Авторы
Башлакова Ольга Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент, зав.кафедрой финансов и кредита
Республика Беларусь, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
minsk4@rambler.ru
Аннотация
Денежно-кредитная политика является ведущим направлением государственного регулирования экономики рыночного типа, однако экономическая наука еще не выработала действенного механизма и критериев её применения. В статье подробно проанализирована на материалах Республики Беларусь взаимосвязь параметров проводимой в 2011–2014 гг. денежно-кредитной политики с динамикой таких макроэкономических показателей, как инфляция, инвестиции, объём сбережений и кредитов.
Ключевые слова
денежно-кредитная политика, экономическое развитие, инфляция, ставка рефинансирования, депозит, кредит, внешнеэкономическое равновесие, конкуренция, инвестиции, инновации.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
В настоящее время денежно-кредитная политика, проводимая в масштабах стран и интеграционных объединений, а также координируемая в региональном и глобальном масштабе, базируется на теоретико-методологической основе, разработанной совместно кейнсианцами, начиная с самого Дж. М. Кейнса, и монетаристами, начиная с М.Фридмана. Поскольку разночтения между двумя этими направлениями мейнстрима заключаются в ситуативном использовании определённых инструментов, то в данном случае можно говорить о единой теоретической основе современного денежно-кредитного регулирования экономики. Несмотря на большое внимание, которое уделяется проблеме оптимизации денежно-кредитного регулирования экономики, можно констатировать, что ряд вопросов в русле данной проблемы требуют дальнейшего изучения, при этом наиболее актуальным является вопрос о пределах и ситуационной целесообразности стимулирования экономики с помощью смягчения денежно-кредитной политики.
Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году и последствия которого мировая экономика испытывает до сих пор, практически повсеместно преодолевался с помощью программ стимулирования экономического роста, связанных со смягчением денежно-кредитного регулирования. Поскольку принятые меры дали достаточно противоречивые результаты и не привели к выходу мировой экономики на траекторию устойчивого и сбалансированного развития, дискуссия об оптимизации денежно-кредитного регулирования продолжается и в настоящее время.
Суть современной дискуссии заключается в том, что существуют логически обоснованные и подтверждённые эмпирически аргументы как в пользу смягчения денежно-кредитной политики в кризисный и посткризисный период, так и в пользу жёсткой политики с постоянным уровнем монетизации ВВП. Значительный интерес в этой связи представляет опыт Республики Беларусь по преодолению кризисных явлений, которые привели в 2009 – 2011 годах к двум резким девальвациям курса национальной валюты, чрезвычайно высокой инфляции и резкому замедлению темпов роста экономики, при этом положительная динамика ВВП сохранилась благодаря стимулированию экспорта в результате снижения курса белорусского рубля к основным экспортным валютам (доллару США, евро, российскому рублю) в 2009–2014 годах примерно в 5 раз.
При этом с середины 2011 года в стране проводилась достаточно жёсткая, если судить по используемым классическим инструментам, денежно-кредитная политика:
Хотя в качестве цели существенного повышения ставки рефинансирования декларировалось снижение темпов инфляции за счёт сокращения совокупного спроса посредством привлечения вкладов на депозит и сокращения использования кредитования, на практике ставка рефинансирования повышалась только как следствие инфляционных процессов, то есть её повышение не упреждало инфляционные подъёмы, а было лишь реакцией на произошедшие по факту изменения (таблица 1).
Таблица 1 — Динамика цен и среднегодовой ставки рефинансирования в Республике Беларусь в 2011–2014 гг.
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Темп роста цен (%) на: | ||||
потребительские товары и услуги |
153,2 |
159,2 |
118,3 |
118,2 |
товары производственно-технического назначения |
177,9 |
177,3 |
112,9 |
114,5 |
Среднегодовая ставка рефинансирования, % |
21,57 |
34,45 |
25,62 |
20,4 |
Ужесточение денежно-кредитной политики не достигло поставленных целей, поскольку не удалось ни существенно увеличить совокупные депозиты в отечественной и иностранной валюте (таблица 2), ни сократить совокупное кредитование секторов экономики (таблица 3), и, как следствие, не удалось достичь снижения инфляции хотя бы до уровня контрагентов по Таможенному союзу – России Казахстана.
Таблица 2 — Динамика депозитов физических лиц и средней склонности к сбережению в Республике Беларусь в 2010–2014 гг.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Процентные ставки по депозитам в рублях, % | |||||
на срок до 1 года, % |
17,33 |
31,26 |
40,19 |
38,42 |
34,77 |
на срок свыше 1 года, % |
19,00 |
29,51 |
38,38 |
38,79 |
37,30 |
Срочные депозиты на конец года в реальном исчислении, млрд. руб. |
22 957,4 |
27616 |
26800,18 |
30520,77 |
31992,34 |
Прирост депозитов к предыдущему году, млрд. руб. |
х |
26064,96 |
29045,04 |
24271,14 |
24707,12 |
Индекс инфляции цепной, % |
100,00 |
153,20 |
159,20 |
118,30 |
118,20 |
Номинальные доходы населения, млрд. руб. |
108 467,7 |
165 713,9 |
321 570,8 |
442 285,8 |
380 700,0 |
Склонность населения к сбережению, % |
х |
15,73 |
9,03 |
5,49 |
6,49 |
Таблица 3 — Динамика кредитов юридическим лицам в Республике Беларусь в 2010–2014 гг.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Процентные ставки по кредитам в рублях, % | |||||
на срок до 1 года, % |
14,39 |
28,24 |
39,06 |
35,93 |
37,27 |
на срок свыше 1 года, % |
7,80 |
18,05 |
24,94 |
22,10 |
23,71 |
Кредиты на конец года, млрд. руб. |
73298,50 |
138869,30 |
193364,00 |
242793,30 |
274624,80 |
в том числе коммерческим организациям нефинансового сектора, млрд. руб. |
71498,50 |
121843,20 |
171332,20 |
221494,60 |
254434,50 |
Кредиты на конец года в реальном исчислении, млрд. руб. |
73 298,5 |
89 593,1 |
83 445,5 |
97 739,3 |
102 554,2 |
Индекс инфляции производителей промышленных товаров, % |
100,00 |
155,00 |
149,50 |
107,20 |
107,80 |
Главной причиной того, что принятые жёсткие меры денежно-кредитной политики не привели к ожидаемому результату, является высокая зависимость производимого ВВП от кредитования белорусской экономики (рис. 1).
Рис. 1. Доля кредитов на конец года к номинальному объему ВВП
Республики Беларусь в 2010–2014 гг., %
В таблице 4 приведена информация об уровне закредитованности экономики Республики Беларусь в 2010–2014 гг. и основных факторах, влияющих на неё: кредиторской задолженности, задолженности про кредитам перед финансовыми организациями, среднемесячной выручки.
Так, в 2010–2014 гг. экономике Республики Беларусь свойственна высокая закредитованность: покрытие суммарной кредиторской задолженности возможно более чем через 4–5 месяцев (причем всей выручкой).
Таблица 4 — Закредитованность экономики Республики Беларусь в 2010–2014 гг.
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Рентабельность затрат, % |
7,3 |
13,3 |
12,2 |
8,2 |
7,2 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, млрд. руб. |
334820 |
652820 |
1152406 |
1271162 |
926 752 |
Кредиторская задолженность, млрд. руб. |
57785 |
140188 |
182686 |
241290 |
270793 |
Задолженность по кредитам, млрд. руб. |
73299 |
138869,3 |
193364 |
242793,3 |
274624,8 |
Суммарная кредиторская задолженность, млрд. руб. |
133666 |
298180 |
398240 |
530269 |
545 418 |
Среднемесячная выручка, млрд. руб. |
27901,67 |
54401,67 |
96033,83 |
105930,2 |
115844 |
Коэффициент закредитованности экономики* |
479,06 |
548,11 |
414,69 |
500,58 |
470,82 |
* отношение суммарной кредиторской задолженности к среднемесячной выручке от реализации продукции
В результате предпринятых мер существенно сократилось потребительское кредитование физических лиц. Однако, несмотря на рост процентных ставок, кредитование субъектов хозяйствования продолжало расти опережающими темпами, о чём свидетельствует рост показателей кредитной нагрузки на экономику, несмотря на резкое обесценивание задолженности перед банками в национальной валюте, возникшей до девальвации. При этом рост ставки рефинансирования вызвал не снижение, а рост инфляции, поскольку реальный сектор экономики в процессе ценообразования учитывает повысившиеся расходы по обслуживанию кредитных обязательств.
Кроме того, высокий уровень процентных ставок в сочетании с высокой инфляцией крайне негативно сказывается на инвестициях, поскольку доходность общедоступных финансовых инструментов существенно превышает рентабельность во всех секторах экономики. При этом из-за высокой ставки рефинансирования субъекты хозяйствования фактически теряют возможность развития и повышения конкурентоспособности (рис. 2).
Рис. 2. Прирост добавленной стоимости на 1 рубль прироста
кредитной задолженности в Республике Беларусь в 2001–2014 гг.
Несмотря на декларируемую политику плавающего курса, фактически валютный курс достаточно жёстко контролируется властными структурами, а постепенная девальвация в 2011–2014 годах по своим темпам существенно уступает инфляции на внутреннем рынке, что с позиции макроэкономического анализа адекватно фиксированному курсу. Несмотря на то, что в Республике Беларусь существуют административные препятствия для движения капитала, их воздействие элиминировано тем, что импорт капитала активно стимулируется, а экспорт во многом использует нелегальные схемы, которые не могут контролироваться государством. Поэтому совершенно очевидно, что с помощью денежно-кредитной политики невозможно решить две независимые задачи:
Противоречие между данными задачами заключается в том, что, пытаясь контролировать денежную массу для минимизации инфляции и поддержания положительных процентных ставок, экономические регуляторы стимулируют рост краткосрочных портфельных инвестиций, скорости обращения денег, а также издержек производства, что приводит к давлению на валютный рынок из-за роста импорта и снижения конкурентоспособности экспорта, которые не компенсируются импортом капитала из-за недоверия инвесторов и индуцирующей издержки системы регулирования. Иными словами, жёсткая денежно-кредитная политика создаёт опасность резкой девальвации, а мягкая – стимулирует инфляцию.
Поскольку в настоящее время резервы сокращения налоговой нагрузки и улучшения налогового администрирования почти исчерпаны, необходимо:
Данные меры могут стимулировать развитие экономики без излишнего смягчения денежно-кредитного регулирования, а также создадут условия для конверсии портфельных инвестиций в инвестиции в реальный сектор. Опыт Беларуси может быть интересен и другим странам с переходной рыночной экономикой.
Библиографический список