Главная страница » Публикации » 2023 » №3 (103) » Цифровые инструменты для организации самостоятельной работы студентов с применением тайм-менеджмента

Цифровые инструменты для организации самостоятельной работы студентов с применением тайм-менеджмента

Digital tools for organizing independent work by a student using time management

Цифровые инструменты для организации самостоятельной работы студентов с применением тайм-менеджмента

Авторы

Гильдебрант Елена Юрьевна
аналитик ООО «НПК-Информ» г. Москва
магистрант программы «Электронные образовательные технологии»
Россия, Институт физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета
chernick1234@gmail.com
Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна
доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры ТиПО, заместитель директора по научной работе
Россия, Институт физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета
me.vajndorf-sysoeva@mpgu.su

Аннотация

Перечислены компоненты самостоятельной работы студентов. Выделены этапы организации самостоятельной учебной деятельности и их содержание. Описано понятие технологии тайм-менеджмента и ее потенциал в образовании для организации самостоятельной учебной деятельности. Перечислены цифровые инструменты, позволяющие реализовать организацию самостоятельной учебной деятельности с учетом фактора времени.

Ключевые слова

тайм-менеджмент, управление временем, самостоятельная работа; самостоятельная учебная деятельность; цифровые инструменты.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках научного мероприятия: MDK-2023 - VIII Международная научно-практическая конференция "Вопросы науки и практики 2023” (Организатор: Stars of Science and Education, РусАльянс Сова, г. Москва)

Рекомендуемая ссылка

Гильдебрант Елена Юрьевна,Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна. Цифровые инструменты для организации самостоятельной работы студентов с применением тайм-менеджмента // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Номер статьи: 10310. Дата публикации: 30.09.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10310/

DOI 10.24412/2226-9339-2023-3103-10

Authors

Gildebrant Elena Yurievna
analyst at NPK-Inform LLC, Moscow
Master's student in the program "Electronic Educational Technologies"
Russia, Institute of Physics, Technology and Information Systems of Moscow Pedagogical State University
chernick1234@gmail.com
Weindorf-Sysoeva Marina Efimovna
doctor ped. Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of TVET, Deputy Director for Research
Russia, Institute of Physics, Technology and Information Systems, Moscow Pedagogical State University
me.vajndorf-sysoeva@mpgu.su

Abstract

The components of independent work of students are listed. The stages of organization of independent educational activity and their content are singled out. The concept of time management technology and its potential in education for organizing independent learning activities are described. Digital tools are listed that allow to implement the organization of independent learning activities, taking into account the time factor.

Keywords

time management, time management, independent work; independent learning activities; digital instruments.

Project finance

The article was prepared as part of the scientific event: MDK-2023 - VIII International Scientific and Practical Conference “Issues of Science and Practice 2023” (Organizer: Stars of Science and Education, RusAlliance Sova, Moscow)

Suggested citation

Gildebrant Elena Yurievna,Weindorf-Sysoeva Marina Efimovna. Digital tools for organizing independent work by a student using time management // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (103). Art. #  10310. Date issued: 30.09.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10310/


Введение

Самостоятельная работа студентов (далее СРС) является неотъемлемой частью образовательного процесса в современном вузе. Самостоятельная работа – вид учебной деятельности, выполняемый обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы [1; с.162].

Нынешние реалии современного образования –  «обучение на протяжении всей жизни» в условиях цифровизации образования ставят умение самостоятельно работать в образовательном процессе очевидной необходимостью.

Анализ работ Л.И. Капустиной, Я.И. Мельниченко, Е.Л. Гусейновой, И.В. Георге, Н.А. Самсиковой, О.В. Зацепиной,  М.А.Акоповой, А.Г. Казаковой  позволил выделить структурные компоненты самостоятельной работы и адаптировать их для использования в условиях цифрового обучения: целевой, организационно-управленческий, деятельностный, контрольно-оценочный,  рефлексивный.

 

Результаты исследований

На основании структурных компонентов, в процессе исследования нами выделены следующие этапы организации самостоятельной учебной деятельности: целеполагание, планирование, расстановка приоритетов, организация учебы  и отдыха, самоконтроль, рефлексия (табл. 1).

 

Таблица 1. Этапы организации самостоятельной учебной деятельности

Этап организации самостоятельной работы Содержание этапа
1 Целеполагание формулировка цели, выбор цели
2 Планирование составление перечня задач, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени
3 Расстановка приоритетов в учебном процессе есть обязательные дела, которые нуждаются в чёткой организации, контроле, планировании, а главное – в своевременном выполнении
4 Организация учебы и отдыха от того, насколько студент умеет организовать свое учебное время, зависит его успешность в обучении
5 Самоконтроль выявление нерационального использования учебного времени, его причины, с целью выработки методов борьбы с причинами потерь времени
6 Рефлексия отношение обучающегося к своей учебной деятельности

 

Студенту, для успешного и эффективного обучения в вузе, чтобы  впоследствии стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда, необходимо научиться самостоятельно планировать и организовывать свою учебную деятельность. Необходимо, будучи еще студентом, научиться  беречь такой невозобновляемый (невосполнимый) ресурс, как время.

Важно отметить большой потенциал в технологии тайм-менеджмент и его значимость для организации учебной деятельности студента.

Исследователи дают различные толкования термину «Тайм-менеджмент». Например, Г.А.Архангельский определяет тайм-менеджмент как  систему управления собой и своей деятельностью [2; с.14]. А.В.Савина подчеркивает важность тайм-менеджмента как определяющего компонента управления всей жизнью в целом [3; с.20].

Проблеме организации СРС с применением технологии тайм-менеджмента посвящены работы таких исследователей, как Бойко К.Ю., Реунова М.А., Стрекалова И.И., Агранович Е.Н., Казакова А.Г., Савина Н.В. и др.

Проведенный анализ научных публикаций и диссертационных исследований вышеперечисленных авторов, позволил сделать вывод, о том, что технология тайм-менеджмента может быть применена в образовании для организации самостоятельной учебной деятельности студентом. Мы придерживаемся следующего толкования категории «тайм-менеджмент студента» — это последовательное и целенаправленное использование испытанных техник организации личной и учебной деятельности в повседневной практике с целью оптимального использования своего времени [4; 196].

Важную роль в реализации тайм-менеджмента играют цифровые инструменты. В условиях цифрового обучения категории «инструменты», «средства», «ресурсы» равнозначны в употреблении [1; с.36].

Существующие цифровые инструменты отечественных и зарубежных разработчиков позволяют реализовать организацию СРC с учетом фактора времени (табл. 2). В современных условиях ресурсозамещения есть смысл использовать российские цифровые ресурсы и сервисы.

 

Таблица 2. Цифровые инструменты управления временем

Этап организации самостоятельной работы Зарубежные цифровые инструменты Отечественные цифровые инструменты
1 Целеполагание Google – документ Yandex – документы
2 Планирование Any.Do, Todoist, TickTick, Google – календарь, OnlineStopwatch, Toggl Track Yandex-календарь, ЛидерТаск, Хаос-Контроль
3 Расстановка приоритетов Any.Do, Todoist ЛидерТаск
4 Организация учебы и отдыха MicrosoftOneNote, 365done.ru, Evernote, Notion, Speechpad, Dictation.io Чек-лист | Эксперт, ЯндексЗаметки, YandexWiki, Hronomer.com
5 Самоконтроль Any.Do, Todoist, DescTime, Forest ЛидерТаск, СrocoTime
6 Рефлексия Google – документ Yandex – документы

 

Необходимо научиться осознанно выбирать цифровые инструменты в зависимости от цели их применения. Для этого важно знать возможности, функции и преимущества каждого конкретного цифрового ресурса.

Уверенное владение технологией тайм-менеджмента позволит обучающимся не упускать из виду приоритетные учебные задачи, соблюдать установленный преподавателем дедлайн и не оставлять их выполнение на «последний момент».

Универсального цифрового инструмента, подходящего для решения проблем оптимизации использования времени студентами, не существует. Имеющее место  многообразие  цифровых инструментов управления временем дает возможность выбора наиболее эффективного из них для достижения собственных  поставленных учебных целей исходя из специфики своей деятельности и психотипа.

Читайте также






Библиографический список

  1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, М.Л. Субочева.-  Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Диона», 2020. 244 с. ISBN 978-5-6044243-0-8.
  2. Архангельский, Г.А. Тайм-менеджмент. Полный курс: учебное пособие / Г.А. Архангельский, С.В. Бехтерев, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина. – Москва: АльпинаПаблишер, 2021. – 311 с. ISBN 978-5-9614-6633-1.
  3. Савина, Н.В., Лопанова Е.В. Тайм-менеджмент в образовании : учебное пособие для вузов / Н. В. Савина, Е. В. Лопанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 162 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12668-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518978/p.11 (дата обращения: 03.03.2023).
  4. Агранович, Е.Н. Технология тайм-менедмент как средство самоорганизации учебной деятельности студентов. – Текст : электронный // Вестник Казахского государственного женского педагогического университета. – 2020. – Т. 1, №81. – С. 195-200. – Электронная копия печатного издания. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-taym-menedzhment-kak-sredstvo-samoorganizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov/viewer (дата обращения: 06.03.2023).

References

  1. Weindorf-Sysoeva, M.E. Digital learning in the context of modern education: practice of application [Tsifrovoye obucheniye v kontekste sovremennogo obrazovaniya: praktika primeneniya]/ M.E. Weindorf-Sysoeva, M.L. Subocheva. – Moscow: Limited Liability Company “Diona”, 2020. 244 p. ISBN 978-5-6044243-0-8.
  2. Arkhangelsky, G.A. Time management. Full course: textbook [Taym-menedzhment. Polnyy kurs: uchebnoye posobiye]/ G.A. Arkhangelsky, S.V. Bekhterev, M.A. Lukashenko, T.V. Telegina. – Moscow: Alpina Publisher, 2021. – 311 p. ISBN 978-5-9614-6633-1.
  3. Savina, N.V., Lopanova E.V. Time management in education: textbook for universities [Taym-menedzhment v obrazovanii : uchebnoye posobiye dlya vuzov]/ N.V. Savina, E.V. Lopanova. – Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. – 162 p. – (Higher education). — ISBN 978-5-534-12668-6. — Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. — URL: https://urait.ru/bcode/518978/p.11 (date of access: 03/03/2023).
  4. Agranovich, E.N. Time management technology as a means of self-organization of students’ educational activities [Tekhnologiya taym-menedment kak sredstvo samoorganizatsii uchebnoy deyatel’nosti studentov]// Bulletin of the Kazakh State Women’s Pedagogical University. – 2020. – T. 1, No. 81. – pp. 195-200. – Electronic copy of the printed publication. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-taym-menedzhment-kak-sredstvo-samoorganizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studentov/viewer (access date: 03/06/2023).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Shopping Cart
Scroll to Top