Главная страница » Публикации » 2024 » №1 (105) » Новое в стандартизации финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий: контроллинг в реальном секторе экономики

Новое в стандартизации финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий: контроллинг в реальном секторе экономики

New in the standardization of financial and economic activities of Russian enterprises: controlling in the real sector of the economy

Новое в стандартизации финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий: контроллинг в реальном секторе экономики

Авторы

Житников Дмитрий Львович
доктор экономических наук, профессор
Российская Федерация, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
levvolfe@mail.ru
Удалов Александр Борисович
директор
Российская Федерация, МГССК ДОСААФ

Аннотация

В статье анализируется значимость системы экономических стандартов в сложившейся сегодня реальности бизнеса. Рассматриваются принципы стандартов учета, аудита и обеспечения экономической безопасности с учетом их взаимосвязи и специфики применения в различных отраслях и условиях экономической деятельности. Особое внимание уделяется перспективам и дальнейшему исследованию влияния стандартизации на экономику Российской Федерации. Подчеркивается важность использования данных, включая статистическую информацию, с целью полноценного анализа влияния системы стандартов на реализацию стратегических проектов и программ в рамках национальной экономики.

Ключевые слова

экономические стандарты, учет, аудит, экономическая безопасность, стандартизация, экономическая деятельность, Российская Федерация, национальные проекты, программы, анализ данных, статистика, бизнес, исследование, применение стандартов.

Рекомендуемая ссылка

Житников Дмитрий Львович,Удалов Александр Борисович. Новое в стандартизации финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий: контроллинг в реальном секторе экономики // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (105). Номер статьи: 10514. Дата публикации: 23.03.2024. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10514/

Authors

Zhitnikov Dmitry Lvovich
Doctor of Economic Sciences, Professor
Russian Federation, Financial University under the Government of the Russian Federation
levvolfe@mail.ru
Udalov Alexander Borisovich
director
Russian Federation, MGSSC DOSAAF

Abstract

The article analyzes the significance of the system of economic standards in the current business reality. The principles of accounting, auditing and economic security standards are considered, taking into account their relationship and specific application in various industries and conditions of economic activity. Particular attention is paid to the prospects and further study of the impact of standardization on the economy of the Russian Federation. The importance of using data, including statistical information, is emphasized in order to fully analyze the impact of the system of standards on the implementation of strategic projects and programs within the national economy.

Keywords

economic standards, accounting, audit, economic security, standardization, economic activity, Russian Federation, national projects, programs, data analysis, statistics, business, research, application of standards.

Suggested citation

Zhitnikov Dmitry Lvovich,Udalov Alexander Borisovich. New in the standardization of financial and economic activities of Russian enterprises: controlling in the real sector of the economy // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (105). Art. #  10514. Date issued: 23.03.2024. Available at: https://sovman.ru/article/10514/


Введение

Несмотря на взаимные рестрикции и кардинальные изменения в центрах силы мировой экономики процессы глобализации приняли необратимый характер. Необходимость понимать друг друга, вместе противостоять новым, доселе неведомым вызовам времени предполагает постоянный поиск путей сближения позиций, мнений и оценок в самых разных областях современной жизни.

Нормы, принципы, правила производства, торговли, управления в этой связи подлежат стандартизации, сведению в некие общепонятные реестры.

В сфере экономики приоритетом в согласовании национальных норм и правил стали Международные Стандарты учета и финансовой отчетности (МСФО) и контроллинг.

Контроллинг — комплексная система поддержки управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью, прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

Современный контроллинг включает в себя управление рисками, обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых показателей, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.

Системы МСФО, контроллинга и аудита тесно связаны между собой и на сегодняшний день представляют из себя единый портал управления и стратегического развития реального сектора экономики.

Сами Международные Стандарты учета и Финансовой Отчетности представляют собой систему положений, разработанных Комитетом международных бухгалтерских стандартов (КМСФО). В работе Комитета принимают активное участие профессиональные бухгалтерские организации более чем из 90 стран. В свою очередь контроллинг – также самодостаточная система.

 

Виды контроллинга:

Стратегический контроллинг. Отслеживает изменения, происходящие как в самой организации, так и в окружающей её среде. При этом большую роль играет характер изменений. Такой вид контроллинга ориентирован на поддержание и формирование потенциала успеха, проведение антикризисной политики по всем её направлениям. Он решает следующие задачи: контроль реальности качественных и количественных параметров развития, установление целей, определение принципов антикризисного управления в конкретных условиях; распределение по форме и мере ответственности за выполнение определённых заданий стратегической программы; анализ и исследование альтернативных стратегий; определение критических факторов реализации стратегической программы — как внешних, так и внутренних; определение этапных моментов реализации стратегической программы, требующих усиления контроля, использования специальных методов оценки, обнаружения и проч.; установление связи показателей с целью антикризисного управления, их валидности и надёжности, достаточного состава и методики расчета; формирование критериальной основы оценок, отклонений, нормативных величин.

Тактический контроллинг. Характеризует текущую деятельность по осуществлению систематизированного контроля организации и решает следующие задачи: установление необходимой периодичности контроля, позволяющей своевременно обнаруживать возможности отклонений, опасные явления и слабые стороны; определение и реализация масштабов контроля (существует тотальный, выборочный, локальный и общий контроль); обеспечение глубины контроля, отражающей возможности улавливания слабых сигналов, обнаружения тех процессов, которые лишь в ближайшем будущем могут стать более заметными; регулирование трудоёмкости контроля, которая в значительной степени зависит от его организации и методики, использования современных технических средств обработки информации, масштабов и глубины контроля, квалификации персонала, осуществляющего контроль; мотивация и обеспечение условий контроля, отражающие то, что контроль всегда предполагает участие человека; определение критических точек контролируемого процесса. Связи стратегического и тактического контроллинга проявляются в методологии и организации контрольной деятельности. Методология контроллинга характеризуется его целями, принципами, подходами, инструментами и методами.

 

Результаты исследований

Начало работе по унификации национальных стандартов в сфере экономики было положено Организацией Объединенных Наций в 1963 году. На первом этапе разработкой стандартов занимались несколько высококвалифицированных специалистов. Первые опыты стандартизации экономических позиций показали возможность и целесообразность проводимой работы. Штаб-квартира КМСФО находится в Лондоне. В уставе этой организации определены следующие цели ее деятельности:

  • обобщать различные учетные практики в разрабатываемых стандартах;
  • формировать в интересах общественности и публиковать стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, способствовать их принятию и исполнению во всем мире;
  • разрабатывать общие процедуры по оптимизации и унификации правил, стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Главная задача разработчиков состоит не в том, чтобы навязывать свою волю всему международному сообществу, а в том, чтобы предложить образцы, которым легко следовать. Предполагается, что если в какой-то стране возникает потребность ввести нормативное требование в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, — профессионалы будут придерживаться опубликованных международных стандартов. Так, шаг за шагом, страны смогут достигнуть единства в порядке ведения бухгалтерского учета и, главное, составление сопоставимой финансовой отчетности.

В результате глобализации международных хозяйственных связей возникла необходимость гармонизации национальных систем бухгалтерского учета. Потенциальные инвесторы из зарубежных государств, банкиры и промышленники, которые бы желали вложить свои средства в экономику другого государства, смогли бы читать финансовые отчеты возможных объектов инвестирования. Кроме, того унификация и гармонизация правил бухгалтерского отчета позволила бы бухгалтерам разных стран работать в других странах, программисты могли бы тиражировать свои бухгалтерские программы, а издатели распространять книги.

Международные стандарты разрабатываются с целью удовлетворения потребностей большинства пользователей, принимающих экономические решения (например, о приобретении, сохранении или продаже пакетов акций). Для этих целей были выделены семь основных групп пользователей – инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность. Стандарты являются международно признаваемыми, а также позволяют избежать привязки к модели учета какой-либо отдельной страны. Необходимо отметить, что в полной мере международными стандартами руководствуются только ТНК (транснациональные корпорации), для которых применять национальные методы учета каждой страны не представляется возможным.

Важнейшей чертой системы бухгалтерского учета в экономически развитых странах является нежесткая регламентация процедурной стороны. У них нет единого национального плана счетов, единого методологического центра, потока инструктивных материалов, обязательных к исполнению. Бухгалтерский учет служит прежде всего для защиты прав и интересов собственников, в то время как в России он в основном направлен на соблюдение норм налогового законодательства. Разные ориентиры и условия хозяйствования порождают соответствующие особенности. Так, например, при отечественном учете бухгалтеры стремятся порой завысить себестоимость и, как следствие, занизить прибыль и налог на прибыль. В западных компаниях бухгалтеры, наоборот, часто пытаются завысить прибыль для получения более привлекательной картины для инвесторов (акционеров) и кредиторов.

Кроме того, в методологическом плане учет на западе подразделяется на финансовый и управленческий. Финансовый учет – процесс подготовки информации, пользователями которой могут быть и внешние заинтересованные лица. Управленческий учет – процесс подготовки информации, необходимой управленческому персоналу для планирования и контроля текущей деятельности предприятия. В российском бухгалтерском учете такого деления пока не предусмотрено. При всей внешней строгости функционально российские стандарты учета и отчетности выполняют исключительно вспомогательную, описательную функцию в хозяйственном процессе.

Необходимо также понимать, что сфера применения контроллинга распространяется от глобальных международных экономических отношений до системы управления практически всеми предприятиями реального сектора, включая средний и мелкие.

 

Построение системы

Контроллинг рассматривается, с одной стороны, как философия, образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия (организации) в долгосрочной перспективе и как ориентированная на достижение целей интегрированная система информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

При построении систем контроллинга всегда требуется сопоставление эффекта от неё (как в краткосрочном, так и в долгосрочном ракурсе) с усложнением системы управления предприятием (повышением трудоёмкости процессов).

В систему контроллинга включаются следующие аспекты:

  • определение целей деятельности;
  • отражение этих целей в системе эффективных и сбалансированных показателей (KPI);
  • регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей;
  • анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых;
  • принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.

Целевая задача контроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

Основные задачи, которые нужно решить:

  • оптимизация управления организационной структурой.
  • организация эффективной системы учёта операций и результатов.
  • внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности.
  • обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании.
  • автоматизация систем учёта и управления компанией.

В отличие от российских стандартов учета стандарты МСФО не предписывают обязательного плана счетов. Неоспоримым преимуществом является то, что каждая компания разрабатывает свой собственный план счетов, наиболее подходящий для масштабов и особенностей ее деятельности. Вся система МСФО направлена на интересы производителя товаров и услуг. Различна и техника ведения учета. В российской бухгалтерии каждой записи по дебету соответствует одна запись по кредиту, что дает возможность отследить любую хозяйственную операцию. В западном учете используется метод прямого «сторно», который позволяет быстро и достоверно увидеть изменения сразу в нескольких учетных позициях.

В нашей стране переход к международным принципам был декларирован в 1992 году, и первым шагом в этом направлении был переход предприятий с 1 января 1992 года на новый План счетов. С тех пор было принято множество нормативных документов, свидетельствующих о серьезных намерениях по переходу на принятую в международной практике системы учета и статистики. В рамках приближения России к европейской экономической системе постановлением правительства РФ от 06.03.1998г. № 283 было принята программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

Знание принципов и методов бухгалтерского учета по международным стандартам актуально прежде всего для находящихся на территории Российской Федерации дочерних предприятий, представительств и филиалов иностранных компаний; для российских предприятий как объектов инвестирования, для аудиторских фирм, проверяющих такие компании. Понятно, что иностранные инвесторы, партнеры или контрагенты заинтересованы в получении данных в понятном для них виде.

Применение международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности позволит любому предприятию:

  • отражать результаты деятельности предприятия в более простой и понятной форме;
  • оперативно получать информацию, доступную и понятную иностранным партнерам;
  • проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, дающий достоверную оценку состояния дел предприятия;
  • сравнивать финансовое положение своего предприятия с финансовым положением иностранных компаний аналогичного сегмента;
  • эффективно реализовывать управленческие и контрольные функции.

Необходимо иметь в виду, что в условиях гармонизации бухгалтерского учёта, Международные стандарты учёта и финансовой отчётности служат единственной достоверной базой для аудита, а значит, обеспечивают необходимую связь и логику взаимодействия бухгалтерской работы и аудиторской деятельности.

 

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

Все большее практическое применение в Российской Федерации находит так называемый «инициативный аудит». С ростом рыночного самосознания большинство средних и даже малых предприятий, которые по действующему законодательству не обязаны подвергаться аудиту, предусматривают в своих финансовых планах полноценные аудиторские проверки с целью подтверждения финансовой отчетности и уверенности в правильности проводимой учетной политики.

Аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица, которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица, которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита. Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Ограничения присущие аудиту и влияющие на возможность обнаружения аудитором существующих искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, имеют место в силу следующих причин:

  • в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;
  • любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);
  • преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера. Дополнительным фактором, ограничивающим надежность аудита, является то, что работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, основывается на его профессиональном суждении, в частности в отношении:
  • сбора аудиторских доказательств, в том числе при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур;
  • подготовки выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств, например, при определении обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица в ходе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять на убедительность доказательств, используемых для подготовки выводов в отношении определенных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, в отношении операций между аффилированными лицами). Для таких случаев в некоторых правилах (стандартах) аудиторской деятельности определены особые процедуры, которые в силу содержания отдельных предпосылок обеспечивают достаточные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:

  • необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх того, который ожидался бы при обычных условиях;
  • признака, указывающего на наличие какого-либо существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

Ответственность за подготовку и предоставление финансовой (бухгалтерской) отчетности для проведения аудита

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Хозяйствующие объекты, подвергающиеся аудиторской проверке, с необходимостью должны быть ознакомлены как с правами и обязанностями аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, так и с собственными правами и обязанностями. Проблематика соотношения прав и обязанностей аудиторов и их клиентов входит в сферу «регулирования аудиторской деятельности».

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются и регулярно обновляются Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (International Auditing and Assurance Standarts Board) при Международной Федерации Бухгалтеров (IFAC).

В России применяются федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые Правительством РФ. Эти Правила практически полностью основаны на МСА.

