Институционализация социально-экологической ответственности строительного бизнеса
Авторы
Нужина Ирина Павловна
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и организации строительства
Россия, Томский государственный архитектурно-строительный университет
irinanuzhina@yandex.ru
Золотарева Мария Викторовна
аспирант, старший преподаватель кафедры экономики и организации строительства
Россия, Томский государственный архитектурно-строительный университет
marusiazzz@mail.ru
Васильева Юлия Владимировна
Магистрант
Россия, Томский государственный архитектурно-строительный университет
lebedka95@mail.ru
Аннотация
Целью исследования является обоснование необходимости институциональных преобразований в регулировании градостроительной деятельности на основе институционализации социально-экологической ответственности строительного бизнеса как важнейшего условия реализации современной парадигмы развития территорий. Выделены основные элементы концепции институционализации социально-экологической ответственности; содержание, миссия и задачи; рассмотрена структура институтов, выделены этапы, сформирована система индикативных показателей. Применялись методы системного, логического и институционального анализа.
Ключевые слова
институционализация, институциональные преобразования, социально-экологическая ответственность, строительный бизнес
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Финансирование
Исследование выполнено при грантовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований, проект № 16-32-00005
Рекомендуемая ссылка
Неотъемлемым условием успешного развития предпринимательской деятельности является формирование ответственного отношения к окружающей среде. За последние десять лет в России приняты нормативные акты, распоряжения Правительства, внесены изменения в законы, разработаны и реализуется ряд государственных программ в сфере экологического развития, а 2017 год объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий. На заседании Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущего поколения» (декабрь 2016 г.) были обозначены приоритетные проблемы экологического развития, требующие своего решения:
Целевым ориентиром строительной деятельности в регионах является формирование и развитие комфортной среды жизнедеятельности человека. При этом важное значение имеют характеристики, определяющие комфортность как внутренней так и внешней среды обитания человека.
Для успешного развития строительного бизнеса становится все более востребованной стратегия ориентации бизнес-процессов компании на удовлетворение потребностей общества в экологической строительной продукции. Для достижения значимых финансовых результатов деятельности строительный бизнес вынужден адаптироваться к качественному изменению потребностей. Становление института социально-экологической ответственности (СЭО) имеет непосредственную взаимосвязь с экологизацией потребностей в строительной продукции, которая означает «ориентированность потребителей (заказчиков, покупателей) на экологические характеристики строительной продукции при принятии решения о выборе объекта инвестирования средств» [1. С.448].
В иерархии форм ответственности бизнеса, предложенной Д.П. Фроловым и А.А. Шулимовой [2], СЭО следует отнести к высшему уровню социально-гуманитарной ответственности как реагирование на актуальные социальные проблемы, вызванные изменением экологических условий жизни человека. Если экологическая ответственность обусловлена требованиями нормативно-законодательных актов обязательного применения, то СЭО бизнеса основана на соблюдении обязательных экологических требований и нормативов, а также на инициативной деятельности хозяйствующих субъектов. Предприятия и организации выходят за рамки нормативно-законодательной базы и инициируют принятие дополнительных, повышенных социальных и экологических требований, которым должна удовлетворять производственная деятельность предприятий и ее результаты (продукты, работы, услуги) [3]. Роль добровольных институциональных инициатив «заключается не в замене государственного регулирования, но в заполнении правовых «разрывов» в этой сфере и дополнении существующих норм и форм контроля» [2. С. 130].
Актуальность научной проблемы обусловлена необходимостью исследования предпосылок и обоснования необходимости институциональных преобразований в сфере регулирования строительной деятельности, соответствующих требованиям устойчивого развития территорий. В этой связи, актуальной проблемой, требующей своего решения, является поиск эффективных механизмов взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности, стимулирующих развитие инструментов и форм реализации социальной и экологической ответственности строительного бизнеса.
Институциональная среда определяет условия производственной, финансовой и экологической деятельности хозяйствующих субъектов. Для достижения целей социально и экологически ориентированного развития система институтов СЭО должна охватить всех участников инвестиционно-строительных проектов, все этапы градостроительной деятельности и этапы жизненного цикла строительной продукции. В процесс выработки добровольных инициатив следует вовлечь не только проектировщиков, строителей, общественные организации и движения, население, но и архитекторов, заказчиков (застройщиков), инвесторов. В настоящее время, некоторое снижение административных барьеров в строительстве, наличие случаев «обхода» норм градостроительного законодательства свидетельствуют об определяющей роли застройщиков и инвесторов в процессе реализации инвестиционно-строительных проектов. Заказчики берут на себя большую часть полномочий, отводя архитекторам второстепенные роли.
Между тем, признавая значимость деятельности всех субъектов инвестиционно-строительной деятельности в формировании и реализации градостроительной политики, отметим особую роль архитектора. В процессе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий определяются потенциальные возможности обеспечить комфортность и безопасность среды, в том числе за счет использования возможностей природного ландшафта, сохранности памятников истории и архитектуры, объектов культурного наследия. В процессе разработки планировочных решений есть возможность предусмотреть размещение объектов, выполняющих социализирующую, коммуникативную, рекреационную функции и обеспечивающих социально-психологический комфорт селитебных территорий. Для развития человеческого потенциала важную роль играет культурный ландшафт города [4].
Визуальное восприятие объектов недвижимости, жилых комплексов зависит от эстетического облика и архитектурной выразительности объектов, которое определяется в процессе архитектурно-строительного проектирования. Комфортность внутренней среды, микроклимат жилища, экологические характеристики применяемых материалов, энергоэффективность инженерного оборудования и систем зависят от объемно-планировочных и конструктивных решений.
В настоящее время активно идет работа по актуализации федерального закона N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности». Рабочая группа экспертов Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) разработала концепцию проекта закона «Об архитектуре». Одна из приоритетных задач – это обеспечение повышения степени вовлеченности и ответственности архитекторов за решение государственных приоритетных задач, в том числе в сфере формирования качественной среды жизнедеятельности человека, качества возводимых зданий и объектов благоустройства [5]. Институционализация архитектуры рассматривается как средство формирования среды жизнедеятельности человека.
Значимость архитектурной деятельности для общества обуславливает необходимость расширение формата участия архитекторов в решении приоритетных задач создания комфортной среды. Эта проблема может быть решена путем вовлечения архитекторов в систему институтов СЭО строительного бизнеса.
В течение последних десяти лет в России значительно активизировались процессы экологизации экономического развития общества. Разработаны и реализуются стратегические программы, обновлены нормативно-законодательные акты («Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»; План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года; Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы; Технологическая платформа (ТП) «Технологии экологического развития»; Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2014 г. N 398-р «О комплексе мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий» (НДТ); Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ внесены изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды», введена статья 28.1. Наилучшие доступные технологии. Внесены изменения в ФЗ «Об экологической экспертизе», расширяющих перечень объектов экспертизы.). Ключевыми проблемами экологически ориентированного развития строительной сферы стали задачи обеспечения энергоэффективности строительного производства, формирование комфортной среды жизнедеятельности, развития «зеленого строительства». Последняя задача решается как раз с применением механизмов добровольного применения. Усовершенствована Система добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты» (зарегистрирована 08.04.2011 г.), «Экологический Паспорт», зарегистрированная 02.12.2010 г. С 01.03. 2013 г. введен Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54964-2012. Оценка соответствия. Экологические требования к объекту недвижимости. В 2014 году принят первый, адаптированный для российских условий, стандарт соответствия экологическим требованиям и энергоэффективности – GREEN ZOOM, по которой в 2015 году сертифицировано 15 объектов. Значительно активизировались процессы участия гражданского общества в решении социально значимых градостроительных проектов.
Дальнейшее успешное развитие СЭО строительного бизнеса требует упорядочения и формализации взаимоотношений, возникающих в процессе экологического сопровождения строительной деятельности на протяжении всего жизненного цикла строительной продукции. При этом инструменты и механизмы добровольного применения гармонично интегрируются с системой обязательных норм и правил. В процесс вовлечены бизнес-структуры строительной деятельности, которые функционируют в пределах определенной территории, органы управления развитием территорий и общественные структуры. При определении условий и формировании схем взаимодействия важно соблюдать принцип «партнерства». Развитие социально-экологической ответственности выгодно всем – обществу, бизнесу и власти.
Таким образом, институционализацию СЭО строительного бизнеса можно определить как процесс формализации взаимосвязей субъектов инвестиционно-строительной деятельности, в котором социально и экологически ориентированные действия становятся упорядоченными в систему устойчивых структур и взаимосвязей. Институциональную среду, определяющую условия для развития СЭО строительного бизнеса, формирует система институтов регулирования строительной деятельности, в которую интегрированы инструменты и механизмы эколого-ориентированного регулирования инвестиционно-строительной деятельности [6].
Структуру институциональной среды формируют институты:
Отправным моментом для процесса институционализации СЭО строительного бизнеса является ориентированность потребителей (заказчиков, покупателей) на экологические характеристики строительной продукции при принятии решения о выборе объекта инвестирования средств (рис. 1). Экологизация потребностей населения в строительной продукции учитывается при разработке стратегических и оперативных планов развития градостроительной деятельности.
Рис. 1. Этапы институционализации социально-экологической ответственности строительного бизнеса
Концепция становления института СЭО строительного бизнеса предполагает определение миссии и основных задач. Миссия заключается в декларировании и выполнении императива социальных и экологических приоритетов в процессе разработки и реализации инвестиционно-строительных проектов развития территорий. На уровне предприятия миссия выполняется в процессе проектирования и строительства отдельных объектов, сооружений, выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ. Основные задачи института СЭО строительного бизнеса: обеспечение высоких стандартов качества жилищных условий; создание комфортной и безопасной среды обитания; создание конкурентоспособной и экологичной продукции и производств; обеспечение взаимодействия бизнеса, власти и населения в процессе принятия решений по размещению строительных объектов; распространение опыта «зеленого строительства» в социальной, промышленной и инфраструктурной сферах; природосберегающее использование ресурсного потенциала территории; формирование архитектурного облика региона, сохранение самобытной культуры; подготовка кадров, проведение программ переобучения, направленных на формирование профессиональных компетенций специалистов с учетом современных тенденций экологически ориентированного развития; поддержка общественно-значимых проектов; формирование банка данных и системы открытой информации для участников ИСД, потребителей строительной продукции.
Мониторинг развития СЭО строительного бизнеса осуществляется на основе отслеживания системы количественных и качественных индикативных показателей, ориентированных на результат деятельности (табл. 1). На основе количественных и качественных показателей формируется рейтинг строительных компаний, который в дальнейшем используется в качестве дополнительной характеристики деятельности подрядной организации для участия в конкурсах, тендерах.
Таблица 1 – Система индикативных показателей социально-экологической ответственности бизнеса
Количественные | Качественные |
– доля объектов, сертифицированных в системе «зеленых стандартов»;
– доля инвестиций в реализацию экологических мероприятий; – сумма штрафов за нарушение экологического законодательства; – количество случаев приостановки строительства в связи с обращением граждан; – доля занятых во вредных условиях труда; – доля затрат на целевую подготовку специалистов; – доля инвестиций в ресурсосберегающие технологии производства; – доля утилизируемых отходов; – доля строительных объектов по классам энергоэффективности; – природоемкость, энергоемкость, экологоемкость продукции (работ); – процент снижения эксплуатационных расходов по зданиям в связи с применением ресурсосберегающих технологий; – прирост выручки, обусловленный экологическими характеристиками продукции (работ); – финансовое участие в социальных и экологически ориентированных программах, доля от выручки. |
– информированность потребителя о социально-экологических характеристиках продукции;
– применение систем экологического менеджмента; добровольных экологических обязательств; – разработана политика в области социальной и экологической ответственности; – наличие службы (подразделения) экологического менеджмента; – функционирующая система экологической безопасности труда; – внедрение технологий «Зеленый офис»; – участие в экологических акциях; – наличие нефинансовых отчетов для стейкхолдеров; – вовлеченность персонала; – широта (диапазон) аспектов, по которым предприятие берет на себя СЭО; – временной период реализации СЭО (эпизод, постоянное внимание); – имидж и деловая репутация компании; – проведение инициативных акций. |
Экорейтинг строительной компании |
Таким образом, формирование и практическая реализации концепции СЭО зависит от развития процесса институционализации на всех уровнях хозяйствования и вовлеченности как государственных структур и бизнеса, так и некоммерческих и общественных организаций, объединений, ассоциаций. Инструменты и механизмы, обеспечивающие выполнение социально-экологических приоритетов производственной деятельности, различаются по уровням хозяйствования и решаемым задачам.
Предприятия строительного комплекса в рамках своей производственной деятельности ориентируются на применение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, разработку и реализацию проектов экологического строительства, инициирование социально-экологических инициатив. Государственные и муниципальные структуры создают условия для реализации потенциала СЭО строительного бизнеса: совершенствуют нормативно-правовую базу; организуют взаимодействие представителей власти, бизнеса и представителей гражданского общества; организуют работу координационных советов; участвует в качестве публичного партнера в реализации проектов государственно-частного партнерства. Государство участвует в проектах не только как партнер, финансирующий проект. Публичный партнер является проводником и защитником социальных прав граждан, в том числе прав на безопасную и благоприятную среду жизнедеятельности.
Ответственность за социальные и экологические условия развития человеческого потенциала нельзя перекладывать только на бизнес и государство. В процесс активно включаются общественные организации, некоммерческие организации и ассоциации. Задача этих организаций заключается в исследовании предпочтений, выявлении тенденций общественного развития, продвижении общественных инициатив, поддержке социально-экологических проектов, реализации программ экологического образования, формирования и развития экологической культуры, осуществлении гражданского контроля за реализацией инвестиционно-строительных проектов.
В качестве площадки для интеграционного взаимодействия власти, бизнеса и общества может быть использован опыт организации платформ. В частности, целесообразно создать платформу «ЭКО-ГРАД-СТРОЙ», которая возьмет на себя функции генерирования и продвижения инициатив в сфере социально-экологической ответственности строительного бизнеса. Использование подобной платформы позволит согласовать интересы участников инвестиционно-строительной деятельности, предотвратить возможные последствия спорных вопросов, способствовать продвижению пионерных проектов и инициатив. Интеграция в рамках платформы создаст дополнительные возможности для реализации потенциала социально-экологической ответственности строительного бизнеса в интересах устойчивого развития территорий.
Библиографический список