Глобальные риски и экономическая безопасность России: проблемы управления
Global risks and the economic security of Russia: problems of management
Авторы
Аннотация
В статье предложен подход к исследованию влияния глобальных дисбалансов и внешних экономических рисков на экономику России и уровень её экономической безопасности. Актуальность исследования заключается в том, что в России мало выполняется работ по оценке влияния глобальных дисбалансов и рисков на экономику России в условиях её открытости. Авторами усовершенствована методика количественной оценки глобальных рисков и предложена методика оценки их влияния на экономику России. Исходные данные взяты из Отчета о глобальных рисках Всемирного Экономического форума за 2014 год. Полученные результаты характеризуют роль глобальных дисбалансов и степень влияния глобальных рисков на экономику России и уровень её экономической безопасности.
Ключевые слова
глобализация, глобальные дисбалансы, глобальные риски, неравенство, неопределенность, уязвимость, экономическая безопасность, риск-менеджмент.
Финансирование
Статья подготовлена по результатам исследований выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета в 2014 г.
Рекомендуемая ссылка
Сенчагов Вячеслав Константинович,Соловьёв Анатолий Ильич. Глобальные риски и экономическая безопасность России: проблемы управления // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №10 (58). Номер статьи: 5804. Дата публикации: 08.10.2015. Режим доступа: https://sovman.ru/article/5804/
Authors
Abstract
This paper proposes an approach to the study of the impact of global imbalances and external economic risks for the Russian economy and its level of economic security. This paper proposes an approach to the study of the influence of global imbalances and external economic risks for the economy of Russia and its level of economic security. The relevance of the study is that is not enough research to assess the impact of global imbalances and risks in terms of openness of Russian economy. The authors have perfected a method of quantitative assessment of global risks and proposed a method to estimate their impact on the Russian economy. Initial data are taken from a report on global risks for the World Economic Forum in 2014. The results characterize the role of global imbalances and the degree of influence of global risks on the Russian economy and its level of economic security.
Keywords
globalization, global imbalances, global risks, uncertainty, inequality, vulnerability, economic security, risk management.
Project finance
This article was prepared on the results of research carried out at the expense of budget funds by the State University of Finance job in 2014.
Suggested citation
Senchagov Vjacheslav Konstantinovich,Solov'jov Anatolij Il'ich. Global risks and the economic security of Russia: problems of management // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №10 (58). Art. # 5804. Date issued: 08.10.2015. Available at: https://sovman.ru/article/5804/
Введение
Россия является одним из участников мировых экономических отношений и в равной степени подвержена влиянию глобальных экономических процессов, в том числе глобальных рисков. Сегодня актуально не только иметь представление о современных тенденциях развития мировой экономики, научиться количественно оценивать их влияние, но и выработать инструменты, позволяющие контролировать влияние рисков на национальные экономики.
В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации уделяется особое внимание исследованию глобальных дисбалансов, анализу рисков и их влиянию на уровень экономической безопасности. Результаты научных исследований применяются Департаментом анализа рисков и экономической безопасности для совершенствования подготовки бакалавров по специальностям в сфере обеспечения безопасности национальной экономики *.
Одним из направлений подготовки является умение оценивать влияния глобальных дисбалансов и внешних экономических рисков на экономику России. Результаты научных исследований, выполненных в 2014 г. в рамках государственного заказа Финуниверситета позволили разработать и интегрировать в учебный процесс ряд методик, направленных на решение этой задачи.
Новизна полученных результатов оценки глобальных рисков заключаются в том, что
- методология оценки влияния глобальных дисбалансов позволяет расширить взгляд на глобальные дисбалансы и риски как противоречия мирового развития, сопоставить с целями устойчивого развития и оценкой уязвимости национальной экономики, что позволяет учитывать тренды мирового развития, прогнозировать формирование глобальных дисбалансов, а также порождаемые ими риски и кризисные явления;
- разработана методика интегральной оценки глобальных рисков, которая исключает многозначность оценок, получаемых по методике Всемирного Экономического форума (ВЭФ);
- предложена экспресс-методика оценки уязвимости экономики России к внешним экономическим, в том числе финансовым, рискам, их влияния на экономику России и уровень её экономической безопасности.
В целом, полученные результаты позволяют предложить комплексный подход к разработке предложений по учету влияния дисбалансов на экономику страны, формированию в России постоянно действующей системы выявления, изучения, прогнозирования, оценки внешних экономических рисков и их влияния уровень её экономической безопасности.
Комплексный подход к оценке влияния глобальных рисков
Комплексный подход к оценке влияния глобальных рисков на экономику России включает:
- определение роли и места глобальных дисбалансов, а также их связи с глобальными рисками с учетом особенностей России;
- выполнение оценки значимости глобальных рисков и их ранжирование;
- определение перечня внешних экономических рисков, которые могут иметь наибольшее влияние на национальную экономику;
- оценку взаимодействия и взаимовлияния внешних экономических рисков с другими глобальными рисками с целью выявления системного характера воздействия анализируемых рисков на национальную экономику;
- технологию перерастания рисков в угрозы экономической безопасности;
- оценку уязвимости экономики России к внешним экономическим рискам;
- выявление характера и степени влияния внешних экономических рисков на уровень экономической безопасности России.
Глобальные дисбалансы в широком смысле – это проявление диалектических противоречий мирового развития между целям и задачам современного общества и сложившимися инструментами и механизмами рыночной экономики.
Глобальные дисбалансы охватывают такие сферы общественной жизни как экономика, экология, геополитика, социальные и технологические процессы.
Примеры экономических глобальных дисбалансов:
- критическое экономическое неравенство стран и регионов мира;
- дисбаланс между реальной экономикой, международной торговлей, движением капитала и чрезмерным ростом финансовых транзакций, носящих спекулятивный характер;
- дисбаланс между инвестированием, накоплением и сбережением;
- дисбаланс ограниченности ресурсов при их неравномерно размещении и распределение и т.п.
Важно отметить, что глобальные дисбалансы носят качественный характер и далеко не всегда могут быть количественно измерены. Их изучение необходимо для того, чтобы лучше понять суть происходящих процессов, прогнозировать тенденции мирового развития, развития мировой экономики и возможные последствия их влияния.
Для получения оценки важно учитывать связь глобальных дисбалансов и рисков, которая заключается в том, что дисбалансы являются источниками рисков. Риски при слабой системе управления могут перерастать в угрозы экономической безопасности. В условиях возрастающей открытости, взаимозависимости и взаимодействия национальных экономик риски приобретают системный характер.
В рамках ВЭФ разработаны, постоянно совершенствуются и используются методики количественной оценки глобальных рисков, в основе которых лежит опрос большого количества экспертов по тематике исследования. Результаты исследований ежегодно публикуются в Обзорах глобальных рисков ВЭФ.
Однако, оценки, получаемые по методикам ВЭФ, недостаточно корректно отражают особенности экономики России, что не позволяет их прямое использование для оценки влияния глобальных рисков на экономику России и уровень её экономической безопасности.
Главные особенности глобальных рисков проявляются в том, что:
- сформировался тренд неуклонного роста количества рисков, вероятности возникновения и степени их влияния;
- рост взаимовлияние и взаимодействие рисков придает воздействию системный характер;
- ограничиваются возможности отдельно взятого государства или хозяйствующего субъекта в одиночку контролировать и управлять глобальными рисками;
- глобальные риски формируются и анализируются на глобальном уровне, а их влияние проявляется на уровне конкретной экономики, причем степень влияния одного и того же глобального риска на различные экономики неодинакова.
Эти особенности предъявляет особые требования к построению систем мониторинга рисков и формирования базы данных, позволяющих разрабатывать эффективные меры по предупреждению и управлению рисками.
Комплексный подход позволяет устранить ряд недостатков присущих методикам ВЭФ, например таких, как:
- неоднозначность оценок рисков. Каждый риск, в соответствии с экспертным методом ВЭФ, имеет две оценки – вероятность возникновения и степень влияния, что является причиной неоднозначности при ранжировании рисков по степени их значимости;
- отсутствие учета социально-экономических показателей оцениваемой страны и особенностей её экономического развития при оценке влияния риска на национальную экономику;
- несовершенство методик оценки уязвимости национальной экономики к влиянию рисков.
Оценка влияния глобальных рисков на экономику России и уровень её экономической безопасности
Для оценки влияния глобальных рисков на экономику России ** и уровень её экономической безопасности использованы статистические данные, взятые из Отчета ВЭФ о глобальных рисках 2014 г. По методике ВЭФ, более 700 экспертов из различных стран и регионов мира, оценили вероятность возникновения и степень влияния рисков по бальной системе от 1 (наименее значимый) до 7 (наиболее значимый) баллов. Выборка Топ-10 наиболее значимых глобальных рисков и их оценок представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Топ-10 глобальных рисков.
Топ-10 глобальных кризисов 2014 года |
Вероятность возникновения |
Степень влияния |
|
1 | Бюджетные кризисы в ведущих экономиках |
4,85 |
5,17 |
2 | Структурно высокий уровень безработицы / неполная занятость |
5,13 |
5,05 |
3 | Кризис водоснабжения |
4,80 |
5,09 |
4 | Высокое неравенство доходов |
5,46 |
4,83 |
5 | Неготовность к адаптации и смягчению последствий изменения климата |
5,0 |
5,11 |
6 | Экстремальные природные явления, цунами, пожары, … |
5,38 |
4,89 |
7 | Проблемы глобального управления |
4,1 |
4,7 |
8 | Продовольственный кризис |
4,45 |
4,65 |
9 | Нарушение основных финансовых механизмов /институтов |
4,3 |
4,76 |
10 | Политическая и социальная нестабильность |
4,23 |
4,76 |
11 | Кибератаки |
4,91 |
4,81 |
Источник: Отчет WEF о глобальных рисках, 2014.
Как отмечено ранее, одним из недостатков экспертного подхода, применяемого для оценки рисков исследователями Всемирного экономического форума, является двойственный характер оценок, а именно, раздельные оценки вероятности возникновения и степени влияния рисков, что не позволяет получить однозначной картины глобальных рисков.
Для получения однозначных оценок авторами предложена и применена методика интегральной оценки риска, с использованием перемножения оценок, полученных экспертным путем, по каждому риску. При этом веса значений вероятности возникновения и степени влияния по каждому риску приняты равными 1. Результаты обработки первичных данных, в соответствии с методикой интегральных оценок, представлены в таблице 2. Для сравнения представлены данные интегральной оценки рисков, по данным 2013 г.
Таблица 2 – Таблица интегральных оценок рисков 2013 и 2014 г.г. *
ТОР-10 глобальных кризисов 2014 года |
Вероятность возникновения |
Степень влияния |
2014 |
2013 |
||
Баллы |
Место |
Место (баллы) |
||||
1 | Бюджетные кризисы в ведущих экономиках |
4,85 |
5,17 |
25,07 |
5 (D)** |
2 (15,76) |
2 | Структурно высокий уровень безработицы / неполная занятость |
5,13 |
5,05 |
25,90 |
3 (U)** |
9 (13.76) |
3 | Кризис водоснабжения |
4,80 |
5,09 |
24,43 |
6 (D) |
3 (15.32) |
4 | Высокое неравенство доходов |
5,46 |
4,83 |
26,37 |
1 |
1 (16,4) |
5 | Неготовность к адаптации и смягчению последствий изменения климата |
5,0 |
5,11 |
25,55 |
4 (U) |
5 (14,66) |
6 | Экстремальные природные явления, цунами, пожары, … |
5,38 |
4,89 |
26,3 |
2 (U) |
— |
7 | Проблемы глобального управления |
4,1 |
4,7 |
19.27 |
11 (D) |
7 (14,02) |
8 | Продовольственный кризис |
4,45 |
4,65 |
20,69 |
8 (U) |
10 (13,79) |
9 | Нарушение основных финансовых механизмов /институтов |
4,3 |
4,76 |
20,46 |
9 |
9 (13,90) |
10 | Политическая и социальная нестабильность |
4,23 |
4,76 |
20,13 |
10 (U) |
— |
11 | Кибератаки |
4,91 |
4,81 |
23,61 |
7 (U) |
— |
* после обработки исходных данных;
** _U_ — рост места показателя; _D_ — снижение места показателя.
Источник: авторы, 2014.
Анализ результатов с учетом интегральной оценки рисков показывает, что дополнительная обработка приводит к изменению состава и значимости глобальных рисков и позволяет сделать следующие выводы:
- риск неравенства доходов, сопровождающийся ростом уровень бедности и нищеты, определяется экспертами, как наиболее значимый, и устойчиво занимает 1 место;
- отдельные риски отличаются высокой динамикой изменения оценок значимости. Так высокую оценку получили риски экстремальных погодных явлений (цунами, смерчи, землетрясения, пожары), которые заняли 2 место при том, что в список ТОП-10 глобальных рисков в 2013 г. они не входили. Аналогичная ситуация имеет место с рисками кибератак и киберпреступности, которые заняли 7, а также рисками политической и социальной нестабильности, которые заняли 10, места, соответственно;
- риск структурных дисбалансов и уровня безработицы (неполной занятости) по результатам интегральной оценки показал рост значимости и переместился с 9-го на 3 место;
- риск неготовности учитывать изменение климата и адаптироваться к этим изменениям поднялся на одну ступень и занял 4 место;
- сохранили свое место риск нарушения функционирования основных финансовых механизмов и институтов, а так же риск продовольственных кризисов. Это свидетельство того, что, степень воздействия и вероятности возникновения данных рисков остается на прежнем уровне, а предпринимаемые международным сообществом меры являются недостаточными;
- часть рисков, которым эксперты отдавали предпочтение в 2013 г., в 2014 г. с учетом интегральной оценки характеризуются как менее значимые. Это риск бюджетных кризисов (со 2 опустился на 5 место), риск кризисов водоснабжения и нерационального управления водными ресурсами (опустился с 3 на 6 место), а риск нарушения глобального управления не вошел в Tоп-10 опустившись с 7 на 11 место. Это, напротив, может свидетельствовать о положительной оценке усилий международных регуляторов, направленных на повышение роли и значения международного контроля над рисками, бюджетными кризисами и деятельностью финансовых институтов.
Итоговые результаты интегральной оценки и распределения глобальных кризисов в 2014 г. представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Итоговая таблица интегральных оценок глобальных рисков
Место |
Топ-10 глобальных кризисов 2014 года |
Вероятность возникновения |
Степень влияния |
Интегральная оценка-2014* |
1 |
Высокое неравенство доходов |
5,46 |
4,83 |
26,37 |
2 |
Экстремальные природные явления, цунами, пожары, … |
5,38 |
4,89 |
26,3 |
3 |
Структурно высокий уровень безработицы / неполная занятость |
5,13 |
5,05 |
25,90 |
4 |
Неготовность к адаптации и смягчению последствий изменения климата |
5,0 |
5,11 |
25,55 |
5 |
Бюджетные кризисы в ведущих экономиках |
4,85 |
5,17 |
25,07 |
6 |
Кризис водоснабжения |
4,80 |
5,09 |
24,43 |
7 |
Кибератаки |
4,91 |
4,81 |
23,61 |
8 |
Продовольственный кризис |
4,45 |
4,65 |
20,69 |
9 |
Нарушение основных финансовых механизмов /институтов |
4,3 |
4,76 |
20,46 |
10 |
Политическая и социальная нестабильность |
4,23 |
4,76 |
20,13 |
Источник: авторы , 2014.
Таким образом, Топ-10 наиболее значимых глобальных рисков 2014 г. будет выглядеть несколько иначе. Так риск высокого неравенства доходов с 4 места поднялся на 1-е, а риск бюджетных кризисов ведущих экономик мира опустился с 1 на 5 место. Это соответствует объективным обстоятельствам 2014 года до начала войны санкций. Корректность результата интегральной оценки получила подтверждение в опубликованном 7.11.2014 Обзоре ВЭФ о глобальной повестке дня [7], где проблема неравенства доходов занимает первое место.
В Tоп-10 глобальных рисков вошли 4 риска, которые относятся к внешним экономическим рискам:
- риск высокого неравенства доходов;
- риск структурного дисбаланса и уровня безработицы (неполной занятости);
- риск бюджетных кризисов ведущих экономик мира;
- риск нарушения функционирования основных финансовых механизмов и институтов.
Внешние экономические риски будут рассматриваться в качестве исходных данных дальнейшего исследования с целью получения оценки их влияния экономику России и уровень её экономической безопасности.
Как было отмечено ранее, еще одним недостатком методик, используемых в исследованиях ВЭФ является неполный учет особенностей национальной экономики, что приводит к тому, что отдельные риски оцениваются экспертами как малозначительные, тогда как для России они имеют чрезвычайно важное значение и должны быть включены в перечни значимых рисков. Примерами таких рисков, являются риски структурного дисбаланса экономики России, её товарных рынков, риск неопределенности цен на активы, в первую очередь, на энергоносители, низкий уровень промышленного производства и чрезмерная зависимость от поставок товаров по импорту ввиду неспособности экономики России обеспечить удовлетворение внутреннего спроса. Это подчеркивает необходимость разработки национальных методик оценки рисков и уязвимости экономики России к ним.
Для оценки уязвимости России к влиянию глобальных рисков разработана и применена экспресс-методика, позволяющая получит сравнительную оценку влияния внешнего экономического риска на экономику России и уровень её экономической безопасности. Экспресс-методика оценки уязвимости национальной экономики к глобальным рискам разработана на базе целевых индикаторов экономической политики и их сравнения с индикаторами экономической безопасности России и их пороговыми значениями [3], которые представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Сравнение фактических и прогнозных показателей целевых показателей экономической политики России (из документов Президента и Правительства Российской Федерации) с пороговыми значениями индикаторов экономической безопасности [2]
Показатели |
Целевые показатели и задачи, отражающие экономическую политику государства |
Пороговые значения экономической безопасности |
2012 г. |
2016 г. прогноз Минэкономразвития |
1. В сфере реальной экономики | ||||
Среднегодовые темпы прироста ВВП % |
5-6 |
6-7 |
3,4 |
3,3 |
Инвестиции в основной капитал в % к ВВП |
До 25% к 2015 г. и до 27% к 2018 г., 30-40% к 2020 г. |
25-30 |
20 |
21 |
Доля производства машин и оборудования, электрооборудования, транспорта и транспортного оборудования в общем объеме отгруженной продукции, % |
Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза против 2011 г. |
25-30 к отгруженной продукции |
14,5 |
15 |
Сбор зерна, млн.т |
— |
110 |
70,9 |
102 |
Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме промышленности, % |
25-30 |
25-30 |
6,1*
|
6,7 |
2. В социальной сфере | ||||
Отношение численности людей пенсионного и трудового возраста |
— |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума |
Преодоление бедности, увеличение зарплаты к 2018 г. в 1,5 раза |
6 |
11,0 |
10,0 |
Коэффициент фондов (соотношение доходов 10% высокодоходных и 10% низкодоходных слоев населения, раз |
Преодоление имущественного расслоения населения |
7 |
16,4 |
Около 16 |
Доля среднего класса во всем населении, % |
50-60 |
50-60 |
20-25 |
30-35 |
Отношение средней пенсии к средней зарплате, % |
40 |
40 |
33,7 |
32 |
Уровень безработицы по методологии МОТ |
Преодоление безработицы |
4 |
5,7 |
5,7 |
Размер жилья на одного жителя, кв.м |
К 2020 г. 60% желающих улучшить жилищные условия получат жилье |
30-35 |
23,4 |
Около 25 |
Ввод в действие жилья, млн.кв.м |
140 к 2020 г |
— |
65,7 |
68,5 |
3. В денежно-финансовой сфере | ||||
Размер золотовалютных резервов, конец декабря, млрд. долл. |
– |
250 |
537,5 |
Более 500 |
Годовой уровень инфляции, % |
— |
3-4 |
6,6 |
4-5 |
Уровень монетизации экономики (денежная масса М2 на конец года в % к ВВП) |
– |
50-70 |
44 |
50-52 |
Доля невозвратов в общем объеме потребительского и ипотечного кредитов в % к общему объему кредитов |
– |
Не более 10 |
Менее 10 |
Менее 10 |
Дефицит федерального бюджета, в % к ВВП |
Преодоление дефицита к 2015 г. |
-3 |
-0,1 |
-0,6 |
Отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга к ВВП,% |
– |
Не более 60 |
12,5 |
14,3 |
4. Во внешнеэкономической сфере | ||||
Доля импортного продовольствия во всех продовольственных ресурсах, % |
Обеспечить продовольственную безопасность |
25 |
34 |
32 |
Сальдо торгового баланса, в % к ВВП |
– |
8 |
10 |
5 |
Источники: Сенчагов В.К., 2014
2-ая графа – Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от декабря 2012 г. и декабря 2013 г. и его Указы от 7 мая 2012 г., 4-я графа – Статсправочники: «Социально-экономическое положение Российской Федерации» 2013г. стр. 84, 168; «Россия в цифрах» 2013г. стр. 33, 37, 41, 91, 102, 129, 144, 240, 284, 397, 496, 532. *) 2011г.
С использованием экспресс-методики оценена уязвимость экономики России к внешним экономическим рискам, а именно:
- риску высокого неравенства доходов;
- риску структурного дисбаланса и уровня безработицы (неполной занятости);
- риску бюджетного кризиса ведущих экономик мира;
- риску нарушения функционирования основных финансовых механизмов и институтов.
Оценка уязвимости осуществляется путем сопоставления глобального риска с показателями социально-экономического развития России и пороговыми значениями, определяющими уровень экономической безопасности. Это позволяют оценить уязвимость социально-экономической системы России к глобальным рискам. Очевидно, что уязвимость национальной экономики и уровень её экономической безопасности находятся в обратно пропорциональной связи: чем выше уязвимость, тем ниже уровень экономической безопасности и наоборот.
Шкала оценки уязвимости экономики России на основе сопоставления риска с целевыми показателями социально-экономической политики и пороговыми значениями индикаторов экономической безопасности включает три оценки:
- высокая уязвимость;
- средняя уязвимость;
- низкая уязвимость.
Высокая уязвимость имеет место, когда при сопоставлении глобального риска со значением соответствующего целевого индикатора социально-экономической политики текущее значение данного индикатора ниже его порогового значения.
Средняя уязвимость характеризует ситуацию, когда значение целевого индикатора соответствует пороговому значению.
Низкая уязвимость имеет место в том случае, когда значение целевого индикатора социально-экономического развития превышает пороговое значение, установленное для этого показателя.
Результаты оценки уязвимости экономики России, представлены в таблице 5.
Результаты оценки уязвимости экономики России показывают её «Высокую уязвимость» к риску неравенства доходов и структурного дисбаланса и «Низкую уязвимость» к бюджетным кризисам ведущих экономик и нарушению функционирования основных финансовых институтов и механизмов.
На втором этапе производится оценка влияния внешнего экономического риска на уровень экономической безопасности России. Оценка влияния внешнего экономического риска на уровень экономической безопасности страны осуществляется по принципу:
- «высокая уязвимость» к влиянию внешнего риска ведет к понижению уровня экономический безопасности;
- «средняя уязвимость» не изменяет уровень экономической безопасности;
- «низкая уязвимость» свидетельствует о повышении уровня экономической безопасности.
Таким образом, проведенное исследование с использованием предлагаемого комплексного подхода позволяет получить аргументированные оценки уязвимость экономики России к внешним экономическим рискам и степень из влияния на уровень экономической безопасности.
Недостатком применения предложенной экспресс-методики оценки национальной уязвимости является то, что не всем существующим глобальным рискам есть возможность в настоящее время сопоставить целевой показатель и пороговое значение экономической безопасности. В связи с этим, в дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию экспресс-методики, что позволит расширить сферу применения и сделать её пригодной для оценки широкого круга глобальных рисков.
Кроме этого, следует учитывать, что степень влияния глобального риска не остается постоянной. Исследования ВЭФ показывают, что состав глобальных рисков, вероятность их возникновения и степень влияния изменяются. При этом скорость этих изменений возрастает в связи с ростом неопределенности и степени взаимосвязанности процессов, происходящих в гиперсвязанном мире.
Картина глобальных и национальных рисков является крайне динамичной, что предполагает необходимость введения постоянного мониторинга за изменениями, происходящими во всех секторах мировой и национальной экономики.
В этой связи особое значение имеет развитие комплексного подхода и включение в него методики учета взаимосвязанности рисков.
Частичный анализ взаимовлияния и взаимодействия глобальных рисков, выполненный по методике ВЭФ [7], позволяет привести следующие взаимосвязи наиболее значимых для России внешних экономических рисков, выявленных в результате проведенного нами анализа, с другими глобальными рисками.
Риск высокого неравенства доходов взаимосвязан с такими глобальными рисками, как:
- недовольство глобализацией;
- структура и уровень безработицы (неполной занятости);
- коррупция;
- нарушение глобального управления;
- рост населения и территориально-демографические дисбалансы.
Риск структурного дисбаланса и уровня безработицы (неполной занятости) взаимосвязаны с глобальными рисками, к которым относятся:
- неравенство доходов;
- недовольство глобализацией;
- старение населения;
- бюджетные дефициты;
- неуправляемая миграция.
Однако, методики учета взаимосвязанности рисков и включения их в оценку влияния этой взаимосвязанности на уязвимость национальной экономики и уровень экономической безопасности России должны быть разработаны.
Подходы к управлению влиянием глобальных рисков на экономику России
Предложенный подход к оценке влияния глобальных дисбалансов и рисков на экономику России и уровень её экономической безопасности с использованием системы целевых показателей и пороговых значений экономической безопасности может быть использован для создания в России постоянно действующей системы выявления, изучения, прогнозирования, оценки и учета влияния дисбалансов на экономическую систему страны и уровень её экономической безопасности.
В данной системе целесообразно предусмотреть две подсистемы:
- подсистема мониторинга и прогнозирования рисков;
- подсистема анализа и реагирования.
Мониторинг и прогнозирование глобальных рисков
Организация мониторинга глобальных рисков и возможности трансформации их в риски экономической безопасности России является необходимой и актуальной задачей.
Для реализации предлагаемой подсистемы следует предусмотреть создание постоянно действующей рабочей группы при Совете безопасности Российской Федерации или Министерстве экономического развития, которой будет поручено возглавить организаторскую и методическую работу по мониторингу глобальных рисков и оценке их влияния на экономику России. Научно-методическое обеспечение деятельности рабочей группы может обеспечить Финансовый университет при правительстве Российской Федерации.
В России отсутствует постоянно действующая система мониторинга и прогнозирования внешних и внутренних рисков. Существующие исследования в данной области отличаются ведомственностью ***, отражают, как правило, риски предприятий и выражают личное мнение авторов исследования, что делает их мало пригодными для использования в целях формирования единой системы управления рисками в интересах государства и любых заинтересованных лиц и организаций с целью управления рисками как в частном секторе, так и для выработки государственной политике в сфере снижения неопределенности и противодействия угрозам в экономике России.
Система мониторинга и прогнозирования рисков должна включать в себя внешний и внутренний уровень с целью мониторинга глобальных рисков как внешних с позиции национальной экономики функции, а также выявление, оценку, анализ внутренних рисков, что позволит реализовать комплексный подход и рассматривать экономику России как открытую систему в условиях воздействия на нее всей совокупности внешних и внутренних угроз.
Основы концепции комплексного мониторинга рисков национальной экономики предполагают выполнение следующих функций:
- мониторинг и прогнозирование глобальных (внешних) рисков;
- мониторинг и прогнозирование внутренних рисков национальной экономики;
- выявление и оценку взаимосвязи глобальных (внешних) рисков и степени их системного характера;
- выявление и оценку взаимосвязи внутренних рисков национальной экономики и степени их системного характера;
- выявление и оценку взаимосвязи глобальных (внешних) и внутренних рисков национальной экономики с учетом их взаимовлияния и взаимодействия;
- оценка уязвимости национальной экономики;
- оценка защищенности национальной экономики с учетом взаимодействия и взаимовлияния внешних и внутренних рисков.
Подсистема анализа и реагирования предполагает создание постоянно действующей органа (мониторинга и анализа), который станет центром методической и исследовательской работы по сбору, обобщению, анализу и подготовке отчетов о глобальных изменениях в мировой экономике с позиции рисков и возможностей, которые оказывают влияние на экономику России, и выработки рекомендаций как органам государственного управления, так и частным структурам предложения по управлению рисками путем принятия, предупреждения, передачи влияния рисков и разработки планов мероприятий по преодолению последствий реализации угроз экономической безопасности России.
Реализация комплексного подхода к вопросам анализа и управления внешними и внутренними рисками позволит повысить защищенность социально-экономической системы России от возникновения кризисов вследствие воздействия глобальных процессов с учетом состояния и возможностей национальной экономики.
_____________
* Рабочая программа дисциплины «Глобальные риски и их влияние на уровень экономической безопасности России», 2015.
** Данные, полученные в результате исследований ВЭФ не учитывают изменения экономической ситуации в мире и России, возникших в связи в введением санкций и геополитических процессов в Украине.
*** Обзор глобальных рисков, который публикует ЦБ России ежемесячно.
Читайте также
Библиографический список
- Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России / под ред. В.К. Сенчагова. – М.: «Анкил», 2013 – 688 с.
- Сенчагов В.К. Национальные интересы России, международные санкции и угрозы экономической безопасности // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы», 27-30 мая 2014 г. – Н.Новгород: НГТУ, 2014.
- Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2009. – 806 с.
- Соловьев А.И. О системном моделировании экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Материалы круглого стола «Экономическая кибернетика и системная экономика», Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, 4 июня 2014 г. – М.: Финуниверситет, 2014.
- Соловьев А.И. О научно-технических проблемах методологии оценки «экономической безопасности» экономических агентов // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы», 27-30 мая 2014 г. – Н. Новгород: НГТУ, 2014.
- Соловьев А.И. Влияние глобальных дисбалансов на экономическую безопасность России / Доклад на II Международном конгрессе по информационной безопасности национальных экономик INFOSECURITYFINANCE, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, 15 мая 2014 г. – М.: Финуниверситет, 2014.
- Обзор ВЭФ по глобальной повестке дня 2015. URL: http://www.weforum.org/reports/outlook-global-agenda-2015 (дата обращения: 07.11.2014).
References
- Senchagov V.K. Innovative transformation as an imperative for sustainable development and economic security of Russia [Innovacionnye preobrazovanija kak imperativ ustojchivogo razvitija i jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii]. M. Ankil, 2013 688 p.
- Senchagov V.K. The national interests of Russia, the international sanctions and the threat of economic security [Nacional’nye interesy Rossii, mezhdunarodnye sankcii i ugrozy jekonomicheskoj bezopasnosti]. Collection of Materials of the II International Scientific and Practical Conference “Economic Security in Russia Problems and Prospects, 27-30 May 2014 Nizhny Novgorod. NSTU, 2014.
- Senchagov V.K. The economic security of Russia [Jekonomicheskaja bezopasnost’ Rossii]. General Course. Textbook M . Delo, 2009. 806 p.
- Solov’ev A.I. On the economic security of the system modeling of the economic entity [O sistemnom modelirovanii jekonomicheskoj bezopasnosti hozjajstvujushhego sub#ekta]. Proceedings of the round table Economic Cybernetics and Systems Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation, June 4, 2014 M . Finuniversitet 2014.
- Solov’ev A.I. On the scientific and technical problems assessment methodology of “economic security” of economic agents [O nauchno-tehnicheskih problemah metodologii ocenki «jekonomicheskoj bezopasnosti» jekonomicheskih agentov]. Collection of Materials of the II International Scientific and Practical Conference Economic Security in Russia. Problems and Prospects, 27-30 May 2014 Nizhniy Novgorod. NSTU, 2014.
- Solov’ev A.I. The impact of global imbalances on the economic security of Russia [Vlijanie global’nyh disbalansov na jekonomicheskuju bezopasnost’ Rossii ]. Report for the II International Congress on Information Security of the national economies INFOSECURITYFINANCE, Financial University under the Government of the Russian Federation, May 15, 2014 M. Finuniversitet 2014.