Социальные аспекты экономического конфликта в региональном современном обществе
Social aspects of economic conflict in regional modern society
Авторы
Аннотация
Статья представляет собой обзор различных экономических конфликтов, происходящих в сферах экономики. Дано авторское определение экономическим конфликтам. На сегодняшний день наблюдаются противоречивые ситуации в предоставлении государственных услуг во взаимодействии государства и населения, особенностью которого является внедрение цифровых сервисов, платформ. Цифровизация экономических процессов представляет собой использование электронных ресурсов для удовлетворения потребностей субъектов хозяйственной деятельности (физические, юридические лица).
Ключевые слова
управление экономическими конфликтами, конфликты, экономические конфликты, цифровизация, электронные ресурсы, цифровая инфраструктура, управление экономическими процессами, региональная экономическая безопасность.
Рекомендуемая ссылка
Баженов Сергей Иванович. Социальные аспекты экономического конфликта в региональном современном обществе // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №2 (102). Номер статьи: 10208. Дата публикации: 31.05.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10208/
DOI 10.24412/2226-9339-2023-2102-8
Authors
Abstract
This article presents an observation of different economic conflicts in economic spheres. It is made authors’ definition of economic conflicts. Nowadays there are contradictory situations in providing public services with connection of the state and population, that has features of using digital services, platforms. Digitalization of economic processes presents using electronic resources for satisfaction of needs of subjects of economic activities (individuals and legal entities).
Keywords
management of economic conflicts, conflicts, economic conflicts, digitalization, electronic resources, digital infrastructure, management of economic processes, regional economic security.
Suggested citation
Bazhenov Sergey Ivanovich. Social aspects of economic conflict in regional modern society // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №2 (102). Art. # 10208. Date issued: 31.05.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10208/
Введение
В настоящее время события и явления зачастую обуславливают характер социально-экономических процессов. Повторяющиеся полномочия, громоздкий документооборот, двойственность законодательства затормаживают развитие государства, содействуют усилению противоречий.
Тема управления экономическими конфликтами весьма актуальна. Поскольку названные черты современной системы взаимодействия провоцируют на появление противоречивых ситуаций. Более всего тенденции на введение цифровых, электронных технологий и ресурсов сопровождаются непониманием хозяйствующих субъектов относительно их использования.
Несколько лет назад Всемирный Банк опубликовал доклад о цифровой экономике и влиянии на развитие экономики государства. Исследователи пришли к выводу, что цифровизация приносит свои дивиденды, особенно это выражается в росте производительности труда, повышении конкурентных преимуществ, снижении затрат производства, создании и модернизации рабочих мест, что способствует удовлетворению потребностей и сокращению бедности среди населения [1. с. 6].
Цель исследования: исследование управления экономическими конфликтами при совершенствовании инструментов инфраструктуры цифровизации в регионе.
Материалы и методы исследования
Применение управленческих решений в целях снижения негативных последствий от цифровой инфраструктуры, направленных на гармонизацию взаимодействия и нивелирование противоречий, призвано стать методом управления экономическими конфликтами, что, в свою очередь, будет способствовать обеспечению экономической безопасности. Авторами предложены направления по совершенствованию инструментов региональной экономической безопасности.
В исследовании использованы научные мнения авторов по влиянию на развитие экономики нашего государства.
Результаты исследования и их обсуждения
Как и любая другая система, которая проходит этапы адаптации и внедрения во все сферы жизнедеятельности, цифровизация имеет экономический и социальный эффект [1. с. 6].
В последние годы вышло множество работ, посвященных различным негативным эффектам цифровизации: усиливающемуся государственному и корпоративному контролю над жизнью граждан, растущему экономическому неравенству и непрозрачности цифровых алгоритмов управления. Большинство подобных исследований посвящено государствам, которые в различных индексах относят к демократиям [2. с. 74].
Выработка решений, направленных на менеджмент предоставления услуг в цифровом формате, порождает дальнейшие шаги по управлению несбалансированной систем спроса и предложения. С одной стороны, государство предоставляет эти услуги, с другой стороны, происходит контролирование действий населения.
Развитие цифровой инфраструктуры создало условия для обработки «цифровых следов», оставленные гражданином в различных сферах (счета, налоги, кредиты, штрафы, покупки, интернет-поиск) [2. с. 77].
Эпоха цифровизации, индустрия 4.0 призвана сгладить возникающие коллизии, упростить отношения между государством и населением. С другой стороны, до конца неоформленная российская цифровая среда не всегда справляется с запросами пользователей, отчего возникают конфликты.
В широком смысле конфликт означает столкновение, серьезные разногласия, споры [3]. Именно для урегулирования подобных ситуаций необходимы управленческие решения по управлению конфликтами, по снижению напряженности между субъектами конфликта.
Что же касается экономических конфликтов, то можно принять позицию исследователя Асадова А.Н.
Экономические конфликты – это столкновение экономических интересов субъектов хозяйственной деятельности. Экономические интересы субъекта включают все материализованные и нематериальные ценности, обладающие для него положительной экономической значимостью [4. с. 33].
Проведенные в настоящее время исследования конфликтов в экономической сфере позволяют выделить следующие причины экономических конфликтов, которые наиболее актуальны в этой области [4. с. 37-38]:
- владение собственностью: «собственнические» конфликты обостряются на почве приватизационных процессов, которых были весьма популярны в 90-е годы и остаются на повестке дня до сих пор, пусть и не повсеместно. Данные явления связаны с разбалансированным развитием территориальных единиц нашего государства. Дисбаланс регионов вносит свой вклад в разворачивание экономических конфликтов, основанных на привлечении и отчуждении прав на собственность.
Кроме того, разная по структуре экономика, экономические санкции и ограничения, начиная с 2014 года, спровоцировали уход с рынка игроков – мелких и средних предпринимателей. Одних поглотили более крупные компании, другие же, не выдержав конкуренции и финансовой нагрузки признали себя банкротами;
- разность во взглядах на воздействие на экономические процессы: именно данный вид конфликтов наиболее распространён. Он включает как лоббирование интересов в государственных органах, выстраивание конкурентоспособных и антиконкурентных цепочек на рынках сбыта, проведение незаконных закупочных процедур;
- дисбаланс в уровне финансового, человеческого, производственного потенциала;
- несовершенства в российском законодательстве, который имеет как пробелы, коллизии, так и различные взгляды трактователей на определенную норму.
Названная выше типология экономических конфликтов позволяет определить экономические конфликты как появление конфликтов интересов хозяйствующих структур в различных сферах экономики.
Цифровые технологии подразумевают их доступность и возможность применения в нескольких отраслях экономики. Ключевыми отраслями принято считать здравоохранение, образование, промышленность, социальную сферу [5. с. 207].
На наш взгляд, на сегодняшний день в период усугубления процессов цифровизации на повестку дня выходит предоставление государственных услуг посредством электронно-цифровых сервисов, а также содействие предприятиям в их инвестиционной политике через финансовую поддержку.
К последнему тезису, в качестве примера, приведем работу государственной информационной системы промышленности (ГИСП), которая предполагает устойчивую работу предприятия с помощью доступных методов организации производственного процесса: от участия в конкурсах на получение инструментов поддержки до обеспечения закупочной деятельности между предприятиями [6. с. 19].
С одной стороны, ГИСП направлена на избежание коррупционных и человеческих факторов. А с другой стороны, возникают непонимания алгоритма представления информации, затяжной временной период рассмотрения заявок, вследствие чего наблюдается тенденция к снижению заинтересованности использования системы.
Другим примером экономического конфликта является взаимодействие населения и государства, который появляется незамедлительно в момент эксплуатации объектов коммунальной среды.
Исследователи Ветрова Е.А. и Кабанова Е.Е. считают, что наиболее явные черты, характеризующие экономические конфликты в указанной области, представляют собой построение взаимоотношений между акторами процесса управления жилым фондом [7. с. 16].
Ежедневно в жилищно-коммунальном хозяйстве происходят процессы, возникающие по вопросам начисление коммунальных платежей, удобством пользования и владения общедомовыми помещениями и территориями, а также «переманивание» клиентов управляющими компаниями.
Результатом становится повышение тарифов, неурядицы с начислением и платой платы за имущество, а, следовательно, снижение объемов выполненных обязательств перед поставщиками услуг (энергосберегающими компаниями).
На сегодняшний день усугубляются данные конфликты и несформированной базой знаний поставщиков и потребителей услуг. Вследствие этого противоречивые ситуации носят постоянный характер [4. с. 21].
Для урегулирования подобных конфликтов призвана стать государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, которая нацелена на обеспечение доступа населения к информации о деятельности организаций коммунального хозяйства, стоимости услуг, установления тарифов и т.д. [8]. Ежедневно в систему поступает более 12 млн запросов. Однако, поскольку не каждый житель имеет возможность выйти в информационно-коммуникационную сеть «Интернет», доступ к системе ограничен.
Другим важным экономическим конфликтом можно считать взаимодействие государства в виде налоговых органов и население в виде физических и юридических лиц.
Стоит отметить, что еще одной из причин совершения правонарушений является сложность налогового законодательства. В этой связи физические и юридические лица могут просто не знать о том, какие платежи необходимо совершить, вследствие чего осуществляется правонарушение с неосторожной формой вины. В целях минимизации правонарушений налоговые органы проводят постоянный мониторинг за ведением и учетом бухгалтерской отчетности [9. с.11; 10].
Приведенные примеры иллюстрируют наличие как коллизий в российском законодательстве, так и отдельных неточностей в составлении алгоритмов представления и запросов информации, которые содержатся в информационных цифровых системах.
Казалось бы, для таких сфер как ЖКХ, промышленность, налоговое право характерны различные правонарушения, существуют риски возникновения экономических конфликтов. Однако, и такая сфера экономики как образование – не исключение.
Одной из разновидностей мошенничества в образовании является отсутствие оплаты за сертификат участия в образовательном процессе в первоначальной стоимости обучения [11. c.19].
Если рассматривать взаимодействие государства и населения, то в первую очередь, данная коммуникация находится в ведении региональной и муниципальной власти [12].
Целью осуществления полномочий на региональном уровне служит именно удовлетворение потребностей населения, а также условий передвижения товаров и людей по территории региона, поэтому регионы, глядя на федеральный уровень власти, создают определенную систему коммуникаций между всеми игроками [13. c. 50].
Применение управленческих решений в целях снижения негативных последствий от цифровой инфраструктуры, направленных на гармонизацию взаимодействия и нивелирование противоречий, призвано стать методом управления экономическими конфликтами.
При этом необходимо рассматривать управление экономическими конфликтами как целостную систему взаимосвязей, которой присущи внешние и внутренние факторы развития.
Упорядоченный состав факторов внутреннего контура развития придает определенный шаг в постановке целей и задач развития экономики посредством свободных инвестиционных ниш и при участии институциональных институтов развития. Внешний контур совмещает такие факторы, как бюджетная обеспеченность, способность к обеспечению выполнения обязательств, в том числе посредством инструментов инфраструктуры цифровизации [14. с. 58].
Выводы
Таким образом, для управления экономическими конфликтами российская государственность использует различные виды цифровой коммуникации, которые как предоставляют услуги, так и выполняют некие контрольные функции. При этом сама система не совершенна: наблюдаются внутренние конфликты в самом управлении цифровыми инструментами. В целях нивелирования их требуется совершенствование законодательства и применение единых алгоритмов передачи информации.
При совершенствовании инструментов региональной экономической безопасности [15] необходимо уделить внимание:
- применению аналогичных с федеральным уровнем решений по обеспечению внутренней целостности;
- финансирование институтов развития, осуществляющих функции «экономических безопасников», за счет средств регионального бюджета или на принципах софинансирования (федеральный и региональные бюджеты совместно);
- гармонизации пространственных региональных узких мест, которые могут дать сбой как в удовлетворении потребностей населению, так и в обеспечении экономической стабильности;
- создание новой институциональной среды, которая, в свою очередь, оказывала содействие в развитии конкурентоспособности российских предприятий, повышении их инновационной активности и стремлении к технологическому суверенитету [16, 17];
- снижение зависимости от количества созданных структур и передачи ресурсов на местный уровень для стабилизации экономической ситуации и уменьшения дифференциации субъектов Российской Федерации [12. c. 52].
Читайте также
Библиографический список
- Баженов, С И. Цифровая трансформация экономической безопасности (на примере Свердловской области) // Региональная экономика и управление: электронный журнал. 2021. №1(65). С.5-7.
- Балаян, А.А., Томин, Л.В. Политические эффекты цифровой трансформации городского управления (на примере Москвы) // В сборнике: Герценовские чтения: Россия-2021. Актуальные вопросы политического знания. Сборник материалов научно-практической конференции. Под общей редакцией
Л.А. Гайнутдиновой. Санкт-Петербург. 2021. С. 74-81. - Конфликт // Режим доступа: URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11817 (дата обращения 26.01.2023).
- Асадов, А.Н. Управление конфликтами в организации: учебное пособие // Санкт-Петербург. 2018. 103 с.
- Баженов, С И., Голоха, Д.Д., Новикова, К.А. Внедрение сквозных технологий в регионах Уральского Федерального Округа // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3(56). С.205-209.
- Баженов, С И. Методология цифровой финансовой устойчивости. // Современные технологии управления. 2021. № 3(96). С. 16-19.
- Ветрова, Е.А., Кабанова, Е.Е. Специфика конфликтов между жителями муниципальных образований и органами управления жилищно-коммунальным хозяйством // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 3. С. 16-22.
- Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://dom.gosuslugi.ru/#!/main (дата обращения 26.01.2023).
- Баженов, С И. Налоговая политика – экономическая безопасность государств // На страже экономики. 2022. № 1(20). С. 8-15.
- Баженов, С И, Ганга, В.С. Налоговая политика – экономическая безопасность государства // Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции МВД России. Санкт-Петербург. 2021. С. 301-306.
- Баженов, С И. Методы экономической безопасности в цифровизации образования // Сборник научных статей по итогам материалов международной конференции «Организация образовательного процесса в учреждениях высшего образования: научные и методологические аспекты. Могилевский институт МВД Республики Беларусь. 2022. Июнь. С. 16-21.
- Татаркин, А.И., Новикова, К.А. Инновационный потенциал территории в поведенческих оценках населения // Экономика региона. 2015. № 3 (43). С. 279-294.
- Баженов, С И. Институциональная среда как фактор обеспечения региональной экономической безопасности // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2022. №1(43). С.48-55.
- Баженов, С И. Теоретические аспекты развития и роста экономики региона после преодоления кризисных явлений // Бизнес. Образование. Право. 2021.
№ 2(55). С. 54-59. - Татаркин, А.И. Экономическая безопасность Уральского экономического района // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 4.
С. 72-79. - Глазьев, С.Ю. Глобальная трансформация через призму смены технологических и мирохозяйственных укладов // AlterEconomics. 2022. Т. 19. № 1. С. 93-115.
- Абалкин, Л.И. Стратегия социально-экономического развития России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 195. № 6. С. 79-93.
References
- Bazhenov, S.I. Digital transformation of economic security (an example of Sverdlovsk region) [Tsifrovaya transformatsiya ekonomicheskoy bezopasnosti (na primere Sverdlovskoy oblasti)]. Regional economy and management: electronic journal, 2021, no. 1 (65), pp. 5-7 (in Russ.).
- Balayan, A.A., Tomin, L.V. Political effects of digital transformation of city management (an example of Moscow) [Politicheskiye effekty tsifrovoy transformatsii gorodskogo upravleniya (na primere Moskvy)]. In collection: Herzen readings: Russia-2021. Actual questions of political knowledge. Collection of materials of scientific and practice conference. Ed. by L.A. Gaynutdinova. St. Petersburg, 2021, pp. 74-81 (in Russ.).
- Conflict [Konflikt]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11817 (accessed 26. 01.2023) (in Russ.).
- Asadov, A.N. Management of conflicts in the organization. Tutorial [Upravleniye konfliktami v organizatsii]. Petersburg, 2018, p.103. (in Russ.).
- Bazhenov, S.I., Golokha, D.D., Novikova, K.A. Introduction of “end-to-end” digital technologies in subjects of the Ural federal district [Vnedreniye skvoznykh tekhnologiy v regionakh Ural’skogo Federal’nogo Okruga]. Education. Law, 2021, no. 3(56), pp. 205-209 (in Russ.).
- Bazhenov, S.I. Methodology of digital financial stainability [Metodologiya tsifrovoy finansovoy ustoychivosti]. Modern technologies of management, 2021, no. 3(96), pp. 16-19(in Russ.).
- Vetrova, E.A., Kabanova, E.E. Specification of conflicts between citizens of municipalities and management offices of housing and communal services [Spetsifika konfliktov mezhdu zhitelyami munitsipal’nykh obrazovaniy i organami upravleniya zhilishchno-kommunal’nym khozyaystvom]. Socio-economic phenomena and processes, 2017, v. 12, no.3, pp. 16-22 (in Russ.).
- The public information system of housing and communal services [Gosudarstvennaya informatsionnaya sistema zhilishchno-kommunal’nogo khozyaystva]. URL: https://dom.gosuslugi.ru/#!/main (accessed 01.2023) (in Russ.).
- Bazhenov, S.I. Tax policy – economic security of states [Nalogovaya politika – ekonomicheskaya bezopasnost’ gosudarstv]. On guard of the economy, 2022, no. 1 (20), pp. 8-15 (in Russ.).
- Bazhenov, S.I., Ganga, V.S. Tax policy – economic security of states [Nalogovaya politika – ekonomicheskaya bezopasnost’ gosudarstva]. Materials of every year Russian scientific and practice conference of Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, 2021, pp. 301-306 (in Russ.).
- Bazhenov, S.I. Methods of economic security in digitalization of the education [Metody ekonomicheskoy bezopasnosti v tsifrovizatsii obrazovaniya]. Collection of scientific articles cross materials of international conference “Organization of educational process in high education: scientific and methodological aspects. Mogilev institute. Ministry of Internal Affairs of Republic of Belarus, 2022, june. pp. 16-21 (in Russ.).
- Tatarkin, A.I., Novikova, K.A. Innovative potential of territory in behavior assessments of population [Innovatsionnyy potentsial territorii v povedencheskikh otsenkakh naseleniya]. Region economy, 2015, no. 3 (43), pp. 279-294 (in Russ.).
- Bazhenov, S.I. Institutional sphere as a factor of providing regional economic security [Institutsional’naya sreda kak faktor obespecheniya regional’noy ekonomicheskoy bezopasnosti]. Herald of Academy of Ministry of Internal Affairs of Republic of Belarus, 2022, no.1 (43). pp. 48-55 (in Russ.).
- Bazhenov, S.I. Theoretical aspects of development and growth of regional economy after overcoming crisis phenomena [Teoreticheskiye aspekty razvitiya i rosta ekonomiki regiona posle preodoleniya krizisnykh yavleniy]. Education. Law, 2021, no. 2(55), pp. 54-59 (in Russ.).
- Tatarkin, A.I. Economic security of the Ural economic region [Ekonomicheskaya bezopasnost’ Ural’skogo ekonomicheskogo rayona]. Herald of the Russian Humanitarian Scientific Fund, 1996, no. 4, pp. 72-79 (in Russ.).
- Glazyev, S.Yu. Global transformation through the prism of changing technological and world economic structures [Global’naya transformatsiya cherez prizmu smeny tekhnologicheskikh i mirokhozyaystvennykh ukladov]. AlterEconomics, 2022, v. 19, no. 1, pp. 93-115 (in Russ.).
- Abalkin, L.I. Socio-economic development strategy of Russia [Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii]. Scientific works of the Free Economic Society of Russia, 2015, v. 195, no. 6, pp. 79-93 (in Russ.).