Направления совершенствования государственного регулирования туристической деятельности в Российской Федерации
Directions for improving state regulation of tourism activities in the Russian Federation
Авторы
Аннотация
В статье раскрыты направления государственного регулирования туристической деятельности в России, а именно, нормативно-правовая, экономическая, социальная и информационная сферы. Проанализирована каждая из сфер, предложено использование концессионного соглашения и налогового инвестиционного кредита для стимулирования развития туристической деятельности в стране. Отмечено, что одним из основных инструментов развития территорий является продвижение туристического бренда, в основе которого стоит создание положительного туристического имиджа посредством информационной составляющей. Предложено обновить веб-страницу Министерства экономического развития Российской Федерации и создать RUR-рейтинг отечественных туроператоров. Выявлено, что перспективными видами отечественного туризма являются детский, молодежный, семейный, зеленый, пляжный и деловой.
Ключевые слова
туристическая деятельность; туристический бренд, туристический имидж, туристическая привлекательность региона, туристический кластер, инвестиционные налог, инвестиционный кредит, государственное-частное партнерство, RUR-рейтинг.
Рекомендуемая ссылка
Казакова К.С.. Направления совершенствования государственного регулирования туристической деятельности в Российской Федерации // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Номер статьи: 10409. Дата публикации: 03.12.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10409/
Authors
Abstract
The article reveals the directions of state regulation of tourism activities in Russia, namely, the regulatory, economic, social and information spheres. Each of the areas is analyzed, the use of a concession agreement and a tax investment credit is proposed to stimulate the development of tourism activities in the country. It is noted that one of the main tools for the development of territories is the promotion of a tourism brand, which is based on the creation of a positive tourist image through the information component. It was proposed to update the web page of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and create a RUR rating of domestic tour operators. It was revealed that promising types of domestic tourism are children's, youth, family, green, beach and business.
Keywords
tourism activities; tourism brand, tourism image, tourist attractiveness of the region, tourism cluster, investment tax, investment loan, public-private partnership, RUR rating.
Suggested citation
Kazakova K.S.. Directions for improving state regulation of tourism activities in the Russian Federation // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Art. # 10409. Date issued: 03.12.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10409/
Введение
Постановка проблемы. Одной из наиболее перспективных отраслей мировой экономики, что существенно влияет на развитие государства, является туристическая. Несмотря на кризис, значение ее постоянно растет, ведь туризм способствует увеличению рабочих мест, притока валютных поступлений в страну, является источником пополнения бюджетов разных уровней и привлекает предпринимателей с небольшим стартовым капиталом и быстрым сроком окупаемости.
Географическое положение России, ее природные ресурсы, климат, историко-культурный и рекреационный потенциал является основной предпосылкой для развития отечественного и иностранного туризма. Однако развитие сферы происходит хаотично без целенаправленной комплексной государственной политики, что приводит к оттоку денежных средств за границу, ведь выездной туризм доминирует на въездным.
Развитие отечественной туристической индустрии относится к европейской модели государственного регулирования туристической деятельности. В ее основе лежит развитие туризма на государственном уровне (Министерства или соответствующего отраслевого органа), что сосредотачивает свою деятельность в решении общих вопросов и проведении эффективной маркетинговой политики формирования положительного туристического имиджа с целью продвижения бренда страны.
Целью статьи является раскрытие направлений государственного регулирования туризма в России в целом и отдельно по регионам, поскольку главной причиной низкой туристической привлекательности, по сравнению с курортами конкурентов, является устаревшая материально-техническая база, низкий уровень обслуживания и недостаточная развитость инфраструктуры.
Материал и методы исследования
Методы исследования базируются на системном междисциплинарном подходе к изучению вопросов формирования и развития региональных социально-экономических систем, методах экономической статистики, логического анализа, социологических методах сбора и обработки данных. Информационной базой исследования выступили данные Федерального агентства по туризму, Министерства экономического развития, Росстата и результаты собственного социологического исследования (опроса жителей Донецкой Народной Республики, как уже осуществляющих предпринимательскую деятельность, так и заинтересованных в открытии собственного дела в перспективе).
Результаты исследования
Проблемам развития туристической деятельности посвящены работы отечественных и зарубежных ученых, в частности Д.В. Ахремчик [6], А. М Бурлака [7], С.В. Мельниченко [11], Л. И. Саченок [12], С. С. Туаев [13], Е. А. Шатько [15] и Линь Сюэ [10].
Особенности формирования конкурентоспособных преимуществ отечественной туристической сферы на внутреннем и внешнем туристических рынках услуг раскрыто в работах С. Бухера [8] и Уржумцева, Т. Б. [14] и других ученых.
Однако, несмотря на большое количество научных работ и разработок, посвященных развитию отечественной туристической сферы, отметим, что многие вопросы остаются не решенными. Недостаточно внимания уделяется направлениям усовершенствования государственного регулирования туристической деятельности в России, особенно в информационной сфере.
Опираясь на иностранный опыт, можно утверждать, что основными из факторов развития туристической сферы является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Так по оценкам экспертов, вклад туризма в ВПП России составляет около 2,5%, в то время как в развитых странах мира этот показатель достигает 20% [16].
Основными направлениями проведения эффективной туристической политики страны с позиции государственной поддержки являются правовая, экономическая, социальная и информационная сферы. Рассмотрим их подробнее по соответствующим сферами воздействия на рис. 1.
Рис.1 – Направления государственной поддержки развития туристической деятельности
Составлено и дополнено автором на основе [5-15]
Нормативно-правовая сфера обеспечивает разработку законодательных актов; внесение изменений в законодательство, а также создание условий для осуществления процедуры лицензирования, сертификации и стандартизации при предоставлении услуг. С целью стимулирования развития туристической деятельности в России целесообразно использовать одну из форм государственного частного партнёрства (ГЧП) – концессию, как перспективного инструмента привлечения инвестиций в государственный сектор на долгосрочный срок. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или концессионного соглашения [1].
Согласно отечественному законодательству, концессионное соглашение объединяет в себе отдельные элементы аренды, лизинга и других соглашений, что позволяет учесть интересы обеих сторон-участников, распределив возможные риски. В основе такой формы ГЧП налаживание оптимальных условий стабильных и взаимовыгодных отношений между государством и частным сектором, выступающим в роли инвестора. Так, частная сторона концессионного договора имеет доступ к выгодным проектам туристической и рекреационной сферы, снижении налогового давления со стороны партнерства, заручившись поддержкой государства как гаранта кредитования.
Применение партнерского взаимодействия между государственным и частным секторами в туристической деятельности способствует развитию инфраструктуры, обновлению материально-технической базы государственных учреждений пребывания, развитию инфраструктуры, предоставлению конкурентоспособных туристических услуг, формируя положительный имидж и продвигая бренд России как туристически привлекательной страны на международном рынке. Вместе с этим стимулирует создание инновационных проектов в туристической деятельности – туристических кластеров, специальных экономических зон, которые способствует гармоничному комплексному развитию всех смежных с туризмом сфер экономики, формируя замкнутый цикл производства, позволяющие предоставлять и производить товары и услуги туристического назначения. Они будут конкурентоспособными на национальном и международном уровнях, осуществляя селективную поддержку туризму в регионах с высоким уровнем туристической привлекательности, что позволит привлечь инвестиции в регион.
Тем не менее, очевидно, что устарелость материально-технической базы туристско-рекреационной инфраструктуры не позволяет получать высокие доходы, что в свою очередь, вызывает невозможность обновления существующих заведений, предоставляющие туристические услуги. Возникает потребность в дополнительных источниках инвестиционных ресурсов для развития туристической сферы страны. Поскольку предпринимательский риск инвестиций в России составляет около 80%, наблюдается низкая активность иностранного инвестирования, то актуализируется целесообразность финансирования туристско-рекреационной сферы со стороны государства. Это возможно путем применения инструментов инвестиционного налогового кредитования как основы региональной инвестиционной политики, которая представляет собой систему целей, основных направлений и мер для обеспечения инвестиционной деятельности в интересах развития территории [4]. Применение такого механизма налоговых кредитов в Японии, США, странах Западной Европы и развитых странах Восточной Азии в конце ХХ в. привело к реализации моделей экономического развития. В частности, во Франции инвестиционный налоговый кредит использовался для ускорения развития экономически отсталых регионов компаниями по нефте- и газодобычи, а в Италии – для стимулирования развития южных регионов страны.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов [2].
Необходимо понимать, что предоставление инвестиционного налогового кредита осуществляется в соответствии с основополагающими принципами, а именно: возвратности, срочности, платности и целевого использования (т.е. его целесообразно предоставлять под инновационные программы и проекты, обеспечивающие реализацию научно-технических приоритетов, в частности научно-техническое обновление производства с повышением его технико-экономических показателей и обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке; ускорение развития наукоемких и высокотехнологичных сфер и производств, улучшение экономического состояния регионов; расширение производства в наиболее приоритетных и эффективных для экономики региона секторах рынка) [3].
Особенности получения инвестиционного налогового кредита заключатся в возврате кредита в виде прироста налоговых платежей через общий рост прибыли, которая получена в результате реализации инновационного проекта – создание туристического кластера.
В отличие от обычного банковского кредита, инвестиционный налоговый кредит для предприятия:
- не требует дополнительных кредитных ресурсов и уплаты на определенных условиях процентов, что делает инвестиции обременительными для предприятия;
- предоставляется под конкретный инновационный проект и носит системный характер.
Преимуществами предоставления инвестиционного налогового кредита со стороны государства является:
- стимулирование развития инновационной деятельности в регионе;
- увеличение базы налогообложения и поступлений в государственный бюджет;
- рост занятости;
- выход предприятий из тени, поскольку предполагается усиленное внимание со стороны налоговых органов, а со стороны частного сектора,
Таким образом, инвестиционный налоговый кредит позволяет покрыть недостачу инвестиционных ресурсов, реализуя перспективные инновационные-инвестиционные проекты.
Условия предоставления инвестиционного налогового кредита:
- устойчивое финансовое состояние заемщика;
- инвестиционная направленность в использовании собственных финансовых ресурсов инвестора;
- обоснованный бизнес-план, обеспечивающий после его реализации повышение эффективности и производства;
- рост общего объёма прибыли и суммы налога на прибыль как источника компенсации инвестиционного налогового кредита;
- приемлемый срок окупаемости заимствованных через инвестиционный налоговый кредит средств (т.е. их возврат в бюджет в виде дополнительных поступлений налога на прибыль, и не должен превышать заранее определенный срок [3].
Предоставляется налоговый инвестиционный кредит на период выполнения проект или программы, но не более чем на три года, путем отсрочки налоговых обязательств по налогу, начисленных из прибыли от деятельности субъекта хозяйствования в пределах выполнения инновационно-инвестиционного проекта. Проценты за использование таким кредитом начисляются на сумму отсроченного налогового обязательства по этому налогу в размере 50% учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, рассчитанной за каждый день использования кредита, и уплачиваются ежемесячно [4].
Это актуально для создания туристических кластеров в регионах с наивысшим уровнем туристической привлекательности как инновационных форм развития туризма. В результате реализации такого образования будет улучшено социально-экономическое состояние региона и страны в целом, а предоставление конкурентоспособных туристических услуг на национальном и международном рынках обеспечит замкнутый цикл производства. Предложенное кредитование туристско-рекреационных учреждений будет способствовать активизации развития предоставления инновационных услуг, в частности: подводные лодки для туризма (в т.ч. лодки для подводных круизов), интерактивный переводчик, джет-пак (индивидуальный летательный аппарат, способный оставаться в воздухе около 30 минут, который способен поднять человека на высоту до 915 метров), виртуальные экскурсии и др.
Значительное внимание необходимо уделить разработке эффективных мероприятий по продвижению туристического бренда России как на внутреннем рынке, так и на международном туристическом рынке услуг, особенно сейчас, когда туризм переживает тяжелые времена.
Бренд — это набор уникальных характеристик, отличающих компанию от других организаций. Брендом чаще всего называют компании, символика и продукт которых узнаваем аудиторией. В этом его основное отличие от торговой марки. К составляющим бренда относят название, логотип, слоган, фирменный шрифт и другие особенности, свойственные только данной компании и легко узнаваемые потребителями [1].
Брендом также называют общий образ организации, который формируется в сознании людей. Сюда входят эмоции и ассоциации, связанные с компанией и ее продукцией.
Хотелось бы подчеркнуть, что бренд – это необходимый элемент для того, чтобы туристическое направление развивалось. Ведущие страны мира успешно используют свои бренды, чтобы их опознавали туристы и возвращались вновь и вновь за новыми эмоциями и впечатлениями.
В ноябре 2017 года у России появился туристический бренд. Для его создания был объявлен всероссийский конкурс, а работы финалистов предложены народному голосованию. Победителем стала концепция «Россия — здесь целый мир». Реализация этого проекта заняла несколько лет. В 2015 году был объявлен всероссийский конкурс «Туристический бренд России». В нем мог поучаствовать любой желающий — в результате поступило более 10 000 предложений. В 2016 году стартовал второй этап конкурса, в ходе которого профессионалы брендинга разработали 30 концепций турбренда России. Организатором выступил Ростуризмом при поддержке Министерства культуры РФ и Ассоциации брендинговых компаний России. Отобранные 10 концепций были предложены народному голосованию.
Туристический бренд отражает природу России — такого разнообразия климатических зон, растений и животных нет нигде в мире. Арктика, пустыни, ледяные вершины гор и жаркие морские побережья, тайга, вулканы и глубокие пещеры — есть не один повод отправиться в путешествие. В нашей стране можно увидеть белых и бурых медведей, амурского тигра, китов, моржей и тысячи птиц. Здесь сохранилась первозданная природа, нетронутая человеком.
Через бренд авторы рассказывают о вкладе в мировую культуру, который сделала Россия: знаменитые авторы, всемирно известные музыканты и композиторы, памятники архитектуры, изобразительное искусство, театр и балет.
Разработка и дальнейшее позиционирование России новым туристическим брендом стала толчком для активизации развития туризма в стране и является ключевым шагом в направлении реализации стратегии развития туризма в государстве. Именно туристический бренд России является частью системной программы популяризации страны в мире и активизации сферы туризма внутри страны. Его широкое использование позволит поддержать турпоток уже летнего туристического сезона.
Из сказанного становится очевидным, что возникает необходимость в создании отдельного органа, занимающегося исключительно маркетинговой деятельностью, а именно:
- продвижением национального туристического продукта на отечественном и международном уровнях путем создания туристических сайтов в сети Интернет;
- формированием положительного туристического имиджа и бренда страны, применяя слоганы как инструмент маркетинговой политики и работая по принципу «нет дня без туристических новостей»;
- разработкой региональных программ развития туристической сферы.
Проведя опрос относительно факторов, побуждающих к посещению России, иностранцы называют: живописную природу (30%); архитектуру и культурно-исторические памятники (30%); гостеприимство и искренность местного населения (10%); национальную кухню (7%); красоту русских женщин (6%).
Таким образом, целесообразно проведение за рубежом семинаров, форумов и конференций, что будет способствовать привлечению инвестиций, улучшению туристической привлекательности, формированию положительного имиджа страны, о чем отмечено в международных соглашениях о сотрудничестве; упрощению таможенных и визовых процедур, развитию групповых путешествий, рост у въездного туризма.
В основе продвижения туристического бренда лежит создание положительного туристического имидж. Для эффективного продвижения туристического бренда России возможно использование следующих методов:
- расположение информации на порталах минимум на 5 языках;
- проведение маркетинговых исследований с целью формирования лояльности потребителей;
- Интернет-ярмарки;
- блоггинг;
- информационные туры для блоггеров, представителей СМИ;
- официальный канал на YouTube и RuTube;
- Гугл-аналитика, Google AdSense, создание постов с хэштегами в ВКонтакте, Yandex, Google, Одноклассники и др.;
- создание официальных страниц в социальных сетях и микроблогах;
- Online конференции через IP-телефонию (Skype, Viber, Telegram и др.);
- продажа и баннерная реклама в системах Интернет-бронирования и покупка туристских, гостиничных и транспортных услуг (Вooking, Яндекс, AnyWayAnyDay и др.);
- формирование 3D-макетов объектов туристского интереса и 3D-маршрутов;
- размещение информации о туристических объектах и услугах в геосоциальных сетях (2ГИС, Яндекс.Карты, Foursquare, AlterGeo, системах GPS-навигации);
- применение вирусного маркетинга;
- инфографика.
Особого внимания заслуживают социальные информационные сети, на которых размещаются полученные впечатление, уровень сервиса, мнения об отдыхе, что также способствует формированию туристического имиджа территории и страны в целом.
В результате проведения футбольного чемпионата Евро-2016 было зафиксировано, что большинство иностранных туристов, желающих посетить Россию, не имели доступа к необходимой информации, поэтому актуально сейчас заимствование опыта образовательной сферы и создание RUR-рейтинга отечественных туроператоров, который позволит проанализировать степень представления полезных статей в сети Интернет.
Мотивом создания RUR-рейтинга отечественных и зарубежных туроператоров является рост спроса на путешествия внутри страны и по всему миру, а также увеличение вторичных потребностей человека.
Методология создания RUR-рейтинга должна включать определенное количество страниц, предоставляемых поисковыми ресурсами, и определенное количество уникальных внешних ссылок, имеющих ссылку на веб-сайты.
Рейтинг RUR — это методика оценки университетов и высших учебных заведений по всему миру, разработанная международным проектом «RUR Rankings». Основой рейтинга является сбор и обработка данных из разных источников, которые включают:
- официальные базы данных — данные собираются из официальных источников, таких как международные организации, министерства образования, статистические органы и другие официальные источники;
- социальные сети и интернет-ресурсы — информация об университетах и их активностях собирается из различных социальных сетей, аккаунтов в Twitter, LinkedIn и других платформах;
- экспертные оценки — рейтинг RUR также учитывает мнения экспертов, таких как преподаватели, исследователи и другие специалисты в области образования. Их оценки позволяют учесть важные аспекты, которые не учитываются в других источниках данных;
- данные, предоставленные самими университетами — многие университеты и высшие учебные заведения предоставляют информацию о своей деятельности, образовательных программах, исследованиях и других параметрах для включения в рейтинг [17].
Проведем анализ веб-страницы Федерального агентства по туризму, которое создано в 2004 г., а в 2022 г. было упразднено президентом РФ, а его функции переданы Министерству экономического развития. По нашему мнению, наполняемость сайта требует дополнения, в частности целесообразно разместить информацию о показателях посещаемости нашей страны иностранными туристами, подробно представить разработанные туристически привлекательные маршруты, указав их стоимость, предоставляемый комплекс услуг, ссылку на туроператора, который предоставляет подобные услуги, время нахождения туристов в каждом из пунктов маршрута; количество туристов в группе; вид и количество транспортных средств, задействованных в обслуживании туристов, уровень их комфортности; отметить потребность в услугах гидов, экскурсоводов и инструкторов, переводчиков, особенности подготовки документов.
Одним из направлений государственной поддержки развития туристической деятельности является социальная сфера, которая предполагает создание надлежащих условий для оздоровления и восстановления сил всех слоев населения, также особое внимание уделяя детскому, семейному, зеленому видам туризма. Развитие семейного и детского туризма является одним из устойчивых сегментов развития отечественной туристической индустрии.
В настоящее время наблюдается ухудшение состояния здоровья молодежи, что объясняется отрицательными социально-экономическими, экологическими и психоэмоциональными факторами. Так, целью активного развития детского туризма является оздоровление, повышение общеобразовательного уровня развития ребенка как личности, например, путем создания детских лагерей с углубленным изучением иностранных языков, развлекательными, познавательными, любительскими и анимационными программами в пляжной зоне и акватории, что повысит интерес к отечественным туристическим центрам. Необходимо обратить внимание на такие категории потребителей, как пенсионеры и студенты, применяя скидки и межсезонные предложения, развивая социальный и молодежный туризм. Да, именно молодежный туризм имеет перспективы развития в стране, ведь молодежь – это будущее страны. Поэтому необходимо поддерживать молодежный туризм на законодательном уровне, приняв законодательные акты по реализации государственной молодежной политики путем содействия созданию молодежных гостиниц, проведению международных фестивалей, олимпиад, соревнований. Таким образом, целесообразно обратить внимание на введение налоговых льгот организациям, предоставляющим туристические услуги и реализующие путевки в рамках программ развития социального, семейного и детского видов туризма.
Для повышения социально-экономического состояния российских сел целесообразно развивать зеленый туризм способствует улучшению жизни сельского населения, путем сокращения безработицы и миграции в города, способствует сохранению и возрождению государственных традиций.
