Главная страница » Публикации » 2021 » №3 (96) » Методология цифровой финансовой устойчивости

Методология цифровой финансовой устойчивости

Methodology of digital financial stainability

Методология цифровой финансовой устойчивости

Авторы

No items found

Аннотация

В статье рассмотрены направления развития экономики Свердловской области. Приведены примеры документов, являющихся основой методологии цифровой финансовой устойчивости. Дано определение понятию «цифровая экономика». Авторы предлагают к рассмотрению классическую методологию построения бизнес и ИТ-систем. В статье обозначены направления, в которых складывается методология цифровой трансформации.

Ключевые слова

цифровизация, устойчивая экономика, цифровая финансовая устойчивость, цифровая финансовая трансформация, методология цифровой финансовой устойчивости, региональное развитие, Свердловская область.

Рекомендуемая ссылка

No items found. Методология цифровой финансовой устойчивости // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (96). Номер статьи: 9612. Дата публикации: 22.12.2021. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9612/

DOI 10.24412/2226-9339-2021-396-12

Authors

No items found

Abstract

In this article there are directions of development of economics of Sverdlovsk region. Examples of documents that are a base of methodology of digital financial stainability are in this paper. It is make a definition of digital economics. Authors suggest analyzing a classic methodology of business and IT-systems. There are directions of methodology of digital transformation in this article.

Keywords

digitalization, sustainable economy, digital financial sustainability, digital financial transformation, digital financial sustainability methodology, regional development, Sverdlovsk region

Suggested citation

No items found. Methodology of digital financial stainability // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (96). Art. #  9612. Date issued: 22.12.2021. Available at: https://sovman.ru/article/9612/


Введение

В целях содействия дальнейшему социально-экономическому развитию и повышению потенциала территории разрабатываются различные стратегические документы, программы, проекты. Не случайно в мае 2018 года и в последующем 2020 году Президент России издал указы о национальных целях и задачах [1, 2], направленных на научно-технологическое и социально-экономическое развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для проживания. Именно из таких направлений складывается понятие «устойчивое развитие».

Национальные проекты, реализующиеся на сегодняшний день, отвечают за развитие страны в различных направлениях. Однако, национальный проект «Производительность труда», от которого зависит производственный потенциал, в большей степени отражает цели на устойчивое развитие, особенно для индустриальных регионов.

Поскольку Свердловская область традиционно является промышленным центром России, экономика региона зависит от развития промышленного комплекса. Треть валового регионального продукта составляют обрабатывающие производства. Именно в этих отраслях наблюдается рост применения высокотехнологичных и наукоемких технологий, в том числе цифровых сервисов. Ряд предприятий вводят в производство автоматизированные комплексы, разрабатывают различные приложения для снижения нагрузки на сотрудников, повышения уровня производительности и, как следствие, увеличение финансовых показателей предприятия в частности и всего региона в целом.

Цифровизация процессов и производств прочно входит в окружающую среду, в том числе и в промышленность.

Переход к цифровой экономике обусловливает необходимость цифровой трансформации высокотехнологичных предприятий. Цифровая трансформация, основу которой составляют информационные технологии и роботизация производства, реализуется путем реинжиниринга бизнес-стратегии высокотехнологичного предприятия и формирования единого информационного пространства. Цифровая трансформация способствует увеличению доли информационно-интеллектуальных активов в имущественном потенциале высокотехнологичного предприятия, росту его фундаментальной стоимости [4, 545].

С точки зрения развития цифровой экономики и реализации одноименного национального проекта целью цифрового устойчивого развития является создание безопасных условий для функционирования цифровой инфраструктуры, обработки и передачи больших данных, использование отечественного программного обеспечения.

Достижение данных направлений будет способствовать широкому внедрению и использованию цифровых методов и ресурсов, расширению номенклатуры производимой продукции, увеличению объемов производства.

С любой стороны цифровизация влияет на обеспечение устойчивого развития.

Для Свердловской области векторами развития, установленными Стратегией социально-экономического развития до 2030 года, являются повышение качества жизни населения, представляющего Свердловскую область как привлекательную для жизни и развития человека территорию, и повышение конкурентоспособности Свердловской области в глобальной экономике [3]. Преодолев сложности и барьеры, стоящие перед регионом, можно будет говорить о финансовой стабильности.

Финансовый сектор российской экономики за последние четыре года претерпел существенные потрясения, связанные с введением антироссийских санкций, которые коснулись указанного сегмента самым непосредственным образом [5; 8, 160].

К примеру, крупное российское предприятие, единственное по производству титана, претерпело несколько изменений в связи с введенными санкциями, отчего доходная часть Свердловской области также пострадала: вместо десятка миллиардов запланированных налоговых доходов, регион получит меньше одного миллиарда рублей.

Поэтому важным становится снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках [5; 12]. Это задача поставлена и на федеральном уровне, и на региональном. Хотя надо иметь ввиду, что тренды развития регионов напрямую зависят от федеральных направлений.

 

Обсуждение

Методологией цифровой финансовой трансформации можно считать перечисленные документы долгосрочного и стратегического развития, программы отраслей, внедряющих цифровые методы и приемы достижения поставленных целей.

Ряд исследователей считает, что цифровая экономика – парадигма ускоренного экономического развития, цель которой – внедрение цифровых бизнес- и операционных моделей на базе интегрированной ИТ-платформы, в совокупности обеспечивающих преобразование материальной основы для производства продукции, работ и услуг, существенного роста компетенций работающих, появления новых видов информации, алгоритмов, методов и инструментов глубинной обработки данных [9, 224; 13].

Финансовый план цифровой устойчивости и трансформации содержит ряд мероприятий, совокупно оцененный в 18 376 млрд. рублей, причем большая часть средств является внебюджетными источниками, то есть тем средствами, которые предприятия хотят вложить в цифровизацию своих процессов. Модернизация предприятия позволит обеспечить совершенствование, саморазвитие предприятия на средне- и долгосрочную перспективу. Такой подход позволяет совместить в первую очередь, бюджетные и внебюджетные источники, повысить качество взаимодействия между органами власти и бизнесом.

Нужно отметить, что государство способствует развитию цифровой экономики только финансово, предоставляя меры поддержки российским компаниям – разработчикам и заказчикам российского софта, и предлагает широкий набор сервисов для развития предприятия.

Государственная информационная система промышленности предполагает устойчивую работу предприятия с помощью доступных методов организации производственного процесса: от участия в конкурсах на получение инструментов поддержки до обеспечения закупочной деятельности между предприятиями, тем самым развивая кооперационные связи предприятий и в части производства и сбыта продукции, и в части развития цифровой экономики.

 

Результаты исследований

Методология как учение о методах, способах изучения предмета относительно цифровой финансовой устойчивости характеризуется рядом ключевых принципов, которые способствуют улучшению качества предоставления электронных цифровых услуг, развитию технологических процессов.

В контексте методологии цифровой трансформации социально-экономических систем необходимо также сформулировать и рассмотреть основные трансформационные инструменты, посредством которых осуществляются преобразования существующих концепций и форм функционирования социально-экономических систем и формирование новой модели. В связи с этим, одним из приоритетных предметов исследования и анализа становятся бизнес-процессы, поскольку непосредственно описание бизнес-процесса – это единственный способ смоделировать будущее состояние социально-экономической системы и представить, как она будет функционировать после внедрения трансформационных технологий [10, 34; 11].

Классическая методология построения бизнес- и ИТ-систем основана на следующих концепциях [9, 224]:

  1. Архитектурное моделирование цифрового предприятия на основе архитектурного фреймворка, инструментов и методов;
  2. Гибкое управление проектом цифровой трансформации предприятия.

Традиционный набор моделей бизнес- и ИТ-системы предприятия следующий:

  • бизнес-канва, описывающая бизнес-модель предприятия;
  • организационная структура, определяющая состав и назначение структурных подразделений, их местоположений;
  • оргштатная (ролевая) структура, которая закрепляет компетенции (знания + навыки + владение определенными технологиями и инструментами) за ролями исполнителей управленческих и производственных функций;
  • функциональная структура системы управления, определяющая подсистемы и комплексы управленческих задач;
  • потоки работ (Work Flow), бизнес-процессы, раскрывающие содержание основной, вспомогательной и управленческой деятельности;
  • информационная – состав и структура данных (Entity Relationship Diagrams), формы представления информационных сообщений (документов), информационные связи элементов системы управления, схемы документопотоков (Data-Flow-Diagrams);
  • архитектура приложений — состав, структура и типы программных компонентов (программные модули, процедуры, сервисы, микро-сервисы);
  • ИТ-инфраструктура или технологическая архитектура — платформа ИТ- и киберфизических систем;
  • мотивационные для стейкхолдеров, основанные на бизнес-анализе предметной области для формулирования бизнес-требований к ИТ-системе;
  • бизнес-стратегия, возможности предприятия (Capabilities);
  • ИТ-стратегии, выровненные по отношению к бизнес-стратегии;
  • ресурсов для реализации стратегий бизнеса и ИТ.

Другими словами, получается финансовая устойчивость зависит от качества внедрения «цифры» на предприятиях и организация, осуществляющих деятельность на территории рассматриваемого субъекта.

В Свердловской области развитию цифровой экономики обращено повышенное внимание. Однако, есть узкий момент в части разграничения цифровой трансформации государственных и муниципальных органов и внедрение и использование современных механизмов на производстве.

Понятно, что в каждом случае финансовая нагрузка будет соответствующей. Переход на российский софт занимает и временные установки, и кадровые, и финансовые издержки.

Следующая проблема состоит в том, что разработчики методологии цифровой эволюции имеют разноплановые взгляды на перспективы цифровой экономики и общества, а также на средства достижения поставленных целей. На сегодняшний день нет четкого понимания, зачем нужен переход на цифровой уровень. новый технологический уклад, гонка за инновациями, внедрение искусственного интеллекта, управляемого самим человеком? Список можно продолжать и дальше, однако, глобализация мирового общества диктует новые правила и реалии построения современного мира.

Как и любая другая система цифровизация общества, цифровая экономика имеет свои преимущества, недостатки, а также возможные риски.

Заслуживает внимание опыт американских коллег по всестороннему исследованию проблемы неравенства, материалы о котором опубликованы в журнале «В мире науки». Отмечается, что в США среди развитых стран наиболее высокий уровень экономического неравенства, что сказывается на равенстве возможностей, на продолжительности жизни при самых высоких затратах на здравоохранение, на биологических повреждениях тела и мозга, а также способствует катастрофическому ухудшению окружающей среды. Дж. Стиглиц в качестве экономических причин неравенства называет переход США от обрабатывающей промышленности к экономике, основанной на сфере услуг и новых формах эксплуатации, которые усиливаются цифровыми технологиями [6, 28;15].

Применительно к Российской Федерации полного перехода от отраслей промышленного блока к сфере услуг не произойдет, поскольку российское предоставление услуг уязвимо в условиях введения ограничительных мер, различных локдаунов и т.д.

Это подтверждается фактами, произошедшими в недавнем прошлом. В связи с пандемией сфера услуг в большей части вынуждена была полностью ограничить свою деятельность. Отдельные ее виды были признаны пострадавшими. Напротив, обрабатывающая промышленность нарастила свои результаты. Относительно итогов развития Свердловской области темп роста 2020 года к 2019 году составил 1,7% по объему отгруженной продукции, и 2,3% по индексу промышленного производства.

Малый и средний бизнес, осуществляющий деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания, зрелищных мероприятий только спустя несколько месяцев начинает восстанавливаться.

Методология цифровой трансформации в условиях общемирового экономического кризиса складывается в трех направлениях, которые в ближайшей перспективе будут претерпевать некоторые трудности в связи со снижением финансирования проектов цифровой экономики:

  1. Внедрение новых механизмов в цепочку производственного процесса и последующего предоставления услуг сервиса в течение жизненного цикла продукции;
  2. Развитие контактируемых между собой отраслей: развитие кооперации между производством, исследованиями и технологиями внедрения;
  3. Совершенствование технологического процесса, переход на автоматизированные процессы (программное управление, роботизация).

Анализируя все три направления, можно согласиться со следующим тезисом, что большинство существующих методик не применимо для исследования цифровой трансформации промышленности в разрезе регионов. Ограничения связаны как непосредственно с набором входящих в расчетный индекс показателей, так и с методикой сборки интегрального индекса в условиях неоднородности объектов в промышленном секторе. Измерение индекса цифровизации промышленности должно учитывать специфику и разнообразие исследуемых объектов, динамику изменений основных показателей в процессе цифровой трансформации, а также особенности социальных и экономических последствий [7, 40; 14].

 

Выводы

Таким образом, цифровая финансовая трансформация развивается преимущественно в промышленном блоке, влияющем на развитие экономики. Применительно к Свердловской области, цифровизация развивается в двух направлениях: среди органов власти, переход на предоставление услуг в электронном виде, и среди промышленников, внедряя новые технологии и методы в производственные цепочки, технологические процессы.

Читайте также






Библиографический список

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / [Электронный ресурс] URL: сonsultant.ru, свободный.
  2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» / [Электронный ресурс] URL: сonsultant.ru, свободный.
  3. Закон Свердловской области от 21.12.2015 № 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы» / [Электронный ресурс] URL: сonsultant.ru, свободный.
  4. Батова, М.М., Баранова, И.В., Майоров, С.В., Коробченко, О.В. Методология и практический инструментарий цифровой трансформации высокотехнологичных предприятий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2019. – №4. – С. 543-560.
  5. Горохова, С.С. Устойчивое развитие национальной финансовой системы как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Банковское право. – 2019. – № 3. – С. 38-44 / [Электронный ресурс] URL: сonsultant.ru, свободный.
  6. Герасимова, И.А. Цифровая трансформация экономики и общества: проблемы методологии исследования // Цифровой ученый: лаборатория философа. – 2019. – Т. 2. – № 4. – С. 21-29.
  7. Евдокимова, Е.Н., Куприянова, М.В., Соловьев,а И.П., Симикова, И.П. Цифровая трансформация промышленности: проблемы управления, методология оценки. – Рязань, 2020.
  8. Звягин, А.А. Высокие технологии. Госвмешательство VS невидимая рука рынка. // Экономика высокотехнологичных производств. 2020. – Т. 1. – № 4. – С. 155-172.
  9. Ильина, О.П., Барабанова, М.И. Методология гибкой цифровой трансформации предприятия // В сборнике: Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. Труды 5-ой Международной научной конференции. – 2019. – С. 223-232.
  10. Кудбиев, Ш. Методологические аспекты цифровой трансформации // International scientific review. – 2020. – №LXVII. – С. 29-36.
  11. 9 Of The Most Popular Project Management Methodologies Made Simple // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://thedigitalprojectmanager.com/project-management-methodologies-made-simple/, свободный.
  12. How to win at digital transformation // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.forbes.com/forbesinsights/hds_digital_maturity/HowToWinAtDigitalTransformation.pdf, свободный.
  13. The digital finance imperative: measure and manage what matters next // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.oracle.com/webfolder/s/delivery_production/docs/FY16h1/doc16/Oracle-CIMA-Thought.pdf, свободный.
  14. Ten benefits of digital financial management // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.accountor.com/en/finland/article/ten-benefits-digital-financial-management, свободный.
  15. Why We Need to Promote Digital Financial Literacy // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://development.asia/policy-brief/why-we-need-promote-digital-financial-literacy, свободный.

References

  1. About national goals and strategic challenges of development of the Russian Federation for 2024 year [O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda]/ Decree of the President of the Russian Federation by 07.05.2018 № 204 // [Electronic resource] URL: сonsultant.ru, free.
  2. About national goals of development of the Russian Federation for 2024 year [O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda]/ Decree of the President of the Russian Federation by 21.07.2021 // [Electronic resource] URL: сru, free.
  3. About Strategy of socio-economic development of Sverdlovsk region during 2016-2030 years [O Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na 2016–2030 gody]// law of Sverdlovsk region by 21.12.2015 № 151-RL // [Electronic resource] URL: сru, free.
  4. Batova, M.M., Baranova, I.V., Mayorov, S.V., Korobenko, O.V. Methodology and practice instrument digital transformation of high-technological bsinessess [Metodologiya i prakticheskiy instrumentariy tsifrovoy transformatsii vysokotekhnologichnykh predpriyatiy]// MID (Modernization, innovations, development). – 2019. – №4. – Pp. 543-560.
  5. Gorokhova, S.S. Stainable development of national financial system as a factor of providing economic security of the Russian Federation [Ustoychivoye razvitiye natsional’noy finansovoy sistemy kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii]// Bank law. – 2019. – № 3. – С. 38-44 / [Electronic resource] URL: сonsultant.ru, free.
  6. Gerasimova, I.A. Digital transformation of economics and society: problems of methodology of researching [Tsifrovaya transformatsiya ekonomiki i obshchestva: problemy metodologii issledovaniya]// Digital scientist: laboratory of philosopher. – 2019. – Т. 2. – № 4. – С. 21-29.
  7. Evdokimova, E.N., Kupriyanov,a M.V., Solovieva, I.P., Simikova, I.P. Digital transformation of industry: problems of management, methodology of assessment [Tsifrovaya transformatsiya promyshlennosti: problemy upravleniya, metodologiya otsenki]. – Ryazan, 2020.
  8. Zvyagin, A.A. High technologies. State invasion VS invisible hand of market [Vysokiye tekhnologii. Gosvmeshatel’stvo VS nevidimaya ruka rynka]// Economics of high technologies’ businesses. – 2020. – Т. 1. № 4. – Pp. 155-172.
  9. Ilina, O.P., Barabanova, M.I. Methodology of flex digital transformation of business [Metodologiya gibkoy tsifrovoy transformatsii predpriyatiya]// In collection: Technological perspectives in the frames of Eurasian space: new markets and points of economic growth. Materials of the 5th of International scientific conference. – 2019. – Pp. 223-232.
  10. Kudriev, Sh. Methodological aspects of digital transformation of business [Metodologicheskiye aspekty tsifrovoy transformatsii]// International scientific review. – 2020. – №LXVII. – Pp. 29-36.
  11. 9 Of The Most Popular Project Management Methodologies Made Simple // [Electronic resource] URL: https://thedigitalprojectmanager.com/project-management-methodologies-made-simple/, free.
  12. How to win at digital transformation // [Electronic resource] URL: https://www.forbes.com/forbesinsights/hds_digital_maturity/HowToWinAtDigitalTransformation.pdf, free.
  13. The digital finance imperative: measure and manage what matters next // [Electronic resource] URL: https://www.oracle.com/webfolder/s/delivery_production/docs/FY16h1/doc16/Oracle-CIMA-Thought.pdf, free.
  14. Ten benefits of digital financial management // [Electronic resource] URL: https://www.accountor.com/en/finland/article/ten-benefits-digital-financial-management, free.
  15. Why We Need to Promote Digital Financial Literacy // [Electronic resource] URL: https://development.asia/policy-brief/why-we-need-promote-digital-financial-literacy, free.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх