Специфика принципов реализации бизнес-процессов на предприятиях электроэнергетического сектора России
The specifics of the principles for the implementation of business processes at enterprises of the electric power sector of Russia
Авторы
Аннотация
Реализация бизнес-моделей является важным инструментом повышения эффективности и конкурентоспособности компаний в энергетической отрасли, в том числе и в электроэнергетике. В современных условиях, когда изменения на рынке электроэнергетики происходят достаточно быстро, компании должны сохранять свою гибкость и быстро адаптироваться к новым условиям. Бизнес-моделирование на предприятиях электроэнергетики помогают этого достичь.
Ключевые слова
Реинжиниринг бизнес-процессов, электроэнергетика, бизнес-модель.
Финансирование
Работа выполнена к рамках научного мероприятия MDK-2023: VIII Международная научно-практическая конференция “Вопросы науки и практики 2023” (Stars of Science and Education, РусАльянс Сова)
Рекомендуемая ссылка
Бобович Татьяна Александровна,Величко Марина Викторовна. Специфика принципов реализации бизнес-процессов на предприятиях электроэнергетического сектора России // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Номер статьи: 10303. Дата публикации: 09.08.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10303/
DOI 10.24412/2226-9339-2023-3103-8
Authors
Abstract
The implementation of business models is an important tool for improving the efficiency and competitiveness of companies in the energy industry, including the electric power industry. In today's environment, when changes in the power industry market occur quite quickly, companies must remain flexible and quickly adapt to new conditions. Business modeling in the power industry helps to achieve this.
Keywords
Business process reengineering, electric power industry, business model.
Project finance
The work was carried out as part of the scientific event MDK-2023: VIII International Scientific and Practical Conference “Issues of Science and Practice 2023” (Stars of Science and Education, RusAl'yans Sova)
Suggested citation
Bobovich Tatyana Alexandrovna,Velichko Marina Viktorovna. The specifics of the principles for the implementation of business processes at enterprises of the electric power sector of Russia // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Art. # 10303. Date issued: 09.08.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10303/
Введение
Развитие рыночной экономики и международных отношений России послужили толчком для предприятий электроэнергетической отрасли к использованию разнообразных техник управления с характерными для них методиками и инструментами. Наиболее популярным в энергетическом секторе страны является процессный подход к управлению, он позволяет координировать деятельность предприятия в условиях нестабильной внешней среды и высоком уровне неопределенности. В начале 2000-х в Российской практике управления появляется термин «бизнес-модель», подразумевающий под собой схематичное изучение процессов и методов управления в компании с целью оптимизации процессов. На данный момент каждый субъект хозяйствования в России имеет собственную бизнес-модель управления, с помощью которой оценивает эффективность деятельности предприятия.
Результаты исследований
Бизнес-процессы имеют разнообразные ключевые элементы. На выбор определенной модели влияют такие факторы как:
- Отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;
- Размер предприятия;
- Структура управления на предприятии;
- Организационно-правовая форма.
В зависимости от вышеуказанных факторов такие ученные и исследователи, как Табарин М.Б., Линдер Д, Элли В. выделяют ключевые элементы бизнес-процессов представленных на рисунке 1. Ключевой элемент представляет собой часть бизнес-процесса, которая обеспечивает экономическую эффективность деятельности предприятия и их основное конкурентное преимущество.
Рисунок 1. Ключевые элементы бизнес-процессов на предприятиях электроэнергетики
Опираясь на данные рисунка 1, сделаем вывод, что для успешного осуществления бизнес-процессов на предприятии необходимо, прежде всего, определиться с ключевыми элементами, которые непосредственно влияют на деятельность субъекта хозяйствования.
Такие аспекты деятельности предприятия, как контакт с потребителями и контрагентами, инновационное управление деятельность, формирование тесных партнерских связей, создание стоимости, международная деятельность определяют успешность функционирования предприятия. Эффективное использование бизнес-процессов обусловлено совокупностью оптимального выбора ключевых элементов и обозначением логики анализа их взаимодействия. Такие логические связи прослеживаются при графическом представлении части аспектов бизнес-модели (рис.2).
Рисунок 2. Взаимосвязь аспектов эффективной бизнес-модели
Связь, указанная на рисунке 2, носит причинно-следственный характер, возникновение одних аспектов влечет за собой появление других, тем самым обуславливая их тесную корреляцию.
На предприятиях электроэнергетики в России, в зависимости от создания стоимости (с помощью сторонних компаний или самостоятельно), выделяют три основные модели бизнес-процессов:
- Вертикальная интеграция;
- Приобретение услуг/товаров у зарубежных партнеров;
- Приобретение услуг/товаров у отечественных сервисных партнеров.
Вертикальная интеграция подразумевает самостоятельное осуществление всех видов деятельности предприятия (основной, вспомогательной, обеспечивающей). Данный вид интеграции наиболее характерен именно для электроэнергетики, однако, часто встречается в нефтегазовом комплексе и атомной энергетике из-за приоритетной важности в условиях современной экономической обстановки.
Ряд нормативных стандартов регламентируют деятельность электроэнергетических предприятий. Тесное взаимодействие при генерации и распределении энергии является залогом успешной и бесперебойной работы компаний. В связи с внешними факторами, оптимизация бизнес- процессов имеет особую актуальность. Еще в период плановой экономики сформировались процессы интеграции, характерные для современных предприятий. Вертикально интегрированные бизнес-процессы энергетического сектора имеют такие преимущества, как:
- концентрация финансовых ресурсов;
- свободный доступ к запасам;
- низкие, по сравнению с другими отраслями, транзакционные издержки;
- гибкость, позволяющую быстро реагировать на внешние и внутренние факторы;
- наличие инструментов рыночного регулирования деятельности предприятия.
Бизнес-процессы на предприятиях электроэнергетики классифицируются по степени влияния на 3 категории: административные, основные и вспомогательные. Управленческие (административные) бизнес-процессы представляют собой последовательные мероприятия для достижения административных задач на предприятии. Данная группа процессов является направляющей для основных и вспомогательных бизнес-процессов. Выполнение административных процессов не приносит финансовой выгоды, однако напрямую влияет на успешное функционирование всей организации. Основные бизнес-процессы – процессы производства товаров или услуг. Основные процессы приносят наибольшую прибыль предприятию. Вспомогательные бизнес-процессы направлены на создание условий для осуществления производственной деятельности.
За последние 5 лет в энергетическом секторе страны прослеживается тенденция к децентрализации и минимизации вертикальных связей в бизнес-процессах. Данные изменения и курс на использование бизнес-процессов с применением внешних связей стимулируют не только налаживание партнерских взаимоотношений, но также повышает конкуренцию, что, в свою очередь, детерминирует рост эффективности всей отрасли.
В электроэнергетическом секторе страны долгое время отдавали предпочтение бизнес-процессам, основанным на контроле активов и ресурсов, превалирующем положении в технических инновациях и стабильном финансировании, однако, в последнее время, стала усиливаться конкуренция с независимыми компаниями, что свидетельствует о необходимости оптимизации имеющихся бизнес-процессов. На данный процесс повлияли такие факторы как:
- высокий уровень издержек;
- инновационная деятельность;
- изменение внешней среды мирового рынка;
- политика государства как внутри страны, так и за ее пределами;
- изменение менеджмента на предприятии;
- продвижение бизнеса в электронном формате.
В современных экономических условиях строгость вертикально-интегрированных процессов не способствует эффективной деятельности предприятий: издержки становятся критическими, проявляется слабая гибкость к инновационной деятельности. Внешнеполитические факторы также сыграли значимую роль в необходимости оптимизации бизнес-процессов. Из-за введенных экономических санкций против страны бизнес-процессы с приобретением товаров и услуг у зарубежных энергетических предприятий стали невыполнимыми. Внедрение новых инструментов менеджмента, таких как система сбалансированных показателей, также требуют оптимизации.
Конкуренция между энергоснабжающими компаниями с каждый годом усиливается, это вызвано реформированием рынка электроэнергии и мощностей. В таких условиях диверсификация деятельности и изменение бизнес-процессов служат преимуществом и помогут компании занимать лидирующие позиции в отрасли.
Для современных бизнес-процессов на предприятиях электроэнергетики России характерны:
- интеграция с добывающими субъектами хозяйствования;
- фондоемкость;
- энергоемкость;
- непрерывное производство;
- стабильный спрос на энергию.
Выводы
Учитывая данные особенности, для оптимизации бизнес-процессов в современных условиях требуется переосмысление подхода к управлению персоналом предприятия, обновлением и усовершенствованием устаревших технологий, создание бизнес-процессов для функциональных структур, минимизация расходов на входные ресурсы и время выполнения основной деятельности, реструктуризация организационной структуры предприятия. Оптимизацию бизнес-процессов рассматривают как один из способов внедрения нового подхода к менеджменту предприятия. Это детерминирует необходимость оптимизации процессов в электроэнергетике, так как переход к процессно-ориентированному управлению создаст дополнительные преимущества для конкурентоспособности и увеличению эффективности деятельности всего предприятия в целом.
Читайте также
Библиографический список
- Аветисян, К.А. Совершенствование процедур подбора персонала в организации // Проблемы экономики и менеджмента. 2020. №1 (1). С. 56-59.
- Барбарская, М.Н. Сущность процесса управления персоналом организации на современном этапе // Основы ЭУП. 2020. №4 (16). С. 91-96.
- Буряк, Т.В., Золотухина, Е.Б. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В КОМПАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13811 (дата обращения: 24.03.2023).
- Бьёрн, А. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С.В. Ариничева /Науч. ред. Ю.П. Адлер. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2017.- 272 с.
- Вахромеева, М. П. Реинжиниринг бизнес-процессов : учеб. пособие / М. П. Вахромеева, И. Ю. Куликова, Н. В. Муравьева ; Владим. гос. ун-т им. А. Г и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021 – 192 с. – ISBN 978-5-9984-1453-4
- Воловиков, Б.П. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа: Монография / Б.П. Воловиков. — М.: Инфра-М, 2017. — 320 c.
- Некрасова, О.И. Реинжиниринг бизнес-процессов как инструмент современного менеджмента // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019 Том 9 № 3А. С. 166-173. DOI: 10 34670/AR.2019.89.3.017
- Ширяев, В.И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 464 c.
References
- Avetisyan, K.A. Improving personnel selection procedures in an organization [Sovershenstvovaniye protsedur podbora personala v organizatsii]// Problems of Economics and Management. No. 1 (1). pp. 56-59.
- Barbarskaya, M.N. The essence of the process of personnel management of the organization at the present stage [Sushchnost’ protsessa upravleniya personalom organizatsii na sovremennom etape]// Fundamentals of EUP. 2020. 4 (16). pp. 91-96.
- Buryak, T.V., Zolotukhina, E.B. Modern problems of reengineering business processes in a company [Sovremennyye problemy reinzhiniringa biznes-protsessov v kompanii]// Modern Problems of Science and Education. – 2014. – No. 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13811 (date of access: 03/24/2023).
- Björn, A. Business processes. Improvement tools [Biznes-protsessy. Instrumenty sovershenstvovaniya]/ Per. from English. S.V. Arinicheva / Scientific. ed. P. Adler. – M.: RIA “Standards and Quality”, 2017.- 272 p.
- Vakhromeeva, M. P. Reengineering of business processes: textbook. allowance [Reinzhiniring biznes-protsessov : ucheb. posobiye]/ M. P. Vakhromeeva, I. Yu. Kulikova, N. V. Muravyova; Vladim. state un-t im. A. G and N. G. Stoletovs. – Vladimir: VlSU Publishing House, 2021 – 192 p. – ISBN 978-5-9984-1453-4
- Volovikov, B.P. Strategic business planning at an industrial enterprise using dynamic models and scenario analysis: Monograph [Strategicheskoye biznes-planirovaniye na promyshlennom predpriyatii s primeneniyem dinamicheskikh modeley i stsenarnogo analiza: Monografiya]/ B.P. Volovikov. — M.: Infra-M, 2017. — 320 p.
- Nekrasova, O.I. Reengineering of business processes as a tool of modern management [Reinzhiniring biznes-protsessov kak instrument sovremennogo menedzhmenta]// Economics: yesterday, today, tomorrow. 2019 Volume 9 No. 3A. pp. 166-173. DOI: 10 34670/AR.2019.89.3.017
- Shiryaev, V.I. Business process management: Educational manual [Upravleniye biznes-protsessami: Uchebno-metodicheskoye posobiye]/ V.I. Shiryaev, E.V. Shiryaev. – M.: Finance and statistics, 2018. – 464 p