Сущность и принципы построения местных бюджетов в Украине
Essence and principles of local budgets in Ukraine
Авторы
Аннотация
В статье определена сущность и роль местных бюджетов в системе местных финансов. Выделены функции и принципы построения эффективной и обоснованной системы местных бюджетов в условиях трансформации экономики Украины.
Ключевые слова
местные бюджеты, местные органы власти, бюджетные средства, местная бюджетная политика, местные финансы, сбалансированность местных бюджетов.
Рекомендуемая ссылка
Усков Игорь Валерьевич. Сущность и принципы построения местных бюджетов в Украине // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (27). Номер статьи: 2706. Дата публикации: 08.03.2013. Режим доступа: https://sovman.ru/article/2706/
Authors
Abstract
In the article the essence and the role of local budgets are certain in the system of local finances. Functions and principles of construction of the effective and reasonable system of local budgets are distinguished in the conditions of transformation of economy of Ukraine.
Keywords
local budgets, local authorities, budgetary facilities, local fiscal policy, local finances, balanced of local budgets.
Suggested citation
Uskov Igor Valerevich. Essence and principles of local budgets in Ukraine // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (27). Art. # 2706. Date issued: 08.03.2013. Available at: https://sovman.ru/article/2706/
Введение. Местные бюджеты являются основным денежным фондом органов местного самоуправления, способствуют обеспечению финансово самодостаточного развития территорий страны, определяют эффективность влияния местных органов власти на развития экономического потенциала их территорий. В Украине местные бюджеты являются социально направленными, что обусловлено значительными объёмами распределения финансовых ресурсов на финансирование учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства при незначительном уровне финансирования экономических и экологических статей расходов.
Эффективность функционирования местных бюджетов зависит от научно проработанных и практически реализуемых целей, задач, функции, принципов их функционирования и развития, благодаря которым осуществляется эффективное их влияние на социально-экономическое развитие территориальных образований. Определению сущности местных бюджетов, принципов их построения посвящены работы: О.П. Кириленко [2], В. И. Кравченко [3] , И.О. Луниной [4] , Г.В. Деружинский [9] .
Постановка задачи. Несмотря на значительные научные работы в области бюджета, требуются дальнейшие исследования, направленные на определение функций и принципов построения эффективной системы местных бюджетов в условиях трансформации экономики Украины. Целью статьи является определение сущности и принципов построения эффективной системы местных бюджетов Украины.
Результаты. Проведённые исследования показали, что функциям местных бюджетов в украинской литературе не уделяется внимания. Однако без определения функций местных бюджетов невозможно понять их роль в современной экономической системе государства. Функции местных бюджетов, выделяемые российскими учёными, представлены (табл. 1).
Таблица 1 — Систематизация взглядов ученых на функции местного бюджета*
Предложенные российскими учёными функции местных бюджетов не раскрывает их роль в развитии экономического потенциала, социальной инфраструктуры на уровне территориальных образований. В соответствии с экономической природой местных бюджетов они выступают не только фондом по аккумулированию и распределению финансовых ресурсов, но и способствуют эффективному проведению государственной бюджетной политике на местном уровне. На основании анализа функций местного бюджета, выделяемых учёными, автор пришел к выводу, что в условиях развития экономики Украины система бюджетов должна основываться на следующих функциях (табл. 2).
Таблица 2 — Предложенные уточненные функции местного бюджета*
Наименование функции |
Сущность функции |
Значение функции |
1. Регулирующая функция** | Регулирующая функция бюджета муниципального образования характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями местного самоуправления, но и между разными отраслями производства. | Этот функция определяет основную роль местного бюджета в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, населением с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на местном уровне. |
2. Функция формирования денежных фондов*** | Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных властей | На основании этой функции местные органы получают запланированные объёмы финансовых ресурсов. |
3. Функция контроля*** | Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений находящихся в ведении местного самоуправления. | Эта функция предусматривает, что через местный бюджет осуществляется эффективный контроль над использованием средств. |
4. Функция реализации бюджетной политики | Бюджет выступает ключевым инструментом в проведении эффективной государственной бюджетной политике на уровне территориальных единиц. | На основании этой функции центральные органы власти регулируют социально-экономические процессы на местном уровне. |
5. Стабилизирующая функция | С помощью местных бюджетов осуществляется регулирования темпов и пропорций развития муниципальных образований. | Эта функция предусматривает создания условий по самодостаточному развитию экономики муниципальных образований. |
6. Стимулирующая функция | Через местные бюджеты осуществляется стимулирование и поддержка приоритетных отраслей экономики. | На основании этой функции происходит увеличение доходных возможностей местных органов власти. |
*Предложено автором
** Л.В. Грязнова,
*** В.И. Матеюк
Для центральных органов власти местные бюджеты выступают, с одной стороны, основным рычагом для регулирования экономического развития территорий, уменьшения межтерриториальных диспропорций, обеспечения экономического роста, увеличения инвестиционной активности на уровне административно-территориальных образований. С другой стороны, через них осуществляется финансирования минимальных социальных потребностей населения, экологических проектов и программ.
Таким образом, местные бюджеты влияют на уровень распределения валового внутреннего продукта страны, эффективность финансирования отраслей экономики, использование природных и бюджетных средств в процессе общественного воспроизводства, развития финансового потенциала административно-территориальных образований. Предназначение местного бюджетов в распределении валового внутреннего продукта страны представлено (рис. 1).
Рис. 1. Роль местного бюджета в распределении валового внутреннего продукта (Составлено автором)
Изучение работ украинских и зарубежных учёных показало, что принципам построения эффективной системы местных бюджетов не уделяется достаточного внимания. Украинские учёные в основном раскрывают те принципы, которые установлены в Бюджетном кодексе Украины. При этом, принципы построения местных бюджетов определенные в Бюджетном кодексе Украины [12] не в полной мере соответствуют реалиям социально-экономического развития территориальных образований в Украине (табл. 3).
Таблица 3 — Принципы построения местных бюджетов в Украине
Принципы |
Основной тезис |
Принцип единства | Обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией. |
Принцип сбалансированности | Полномочия на осуществления расходов бюджета должны соответствовать объёму поступлений в бюджет. |
Принцип самостоятельности | Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. |
Принцип обоснованности | Бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития Украины и расчётах поступлений в бюджет и расходов бюджета, что осуществляется в соответствии с утверждёнными методиками. |
Принцип эффективности и результативности | При составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремится к достижению запланированных целей при привлечении минимального объёма бюджетных средств, и достижению максимальных результатов при использовании определённого бюджетом объёма средств. |
Принцип субсидиарности | Распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю. |
Принцип целевого использования средств. | Бюджетные средства используются только на цели, определённые бюджетными назначениями. |
Принцип справедливости и непредвзятости. | Бюджетная система Украины строится на основании справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами. |
*Составлено автором по материалам источника12.
Автор работы согласен с К.В. Павлюк [7], что задекларированные в Бюджетном Кодексе Украины принципы построения бюджетной системы: во-первых, по своему определению фактически являются принципами бюджетного процесса, во-вторых, определённые принципы нечётки и вызывают множество возражений.
В условиях развития экономики Украины требуется разработка обоснованных и рациональных принципов построения местных бюджетов. Основываясь на необходимости построения эффективной системы местных бюджетов в Украине, предлагаем на законодательном уровне закрепить следующие принципы их построения (табл. 4).
Таблица 4 — Предложенные уточнённые принципы построения местных бюджетов в Украине*
Наименование принципа |
Сущность принципа |
Значение принципа |
1 |
2 |
3 |
Принцип программно — целевого бюджетирования | Управление местным бюджетом должно осуществляться только на основе принципа бюджетирования. | Этот принцип позволяет наиболее эффективно формировать и использовать финансовые ресурсы. |
Принцип сбалансированности** | Полномочия на осуществления расходов бюджета должны соответствовать объёму поступлений в бюджет за определённый период. | Этот принцип обеспечивает согласованность доходных возможностей и расходных полномочий местных органов власти. |
Принцип субсидиарности** | Распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю. | Этот принцип предусматривает возможность местных органов власти наиболее эффективно финансировать потребности населения проживающего на подведомственной и подконтрольной территории. |
Принцип бюджетной ориентации | Местные бюджеты должны выступать эффективным инструментам проведения государственной бюджетной политики. | Этот принцип позволяет наиболее рационально и эффективно распределять централизованные бюджетные средства. |
Принцип экономического регулирования | Местные бюджеты должны эффективно влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития муниципальных образований, способствовать развитию их финансового потенциала. | Этот принцип позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные финансовые ресурсы между уровнями местной власти в зависимости от их налогового потенциала. |
Принцип бюджетного выравнивания | Уменьшения бюджетного выравнивания доходов и расходов местных бюджетов на основании стимулирования местных органов власти к развитию собственного налогового потенциала. | Этот принцип способствует созданию экономических стимулов у местных органов власти к увеличению собственной доходной базы при уменьшении объёмов распределения трансфертов. |
Принцип налоговой децентрализации | Местные органы власти должны обладать законодательном правом по увеличению собственной доходной базы на основании введения местных налогов и сборов, определения базы налогообложения, свободному выходу на рынки заёмного капитала. | Этот принцип позволяет расширить финансовые возможности местных органов власти различного уровня по решению комплексных социально- экономических задач на уровне административных образований. |
Принцип единства** | Обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов. | Этот принцип создаёт обоснованные и эффективные юридические и экономические условия для функционирования и развития местных бюджетов в Украине. |
Принцип публичности и прозрачности** | Информирования общественности относительно осуществления бюджетного процесса на местном уровне, а также контроля над исполнением государственного и местных бюджетов. | На основании этого принципа граждане конкретного территориального образования могут контролировать эффективность формирования и расходования бюджетных средств. |
Принцип целевого использования бюджетных средств** | Бюджетные средства используются только на цели, определённые бюджетными назначениями. | Этот принцип позволяет снизить риски нецелевого использования бюджетных средств на местном уровне. |
* Предложенные автором,
** В соответствии с Бюджетным кодексом Украины
В материальном смысле местные бюджеты это фонды денежных средств создаваемые для эффективного и своевременного финансирования функций местных органов власти, выравнивания доходной базы территориальных образований. Местные бюджеты являются основным финансовым планом местных органов власти, определяет доходные возможности и расходные потребности этих органов власти, уровень эффективности и экономии расходования ограниченных бюджетных средств, объём внутренних и внешних заимствований, степень их зависимости от централизованной финансовой поддержки (виде межбюджетных трансфертов).
Местный бюджет выступает управленческим планом, в котором определяются основные результативные показатели, которые необходимо достичь за определённый период времени. Местный бюджет как политический документ устанавливает стратегические и тактические цели и задачи для местных органов власти, определяет источники и особенности его использования в течение бюджетного периода.
Объём финансовых ресурсов местных бюджетов (собственных и закреплённых) определяет уровень финансирования бюджетной сферы на местном уровне, качество реализации инвестиционных проектов. Местные бюджеты способствуют, с одной стороны, перераспределению части стоимости ВВП между отраслями экономики, населением, предпринимательскими структурами на уровне территориальных образований. С другой стороны, в них аккумулируются как местные, так и общегосударственные налоги и сборы, значимая часть которых изымается в пользу государственного бюджета и перераспределяется виде межбюджетных трансфертов.
В условиях трансформации экономики Украины значимость местных бюджетов возрастает, они становятся необходимым инструментом направленным не только на обеспечения распределения доходных источников между бюджетными программами, но и способствуют эффективности функционирования субъектов хозяйствования, домашних хозяйств (рис. 2).
Предложенная схема даёт возможность комплексно подойти к изучению роли местных в регулировании социально-экономических процессов на уровне административно-территориальных единиц. Из схемы видно, что в социально-экономической системе территориального образования местные бюджеты занимают центральное место, через них непосредственно возникают финансовые (денежные) отношения с домашними хозяйствами, общественным сектором экономики, они оказывают влияние на доходные и расходные возможности населения, определяют объём инвестиционных ресурсов направляемый на развития производственной сферы.
Выводы. В условиях развития экономики Украины улучшение системы местных бюджетов должно осуществляться на основе комплексного экономического и правового анализа их функционирования с целью выработки новых подходов по совершенствования их построения. Местные бюджеты должны выступать эффективным регулятором общественного производства в масштабах конкретной территории, способствовать эффективному и обоснованному развитию экономики, стимулировать “оживление” предпринимательской деятельности и увеличения объёмов распределяемых государственных ресурсов.
Необходимым становится создания нового механизма функционирования местных бюджетов, обеспечивающего финансовую самостоятельность местных органов власти, способствующего росту финансового потенциала территориальных образований, уменьшающего диспропорции в социально-экономическом развитии административно-территориальных образований. Реформирование системы местных бюджетов должно происходит при одновременном совершенствовании межбюджетных отношений, налогообложения.
Комплексное внедрение предложенных автором функций, принципов построения местных бюджетов должно сп особствовать развитию системы местных финансов, повышению экономической роли местных бюджетов в регулировании и стимулировании социально-экономических процессов на уровне административно-территориальных единиц.
Создание обоснованной модели сбалансированности местных бюджетов, системы оценки их финансовой устойчивости, рисков недополучения доходов и недофинансирования расходов, введения обоснованных показателей оценки налогового потенциала территорий выступает новым этапом комплексного и системного развития как местных бюджетов, так и всей совокупности системы местных финансов в Украины.
Читайте также
Библиографический список
- Игонина Л.Л. Муниципальные финансы: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2003. – 175с.
- Кириленко О.П. Местные бюджеты Украины (история, теория, практика). – К.: НИОС, 2000. – 384 с.
- Кравченко В.И. Местные финансы Украины. – К.: Т-во “Знания”, КОО, 1999. – 487с.
- Лунина И.О. Государственные финансы в переходной период. – Харьков: Форт, 2000. – 296 с.
- Марченко С.В. Территориальные финансы. – Пятигорск: КМВ, 2009. – 178с.
- Матеюк В.И. Муниципальные финансы: учеб. пособие. – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2003. – 196с.
- Павлюк К.В. Бюджет и бюджетный процесс в условиях транзитивной экономики Украины: монография. – К.: НИФИ, 2006. – 584с.
- Пасечник Ю.В. Бюджетный потенциал экономического роста в Украине: монография. – Донецк: ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2005. – 642с.
- Деружинский Г.В. Теория финансов: монография. Новороссийск: СИМФ, 2007. С. 56с.
- Придачук М. П., Бутенко Е.А.Бюджетная система и бюджетная политика России. Волгоград: ВолгГАСУ, 2006. С. 26.
- Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы: учебник. М.: Финансы и статистика, 2007. 500с.
- Бюджетный кодекс Украины от 08.07. 2010г. № 2456 [Электронный ресурс].: http: // www. zakon1. rada. gov. ua / cgi-bin / laws / main.cgi.
References
- Igonina L.L. Municipal finances [Munitcipalnye finansy]. М., Economist, 2003. 175p.
- Kirilenko O.P. The Local budgets of Ukraine (history, theory, practice) [Mestnye biudzhety Ukrainy (istoriia, teoriia, praktika)]. K., NIОS, 2000. 384 p.
- Kravchenko V.I. Local finances of Ukraine [Mestnye finansy Ukrainy]. Kyiv, “Knowledge”, КОО, 1999. 487 p.
- Lunina I.O. State finances in transitional period [Gosudarstvennye finansy v perekhodnoi period]. Kharkov: Fort, 2000. 296p.
- Marchenko S.V. Territorial finance [Territorialnye finansy]. Pyatigorsk, КМB, 2009. 178p.
- Mateiuk V.I. Municipal finances [Munitcipalnye finansy ]. Krasnodar: Publishing house Кuban state university, 2003. 196p.
- Pavliuk K.V. Problems of development of programmatic-having a special purpose method of planning in the budgetary process [Biudzhet i biudzhetnyi protcess v usloviiakh tranzitivnoi ekonomiki Ukrainy: monografiia]. Scientific works NDFI. Vol. 4(33). 2005. pp. 42 – 54.
- Pasechnik Iu.V. Budgetary potential of the economy growing is in Ukraine: monograph [Biudzhetnyi potentcial ekonomicheskogo rosta v Ukraine: monografiia]. Donetsk: «Southeast», 2005. 642p.