Главная страница » Публикации » 2015 » №9 (57) » Анализ энергоэффективности экономики и проблем топливно-энергетического комплекса Дальневосточного федерального округа на основе топливно-энергетического баланса

Анализ энергоэффективности экономики и проблем топливно-энергетического комплекса Дальневосточного федерального округа на основе топливно-энергетического баланса

Analysis of the energy efficiency of the economy and the problems of fuel and energy complex of the far Eastern Federal district on the basis of the fuel and energy balance

Анализ энергоэффективности экономики и проблем топливно-энергетического комплекса Дальневосточного федерального округа на основе топливно-энергетического баланса

Авторы

Музычук Светлана Юрьевна
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, Институт систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН
muz@isem.sei.irk.ru

Аннотация

Показана энергоэффективность экономики России и Дальневосточного федерального округа (ДФО). Дан обзор документов, реализация которых повысит энергоэффективность экономики ДФО, сделан вывод о необходимости их согласования. Показана роль топливно-энергетического баланса (ТЭБ) как основного инструмента системного анализа топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Выполнен анализ ТЭБ ДФО и показаны основные направления совершенствования его структуры для повышения энергоэффективности экономики.

Ключевые слова

энергоэффективность, экономика, топливно-энергетический комплекс, Дальневосточный федеральный округ, топливно-энергетический баланс, системный анализ.

Рекомендуемая ссылка

Музычук Светлана Юрьевна. Анализ энергоэффективности экономики и проблем топливно-энергетического комплекса Дальневосточного федерального округа на основе топливно-энергетического баланса // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (57). Номер статьи: 5703. Дата публикации: 08.09.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/5703/

Authors

Muzychuk Svetlana Jur'evna
PhD, Leading Researcher
Russia, Energy Systems Institute. LA Melentyeva SB RAS
muz@isem.sei.irk.ru

Abstract

Shows the energy efficiency of the Russian economy and the far Eastern Federal district (FEFD). A review of documents, implementation of which will improve the energy efficiency of the economy the far Eastern Federal district, the conclusion about the need of their approval. The role of the fuel and energy balance; as a basic tool for system analysis of the fuel and energy complex. The analysis of the energy balances of the FEFD and the basic directions of perfection of its structure to a more efficient economy.

Keywords

energy efficiency, economy, fuel and energy complex of the far Eastern Federal district, the fuel and energy balance, system analysis.

Suggested citation

Muzychuk Svetlana Jur'evna. Analysis of the energy efficiency of the economy and the problems of fuel and energy complex of the far Eastern Federal district on the basis of the fuel and energy balance // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №9 (57). Art. #  5703. Date issued: 08.09.2015. Available at: https://sovman.ru/article/5703/


Введение

В настоящее время повышение энергоэффективности российской экономики и ее регионов является одной из наиболее важных государственных задач.

Настоящее исследование в качестве основного метода анализа энергоэффективности экономики и состояния топливно-энергетического комплекса опирается на методы системного анализа и балансовый метод, основанный на разработке обобщающих топливно-энергетических балансов — от производства всех видов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), до их полезного, конечного потребления.

Основная задача при разработке отчетных топливно-энергетических балансов  – показать реальную структуру наличия и использования ТЭР на изучаемой территории. На основе ТЭБ определяются показатели энергоэффективности экономики, выявляется степень влияния различных факторов на эти показатели.

1. Энергоэффективность экономики ДФО в сравнении с Россией

В настоящее время энергоэффективность российской экономики находится на довольно низком уровне, что подтверждается показателем энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП), который в России в 2,5–3,5 раза превышает показатели США и Европейских стран [12]. Около 35% топливно-энергетических ресурсов в стране ежегодно теряется [13], что приводит к снижению темпов экономического развития и ухудшению конкурентоспособности российской экспортной продукции на мировых рынках.

Экономика ДФО менее энергоемка, чем в целом российская,  за счет того, что регионы, вносящие наиболее значимый вклад в ВРП округа, являются малоэнергоемкими, например, Сахалинская область, вклад которой в ВРП округа наиболее весом – 23,8%, но осуществляется он в основном за счет неэнергоемких видов экономической деятельности — добычи углеводородов (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели энергоемкости России и ДФО (состояние 2012 г.)

Показатель

Россия

ДФО

Сахалинская область

Амурская область

ВРП, млрд руб.

49,92

2,70

0,64

0,23

Энергоемкость ВРП, кг у.т./10 тыс. руб.[14]

176,99

122,74

72,96

204,82

Электроемкость ВРП, кВт.ч/тыс. руб.

21,30

16,81

6,25

32,10

Теплоемкость ВРП, Гкал/тыс. руб.

26,92

25,17

8,52

37,26

Источники:
— Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 652 с.
— оценки автора.

Электро-, теплоемкость ВВП ДФО в целом ниже аналогичных показателей России, соответственно — на 21 и 7%. Однако в ряде регионов, например, в Амурской области эти показатели на 50 % и 38 % превышают соответствующие общероссийские, что свидетельствует о наличии имеющихся здесь резервов для их роста.
Однако, эффективность полезного использования топливно-энергетических ресурсов в энергетике и хозяйственном комплексе ДФО ниже, чем в среднем по России. О чем свидетельствуют коэффициенты полезного использования ТЭР (КПИТЭР) в сфере конечного потребления, тепловых электростанций (ТЭС) и котельных, которые соответственно на 2, 6 и 11% ниже среднероссийских (рис. 1).


Источник: Оценки автора
Рис. 1 – Коэффициенты полезного использования топливно-энергетических ресурсов электростанций, котельных и конечного потребления России и ДФО в 2012 г., %

Технологические показатели энергоэффективности ДФО (удельные расходы топлива и потери в сетях) превышают соответствующие российские показатели (таблица 2):

  • удельные расходы на выработку электроэнергии ТЭС выше на 17,5 %;
  • удельные расходы на выработку тепловой энергии ТЭС выше на 4,8 %;
  • удельные расходы котельных выше на 14,6 %;
  • потери электроэнергии в сетях выше на 14 %
  • потери тепловой энергии в сетях выше в 2,1 раза.

За период 2008-2012 гг. тенденций снижения удельных расходов на производство электрической и тепловой энергии в ДФО не наблюдалось, напротив, рост показателей составил 1-3 %, это свидетельствует о том, что технологический фактор энергосбережения на энергогенерирующих предприятиях задействован незначительно. Однако, чтобы его достаточно задействовать необходимы значительные инвестиции для обновления технологического оборудования и внедрения прогрессивных технологий в отраслях ТЭК.

Таблица 2 – Удельные расходы топлива и потери в сетях ДФО и России

Показатель

Год

ДФО

Россия

2008

2009

2010

2011

2012

2012

ТЭС, удельный расход:
  • — на выработку электроэнергии, г у.т./кВт·ч

384,5

387,4

398,4

397,3

392,8

334,3

  • — на отпуск тепловой энергии, кг у.т./Гкал

157,4

159,2

158,1

159,9

159,3

152

Котельные, удельный расход, кг у.т./Гкал

188,8

194,5

192,5

188,2

194,9

170

Потери электроэнергии в сетях общего пользования, в % от потребления

15,7

13,8

14,4

12,5

11,4

10

Потери теплоэнергии в магистральных сетях, в % от потребления

15,8

15,6

15,5

15,0

15,3

7,4

Источник: формы Росстата 11-ТЭР «Сведения об использовании топлива, тепловой и электрической энергии на производство отдельных видов продукции», 6-ТП «Сведения о работе тепловой электростанции»

В настоящее время инвестиционная привлекательность ДФО значительно увеличилась и особенно это касается отраслей ТЭК, так около 30% от всех инвестиций в округе составляют отрасли ТЭК. При этом наибольший показатель — в Сахалинской области — около 70% (из них более 95% — инвестиции в нефте,- газодобычу), а наименьший — в Хабаровском крае – около 8%.  Однако, электро-, теплоэнергетика ДФО, по-прежнему инвестируется недостаточно эффективно, чтобы достигнуть значимого технологического прогресса в этих отраслях.

С 2008 по 2012 г. снизились потери энергоносителей в сетях. В наибольшей степени это относится к электроэнергии. Потери электроэнергии в сетях снизились на 40%, что связано, в основном, с проведением мероприятий по установке приборов учета и контроля, это позволило значительно снизить коммерческие потери.
Потери тепловой энергии за этот же период снизились незначительно – на 3,3%, вследствие большого износа теплосетей в ДФО. Для их обновления также нужны значительные инвестиции. Выполнение Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ  (в редакции от 03.02.2014 № 10-ФЗ) [15] постепенно должно изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

Во многих директивных документах, принятых в России на самом высоком уровне, отмечено, что рост энергоэффективности российской экономики признан одним из важнейших приоритетов государственной политики, руководством страны поставлена задача снижения уровня энергоемкости ВВП РФ к 2020 г. не менее чем на 40%, по сравнению с современным уровнем [16], [17], [18]. Это может быть достигнуто за счет более широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования, более полного и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов, снижения их потерь, применения инновационных решений в ТЭК, использования конкурентных преимуществ на зарубежных рынках, как страны в целом, так и отдельных российских регионов.

2. Мониторинг основных директивных документов, реализующих перспективное развитие ТЭК Дальнего Востока

В последние годы разработано и принято множество директивных документов, реализация которых  должна повысить энергоэффективность экономики  России в целом и каждого из ее регионов в отдельности.

Одним из основных документов в этой области является Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (далее Энергостратегия 2030), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р.

Согласно Энергостратегии 2030 для ДФО основными направлениями развития ТЭК являются:

  • рост производства первичных энергоресурсов в 4,4 раза по сравнению с уровнем 2008 г.;
  • увеличение потребления первичных энергоресурсов в 1,7-1,9 раза по сравнению с уровнем 2008 г.

Однако, развитие мировой экономики и глобальных рынков энергоносителей за период 2009-2013 г. привели к необходимости пересмотра некоторых положений принятой ранее Энергостратегии 2030.

Так, к 2012 г. производство первичных энергоресурсов в ДФО возросло в 1,6 раза, среднегодовой темп роста за четыре года составил 11,6 %, что выше планируемых 7 % в Энергостратегии 2030, однако к 2020 г. основные производственные показатели ТЭК ДФО выйдут на свои максимальные значения и к 2030 г. темпы роста заметно снизятся.

Потребление первичных энергоресурсов в ДФО к 2012 г. увеличилось лишь на 2,8 %, при этом среднегодовой темп роста за четыре года составил 0,7 % вместо планируемых 2,5-3% в Энергостратегии 2030, что ставит под сомнение достижение к 2030 г. уровня роста в 1,7-1,9 раза по сравнению с 2008 г.

В конце 2013 г. Минэнерго РФ представило проект Энергостратегии России на период до 2035 года [19], который в настоящее время еще уточняется и дорабатывается. Прогнозные индикаторы в этом документе значительно снижены по отношению к Энергостратегии 2030. Кроме этого, особое внимание уделено повышению гибкости и диверсификации экспортных поставок за счет выхода на новые рынки, развития новых экспортных маршрутов и новых экспортных продуктов.
В «Комплексной программе развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа до 2025 года», утвержденной Приказом Минэнерго РФ № 257 от 16 мая 2012 г. определены направления развития электроэнергетики ДФО с учетом перспектив его социально-экономического роста. В результате выполнения этой программы должна произойти оптимизация работы энергосистем ДФО в направлении большей загрузки гидроэлектростанций и снижения объемов выработки энергоносителей на теплоэлектроцентралях. Кроме того, энергоэффективность в электроэнергетике  повысится и за счет снижения удельных расходов топлива на выработку электроэнергии (до 15%) за счёт ввода новых прогрессивных генерирующих мощностей и выбытия неэффективных.

В 2012 г. Минэнерго России также утвердило «Программу развития локальной генерации с обеспечением местными топливными ресурсами Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» [20], выполнение которой будет способствовать повышению надежности и качества энергообеспечения потребителей в районах децентрализованного энергоснабжения, росту эффективности использования топлива, расширению использования местных видов топлива и ВИЭ.

Так как вышеперечисленные программы были утверждены еще до разработки новой Энергостратегии России на период до 2035 г., то после ее принятия некоторые индикаторы ранее разработанных документов также могут быть пересмотрены в сторону снижения.

В настоящее время все субъекты РФ и муниципальные образования, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон),  должны разработать свои программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Все субъекты РФ на территории ДФО имеют свои утвержденные региональные программы энергосбережения и энергоэффективности. В этих программных документах имеются разделы по разработке отчетных и перспективных топливно-энергетических балансов, которые являются основой для определения показателей энергоэффективности экономики.

Таким образом, в директивных документах, принятых и разрабатываемых, посвященных вопросам развития энергетики России и ее регионов (в том числе и ДФО) отмечается важность рационального и эффективного потребления топливно-энергетических ресурсов.

Мониторинг перечисленных документов показал, что в них существуют расхождения как по объемам производства ТЭР, так и по срокам реализации крупных инвестиционных проектов в экономике и отраслях ТЭК. Поэтому задача согласования основных показателей и индикаторов ранее принятых документов может быть решена путем системного анализа ТЭК и разработки  комплексной стратегии развития ТЭК ДФО.

3 Топливно-энергетический баланс как основа системного анализа ТЭК

Основной метод системного анализа состояния топливно-энергетического комплекса – это разработка обобщающих топливно-энергетических балансов, от производства всех видов топливно-энергетических ресурсов, до их полезного потребления. Такие балансы должны составляться при выборе схем энергоснабжения различных субъектов – от предприятий до регионов и страны в целом, для определения направлений и пропорций развития ТЭК на перспективный период.

Основная задача отчетных топливно-энергетических балансов  – показать реальную структуру наличия, использования энергоресурсов на определенной территории, выявить их резервы для обеспечения дальнейшего социально-экономического развития.

В Институте систем энергетики СО РАН (ИСЭМ) при непосредственном участии автора разработан методический подход к системной оценке энергоэкономической эффективности региона на основе топливно-энергетического баланса [5, 6]. С учетом достижений российских и мировых ученых в этой области (Б.Г. Баранник, И.А. Башмаков, А.А. Макаров, А.С. Некрасов, В.Н. Чурашев, С. Соррел, М. Пент, В. Ойконому, Т. Соиб и др.) [1-4, 7-11], а также последних директивных документов Правительства РФ [21] автором усовершенствован свой методический подход к решению этой проблемы.

Методический подход базируется на принципах системного подхода, методах экономико-математического моделирования развития ТЭК, балансовых и индикативных методах.

В ИСЭМ разработан программно-вычислительный комплекс (ПВК) «ТЭБ Сибири и Дальнего Востока», который состоит из двух взаимосвязанных компонент: информационно-справочной системы (ИСС) и системы моделей. ИСС используется для повышения эффективности процесса исследования развития ТЭК регионов. Ее назначение как системы поддержки принятия решений – обеспечивать интерфейс доступа к данным, которые представляются в форме, определенной пользователем, удобной для анализа (таблицы, графики, диаграммы).

Вторая компонента ПВК «ТЭБ Сибири и Дальнего Востока» (система моделей) объединяет модели балансов котельно-печного топлива (КПТ) и сводных топливно-энергетических балансов. Кроме того, входящей информацией для моделей баланса КПТ и ТЭБ является информация, поступающая из моделей более высокого иерархического уровня (модель развития ТЭК России, модель социально-экономического развития региона, производственные модели отраслей ТЭК).

Данные сводного ТЭБ используются и для системной оценки ключевых параметров макроэкономического развития – уровней энергообеспеченности и энергоэффективности экономики (см. раздел 1).

Информационной базой для составления отчетных ТЭБ служат фактические данные ежегодных статистических отчетов о производстве, потреблении, экспорте, импорте, состоянии запасов и потерь ТЭР, разрабатываемых Росстатом.

Отчетный ТЭБ, служит основой для понимания текущей ситуации, определения существующих тенденций и проведения системного анализа ТЭК. Построение ТЭБ осуществляется в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Приказом Минэнерго России № 600 от 14 декабря 2011 г. утвержден «Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». Эта форма практически полностью соответствует современным международным стандартам стран OECD (The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD), Организация экономического сотрудничества и развития — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной торговли), что  позволяет  корректно сопоставлять показатели российского и региональных ТЭБ с соответствующими показателями других стран мира.

Большое значение ТЭБ приобретает как инструмент поддержки принятия решений не только по вопросам использования топливно-энергетических ресурсов, но и при разработке стратегий социально-экономического развития регионов и страны в целом, успешная реализация которых невозможна без необходимого энергообеспечения. Таким образом, прогнозный ТЭБ должен входить как базовый элемент в прогноз развития экономики и ТЭК, с конкретизацией целей и задач повышения энергоэффективности.

При этом, особое значение придается анализу современного состояния ТЭК и отчетного топливно-энергетического баланса регионов. Так как такой анализ позволит выявить имеющиеся проблемы и на качественно более высоком уровне выполнить прогнозирование дальнейшего развития ТЭК.

4. Топливно-энергетический комплекс ДФО: современное состояние, основные проблемы развития

Топливно-энергетический комплекс ДФО имеет крупный ресурсный потенциал. В ДФО – содержится 41 % общероссийского гидротехнического потенциала, около 11 % запасов угля, более 6 % природного газа и более 3 % –нефти (таблица 3).

Таблица 3 – Ресурсный потенциал ТЭК ДФО (состояние 2012 г.)

Ресурс, балансовый запас

Значение

Доля от России, %

Гидроэнергетический (технический) потенциал, млрд кВт×ч

684

41

Уголь (категории A+B+C1+С2), млрд т

30

10,9

Природный газ (категории A+B+C1+С2), млрд м3

3992

6,1

Нефть (категории A+B+C1+С2), млн т

942

3,3

Источники: Существующая структура отрасли [Электронный ресурс]: О гидроэнергетике России  // НП Гидроэнергетика России [Сайт]. URL: http://www.hydropower.ru/?cid=18 (дата обращения 6.02.2015); Савельев В. А., Чудинова Л. Ю. Перспективы развития гидроэнергетики восточных районов России // Энергия: техника, экономика, экология.  2009.  № 7.  С. 2-9; формы Росстата 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов  угля», 6-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата».

Наличие значительного ресурсного потенциала позволило создать в ДФО крупную топливно-энергетическую базу России. Здесь производится 4,6 % электроэнергии страны, 5,1 % тепловой энергии, добывается 10 % угля, 4 % нефти, 4,5 % природного газа, перерабатывается 4,5 % нефти (таблица 4).

В ДФО в 2012 г. потреблено 30,4 млн т у.т. топлива, что составило 3,6 % от общероссийского потребления или 7-ое место из 8, среди федеральных округов РФ.

Таблица 4 – Основные показатели ТЭК России и ДФО (состояние 2012 г.)

Показатель

Россия

ДФО

Доля ДФО от России, %

Добыча (производство) ТЭР:

   — уголь, млн т

356,4

35,4

10

   — электроэнергия, млрд кВт·ч

1069,3

49,0

4,6

   — теплоэнергия, млн Гкал

1344,1

68,0

5,1

   — газ природный и попутный, млрд м3

654,7

29,6

4,5

   — нефть, млн т

518,7

20,9

4

   — нефтепереработка, млн т

271,5

12,2

4,5

Потребление ТЭР:
   — электроэнергия, млрд кВт·ч

1063,3

45,4

4,3

   — теплоэнергия (включая потери), млн Гкал

1344,1

68,0

5,1

   — топливо, млн т у.т., всего

837,6

30,4

3,6

    в том числе:    — уголь

181,5

13,1

7,2

                            — природный газ

489,3

7,4

1,5

                            — нефтепродукты

129,5

9,7

7,5

                            — прочие виды

37,3

0,2

1,6

Источники: Формы Росстата 1-Натура «Производство важнейших видов промышленной продукции за 2012 г.», 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топливно-энергетических ресурсов» за 2012 г.

Структура потребления топлива в среднем по России преимущественно газовая – 58 %, а в ДФО она ориентирована в основном на уголь – 43 % и нефтепродукты – 32 %, что заметно осложняет экологическую обстановку в ряде его промышленных центров (рис. 2).


Источник: Форма Росстата 4-ТЭР «Сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, теплоэнергии и использовании отработанных нефтепродуктов за 2012 год»

Рис.2 – Структура потребления топлива в России и ДФО, %

Перспективное развитие экономики ДФО может быть обеспечено, в основном, имеющимися в регионе ТЭР, однако структура их потребления должна несколько измениться в сторону увеличения доли природного газа и снижения доли нефтепродуктов  и угля.

Большинство производственных показателей ТЭК ДФО имеют тенденцию роста, что особенно актуально для углеводородов (газа и нефти), добыча которых за пять лет (2008-2012 гг.) увеличилась  в 2,7 и 1,5 раза соответственно  (таблица 5).

Наличие в ДФО значительных месторождений углеводородов создает предпосылки для организации в округе крупнейших в России нефтегазовых комплексов, способных обеспечить не только внутреннюю потребность региона в природном газе, нефти, продуктах их переработки, но и поставлять их на экспорт – в Японию, Китай, Корею и другие страны АТР.

Таблица 5 – Добыча (производство) основных видов энергоресурсов в ДФО

Энергоресурс

Год

2008

2009

2010

2011

2012

Электроэнергия, млрд кВт∙ч

41,8

41,9

45,1

46,0

49,0

Тепловая энергия, млн Гкал

69,4

67,0

66,6

66,0

68,0

Уголь, млн т

32,5

27,5

31,3

31,6

35,4

Нефть, млн т

13,7

17,4

18,3

20,8

20,9

Природный газ, млрд м3

10,9

20,7

26,5

28,0

29,6

Источник: Формы Росстата 1-Натура «Производство важнейших видов промышленной продукции 2008-2012 гг.».

Анализ современного состояния ТЭК ДФО позволил выявить основные проблемы ТЭК ДФО, из них к числу наиболее значимых относятся:

  • моральное старение и возрастающий физический износ основных производственных фондов, который ведет к ухудшению технико-экономических показателей предприятий, а также к росту потерь энергии в сетях, что требует крупномасштабных инвестиций на модернизацию и техническое перевооружение оборудования;
  • значительная доля угля в топливных балансах ряда регионов ДФО заметно осложняет экологическую обстановку и требует совершенствования сложившейся структуры в части снижения доли потребления угля и газификации потребителей;
  • более низкие показатели эффективности использования энергоресурсов регионов ДФО по сравнению со страной в целом свидетельствуют о  имеющемся крупном потенциале для их повышения;
  • крайне неравномерное размещение природных топливно-энергетических ресурсов в восточных регионах России, где наиболее крупные и перспективные месторождения сосредоточены в суровых, наименее освоенных и труднодоступных районах Севера, не имеющих транспортной инфраструктуры, что сдерживает их освоение и др.

Комплексное решение существующих в отраслях ТЭК ДФО проблем возможно лишь при наличии согласованной политики энергетического взаимодействия восточных регионов России в создании общего рынка топливно-энергетических ресурсов с учетом их экспорта в страны АТР.
Большой толчок в организации такого сотрудничества дал произошедший в мае 2014 г. визит Президента России В.В. Путина в Китай, в ходе которого ОАО «Газпром» и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC заключили соглашение, о поставках в Китай 38 млрд м3 российского природного газа (с возможным увеличением до 60 млрд м3) в течение 30 лет [22]. Газ в Китай будет поставляться из месторождений Республики Саха (Якутия) и Иркутской области, для чего предусмотрено строительство газопровода, с совместным российско-китайским финансированием.  Заключение этого контракта значительно ускорит разработку крупнейших месторождений – Ковыктинского и Чаяндинского, что даст дополнительный импульс развития газовой отрасли на Востоке России.
Выявить наличие объемов резервов энергетического потенциала ДФО для осуществления его устойчивого социально-экономического развития и обеспечения энергетической кооперации со странами АТР, поможет системный анализ на основе ТЭБ.

5 Системный анализ ТЭК ДФО

Для выполнения системного анализа ТЭК ДФО составлен топливно-энергетический баланс ДФО за 2012 г.

Укрупненно топливно-энергетический баланс ДФО в 2012 г. показан на схеме энергетических потоков (рис. 3).


Источник: Оценки автора
Рис. 3 – Укрупненная схема энергетических потоков в ДФО, 2012 г.

В округе между различными потребителями в 2012 г. распределено 106,4 млн т у.т. топливно-энергетических ресурсов, меньшая часть их которых (18,3 %) завезена извне, а большая часть (81,7 %) – это собственное производство.

На внутреннее потребление (преобразование и конечное потребление) расходовано 32,9 % ТЭР, вывезено за пределы ДФО (в том числе на экспорт) – 67,1 % топливно-энергетических ресурсов.

В 2012 г. из 87 млн т у.т., произведенных в ДФО первичных топливно-энергетических ресурсов, основную долю (73 %) составляли углеводороды (природный газ – 39 % и нефть – 34 %), доля угля – 24 %. Доля гидро-, атомной энергии и ВИЭ – около 2,5 %.

В 2012 г. на территорию округа завезено около 19,5 млн т у.т. энергоресурсов из которых около 89 % – это западносибирская нефть, поставляемая для переработки на дальневосточных НПЗ.

Из ДФО в 2012 г. вывезено 71,4 млн т у.т. топливно-энергетических ресурсов, из них нефть – 41 %, природный газ – 35 %, нефтепродукты – 12 % и уголь – 12 %.

В 2012 г. валовое потребление первичной энергии (с учетом взаимопоставок) в ДФО составило более 34,9 млн т у.т., из него доля конечного потребления 59 %, доля преобразования – 41 %.

В процессе преобразования первичной энергии на производство 15,1 млн т у.т. электрической и тепловой энергии в сумме расходовано 24,4 млн т у.т. первичных (и приравненных к ним) топливно-энергетических ресурсов, при этом коэффициент их полезного использования (КПИТЭР) составил 68 %, что несколько ниже среднероссийского показателя, составляющего 70 %.

В 2012 г. конечное потребление топливно-энергетических ресурсов в отраслях хозяйственного комплекса и населением ДФО составило 20,7 млн т у.т., из которых наибольшие доли составляли тепловая энергия – 37 %, нефтепродукты – 35 % и электрическая энергия – 21 % (рис. 4 а).


Источник: оценки автора
Рис. 4 – Структура конечного потребления топливно-энергетических ресурсов ДФО и его стоимостная оценка, % (состояние 2012 г.)

По укрупненным оценкам, в 2012 г. стоимость конечного потребления топливно-энергетических ресурсов в ДФО – около 418 млрд руб.

В структуре стоимостной оценки конечного потребления ТЭР (рис. 4 б) доли нефтепродуктов возрастают (по сравнению с рис. 4 а) до 46 % и электроэнергии – до 30 %, что свидетельствует о необходимости более эффективного использования этих дорогостоящих видов энергоресурсов (проведения первоочередных мероприятий по их энергосбережению).
Анализ ТЭБ ДФО за 2012 г. показал, что имеющиеся в регионе топливно-энергетические ресурсы могут полностью обеспечить собственные потребности округа (таблица 6).

Таблица 6 – Дефицит (-), избыток (+) собственного производства ТЭР в ДФО, млн т у.т. (состояние 2012 г.)

Субъект РФ

Производство

Потребление

Дефицит (-), избыток (+)

Топливо, всего, млн т у.т.

87,0

34,9

+52,1

 — Уголь, млн т

35,5

24,9

+9,9

— Нефть, млн т

20,9

12,6

+8,2

— Нефтепродукты, млн т

12,2

6,5

+5,7

— Природный газ, млрд м3

29,63

8,13

+21,5

Электроэнергия, млрд кВт∙ч

49,0

45,4

+3,6

Источник: Расчеты автора

Собственное суммарное производство топливных ресурсов ДФО в 2,5 раза превышает их валовое потребление. Однако территориально эти производства расположены неравномерно, что определяет межрегиональные топливные перетоки в округе. При этом только два субъекта РФ на территории ДФО являются избыточными по производству собственных топливных ресурсов: Сахалинская область и Республика Саха (Якутия).

В целом по округу суммарное производство каждого вида топлива избыточно по сравнению с его потреблением. Потребность в собственном угле ДФО обеспечивается на 143 %, в нефти – на 169 %, в нефтепродуктах – на 226 %, в природном газе – на 358 %, в электроэнергии – на 107,9%. Однако, в отдельных субъектах на территории ДФО имеется дефицит некоторых собственных видов топлива.

Избыток добычи угля в целом по округу в 2012 г. составил 9,9 млн т. Однако только три региона ДФО не имеют дефицита собственного угля: Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Сахалинская область.
Избыток добычи нефти в целом по округу составил 8,2 млн т. Избытки имеются в Республике Саха (Якутия) и в Сахалинской области.
Избыток производства нефтепродуктов в целом по округу составил 5,7 млн т. Избытки имеются только в Хабаровском крае, поскольку этот регион производит более 98 % нефтепродуктов ДФО.

Избыток добычи природного газа в целом по округу составил  21,5  млрд м3. Избытки имеются только в Сахалинской области, поскольку этот регион производит более 90% газа ДФО, большая часть которого экспортируется.

Потребность в природном газе Республики Саха (Якутия), Камчатского края и Чукотского автономного округа обеспечивается собственной добычей.

Потребность в природном газе Приморского и Хабаровского краев полностью обеспечивается поставками извне.

Таким образом, ДФО в целом является энергоизбыточным по топливу, способным обеспечивать возрастающие потребности в нем экономики.

В целом ДФО является избыточным также и по производству электроэнергии – 3,6 млрд кВт∙ч.

Ряд регионов ДФО является автономными по электроснабжению: Камчатский край, Сахалинская и Магаданская области, Чукотский автономный округ.

Республика Саха (Якутия) и Амурская область избыточны по производству электроэнергии. Избытки передаются в Хабаровский и Приморский края.

Существующие дефициты некоторых видов ТЭР в отдельных регионах ДФО обеспечиваются, в основном, межрегиональными поставками, как из  регионов ДФО, так и поставками из Сибирского федерального округа.

Имеющиеся в ДФО значительные запасы топливно-энергетических ресурсов могут обеспечить прогнозируемое в директивных документах социально-экономическое развитие [23], а также необходимые экспортные поставки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом ТЭК ДФО является достаточно благополучной отраслью экономики, однако отдельные регионы (субъекты РФ на его территории) имеют проблемы большей или меньшей степени, выражающиеся в дефиците некоторых видов собственных ТЭР, потребность в которых обеспечивается межрегиональными поставками, за счет чего энергетическая безопасность этих регионов практически не снижается.

Заключение 

Анализ отчетного топливно-энергетического баланса ДФО показал:

  • производство первичных ТЭР в регионе может полностью обеспечить собственную потребность и экспортные поставки, однако, сюда, в соответствии с межрегиональной кооперацией, завозятся: нефть из Западной Сибири (для переработки на Хабаровских НПЗ), уголь из других регионов и в небольшом количестве нефтепродукты;
  • в структуре вывоза ТЭР преобладают углеводороды (76 %) и относительно низка доля продукции ТЭК с более высокой добавленной стоимостью (доля нефтепродуктов 12 %), что свидетельствует о необходимости развития в регионе нефте-, газоперерабатывающих предприятий, а в перспективе и нефте-, газо-, углехимических производств, для большей диверсификации вывозимой из ДФО продукции ТЭК;
  • в структуре потребления ТЭР при производстве электроэнергии, доля угля составляет  около 50%, доля природного газа – 30 %, гидроэнергии – около 17 %, такая структура могла бы быть достаточно рациональной (по сравнению с Россией в целом, где преобладает газовая генерация и по сравнению с Восточной Сибирью, где угольная генерация составляет около 80 %), однако  технологическое отставание электростанций ДФО и высокий физический износ их оборудования приводит к тому, что полезное использование ТЭР в округе довольно низкое – КПИТЭР лишь 49 %;
  • в структуре потребления ТЭР при производстве тепловой энергии, доля угля – около 55 %, доля природного газа – 28 %, нефтепродуктов – более 16 %, при этом на котельных доля нефти и нефтепродуктов – около 26 %, а так как значительное число теплоисточников — котельные малой мощности, находящиеся в отдаленных и изолированных районах, это характеризует их большую зависимость от северного завоза, что ослабляет энергетическую безопасность округа;
  • расход ТЭР на собственные нужды ТЭК ДФО в 2012 г. составил около 2,6 млн т у.т., из которого около 65 % – это расход газа на собственные нужды промысла и его технологические потери при очистке, сушке и транспортировке, часть энергоресурсов (электро-, теплоэнергии) – около 20 % используется энергогенерирующими источниками и около 14 % ТЭР – на производство нефтепродуктов;
  • при передаче теряется до 2,2 млн т у.т. ТЭР, из которых – 69 % – тепловая энергия и 29 % электроэнергия;
  • в структуре конечного потребления топливно-энергетических ресурсов  суммарная доля электро-, теплоэнергии – 58 %, нефтепродуктов – 35 %, природного газа – лишь около 4 %, что свидетельствует о низкой газификации потребителей ДФО (в первую очередь населения).

Одним из важнейших условий перехода ДФО к устойчивому социально-экономическому развитию является рост энергоэффективности его экономики. Особая роль в решении этой задачи отводится ТЭК в части улучшения структуры топливно-энергетического баланса за счет:

  • более рационального использования ТЭР при их производстве, передаче, переработке и потреблении, что позволит снизить потери энергоресурсов;
  • увеличения доли природного газа в его расходной и приходной частях, что позволит обеспечить потребности в энергоресурсах хозяйственного комплекса и населения области с меньшими удельными затратами и снизить техногенную нагрузку на природную среду;
  • увеличения глубины переработки углеводородов и производства продукции с большей добавленной стоимостью путем создания крупных нефте-, газохимических комплексов в округе;
  • увеличение переработки угля, его облагораживания, с целью повышения качественных характеристик и конкурентоспособности угольной продукции округа, а в более отдаленной перспективе и получение продуктов глубокой переработки (бездымных топливных брикетов, удобрений для сельского хозяйства и др.), т.е. продукции высокой степени передела;
  • экономически эффективное использование возобновляемых источников энергии для удаленных от централизованных источников потребителей, с целью увеличения надежности энергоснабжения и снижения потерь энергоносителей в сетях.

Проведенный анализ показывает существующую в ТЭК ДФО ситуацию в целом и предложенные рекомендации по совершенствованию ТЭБ являются наиболее общими для всего округа, однако каждый субъект РФ на его территории имеет свою определенную специфику, для более полного учета которой и выработки конкретных рекомендаций необходим системный анализ ТЭБ этих регионов, что потребует дальнейших исследований.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Баранник Б.Г., Калинина Н.В., Абрамов Ю.В. и др. Возможные варианты топливно-энергетического баланса Мурманской области на перспективу // Труды Кольского научного центра РАН. 2010. — № 1.
  2. Башмаков И.А. Топливно-энергетический баланс как инструмент анализа, прогноза и индикативного планирования развития энергетики // Энергетическая политика. Вып. 2. — 2007. — С. 16–25.
  3. Веселов Ф.В., Елисеева О. А., Малахов В. А., Митрова Т. А., Филиппов С.П. Scaner: Модельно-информационный комплекс. Модельно-информационный комплекс Scaner. М. Институт энергетических исследований РАН. 2011. — 74 с.
  4. Некрасов А.С., Синяк Ю.В., Янпольский В.А. Построение и анализ энергетического баланса. Вопросы методологии и методики. М.: Энергоатомиздат. 1974. — 178 с.
  5. Санеев Б.Г., Соколов А.Д., Музычук С.Ю., Музычук Р.И.  Топливно-энергетические балансы в системе комплексного исследования развития региональных ТЭК // Известия РАН. Энергетика. 2011. — №2. — С. 22-36.
  6. Соколов А.Д., Музычук С.Ю., Музычук Р.И. Топливно-энергетические балансы Иркутской области в натуральном и стоимостном выражении: методы разработки и основные результаты исследований // Известия ИГЭА. 2013. — № 1. — С. 124–129.
  7. Чурашев В.Н., Суслов Н.И., Маркова В.М., Чернова Г.В. Топливно-энергетический баланс как инструмент анализа и прогноза взаимодействий экономики и энергетики региона // Международный научно-технический конгресс «Энергетика в глобальном мире», 16–18 июня 2010 г., г. Красноярск, Россия: сборник докладов. Красноярск: Версо. 2010. С. 383–384. URL: http://conf.sfu-kras.ru/uploads/E-CONGRESS-2010 part 2.pdf.
  8. Energy Efficiency and Sustainable Consumption: The Rebound Effect. Edited by Horace Herring, Steve Sorrel. Hampshire, Palgrave Macmillan, 2009.  272 p.
  9. Martin Pehnt, Angelika Paar, Philipp Otter und andere. Energiebalance – Optimale Systemlösungen für erneuerbare Energien und Energieeffizienz ifeu-Institut für Energie- und Umweltforschung Heidelberg und Wuppertal Institute for Climate, Environment and Energy. Heidelberg, Wuppertal, März 2009. URL: http://www.ifeu.de/energie/pdf/Energiebalance%20Endbericht.pdf.
  10.  Oikonomou V., Becchis F., Steg L., Russolillo D. Energy saving and energy efficiency concepts for policy making // Energy Policy, 2009, 37, pp. 4787–4796. URL: http:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0301421509004534?np=y.
  11.  Soib Taib, Anwar Al-Mofleh. Tools and Solution for Energy Management, Energy Efficiency / The Innovative Ways for Smart Energy, the Future Towards Modern Utilities, October 17, 2012. URL: http://www.intechopen.com/books/energy-efficiency-the-innovative-ways-for-smart-energy-the-future-towards-modern-utilities/tools-and-solution-for-energy-management.
  12. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Раздел 5.1 Энергоэффективность в России // Федеральный портал PROTOWN.ru. [Сайт]. URL: http://protown.ru/information/hide/7722.html (дата обращения 6.02.2015).
  13. Энергоэффективность и энергосбережение [Электронный ресурс]: Отрасль // Министерство энергетики Российской Федерации [Сайт]. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/branch/ (дата обращения 6.02. 2015).
  14. Энергоемкость ВВП (ВРП) [Электронный ресурс]: Официальная статистика. Эффективность
    экономики России // Федеральная служба гос. статистики [Сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (дата обращения 24.02.2015).
  15. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171681;fld=134;from=158427-3;rnd=0.34650460172249653  (дата обращения 5.02.2015).
  16. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»  [Электронный ресурс]:  Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889  // Правовая система Референт [Сайт]. URL: http://www.referent.ru/1/121456  (дата обращения 5.02.2015).
  17. Федеральный закон РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»  [Электронный ресурс]:  Федеральный закон РФ от 23.11.2010 №261-ФЗ.  URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173032;fld=134;from=157142-8;rnd=0.2718602898372732 (дата обращения 5.02.2015).
  18. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р [Электронный ресурс] // Министерство энергетики Российской Федерации [Сайт].  URL: http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/ (дата обращения 6.02.2015).
  19. Проект Энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года (редакция от 27.02.2014) [Электронный ресурс]: Разрабатываемые документы // Министерство энергетики Российской Федерации [Сайт].
    URL: http://minenergo.gov.ru/documents/razrabotka/?ELEMENT_ID=139   (дата обращения 12.02.2015).
  20. Программа развития локальной генерации с обеспечением местными топливными ресурсами Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Программа утверждена Приказом Минэнерго России от 16.05.2012 № 256.   URL:  http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=554669
  21. Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов РФ [Электронный ресурс]: приказ Минэнерго РФ от 14.12.2011 № 600. // Российская газета [Сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/02/02/tebalance-site-dok.html
  22. Россия и Китай заключили исторический газовый контракт на 30 лет и 400 миллиардов долларов [Электронный ресурс]: Новости. Экономика. Политика // Первый канал [Сайт]. URL:  http://www.1tv.ru/news/economic/259312 (дата обращения 22.05.2014)
  23. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Деятельность. Направления. Макроэкономика // Министерство экономического развития Российской Федерации [Сайт]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06  (дата обращения 20.02.2015 г.)

References

  1. Barannik B.G., Kalinina N.V., Abramov Ju.V. i dr. Possible fuel and energy balance of the Murmansk region for the future [Vozmozhnye varianty toplivno-energeticheskogo balansa Murmanskoi oblasti na perspektivu]. Proceedings of the Kola Scientific Center RAS. 2010. № 1.
  2. Bashmakov I.A. Energy balance as a tool of analysis, forecasting and indicative planning of energy development [Toplivno-energeticheskii balans kak instrument analiza, prognoza i indikativnogo planirovaniia razvitiia energetiki]. energy policy. Vol. 2. 2007, pp. 16-25
  3. Veselov F.V., Eliseeva O. A., Malakhov V. A., Mitrova T. A., Filippov S.P.  Scanner: Model-information complex. Model-information complex Scaner [Scaner: Model’no-informacionnyj kompleks. Model’no-informacionnyj kompleks Scaner]. M. Energy Research Institute of RAS. 2011. 74 p.
  4. Nekrasov A.S., Siniak Iu.V., Ianpol’skii V.A. Construction and analysis of power balance. Methodology and technique questions [Postroenie i analiz energeticheskogo balansa. Voprosy metodologii i metodiki]. M . Energoatomizdat. 1974. 178 p.
  5. Saneev B.G., Sokolov A.D., Muzychuk S.Y., Muzychuk R.I. Energy balance in the system of a comprehensive study of the development of regional FEC [Toplivno-jenergeticheskie balansy v sisteme kompleksnogo issledovanija razvitija regional’nyh TJeK]. Izvestiya RAN. Energy. 2011. №2. pp. 22-36.
  6. Sokolov A.D., Muzychuk S.Iu., Muzychuk R.I. Energy balance of the Irkutsk region in volume and value terms: the methods of development and basic research results [Toplivno-energeticheskie balansy Irkutskoi oblasti v natural’nom i stoimostnom vyrazhenii, metody razrabotki i osnovnye rezul’taty issledovanii]. Proceedings of ISEA. 2013. № 1. pp 124-129.
  7. Churashev V.N., Suslov N.I., Markova V.M., Chernova G.V. [Toplivno-energeticheskii balans kak instrument analiza i prognoza vzaimodeistvii ekonomiki i energetiki regiona]. Energetika v global’nom mire [The International scientific and technical congress “Power in the global world”]. Krasnoyarsk, Verso Publ., 2010, pp. 383–384. URL: http://conf.sfu-kras.ru/uploads/E-CONGRESS-2010 part 2.pdf.
  8. Energy Efficiency and Sustainable Consumption: The Rebound Effect. Edited by Horace Herring, Steve Sorrel. Hampshire, Palgrave Macmillan, 2009. 272 p.
  9. Martin Pehnt, Angelika Paar, Philipp Otter und andere. Energiebalance, Optimale Systemlösungen für erneuerbare Energien und Energieeffizienz ifeu-Institut für Energie- und Umweltforschung Heidelberg und Wuppertal Institute for Climate, Environment and Energy. Heidelberg, Wuppertal, März 2009. URL: http://www.ifeu.de/energie/pdf/Energiebalance%20Endbericht.pdf.
  10. Oikonomou V., Becchis F., Steg L., Russolillo D. Energy saving and energy efficiency concepts for policy making // Energy Policy, 2009, 37, pp. 4787–4796. URL: http:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0301421509004534?np=y.
  11. Soib Taib, Anwar Al-Mofleh. Tools and Solution for Energy Management, Energy Efficiency / The Innovative Ways for Smart Energy, the Future Towards Modern Utilities, October 17, 2012. URL: http://www.intechopen.com/books/energy-efficiency-the-innovative-ways-for-smart-energy-the-future-towards-modern-utilities/tools-and-solution-for-energy-management.
  12. Doklad o razvitii chelovecheskogo potenciala v Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]: Razdel 5.1 Jenergojeffektivnost’ v Rossii // Federal’nyj portal PROTOWN.ru. [Sajt]. URL: http://protown.ru/information/hide/7722.html (data obrashhenija 6.02.2015).
  13. Jenergojeffektivnost’ i jenergosberezhenie [Jelektronnyj resurs]: Otrasl’ // Ministerstvo jenergetiki Rossijskoj Federacii [Sajt]. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/branch/ (date 6.02. 2015).
  14. Jenergoemkost’ VVP (VRP) [Jelektronnyj resurs]: Oficial’naja statistika. Jeffektivnost’
    jekonomiki Rossii // Federal’naja sluzhba gos. statistiki [Sajt]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/# (data obrashhenija 24.02.2015).
  15. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171681;fld=134;from=158427-3;rnd=0.34650460172249653 (data obrashhenija 5.02.2015).
  16. Ukaz Prezidenta RF «O nekotoryh merah po povysheniju jenergeticheskoj i jekologicheskoj jeffektivnosti rossijskoj jekonomiki» [Jelektronnyj resurs]: Ukaz Prezidenta RF ot 04.06.2008 № 889 // Pravovaja sistema Referent [Sajt]. URL: http://www.referent.ru/1/121456 (data obrashhenija 5.02.2015).
  17. Federal’nyj zakon RF «Ob jenergosberezhenii i o povyshenii jenergeticheskoj jeffektivnosti» [Jelektronnyj resurs]: Federal’nyj zakon RF ot 23.11.2010 №261-FZ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173032;fld=134;from=157142-8;rnd=0.2718602898372732 (data obrashhenija 5.02.2015).
  18. Jenergeticheskaja strategija Rossii na period do 2030 g. Utverzhdena Rasporjazheniem Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 13 nojabrja 2009 g. № 1715-r [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo jenergetiki Rossijskoj Federacii [Sajt]. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/ (data obrashhenija 6.02.2015).
  19. Proekt Jenergostrategii Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda (redakcija ot 27.02.2014) [Jelektronnyj resurs]: Razrabatyvaemye dokumenty // Ministerstvo jenergetiki Rossijskoj Federacii [Sajt].
    URL: http://minenergo.gov.ru/documents/razrabotka/?ELEMENT_ID=139 (data obrashhenija 12.02.2015).
  20. Programma razvitija lokal’noj generacii s obespecheniem mestnymi toplivnymi resursami Dal’nego Vostoka i Bajkal’skogo regiona na period do 2025 goda [Jelektronnyj resurs]: Programma utverzhdena Prikazom Minjenergo Rossii ot 16.05.2012 № 256. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=554669
  21. Ob utverzhdenii Porjadka sostavlenija toplivno-jenergeticheskih balansov sub#ektov RF [Jelektronnyj resurs]: prikaz Minjenergo RF ot 14.12.2011 № 600. // Rossijskaja gazeta [Sajt]. URL: http://www.rg.ru/2012/02/02/tebalance-site-dok.html
  22. Rossija i Kitaj zakljuchili istoricheskij gazovyj kontrakt na 30 let i 400 milliardov dollarov [Jelektronnyj resurs]: Novosti. Jekonomika. Politika // Pervyj kanal [Sajt]. URL: http://www.1tv.ru/news/economic/259312 (data obrashhenija 22.05.2014)
  23. Prognoz dolgosrochnogo social’no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Jelektronnyj resurs]: Dejatel’nost’. Napravlenija. Makrojekonomika // Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii [Sajt]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06 (data obrashhenija 20.02.2015)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх