Главная страница » Публикации » 2015 » №5 (53) » Производительность труда в контексте развития экономики Санкт-Петербурга

Производительность труда в контексте развития экономики Санкт-Петербурга

Labour productivity in the context of the development of the economy of St. Petersburg

Производительность труда в контексте развития экономики Санкт-Петербурга

Авторы

Горелов Николай Афанасьевич
доктор экономических наук, профессор, засл. деятель науки Российской Федерации
Россия, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Кораблева Ольга Николаевна
доктор экономических наук, проф., рук. межд. науч. лаборатории
Россия, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Литун Виктория Валерьевна
кафедра Международных экономических отношений
Россия, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Синов Владимир Витальевич
кандидат эк. наук, доц.
Россия, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы роста производительности труда и создания высоко технологичных рабочих мест в контексте выполнения указа Президента Российской Федерации от 07.05. 2012г. «О долгосрочной государственной экономической политике».

Ключевые слова

Производительность труда; концепция «бережливое производство»; инновационно-технологические кластеры; модернизация производства; целевые комплексные программы.

Финансирование

Статья подготовлена в соответствии с Заданием № 214/194 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части госзаказа Минобрнауки России.

Рекомендуемая ссылка

Горелов Николай Афанасьевич,Кораблева Ольга Николаевна,Литун Виктория Валерьевна,Синов Владимир Витальевич. Производительность труда в контексте развития экономики Санкт-Петербурга // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №5 (53). Номер статьи: 5302. Дата публикации: 08.05.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/5302/

Authors

Gorelov Nikolaj Afanas'evich
Doctor of Economics, professor, honored Scientist of the Russian Federation
Russia, Saint-Petersburg State University of Economics
Korableva Ol'ga Nikolaevna
Doctor of Economics, Professor., hands. Int. scientific. laboratory
Russia, St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
Litun Viktorija Valer'evna
Department of International Economic Relations
Russia, Saint-Petersburg State University of Economics
Sinov Vladimir Vital'evich
Candidate eq. Sciences, Assoc.
Russia, Saint-Petersburg State University of Economics

Abstract

The article examines the growth in labor productivity and creating high-tech jobs in the context of the implementation of the decree of the President of the Russian Federation from 07.05. 2012. On a long-term government economic policy.

Keywords

Work performance; the concept of "lean production"; innovation and technology clusters; modernization of production; Targeted Comprehensive Program.

Project finance

This article was prepared according to the task № 214/194 to perform public works in the field of scientific activities of the base part of the state order Ministry of Education of Russia.

Suggested citation

Gorelov Nikolaj Afanas'evich,Korableva Ol'ga Nikolaevna,Litun Viktorija Valer'evna,Sinov Vladimir Vital'evich. Labour productivity in the context of the development of the economy of St. Petersburg // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №5 (53). Art. #  5302. Date issued: 08.05.2015. Available at: https://sovman.ru/article/5302/


Система стратегического планирования, реализуемая Правительством Санкт-Петербурга, является базовым элементом решения ключевой задачи региона – повышение эффективности во всех звеньях государственного управления с целью обеспечения неуклонного научно-технического, промышленного и социально-экономического развития в интересах улучшения качества жизни населения.

В контексте главной цели стратегического планирования качество жизни определяется уровнем развития экономики, полной и продуктивной занятостью, включающей концепцию МОТ «Достойный труд для всех», состоянием городской среды, качеством и доступностью образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, параметрами общественной безопасности и др.

В международных рейтингах по качеству жизни, эффективности инфраструктуры и инновационному потенциалу Санкт-Петербург оценивается выше среднего (см. табл. 1). [1]

В ходе научно- технического прогресса в Санкт-Петербурге осуществляется переход от пятого технологического уклада, основой которого является информационно-коммуникативные технологии, производство  электронных приборов и средств вычислительной техники, к шестому – использованию достижений в области биотехнологий, нанотехнологий и других междисциплинарных средств науки и техники. На стадии внедрения находятся новые виды материалов, обладающие уникальными свойствами: арогель, аэрографит, графен, нанокристалы, наноаккумуляторы, углеродные наногубки, фулерны и др. Продолжаются научные исследования в таких областях, как высокотемпературная сверхпроводимость и сверхтекучесть, создание самовосстановляющихся материалов, адиабатического размагничивания и др. При этом получают дальнейшее развитие ключевые элементы пятого уклада – микроэлектронные компоненты в части расширения емкости и функциональности при одновременном уменьшении физических параметров. Это станет возможным благодаря переходу от классических методов производства сложной продукции, достигших своего естественного предела, к использованию технологий, позволяющих создавать и модифицировать объекты со сверхмалыми компонентами и получать за счет этого принципиально новые качества.

Таблица 1. Международные рейтинги Санкт-Петербурга по ключевым показателям

Наименование рейтинга Описание рейтинга

Позиция г. Санкт-Петербург

Mercer Quality of Living Syrvey — World-wide RanKing 2012-2013 Рейтинг городов мира по качеству жизни: оценка качества жизни 460 городов мира. 163 место (из 460 городов мира)
Economist Intelligence Unit Rating (2012) Рейтинг городов мира по качеству жизни. Исследовался индекс качества. 28 место (из 70 городов мира)
Mercer City Infrastructure Ranking 2012-2013 Рейтинг городов мира по качеству инфраструктуры: оценка качества и эффективности инфраструктуры 460 городов мира. 160 место (из 460 городов мира)
2thinknow: Innovation Cities Global Index 2012-2013 Рейтинг городов мира по инновационному потенциалу. Оценивается инновационный экономический потенциал 445 городов мира. 84 место (из 445 городов мира)

Доля высокотехнологичной промышленности в ВРП Санкт-Петербурга в 2013 г составила около 25 %.

Вместе с тем, сохраняются низкая производительность труда и медленный процесс обновления производства в ключевых отраслях. По уровню производительности труда Санкт-Петербург находится на 11 месте среди российских регионов. Так, по сравнению с Москвой разрыв в производительности составляет: в обрабатывающих отраслях – в 1.4 раза, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – более чем в 2 раза, в сфере транспорта и связи – в 2 раза. Основная причина – технологическое отставание, устаревшая производственная база, неэффективная организация труда. Ощущается также недостаток основных  ресурсов развития, прежде всего, инвестиций, отставание в развитии объектов энергетической и инженерно-транспортной инфраструктуры от потребностей населения и экономики, нехватка квалифицированной рабочей силы, острый дефицит мощностей по утилизации производственных и бытовых отходов, растет доля ветхого и аварийного жилья, сохраняются действующие тенденции малоэффективного функционирования ЖКХ и др.

В этих условиях ведущей стороной экономического развития Санкт-Петербурга выступает научно-технический прогресс, активизация инновационных процессов, технологическая модернизация экономики, усиление связей между наукой и производством, создание территориальных инновационных кластеров. Иными словами, экономика города нуждается в широкомасштабной, комплексной неоиндустриализации.

Основной социально-экономического развития Санкт-Петербурга является промышленный комплекс, включающий более 700 крупных и средних, а также 22000 малых промышленных предприятий, предоставляющих рабочие места для 330 тыс. человек и вносящих в бюджет города 20 % налоговых поступлений. Доля промышленного комплекса в ВРП составляет 29 %. Благодаря выпускаемой промышленной продукции, широко востребованной на внутреннем и внешнем рынках, Петербург с меньшими потерями, по сравнению с другими регионами, выходит из кризисных ситуаций.

Однако, как справедливо отмечает профессор Карлик А.Е., — « … бесконечно эксплуатировать промышленность нельзя, ее нужно модернизировать, содействовать привлечению инвестиций, развивать научные исследования и поддерживать инновационно-технологическое развитие с тем, чтобы к 2030 году мы пришли с новой высокотехнологичной промышленностью, все также составляющей основу социально-экономического развития города. Существующий подход к налогообложению промышленности сужает возможности ее развития, практически «избавляя» промышленные предприятия от средств, которые можно было использовать на развитие. В частности, это непосредственно касается налога на землю. Должен быть дифференцированный подход к налогообложению предприятий, с понижающим коэффициентом для тех, у кого все производственные площади задействованы под реальное производство, и с повышающим для использующих производственные площади в основном для сдачи в аренду. » [2]

В Стратегии социально – экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года в рамках становления шестого технологического уклада намечено осуществить коренное технологическое перевооружение отраслей экономики, сократить сроки внедрения новой техники и технологий в массовое производство.

Перспективным направлением для воспроизводства российской экономики является обеспечение существенного роста производительности труда, создание высокотехнологичных рабочих мест, иными словами, необходимо новое индустриальное развитие экономической системы [3]. Однако проблемы производительности и бережливости, организации труда на основе научно-обоснованных норм и методов более 20 лет не входили в число приоритетных задач менеджмента предприятий. В 90-е годы в силу известных причин были ликвидированы на многих предприятиях отделы по труду, подразделения НОТ, БРИзы, кружки качества, планирование и мониторинг динамики производительности труда, заброшено было нормирование труда. В результате прекратились научные исследования по проблемам труда, квалифицированные специалисты ушли в другие сферы деятельности. В конечном счете был нанесен непоправимый урон экономике и отечественному менеджменту в области организации труда.

Российская практика последних лет показывает, что роль специалистов по экономике и организации труда на предприятиях стала возрастать. Однако уровень этой работы продолжает серьезно отставать от требований времени.

По нашей оценке на сегодня в Санкт-Петербурге активно, целевым назначением повышения производительности  труда на основе современного научно-методического арсенала с учетом мирового опыта занимаются около 10 % крупных предприятий, в то время как в Японии – 90 %, США – 80 %, Германии — 90 %.

В настоящее время на российские предприятия возвращается система НОТ, предложенная японскими и американскими специалистами под новым брэндом: методология « Бережливое производство » (Lean Manufacturing).

Система бережливого производства была выстроена экспертами японской компании Toyota с целью решения амбициозной задачи – догнать и перегнать американский автопром. Единственный путь к победе заключался в тотальной «стерилизации» затрат. Только это позволяло снизить себестоимость при сохранении качества. Позднее японский алгоритм бережливости был совмещен с инструментарием SixSigma, разработанный с той же целью специалистами американских концернов Motorola и  General Electric. Этот совместный продукт в битве за потребителя получил широкое распространение в США и Европе. В России применение этой системы находится на «штучном» уровне.

В Указе Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г № 596 в части экономики труда поставлены следующие задачи: создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2025 году; увеличение производительности труда в 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.

В целях реализации поставленных задач Минэкономразвития подготовило Методические материалы по формированию и реализации программ инновационного развития на предприятиях, одобренные Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 20 декабря 2012 г. Во исполнение поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г № 596-606, Федеральная служба государственной статистики разработала план деятельности на 2013-2018 годы, предусмотрев в нем формирование и предоставление актуальной и достоверной статистической информации Президенту РФ, органам власти РФ, организациям  и гражданам, а также международным организациям для принятия управленческих решений в области экономики и социальной сферы и удовлетворения информационных потребностей общества. Согласно указанного плана в 2013 г.: сформирована статистическая информация об индексе производительности труда; утверждена методика расчета показателя, характеризующего прирост высокопроизводительных рабочих мест; сформирована статистическая информация о приросте высокопроизводительных рабочих мест.

Российский Союз промышленников и предпринимателей в целях реализации указа Президента Российской Федерации № 596 предусмотрел в программе своей работы на период до 2018 г. принять участие:

  • в создании рабочих мест и повышении качества рабочей силы;
  • в подготовке и реализации отраслевых и секторальных инновационных программ, включая госпрограммы;
  • в создании системы стимулов для модернизационных и инновационных проектов;
  • в разработке профессиональных стандартов и обеспечения сопряжения сфер труда и образования.

Таким образом, в соответствии с указаниями Правительства подготовлено необходимое научно-методическое обеспечение по формированию и реализации инновационных программ повышения производительности труда, созданию высокотехнологичных рабочих мест взамен устаревших. Вместе с тем, в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года лишь констатируется факт низкой производительности труда и медленный процесс обновления производств в ключевых отраслях экономики города, однако, среди целевых  задач развития экономики не проработаны количественные параметры изменения ситуации на перспективу ни в части динамики роста производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест, ни с точки зрения организационно-технического обеспечения выполнения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации.

Согласно материалам исследования, проведенного Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом в соответствии  с поручениями Указа Президента Российской Федерации №596, среди приоритетных направлений экономического развития были выявлены следующие научно-инновационные механизмы, которые могут привести к росту производительности труда и созданию высокотехнологичных рабочих мест, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

1. Создание сети инновационно-технологических кластеров (ИКТ), интегрирующих  в свой состав различные специализированные кластеры:

  • машиностроения и металлообработки;
  • инновационно – технологический;
  • разработчиков и производителей изделий медицинского назначения;
  • разработчиков и производителей систем связи;
  • физико-технологический центр наноэлектроники;
  • электронно-приборостроительный;
  • применение полимерных материалов;
  • судостроение;
  • опто-, радио-и акустоэлектроники и др.

Структура промышленного комплекса Санкт-Петербурга включает практически все известные отрасли промышленного производства, поэтому сеть ИКТ ориентирована на полный охват всех отраслей, что обеспечит повышение потенциала комплекса в целом, а не отдельных его составляющих.

Целью кластерной политики являются повышение эффективности и уровня конкурентоспособности промышленного комплекса Санкт-Петербурга на основе максимально полного использования отраслевых, технологических, инновационных, человеческих, финансовых и административных ресурсов с учетом экономических интересов всех хозяйствующих субъектов.
Основными задачами кластерной политики являются:

  • формирование условий для эффективного организационного развития кластеров;
  • обеспечение финансовой поддержки развития кластеров на условиях со-финансирования  конкретных инициатив субъектов кластера;
  • содействие развитию НИОКР и технико-технологической среды, направленной на повышение конкурентоспособности субъектов кластера на внешних рынках;
  • содействие интеграции различных хозяйствующих субъектов в процессе создания и развития кластеров;
  • содействия расширению рынков субъектов кластера;
  • подготовка и переподготовка кадров для организаций, образующих кластеры;
  • модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие кластеров;
  • создание комплексной системы мониторинга реализации кластерной политики и развития кластеров.

Инициаторами и участниками сети инновационно-технологических кластеров являются:

  • ОАО  Машиностроительный завод «Арсенал»;
  • ОАО  «Звезда»;
  • ОАО  «Светлана»;
  • ОАО   Завод им. Козицкого;
  • ОАО  «Ленполиграфмаш»;
  • ООО  НПО им. «Комсомольской правды»;
  • ООО  «Институт полимеров»;
  • Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики;
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет;
  • Наукоград Санкт-Петербургского государственного университета;
  • ОАО «Силовые машины»;
  • ООО Концерн «R-Про» и др.

В сети ИТК создан также Международный Центр инноваций и технологий, выполняющий проекты совместно с зарубежными компаниями.

2. Использование системы менеджмента качества согласно требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 и концепции всеобщего менеджмента качества – TQM, для которых характерны следующие особенности:

  • возможность применения разнообразных методов менеджмента качества (планирования и контроля качества, стратегического менеджмента, анализа и др.);
  • использование системного подхода, включающего целевой, процессный и другие подходы.

Стандарты качества устанавливают требования к целевым системам менеджмента, однако не показывают, как достичь соответствия им. Они могут оказать  влияние на рост производительности и эффективности труда при увязки их с модернизацией рабочих мест, реинжинирингом трудовых процессов и другими мерами организационно-технического порядка.

3. Технологическая модернизация, рационализация рабочих мест и создание новых взамен устаревших.

Под модернизацией понимается дооборудование, реконструкция и иные виды работ (включая приобретение соответствующего оборудования), которые приводят к улучшению первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта, его технического уровня и появлению у него новых экономических характеристик.

Важной составляющей технологической модернизации является аттестация и рационализация рабочих мест (АРМ). При этом следует иметь в виду, что АРМ бывает двух видов: 1) по условиям труда; 2) по технико-технологическому и организационно-экономическому уровню.

1) По условиям труда АРМ проводится в соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ и носит обязательный характер для предприятий всех форм собственности. АРМ в первом случае – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Минтруд РФ своими приказами регулирует систему проведения обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда.

2) Аттестация и рационализация технико-технологического и органзационно-экономического уровня рабочих мест проводится с целью повышения производительности труда и эффективности производства.

Критериями оценки являются:

  • общая эффективность и доходность рабочего места;
  • прогрессивность применяемого технологического процесса и степень оснащения рабочих мест необходимыми для работы видами основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснасткой, а также нормативно-правовой, технической, справочной и другой документацией,
  • рациональность планировки рабочих мест, т. е. достаточность отведенной для них площади, рациональность расположения основного и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, а также самих работников;
  • эффективность организации обслуживания рабочих мест, имея в виду различные виды обслуживания используемых средств труда и самих работников;
  • эффективность применяемых методов и приемов труда занятых работников с учетом организации и планирования работ, расстановки работников, нормирования труда, построения систем материального и морального стимулирования и др.;
  • наличие благоприятных условий труда, соблюдение требований охраны труда и техники безопасности на рабочем месте.

Уровень создания работнику или группе работников необходимой обстановки и условий для успешного выполнения производственных заданий определяется на основании того, насколько соблюдаются нормы технического, технологического, организационного, экономического и социального характера, предъявляемые к системе рабочих мест. Чем более состояние рабочих мест отвечает этим требованиям, тем выше степень обеспечения условий для высокопроизводительного труда. Если все предъявляемые требования выполняются, наличие условий для продуктивного труда считается достаточным.

Требования аттестации представляют собой систему норм, правил и ограничений технико-технологического, социально-экономического, организационного и кадрового характера, предъявляемых к рабочему месту. Перечень конкретных требований, предъявляемых к состоянию системы рабочих мест, устанавливается аттестационной комиссией. Эта работа может быть возложена на отраслевые научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и другие структуры, ответственные за научно-методическое обеспечение хозяйственной деятельности организации.

Следует, однако, иметь в виду, что синергетический эффект  от модернизации и рационализации рабочих мест может быть получен при комплексном, системном решении задачи повышения производительности труда: реинжиниринга трудовых процессов на основе усовершенствованной техники и технологии; применения системы бережливого производства и научных методов организации труда; повышения профессионально-квалификационного уровня работников, использования прогрессивных методов вознаграждения и мотивации труда и др. Главным источником знания при этом могут быть университетские лаборатории и специализированные организации, где накоплен опыт в выполнении подобных работ.

Чтобы уметь интегрировать и применять накопленные знания и положительный опыт для решения проблем  модернизации производства необходимо рассматривать объект исследования как единое целое, располагая эти сведения в контексте, в котором они только и приобретают свой смысл.

Системный подход и контекстуализация являются существенным условием решения проблем эффективности и роста производительности труда.

4. Применение инструментов Концепции «Бережливого производства»

Концепция бережливости  — Lean manufacturing, Lean Six Sigma (LSS) и связанные с ней инструменты бережливого производства ориентированы на сокращение всех видов издержек, внедрение современных управленческих технологий и приведение в соответствие  с этим стратегии развития. Концептуальные положения и инструменты LSS являются составной частью менеджмента компании, имея своей целью неуклонное стремление к устранению всех видов потерь, улучшению качества выходов каждого из процессов, минимизации дефектов и отклонений в операционной деятельности.

Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого работника и максимальную ориентацию на потребителя. Концепция бережливости применима везде, где необходимо повысить эффективность процессов, включая, промышленность, строительство, банковский сектор, сферу услуг и др.
В Санкт-Петербурге реализацией концепции «Бережливого производства» активно занимаются IT Концерн R-Про, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики и др.

На сегодняшний день, согласно проведенному опросу, распространенность Концепции «Бережливого Производства» в Санкт-Петербурге представлена на рис. 1

Рис.  1 — Результаты опроса распространения Концепции «Бережливого Производства» в Санкт-Петербурге

5. Целевые комплексные программы повышения производительности труда, создания высокотехнологичных рабочих мест.

Эффективность использования программно-целевых методов при решении задач повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест достигается за счет усиления роли горизонтальных связей, ориентации цели на конечные результаты, централизации функций управления всеми основными элементами программы. Обеспечение согласованного действия исполнителей на всех этапах разработки и реализации программы может быть осуществлено на основе современных информационных технологий, информационно-логических моделей  и др.

Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизмы реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности программы. Разработка региональной программы осуществляется в контексте стратегии социально-экономического развития региона  в соответствии  с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596, который обязателен для выполнения во всех регионах и на всех предприятиях, независимо от форм собственности.

Важное значение при этом имеет функциональное управление повышением производительности и созданием высокотехнологичных рабочих мест, которое включает:

  • измерение и оценку уровня производительности на начальном этапе создания программно-целевого механизма обеспечения ее роста;
  • оперативное планирование мероприятий, предусмотренных программой повышения производительности труда;
  • осуществление контроля за внедрением отдельных мероприятий и программы в целом;
  • корректировку, в случае необходимости, реализуемых мероприятий;
  • изучение и обобщение опыта реализации программ в других организациях;
  • измерение и оценку результативности осуществляемых мероприятий.

В качестве первоочередных организационных мер по обеспечению роста производительности труда и созданию высокотехнологичный рабочих мест, на наш взгляд, целесообразно осуществить:

  • На уровне предприятий:
    • восстановить на предприятиях службы по рационализации и изобретательству (БРИЗы), а также по научной организации труда, экономии и бережливого производства;
    • проводить комплексную аттестацию рабочих мест не только по условиям труда, но и по уровню организации, механизации и производительности труда. «От новаций на рабочем месте – к модернизации хозяйственной системы предприятия в целом» — таким представляется главный принцип модернизации производства;
    • ввести на предприятиях практику курсового обучения рабочих и ИТР по проблеме бережливого производства, научной организации труда. Организовать в цехах кружки бережливости и качества;
    • установить на каждом предприятии моральные и материальные стимулы высокопроизводительного труда, экономного расходования материалов, энергоресурсов, рабочего времени;
    • в соответствии с Указом Президента РФ № 596 разработать и реализовать Целевую комплексную программу по повышению производительности и созданию высокотехнологичных рабочих мест.
  • На уровне региональных органов управления:
  • организовать в регионе Интернет портал и Научно-аналитический центр по повышению производительности труда и созданию высокотехнологичных рабочих мест. Возобновить работу общества «Знание» или подобные ему формы по выявлению, обобщению и распространению передового опыта в России и за рубежом по научно-техническим проблемам, обеспечению роста производительности труда, бережливого производства, научной организации труда, аттестации рабочих мест и др. путём проведения конференций и семинаров по обмену опытом, публикаций и распространения соответствующих материалов, рекомендаций и др. Привлекать к этой деятельности работников Минтруда, Минвуза, Минэкономразвития, региональные органы управления, учёных, зарубежных специалистов и др.;
  • региональным органам власти организовать работу на местах по созданию целевых комплексных программ на базе партнёрств – технологических кластеров, вузов, отраслевых лабораторий и др. для разработки реализации систем, методов, приёмов научной организации труда, технологий бережливого производства (Lean Manufacturing), карт бизнес-процессов, комплексной аттестации рабочих мест и др.;
  • ввести в практику местного телевещания в удобное для слушателей время показ специальных программ, документальных и информационных фильмов по проблемам инновационного опыта повышения производительности труда, бережливого производства, научной организации труда в России и за рубежом. Привлекать к этой работе инженерные сообщества, союзы промышленников и предпринимателей, учёных, специалистов-практиков, Агентство стратегических инициатив и др.;
  • проводить ежегодные выставки передового опыта по росту производительности труда путём показа инновационных разработок, новых технологий и бизнес-процессов, научной организации труда на рабочем месте, на участке, в цехе, форм сбережения ресурсов, образцов высококонкурентной продукции и др.;
  • организовывать в регионе ежегодные соревнования по профессиональному мастерству среди рабочих. Максимально задействовать для поощрения передовых рабочих моральные и материальные стимулы.
  • На федеральном уровне:
  • включить в государственные образовательные стандарты, как обязательный федеральный компонент, дисциплины, формирующие компетенции по научной организации труда и бережливому производству, а также разработать соответствующие профессиональные стандарты в рамках Национальной системы квалификаций;
  • возобновить деятельность аспирантуры и диссертационных советов по подготовке специалистов высшей квалификации по научной организации труда и разработке технологий бережливого производства, не нашедших своего отражения в паспорте специальности по экономике труда;
  • восстановить деятельность НИИ труда и журнала «Труд за рубежом» по научно-методическому обеспечению выявления резервов роста производительности труда, разработки соответствующих методических рекомендаций, проведению исследований проблем интенсивности и психологии труда, использованию макроэкономических факторов роста производительности труда и др.;
  • рекомендовать Российскому союзу промышленников и предпринимателей конкретизировать и осуществить принятые ранее обязательства на период до 2018 года, в части:
  • создания рабочих мест и повышения качества рабочей силы;
  • участия бизнес-сообщества в подготовке и реализации отраслевых и секторальных инновационных программ, включая госпрограммы;
  • создания системы стимулов для модернизационных и инновационных проектов;
  • вывода вредных рабочих мест;
  • участия в разработках профессиональных стандартов и обеспечения сопряжения сфер труда и образования.

В Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года для целевой поддержки повышения производительности труда и создания высокотехнологичных рабочих мест предусматривается выделение «полюсов роста», на основе которых формируются инвестиционная, инновационная, промышленная и кластерная политика и инструменты их реализации. Традиционно самым распространенным инструментом реализации региональной экономической политики выступает программно-целевой подход.

Поэтому разработка и реализация целевых комплексных программ по росту производительности труда и созданию высокопроизводительных рабочих мест на всех предприятиях, независимо от форм собственности, а также в целом по региону, явится конкретным шагом по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №596.

Читайте также






Библиографический список

  1. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года (проект). СПб, 2014 г.
  2. Карлик А. Кластеры развивают производство. РГ — Бизнес Промышленное обозрение. № 934 от 11 февраля 2014 г.
  3. Бодрунов С.Д. Концепция нового индустриального развития России в условиях ВТО /монография/. Институт нового индустриального развития (ИНИР). СПб; 2013.

References

  1. Strategy of socio-economic development of St. Petersburg until 2030 (draft) [Strategija social’no-jekonomicheskogo razvitija Sankt-Peterburga do 2030 goda (proekt)]. St. Petersburg, 2014.
  2. Karlik A. Clusters develop production [Klastery razvivajut proizvodstvo]. WP . Industries Review. Number 934 of February 11, 2014.
  3. Bodrunov S.D. The concept of the new industrial development of Russia in the WTO [Koncepcija novogo industrial’nogo razvitija Rossii v uslovijah VTO]. Institute of New Industrial Development (INIR). St. Petersburg. 2013.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх