Экосистема в сфере образования: предпосылки и тренды
Ecosystem in the field of education: background and trends
Авторы
Аннотация
Целью данной статьи является раскрытие понятия образовательной экосистемы, а также предпосылок ее появления и трендов. В начале статьи рассмотрено само появление термина «экосистема» и отличительные факторы, после выявлены параметры, влияющие на становление образовательной экосистемы, а также недавние события, повлиявшие на образовательные процессы.
Ключевые слова
экосистема, образовательная экосистема, образование, образовательные институты, образовательная среда.
Финансирование
Материалы подготовлены в рамках научного мероприятия VP-2022: IV Международный конкурс исследовательских работ молодых ученых “Время перемен 2022” (Stars of Science and Education)
Рекомендуемая ссылка
Бородулин Вадим Александрович,Анохина Марина Егоровна. Экосистема в сфере образования: предпосылки и тренды // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (101). Номер статьи: 10101. Дата публикации: 25.01.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10101/
DOI 10.24412/2226-9339-2023-1101-1
Authors
Abstract
The purpose of this article is to reveal the concept of an educational ecosystem, as well as the prerequisites for its appearance and trends. At the beginning of the article, the very appearance of the term "ecosystem" and distinctive factors are considered, after which the parameters influencing the formation of the educational ecosystem are identified, as well as recent events that have influenced educational processes.
Keywords
ecosystem, educational ecosystem, education, educational institutions, educational environment.
Project finance
The materials were prepared as part of the scientific event VP-2022: IV International Research Competition for Young Scientists “Time of Change 2022” (Stars of Science and Education)
Suggested citation
Borodulin Vadim Aleksandrovich,Anokhina Marina Yegorovna. Ecosystem in the field of education: background and trends // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (101). Art. # 10101. Date issued: 25.01.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10101/
Введение
В текущее время мы можем наблюдать тренд к экосистемности бизнесов и различных структур и институтов. Учитывая глубокие преобразования системы образования и развитие направлений в онлайн-сегменте, в научном обществе все чаще идут дискуссии на тему образовательной экосистемы. Сейчас многие компании говорят о своей экосистемности, в числе которых есть компании из образовательного сегмента, например, Нетология-групп, Skillbox, Skyeng (Skysmart). Когда подобные компании или даже более крупные (СБЕР и Яндекс) говорят о построении экосистемы, речь скорее идет о диверсифицированном холдинге. Далее будут рассмотрены понятие и признаки экосистемы, тренды в образовательной среде, а также перспективы создания образовательной экосистемы.
Нынешние компании и рынки делают стратегические попытки применения природных моделей в управленческих и организационных системах. Это так называемая концепция биомимикрии, когда отдельные модели, структуры и механизмы из природы адаптируются и применяются в различных сферах деятельности человека. Такие утверждения, что «город или компания – это живой организм» или «дыхание рынка» свидетельствуют об этом [5, с.67].
Результаты исследований
Экологический термин «экосистема» был введен в научную сферу экономики и менеджмента американским ученым Джеймсом Муром в 1993 году. Его предложение заключалось в том, чтобы рассматривать организацию не отдельно, а в совокупности и во взаимодействии с другими участниками рынка. Исходя из этого он заключил, что экосистема представляет собой совместно развивающиеся и динамичное сообщество, состоящее из различных субъектов, которые получают новое содержание или создают его в процессе конкуренции и сотрудничества [5, с.70].
Однако также бытует мнение, что основателем термина «экосистемы» в предпринимательстве был британский экономист Дж. Вальдес в 1988 году, который подчеркивал, что структура экосистемы для старта нового бизнеса содержит два главных элемента: предпринимателя и его среду [8, с.74].
Эксперты из исследовательской команды McKinsey в своей работе «Digital/McKinsey: Insights» сделали прогноз еще в 2018 году, что развитие мировой экономики и ее успех напрямую зависит от развития экосистем [9].
Рассмотрим отличительные характеристики экосистем, которая также относится к образовательным экосистемам.
Таблица 1 – Признаки экосистемы
Экосистема | Не экосистема |
Разнообразный состав субъектов | Сеть одинаковых субъектов (например, филиалов одной образовательной компании) |
Ориентация на человека | В центре – ключевые показатели компании, которые могут не коррелировать с ценностями обучающихся |
Децентрализованное управление | Иерархическая структура «сверху-вниз» |
Система разнообразного финансирования | Объединение средств в руках одного спонсора |
Сотрудничество и синергетический эффект | Низкий уровень сотрудничества, влекущий за собой небольшие выгоды |
Интегрирующие системы (платформы и центры знаний) | Возможно партнерство, но без доступа к ресурсам других субъектов |
Эффективность системы достигается за счет участия в ней каждого субъекта и самореализации в сотрудничестве и конкуренции | Объедение без общей цели |
Наряду с образовательными экосистемами, которые представляет новую парадигму взаимодействия участников образовательных процессов, можно выделить понятие «экономико-социальная образовательная экосистема». Это структура, в которой взаимодействуют государственная власть, субъекты бизнеса, образовательные институты для обеспечения совместного технологического, экономического и образовательного развития [2].
К появлению образовательной экосистемы привели множество явлений и событий, которые являются предпосылками ее становления. Безусловно, главной из них является утверждение, что в настоящее время мы перешли от концепции «образование на всю жизнь» к «образование на протяжении всей жизни». Это глобальная тенденция во всем мире, которая имеет под собой потребность в создании уникальной среды для этого. Также стоит рассмотреть ряд других предпосылок:
- интеграция образования, появление образовательных бизнес-единиц в структурах холдингов;
- инновационность и разработка стартапов с сфере образования, исчезновение границ между образовательными и венчурными учреждениями;
- необходимость постоянного повышения квалификации, концепция lifelong education;
- появление новых трендов и подходов в образовании (геймификация, проектное обучение, иммерсивные образовательные технологии т.п.);
- тренд на практико-ориентированность и самообучение;
- потеря значимости для работодателя формального образования, и превалирование портфолио при трудоустройстве;
- вымирание множества профессий;
- влияние глобализации, пандемии и иных глобальных катастроф, мультикультурности, толерантности ведут к осознанию значимости в построении иной системы образования, собственной индивидуальной траектории [7].
Продолжая тематику последнего пункта, стоит отметить, что взаимодействие субъектов в образовательной экосистеме должно стремиться по отношению к обучающемуся создать индивидуальную образовательную траекторию обучения. Это подразумевает под собой адаптивность, модульность и персонализацию [3].
Среди стимулов, положительно влияющих к появлению образовательных экосистем, можно выделить также ряд параметров. Первый – это культура. Здесь важны ценности, убеждения и взаимоотношения субъектов. Культура строит возможности для улучшения, прорывных изменений, новаторству. Второй – процедуры и структуры, которые включают в себя нормативные акты и договоренности, способствующие образованию экосистем. Третий – реализация – разработка новых проектов, сотрудничество и сотворчество, исследования в этой тематики с призывами к действию. Четвертое – ключевые ресурсы, куда относятся технологии, человеческий капитал, финансирование, навыки и возможности [4].
Касаемо российских реалий, то в последние годы намечены тенденции, способствующие благоприятному развитию образовательной экосистемы. К примеру, это рост инвестиций в Edtech сфере.
Рис. 1 – Объем инвестиционных сделок на российском рынке онлайн-образования, $ млн.
Составлено автором на основе [1, c. 117]
Пандемия выступила мощным стимулом в инвестициях: темп роста объёма инвестиций в 2017–2019 гг. составил 69%, а в 2019–2021 гг. — уже 149%. Это огромная возможность для большинства компаний, а также благоприятная среда для создания стартапов. Это может говорить о том, что в ближайшее время будет наблюдаться фундаментальные изменения в Edtech из-за роста рынка, роста инвестиций и цифровизации.
Также, из года в год федеральные расходы на образование растут, хотя проблемы в этой сфере наблюдаются, и в обществе идут споры, что этих средств недостаточно для построения полноценной экосистемы. Однако положительные тенденции намечены.
Рис. 2 – Утвержденный федеральный бюджет на образование по годам, млрд руб.
Составлено автором на основе [6]
Этим событиям способствовали недавние факторы из социально-экономической сферы, такие как пандемия covid-19, дистанционный формат, развитие цифровой экономики, изменение требований рынка труда, развитие стартап-культуры, симбиоз сфер образование/наука/бизнес и другие [8, c.319]. Которые также являются необходимой частью в формировании образовательной экосистемы.
Выводы
Подводя итоги, можно сказать, что экосистема – это понятие, пришедшее из экологии и удачно адаптированное в экономической сфере. Образовательные экосистемы – это глобальная тенденция и следующий шаг в развитии институтов и субъектов образовательных процессов. Это среда, которая создает возможности для сотрудничества, сотворчества, а также полезной конкуренции для ее субъектов и становится максимальна эффективна для обучающихся. Предпосылки этого, развиваясь, становятся стимулами в формировании образовательной экосистемы. В России уже создаются благоприятные условия для формирования благоприятной среды и возможностей развития множества проектов и процессов, направленных на трансформацию образования.
Читайте также
Библиографический список
- Исследование российского рынка онлайн-образования // Нетология URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (дата обращения: 01.12.2022)
- Нахушева, З.А., Ашинова, И.В. Компартментальная модель экономико-социальной образовательной экосистемы территории // Вест. КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2020. №4.
- Оболенский, Д.М., Шевченко, В.И. Концептуальная модель интеллектуальной образовательной экосистемы // Экономика. Информатика. 2020. №2.
- Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования // Skolkovo URL: https://ftp.skolkovo.ru/web_team/ExEd/file/obrazovatelnye_ekosistemy_doklad.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
- Сологубова, Г. С. Составляющие цифровой трансформации : монография / Г. С. Сологубова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 147 с.
- Федеральные расходы на образование // Госрасходы URL: https://spending.gov.ru/budget/fkr/07/?year=2017 (дата обращения: 01.12.2022).
- Фоминых, Н.Ю., Койкова, Э.И., Бубенчикова, А.В. Образовательная среда как экосистема // МНКО. 2021. №3 (88).
- Экосистема вузов: трансформация российской системы образования : монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Е. Прокофьева. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 485 с.
- Digital/McKinsey: Insights. Winning in digital ecosystems // McKinsey URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Business%20Functions/McKinsey%20Digital/Our%20Insights/Digital%20McKinsey%20Insights%20Number%203/Digital-McKinsey-Insights-Issue-3-revised.pdf (дата обращения: 01.12.2022).
References
- Research of the Russian online education market [Issledovaniye rossiyskogo rynka onlayn-obrazovaniya]// Netology URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (accessed: 01.12.2022)
- Nakhusheva, Z.A., Ashinova, I.V. The compartmental model of the economic and social educational ecosystem of the territory [Kompartmental’naya model’ ekonomiko-sotsial’noy obrazovatel’noy ekosistemy territorii]// Vest. KRAUNTS. Fiz.-mat. nauki. 2020. No.4.
- Obolensky, D.M., Shevchenko, V.I. Conceptual model of intellectual educational ecosystem [Kontseptual’naya model’ intellektual’noy obrazovatel’noy ekosistemy]// Economy. Computer science. 2020. №2.
- Educational ecosystems: emerging practice for future education [Obrazovatel’nyye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya]// URL Skolkovo: https://ftp.skolkovo.ru/web_team/ExEd/file/obrazovatelnye_ekosistemy_doklad.pdf (accessed: 01.12.2022).
- Sologubova, G. S. Components of digital transformation : monograph [Sostavlyayushchiye tsifrovoy transformatsii : monografiya]/ G. S. Sologubova. — Moscow : Yurayt Publishing House, 2022. — 147 p.
- Federal expenditures on education [Federal’nyye raskhody na obrazovaniye]// State expenditures URL: https://spending.gov.ru/budget/fkr/07 /?year=2017 (date of reference: 01.12.2022).
- Fominykh, N.Yu., Koikova, E.I., Bubenchikova, A.V. Educational environment as an ecosystem [Obrazovatel’naya sreda kak ekosistema]// MNKO. 2021. №3 (88).
- Ecosystem of universities: transformation of the Russian education system : monograph [Ekosistema vuzov: transformatsiya rossiyskoy sistemy obrazovaniya : monografiya]/ edited by Dr. of Economics, prof. S.E. Prokofiev. — Moscow : INFRA-M, 2023. — 485 p.
- Digital/McKinsey: Ideas. Victory in Digital Ecosystems // URL McKinsey: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Business%20Functions/McKinsey%20Digital/Our%20Insights/Digital%20McKinsey%20Insights%20Number%203/Digital-McKinsey-Insights-Issue-3-revised. pdf (accessed: 01.12.2022).