Главная страница » Публикации » 2012 » №12 (24) » Учетная политика в целях налогообложения: методический аспект

Учетная политика в целях налогообложения: методический аспект

Accounting policies for tax purposes: methodical aspects


Авторы

Германова Виктория Самвеловна
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского финансового учета
Россия, Ставропольский государственный аграрный университет
v.s_germanova@yandex.ru

Аннотация

Особенность этой статьи заключается в том, что в ней представлен анонс методических аспектов учетной политики в целях налогообложения по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на имущество, основанный на статьях части 2 Налогового Кодекса. Автор предполагает, что подробное ознакомление с выдержками Налогового Кодекса и приведенными фрагментами уже составленной организацией учетной политикой позволит пользователям методически грамотно сформировать свою налоговую учетную политику.

Ключевые слова

учетная политика в целях налогообложения, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, Налоговый Кодекс.

Рекомендуемая ссылка

Германова Виктория Самвеловна. Учетная политика в целях налогообложения: методический аспект // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (24). Номер статьи: 2401. Дата публикации: 08.12.2012. Режим доступа: https://sovman.ru/article/2401/

Authors

Germanova Victoria Samvelovna
PhD, Associate Professor of Accounting Financial Accounting
Russia, Stavropol State Agrarian University
v.s_germanova@yandex.ru

Abstract

The peculiarity of this article is that it presents the announcement of methodological aspects of accounting policy for taxation on value added tax, corporate income tax, tax on mineral extraction tax and property tax, based on the articles of Part 2 of the Tax Code. The authors suggest that a detailed introduction to excerpts of the Tax Code, and this fragment is already used by the company's accounting policy will allow users to methodically correctly form their tax accounting policy accounting.

Keywords

policy for tax purposes, the value added tax, corporate income tax, the tax on mining, property tax, the Tax.

Suggested citation

Germanova Victoria Samvelovna. Accounting policies for tax purposes: methodical aspects // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №12 (24). Art. #  2401. Date issued: 08.12.2012. Available at: https://sovman.ru/article/2401/


Налоговый Кодекс РФ в 2006 году ввел понятие учетной политики для целей налогообложения в статью 11 – как выбранной налогоплательщиком совокупности допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика в целях налогообложения раскрывает особенности ее составления по федеральным налогам, в разделе VIII Налогового Кодекса, в частности в: главе 21 «Налог на добавленную стоимость»; главе 25 «Налог на прибыль организаций»; главе 26. «Налог на добычу полезных ископаемых», главе 30 «Налог на имущество организаций».

Рассмотрим основные методические аспекты, представленные в указанных главах Налогового кодекса и приведем реальные примеры применения этих аспектов в учетной политике для целей налогообложения конкретной организации. В таблице 1 представлен порядок раскрытия методических аспектов учетной политики в целях налогообложения в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» в статьях 165, 166 и 170.

Таблица 1 — Порядок раскрытия формирования учетной политики в главе 21 «Налог на добавленную стоимость»

Статья НК РФ

Название статьи

Раскрытие элементов в учетной политике

Статья 165 Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов Данный порядок устанавливаются принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения
Статья 166 Порядок исчисления налога Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации и является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Что касается вновь созданных организаций, то учетная политика для целей налогообложения таких организаций утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации
Статья 170 Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) Указывается, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» раскрывает порядок формирования учетной политики наиболее полно в тридцати шести статьях, которые схематично представлены на рисунке 1 и показывают разделение данных аспектов на следующие составляющие: отражение доходов, раскрытие расходов, методика учета амортизируемого имущества, особенности налогообложения и порядок ведения налогового учета.

Отражение доходов представлено в двух статьях 248 «Порядок определения доходов. Классификация доходов» и 316 «Порядок налогового учета доходов от реализации», в которых указано, что раскрытие доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов (рисунок 1).

Раскрытие расходов в учетной политике для целей налогообложения находит отражение в восемнадцати статьях главы 25 НК и определяет методику учета различных видов расходов организации (рисунок 1). Методика учета амортизируемого имущества раскрывается в шести статьях и позволяет определить виды амортизируемого имущества, особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп), методы и порядок расчета сумм амортизации, порядок расчета сумм амортизации при применении линейного и нелинейного метода начисления амортизации, а также повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации и особенности организации налогового учета амортизируемого имущества. Особенности налогообложения представлены в пяти статьях и раскрывают методику определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, по определению налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами и налогообложение по срочным сделкам иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Рисунок 1 – Схема раскрытия элементов учетной политики по статьям главы 25 Налогового Кодекса

Порядок ведения налогового учета находит отражение в девяти статьях главы 25 Налогового Кодекса и наиболее полно определяют порядок формирования учетной политики в целях налогообложения налога на прибыль организаций, а в частности общие положения ведения налогового учета, порядок формирования аналитических регистров налогового учета, а также особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков, порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов, расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля и порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления.

Учитывая то, что в главе 25 Налогового Кодекса большое внимание уделено раскрытию методических аспектов налогового учета амортизируемого имущества, в частности основных средств, приведем фрагменты учетной политики для целей налогообложения в части учета этих средств в реальной организации ООО «Евроотель», расположенной в г. Ставрополе и предоставляющей различные виды гостиничных услуг (рисунок 2).

Рисунок 2 — Фрагмент учетной политики ООО «Евроотель» для целей налогообложения в части учета основных средств

Учетная политика в целях налогообложения, являясь действенным инструментом налогового планирования, позволяет в определенных размерах корректировать величину налоговых платежей организации. И хотя правила ведения налогового учета едины, но в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов и регистров учета, дающих возможность регулировать финансовые потоки организации.

В ООО «Евроотель» для целей налогового учета основных средств используются регистры налогового учета, которые являются приложением к учетной политике организации в целях налогообложения.

Формы данных регистров разработаны с учетом рекомендаций главы 25 НК и возможностями программного обеспечения конкретной организации. Приведем примеры оформления регистров налогового учета. Для обобщения информации об операциях приобретения и формирования стоимости приобретаемого имущества, работ, услуг, прав, которые в дальнейшем учитываются в качестве доходов или расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль используется «Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг». Регистр формируется по записям на счетах учета приобретенного имущества, работ, услуг и прав за отчетный (налоговый) период. Фрагмент регистра представлен на рисунке 3. Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав формирует итоговую информацию о стоимости приобретенного имущества за определенный период по данным налогового учета. Рисунок 3 показывает, что за период с 01.01.2011 по 31.03.2011 были приобретены основные средства на общую стоимость 321450,00 руб. Эти данные отображены по строке «Итого».

Для обобщения информации об операциях выбытия имущества и формирования доходов от реализации, подлежащих включению в налоговую базу по налогу на прибыль предназначен «Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав». Регистр формируется по записям на счетах учета имущества (в части выбытия имущества, не связанного с реализацией) и счетах учета доходов от реализации (в части реализации имущества, работ, услуг и прав).

Рисунок 3 – Фрагмент регистра учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав

Фрагмент регистра представлен на рисунке 4. По данным регистра выбытия имущества, работ, услуг, прав можно рассчитать общую стоимость основных средств реализованных или переданных на сторону за определенный период. По строке «Итого» рисунка 4 можно увидеть, что за выбранный период были проданы основные средства на общую стоимость 320300,00 руб.

Для обобщения информации о наличии и движении имущества организации, признаваемого в целях налогообложения основными средствами в составе амортизируемого имущества предназначен «Регистр информации об объекте основных средств». Фрагмент регистра представлен на рисунке 5.

Рисунок 4 – Фрагмент регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав

В разделе 1 содержатся общие сведения об объекте основных средств. Показатели раздела 2 отражают распределение сумм начисленной в отчетном месяце амортизации к прямым или косвенным расходам.

Рисунок 5 – Фрагмент регистра информации об объекте основных средств

В разделе 3 отражается размер специального коэффициента, применяемого в отношении объекта основных средств, а также его изменение за период. В разделе 4 отражаются сведения об изменении первоначальной стоимости за период. В разделе 5 отражается информация о перерывах в начислении амортизации. В разделе 6 отражаются суммы накопленной амортизации по месяцам.

По данным рисунка 5 увидеть, что основное средство автомобиль было приобретено 12 июня 2011 года по стоимости 456000,00 руб. со сроком полезного использования 144 мес. Амортизация по объекту относится на счет затрат 26 «Общехозяйственные расходы».

Рисунок 6 – Фрагмент регистра информации об объекте основных средств

«Регистр амортизации основных средств» предназначен для отражения суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств, необходимой при формировании прямых и прочих расходов, признаваемых в текущем (налоговом) периоде для целей налогообложения. Фрагмент регистра представлен на рисунке 6.

На основании данных регистра амортизации основных средств можно сделать вывод, что за 1 квартал 2011 года первоначальная стоимость основных средств составила 66012000,00 руб., сумма амортизации — 236415,00 руб.

Регистры в ООО «Евроотель» формируются автоматически при правильном заполнении всех субконто различных документов, формируемых в программе 1С «Бухгалтерия».

В главе 26. «Налог на добычу полезных ископаемых» методические аспекты формирования учетной в целях налогообложения находят отражение в двух статьях Налогового Кодекса:  статье 343.1 «Порядок уменьшения суммы налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда», которая введена Федеральным законом от 28.12.2010 № 425-ФЗ и позволяет налогоплательщику по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном данной статьей, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса; статье 346.38 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на прибыль организаций при выполнении соглашений» уточняет, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Порядок осуществления налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой в установленном порядке.

В заключении рассмотрим главу, которая также раскрывает методические аспекты применения учетной политики в целях налогообложения – это глава 30 «Налог на имущество организаций», которая введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ и в статье 375 «Налоговая база» уточняет следующие моменты. Так при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Рассмотрим фрагмент учетной политики ООО «Евроотель» для целей налогообложения в части налога на имущество, который представлен на рисунке 7.

Рисунок 7 — Фрагмент учетной политики ООО «Евроотель» для целей налогообложения в части налога на имущество

В Ставропольском крае установлена максимальная ставка налога на имущество организаций, равная 2,2 процента. В ООО «Евроотель» сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода определяется следующим образом: среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества умножается на установленную в данном субъекте РФ ставку налога на имущество. Полученное произведение уменьшается на суммы авансовых платежей начисленных в течение налогового периода. Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций необходимо представить не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налоговую декларацию необходимо представить не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Большое значение при определении размера налога на имущество и величины амортизационных отчислений также имеет своевременность переоценки основных средств: чем раньше будет произведена уценка или дооценка, тем сильнее ее результаты скажутся на среднегодовой стоимости имущества. Следует отметить, что налоги на имущество и на прибыль по-разному зависят от стоимости основных средств. При росте стоимости налог на имущество увеличивается, но налоговые платежи от прибыли при прочих равных условиях снижаются и наоборот. Поэтому до принятия решения о переоценке и ее вариантах необходимо произвести сравнительный анализ. Налогоплательщики вправе при исчислении налогооблагаемой базы налога на имущество исключать суммы амортизации основных средств не только основной деятельности, но и объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства, а за правильностью включения этих сумм в расчет должна следить бухгалтерия организации, составляя методически грамотную и перспективную учетную политику.

Ведь значение учетной политики большинством организаций не оспаривается, ими детально изучаются последствия применения тех или иных элементов, выборе того или иного варианта учетной политики в зависимости от поставленной цели. А целью чаще всего являются законная оптимизация налоговых платежей. Предприятие должно раскрывать принятые при формировании учетной политики способы учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями. Так методы, подходящие для управления одной организации, могут быть абсолютно неприемлемы для другой. Поэтому учетная политика должна быть индивидуальной, т.е учитывать специфику деятельности и составляться для каждого конкретного налогоплательщика и оптимальной, т.е принимать во внимание все цели, ради которых она создается.

Все методические аспекты учетной политики в целях налогообложения, рассмотренные в данной статье и применяемые в организациях позволять сделать учетную политику одним из главных элементов документооборота и при грамотном подходе к ее составлению организации смогут добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

 

Читайте также






Библиографический список

  1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 30.03.12 г., №19-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.
  2. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  3. Авдеев, В.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2010 г. // Бухгалтер и закон.- 2009.- № 12.-С. 11 — 17.
  4. Германова, В.С. Методы оценки основных средств в учетной политике коммерческой организации.- Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития: монография / Воронежский государственный педагогический университет.- Воронеж, 2008.- Книга 16.- С.70-82
  5. Германова, Ю.И. Оценка эффективности налогообложения и методы ее определения / Ю.И. Германова, В.С. Германова // Ученые записки Российского государственного социального университета.- 2009.- № 6.- С. 73-77.
  6. Медведев, М.Ю. Учетная политика: бухгалтерская и налоговая / М. Ю. Медведев. – М. : ИД ФБК-Пресс, 2009. – 178 с.
  7. Семенихин, В.В. Учетная политика – 2010 / В.В. Семенихин. – М. : Налоговый вестник, 2010. – 288 с.

References

  1. Rossiiskaia Federatciia. Zakony. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatcii (chast pervaia) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 30.03.12 g., №19-FZ) // SPS Konsultant Plius.
  2. Rossiiskaia Federatciia. Zakony. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatcii (chast vtoraia) ot 05.08.2000 № 117-FZ v red. ot 03.05.2012 № 47-FZ // SPS Konsultant Plius.
  3. Avdeev, V.V. Uchetnaia politika dlia tcelei bukhgalterskogo ucheta i nalogooblozheniia na 2010 g. // Bukhgalter i zakon.- 2009.- № 12.-S. 11 – 17.
  4. Germanova, V.S. Metody otcenki osnovnykh sredstv v uchetnoi politike kommercheskoi organizatcii.- Ekonomicheskie issledovaniia: analiz sostoianiia i perspektivy razvitiia: monografiia / Voronezhskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet.- Voronezh, 2008.- Kniga 16.- S.70-82
  5. Germanova, Iu.I. Otcenka effektivnosti nalogooblozheniia i metody ee opredeleniia / Iu.I. Germanova, V.S. Germanova // Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotcialnogo universiteta.- 2009.- № 6.- S. 73-77.
  6. Medvedev, M.Iu. Uchetnaia politika: bukhgalterskaia i nalogovaia / M. Iu. Medvedev. – M. : ID FBK-Press, 2009. – 178 s.
  7. Semenikhin, V.V. Uchetnaia politika – 2010 / V.V. Semenikhin. – M. : Nalogovyi vestnik, 2010. – 288 s.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх