Главная страница » Публикации » 2024 » №1 (105) » Налоговое администрирование: теоретические подходы к определению понятия

Налоговое администрирование: теоретические подходы к определению понятия

Tax administration: theoretical approaches to defining the concept

Налоговое администрирование: теоретические подходы к определению понятия

Авторы

Гребенникова Вера Александровна
кандидат экономических наук, доцент
Российская Федерация, Кубанский государственный университет
Кузьменко Михаил Дмитриевич
магистрант направления 38.04.08 «Финансы и кредит»
Российская Федерация, Кубанский государственный университет
kuzmenkomike180901@yandex.ru

Аннотация

В современной теории и практике российского налогообложения широко используется понятие «налоговое администрирование». В научных работах оно появилось в конце 90-х годов прошлого века, но до сих пор в литературе отсутствует единство мнений по вопросу трактовки сущности этой дефиниции. Впоследствии термин стал активно применяться практически во всех программных документах Правительства РФ и в выступлениях государственных лидеров. Однако в нормативных актах оно законодательно не закреплено. Неоднозначность понятия требует проведения дальнейших исследований в этом направлении. Их актуальность усиливает активное внедрение в процесс налогового администрирования цифровых технологий.
В статье на основе библиографического обзора чётко разграничиваются понятия «управление налоговой системой», «налоговое администрирование» и «налоговый контроль», которые порой употребляются как тождественные, что, на наш взгляд, является некорректным и неправомерным.

Ключевые слова

налоговое администрирование, налоговый контроль, функции налогового администрирования, функции налогового контроля, принципы налогового администрирования, принципы налогового контроля, налоговая система, информационные технологии, цифровизация, цифровая экономика.

Рекомендуемая ссылка

Гребенникова Вера Александровна,Кузьменко Михаил Дмитриевич. Налоговое администрирование: теоретические подходы к определению понятия // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (105). Номер статьи: 10506. Дата публикации: 22.01.2024. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10506/

Authors

Grebennikova Vera Alexandrovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Russian Federation, Kuban State University
Kuzmenko Mikhail Dmitrievich
master's student direction 04/38/08 “Finance and Credit”
Russian Federation, Kuban State University
kuzmenkomike180901@yandex.ru

Abstract

The concept of "tax administration" is widely used in modern theory and practice of Russian taxation. It appeared in scientific works in the late 90s of the last century, but there is still no consensus in the literature on the interpretation of the essence of this definition. Subsequently, the term became actively used in almost all policy documents of the Government of the Russian Federation and in speeches by state leaders. However, it is not legally fixed in the regulations. The ambiguity of the concept requires further research in this direction. Their relevance is enhanced by the active introduction of digital technologies into the tax administration process.
Based on the bibliographic review, the article clearly distinguishes the concepts of "tax system management", "tax administration" and "tax control", which are sometimes used as identical, which, in our opinion, is incorrect and unlawful.

Keywords

tax administration, tax control, functions of tax administration, functions of tax control, principles of tax administration, principles of tax control, tax system, information technology, digitalization, digital economy.

Suggested citation

Grebennikova Vera Alexandrovna,Kuzmenko Mikhail Dmitrievich. Tax administration: theoretical approaches to defining the concept // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (105). Art. #  10506. Date issued: 22.01.2024. Available at: https://sovman.ru/article/10506/


Введение

В настоящее время нет законодательного определения понятия «налоговое администрирование». Более того, термин «налоговое администрирование» не применяется ни в Налоговом кодексе, ни в иных нормативных правовых актах. Этот термин стал применяться относительно недавно в научных и публицистических материалах.

Налоговое администрирование, как особый научно-практический процесс, по своему содержанию и организации является довольно объёмным. Оно включает в себя принципы налогообложения, которые сформировались в течении истории и модернизировались совместно с наукой. Налоговое администрирование занимает ведущую позицию в системе управления экономикой.

Развитие цифровых технологий и научно-технического прогресса привели к тому, что в течение последнего десятилетия основным направлением деятельности Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации является совершенствование налогового администрирования.

 

Результаты исследований

На сегодняшний момент не существует единой трактовки понятия налоговое администрирование, но в данной работе мы попытались дать наиболее четкое определение налогового администрирования, сравнив подходы различных учёных по данному вопросу.

Как отмечается в научной литературе, проблема отсутствия единого и однозначного понимания категории налогового администрирования в теории поднимается практически каждый раз, когда исследователи пытаются высказать своё авторское видение сущности данного термина.

В последние годы понятийный аппарат налогового администрирования активно исследуется российскими и зарубежными авторами, которые рассматривают налоговое администрирование в узком и широком смысле.

В данной статье исследованы научные работы по налоговому администрированию российских учёных, таких как: Лев М.Ю.; Молчанов Е.Г.; Лобачев А.А.; Кузнецов Л.Д.; Ляпина Т.М. и др.

Изучение учебной и научной литературы приводит к выводу о существовании двух подходов к трактовке дефиниции «налоговое администрирование».

Например, Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. используют широкую трактовку понятия и сходятся во мнении, что налоговое администрирование является способом государственного управления в сфере налогообложения и непосредственно способствует укреплению экономической безопасности налоговой системы государства. Налоговое администрирование — один из ключевых элементов механизма управления государственными услугами.

Также широкую трактовку понятия использует Лобачев А.А. По его мнению: «Налоговое администрирование — это особый научно-практический процесс, который достаточно емок по содержанию, организации и условиям целевых установок. Сюда входит разработка правовой базы налогообложения на основе исторического опыта, инновационных технологий и передовой практики, создание условий для функционирования элементов налогового механизма (планирование, контроль, мониторинг)».

Узкой трактовки понятия придерживается Молчанов Е.Г. В его понимании: «Налоговое администрирование — это часть управления налоговой системой, обеспечивающая полноту и своевременность поступления налогов и сборов в бюджет государства.

По мнению Ляпиной Т.М., которая рассматривает понятие в узком смысле, налоговое администрирование — это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми органами и налоговыми администрациями, обладающими определёнными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Одно из наиболее полных определений налогового администрирования в узком смысле было предложено профессором Кузнецовым Л.Д. Он считает, что «налоговое администрирование — это совокупность норм (правил), методов, приёмов и средств, при помощи которых специально уполномоченные органы государства осуществляют деятельность в налоговой сфере, направленную на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей».

Таким образом можно сказать о том, что налоговое администрирование является средством реализации налоговой политики и важной частью налогового процесса и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на своевременное исполнение налоговой обязанности, создание комфортных условий для уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, а также обеспечение законных прав и интересов участников налоговых правоотношений.

По нашему мнению, не следует отождествлять налоговое администрирование с управлением налоговой системой в целом, но и не следует «сужать» до налогового контроля.

Управление налоговой системой наряду с налоговым администрированием включает прежде всего деятельность законодательных органов по разработке основных принципов, форм и методов организации налоговых отношений, что составляет содержание законодательства о налогах. Налоговое администрирование, являясь важнейшей компонентой общего процесса управления налоговой системой государства, представляет собой управленческую деятельность государственных органов, направленную на реализацию законодательных норм.

Целью налогового администрирования следует считать обеспечение стабильного уровня налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля на базе основных принципов налогообложения, а именно:

  • принцип бюджетного федерализма (установлены чёткие налоговые полномочия между различными уровнями государственной власти);
  • принцип единства (налогообложение едино на всей территории страны и для всех физических и юридических лиц одной категории);
  • принцип нейтральности (налогообложение нейтрально в отношении форм и методов законной экономической деятельности);
  • принцип однократности обложения (один и тот же объект облагается одним видом налога и только один раз за период);
  • принцип определённости (налогоплательщик осведомлён о размере налога, способе и времени платежа заранее);
  • принцип удобства (налогообложение удобно при взимании налогоплательщику и устраивает его по времени);
  • принцип умеренности (налогообложение соразмерно доходам налогоплательщика и не приводит к самоликвидации как хозяйствующего субъекта);
  • принцип справедливости (всеобщность обложения и равномерность распределения налогового бремени между налогоплательщиками соразмерно доходам);
  • принцип экономичности (издержки при взимании должны быть минимальны);

Налоговое администрирование должно быть направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Налоговое законодательство должны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства.

Выполнение контрольных действий налоговыми органами невозможно без организационного, методологического и методического обеспечения их деятельности.

Формами организационного и методического обеспечения деятельности выступают: определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей (предоставление налогового кредита) и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

 

Выводы

Таким образом, налоговое администрирование представляется более узким понятием, в сравнении с общим понятием «управление налоговой системой», но более широким, чем налоговый контроль.

Управление налоговой системой представляет собой комплекс мероприятий на уровне законодательной и исполнительной власти, представленных методами и приемами, которые планомерно влияют на налогообложение в целях обеспечения финансирования нужд государства и общества.

Налоговое администрирование включает в себя контроль за исчислением и уплатой налогов и сборов налогоплательщиками, а также организационное и методическое обеспечение контрольной деятельности.

Таким образом, помимо собственно контрольных действий в сфере налогообложения, налоговое администрирование предполагает и их организационно-методическое обеспечение, которое включает в себя:

  • определение структуры и функциональных обязанностей различных уровней налоговых органов;
  • разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам;
  • процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков;
  • порядок регулирования налоговых платежей (предоставление налогового кредита) и применения налоговых санкций;
  • планирование и прогнозирование налоговых платежей и т.д.

Развитие национальной экономики требует применения инновационных методов налогового администрирования, которые позволят стабилизировать и увеличить налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты. Важную роль в модернизации налогового администрирования играет цифровая трансформация. Она позволяет использовать инновационные цифровые технологии для минимизации налоговых разрывов, увеличения поступления налогов, а также для сокращения доли теневой экономики.

Следовательно, в условиях цифровой трансформации экономики налоговое администрирование можно определить как совокупность контрольных действий со стороны государственных органов за исчислением и уплатой налогов и сборов налогоплательщиками на основе внедрения цифровых технологий, а также организационное и методическое обеспечение контрольной деятельности с целью минимизации административных затрат.

В условиях цифровой экономики появляется возможность внедрения в процесс налогового администрирования новых информационных технологий, что повышает его качество и эффективность. Имплементация налоговыми органами современных IT-инструментов в условиях сформированной цифровой среды способна привести к минимизации рисков несоблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, максимизировать эффективность налогового администрирования.

Цифровая трансформация налогового администрирования — это долгий путь, который займет много лет и потребует согласования многих элементов для реализации всех преимуществ. Потребуется разработка многих структурных элементов будущего налогового администрирования совместно с другими правительственными органами, представителями частного сектора и на международном уровне. Это позволит принимать более взвешенные и эффективные управленческие решения в сфере управления налогообложением.

Читайте также






Библиографический список

  1. Конституция Российской   Федерации   (принята   всенародным голосованием  12.1993)  (с  учетом  поправок,  внесенных  законами  РФ  о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 — ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014  N  2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]//Правовой сайт «Консультант Плюс» — 2023 — Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/];
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 No 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000), (ред. от 13.04.2016) [Электронный ресурс]//Правовой сайт «Консультант Плюс» — 2023 — Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW/];
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.05.2022)[Электронный ресурс]//Правовой сайт «Консультант Плюс» — 2023 — Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/6e508f67e051bccbe249e6f0aebb2fa31f61a111//];
  4. Кузнецов, Л.Д. Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России – 2020. – № 12. – Вестник Московского университета МВД России № 1 – 2020

[https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-administrirovanie-kak-element-nalogovoy-sistemy-rossii/viewer];

  1. Лев, М.Ю., Болонин, А.И., Лещенко, Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 2. – С. 525-546. [https://1economic.ru/lib/114626];
  2. Лобачев, А.А. Некоторые вопросы осуществления налоговыми органами административного контроля в России – 2023. – № 12. Образование и право № 1 – 2023 [https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-osuschestvleniya-nalogovymi-organami-administrativnogo-kontrolya-v-rossii];
  3. Ляпина ,Т.М. Налоговое администрирование: учебное пособие для вузов / Т. М. Ляпина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11285-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [https://urait.ru/bcode/534593] (дата обращения: 24.12.2023).
  4. Молчанов, Е.Г. Инновационные инструменты налогового администрирования в условиях действия программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» // Учет и статистика. 2023. N [https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye].

References

  1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (taking into account the amendments introduced by the laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated December 30, 2008 N 6 — FKZ, dated December 30, 2008 N 7-FKZ, dated February 5, 2014 N 2 -FKZ, dated July 21, 2014 N 11-FKZ) [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6 — FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ)]//Legal website “Consultant Plus” — 2023 — Access mode: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/];
  2. Tax Code of the Russian Federation dated 08/05/2000 No. 117-FZ (adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 07/19/2000), (as amended on 04/13/2016) [Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 05.08.2000 No 117-FZ (prinyat GD FS RF 19.07.2000), (red. ot 13.04.2016)]//Legal website “Consultant Plus” — 2023 — Access mode: [http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW/];
  3. Tax Code of the Russian Federation (part two) dated 05.08.2000 N 117-FZ (as amended on 28.05.2022) [Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast’ vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 28.05.2022)]//Legal website “Consultant Plus” — 2023 — Access mode: [http://www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/6e508f67e051bccbe249e6f0aebb2fa31f61a111//];
  4. Kuznetsov, L.D. Tax administration as an element of the Russian tax system – 2020 [Nalogovoye administrirovaniye kak element nalogovoy sistemy Rossii – 2020]. — No. 12. — Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1 – 2020 [https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-administrirovanie-kak-element-nalogovoy-sistemy-rossii/viewer];
  5. Lev, M.Yu., Bolonin, A.I., Leshchenko, Yu.G. Tax administration as a mechanism for strengthening the economic security of the state tax system [Nalogovoye administrirovaniye kak mekhanizm ukrepleniya ekonomicheskoy bezopasnosti nalogovoy sistemy gosudarstva]// Economic security. – 2022. – Volume 5. – No. 2. – P. 525-546. [https://1economic.ru/lib/114626];
  6. Lobachev, A.A. Some issues of administrative control exercised by tax authorities in Russia – 2023 [Nekotoryye voprosy osushchestvleniya nalogovymi organami administrativnogo kontrolya v Rossii – 2023]. — No. 12. Education and law No. 1 — 2023 [https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-osuschestvleniya-nalogovymi-organami-administrativnogo-kontrolya- v-rossii];
  7. Lyapina, T.M. Tax administration: textbook for universities [Nalogovoye administrirovaniye: uchebnoye posobiye dlya vuzov]/ T. M. Lyapina. — 2nd ed., revised. and additional — Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. — 235 p. — (Higher education). — ISBN 978-5-534-11285-6. — Text: electronic // Educational platform Urayt [https://urait.ru/bcode/534593] (access date: 12/24/2023).
  8. Molchanov, E.G. Innovative tools of tax administration in the context of the “Digital Economy in the Russian Federation” program [Innovatsionnyye instrumenty nalogovogo administrirovaniya v usloviyakh deystviya programmy «Tsifrovaya ekonomika v Rossiyskoy Federatsii»]// Accounting and Statistics. 2023. N 3. [https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye].

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх