Специфика финансирования сельскохозяйственных предприятий
The specifics of financing agricultural enterprises
Авторы
Аннотация
Сельское хозяйство Украины находится в сложных условиях и нуждается в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. В статье проанализирована специфика деятельности предприятий данной отрасли, обнаружены основные проблемы их деятельности. Изучены основные направления финансирования и исследованы особенности государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий, которая происходит за счет государственных целевых программ.
Ключевые слова
финансирование, государственная поддержка, целевое финансирование, инвестиции, финансовые ресурсы, кредит, бюджет, сельское хозяйство.
Рекомендуемая ссылка
Транченко Людмила Владимировна,Лопатюк Руслана Ивановна. Специфика финансирования сельскохозяйственных предприятий // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №5 (53). Номер статьи: 5307. Дата публикации: 08.05.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/5307/
Authors
Abstract
Agriculture of Ukraine is in difficult circumstances and needs to attract additional financial resources. The article analyzes the specificity of activity of the enterprises of the industry, found the main problems of their activities. Studied the main directions of financing and investigate the features of the state support of agricultural enterprises, which is due to state programs.
Keywords
finance, government support, targeted funding, investment, financial resources, credit, budget, agriculture.
Suggested citation
Tranchenko Ljudmila Vladimirovna,Lopatjuk Ruslana Ivanovna. The specifics of financing agricultural enterprises // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №5 (53). Art. # 5307. Date issued: 08.05.2015. Available at: https://sovman.ru/article/5307/
Введение. Сельское хозяйство является ведущей отраслью в Украине, имеет значительный экспортный потенциал. Однако на современном этапе развития экономики Украины эта отрасль не работает на всю возможную мощность. Общая проблематика такого вопроса заключается в сложности финансового обеспечения отрасли. В последнее время чувствуется острая недостаточность средств для обеспечения полного технологического цикла. Предприятия агропромышленного комплекса встали перед проблемой накопления собственного капитала для осуществления или модернизации производства. Нерешенным остается вопрос получения долгосрочных ссуд в коммерческих банках. В то же время, в агропромышленном производстве наблюдается тенденция сокращения объемов финансовых ресурсов в хозяйствах всех форм собственности. В результате сформирован ранее ресурсный потенциал, особенно в сельском хозяйстве, из года в год исчерпывается. Фактические сроки эксплуатации большинства основных средств в 2-2,5 раза превышают нормативные.
На сегодняшний день подавляющее большинство регионов лишена собственных средств для финансирования инноваций. Решение проблемы лежит в плоскости предоставления большего самоуправления, усиление фискальных полномочий регионального управления, привлечения внешних финансовых источников. Такие финансовые инструменты, как гранты, займы, акционерный капитал и косвенная поддержка, составляют базовые элементы регионального финансового цепочки стоимости. Главное – как для общественного, так и частного секторов в процессе обеспечения финансовыми ресурсами инновационного развития – это скоординировать свою деятельность таким образом, чтобы различные элементы этой цепи были взаимозависимыми и эффективно взаимодействовали.
Учитывая современное состояние сельскохозяйственных производителей при их невозможности собственными средствами обеспечить совершенные условия деятельности и повышения эффективности, считаем целесообразно разработать основные направления развития аграрного производства, основными из которых должны быть: создание условий для накопления собственного капитала отечественных товаропроизводителей и привлечения внешних инвестиций.
В Украине уровнях не сформированы соответствующие условия для построения инновационно-инвестиционной модели развития регионов. Поэтому активизация инвестиционных процессов в Украине должна обеспечиваться:
- объединением усилий органов государственной власти на местах, предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, для привлечения инвестиций в экономику области;
- созданием системы координации взаимодействия органов государственной власти, предприятий, учреждений, банков, консалтинговых и информационных фирм для привлечения инвестиций;
- предоставлением информации отечественным и иностранным инвесторам о потенциальных возможностях предприятий, организаций и учреждений области;
- рациональным использованием инвестиционных и кредитных ресурсов;
- повышением конкурентоспособности предприятий региона и их продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- разработкой региональных инвестиционных и инновационных программ, проектов, предложений для привлечения инвестиций на техническое перевооружение предприятий машиностроения с целью выпуска продукции конечного цикла;
- освоением новых технологий и стабилизацией работы предприятий региона;
- повышением привлекательности для инвесторов крупных предприятий региона;
- развитием малого и среднего бизнеса, содействий созданию инновационных предприятий.
Вопросом исследования финансового обеспечения сельхозпредприятий, определения теоретических аспектов сути данного направления, посвящен ряд работ зарубежных и отечественных ученых-экономистов: В.Г. Андрийчука, В.В. Глущенко, М.Я. Демьяненко, Л. Грега, С. Зори, М. Зубца, С. Крамон-таубаделя, Ю.Я. Лузгаемая, М.Й. Малика, П.Т. Саблука, В.Ф. Стукача, М.Й. Хорунжий, Л. Штриве, В. Юрчишина и др. Обобщение и анализ опубликованных работ позволили сделать вывод о том, что вопросы формирования концептуальных и методических подходов относительно решения задачи постоянного финансового обеспечения сельхозпроизводителей недостаточно разработаны как в научном, так и в организационно практическом аспектах.
Цель исследования заключается в поиске и изучении основных источников финансового обеспечения сельхозпредприятий, эффективных методов государственной поддержки отрасли, надлежащий контроль над использованием государственной помощи. В соответствии с поставленной целью в статье поставлены и решены следующие задания:
- выучить основные проблемы финансирования сельскохозяйственных предприятий;
- определить основные источники финансирования содержания предприятий сельскохозяйственной отрасли;
- ознакомиться с основными методами государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий;
- исследовать направления и способы контроля над использованием финансовых ресурсов, что предоставляются предприятиям агропромышленного комплекса, в пределах государственной поддержки отрасли.
Развитие агропромышленного производства в Украине зависит от эффективного его финансирования. Но, напомним, что финансирование деятельности предприятий агропромышленного сектора осуществляется с учетом специфики функционирования этой отрасли, которая определяется:
- сезонностью производства;
- длительным периодом воссоздания основных средств;
- наличием значительного часового интервала между периодами осуществления расходов и получения конечных результатов;
- непрерывностью производственных процессов;
- использованием в качестве средств и предметов труда живых организмов, которые подчинены в первую очередь биологическим законам воссоздания;
- зависимостью результатов деятельности предприятий и соответственно источников финансирования от влияния климатичесских условий;
- необходимостью кредитного обеспечения операционной деятельности и последующего успешного развития субъектов ведения хозяйства как следствию влияния предварительно отмеченных факторов [2].
Источники финансирования предприятий аграрного сектора экономики можно разделить на такие группы:
- государственное финансирование;
- собственные финансовые ресурсы предприятий;
- кредитные ресурсы и инвестиции.
Необходимость государственного финансирования предопределена не только спецификой отрасли сельского хозяйства, но и рядом особенностей, какие присущие отечественным предприятиям этой сферы. Среди них, в частности, такие: снижение покупательной способности населения, которое ограничивает возможности поднятия цен на сельскохозяйственную продукцию; отставание Украины от развитых стран за уровнем научно-технического прогресса, передовых технологий, и тому подобное; потребность в инвестициях для поддержки плодородия почвы; низкие уровни развития инфраструктуры сельской местности; разрыв постоянных экономических и технологических связей между разными сферами агропромышленного комплекса [1].
На сегодня особенная роль отведена политике бюджетной поддержки отрасли. Бюджетная поддержка сельского хозяйства – целеустремленная государственная регуляция производственной деятельности хозяйничающих субъектов путем направления бюджетных средств за соответствующими программами социально – экономического развития.
Бюджетная поддержка предоставляется вдвоем формах:
- средства, которые должны были поступить в бюджет как фискальные платежи, однако государство сознательно отказалось от них в интересах товаропроизводителей путем предоставления разнообразных льгот;
- выделение средств из государственного бюджета на финансирование бюджетных программ из поддержки производства сельскохозяйственной продукции (бюджетные ассигнования).
Ежегодно Минагрополитики реализует больше 30 бюджетных программ большинство из которых за критериями СОТ отнесено к «желтой шкатулке» (мероприятия бюджетной поддержки, которые влияют на производство или торговлю и разоблачают их в рыночной среде). Согласно к требованиям СОТ такие программы подлежат сокращению на 20% в течение шести лет после приобретения Украиной членства в этой организации, поскольку сумма бюджетной поддержки за «желтой» шкатулкой должна составлять не больше 5% стоимости производства конкретного сельскохозяйственного продукта.
Движение средств бюджетной поддержки сельского хозяйства начинается после вступления в силу Закона о Государственном бюджете на текущий год, в котором определены объемы бюджетных назначений Минагрополитики Украины, и введения в действие Порядков использования бюджетных средств, по соответствующим программам.
В целом через Минагрополитики реализуется 36 программ поддержки агропромышленного комплекса. Субъекты хозяйственной деятельности Винницкой области принимают участие и получают средства по 13 государственным программам. По этим программам ожидается увеличения лимит асигнований в целом по Украине на 1075,3 млн. грн. или на 27,2% из них:
- бюджетной животноводческой дотации и государственной поддержки производства продукции растениеводства на 389,3 млн. грн . или на 16,7%;
- на финансовую поддержку предприятий АПК через механизм удешевления краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов на 333 млн. грн . или 7а 50%;
- на возмещение по закладке и надзор за молодыми садами, виноградниками и ягодниками, на 123,3 млн. грн . или на 50%;
- на финансовую поддержку развития хмелеводства на 13,7 млн. грн. или на 50%;
- на финансирование по удешевлению стоимости страховых премий фактически оплаченных субъектами аграрного рынка в 4 разы из 50 млн. грн . до 200 млн. грн.;
- на программу государственной поддержки сельскохозяйственной совещательной службы, на что в бюджете 2013 года заложено 10,5 млн. грн., что на 500 тис. грн. больше в прошлом году;
Одним из основных источников финансирования сельскохозяйственного производства остаются собственные средства предприятий. К ним относятся нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. Но для нормального воссоздания основных средств уровень амортизационных отчислений, который закладывается в себестоимости продукции, является недостаточным.
Современный дефицит инвестиционных ресурсов обостряет потребность в долгосрочном привлечении сбережений граждан для финансирования инновационной деятельности. Государственная политика в области стимулирования сбережений, по нашему мнению, должно направляться на комплексную поддержку формирования и развития небанковских финансовых институтов, поскольку эти учреждения в начале своей деятельности не имеют значительных ресурсов и надежных инструментов для их размещения. К такой поддержки относить: льготное кредитование, налоговое стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности, венчурное финансирование, увеличены процентные ставки по депозитам, амортизационные льготы, учетные ставки, компенсации, сотрудничество поощрительных фондов, государственные дотации, бюджетные ссуды и тому подобное.
В современных кризисных условиях в Украине почти прекращено кредитование малого и среднего бизнеса, кредитование крупных промышленных комплексов (пищевой, легкой, химической, нефтехимической, металлургической, металлообрабатывающей промышленности и машиностроения) ведется на 15% всей мощности банковской системы страны.
Соответствующий вес инвестиционных ресурсов не позволяет стабильно развиваться уже идейно сформированным и начатым инновационным процессам. Негативным последствием такого упадка является сокращение перспективных инновационных наработок, снижение уровня новизны, деградации существующего научно-технического потенциала в уже указанных видах экономической деятельности, и, как хуже, – потеря первоочередности и самостоятельности в создании нововведений.
В современных условиях предприятия агропромышленного комплекса встали перед проблемой накопления собственного капитала для осуществления или модернизации производства. Нерешенным остается вопрос получения долгосрочных ссуд в коммерческих банках. В то же время, в агропромышленном производстве наблюдается тенденция сокращения объемов финансовых ресурсов в хозяйствах всех форм собственности. В результате сформирован ранее ресурсный потенциал, особенно в сельском хозяйстве, из года в год исчерпывается. Фактические сроки эксплуатации большинства основных средств превышают нормативные в 2-2,5 раза.
Почти прекратились процессы воспроизведения и обновления материально-технической базы на селе. Как следствие, в аграрном производстве наблюдается деиндустриализация и переход к ручному труду. Сейчас, как в сельском хозяйстве, так и в пищевой промышленности преимущественно функционирует большое количество инвестиционно малопривлекательных, технологически отсталых фондо- и энергоемких производственных мощностей, неспособных выпускать высококачественные продукты питания в соответствии с требованиями международных стандартов.
Для дальнейшего развития аграрного сектора существенным препятствием остается высокая изношенность основных средств производства, устаревшая техника и технологии.
В частности, ежегодный износ основных средств, особенно технических, в 10 раз превышает их обновления. Из-за резкого снижения платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей фондовооруженность в области уменьшилась в 4,5 раза. Относительно кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий, то анализ кредитных правоотношений в аграрном секторе экономики свидетельствует, что коммерческими банками не учитывается специфика сезонности сельского хозяйства. До этого времени сельскохозяйственным товаропроизводителям, как правило, продолжают предоставляться краткосрочные кредиты, в результате чего искусственно создаются условия неплатежеспособности заемщиков со всеми следующими негативными последствиями. К тому же, банки в кредитовании предоставляют преимущество предприятиям перерабатывающей промышленности [4].
Заключение. Основными препятствиями инвестиционного развития является политическая нестабильность, отсутствие должной государственной внимания инвестиционно-инновационным процессам (государство должно осуществлять финансирование инновационных проектов, создавать льготные условия для привлечения инвестиций, совершенствовать нормативно-правовую базу), недостаточное финансирование (недостаток собственных средств и невозможность привлечения их из других источников), отсутствие благоприятных условий кредитования и тому подобное. Перспективным является поиск методов преодоления препятствий инновационного развития и создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности.
Для эффективного развития агропромышленного комплекса необходимо в первую очередь решить проблему финансирования сельскохозяйственных предприятий; усовершенствовать систему государственного финансирования за счет новых программ. В частности следует создать программы развития и поощрения хозяйств, которые имеют как начальный этап становления, и премировать те, которые имеют позитивные результаты от своей деятельности. Поэтому, мы считаем, что нужно также установить внутренние цены для производителей сельскохозяйственной продукции на уровне мировых, что позволит не допустить утечку денег из агропромышленного комплекса и обеспечит государственную поддержку отрасли вцелом.
Читайте также
Библиографический список
- Бондарук Т.Г. Влияние бюджетного финансирования на развитие сельскохозяйственного производства / Бондарук Т.Г. // Сборник научных трудов Луганского национального аграрного университета − 2013. − № 37(49).− С. 17-21.
- Гривкивская О.В. Источники финансирования предприятий аграрного сектора экономики / Гривкивская О.В. // Формирования рыночных отношений в Украине: Сборник научных трудов. − 2004. −Вип.4 (35). − С. 89-92.
- Гуменюк О.С. Бюджетное финансирование сельского хозяйства /Гуменюк О.С. // Научный вестник НАУ. − 2010. − Вип. 23. − С. 142-144.
References
- Bondaruk T.G. Impact of budget funding for the development of agricultural production [Vlyianye biudzhetnoho fynansyrovanyia na razvytye selskokhoziaistvennoho proyzvodstva]. Collection of scientific works of Lugansk National Agrarian University. 2013. № 37 (49) . pp. 17-21.
- Grivkivskaja O.V. Sources of financing of the agricultural sector of market relations in Ukraine [Ystochnyky fynansyrovanyia predpryiatyi ahrarnoho sektora ekonomyki]. Collection of scientific works. 2004.Vip.4 (35). pp. 89-92.
- Gumenjuk O.S. Budgetary financing of agriculture [Biudzhetnoe fynansyrovanye selskoho khoziaistva]. Scientific Bulletin NAU. 2010. Vip. 23. pp. 142-144.