Несмотря на то, что в общем плане комплекс проблем оценки состояния ЭБП сформулирован и исследован достаточно полно во многих работах, детальные рабочие методики, учитывающие отраслевую специфику предприятий на корпоративном уровне, где они больше всего нужны, еще только появляются, поскольку здесь приемлемы только стандартные подходы, а обобщенные системы критериев, показателей оценки состояния ЭБП, как правило, не применимы.

 

Выводы

Необходимо иметь в виду, что описанная нами выше система взаимодействия стандартов имеет важнейшее прикладное значение. В широком смысле слова применение стандартов даже в условиях мобилизационной экономики обеспечивает не только безопасность экономической активности. От эффективности профессионального использования стандартов зависят так же метрологическая, экологическая, продовольственная безопасность как на федеральном, так и региональном уровне. Это находит понимание как законодательной, так и исполнительной власти. Издаются законы, принимаются к исполнению национальные программы соответствующей направленности. Этой тематике предполагаем посвятить следующую статью.

Читайте также






Библиографический список

  1. «Концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», приказ Министра финансов РФ от 01.07.2017 №180.
  2. «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 г. № 402-Ф. Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7344 (с изменениями на 30 декабря 2021 года).
  3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (с изменениями на 24 июля 2023 года).
  4. Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н «Российская газета», N 278, 09.12.2011.
  5. Александер, Дэвид и др. «Международные стандарты бухгалтерской отчётности: от теории к практике»: пер. с англ. М.: ООО «Вершина», 2016.
  6. Грюнинг, Х. В., Коэн, М. «Международные стандарты финансовой отчётности», М.: Весь мир, 2009.
  7. «Международные и российские стандарты бухгалтерского учёта: сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования» / под ред. С. А. Николаевой. 3-е изд, перераб. И доп. М.: Аналитика-Пресс, 2010.
  8. Жидкова, Е.А. «Развитие учетно-аналитической концепции контроллинга. Теория и методология», М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2017.
  9. Контроллинг: теория и практика: учебник и практикум для вузов / С. В. Осипов [и др.]; под общей редакцией С. В. Осипова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.

References

  1. «The Concept of Development of Accounting and Reporting in the Russian Federation in the Medium-Term Perspective» [Kontseptsiya razvitiya bukhgalterskogo ucheta i otchetnosti v Rossiyskoy Federatsii na srednesrochnuyu perspektivu], Order of the Minister of Finance of the Russian Federation dated 07/01/2017 No. 180.
  2. “On accounting” dated December 6, 2011 No. 402-F [«O bukhgalterskom uchote» ot 06.12.2011 g. № 402-F.]. Collection of legislation of the Russian Federation, 12.12.2011, N 50, art. 7344 (as amended December 30, 2021).
  3. Federal Law «On Auditing Activities» dated 12/30/2008 No. 307-FZ (as amended on 07/24/2023).
  4. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 11/25/2011 N 160n «Rossiyskaya gazeta», N 278, 12/09/2011.
  5. Alexander, David et al. «International Financial Reporting Standards: From Theory to Practice» [Mezhdunarodnye standarty bukhgalterskoy otchetnosti: ot teorii k praktike], transl. from Eng. M.: OOO «Vershina», 2016.
  6. Gruning, K. V., Cohen, M. «International Financial Reporting Standards» [Mezhdunarodnye standarty finansovoy otchetnosti], M.: Vesy mir, 2009.
  7. «International and Russian Accounting Standards: Comparative Analysis, Transformation Principles, Directions of Reform» [Mezhdunarodnye i rossiyskie standarty bukhgalterskogo ucheta: sravnitelnyy analiz, printsipy transformatsii, napravleniya reformirovaniya] / ed. by S. A. Nikolaeva. 3rd ed., rev. and add. M.: Analytika-Press, 2010.
  8. Zhidkova, E.A. «Development of the Accounting-Analytical Concept of Controlling. Theory and Methodology» [Razvitie uchetno-analiticheskoy kontseptsii kontrollinga. Teoriya i metodologiya], M.: Izdatelskiy dom «NAUCHNAYA BIBLIOTEKA», 2017.
  9. Controlling: Theory and Practice: Textbook and Workbook for Universities p ontrolling: teoriya i praktika: uchebnik i praktikum dlya vuzov [/ S.V. Osipov [et al.]; ed. by S.V. Osipov. — Moscow: Izdatelstvo Yurait, 2023.

1 комментарий к “Новое в стандартизации финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий: контроллинг в реальном секторе экономики”

  1. Владимир Леонтьевич

    Статья представляет анализ важности экономических стандартов в современном бизнесе, освещая принципы учета, аудита и обеспечения экономической безопасности, а также подчеркивает перспективы стандартизации и необходимость использования данных для анализа влияния национальных проектов и программ на экономику Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх