Авторы
Джамалдинова Марина Джамалдиновна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
Россия, Финансово-технологическая академия
jamal79@mail.ru
Аннотация
В основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продуктов или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности, что является наиболее актуальным в российской действительности для развития предприятий и повышения их конкурентоспособности. В данной статье представлены результаты исследования предпринимательской деятельности в РФ, и в частности инновационного предпринимательства, выявлены проблемы и приведены перспективы развития инновационного предпринимательства в России.
Ключевые слова
предпринимательство, инновации, менеджмент, управление инновациями.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Для понимания природы предпринимательства было обращено пристальное внимание на этапы эволюции предпринимательства в мировой практике. Согласно данному исследованию выявлены этапы эволюции и развития предпринимательства, которые делятся на три основных группы:
Согласно исследованию выделены категории для сравнения этапов эволюции предпринимательства, которые более детально исследованы и представлены в таблице 1, по следующим критериям: по сферам, роли, функциональному содержанию и функциям, с целью выявления особенностей развития на каждом этапе.
Таблица 1 — Основные этапы эволюции предпринимательства
(составлено с использованием источников: [1; 4; 6])
Категории для сравнения |
Этап 1 |
Этап 2 |
Этап 3 |
Сфера |
Арбитражная торговля (работа на разнице определенных показателей в зависимости от времени) |
Материальное производство |
Нематериальное производство, инновации |
Роль |
Вспомогательная |
Усиливается |
Ведущая |
Функциональное содержание |
Поиск сфер прибыльного приложения капитала |
Поиск способов наилучшей комбинации факторов |
Новаторство |
Функция |
Монополия собственника (единоличная) |
Рассредоточение монополии собственника (корпорация) |
Социализация производства, вместо приспособления к внешним условиям их трансформации |
Изучив основные разделы инновационного предпринимательства, сформирована и представлена подробная классификация с характеристиками каждого вида на рисунке 1.
Рисунок 1 -Классификационные виды инновационного предпринимательства
(составлено с использованием источников: [8; 10; 12])
На рисунке 1выделено шесть видов инновационного предпринимательства, которые затрагивают различные сферы жизни общества, из чего следует – инновации развиваются во многом.
После рассмотрения принципов и видов инновационного предпринимательства следует рассмотреть сущность концепции инновации с целью определения и самой сущности инновационной деятельности, в основе которой лежат инновации (см. рис. 2).
Рисунок 2 -Элементы сущностной концепции инновации (составлено с использованием источников: [7; 9])
Создаваемые инновации или усовершенствованные технологии — это виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций, носит название инновационной деятельности, которая демонстрирует всю сущность концепции инновации.
Для оценки деловой среды России следует обратиться к международному рейтингу Всемирного банка, целью исследования которого является сравнение стран по критерию ведения предпринимательства. Исследование затрагивает десять сфер ведения бизнеса. Согласно данному рейтингу, Россия улучшила условия ведения предпринимательской деятельности и поднялась на 6 пунктов в рейтинге, на 2013 год занимает 112-е место из 185 стран, в то время как в 2012 году Россия занимала 118-е место [2]. В таблице 2 представлены данные об отдельных странах в отчетах Всемирного банка на 01.06.2014 год.
Таблица 2 — Рейтинг экономик по легкости ведения предпринимательства
(составлено с использованием источника: [2])
Страна
Место в рейтинге |
Россия |
Синга-пур |
США |
Беларусь |
Китай |
||
2013 г. |
2012 г. |
Измене-ние рейтинга |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Рейтинг легкость ведения бизнеса |
112 |
118 |
+6 |
1 |
4 |
58 |
91 |
Регистрация предприятий |
101 |
105 |
+4 |
4 |
13 |
9 |
151 |
Получение разрешений на строительство |
178 |
180 |
+2 |
2 |
17 |
30 |
181 |
Подключение электроснабже-ния |
184 |
184 |
— |
5 |
19 |
171 |
114 |
Регистрация собственности |
46 |
45 |
-1 |
36 |
25 |
3 |
44 |
Кредитование |
104 |
97 |
-7 |
12 |
4 |
104 |
70 |
Защита инвесторов |
117 |
114 |
-3 |
2 |
6 |
82 |
100 |
Налогообложение |
64 |
94 |
+30 |
5 |
69 |
7 |
122 |
Международная торговля |
162 |
161 |
-1 |
1 |
22 |
54 |
68 |
Обеспечение исполнения контрактов |
11 |
12 |
+1 |
12 |
6 |
113 |
19 |
Разрешение неплатежеспособности |
53 |
61 |
+8 |
2 |
16 |
27 |
82 |
Согласно данным таблицы 2 следует обратить внимание на то, что наблюдается положительная тенденция роста России в сфере предпринимательской деятельности. Особенно стоит отметить показатель «налогообложение», рост которого составил 30 пунктов за один год с 2012 года.
На сегодняшний день доля малых предприятий в ВВП — около 12%, доля работников в общей численности занятых — 18,9%, доля малых предприятий примерно 40% от общего количества предприятий [11]. Порядка только 10% предприятий в Российской Федерации (от общего количества малых и средних) заняты в сфере инноваций. Подавляющее большинство таких предприятий работает в розничной торговле и сфере услуг.
В период мирового финансового кризиса 2008 года и по настоящее время усугубилось множество проблем развития предпринимательства, в таблице 3 приведены наиболее значимые из данных проблем.
Таблица 3 — Проблемы, препятствующие развитию инновационного предпринимательства в РФ (составлено на основе источника: [10])
Проблема |
Специфика проблемы |
1 |
2 |
1) Эффективность рынков |
|
2) Институциональная среда |
|
3) Финансовый сектор |
|
4) Совершенствование и развитие бизнеса |
|
5) Образование |
|
В таблице 3 особое внимание стоит обратить на такую проблему как институциональная среда России, так как уровень ее развития очень сильно отстаёт от уровня развитых стран и ряда развивающихся. Это одно из наиболее слабых мест российской экономики, развитие институциональный базы сильно отстает от уровня развития самой страны, что является серьезным препятствием в развитие конкретных отношений в стране. Другая, не менее важная проблема – это быстрая деградация образования, в особенности математического и естественнонаучного, что прямо связано с инновационной активностью в различных отраслях науки и сферах деятельности российских предприятий.
Следует представить также, выявленные в ходе исследования, недостатки инновационной деятельности российских предприятий (см. табл. 4), проранжированные по частоте присутствия в предпринимательством бизнесе в Росси сегодня.
Таблица 4 — Недостатки инновационной деятельности в России
(по данным на 01.06.2014 г.)
Недостаток |
Частота присутствия |
Результат |
|
70 – 95% |
Дополнительные денежные потери |
|
58 – 70% |
Не используется возможность получения полезного эффекта от использования новшества |
|
40 – 50% |
Отсутствует ожидаемый эффект |
|
15 – 20% |
Причинами возникновения являются ошибки в оценке полезности новшества |
Проблема, которая имеет огромный вес в принятии решений о внедрениях в новшествах — это затраты. Как правило, при внедрении инноваций существует огромный риск ошибиться в масштабах изменений, что влечёт за собой большие кредитные задолженности, с которыми предприятие не всегда в силах рассчитаться. Именно поэтому, следует выявить и затем внимательно изучать факторы, характеризующие инновационную деятельность, как препятствующие, так и способствующие ей (см. рис. 3).
Рисунок 3 -Факторы, характеризующие инновационную деятельность
Исследования показали, что к факторам, препятствующим инновационной деятельности в России сегодня относят следующие:
1) экономические и технологические – заключаются в недостатке средств для финансирования инновационных проектов, слабости материальной и научно-технической базы, отсутствии резервных мощностей, доминирования интересов текущего производства;
2) политические и правовые – заключаются в ограничениях со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства;
3) социально-психологические и культурные – представляют собой сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройку новой работы, перестройку устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу;
4) организационно-управленческие факторы – это устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов.
В данной статье выделены специфические черты, классификация предпринимательской деятельности, проведен анализ предпринимательской деятельности в России, и в частности инновационного предпринимательства, что должно рассматриваться как база для формирования стратегии развития российского предприятия, в том числе занимающегося или планирующего заниматься инновационным предпринимательством. В качестве вывода следует отметить, что инновационный потенциал предпринимательства может быть в полной мере реализован только в условиях благоприятного инвестиционно-инновационного политического регулирования. Именно поэтому в России стратегия развития малого инновационного бизнеса должна быть интегрирована в общую Стратегию инновационного развития РФ, разрабатываемую Министерством экономического развития России.
Библиографический список