеродного развития, следует выделить, на наш взгляд, прежде всего следующие:

  • Климатические риски развития экономики РФ (из-за высокой углеродоемкости и географических факторов). Изменение климата создает угрозы для безопасности РФ и, соответственно, требуется адаптация отраслей и регионов страны к изменениям климата.
  • Риск осуществления модернизации экономики на основе ее декарбонизации из-за слабого отечественного задела по современным низкоуглеродным технологиям.
  • Риск роста затрат для создания и обеспечения надежности функционирования объектов ВИЭ-генерации и других мер по декарбонизации экономики прежде всего из-за ограниченного доступа к новым технологиям и изменившихся возможностей импорта технологий для «зеленого» перехода.
  • Риски для России, связанные с введением трансграничного углеродного регулирования (ТУР) в ЕС. По некоторым оценкам, потери российских компаний от введения углеродного налога могут составить до 7,6 млрд. евро/год. В рамках ТУР ЕС ввел с 1.10.2023 до конца 2025 г. переходный период, во время которого ЕС будет требовать от компаний лишь предоставления отчетности, подтверждающей сокращение углеродного следа, а с 2026 г. уже потребуется платить налог при ввозе цемента, электроэнергии, удобрений, алюминия, железа и стали).
  • Риск отставания в развитии финансирования в климатические проекты в связи с «отсутствием достаточного портфеля «зеленых» проектов ввиду установления относительно скромных целевых показателей в части сокращения выбросов парниковых газов» («Зеленое финансирование», 2018).
  • Качество климатических проектов, предложенных российскими компаниями, по многим экспертным оценкам, остается сомнительным по причинам их декларативного характера, в то время как они должны иметь реальный эффект и служить критерием дополнительности, а не быть очередным примером «гринвошинга».
  • Риск смещения приоритетов в борьбе с химическим загрязнением атмосферы (с опасных на относительно безопасные). За заботой о климате нередко отходит на второй план проблема выбросов в атмосферный воздух различных загрязняющих веществ, негативно влияющих на природные экосистемы и человека, но не относящихся к парниковым газам. В то же время целый ряд парниковых газов (и прежде всего СО2) как химические загрязнители не оказывают заметного негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей. При этом СО2 содержится в выбросах многих объектов-загрязнителей и у компаний может возникнуть соблазн выдавать СО2 за приоритетный ингредиент в выбросах, оставляя в стороне другие более токсичные и значимые с точки зрения воздействия на здоровье людей и состояние окружающей природной среды химические соединения. Тем самым соответствующие компании предпочтут позиционировать себя прежде всего как борцов с парниковым эффектом, подменяя проблемы загрязнения окружающей среды более узкой проблемой изменения климата.

Результатом действия перечисленных рисков может быть усложнение решения задач по «зеленому» переходу прежде всего в технологической и финансовой сферах (из-за санкций Запада и проблем с импортозамещением), а также по причине технологически отсталой структуры российского производства.

Требуемые ответы на данный вызов, в частности, должны предусматривать:

  1. Пересмотр сложившихся подходов к решению экологических проблем, в т.ч. в сфере внедрения зеленых технологий и поиска альтернативных путей решения возникающих проблем в перспективе (особенно в области энергетики).
  2. Принятие единых методик расчета поглотительной способности лесов и углеродного следа.
  3. Ускоренное формирование углеродного рынка с возможностью продажи лесных проектов и принятие адресной стратегии низкоуглеродного развития экономики России.
  4. Внедрение технологий, позволяющих реализовывать политику уменьшения углеродного следа. Меры по стимулированию «зеленого» перехода.
  5. Активизацию мер по созданию новых зеленых отраслей экономики, разработку и внедрение новых отечественных низкоуглеродных, ресурсосберегающих и малоотходных технологий во всех сферах производства, где это возможно.
  6. Увеличение инвестиций в структурно-технологическую модернизацию экономики на фоне обеспечения экономического роста.
  7. Проведение работ по оценке и учету климатических рисков.
  8. Организацию зачета внутрироссийских углеродных платежей при расчете платежей в рамках ТУР других стран, для чего важно уже сейчас строить соответствующую систему с учетом международной правовой базы для возможности гармонизации углеродного регулирования и взаимозачета углеродных единиц.
  9. Адекватную реакцию в регионах на изменение климата с учетом особенностей местных природных факторов, а также структуры региональной экономики и преобладания источников парниковых газов.
  10. Реализацию отечественного природного потенциала поглощения парниковых газов и другие меры.
  11. Возможность переноса на неопределенный срок реализации программы декарбонизации российской экономики в сложившихся экономических реалиях, а также возможный отказ от участия в ряде международных договоров (в частности, Парижского соглашения по климату) в случае использования странами Запада (и прежде всего ЕС) сферы экологии для оказания давления на российские компании (в частности, через введение углеродного налога).
  12. Превращение национальной экологической политики в международно-правовой мейнстрим, создание своего ви́дения климатической программы наряду с программой ЕС и т.д.
  13. Принятие новой климатической доктрины страны, в которой утверждается, что «изменение климата является одним из наиболее серьезных вызовов XXI века, который выходит за рамки научных дискуссий и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации» (Указ Президента РФ, 2023 г. Общие положения, ст. 7).

 

5. «Поворот на восток» и перемены на внешних рынках (прежде всего китайском) в связи с усилением внимания к учету экологических факторов (Инновации, 2023; Экспортеров, 2023).

Данный вызов связан со следующими возможными рисками и угрозами:

  • Усиление значимости энергетического перехода и ужесточение экологических барьеров для доступа на рынки разных стран продукции, произведенной по «грязным» технологиям.
  • Ожидаемое внедрение в отдельных азиатских странах более строгих экологических требований, а также учета новых факторов — стоимости выбросов при производстве продукции и ее углеродного следа.
  • Наметившееся ужесточение экологического регулирования в Китае, Казахстане и других странах Азии с перспективой введения углеродного налога (по аналогии с трансграничным углеродным регулированием ЕС).
  • Рост затрат на производство продукции из-за ужесточения ограничений экологического характера и проблем с доступом к новым технологиям.

Итогом действия названных рисков может быть усиление конкуренции на внешних рынках, возможное снижение конкурентоспособности российского производства (из-за его высокого углеродного следа) и, соответственно, обострение проблем выхода и, главное, закрепления на подобных рынках.

Адекватная реакция на данные риски должна охватывать широкий спектр мер, включая:

  1. Переориентацию логистики, развитие портовой инфраструктуры и снятие административных барьеров (упрощение таможенных процедур) на перегруженных транспортных маршрутах.
  2. Разгрузку транспортных путей.
  3. Климатическое регулирование производства товаров со значительным углеродным следом как внутренних, так и при выходе на внешние рынки.
  4. Внедрение мер по снижению углеродного следа, прежде всего электрогенерации внутри страны.
  5. Взаимное признание углеродных единиц. Этот процесс возможен в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС .
  6. Учет климатической проблематики и энергетического перехода при установлении доступа к месторождениям критически важных ресурсов.
  7. Активизация мер по созданию и внедрению новых отечественных низкоуглеродных, ресурсосберегающих и малоотходных технологий во всех сферах производства, где это возможно.

Россия, несмотря на санкционное давление западных стран, сохраняет свою приверженность целям достижения углеродной нейтральности и планирует и далее развивать и претворять в жизнь климатическую политику (Жаворонкова, Шпаковский, 2022).

 

6. Изменение экологического регламента в РФ из-за санкций (Бурматова, 2023; Жаворонкова, Шпаковский, 2022; Инновации, 2023; Комплексное экологическое недоразумение, 2023).

Хотя экологическая политика РФ не очень зависела от иностранных инвестиций в природоохранную сферу (оборудование, технологии и т.д.), в то же время санкции Запада приняли настолько жесткий и всеобщий характер, что стали оказывать непосредственное негативное воздействие на окружающую среду и в целом — на экологическую безопасность страны.

Риски и угрозы, обусловленные санкциями, связаны со следующими опасностями:

  • Возможное ухудшение качества окружающей среды в средне- и долгосрочной перспективе в регионах страны из-за экологических послаблений крупному бизнесу.
  • Снижение контроля за состоянием экологической сферы (из-за моратория на экологический контроль и плановые проверки).
  • Сдвиг ряда экологических мер во времени вперед, их отмена и т.п. касаются, как правило, таких аспектов экологической деятельности, которые и до санкций в той или иной мере заметно пробуксовывали и имели все шансы быть не реализованными.
  • При ослаблении экологического регламента компании не будут заинтересованы во внедрении природоохранных технологий и не будут использовать предоставленную им экологическую паузу для активизации инвестиций в импортозамещение таких технологий.
  • Риск консервации технологической отсталости (из-за ограничений по инвестициям и технологическим возможностям) и сохранения и усугубления негативных тенденций в проведении государственной экологической политики.
  • Риск (финансово-экономический) закрытия внешних рынков (в т.ч. заимствований), снижения рентабельности деятельности практически всех экономических агентов, падение отдельных секторов экономики и на этом фоне попытка отмены многих экологических нормативов, изменение экологического законодательства и др. ( «Зеленое финансирование», 2018; Семенова, 2020).

В качестве результата действия перечисленных рисков и угроз можно ожидать следующую картину – компании из-за ослабления целого ряда экологических требований ничего принципиально не будут менять в своей экологической деятельности, что создаст риск роста НВОС и дальнейшего снижения масштабов экологизации производства. Отсюда вытекает возможность выхода из послесанкционного периода с еще более сложной экологической ситуацией. В конечном счете, это приведет к ухудшению состояния окружающей природной среды, здоровья людей и к снижению продолжительности жизни.

Пути преодоления последствий влияния данного вызова требуют прежде всего:

  1. Разработки стимулов для усиления мотивации бизнеса к самодостаточности, прежде всего технологической, что повлечет и снижение экологически рисков.
  2. Трансформации инструментов государственного экологического управления с учетом перспектив социально-экономического развития страны и регионов в новых экономических и политических условиях.
  3. Активизации технологических инноваций как фактора устойчивости бизнеса, отвечающей задачам инновационной экономики и суверенного технологического развития (она не должна носить характер догоняющего импортозамещения).
  4. Разработки нормативно-правовой базы для инструментов финансирования в зеленые проекты.
  5. Обеспечения сбалансированности действий и расширения участия государственных финансовых институтов развития в реализации мер по экологизации экономики.
  6. Реализации комплекса мер, предусматривающих разработку и использование новых инструментов для зеленого финансирования, создания специализированного банковского института (Семенова, 2020).

Государство, на наш взгляд, не должно ослаблять экологическое регулирование, несмотря на современные сложные проблемы в экономике. В то же время санкции не должны использоваться российскими компаниям как аргумент для освобождения от части экологических обязательств, в частности, в области внедрения НДТ, ослабления экологического контроля, переноса на несколько лет или приостановление исполнения ряда принятых в последние годы экологических законов и реализуемых федеральных экологических программ и др.

 

Заключение

В целом, очевидно, что рассмотренные экологические вызовы требуют адекватного и своевременного реагирования на них со стороны властей всех уровней управления и бизнес-сообщества с тем, чтобы не допустить их перерастания в опасности, а опасности – перехода из возможности в действительность, т.е. в реальные угрозы с нанесением  ущерба природной среде, условиям жизни и здоровью людей.

Возвращение к решению многих экологических проблем, отложенных или ослабленных из-за СВО и санкций, потребует значительных временных и финансовых затрат, особенно в технологической сфере. Все это, безусловно, создает определенные угрозы перспективам обеспечения экологической безопасности и перехода страны на рельсы зеленого развития. Поэтому, на наш взгляд, требуется серьезная поддержка со стороны государства в области активизации инновационной деятельности предприятий, прежде всего ориентированных на производство высокотехнологичной продукции, в том числе продукции, не имеющей аналогов в мировой практике, а также малых и средних производств. И следует отметить, что власти в настоящее время серьезно разворачивают масштабные планы инновационного развития, запуская проекты «технологического суверенитета» и пытаясь подключить науку к решению задач реального сектора экономики.

В целом сложившаяся в России система государственного управления в сфере охраны окружающей среды, технологическое состояние экономики, экологическое право и другие аспекты институциональной среды требуют серьезной трансформации для обеспечения эффективного решения стоящих в экологической сфере проблем.

Первостепенными задачами на этом пути, на наш взгляд, являются:

  • стимулирование активизации инвестиций в импортозамещение;
  • создание стимулирующих эффектов для экологических инвестиций;
  • технологическая суверенизация экономики на базе наилучших доступных технологий;
  • усиление экономического механизма экологического регулирования, экологического мониторинга и особенно экологического контроля;
  • введение реальной ответственности компаний за нарушение (или несвоевременное достижение) установленных экологических требований;
  • реальное внедрение стратегических методов планирования и управления эколого-экономическим развитием;
  • поиск новых источников поставок и рынков сбыта, реструктурирование логистических цепочек;
  • декарбонизация экспорто-ориентированных отраслей промышленности, реализация отечественного природного потенциала поглощения парниковых газов и др.

Россия как часть целого ряда различных глобальных цепочек производства и потребления играет определенную роль как в глобальной экономике, так и в экологической политике и санкции, на наш взгляд, какими бы они ни были, должны быть в первую очередь основанием для технологической и, соответственно, экологической модернизации производства.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Аганбегян, А.Г. Экономика России на распутье… Выбор посткризисного пространства: монография. // М: АСТ. 2022. 279 с.
  2. Алещенко, В.В., Бурматова, О.П., Гильмундинов, В.М., Панкова, Ю.В., Пыжев, А.И., Рогачев, Н.С., Тагаева, Т.О. Проблемы воздействия экономики на экосистемы Азиатской России и охрана окружающей среды: монография «Новый импульс Азиатской России» / под ред. В.А. Крюкова, Н.И. Суслова. // Новосибирск: Изд-во СО РАН: Изд-во ИЭОПП СО РАН. 2022. Гл. 10. С. 327-343.
  3. Бурматова, О.П. Методология и инструментарий анализа эколого-экономических аспектов регионального развития / под редакцией А.С. Новосёлова: монография. // Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН. 2021. 442 с.
  4. Бурматова, О.П. Тенденции изменения экологических требований в России в условиях санкций. DOI: 10.34020/2073-6495-2023-1-010-029 // Вестник НГУЭУ. 2023. № 1. С. 10-29.
  5. Гаврилова, Э.Н. «Зеленое» финансирование в России: специфика, основные инструменты, проблемы развития. // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. 2020. № 2 (33).
  6. Гильмундинов, В.М., Панкова, Ю.В. Пространственное развитие России в условиях внешних и внутренних вызовов. DOI: 10.47711/0868-6351-199-82-93 // Проблемы прогнозирования. 2023. № 4. С. 82-93
  7. Гильмундинов, В.М., Тагаева, Т.О. Совершенствование институциональных механизмов сокращения негативного воздействия на окружающую среду (Improving Institutional Mechanisms for Reducing Negative Environmental Impacts // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences) // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023. № 16 (9). С. 1510-1517.
  8. Жаворонкова, Н.Г., Шпаковский, Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях влияния внешних экономических санкций. // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т.17. № 8 (141).
  9. Замятина, М. Ф. Эколого-экономическое развитие регионов в контексте современных вызовов // Экономика и управление. 2019. № 3 (161). С. 23–31.
  10. «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций. Аналитическая записка. М., 2018. 127 с.
  11. Инновации поневоле. // Коммерсантъ. 2023. 10 октября.
  12. Комплексное экологическое недоразумение. // Коммерсантъ. 2023. 09 августа.
  13. Порфирьев, Б.Н. «Зеленый» фактор инновационной модернизации экономики: вызов для России // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика. 2016. № 3. С. 3–14.
  14. Порфирьев, Б., Широв, А., Колпаков, А. Климат для людей, а не люди для климата. // Эксперт. 2020. № 31-34. С. 44–47.
  15. Семенова, Н.Н., Еремина, О.И., Скворцова, М.А. «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития. DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-2-39-49. // Финансы: теория и практика. Том 24. № 2. 2020. С. 39-49.
  16. Экспортеров ждет адаптация к китайскому климату. // Коммерсантъ. 2023. 11 сентября.

References

  1. Aganbegyan, A.G.The Russian economy is at a crossroads… Choosing a post-crisis space: a monograph [Ekonomika Rossii na rasput’ye… Vybor postkrizisnogo prostranstva: monografiya].// M: AST. 279 p.
  2. Aleshchenko, V.V., Burmatova, O.P., Gilmundinov, V.M., Pankova, Yu.V., Pyzhev, A.I., Rogachev, N.S., Tagaeva, T.O.Problems of the impact of the economy on the ecosystems of Asian Russia and environmental protection: In the monograph “New Impulse of Asian Russia” / ed.A.Kryukov, N.I.Suslov.[Problemy vozdeystviya ekonomiki na ekosistemy Aziatskoy Rossii i okhrana okruzhayushchey sredy: V monografii «Novyy impul’s Aziatskoy Rossii»]. // Novosibirsk: Publishing house SB RAS: Publishing house IEOPP SB RAS.2022. Ch.10. pp. 327-343.
  3. Burmatova,, O.P.Methodology and tools for analyzing environmental and economic aspects of regional development: monograph.[Metodologiya i instrumentariy analiza ekologo-ekonomicheskikh aspektov regional’nogo razvitiya: monografiya] // Novosibirsk: Publishing house IEOPP SB RAS.442 p.
  4. Burmatova,P.Trends in changes in environmental requirements in Russia under sanctions [Tendentsii izmeneniya ekologicheskikh trebovaniy v Rossii v usloviyakh sanktsiy].DOI: 10.34020/2073-6495-2023-1-010-029 // Bulletin of NSUEM.2023. No. 1. P. 10-29.
  5. Gavrilova,N.“Green” financing in Russia: specifics, main tools, development problems [«Zelenoye» finansirovaniye v Rossii: spetsifika, osnovnyye instrumenty, problemy razvitiya].// Bulletin of Moscow University.S.Yu.Witte.2020. No. 2 (33).
  6. Gilmundinov,M., Pankova, Yu.V.Spatial development of Russia in the context of external and internal challenges [Prostranstvennoye razvitiye Rossii v usloviyakh vneshnikh i vnutrennikh vyzovov].DOI: 10.47711/0868-6351-199-82-93 // Problems of forecasting.2023. No. 4. P. 82-93
  7. Gilmundinov,M., Tagaeva, T.O.Improving Institutional Mechanisms for Reducing Negative Environmental Impacts [Sovershenstvovaniye institutsional’nykh mekhanizmov sokrashcheniya negativnogo vozdeystviya na okruzhayushchuyu sredu] // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences) // Journal of the Siberian Federal University.Humanitarian sciences.2023. No. 16 (9).pp. 1510-1517.
  8. Zhavoronkova,G., Shpakovsky, Yu.G.Legal support for environmental safety under the influence of external economic sanctions [Pravovoye obespecheniye ekologicheskoy bezopasnosti v usloviyakh vliyaniya vneshnikh ekonomicheskikh sanktsiy].// Current problems of Russian law.2022. T.17.No. 8 (141).
  9. Zamyatina, F. Ecological and economic development of regions in the context of modern challenges [Ekologo-ekonomicheskoye razvitiye regionov v kontekste sovremennykh vyzovov] // Economics and management.2019. No. 3 (161).pp. 23–31.
  10. “Green financing” in Russia: creating opportunities for “green” investments.Analytic note [«Zelenoye finansirovaniye» v Rossii: sozdaniye vozmozhnostey dlya «zelenykh» investitsiy. Analiticheskaya zapiska]. // , 2018. 127 p.
  11. Innovation is forced [Innovatsii ponevole].// Kommersant. October 10.
  12. Complex environmental misunderstanding [Kompleksnoye ekologicheskoye nedorazumeniye]. // Kommersant. August 09.
  13. Porfiryev,N.“Green” factor of innovative modernization of the economy: a challenge for Russia [«Zelenyy» faktor innovatsionnoy modernizatsii ekonomiki: vyzov dlya Rossii] // Bulletin of Moscow University.Ser.6. Economics.2016. No. 3. P. 3–14.
  14. Porfiryev,, Shirov, A., Kolpakov, A. Climate for people, not people for the climate [Klimat dlya lyudey, a ne lyudi dlya klimata] // Expert.2020. No. 31-34.pp. 44–47.
  15. Semenova,N., Eremina, O.I., Skvortsova ,M.A.“Green” financing in Russia: current state and development prospects[«Zelenoye» finansirovaniye v Rossii: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya]. DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2020-24-2-39-49 // Finance: theory and practice.Vol. 24. No. 2. 2020. pp. 39-49.
  16. Exporters will have to adapt to the Chinese climate [Eksporterov zhdet adaptatsiya k kitayskomu klimatu] // Kommersant. September 11.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх