Главная страница » Публикации » 2012 » №3 (15) » Место и роль курса «Методы исследований в менеджменте» в подготовке магистра

Место и роль курса «Методы исследований в менеджменте» в подготовке магистра

The place and role of the course «Research Methods in Management» in the preparation of Master

Место и роль курса «Методы исследований в менеджменте» в подготовке магистра

Авторы

No items found

Аннотация

Автор в статье раскрывает особенности изучения учебной дисциплины «Методы исследований в менеджменте» при подготовке магистров по направлению «Менеджмент». Изучение данной дисциплины формирует у будущих магистров общекультурные и профессиональные компетенции.

Ключевые слова

методы, исследование, менеджмент, компетенции, процесс исследований, объект исследований, предмет исследований.

Рекомендуемая ссылка

No items found. Место и роль курса «Методы исследований в менеджменте» в подготовке магистра // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (15). Номер статьи: 1504. Дата публикации: 08.03.2012. Режим доступа: https://sovman.ru/article/1504/

Authors

No items found

Abstract

The author of the article reveals the features of the study of the discipline, "Research methods in management" in preparing the Master in "Management." The study of the discipline form for future master's general culture and professional competence.

Keywords

methods, research, management, competency, process research, a research object, the object of research

Suggested citation

No items found. The place and role of the course "Research Methods in Management" in the preparation of Master // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (15). Art. #  1504. Date issued: 08.03.2012. Available at: https://sovman.ru/article/1504/


Конец ХХ века  начало ХIХ ознаменовался коренными переломными процессами в по­литической, экономической и общественной жизни России. Главным изменениям подверглись институты управления, имущественные и экономические отношения. В результате реформ была осуществлена  приватизация государственной собственности, либерализация внутренней и внешней экономики. Наряду с положительными результатами преобразований, было допущено ряд роковых управленческих ошибок, в результате которых в течение пятнадцати лет реформ страна понесла убытки сопоставимые с суммой ее годового ВВП.

Чтобы ответить на самые больные для России вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» необходимо исследовать как отдельные управленческие проблемы, так и систему управления экономикой на макро и микроуровнях.

Исследование – это процесс научного познания какого-либо объекта или явления в целях выявления закономерностей их возникновения, развития и преобразования в интересах общества.

Исследовательская деятельность широко используется при изучении естественнонаучных дисциплин: химии, физики, математики, биологии и др. То же самое происходит и в области гуманитарных наук: в экономике и в управлении. Однако до последнего времени исследовательским проблемам управления придавалось мало значения.

Включение курса «Методы исследований в менеджменте» (МИвМ) в программы подготовки управленцев, менеджеров, маркетологов и экономистов обозначило то, что вопросам исследования проблем управления и их решению уделяется должное внимание.

В системе подготовки менеджеров данному курсу отводится центральное место (рис.1).

Рис. 1. Место дисциплины МИвМ в программе подготовки менеджеров

Цель, задачи, предмет и объект исследований в менеджменте организаций и проектов

Целью исследований в менеджменте является выявление проблемных ситуаций, вызывающих потерю эффективности управляемого объекта (бизнеса) и их устранение путем развития управленческих функций.  Совершенствование менеджмента необходимо в связи с изменяющимися условиями и потребностями процессов функционирования и развития объекта управления.

Девизом исследований в менеджменте должно стать крылатое выражение, хорошо известное в научных кругах:

  • нет профессионализма без творчества;
  • нет творчества без исследования;
  • нет исследования без освоения приемов, методов, подходов.

В процессе становления креативного мышления человека различают следующие его стадии: любопытство (познание мира вокруг); любознательность (изучение сути явления); научный интерес (познание причины явления); научное исследование (изучение  закономерностей событий и явлений).Философ Древнего Рима Марк Фабий Квинтилиан утверждал, что любую сколь угодно сложную ситуацию можно полностью структурировать и описать, руководствуясь следующими семью вопросами:Что? Где? Когда? Кто? Почему? С какой целью? При каких условиях?

Основной целью изучения методов исследований в менеджменте является формирование у студентов комплексного представления о методах исследований, применяемых в бизнес-практике, а также о возможных инструментальных средствах и технологиях ИТ и ИС для сбора, анализа, интерпретации и представления данных в целях оптимизации бизнес-процессов и принятии управленческих решений.

Исследование идентифицируется как сложная (по разнообразию множества элементов), вероятностная (по неоднозначности поведения), открытая (по проницаемости информации) система, обладающая высокой динамичностью. Исследование в менеджменте – это вид деятельности, состоящий в распознавании управленческих проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения.

Механизм функционирования системы менеджмента можно изобразить структурной схемой (рис.2)


Рис. 2. Агрегатная модель процесса исследования *.

К основным характеристикам исследовательской деятельности в менеджменте относятся: тема, объект и предмет исследования, цель, научная идея или концепция, задачи исследования, теоретическая ценность и научная новизна, а также практическая значимость.

Тема, основное содержание исследования; объект исследования, то, на что направлено исследование; предмет – конкретное , проблема в рамках объекта исследования;цель, то, к чему стремятся, что надо осуществить в процессе исследования;научная идея или концепция, основная мысль, замысел, определяющий содержание исследования;задачи исследования;методология исследования, комплекс методов и средств;парадигма – совокупность предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки.

Научное исследование систем управления необходимо проводить как во внутренней среде организации, так и с учетом выполнения ее внешних функций. Это связано с тем, что эффективность управления  зависит от степени компетенции при реализации внутренних и внешних функций управления, что можно описать следующим выражением:

Э = Э1 • Э2, где

Э – общая эффективность управления бизнесом, измеряемая увеличением дохода; Э1 – внутренняя эффективность бизнеса, являющаяся результатом действия менеджмента организации; Э2 – внешняя эффективность бизнеса, полученная в результате работы маркетинга.

Таким образом, получение стопроцентного эффекта от действующей системы менеджмента возможно только при стопроцентном выполнении своих обязательств управленцами в лице менеджеров и маркетологов. В случае снижения внутренней эффективности Э1 или внешней Э2, общий эффект снижается пропорционально этому снижению. Например, менеджер сработал на 50% или в относительных единицах на 0,5. В этом случае общий эффект становится равным Э = 0,5 • 1 = 0,5.

Актуальность исследовательской работы в управленческой деятельности диктуется экспоненциальным усложнением управления в современных условиях глобальной конкуренции и развития технического прогресса. На рис. 3 показана зависимость сложности управления от роста сложности управляемых бизнес-процессов.

Рис 3. Зависимость сложности управления от сложности бизнес-процессов

Одной из причин необходимости анализа управленческих функций является необходимость поддерживать конкурентоспособность бизнеса путем снижения прямых и накладных издержек.

Как видно из рис. 4, прямые издержки на производство и обращение товаров и услуг имеют тенденцию снижаться по мере роста объемов производства. В то же время управленческие расходы (на менеджмент и маркетинг), а также транзакционные издержки, связанные с нематериальными расходами на контакты с партнерами и сбор информации, увеличиваются. При этом общие расходы необходимо оптимизировать по минимуму.

Рис. 4. Зависимость прямых и управленческих издержек от масштаба бизнеса

Таким образом, задачами исследований в менеджменте являются следующие.

1. Распознавание проблемных ситуаций и проблем их решения.
2. Определение причин возникновения и происхождения этих ситуаций.
3. Выявление  свойств, содержания и закономерностей поведения и развития систем управления.
4. Установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний.
5. Нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике разрешения этих проблем.

Объектами исследований в менеджменте являются системы управления экономикой, относящиеся к классу социально-экономических систем, разного уровня (макро и микроуровни управления), сложности и способа функционирования.Предметом исследований — принципы, характеристики и объективные закономерности, присущие управленческим системам.

Предметом изучения дисциплины МИвМявляютсяразличные методы исследований, традиционные и современные, применяемые в бизнес-практике самими компаниями или специализированными исследовательскими агентствами, формирующие комплексный методологический подход, который может быть применим студентами как в формате проведения проектов и анализа кейсов, так и при подготовке магистерских диссертаций.

Уровни исследований в менеджменте и применяемые в них методы
В исследовательской работе менеджера различают два уровня: эмпирический и теоретический (Рис.5).

Рис. 5. Уровни исследовательской работы менеджера

Эмпирический этап исследования связан с экспериментальной работой, в процессе которой менеджер-исследователь на основе полевых и лаборатор­ных данных получает материалы, требующие последующего осмысления и подтверждения.

На этапе сбора эмпирических данных исследователь использует следующие методы анализа объекта исследования:
— сравнение, т.е. сопоставление параметров состояния и поведения объекта исследования;
— измерение параметров с помощью соответствующих приборов и приспособлений;
— анализ – творческий мыслительный процесс, в результате которого объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически делится на составные элементы (системные объекты, свойства, отношения и т.д.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе;
— синтез – исследовательский метод, целью которого является объединение отдельных частей системы в единую структуру, для реализации некоторой заданной функции. Таким образом, изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы;
— индукция – тип умозаключения, который обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим выводам и положениям;
— дедукция – мыслительный процесс разложения целого на составные части, выведение  правил или доказательство от общего к частному.

Теоретический уровень исследовательской деятельности связан с созданием новых теорий, формулированием принципов и закономерностей функционирования или развития объекта исследования. На этом этапе используются такие методы как:
— гипотеза – не вполне доказанное предположение о состоянии, поведении, законах и правилах функционирования или развития системы или явления;
— моделирование – воспроизведение характеристик системы на моделях;
— идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов;
— обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к  более общему знанию (перенос частных выводов об одной системе на другие);
— мыслительный эксперимент – логическое рассуждение о том, как бы протекали определенные явления, если бы удалось создать некоторые условия, не осуществимые в данный момент времени по техническим или другим причинам (например, создание таблицы элементов Менделеевым).

Этапы процесса исследований в менеджменте

Исследовательский процесс подчинен выработанной многолетней практикой последовательности проведения. На рис.6 показана блок-схема алгоритма проведения научного исследования.

Рис.6. Этапы процесса исследований в менеджменте

Выбор и оценка первоочередных задач исследований в менеджменте

Сложность исследования систем управления связана, в первую очередь, с ее неопределенностью, динамичностью и неоднородностью природы составных элементов. Как было сказано выше, система управления – это социально-экономическая система, в состав которой входят технические, информационные и структурные элементы. Множественность направлений работы системы управления (материально-технические, снабженческие, производственные, маркетинговые, организационные, информационные и др.) также создают определенные трудности в выявлении и ранжировании проблем управления.

В связи с этим постановка и выбор первоочередных проблем и их оценка по степени значимости для бизнеса и вкладу в его доходность, представляет одну из самых важных и актуальных задач исследователя. От их решения будет зависеть будущее бизнеса.
Алгоритм постановки,  выбора и оценки проблем для последующей их реализации показан на рис. 7.

Рис.8. Схематичное изображение дерева проблем системы управления.

Наиболее трудоемким, но и наиболее эффективным методом изучения проблем управления и выбора из них наиболее приоритетных, является метод построения дерева проблем. На рис.8 представлено универсальное типовое дерево проблем, возникающих в системах менеджмента, включающее как внешние, так и внутренние проблемы бизнеса.

Рис.8 Схематичное изображение дерева проблем систумы управления

Таким образом, изучение учебной дисциплины «Методы исследований в менеджменте» при подготовке магистров по направлению «Менеджмент» формирует у будущих магистров такие общекультурные компетенции, как  способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1); способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4).  А также профессиональные компетенции, такие, как способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-4); способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5); способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-11) и др.

_____________________________

*Термин «парадигма» происходит от греческого «paradeigma» — пример, образец и означает совокупность явных и неявных (и часто неосознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки.

Читайте также






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх