Оценка финансовой устойчивости кредитных организаций

Авторы
Аннотация
Рассматриваются вопросы оценки финансовой устойчивости кредитных организаций и соответствие критериев финансовой устойчивости требованиям системы страхования вкладов.
Ключевые слова
финансовая устойчивость банка, адекватность резервов, достаточность капитала банка.
Рекомендуемая ссылка
No items found. Оценка финансовой устойчивости кредитных организаций // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (39). Номер статьи: 3906. Дата публикации: 08.03.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/3906/
Authors
Abstract
Keywords
Suggested citation
No items found. // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (39). Art. # 3906. Date issued: 08.03.2014. Available at: https://sovman.ru/article/3906/
Одной из функций Банка России согласно п.9 ст.4 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 10.07.2002 г [1] является осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций. Выполнение данной функции важно по нескольким аспектам: в первую очередь, бесперебойное и эффективное функционирование банковской системы способствует достижению банками необходимой степени доверия со стороны вкладчиков — физических лиц, привлечение средств которых имеет большое значение для ведения банковского бизнеса. Для достижения этой цели создана Система страхования вкладов физических лиц, курируемая Агентством по страхованию вкладов [2], предполагающая проведение выплат вкладчикам из специально созданного фонда в случае отзыва лицензии у банка. Особое внимание Центрального Банка уделяется вопросам мониторинга финансовой устойчивости кредитных организаций и рисковости их деятельности.
Для осуществления банковского регулирования Центральным Банком Российской Федерации используется ряд обязательных нормативов деятельности [3]. Они включают требования к размеру капитала банка, ликвидности, качеству активов, концентрации рисков. Положением № 254-П [4] Банк России так же регулирует создание кредитными организациями обязательных резервов на возможные потери по ссудам. Для мониторинга финансовой устойчивости кредитных организаций, ЦБ издал Указание №2005-У «Об оценке экономического положения банков» от 30.04.2008 года [5], которое регламентирует показатели деятельности банков (Табл. 1).
Таблица 1 — Показатели финансовой устойчивости кредитной организации
Оценка капитала | Достаточности собственных средств (капитала), общей достаточности капитала, оценки качества капитала |
Оценка активов | Качества ссуд, риска потерь, доли просроченных ссуд, размера резервов на потери по ссудам и иным активам |
Оценка доходности | Прибыльности активов, прибыльности капитала, структуры расходов, чистой процентной маржи, чистого спреда от кредитных операций |
Оценка ликвидности | Общей краткосрочной, мгновенной, текущей ликвидности, структуры привлеченных средств, риска собственных вексельных обязательств, небанковских ссуд, усреднения обязательных резервов, обязательных резервов и риска на крупных кредиторов и вкладчиков |
Оценка качества управления | Системы управления рисками , состояния внутреннего контроля, управления стратегическим риском, управления риском материальной мотивации персонала |
Оценка прозрачности структуры | Достаточности объема раскрываемой информации, доступности информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка, значительности влияния на управление банком резидентов офшорных зон |
Составлено: на основе Указания Банка России №2005-У «Об оценке экономического положения банков» [5]
Но, как показала практика, регулирование деятельности кредитных организаций со стороны Банка России оказалось недостаточно.
30 сентября 2013 года Центральный Банк объявил об отзыве лицензии у банка «Пушкино». Причиной отзыва лицензии названо неисполнение законов о банковской деятельности и нормативных актов ЦБ. По оценке Агентства по страхованию вкладов задолженность вкладчикам-физическим лицам составила 20,2 миллиарда рублей [2].
Обратимся к отчетности Банка «Пушкино» за 2012 год. В «Сведениях об обязательных нормативах по состоянию на 1 января 2013 года» представлены следующие данные (в скобках указаны данные за прошлый год): Н1 = 10, 6 (10,9); Н2 = 41,5 (49,7); Н3 = 64,6 (71,9). Видна отрицательная динамика нормативов, но при этом, не зафиксировано их нарушений, т.е., согласно данной форме отчетности требованиям Банка России банк «Пушкино» соответствует.
Обратимся к годовому бухгалтерскому балансу банка «Пушкино» за 2012 год. Оценив достаточность капитала, можно сделать чёткий вывод о несоблюдении данной кредитной организацией обязательного норматива Н1 – значение его не превосходит 9%, вместо регламентированного минимума 10%. Доля ссудной задолженности от общей величины активов составляет примерно 83%, что свидетельствует о значительном риске концентрации по кредитному направлению. В соответствии с бухгалтерским балансом, созданные РВПС составляют 0,02% от общей величины чистой ссудной задолженности – это свидетельствует о том, что весь кредитный портфель банка отнесен к I категории качества ссуд, что в действительности представляется маловероятным. Делая вывод можно сказать, что положение банка «Пушкино» должно было насторожить Центральный Банк несколько периодов назад: как минимум в 2012 году очевидно было нарушение его требований. Тем не менее, лицензия банка «Пушкино» была отозвана.
20 ноября 2013 года, ОАО «Мастер-банк», «входящий в сотню крупнейших российских банков по объему активов, так же лишился лицензии Центрального Банка. Причина отзыва лицензии у банка, согласно релизу Банка России, — недостоверность отчетных данных, низкое качество кредитов, утрата капиталов». Агентство по страхованию вкладов оценило страховые выплаты в 30 млрд. руб. Это событие стало крупнейшим страховым случаем в Российской Федерации [2].
Анализируя положение Мастер-Банка, важен вопрос о регулировании его деятельности Центральным Банком. В анкетировании, в целях оценки качества управления банком в Приложении 6 к Указанию Банка России №2005-У, есть следующий вопрос: «Обеспечивается ли в банке своевременное информирование членов совета директоров, исполнительных органов управления, руководителей соответствующих структурных подразделений банка о текущем состоянии банка, в том числе принимаемых банком рисках, включая операции, совершаемые филиалами банка?» [5].
Мастер-Банк являлся участником системы страхования вкладов, соответственно, требованиям по финансовой устойчивости, регламентированным Указанием №1379-У от 16.01.2004 «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» [6], соответствовал. В Приложении 5 к данному указанию [6], в целях оценки организации внутреннего контроля, задается вопрос «Имеются ли в банке правила внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию?»[5]. Формально Мастер-банк, требованиям ЦБ РФ соответствовал, но при этом, Федеральный закон №115-ФЗ не соблюдал.
13.12.2012 Центральный Банк отозвал лицензию у Инвестбанка. Причина – нарушение норм Центрального Банка, неудовлетворительное состояние кредитной организации из-за низкого качества активов в силу высоко рисковой кредитной политики [7]. Агентство по страхованию вкладов выплатило вкладчикам из фонда еще 39 млрд. руб. [2]. Обращаясь к годовой отчетности Инвестбанка, так же можно наблюдать невыполнение им требований в части достаточности капитала – значение Н1 не превосходит 8,2%. Чистая ссудная задолженность занимает почти 70% в общей величине активов, что свидетельствует о значительном принятии на себя рисков Инвестбанком. Зауральский банк «Надежность» так же лишился лицензии на осуществление банковской деятельности. По данным регулятора, «банк «Надежность» не соблюдал требования в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Руководители и собственники кредитной организации не предпринимали необходимых мер, направленных на нормализацию ее деятельности» — сообщает пресс-служба Банка России [7].
Из бухгалтерского баланса банка «Надежность» на 1 января 2013 года видно, что сумма по итогу III раздела, т.е. собственные средства кредитной организации (капитал), составляет 194,526млн. руб., что является меньше допустимого минимума, установленного ст. 11.2 № 395-ФЗ [8]. Согласно балансу, доля созданных РВПС в общем объеме ссудной задолженности составляет 0,08%, что свидетельствует об отнесении кредитного портфеля к I категории качества, как и в случае с Банком «Пушкино».
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что нормативы банковской деятельности, касающиеся регулирования капитала [9], носят формальный характер и рядом кредитных организаций не соблюдаются. Соответствие банком установленным нормативам не свидетельствует о том, что он является устойчивым и надёжным. Наиболее важно – пересмотр методологии оценки обязательных экономических нормативов.
Для подтверждения данного вывода, целесообразным представляется оценить размер капитала банка с действующей лицензией, являющегося участником Системы страхования вкладов. Остановим выбор на ОАО «Витабанк» [7]. Из годовой бухгалтерской отчетности видно, что средства акционеров составляют 35 млн. руб., вместо регламентированных 300 млн. руб. Более того, собственные средства Витабанка в три раза меньше регламентированного ФЗ №395 минимума в 900 млн.руб. [8]. При этом, вклады физических лиц в данный банк превышают 1 млрд. руб.
Агентство по страхованию вкладов было создано в 2004 году в целях выплаты вкладчикам возмещения по вкладам при наступлении страхового случая, а именно – отзыва лицензии и прекращения деятельности банка.
Участниками системы страхования вкладов являются 873 кредитные организации. В соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» №177-ФЗ от 23.12.2003, страховые взносы едины для всех банков. Порядок их расчета установлен Агентством по страхованию вкладов. Страховые взносы уплачиваются ежеквартально в размере 0,1% от средних остатков по вкладам физических лиц.
Очевидна прямая зависимость между объемами привлечений средств населения во вклады и уплатой взносов кредитными организациями: чем больше привлечено – тем больше уплачено. Для наглядности сравним уплаты в фонд страхования вкладов ОАО «Сбербанка России» и, того же, ОАО «Витабанк». Поскольку точные расчеты в данном случае не представляют собой принципиальной важности, сделаем допущение о том, что остатки по вкладам физических лиц на протяжении четырёх кварталов 2012 года у обоих банков не изменялись, т.е. за 2012 год каждый банк 4 раза уплатил взнос в размере 0,1% от суммы по строке Бухгалтерского баланса «Вклады физических лиц». Для Сбербанка данная величина составит: 6288050 тыс. руб., для Витабанка — 1350 тыс. руб., что практически в 4500 раз меньше. Отчасти, это объяснимо – при отзыве лицензии у Витабанка Агентству по страхованию вкладов необходимо будет выплатить вкладчикам сумму в 4500 раз меньшую, чем при отзыве лицензии у Сбербанка. Но следовать такой логике представляется не вполне корректным, поскольку необходимо учесть вопрос о вероятности наступления банкротства банков, что напрямую зависит от их финансовой устойчивости. Так, например, собственные средства Сбербанка превышают собственные средства Витабанка в 850 раз (что свидетельствует о более высокой достаточности капитала), прибыль в 11900 раз (что означает гораздо большую рентабельность деятельности) и так далее. К тому же, получается, что крупнейшие по размеру вкладов физических лиц банки фактически и содержат Фонд страхования вкладов, из которого получают возмещение вкладчики несостоятельных, невыполняющих требования ЦБ банков.
Основываясь на приведенных фактах, можно сделать вывод, прежде всего, о том, что систему оценки финансовой устойчивости кредитных организаций необходимо совершенствовать: ужесточить требования к достаточности капитала, качеству активов, тщательней проводить оценку управления банком, его внутреннего контроля, ввести оценку сбалансированности активов и пассивов по срокам, снизить сумму проверяемых сделок, и так далее. Следствием этого станет исключение ряда банков из системы страхования вкладов. Целесообразно ввести дифференциацию размера уплачиваемых страховых взносов в фонд страхования вкладов физических лиц.
Бездействие в сфере регулирования деятельности кредитных организаций может привести к росту «банкофобии» со стороны населения и значительному оттоку денег из вкладов, что, несомненно, спровоцирует кризис российской банковской системы. Именно поэтому отзыв лицензий у несостоятельных банков, хоть и является крайней мерой, но способствует очищению банковской системы Российской Федерации, её укреплению и стабилизации.
Читайте также
Библиографический список
- Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 10.07.2002.
- Агентство по страхованию вкладов // www.asv.org.ru
- Инструкция Банка России №139-И «Об обязательных нормативах банков» от 03.12.12.
- Положение № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам» от 26.03.2004.
- Указание №2005-У «Об оценке экономического положения банков» от 30.04.2008.
- Указание №1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» от 16.01.2004.
- ЦБ РФ // www.cbr.ru
- Федеральный закон № 395-ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 28.12.2010.
- Халилова М.Х. Современное регулирование достаточности капитала банка // Финансовый мир. М.: Проспект. Вып. 4, 2013.