Авторы
Музычук Светлана Юрьевна
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН
muz@isem.sei.irk.ru
Аннотация
Показана энергоэффективность экономики России и Дальневосточного федерального округа (ДФО). Дан обзор документов, реализация которых повысит энергоэффективность экономики ДФО, сделан вывод о необходимости их согласования. Показана роль топливно-энергетического баланса (ТЭБ) как основного инструмента системного анализа топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Выполнен анализ ТЭБ ДФО и показаны основные направления совершенствования его структуры для повышения энергоэффективности экономики.
Ключевые слова
энергоэффективность, экономика, топливно-энергетический комплекс, Дальневосточный федеральный округ, топливно-энергетический баланс, системный анализ.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
В настоящее время повышение энергоэффективности российской экономики и ее регионов является одной из наиболее важных государственных задач.
Настоящее исследование в качестве основного метода анализа энергоэффективности экономики и состояния топливно-энергетического комплекса опирается на методы системного анализа и балансовый метод, основанный на разработке обобщающих топливно-энергетических балансов — от производства всех видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), до их полезного, конечного потребления.
Основная задача при разработке отчетных топливно-энергетических балансов – показать реальную структуру наличия и использования ТЭР на изучаемой территории. На основе ТЭБ определяются показатели энергоэффективности экономики, выявляется степень влияния различных факторов на эти показатели.
1. Энергоэффективность экономики ДФО в сравнении с Россией
В настоящее время энергоэффективность российской экономики находится на довольно низком уровне, что подтверждается показателем энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП), который в России в 2,5–3,5 раза превышает показатели США и Европейских стран [12]. Около 35% топливно-энергетических ресурсов в стране ежегодно теряется [13], что приводит к снижению темпов экономического развития и ухудшению конкурентоспособности российской экспортной продукции на мировых рынках.
Экономика ДФО менее энергоемка, чем в целом российская, за счет того, что регионы, вносящие наиболее значимый вклад в ВРП округа, являются малоэнергоемкими, например, Сахалинская область, вклад которой в ВРП округа наиболее весом – 23,8%, но осуществляется он в основном за счет неэнергоемких видов экономической деятельности — добычи углеводородов (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели энергоемкости России и ДФО (состояние 2012 г.)
Показатель |
Россия |
ДФО |
Сахалинская область |
Амурская область |
ВРП, млрд руб. |
49,92 |
2,70 |
0,64 |
0,23 |
Энергоемкость ВРП, кг у.т./10 тыс. руб.[14] |
176,99 |
122,74 |
72,96 |
204,82 |
Электроемкость ВРП, кВт.ч/тыс. руб. |
21,30 |
16,81 |
6,25 |
32,10 |
Теплоемкость ВРП, Гкал/тыс. руб. |
26,92 |
25,17 |
8,52 |
37,26 |
Источники:
— Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 652 с.
— оценки автора.
Электро-, теплоемкость ВВП ДФО в целом ниже аналогичных показателей России, соответственно — на 21 и 7%. Однако в ряде регионов, например, в Амурской области эти показатели на 50 % и 38 % превышают соответствующие общероссийские, что свидетельствует о наличии имеющихся здесь резервов для их роста.
Однако, эффективность полезного использования топливно-энергетических ресурсов в энергетике и хозяйственном комплексе ДФО ниже, чем в среднем по России. О чем свидетельствуют коэффициенты полезного использования ТЭР (КПИТЭР) в сфере конечного потребления, тепловых электростанций (ТЭС) и котельных, которые соответственно на 2, 6 и 11% ниже среднероссийских (рис. 1).
Источник: Оценки автора
Рис. 1 – Коэффициенты полезного использования топливно-энергетических ресурсов электростанций, котельных и конечного потребления России и ДФО в 2012 г., %
Технологические показатели энергоэффективности ДФО (удельные расходы топлива и потери в сетях) превышают соответствующие российские показатели (таблица 2):
За период 2008-2012 гг. тенденций снижения удельных расходов на производство электрической и тепловой энергии в ДФО не наблюдалось, напротив, рост показателей составил 1-3 %, это свидетельствует о том, что технологический фактор энергосбережения на энергогенерирующих предприятиях задействован незначительно. Однако, чтобы его достаточно задействовать необходимы значительные инвестиции для обновления технологического оборудования и внедрения прогрессивных технологий в отраслях ТЭК.
Таблица 2 – Удельные расходы топлива и потери в сетях ДФО и России
Показатель |
Год |
|||||
ДФО |
Россия |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 |
|
ТЭС, удельный расход: | ||||||
|
384,5 |
387,4 |
398,4 |
397,3 |
392,8 |
334,3 |
|
157,4 |
159,2 |
158,1 |
159,9 |
159,3 |
152 |
Котельные, удельный расход, кг у.т./Гкал |
188,8 |
194,5 |
192,5 |
188,2 |
194,9 |
170 |
Потери электроэнергии в сетях общего пользования, в % от потребления |
15,7 |
13,8 |
14,4 |
12,5 |
11,4 |
10 |
Потери теплоэнергии в магистральных сетях, в % от потребления |
15,8 |
15,6 |
15,5 |
15,0 |
15,3 |
7,4 |
Источник: формы Росстата 11-ТЭР «Сведения об использовании топлива, тепловой и электрической энергии на производство отдельных видов продукции», 6-ТП «Сведения о работе тепловой электростанции»
В настоящее время инвестиционная привлекательность ДФО значительно увеличилась и особенно это касается отраслей ТЭК, так около 30% от всех инвестиций в округе составляют отрасли ТЭК. При этом наибольший показатель — в Сахалинской области — около 70% (из них более 95% — инвестиции в нефте,- газодобычу), а наименьший — в Хабаровском крае – около 8%. Однако, электро-, теплоэнергетика ДФО, по-прежнему инвестируется недостаточно эффективно, чтобы достигнуть значимого технологического прогресса в этих отраслях.
С 2008 по 2012 г. снизились потери энергоносителей в сетях. В наибольшей степени это относится к электроэнергии. Потери электроэнергии в сетях снизились на 40%, что связано, в основном, с проведением мероприятий по установке приборов учета и контроля, это позволило значительно снизить коммерческие потери.
Потери тепловой энергии за этот же период снизились незначительно – на 3,3%, вследствие большого износа теплосетей в ДФО. Для их обновления также нужны значительные инвестиции. Выполнение Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ (в редакции от 03.02.2014 № 10-ФЗ) [15] постепенно должно изменить эту ситуацию в лучшую сторону.
Во многих директивных документах, принятых в России на самом высоком уровне, отмечено, что рост энергоэффективности российской экономики признан одним из важнейших приоритетов государственной политики, руководством страны поставлена задача снижения уровня энергоемкости ВВП РФ к 2020 г. не менее чем на 40%, по сравнению с современным уровнем [16], [17], [18]. Это может быть достигнуто за счет более широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, более полного и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов, снижения их потерь, применения инновационных решений в ТЭК, использования конкурентных преимуществ на зарубежных рынках, как страны в целом, так и отдельных российских регионов.
2. Мониторинг основных директивных документов, реализующих перспективное развитие ТЭК Дальнего Востока
В последние годы разработано и принято множество директивных документов, реализация которых должна повысить энергоэффективность экономики России в целом и каждого из ее регионов в отдельности.
Одним из основных документов в этой области является Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (далее Энергостратегия 2030), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р.
Согласно Энергостратегии 2030 для ДФО основными направлениями развития ТЭК являются:
Однако, развитие мировой экономики и глобальных рынков энергоносителей за период 2009-2013 г. привели к необходимости пересмотра некоторых положений принятой ранее Энергостратегии 2030.
Так, к 2012 г. производство первичных энергоресурсов в ДФО возросло в 1,6 раза, среднегодовой темп роста за четыре года составил 11,6 %, что выше планируемых 7 % в Энергостратегии 2030, однако к 2020 г. основные производственные показатели ТЭК ДФО выйдут на свои максимальные значения и к 2030 г. темпы роста заметно снизятся.
Потребление первичных энергоресурсов в ДФО к 2012 г. увеличилось лишь на 2,8 %, при этом среднегодовой темп роста за четыре года составил 0,7 % вместо планируемых 2,5-3% в Энергостратегии 2030, что ставит под сомнение достижение к 2030 г. уровня роста в 1,7-1,9 раза по сравнению с 2008 г.
В конце 2013 г. Минэнерго РФ представило проект Энергостратегии России на период до 2035 года [19], который в настоящее время еще уточняется и дорабатывается. Прогнозные индикаторы в этом документе значительно снижены по отношению к Энергостратегии 2030. Кроме этого, особое внимание уделено повышению гибкости и диверсификации экспортных поставок за счет выхода на новые рынки, развития новых экспортных маршрутов и новых экспортных продуктов.
В «Комплексной программе развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа до 2025 года», утвержденной Приказом Минэнерго РФ № 257 от 16 мая 2012 г. определены направления развития электроэнергетики ДФО с учетом перспектив его социально-экономического роста. В результате выполнения этой программы должна произойти оптимизация работы энергосистем ДФО в направлении большей загрузки гидроэлектростанций и снижения объемов выработки энергоносителей на теплоэлектроцентралях. Кроме того, энергоэффективность в электроэнергетике повысится и за счет снижения удельных расходов топлива на выработку электроэнергии (до 15%) за счёт ввода новых прогрессивных генерирующих мощностей и выбытия неэффективных.
В 2012 г. Минэнерго России также утвердило «Программу развития локальной генерации с обеспечением местными топливными ресурсами Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [20], выполнение которой будет способствовать повышению надежности и качества энергообеспечения потребителей в районах децентрализованного энергоснабжения, росту эффективности использования топлива, расширению использования местных видов топлива и ВИЭ.
Так как вышеперечисленные программы были утверждены еще до разработки новой Энергостратегии России на период до 2035 г., то после ее принятия некоторые индикаторы ранее разработанных документов также могут быть пересмотрены в сторону снижения.
В настоящее время все субъекты РФ и муниципальные образования, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон), должны разработать свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Все субъекты РФ на территории ДФО имеют свои утвержденные региональные программы энергосбережения и энергоэффективности. В этих программных документах имеются разделы по разработке отчетных и перспективных топливно-энергетических балансов, которые являются основой для определения показателей энергоэффективности экономики.
Таким образом, в директивных документах, принятых и разрабатываемых, посвященных вопросам развития энергетики России и ее регионов (в том числе и ДФО) отмечается важность рационального и эффективного потребления топливно-энергетических ресурсов.
Мониторинг перечисленных документов показал, что в них существуют расхождения как по объемам производства ТЭР, так и по срокам реализации крупных инвестиционных проектов в экономике и отраслях ТЭК. Поэтому задача согласования основных показателей и индикаторов ранее принятых документов может быть решена путем системного анализа ТЭК и разработки комплексной стратегии развития ТЭК ДФО.
3 Топливно-энергетический баланс как основа системного анализа ТЭК
Основной метод системного анализа состояния топливно-энергетического комплекса – это разработка обобщающих топливно-энергетических балансов, от производства всех видов топливно-энергетических ресурсов, до их полезного потребления. Такие балансы должны составляться при выборе схем энергоснабжения различных субъектов – от предприятий до регионов и страны в целом, для определения направлений и пропорций развития ТЭК на перспективный период.
Основная задача отчетных топливно-энергетических балансов – показать реальную структуру наличия, использования энергоресурсов на определенной территории, выявить их резервы для обеспечения дальнейшего социально-экономического развития.
В Институте систем энергетики СО РАН (ИСЭМ) при непосредственном участии автора разработан методический подход к системной оценке энергоэкономической эффективности региона на основе топливно-энергетического баланса [5, 6]. С учетом достижений российских и мировых ученых в этой области (Б.Г. Баранник, И.А. Башмаков, А.А. Макаров, А.С. Некрасов, В.Н. Чурашев, С. Соррел, М. Пент, В. Ойконому, Т. Соиб и др.) [1-4, 7-11], а также последних директивных документов Правительства РФ [21] автором усовершенствован свой методический подход к решению этой проблемы.
Методический подход базируется на принципах системного подхода, методах экономико-математического моделирования развития ТЭК, балансовых и индикативных методах.
В ИСЭМ разработан программно-вычислительный комплекс (ПВК) «ТЭБ Сибири и Дальнего Востока», который состоит из двух взаимосвязанных компонент: информационно-справочной системы (ИСС) и системы моделей. ИСС используется для повышения эффективности процесса исследования развития ТЭК регионов. Ее назначение как системы поддержки принятия решений – обеспечивать интерфейс доступа к данным, которые представляются в форме, определенной пользователем, удобной для анализа (таблицы, графики, диаграммы).
Вторая компонента ПВК «ТЭБ Сибири и Дальнего Востока» (система моделей) объединяет модели балансов котельно-печного топлива (КПТ) и сводных топливно-энергетических балансов. Кроме того, входящей информацией для моделей баланса КПТ и ТЭБ является информация, поступающая из моделей более высокого иерархического уровня (модель развития ТЭК России, модель социально-экономического развития региона, производственные модели отраслей ТЭК).
Данные сводного ТЭБ используются и для системной оценки ключевых параметров макроэкономического развития – уровней энергообеспеченности и энергоэффективности экономики (см. раздел 1).
Информационной базой для составления отчетных ТЭБ служат фактические данные ежегодных статистических отчетов о производстве, потреблении, экспорте, импорте, состоянии запасов и потерь ТЭР, разрабатываемых Росстатом.
Отчетный ТЭБ, служит основой для понимания текущей ситуации, определения существующих тенденций и проведения системного анализа ТЭК. Построение ТЭБ осуществляется в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Приказом Минэнерго России № 600 от 14 декабря 2011 г. утвержден «Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». Эта форма практически полностью соответствует современным международным стандартам стран OECD (The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), Организация экономического сотрудничества и развития — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной торговли), что позволяет корректно сопоставлять показатели российского и региональных ТЭБ с соответствующими показателями других стран мира.
Большое значение ТЭБ приобретает как инструмент поддержки принятия решений не только по вопросам использования топливно-энергетических ресурсов, но и при разработке стратегий социально-экономического развития регионов и страны в целом, успешная реализация которых невозможна без необходимого энергообеспечения. Таким образом, прогнозный ТЭБ должен входить как базовый элемент в прогноз развития экономики и ТЭК, с конкретизацией целей и задач повышения энергоэффективности.
При этом, особое значение придается анализу современного состояния ТЭК и отчетного топливно-энергетического баланса регионов. Так как такой анализ позволит выявить имеющиеся проблемы и на качественно более высоком уровне выполнить прогнозирование дальнейшего развития ТЭК.
4. Топливно-энергетический комплекс ДФО: современное состояние, основные проблемы развития
Топливно-энергетический комплекс ДФО имеет крупный ресурсный потенциал. В ДФО – содержится 41 % общероссийского гидротехнического потенциала, около 11 % запасов угля, более 6 % природного газа и более 3 % –нефти (таблица 3).
Таблица 3 – Ресурсный потенциал ТЭК ДФО (состояние 2012 г.)
Ресурс, балансовый запас |
Значение |
Доля от России, % |
Гидроэнергетический (технический) потенциал, млрд кВт×ч |
684 |
41 |
Уголь (категории A+B+C1+С2), млрд т |
30 |
10,9 |
Природный газ (категории A+B+C1+С2), млрд м3 |
3992 |
6,1 |
Нефть (категории A+B+C1+С2), млн т |
942 |
3,3 |
Источники: Существующая структура отрасли [Электронный ресурс]: О гидроэнергетике России // НП Гидроэнергетика России [Сайт]. URL: http://www.hydropower.ru/?cid=18 (дата обращения 6.02.2015); Савельев В. А., Чудинова Л. Ю. Перспективы развития гидроэнергетики восточных районов России // Энергия: техника, экономика, экология. 2009. № 7. С. 2-9; формы Росстата 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов угля», 6-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата».
Наличие значительного ресурсного потенциала позволило создать в ДФО крупную топливно-энергетическую базу России. Здесь производится 4,6 % электроэнергии страны, 5,1 % тепловой энергии, добывается 10 % угля, 4 % нефти, 4,5 % природного газа, перерабатывается 4,5 % нефти (таблица 4).
В ДФО в 2012 г. потреблено 30,4 млн т у.т. топлива, что составило 3,6 % от общероссийского потребления или 7-ое место из 8, среди федеральных округов РФ.
Таблица 4 – Основные показатели ТЭК России и ДФО (состояние 2012 г.)
Показатель |
Россия |
ДФО |
Доля ДФО от России, % |
Добыча (производство) ТЭР: |
|||
— уголь, млн т |
356,4 |
35,4 |
10 |
— электроэнергия, млрд кВт·ч |
1069,3 |
49,0 |
4,6 |
— теплоэнергия, млн Гкал |
1344,1 |
68,0 |
5,1 |
— газ природный и попутный, млрд м3 |
654,7 |
29,6 |
4,5 |
— нефть, млн т |
518,7 |
20,9 |
4 |
— нефтепереработка, млн т |
271,5 |
12,2 |
4,5 |
Потребление ТЭР: | |||
— электроэнергия, млрд кВт·ч |
1063,3 |
45,4 |
4,3 |
— теплоэнергия (включая потери), млн Гкал |
1344,1 |
68,0 |
5,1 |
— топливо, млн т у.т., всего |
837,6 |
30,4 |
3,6 |
в том числе: — уголь |
181,5 |
13,1 |
7,2 |
— природный газ |
489,3 |
7,4 |
1,5 |
— нефтепродукты |
129,5 |
9,7 |
7,5 |
— прочие виды |
37,3 |
0,2 |
1,6 |
Источники: Формы Росстата 1-Натура «Производство важнейших видов промышленной продукции за 2012 г.», 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топливно-энергетических ресурсов» за 2012 г.
Структура потребления топлива в среднем по России преимущественно газовая – 58 %, а в ДФО она ориентирована в основном на уголь – 43 % и нефтепродукты – 32 %, что заметно осложняет экологическую обстановку в ряде его промышленных центров (рис. 2).
Источник: Форма Росстата 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, теплоэнергии и использовании отработанных нефтепродуктов за 2012 год»
Рис.2 – Структура потребления топлива в России и ДФО, %
Перспективное развитие экономики ДФО может быть обеспечено, в основном, имеющимися в регионе ТЭР, однако структура их потребления должна несколько измениться в сторону увеличения доли природного газа и снижения доли нефтепродуктов и угля.
Большинство производственных показателей ТЭК ДФО имеют тенденцию роста, что особенно актуально для углеводородов (газа и нефти), добыча которых за пять лет (2008-2012 гг.) увеличилась в 2,7 и 1,5 раза соответственно (таблица 5).
Наличие в ДФО значительных месторождений углеводородов создает предпосылки для организации в округе крупнейших в России нефтегазовых комплексов, способных обеспечить не только внутреннюю потребность региона в природном газе, нефти, продуктах их переработки, но и поставлять их на экспорт – в Японию, Китай, Корею и другие страны АТР.
Таблица 5 – Добыча (производство) основных видов энергоресурсов в ДФО
Энергоресурс |
Год |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Электроэнергия, млрд кВт∙ч |
41,8 |
41,9 |
45,1 |
46,0 |
49,0 |
Тепловая энергия, млн Гкал |
69,4 |
67,0 |
66,6 |
66,0 |
68,0 |
Уголь, млн т |
32,5 |
27,5 |
31,3 |
31,6 |
35,4 |
Нефть, млн т |
13,7 |
17,4 |
18,3 |
20,8 |
20,9 |
Природный газ, млрд м3 |
10,9 |
20,7 |
26,5 |
28,0 |
29,6 |
Источник: Формы Росстата 1-Натура «Производство важнейших видов промышленной продукции 2008-2012 гг.».
Анализ современного состояния ТЭК ДФО позволил выявить основные проблемы ТЭК ДФО, из них к числу наиболее значимых относятся:
Комплексное решение существующих в отраслях ТЭК ДФО проблем возможно лишь при наличии согласованной политики энергетического взаимодействия восточных регионов России в создании общего рынка топливно-энергетических ресурсов с учетом их экспорта в страны АТР.
Большой толчок в организации такого сотрудничества дал произошедший в мае 2014 г. визит Президента России В.В. Путина в Китай, в ходе которого ОАО «Газпром» и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC заключили соглашение, о поставках в Китай 38 млрд м3 российского природного газа (с возможным увеличением до 60 млрд м3) в течение 30 лет [22]. Газ в Китай будет поставляться из месторождений Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, для чего предусмотрено строительство газопровода, с совместным российско-китайским финансированием. Заключение этого контракта значительно ускорит разработку крупнейших месторождений – Ковыктинского и Чаяндинского, что даст дополнительный импульс развития газовой отрасли на Востоке России.
Выявить наличие объемов резервов энергетического потенциала ДФО для осуществления его устойчивого социально-экономического развития и обеспечения энергетической кооперации со странами АТР, поможет системный анализ на основе ТЭБ.
5 Системный анализ ТЭК ДФО
Для выполнения системного анализа ТЭК ДФО составлен топливно-энергетический баланс ДФО за 2012 г.
Укрупненно топливно-энергетический баланс ДФО в 2012 г. показан на схеме энергетических потоков (рис. 3).
Источник: Оценки автора
Рис. 3 – Укрупненная схема энергетических потоков в ДФО, 2012 г.
В округе между различными потребителями в 2012 г. распределено 106,4 млн т у.т. топливно-энергетических ресурсов, меньшая часть их которых (18,3 %) завезена извне, а большая часть (81,7 %) – это собственное производство.
На внутреннее потребление (преобразование и конечное потребление) расходовано 32,9 % ТЭР, вывезено за пределы ДФО (в том числе на экспорт) – 67,1 % топливно-энергетических ресурсов.
В 2012 г. из 87 млн т у.т., произведенных в ДФО первичных топливно-энергетических ресурсов, основную долю (73 %) составляли углеводороды (природный газ – 39 % и нефть – 34 %), доля угля – 24 %. Доля гидро-, атомной энергии и ВИЭ – около 2,5 %.
В 2012 г. на территорию округа завезено около 19,5 млн т у.т. энергоресурсов из которых около 89 % – это западносибирская нефть, поставляемая для переработки на дальневосточных НПЗ.
Из ДФО в 2012 г. вывезено 71,4 млн т у.т. топливно-энергетических ресурсов, из них нефть – 41 %, природный газ – 35 %, нефтепродукты – 12 % и уголь – 12 %.
В 2012 г. валовое потребление первичной энергии (с учетом взаимопоставок) в ДФО составило более 34,9 млн т у.т., из него доля конечного потребления 59 %, доля преобразования – 41 %.
В процессе преобразования первичной энергии на производство 15,1 млн т у.т. электрической и тепловой энергии в сумме расходовано 24,4 млн т у.т. первичных (и приравненных к ним) топливно-энергетических ресурсов, при этом коэффициент их полезного использования (КПИТЭР) составил 68 %, что несколько ниже среднероссийского показателя, составляющего 70 %.
В 2012 г. конечное потребление топливно-энергетических ресурсов в отраслях хозяйственного комплекса и населением ДФО составило 20,7 млн т у.т., из которых наибольшие доли составляли тепловая энергия – 37 %, нефтепродукты – 35 % и электрическая энергия – 21 % (рис. 4 а).
Источник: оценки автора
Рис. 4 – Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов ДФО и его стоимостная оценка, % (состояние 2012 г.)
По укрупненным оценкам, в 2012 г. стоимость конечного потребления топливно-энергетических ресурсов в ДФО – около 418 млрд руб.
В структуре стоимостной оценки конечного потребления ТЭР (рис. 4 б) доли нефтепродуктов возрастают (по сравнению с рис. 4 а) до 46 % и электроэнергии – до 30 %, что свидетельствует о необходимости более эффективного использования этих дорогостоящих видов энергоресурсов (проведения первоочередных мероприятий по их энергосбережению).
Анализ ТЭБ ДФО за 2012 г. показал, что имеющиеся в регионе топливно-энергетические ресурсы могут полностью обеспечить собственные потребности округа (таблица 6).
Таблица 6 – Дефицит (-), избыток (+) собственного производства ТЭР в ДФО, млн т у.т. (состояние 2012 г.)
Субъект РФ |
Производство |
Потребление |
Дефицит (-), избыток (+) |
Топливо, всего, млн т у.т. |
87,0 |
34,9 |
+52,1 |
— Уголь, млн т |
35,5 |
24,9 |
+9,9 |
— Нефть, млн т |
20,9 |
12,6 |
+8,2 |
— Нефтепродукты, млн т |
12,2 |
6,5 |
+5,7 |
— Природный газ, млрд м3 |
29,63 |
8,13 |
+21,5 |
Электроэнергия, млрд кВт∙ч |
49,0 |
45,4 |
+3,6 |
Источник: Расчеты автора
Собственное суммарное производство топливных ресурсов ДФО в 2,5 раза превышает их валовое потребление. Однако территориально эти производства расположены неравномерно, что определяет межрегиональные топливные перетоки в округе. При этом только два субъекта РФ на территории ДФО являются избыточными по производству собственных топливных ресурсов: Сахалинская область и Республика Саха (Якутия).
В целом по округу суммарное производство каждого вида топлива избыточно по сравнению с его потреблением. Потребность в собственном угле ДФО обеспечивается на 143 %, в нефти – на 169 %, в нефтепродуктах – на 226 %, в природном газе – на 358 %, в электроэнергии – на 107,9%. Однако, в отдельных субъектах на территории ДФО имеется дефицит некоторых собственных видов топлива.
Избыток добычи угля в целом по округу в 2012 г. составил 9,9 млн т. Однако только три региона ДФО не имеют дефицита собственного угля: Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Сахалинская область.
Избыток добычи нефти в целом по округу составил 8,2 млн т. Избытки имеются в Республике Саха (Якутия) и в Сахалинской области.
Избыток производства нефтепродуктов в целом по округу составил 5,7 млн т. Избытки имеются только в Хабаровском крае, поскольку этот регион производит более 98 % нефтепродуктов ДФО.
Избыток добычи природного газа в целом по округу составил 21,5 млрд м3. Избытки имеются только в Сахалинской области, поскольку этот регион производит более 90% газа ДФО, большая часть которого экспортируется.
Потребность в природном газе Республики Саха (Якутия), Камчатского края и Чукотского автономного округа обеспечивается собственной добычей.
Потребность в природном газе Приморского и Хабаровского краев полностью обеспечивается поставками извне.
Таким образом, ДФО в целом является энергоизбыточным по топливу, способным обеспечивать возрастающие потребности в нем экономики.
В целом ДФО является избыточным также и по производству электроэнергии – 3,6 млрд кВт∙ч.
Ряд регионов ДФО является автономными по электроснабжению: Камчатский край, Сахалинская и Магаданская области, Чукотский автономный округ.
Республика Саха (Якутия) и Амурская область избыточны по производству электроэнергии. Избытки передаются в Хабаровский и Приморский края.
Существующие дефициты некоторых видов ТЭР в отдельных регионах ДФО обеспечиваются, в основном, межрегиональными поставками, как из регионов ДФО, так и поставками из Сибирского федерального округа.
Имеющиеся в ДФО значительные запасы топливно-энергетических ресурсов могут обеспечить прогнозируемое в директивных документах социально-экономическое развитие [23], а также необходимые экспортные поставки.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом ТЭК ДФО является достаточно благополучной отраслью экономики, однако отдельные регионы (субъекты РФ на его территории) имеют проблемы большей или меньшей степени, выражающиеся в дефиците некоторых видов собственных ТЭР, потребность в которых обеспечивается межрегиональными поставками, за счет чего энергетическая безопасность этих регионов практически не снижается.
Заключение
Анализ отчетного топливно-энергетического баланса ДФО показал:
Одним из важнейших условий перехода ДФО к устойчивому социально-экономическому развитию является рост энергоэффективности его экономики. Особая роль в решении этой задачи отводится ТЭК в части улучшения структуры топливно-энергетического баланса за счет:
Проведенный анализ показывает существующую в ТЭК ДФО ситуацию в целом и предложенные рекомендации по совершенствованию ТЭБ являются наиболее общими для всего округа, однако каждый субъект РФ на его территории имеет свою определенную специфику, для более полного учета которой и выработки конкретных рекомендаций необходим системный анализ ТЭБ этих регионов, что потребует дальнейших исследований.
Библиографический список