Главная страница » Публикации » 2014 » №7 (43) » Финансовые компетенции и макроэкономические прогнозы бюджета РФ

Финансовые компетенции и макроэкономические прогнозы бюджета РФ

Financial competence and macroeconomic forecasts of budget of the Russian Federation

Финансовые компетенции и макроэкономические прогнозы бюджета РФ

Авторы

Грицюк Татьяна Владимировна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Российский государственный университет туризма и сервиса
99monstr99@mail.ru
Котилко Валерий Валентинович
доктор экономических наук, профессор
Россия, Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН

Аннотация

Рассмотрены основные положения управления стратегическим развития бюджета РФ. Определены пути проведения реформ бюджета. Сформулированы основные требования формирования устойчивого развития РФ. Обобщены показатели налогового планирования бюджета - текущего и стратегического на перспективу. Сформулированы требования бюджетного регулирования. Определено основное назначение бюджетно-налогового регулирования экономики и экономических процессов в России. Определены способы дополнительного взимания налогов в бюджет.

Ключевые слова

бюджет, бюджетные правоотношения, главные распорядители, распорядители средств, бюджетные ассигнования, бюджетные назначения, финансовая компетенция бюджета, бюджетное планирование, бюджетный прогноз, макроэкономические параметры.

Рекомендуемая ссылка

Грицюк Татьяна Владимировна, Котилко Валерий Валентинович. Финансовые компетенции и макроэкономические прогнозы бюджета РФ // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №7 (43). Номер статьи: 4303. Дата публикации: 08.07.2014. Режим доступа: https://sovman.ru/article/4303/

Authors

Gritsiuk Tat'iana Vladimirovna
PhD, Associate Professor
Russia, Russian State University of Tourism and Service
99monstr99@mail.ru
Kotilko Valerii Valentinovich
Doctor of Economics, Professor
Russia, the Council for the Study of Productive Forces Development of Russia and RAS

Abstract

Disclosed the contents and structure of the competence of the state financial control of the budget of the Russian Federation. The priorities and objectives of the budget of development of the countries represented in the scenarios and projects-projections of the Federal budget for the planned period. Given the all-inclusive concept of the financial activities of the state and its place in the system of budget law of the Russian Federation. Justified legislative principles on the use of budgetary relations in the system of the budgetary legislation of the Russian Federation and the Budget code of the Russian Federation. The main parameters of macroeconomic regulation of the Russian budget.

Keywords

budget, budgetary relations, the main managers, managers of funds of budget allocations, budget allocations, financial competence of the budget, budget planning, budget forecast of macroeconomic parameters.

Suggested citation

Gritsiuk Tat'iana Vladimirovna, Kotilko Valerii Valentinovich. Financial competence and macroeconomic forecasts of budget of the Russian Federation // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №7 (43). Art. #  4303. Date issued: 08.07.2014. Available at: https://sovman.ru/article/4303/


Финансовая деятельность государства и правовое положение органов власти РФ

Финансовая деятельность является прерогативой в системе общего права  органов государственного управления РФ,  и существует целая система  органов государственного управления в России, для которых  финансовая деятельность является определяющей и доминирующей. Содержание компетенции органов управления финансовой деятельностью государства  отражается в финансовом законодательстве РФ, Бюджетном кодексе РФ и системе нормативно-правового регулирования, и в компетенции финансовых служб.   Это прежде всего, специально созданная для управления финансами специальная система финансово-кредитных органов,  предназначенная для оперативного ведения контроля и оперативного регулирования в данной сфере финансов, как их неотъемлемой функции.

Разнообразны и строго продуманы формы финансовой деятельности государства.  Конкретные целенаправленные действия  государственных органов и органов местного самоуправления   выражаются практически в каждой из форм  финансовой деятельности, которая связана с  образованием, распределением и использованием  финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру   и сфере охвата общественных форм финансов эти формы финансовых отношений  могут быть правовыми и неправовыми.

Принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления в строго установленной форме  ―  это финансово-правовые акты  по  вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

По  юридической природе, юридическим свойствам финансово-правовые акты можно классифицировать определенным образом, а также упорядочить по издающим их органам и другим основаниям. Финансово-правовые акты РФ по юридическим свойствам подразделяются на  нормативные и индивидуальные. К нормативным актам, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения этих отношений и участников этих правоотношений, относят нормативно-правовые акты, содержащие структуру правовых норм.   Виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) и налоговых обязательств (таких как отсрочка, рассрочка налогов, и налоговые обязательства), определяются нормативными финансово-правовыми актами.

Нормативно-правовыми актами определены и конкретизированы типы организаций и граждан, имеющих обязательства перед государством, порядок исчисления установленных бюджетных  платежей, типичные признаки плательщиков в бюджет. Порядок расходования государственных бюджетных денежных средств и средств бюджета, порядок проведения и реализации финансового контроля.

Общие правила финансового поведения участников финансовых правоотношений и отношений бюджетного права РФ содержат нормативные акты. Они регулируют в однозначной форме группу однородных финансовых отношений бюджета, то есть содержат конструкцию правовых норм.

В процессе бюджетного регулирования, распределения и использования фондов денежных средств бюджета и в процессе реализации финансовой законодательной деятельности   государства и органов местного самоуправления, принимаются финансово- плановые акты и финансово-плановые акты Правительства РФ. На финансово определенный период участники бюджета в области финансов, как правило на трехлетний период, содержат конкретные задания, оперативные бюджетные сметы, и являются структурно по существу,   определяющими конструкцию финансовых и бюджетных планов по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов страны.

По юридической природе финансово-правовые акты бывают: законодательными, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконными.

По вопросам структурного формирования бюджета, и структурных реформ бюджета, и формирования подраздела программ бюджета, а также вопросам исполнения бюджета создаются нормативно-правовые акты. Структура изменения расходных  статей бюджета закреплена в направлениях финансирования государственных расходов федерального уровня, определенных целями и подразделами программ. Тактические направления денежно-кредитной политики, организации расчетов, в том числе основанных на кассовых методах исполнения смет бюджета, и кассовых расчетах директивного регулирования финансовых отношений  и валютных отношений, содержится в макроэкономических проектировках бюджета на среднесрочных период (до 3-х лет) и структурно отражено в распоряжениях Президента РФ по бюджету.   Финансовый контроль осуществляет Контрольное управление Президента РФ.

В целях оперативно — тактического регулирования бюджета и комплексного информационно-аналитического обеспечения Президента РФ образовано финансово-бюджетное управление Президента РФ, для систематизации и обобщения, и конкретизации проблем в области финансово-бюджетных вопросов, входящее в структуру Администрации Президента РФ.

Деятельность этого управления структурно и организационно распространяется на область контроля общегосударственных финансов, оперативное текущее управление бюджетом по стратегическим направлениям бюджета  и аккумуляции средств в стабилизационный фонд, стратегический фонд и фонд оперативного реагирования реформ при контрольно-ревизионном управлении бюджетом и развитием общегосударственных финансов, что полностью распространяется на структурные изменения реальной налоговой политики, на структуру налоговой политики,  а также страховое дело, кредитные отношения и денежные отношений в РФ.

Проведение единой финансовой, кредитной, денежной и структурной  политики  обеспечивается компетенцией органов государственной власти и управления РФ в законодательно утвержденной форме.

В определенной финансовой сфере деятельности органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, территориальные органы управления, и местного самоуправления выполняют территориальные функции в сфере  финансового территориального бюджета и бюджетов регионов.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ) [3,4].

Как правило, источником финансирования Резервного фонда бюджетной системы РФ являются доходы нефтегазового сектора РФ и ОРСЕ, получаемые через ОРСЕ.
Поэтому современные бюджетные отношения не ограничиваются законодательно утвержденным порядком формирования доходов и осуществления расходов федерального, регионального и местных бюджетов, Они различаются в правовом поле функционирования всей финансовой системы, которое включает не только принципы построения и функционирования бюджетной системы и структурные взаимосвязи ее составляющих, но и правовое положение всех субъектов бюджетных отношений (налогоплательщиков, бюджетополучателей и всех участников бюджетного процесса). а также правовое регулирование бюджетов различных уровней, определяющее основы отношений бюджетного права.

Экономическое содержание норм бюджета и норм бюджетного права реализуется в процессе централизации государством части доходов, созданных в первичном хозяйственном  звене, и направлении этих доходов на общегосударственные нужды, в том числе на цели выравнивания тех или экономических процессов, что обеспечивает стабильность правовых норм бюджета на трехлетний период, стабильность системы регионального равновесия  в государстве.

Регулирующая роль налогов в бюджете Российской Федерации и субъектов федерации

Многообразна и структурно определена роль налогов и результат их практического использования в экономике и регулировании экономических процессов. В перераспределении чистого национального продукта (ЧНП) налоги играют исключительно важную роль, которая реализуется  между физическими лицами и юридическими лицами — хозяйствующими субъектами, и проявляются в отношениях собственности между субъектами хозяйствования, субъектами предпринимательской деятельности и государством, в распоряжении которого концентрируется более трети ЧНП – чистого национального продукта страны.

Требование об уплате налога (сбора) — налогоплательщик в установленные сроки, если иное не предусмотрено законодательством, обязан исполнять обязанности по уплате налогов самостоятельно. Основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога служит неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога.

Взыскание налога (сбора) в принудительном порядке. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате осуществляется за счет:

  • денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);
  • имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ).

В зависимости от установленной компетенции и правооснованности  финансовая деятельность является исключительной прерогативой органов государственной власти и управления в РФ.

Бюджетно-налоговые регуляторы бюджета

Основополагающим фактором является то, что Государство в собственном качестве в системе ветвей власти, реализует свои полномочия в системе казначейского управления бюджетом, и все более активно участвует в экономических процессах , как регулятор, что является основополагающим в системе бюджетного права, и непосредственно как хозяйствующий субъект. Как  финансовый регулятор экономики и отношений бюджета,  и бюджетных структур в системе власти государство через бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику воздействует на экономику. Во-первых, как арбитр в хозяйственных спорах, антидемпинговой политике, и налогом администрировании; и как заказчик и потребитель доходов общественного сектора экономики, как потребитель продукции частнопредпринимательского сектора экономики для удовлетворения государственных нужд, государственных закупок,  государственных гарантий, и удовлетворения социальных потребностей населения. Государство влияет на макроэкономические процессы во всех странах мира сегодня, но и активно вступает в хозяйственные связи с нижестоящим бюджетным уровнем, а также законодательно определяет правила игры для всех участников практически всех правоотношений в сфере экономики, правовых норм бюджета,  и следит за их надлежащим соблюдением  и исполнением в системе бюджетного права.

Бюджетная тактика хорошо согласуется с общим направлением развития реформ, нацеленных на достижение ближайших  результатов бюджетного периода. Бюджетная тактика отражена в бюджетных проектировках и планах-прогнозах развития бюджета РФ на 3-х летний период.

Основой конструкции доходоформирующей способности территории и доходопроизводящего потенциала территории – региона, края, области являются налоги, поступающие и зачисляемые в соответствующий бюджет субъекта РФ.

Бюджетные отношения, формирующие бюджетную политику государства в системе бюджетного права, основаны, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении прибыли в частном секторе экономики, опосредованном общественными благами, и в получении от государства  определенного набора общественных благ на определенной территории, удовлетворяющих общественным интересам и потребностям.  Это реализуется посредством отношений бюджета. Бюджетные отношения строятся, во-вторых, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доли доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом государство, и его граждане не в равной мере заинтересованы в макроэкономической стабилизации, и в экономическом росте воспроизводственного потенциала всего общества.

В этих условиях бюджет должен стать не только основой, формирующей финансовое хозяйство страны, способной наладить  финансовое планирование и прогнозирования, и реальное финансовое прогнозирование через  проведение на государственном уровне единой финансовой, бюджетной и налоговой политики,  и политики бюджетного выравнивания в краях, областях, регионах, в силу чего бюджет превращается в один из важнейших инструментов, обеспечивающих экономическую роль  государства в РФ.

Бюджетные отношения, как часто финансовых отношений, формируют стратегию и тактику бюджетной политики, в том числе в области нефинансового сектора экономики.
Бюджетно-финансовые правоотношения реализуются посредством налогов в РФ и странах ЕС – европейского сообщества. Так, в соответствии с НК РФ сумма налога начисляется со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата согласно действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России.

Финансово-бюджетное выравнивание на уровне регионов и муниципальных образования – субъектов федерации, включают в себя комплекс мер, системного воздействия государства на экономику и экономические процессы общества, опосредованных общественными взаимосвязями. В систему бюджетных правоотношений в последнее время введено новое обозначение, связанное с расширенным толкованием специфики различных расходных обязательств разных видов, связанное с принципами построения  и организационной структурой бюджета и структурой бюджета в системе власти. Расходные полномочия и расходные обязательства являются способом реализации преференций бюджета в отношениях бюджета РФ.  Уточнить и систематически обобщить содержание понятия расходное обязательство,  позволяет следующее, бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствии с нормами бюджетного права очередном финансовом году и рамках бюджетного прогноза- на трехлетний период.  Обобщение наведенных расходов бюджета и кассового исполнения бюджета различного уровня и соподчиненности в отношениях бюджетного права,  в частности краев, областей, краевых областей, позволяет уточнить следующее  и конкретизировать: денежные обязательства бюджета – это обязанность получателя бюджетных средств соответствующего уровня уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства, в соответствии с выполненными  условиями гражданско-правовой сделки,  характером регулирования бюджета, заключенной в рамках его бюджетных полномочий. Необходимо отметить, что одновременно бюджетное регулирование  обязательств денежных бюджета является инструментом обеспечивающих управление динамикой бюджетного процесса, в том числе в рамках трехлетнего планирования, и здесь задействованы инструменты, позволяющие управлять финансовыми потоками бюджета РФ.

Бюджетные регуляторы финансовой политики государства

Среди бюджетных регуляторов, с помощью которых государство обычно пытается воздействовать на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные процессы и бюджетные отношения. Таким образом, государственные финансы (в том числе и бюджетные отношения) в условиях рынка сконцентрированы на задачах регулирования движения централизованных финансовых потоков, определении вектора общественного движения всех финансовых потоков в стране, соответствующего приоритетам и целям государственного регулирования экономической политики. Бюджетное регулирование реализуется с использованием нормативов отчислений от федеральных налогов, и налоги в этом случае называются регулирующими налогами бюджета РФ. Регулирующие налоги используются там, где это максимально необходимо для края. Области региона, и для целей бюджетного выравнивания их развития в РФ осуществляют бюджетное выравнивание с помощью маневрирования макроэкономическими параметрами их развития.

Маневрирование макроэкономическими параметрами бюджета РФ основано, прежде всего, на отношениях норм бюджета, правоотношениях бюджета, и взаимодействиях бюджета различного уровня  в процессе составления и утверждения прогнозов бюджета. Установление отношений бюджетного права в системе  мотивации бюджета РФ и структуры  мотивационных стимулов бюджета, конструкции правовых нор бюджета по установлению бюджетных ссуд (кредитов), бюджетных обязательств, и расходов бюджета, правоосновано и закреплено законодательно системой управления и факторами управления региональными и муниципальными финансами.

Это закреплено в финансовых прерогативах государственного управления РФ. Во-первых, это связано с уточнением нормативов налоговых и неналоговых отчислений в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ. Во-вторых, обусловлено порядком предоставления субъектам РФ права и бюджетных прерогатив государственной власти устанавливать нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов РФ, региональных и внутрирегиональных, краевых и областных сборов и налоговых платежей.

В настоящее время в бюджетный процесс на уровне субъектов Федерации (регионов, краев, областей) внедрен весь комплекс  новых механизмов управления  бюджетом, определенных бюджетными правоотношениями РФ: реестра расходных обязательств, обоснования бюджетных ассигнований и бюджетных назначений, бюджетных обязательств.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ.- М.: ЮНИТИ, 2012.
  2. Поляк Г.Б. Финансы и кредит. – М.: Перспектива, 2012.
  3. Слепцов А.В. Финансы и кредит. Шпаргалка для подготовки к экзаменам в ВУЗе. – М:.- ЮНИТИ, 2012
  4. Бюджетное послание Федеральному Собранию «О бюджетнойполитике в 2015 — 2017 годах». Проект Финансового аппарата Президента РФ. Москва, 2014г.
  5. Основные принципы бюджетной стратегии на 2015- 2018 годы и дальнейшую перспективу. Министерство финансов РФ. Комитет по бюджету и налогам. – М., 2014. Minfin.ru
  6. Котилко В.В. Перспективы участия РФ в прикаспийском экономическом сотрудничестве. Глава Прикаспийской экономическое сотрудничество. Германия.: Lambert Academic Publishing, 2011г.
  7. Стратегия развития Российской Федерации до 2030года. Minfin RF.ru
  8. Стратегия бюджета развития Российской федерации до 2013 года. Minekonom RF.ru
  9. Грицюк Т.В., Котилко В.В., Лексин И.В. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2013. 560 с.

References

  1. Polyak G.B. The budget system of the Russian Federation [Biudzhetnaia sistema RF]. — M.: UNITY, 2012.
  2. Polyak G.B. Finances and credit [Finansy i kredit]. — M.: Perspective, 2012.
  3. Sleptsov A.V. Finances and credit [Finansy i kredit]. Cheat sheet to prepare for exams in high school [Finansy i kredit. Shpargalka dlia podgotovki k ekzamenam v VUZe]. M:, Units, 2012
  4. Budget message to the Federal Assembly «On fiscal policy in 2015- 2017 years». Draft Financial Administration of the President of Russia [Biudzhetnoe poslanie Federalnomu Sobraniiu «O biudzhetnoipolitike v 2015 — 2017 godakh»]. Moscow, 2014.
  5. The basic principles of budget strategy for 2015 — 2018 years and beyond. Ministry of Finance. Committee on Budget and Taxation [Osnovnye printcipy biudzhetnoi strategii na 2015- 2018 gody i dalneishuiu perspektivu]. M., 2014. Minfin.ru
  6. Kotilko V.V. The prospects of Russia’s participation in the Caspian Economic Cooperation [Perspektivy uchastiia RF v prikaspiiskom ekonomicheskom sotrudnichestve Perspektivy uchastiia RF v prikaspiiskom ekonomicheskom sotrudnichestve]. The head of the Caspian Economic Cooperation. Germany., Lambert Academic Publishing, 2011.
  7. The development strategy of the Russian Federation to 2013goda. Minfin RF.ru [Strategiia razvitiia Rossiiskoi Federatcii do 2030goda].
  8. The strategy of the development budget of the Russian Federation until 2030. Minekonom RF.ru [Strategiia biudzheta razvitiia Rossiiskoi federatcii do 2013 goda].
  9. Gritsiuk T.V., Kotilko V.V., Leksin I.V. Biudzhetnaia sistema Rossiiskoi Federatsii[Biudzhetnaia sistema Rossiiskoi Federatcii]. Moscow, Finansy i statistika, 2013. 560 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх