Экономическая интеграция

Экономическая интеграция

Экономическая интеграция – это унификация экономической политики между различными государствами путем частичной или полной отмены тарифных и нетарифных ограничений на торговлю.

Ekonomicheskaya integratsiya В экономике слово «интеграция» впервые было использовано в промышленной организации для обозначения комбинаций коммерческих фирм через экономические соглашения, картели, концерны, тресты и слияния — горизонтальная интеграция относится к комбинациям конкурентов, вертикальная интеграция — к комбинациям поставщиков с клиентами.

Эффекты стимулирования торговли, подразумеваемые посредством экономической интеграции, являются частью современной экономической теории второго лучшего, где, теоретически, лучшим вариантом является свободная торговля со свободной конкуренцией и без каких-либо торговых барьеров. Свободная торговля рассматривается как идеалистический вариант, и, хотя она реализуется в некоторых развитых государствах, экономическая интеграция считается «вторым лучшим» вариантом для глобальной торговли, где существуют барьеры для полной свободной торговли.

Экономическая интеграция, в свою очередь, должна привести к снижению цен для дистрибьюторов и потребителей с целью повышения уровня благосостояния и повышения экономической производительности государств.

Цели экономической интеграции:

  1. Экономическое обоснование увеличения торговли между государствами-членами экономических союзов основывается на предполагаемом росте производительности от интеграции. Это одна из причин развития экономической интеграции в глобальном масштабе, явление, которое в настоящее время реализуется в континентальных экономических блоках.
  2. Сравнительное преимущество относится к способности человека или страны производить конкретный товар или услугу с более низкими  предельными и альтернативными издержками по сравнению с другими.
  3. Эффект масштаба относится к ценовым преимуществам, которые предприятие получает за счет расширения. Существуют факторы, которые приводят к падению средних затрат производителя на единицу продукции по мере увеличения масштабов производства. Эффект масштаба является долгосрочной концепцией и относится к снижению удельных затрат по мере увеличения размера объекта и уровней использования других ресурсов.

Этапы экономической интеграции

Степень экономической интеграции можно разделить на семь этапов (форм):

  1. Преференциальная торговая площадка;
  2. Зона свободной торговли;
  3. Таможенный союз;
  4. Единый рынок;
  5. Экономический союз;
  6. Экономический и валютный союз;
  7. Полная экономическая интеграция.

Они различаются по степени унификации экономической политики, причем самой высокой является завершенная экономическая интеграция государств, которая, скорее всего, будет включать в себя и политическую интеграцию.

Etapy ekonomicheskoy integratsii
Этапы экономической интеграции

Основными признаками интеграции являются:

  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
  • структурные изменения в экономике стран-участниц;
  • необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Зона свободной торговли (ЗСТ) образуется, когда по крайней мере два государства частично или полностью отменяют таможенные тарифы на своей внутренней границе. Чтобы исключить региональное применение нулевых тарифов в рамках ЗСТ, существует правило сертификата происхождения для товаров, происходящих с территории государства-члена ЗСТ.

Таможенный союз вводит единые тарифы на внешних границах союза (CET, общие внешние тарифы). «Валютный союз» вводит общую валюту. «Общий рынок» добавляет к соглашению о свободной торговле свободное движение услуг, капитала и рабочей силы.

Экономический союз сочетает в себе таможенный союз с общим рынком. «Фискальный союз» вводит общую фискальную и бюджетную политику. Для того чтобы быть успешными, более продвинутые интеграционные шаги, как правило, сопровождаются унификацией экономической политики (налогообложение, социальные пособия и т.д.), снижением остальных торговых барьеров, введением наднациональных органов и постепенным переходом к завершающей стадии — «политическому союзу».

Глобальная экономическая интеграция

Глобализация относится к растущим глобальным отношениям культуры, людей и экономической деятельности.

С началом экономического кризиса в 2008 году мировая экономика начала реализовывать немало инициатив на региональном уровне. Это объединение между ЕС и США, расширение Евразийского экономического сообщества. Это и создание БРИКС с банком его членов, и, в частности, высокая мотивация создания конкурентоспособных экономических структур в рамках Шанхайской организации, а также создание банка с применением множества мультивалютных инструментов.

Преимущества экономическая интеграция:

  • увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства;
  • возрастает конкуренция между странами;
  • увеличение прямых иностранных инвестиций;
  • расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
  • распространение новейших технологий.

Отрицательные последствия экономическая интеграция:

  • для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;
  • олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;
  • эффект потерь от увеличения масштабов производства.

Эффективность интеграционных процессов

При создании интегрированных образований обязательно должен присутствовать эффект интеграции, делающий само объединение различных субъектов в общую систему взаимовыгодным и экономически эффективным. Эффект интеграции можно определить как сумму всех выгод от интеграционных процессов для каждого ее участника, включая экономические, технологические, информационные, маркетинговые и финансовые составляющие, — выгод, извлечение которых было бы невозможно при разрозненном функционировании участников. Единой методики измерения данного показателя не существует, и определение целесообразности создания интегрированной структуры — задача довольно сложная.

В экономической науке выделяются следующие концептуальные подходы к оценке эффективности интеграционных процессов:

  • подход, основанный на трансакционных издержках. Он концентрирует внимание на возможностях разных форм экономии путем упорядочения рыночного поведения отдельных фирм на основе заключения долгосрочных контрактов, регулирующих совместную деятельность;
  • подход, ориентирующий на возможности обеспечения конкурентных преимуществ. Согласно ему, интеграционные решения должны быть нацелены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ компании;
  • подход, акцентирующий внимание на потенциале взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений. Признаками эффективной интеграции в этом случае можно считать развитие системы взаимных связей и отношений, интенсивный обмен финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами, устойчивость финансового положения компании;
  • подход, основанный на получении синергетического эффекта, наличии операционной экономии на основе устранения дублирования управленческих функций и их централизации, а также за счет прочих выгод, связанных с ростом масштабов производства, диверсификацией;
  • подход, связанный со спецификой взаимодействия акционеров и управляющих. Главная цель — привести в соответствие действия управляющих корпорации и собственников.

Каждый из данных подходов учитывает в основном только одну из сторон интеграции, акцентирует внимание на отдельных процессах. Однако процессы интеграции, особенно международные, очень многогранны и проявляются по-разному, поэтому существует необходимость использования комплексного подхода к оценке эффекта интеграции, учитывающего все его аспекты.

Рекомендуемая литература

  1. Далимов Р.Т. Динамика международной экономической интеграции: нелинейный анализ. Lambert Academic Publishing, 2011, 276 с.; ISBN 978-3-8433-6106-4, ISBN 3-8433-6106-1.
  2. Экономическая интеграция / С.А. Хавина // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Алексеев С. Оценка эффекта интеграции // Управление компанией. 2005. № 7. С. 50—53.
  4. Википедия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх