К вопросу государственного регулирования института самозанятости в сфере осуществления образовательного процесса
On the issue of state regulation of the institution of self-employment in the field of educational process
Авторы
Аннотация
Стремительное развитие рынка труда в Российской Федерации требует от государства решения ряда острых проблем, одними из которых являются организация надежного и продуктивного механизма снижения уровня безработицы и предоставление гражданам рабочих мест, а также повышение размера оплаты труда, обеспечение стабильности и социальных гарантий для трудового населения страны.
В статье произведен комплексный анализ экономико-правовых условий развития института самозанятости в сфере осуществления образовательного процесса. Выявлены ключевые экономико-правовые и социальные проблемы, препятствующие развитию индивидуального предпринимательства в целом и самозанятости в частности при реализации индивидуальной образовательной деятельности. Предпринята попытка выработки комплекса мер направленных на решение ключевых вопросов в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова
государственное регулирование института самозанятости, предпринимательская деятельность, самозанятость, индивидуальная образовательная деятельность, правовой статус самозанятого, система образования, самозанятый педагог, налоговый учет, репетиторство
Рекомендуемая ссылка
Калинина Елена Владимировна. К вопросу государственного регулирования института самозанятости в сфере осуществления образовательного процесса // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Номер статьи: 10427. Дата публикации: 26.12.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10427/
Authors
Abstract
The rapid development of the labor market in the Russian Federation requires the state to solve a number of acute problems, one of which is the organization of a reliable and productive mechanism for reducing unemployment and providing jobs to citizens, as well as increasing wages, ensuring stability and social guarantees for the country's working population.
The article provides a comprehensive analysis of the economic and legal conditions for the development of the institute of self-employment in the field of educational process. The key economic, legal and social problems that hinder the development of individual entrepreneurship in general and self-employment in particular in the implementation of individual educational activities are identified. An attempt has been made to develop a set of measures aimed at solving key issues in the field under consideration.
Keywords
state regulation of the institution of self-employment, entrepreneurial activity, self-employment, individual educational activity, legal status of the self-employed, education system, self-employed teacher, tax accounting, tutoring
Suggested citation
Kalinina Elena Vladimirovna. On the issue of state regulation of the institution of self-employment in the field of educational process // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Art. # 10427. Date issued: 26.12.2023. Available at: https://sovman.ru/article/10427/
Введение
Ход времени и, вместе с тем, перемены в политической, социальной и экономической жизни общества диктуют изменения и в сфере трудовой деятельности населения. В последние годы на территории Российской Федерации широкое распространение получило индивидуальное предпринимательство как форма ведения бизнеса, дающая гражданам возможность самореализации, развития полезных навыков, повышения уровня жизни и заработной платы, а также снабжающая государство и субъекты страны востребованными экономико-социальными продуктами. Особое место в рассматриваемом контексте занимает сфера образования, как ключевой элемент экономического благополучия и развития как отдельно взятого региона так и государства в целом, что подтверждается ознаменование 2023 года – Год педагога и наставника (Указ Президента РФ от 27 июля 2022 года № 401«О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»).
Одним из обсуждаемых направлений реформирования системы образования в России является совершенствование не только нормативно-правового регулирования сферы образования и образовательной деятельности, но и рассмотрение деятельности индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, связанных с оказанием образовательных услуг населению.
Особое место в сфере малого предпринимательства и самозанятости занимает осуществление частной образовательной деятельности, репетиторства по общеобразовательным предметам, искусству вне специализированных образовательных центров, школ и других образовательных учреждений. Тем не менее, частные педагоги не стремятся официально обозначать государству свою трудовую занятость и обременять себя уплатой налогов в государственную казну.
С зарождением института индивидуального предпринимательства в Российской Федерации наблюдается существенный прогресс по разработке и принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих правовой статус предпринимателей. Однако в этой сфере остается еще очень много пробелов и вопросов, как с позиции правового регулирования так и правоприменения. В связи с чем, актуальность исследования обуславливается недостатком информации о правоприменительных нормах к предпринимательскому статусу, в частности к статусу самозанятого, и потребность в глубоком и последовательном изучении этого направления трудовой сферы.
Услугами индивидуальных предпринимателей и самозанятых в процессе своей жизнедеятельности пользуется большое количество людей. Наиболее часто население пользуется услугами частных преподавателей, а значит сфера оказания образовательных услуг несомненно нуждается в четком определении с точки зрения законодательства и налогообложения.
Самозанятость, несмотря на ее распространение в России и востребованность у населения, выгоду от получаемых услуг, зачастую осуществляется в тени правого и налогового поля. Это связано с недопонимаем системы предпринимательства и работы «на себя», отсутствием сформированной и структурированной законодательной базы, малое количество программ государственной поддержки трудового населения.
Подобные страхи и непонимание населения подчеркивают, что необходимо вносить изменения и пояснения в трудовое законодательство, а также вести наблюдение за рынком предоставления услуг (в первую очередь, образовательных) и товаров индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами. Также важным являются исследования и оценка социальных и экономических свойств и характеристик функционирования данной трудовой системы и создание условий для более эффективного правового регулирования. В модификации нуждается и способы мотивирования трудового населения к выходу из «теневого» ведения бизнеса и открытию легальных форм труда.
Вышесказанное позволяет указать на факт обусловленности актуальности данного исследования и анализа ряда острых вопросов для экономики и юридической науки.
Самозанятость как одна из форм индивидуального предпринимательства при организации образовательного процесса
Исследуя предпринимательскую деятельность в сфере образования, следует выделить и особенно популяризованное веяние последних лет – частное репетиторство, иными словами – оказание частных образовательных услуг. Несомненно, частное преподавание было распространено в нашей стране на протяжении многих веков, без индивидуальных занятий и сегодня едва ли обходится среднестатистический обучающийся школы. Занятия с репетитором помогают не только лучше понять школьную программу, но и получить более высокий уровень знаний по предмету, достойно подготовиться к важному экзамену или занять призовой место в образовательной олимпиаде.
Особенно возросло количество частных преподавателей во время недавних событий, связанных с пандемией COVID-19 — самоизоляция и, как следствие, изменение привычного для многих процесса обучения. Был зафиксирован большой спрос на репетиторские услуги, так как процесс получения образования был прерван переходом на новое, для многих ранее незнакомое и непривычное дистанционное обучение. Вследствие этого обнаружились значительные проблемы, которые сделали процесс получения и передачи знаний недостаточным, неглубоким, вовсе не всеобъемлющим. Проблемы организации дистанционного образовательного процесса повлекли за собой отсутствие знаний по конкретным темам, и даже целым блокам, особенно это касается младших школьников и школьников среднего звена.
Популярным стало также преподавание предметов онлайн, при помощи дистанционных технологий, интерактивных досок, в связи с чем большое количество людей, связанных с образованием, или просто готовых передавать свои знания другим, восприняло это как шанс попробовать себя в новой профессии и работать, не выходя из дома. Частное репетиторство сделало резкий шаг вперёд на рынке услуг. Тем не менее, несмотря на возросшее количество преподавателей, немногие из них сегодня официально оформляют свою деятельность.
Репетиторство, как правило, не всегда приносит хороший доход, особенно на первых порах, многие лишь пробуют себя в этом деле, особенно если речь касается выпускников ВУЗов или школьных учителей на пенсии [6]. Это является определяющим фактором, свидетельствующим о том, что у большинства частных педагогов просто нет необходимости и мотивации регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, так как налогообложение будет для них довольно высоким, сопоставимо с низким уровнем заработка. Для таких случаев есть отличное решение – регистрация в качестве самозанятого.
В 2017 году в России в качестве эксперимента появилось такое понятие, как самозанятый. Это лицо, которое может не открывать ИП, но при этом оказывать услуги физическим и даже юридическим лицам. Самозанятые люди не имеют работодателя и непосредственного руководителя. Эти люди занимаются профессиональной деятельностью, от неё же и получают доходы. Среди всех видов деятельности самозанятых граждан в области образования как раз есть такое понятие как «репетитор». Согласно федеральному закону «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ (последняя редакция) образовательная деятельность относится ни к запретам, ни к ограничениям. Это значит, что самозанятый может оказывать такие услуги и платить с доходов от них налог на профессиональный доход [1].
Необходимо отметить, что с 2020 года преподаватель, занимающийся частными репетиторством, имеет право и возможность стать самозанятым, это возможно для:
- физического лица, имеющего гражданство РФ;
- физических лиц, для которых частное репетиторство может быть, как основным, так и вспомогательным источником дохода;
- индивидуальных предпринимателей, не имеющих в подчинении работников, нанятых по договору найма;
- физических лиц, чей годовой заработок не превышает 2,4 миллионов рублей;
- иностранцев, обладающим гражданством государства, входящим в ЕАЭС. [13]
Образовательная деятельность, как правило, подразумевает полноценный бизнес с наймом сотрудников. Такого права у самозанятых нет в связи с чем, они занимаются частными уроками, а это относится к репетиторству. Лицензия на такие виды деятельности не нужна. Если же нужно открыть образовательное учреждение – детский сад, школу, организацию дополнительного образования либо нанимать педагогов, в данном случае без лицензии не обойтись [7]. Правда, такая деятельность уже не подпадает под «самозанятость» без статуса ИП. Образовательную лицензию дают только ИП и организациям [3]. При этом самозанятый может заниматься репетиторством – для этого лицензия не нужна. Самозанятый может стать ИП, чтобы получить лицензию, однако ограничения и запреты, предусмотренные для рассматриваемой категории, останутся в силе. Если самозанятый захочет работать с сотрудниками, то ему придется отказаться от самозанятости и перейти на другой налоговый режим — общий или специальный.
Необходимо отметить, что стартовой площадкой для реализации проекта самозанятости стали несколько российских регионов, а именно Москва и Московская область, Калужская область и Республика Татарстан, позже опыт введения самозанятости переняли Санкт-Петербург и Ленинградская область, также Свердловская и Новосибирская области. В настоящее время, начиная с ноября 2022 года, данный проект действителен на территории всех субъектов Российской Федерации.
Становление и практика внедрения в социально-экономическую сферу проекта самозанятости в каждом субъекте Российской Федерации имеет свои особенности, при этом в целом вектор развития един. Как пример практического внедрения инновационного направления осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности можно рассмотреть опыт Липецкой области. С 1 июля 2020 года Законом Липецкой области от 29.05.2020 № 389-ОЗ на территории Липецкой области также был введен «специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Многие восприняли это как введение нового, дополнительного налога на профессиональную деятельность. Но как пояснили в Федеральной Налоговой Службе по Липецкой области, это не является еще одним налогом для граждан, а лишь новый специальный налоговый режим. Перейти на данный режим граждане могут добровольно.
Для регистрации в качестве участника налогового режима налогообложения необходимо [1]:
- зарегистрироваться как самозанятый гражданин или как индивидуальный предприниматель;
- заниматься деятельностью, соответствующей требованиями данного налогового режима;
- осуществлять деятельность в одном из субъектов РФ, включенных в эксперимент.
Чтобы быть официально зарегистрированным в качестве самозанятого, гражданин должен быть зарегистрирован в качестве налогоплательщика в налоговых органах. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Физические лица и индивидуальные предприниматели на новом специальном налоговом режиме (самозанятые), уплачивают с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке — 4 или 6%.
В процессе обоснования и внедрения рассматриваемого налогового режима было разработано приложение «Мой налог», с помощью которого физические лица могут упрощенным способом зарегистрироваться как самозанятые. Для регистрации в качестве самозанятого необходимо ввести свои личные данные (ФИО, информация о документе, удостоверяющем личность) и самостоятельно вводить суммы, полученные в ходе выполнения работы. Приложение автоматически формирует чеки и направляет информацию в налоговые органы. После регистрации гражданину приходит извещение о налоговой службе о постановке на учет как самозанятый. Также самозанятый имеет право самостоятельно делать отчисления в ФСС и ПФР.
По состоянию на начало 2023 года в Липецкой области самозанятыми являются более 13 тысяч человек, также отмечается, что данный налоговый режим предпочитаем среди граждан, предоставляющих услуги индустрии красоты, у специалистов по ремонту техники и автомобилей, а также частных преподавателей. К сожалению, не представляется возможным узнать количество самозанятых репетиторов, так как налоговые службы не предоставляют данную информацию, но по анализу специализированных сайтов по предложению образовательных услуг, можно примерно подсчитать, что количество легально самозанятых педагогов составляет около 1000 человек.
Контроль за процессом регистрации граждан в качестве самозанятых и налогообложением осуществляется контрольно-надзорными органами по Липецкой области в соответствии с федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Также управление труда и занятости населения Липецкой области осуществляет контроль за добросовестностью и качеством предоставления государственных услуг путем проведения плановых(внеплановых) и выездных (документарных) проверок в рамках исполнения государственной функции по надзору и контролю за обеспечением государственных гарантий содействия занятости населения.
Таким образом, в современной России существую различные способы организации образовательного процесса, которые находятся в рамках закона и имеют правовые основы, одним из них является процесс перехода на самозанятость. Переход на режим самозанятости помогает гражданам предоставлять свои услуги легально, делая взносы в налоговые службы, и особенно это актуально и удобно для самозанятых педагогов, осуществляющих образовательный процесс и ответственно относящиеся к своей профессиональной деятельности [16].
Возможности, риски и проблемы перехода к самозанятости для педагогов
Как было отмечено ранее, самозанятость в сфере образования в настоящее время, а иными словами репетиторство, – одна из наиболее популярных ниш самозанятости. Однако множество людей, дающих частные уроки, не спешат выходить из категории теневого образования, так как существует недоверие к государственным структурам и большое количество вопросов, связанных с правовым статусом самозанятого педагога, системой налогообложения, социальными преимуществами [10].
Опрос общественного мнения среди репетиторов Липецкой области, проведенный в одном из закрытых профессиональных сообществ в социальной сети продемонстрировал, что более 70% опрошенных не работают официально, не оформляют самозанятость и находятся в «тени» системы государственного налогообложения [2]. Это связано с некоторыми аспектами, вызывающими у репетиторов нежелание обозначать свою профессиональную деятельность государству. Но для того, чтобы выявить недостатки системы самозанятости, также стоит выделить и преимущества, отмеченные респондентами.
Во-первых, многие индивидуальные педагоги отмечают, что, оформив самозанятость, начинают чувствовать себя увереннее и защищённее, если речь идет о системе налогообложения. Благодаря регистрации в системе «Мой налог» репетитор может узаконить свою деятельность легко и быстро, не выходя из дома и не предоставляя большое количество документов в специальные инстанции. Особенно удобным отмечают отсутствие сложностей в заполнении деклараций, отчетностей и в подсчёте взносов и налогов, так как это делается автоматически при использовании специального приложения.
При оформлении самозанятости репетиторы официально становятся налогоплательщиками, а значит им не стоит переживать о том, что налоговые органы могут проверить счета и заподозрить их в незаконном получении прибыли. Также, за незаконную деятельность и необлагаемый налогами доход предусмотрены штрафы, а также запреты на продолжение частой образовательной деятельности.
Несомненно, в качестве положительного момента, отмечается и возможность самостоятельно перечислять средства в пенсионный фонд, делать взносы на будущую пенсию и подтверждать трудовой стажа, но данный пункт довольно противоречив и вызывает много сомнений у самозанятых.
Официальная самозанятость репетиторов является для многих подтверждением профессионализма и ответственного отношения к деятельности. [9] Многие считают, что репетитор – это не совсем серьезная профессия, зачастую временная и для молодых людей. Но самозанятый педагог, исправно платя налоги, делая взносы в пенсионный фонд, обозначая видимость своих доходов государству только доказывает, что его деятельность более, чем серьезна. Имея легальный и налогооблагаемый доход, репетитору легче искать новых клиентов, рекламируя себя в социальных сетях или на поисковых агрегаторах, не боясь попасть в поле зрения налоговым службам как нелегальный бизнесмен, таким образом расширяя клиентскую базу и повышая доход, улучшая качество жизни.
Отдельные респонденты отмечают и улучшенное отношение клиентов к репетитору. Многие компании или физические лица предпочитают работать с официально зарегистрированным преподавателем, нежели с тем, кто находится в тени государственного налогообложения. Здесь имеется возможность предоставлять чеки об оплате, для клиента – последующая возможность сделать налоговый вычет за образовательные услуги (но в ситуации, если педагог оформлен как индивидуальный предприниматель), для репетитора – защищенность в суде, при проблемах с оплатой или недобросовестном отношении со стороны клиента.
В ходе данного исследования и проведения опроса общественного мнения среди самозанятых и неофициально трудоустроенных репетиторов видны и существенные недостатки системы самозанятости, количество которых зачастую превышают количество преимуществ, заставляя сомневаться педагогов в официальной регистрации в системе самозанятых. [5]
Во-первых, понятие самозанятость, в целом, является новым для рынка труда в России. Ввиду отсутствия понятных законодательных актов, регулирующих самозанятость и процесс выхода из «теневого преподавательства», у людей отсутствует юридическая грамотность и заинтересованность в обретении нового статуса. Особенно это проблема может затрагивать старшее поколение частных преподавателей, которые давно ведут образовательную деятельность в обход налоговой системы.
Во-вторых, для осуществления репетиторской деятельности не обязательно иметь специальные документы, подтверждающие профильное образование, уровень владения преподаваемым предметом, различные сертификаты и удостоверения о квалификации. Это делает профессию репетитора открытой для всех, кто хотя бы в наименьшей степени владеет информацией. Опасно это явление, скорее, для преподавателей классических школьных дисциплин. На различных агрегаторах по поиску репетиторов можно найти анкеты о предоставлении услуг преподавателей, большая часть из которых не имеют образования, опыта преподавания и иных подтверждений того, что они в полной мере владеют всеми аспектами ведения педагогической и образовательной деятельности. Передача опыта без базовых знаний педагогики, психологии, полного владения предметом является легким способом получения заработка, особенно распространенным среди студентов и даже вчерашних выпускников школ. Низкая стоимость и вероятность того, что на ученике «будут тренироваться» не всегда говорит о профессионализме педагога.
В контексте вопроса о специальных документах, стоит упомянуть и справку об отсутствии судимости. В российской правовой системе не предусмотрено требование к самозанятому осуществляющему образовательные услуги о предоставлении такого документа, несмотря на то, что для осуществления образовательной деятельности по трудовому договору это один из основных документов. Данное обстоятельство вызывает определенные непонимание среди субъектов образовательной деятельности.
Необходимо отметить, что самым очевидным и большим минусом для значительного количества опрошенных является факт того, что для государственных органов самозанятый почти приравнивается по своей сути к безработному. [15] Говоря о проблемах банковской системе, стоит упомянуть, что еще в 2019 году банки почти повсеместно отказывали в предоставлении кредита самозанятым. [4] В период пандемии COVID-19 и в настоящее время, когда возросло количество самозанятых, банки начали менять свою политику по отношению к самозанятым гражданам. Но несмотря на это, банковский кредит возможно получить только под большой процент, так как доход самозанятого часто не является стабильным и прогнозируемым, что делает его нежелательным клиентом. У самозанятого нет возможности получить справку о доходах, информацию о налоговых декларациях, доходы поступают на личную банковскую карту. Одним документом, который может подтвердить постоянный доход – это справка из приложения «Мой налог» или информация из личного кабинета на сайте Федеральной Налоговой службы. Из этого следует, что чеки, которые репетитор выдает клиентам, нужны лишь для видимого успокоения обоих сторон. Отмеченное служит основанием для банковского сектора изменять предложения по банковским продуктам, предлагая самозанятым гражданам потребительные кредиты, ставки по которым доходят до 18% годовых, что также невыгодно для самих самозанятых. Также невозможно получить налоговый вычет с крупных покупок, например, налоговый вычет при покупке квартиры получают только те, кто уплачивает НДФЛ [8], поскольку самозанятые не относятся к этому числу установленных налогоплательщиков.
Не смотря на все вышеизложенное, представляется самым «острым» по проблематичности с правовой точки зрения является договорная основа оказания образовательных услуг самозанятыми. Большое количество репетиторов указывают на то, что официальный и грамотно составленный договор между ними и клиентом сможет решить большое количество проблем, возникающих в процессе обучения, то есть предоставления образовательных и консультативных услуг. Запросы от клиентов на получение высоких результатов при обучении, особенно если это касается олимпиад, серьезных экзаменов, зачастую не зависят от самозанятых репетиторов, они никак юридически не обусловлены. Также самозанятые не застрахованы от потери дохода в случае отмены занятий, неоплаты в срок, таким образом они не могут прогнозировать свой доход и быть надежным клиентом, например, для банковской системы, что влечет за собой формирование «замкнутого круга».
Таким образом, можно сделать вывод, что самозанятые педагоги сталкиваются с рядом проблем и трудностей, связанных с неполным пониманием системы самозанятости, подвергая себя, свою репутацию и свой заработок риску. Наличие официального, общепринятого для всех самозанятых репетиторов договора, а также более понятного донесения информации о преимуществах самозанятости для граждан решило бы значительное число проблем, а также стимулировало тех педагогов, которые ведут деятельность в «тени», перейти в статус самозанятых.
Предложения по совершенствованию системы самозанятости для физических лиц, осуществляющих частную образовательную деятельность
Как было отмечено ранее на основе опросов общественного мнения, преимущества программы самозанятости не так очевидны для трудового населения, предоставляющего образовательные услуги. Более того, статус самозанятого для репетитора носит, в целом, мнимый характер, так как положительных изменений и социальных гарантий от официальной регистрации не становится особенно больше. В целом, это лишь выгода для системы налогообложения, так как от официально зарегистрированных педагогов приходит минимальный процент налогов, но при этом для них отсутствуют привычные для обычных трудящихся налоговые вычеты в пенсионные и социальные инстанции. Но для государства это все же лучше, чем отсутствие какой-либо уплаты от «теневых» репетиторов. Предлагается рассмотреть комплекс мер, который поможет сделать официальную трудовую занятость более понятной и желаемой для частных педагогов.
Во-первых, есть необходимость проведения правового ликбеза среди работающего населения и предоставления подробного информационного обеспечения. Предлагается модифицировать приложение «Мой Налог», добавив в него информацию об обязательных требованиях к самозанятым педагогам, о размерах налоговых отчислений, о социальных и пенсионных гарантиях, а также разработав калькулятор будущей пенсии на основе добровольных отчислений в Пенсионный фонд. Также важным является добавление информационного документа с последними изменениями законодательства по отношению к самозанятым для удобного отслеживания изменений, вступающих в силу. Это поможет мотивировать «теневых» педагогов регистрироваться официально, так как не будет необходимости в самостоятельном сборе во многих случаях недостоверной информации.
Многие самозанятые уплачивают налог на профессиональных доход без оплаты отчислений в фонды социального страхования, так как данные отчисления не являются обязательными и лишь рекомендуются трудящимся. Но недостаточность или полное отсутствие отчислений ведет к отсутствию трудового стажа и пенсионных накоплений, об этих негативных последствиях крайне редко задумываются «здесь и сейчас», особенно если речь идет о молодых специалистах. Для устранения финансовой незащищенности самозанятых во время болезней и выхода на пенсию, а также в иных ситуациях временной нетрудоспособности, предлагается определить обязательный минимальный для всех зарегистрированных частных преподавателей уровень ежемесячных отчислений в организации социального страхования. Представляется, что это повысит мотивацию к официальному заявлению о своей трудовой деятельности, так как граждане смогут рассчитывать на социальные выплаты в трудный период. Со стороны страховых организаций также предлагается ввести минимальные пособия по нетрудоспособности в зависимости от размера отчислений, сделанных и зарегистрированных в налоговой системе самозанятым.
Наличие справки об отсутствии судимости должно стать обязательным требованием для самозанятых педагогов, особенно работающих с детьми и подростками, при регистрации в программе самозанятых. Также это станет преимуществом для репетитора при размещении анкет на специальных педагогических сайтах предложения услуг, так как информация об отсутствии криминального прошлого будет видна клиентам при выборе педагога. Системы и сайты по поиску частного педагога будут сотрудничать с приложением «Мой налог» и автоматически добавлять информацию о легальной регистрации педагога. Возможность создания выписки о доходах и налоговых отчислениях, которая будет считаться весомым и официальным трудовым документом, подтверждённым государством, также рассматривается как одна из новых возможностей для модификации приложения.
Ссылаясь на вышеназванное предложение о возможности создания официальной выписки, также стоит внести изменения в отношения банковской системы к самозанятым и иным образом высчитывать процент для выдачи кредита или ипотеки, основываясь на данных о налоговых отчислениях и доходе, который полностью регистрируется самозанятым в системе. Так, банки, имея полную информацию о финансовом положении самозанятого и видя добросовестное отношение к уплате налогов и возможность оплачивать кредит или иные заемные средства, будут охотнее сотрудничать с самозанятыми педагогами.
Думается, что важную роль для самозанятых репетиторов сыграет разработанный утвержденный профильным министерством типовой договор, заключаемый между клиентом и педагогом, который будет иметь юридическую силу, основываясь на легальном предоставлении образовательных услуг и беря во внимание финансовую отчётность, ежемесячно предоставляемую репетитором. Подобный договор станет необходимым при разрешении судебных споров, ситуативно возникающих в ходе образовательного процесса и оказания образовательных услуг, обезопасив тем самым и клиента, и репетитора в ситуации возникновения разногласий и причинения морального или физического вреда.
Таким образом утверждается, что систему самозанятости для частных педагогов возможно усовершенствовать, сделав процесс перехода от теневой трудовой деятельности к официальной более четким и понятным, с указанием положительных особенностей. Основываясь на вышесказанном, представляется, что процесс оказания образовательных услуг при использовании представленных рекомендаций для самозанятых может стать более прозрачным не только для репетиторов и их клиентов, но и для государства в целом.
Заключение
На основе проведенного исследования можно утверждать, что предпринимательская деятельность сфере образования является одним из наиболее актуальных направлений развития предпринимательской деятельности в целом. Оценка эффективности предпринимательской деятельности в сфере образования не должна сводится к представлению ее как одного из способов дополнительного финансирования, так как предоставление образовательных услуг частными предприятиями способствует не только улучшению экономической ситуации в регионе, но также повышению качества знаний у граждан, пользующихся этими услугами.
В современной России регламентировано и успешно реализуются различные способы организации образовательного процесса, находящийся в рамках закона и имеющий правовую основу. Одним из них является процесс перехода к индивидуальному предпринимательству и самозанятости. Переход на режим самозанятости поможет гражданам легально оказывать свои услуги за счет отчислений в налоговые органы. Это особенно актуально и полезно для самозанятых педагогов, которые управляют образовательным процессом и несут ответственность за свою деятельность.
В системе правового регулирования образовательных процессов недостаточно четких рекомендаций и требований к самозанятым и предпринимателям в сфере образовательных услуг, частные педагоги ведут деятельность, оставаясь «в тени», не доверяют государственной политике и не видят четкой поддержки от государства. В связи с этим, для популяризации института самозанятости и предпринимательства необходимо проводить ликбез населения, модифицировать систему налогообложения, расширять спектр социальных гарантий, регламентировать документы (договоры) для частных преподавателей, имеющие юридическую силу.
Читайте также
Библиографический список
- О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»: федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ (в ред. от 21.11.2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 49 (часть 1). Ст. 7494.
- Грабова, О.Н. Проблемы выхода «из тени» самозанятых лиц в России: риски и пути их преодоления // Журнал Экономика и Управление. 2018. № 1. С. 108–118.
- Гулова, А.В. К вопросу о правовом статусе самозанятого в Российской Федерации // Эпомен. 2018. № 22. С. 90–94.
- Кредит для самозанятых: как оформить и получить [Электронный ресурс] // Бизнес.ру. — URL: https://www.business.ru/article/3853-kredit-dlya-samozanyatyh
- Кротова, М.А. Правовые проблемы, возникающие при налогообложении налогом на профессиональный доход и пути их совершенствования // Вестник евразийской науки. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-voznikayuschie-pri-nalogooblozhenii-nalogom-na-professionalnyy-dohod-i-puti-ih- sovershenstvovaniya
- Макеев, П.А. Репетиторство в России: нельзя увидеть, но можно услышать // ЖССА. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-v-rossii-nelzya-uvidet-no-mozhno-uslyshat
- Мартинсон, Д.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности без образования юридического лица в Российской Федерации: дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2015. 179 с.
- Налоговый вычет для самозанятых в 2022 [Электронный ресурс] // Самозанятые.рф. — URL: https://самозанятые.рф/kb/bonus/nalogovyj-vychet-dlya-samozanyatyh
- Нестеренко, Ю.Н. Самозанятость в России: состояние и потенциал развития // Журнал народонаселение. 2019. №4. С.78– 89.
- Покида, А.Н., Зыбуновская, Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. №1.
- Поличка, Н.П., Федорова, Е.А. Развитие самозанятости в регионах: задачи для системы образования // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samozanyatosti-v-regionah-zadachi-dlya-sistemy-obrazovaniya
- Полякова, В. В., Сумбатян, С. Л., Басалаев, В. А. Финансовые аспекты становления института самозанятости // Вестник ГУУ. 2020. №1.
- Репетиторство и налоги: что должен знать учитель [Электронный ресурс]. / URL: https://cokpat.com/repetitorstvo_nalogi
- Сенченков, Н.П., Суворова, Г.В. Правовое регулирование репетиторской деятельности в образовательной сфере // ЧиО. 2021. №2 (67).
- Тонких, Н.В., Бабинцева, А.В. Исследование самозанятости населения в Российской Федерации: общие и частные проблемы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samozanyatosti-naseleniya-v-rossiyskoy-federatsii-obschie-i-chastnye-problemy
- Шапсугова, М.Д. Правовое положение индивидуальных предпринимателей по законодательству Российской Федерации: автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03. — М., 2015. 34 с.
References
- On conducting an experiment to establish a special tax the «Professional Income Tax» regime: Federal law No. 422-FZ of November 27, 2018 (as amended on 11/21/2022) [O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu spetsial’nogo nalogovogo rezhima «Nalog na professional’nyy dokhod»: federal’nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 27 noyabrya 2018 g. № 422-FZ (v red. ot 21.11.2022 g.)]// Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. No. 49 (part 1). Article 7494.
- Grabova, O.N. Problems of self-employed persons «coming out of the shadow» in Russia: risks and ways to overcome them [Problemy vykhoda «iz teni» samozanyatykh lits v Rossii: riski i puti ikh preodoleniya]// Journal of Economics and Management. 2018. No. 1. pp. 108-118.
- Gulova, A.V. On the legal status of the self-employed in the Russian Federation Federations [K voprosu o pravovom statuse samozanyatogo v Rossiyskoy Federatsii]// Epomen. 2018. No. 22. pp. 90-94.
- Credit for the self-employed: how to register and receive [Kredit dlya samozanyatykh: kak oformit’ i poluchit’] // URL: https://www.business.ru/article/3853-kredit-dlya-samozanyatyh
- Krotova, M.A. Legal problems arising in the taxation of professional income tax and ways to improve them [Pravovyye problemy, voznikayushchiye pri nalogooblozhenii nalogom na professional’nyy dokhod i puti ikh sovershenstvovaniya]// Bulletin of Eurasian Science. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-problemy-voznikayuschie-pri-nalogooblozhenii-nalogom-na-professionalnyy-dohod-i-puti-ih-sovershenstvovaniya
- Makeev, P.A. Tutoring in Russia: you can’t see, but you can hear [Repetitorstvo v Rossii: nel’zya uvidet’, no mozhno uslyshat’] // ZHSSA. 2020. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/repetitorstvo-v- rossii-nelzya-uvidet-no-mojno-uslyshat
- Martinson, D.Y. Legal regulation of entrepreneurial activity without formation of a legal entity in the Russian Federation Federation: dis. on the job. learned. step. Cand. Jurid. sciences’: 12.00.03 [Pravovoye regulirovaniye predprinimatel’skoy deyatel’nosti bez obrazovaniya yuridicheskogo litsa v Rossiyskoy Federatsii: dis. na soisk. uchen. step. kand. yurid. nauk: 12.00.03]. M., 2015. 179 p.
- Tax deduction for the self-employed in 2022 [Nalogovyy vychet dlya samozanyatykh v 2022] // Self-employed.rf. — URL: https://самозанятые.RF/kb/bonus/nalogovyj-vychet-dlya-samozanyatyh
- Nesterenko, Yu.N. Self-employment in Russia: the state and potential of development [Samozanyatost’ v Rossii: sostoyaniye i potentsial razvitiya]// Journal of Population. 2019. No.4. pp.78-89.
- Pokida, A.N., Zybunovskaya,N.V. Regulation of the activities of self-employed citizens [Regulirovaniye deyatel’nosti samozanyatykh grazhdan]// Issues of state and municipal management. 2020. No.1.
- Polichka, N.P., Fedorova, E.A. Development of self-employment in the regions: tasks for the education system [Razvitiye samozanyatosti v regionakh: zadachi dlya sistemy obrazovaniya]// Crede Experto: transport, society, education, language. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-samozanyatosti-v-regionah-zadachi-dlya-sistemy-obrazovaniya
- Polyakova, V. V., Sumbatyan, S. L., Basalaev, V. A. Financial aspects of the formation of the institute of self-employment [Finansovyye aspekty stanovleniya instituta samozanyatosti]// Bulletin of GUU. 2020. No. 1.
- Tutoring and taxes: what a teacher should know [Repetitorstvo i nalogi: chto dolzhen znat’ uchitel’] / URL: https://cokpat.com/repetitorstvo_nalogi
- Senchenkov, N.P., Suvorova, G.V. Legal regulation of tutoring activities in the educational sphere [Pravovoye regulirovaniye repetitorskoy deyatel’nosti v obrazovatel’noy sfere]// CiO. 2021. №2 (67).
- Tonkikh, N.V., Babintseva, A.V. The study of self-employment of the population in Russian Federation: general and particular problems [Issledovaniye samozanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federatsii: obshchiye i chastnyye problemy]// OmSU Bulletin. Series: Economics. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samozanyatosti-naseleniya-v-rossiyskoy-federatsii-obschie-i-chastnye-problemy
- Shapsugova, M.D. The legal status of individual entrepreneurs according to the legislation of the Russian Federation: abstract of the dis. on the job. learned. step. Cand. Jurid. sciences’: 12.00.03 [Pravovoye polozheniye individual’nykh predprinimateley po zakonodatel’stvu Rossiyskoy Federatsii: avtoreferat dis. na soisk. uchen. step. kand. yurid. nauk: 12.00.03]. — M., 2015. 34 p.
Статья «К вопросу государственного регулирования института самозанятости в сфере осуществления образовательного процесса» посвящена актуальным вопросам регулирования самозанятости в контексте образовательной деятельности в Российской Федерации. В условиях стремительного развития рынка труда государству необходимо решать ряд острых проблем, таких как организация надежного и продуктивного механизма снижения уровня безработицы, предоставление гражданам рабочих мест, повышение оплаты труда, а также обеспечение стабильности и социальных гарантий для трудового населения.
Авторы статьи проводят комплексный анализ экономико-правовых условий развития института самозанятости в образовательной сфере. Выявлены ключевые экономико-правовые и социальные проблемы, которые препятствуют развитию индивидуального предпринимательства и самозанятости в образовательной деятельности.
Вопрос:
Какие конкретные меры и инструменты государственного регулирования могут способствовать решению ключевых экономико-правовых и социальных проблем, препятствующих развитию самозанятости в сфере образовательной деятельности, и как их внедрение может повлиять на снижение уровня безработицы и повышение стабильности и социальных гарантий для самозанятых граждан в данной сфере?