Целесообразно принять во внимание особенности развития сельского туризма Польши, где для обеспечения развития туризма в селе хозяева освобождаются от НДС. Кроме того, ознакомление с туристско-рекреационным и реабилитационным потенциалом страны, особенно во время межсезонья, возможно при проведении конференций, круглых столов, медицинских симпозиумов, детских фестивалей, соревнований, олимпиад и других мероприятий.
В условиях растущего спроса необходимо на высоком уровне осуществлять подготовку квалифицированных кадров для туристической сферы путем заключения сделок с высшими учебными заведениями, техникумами. Так, например, после окончания учебного заведения специалист будет иметь рабочее место, что будет способствовать преодолению проблемы безработицы и достаточно актуально в условиях настоящего.
При подготовке специалиста по туризму, в учебных заведения должно быть обращено внимание на знания в области филологии (знание иностранных языков), психологии, этики делового общения, информационных технологий (сеть Интернет) и инновационной техники по системе онлайн-бронирования.
Государственная политика развития туристической деятельности должна быть направлена на поддержку общественного статуса субъектов туристической деятельности в России путем предоставления государственных премий, проведения конкурсов и установления почетных званий в области туристической деятельности, пропагандирования преимуществ туристической деятельности, а также поддержку прав и интересов отечественных туристических предприятий на национальном и международном рынках туристических услуг, защищая национального производителя от недобросовестной или добросовестной конкуренции.
Синхронизация московского цифрового сервиса RUSSPASS и национального туристического портала Russia.Travel позволит сформировать в России единую цифровую туристическую экосистему, объединяющую всех участников рынка. Такое решение принято в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве между Министерством экономического развития РФ, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Правительством Москвы.
Заключение
Направления государственного регулирования развития туристической деятельности представлены четырьмя сферами, а именно: нормативно-правовой, экономической, социальной и информационной сферой. Предложено, что в нормативно-правовой сфере целесообразно создание условий для развития ГЧП путем разработки стратегий развития туристических кластеров и применения инструментов налогового инвестиционного кредитования туристско-рекреационных учреждений; в экономической – разработка эффективных мер организационно-экономической поддержки продвижения бренда России на международных рынках туристических услуг; в социальной – развитие социального туризма, в частности, семейного, детского, делового и зеленого, а также отмечена целесообразность развития сотрудничества с вузами, поддержки и признания общественного статус субъектов туристической деятельности в России.
Перспективы дальнейших исследований в этом направлении. Особое внимание необходимо уделить информационной сфере и предложениям по созданию RUR-рейтинга отечественных туроператоров, которые должны полагаться на центральный орган государственного регулирование туристической сферы России.
Читайте также
Библиографический список
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) “О концессионных соглашениях”. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/6174818558da6d719f95cbeb7c308b2733e6b5f9/
- “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/a89f6e27872ba595439ca2902f233cd969c41b56/
- Федеральная налоговая служба РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn61/taxation/debt/nalcredit/
- “Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) НК РФ Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d742ffa792b4e2083 0fd93a2124bfcc027bd03d6/
- Александрова, А.И. Финансовое планирование: учебное пособие / А.И. Александрова, М.В. Скрипниченко, Ю.Н. Жужома. – Санкт-Петербург: «ИБИН», 2020. – 146 с.
- Ахремчик, Д.В. Туристическая отрасль в новых экономических условиях – поиск новых возможностей и направлений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 6. – С. 1781-1790. – doi: 10.18334/epp.12.6.114888.
- Бурлака, А. М. Анализ и перспективы развития туристической индустрии в Российской Федерации / А. М. Бурлака. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – – № 2 (449). – С. 91-93. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/449/98957/ (дата обращения: 06.10.2023).
- Бухер, С. Конкурентоспособность России на глобальном туристическом рынке / С. Бухер //Экономика региона. — 2016. — Т. 12, Вып. 1. — С. 240-250.
- Коломак, Т. Бренд/ Т. Коломак // Словарь Unisender. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-brend-i-v-chem-ego-osobennost/
- Линь, Сюэ. Взаимосвязь стратегии «Один пояс, один путь» и сферы туризма. // Исследование развития экономики. – Цзилинь, 2016 г. – № 11 ч.2. – С.173–174
- Мельниченко, С.В. Информационные технологии в управлении субъектами туристической деятельности: автореф. дис. на соискание на уч. степени канд. экон. наук: спец. 08.00.04 “Экономика и управление предприятиями (по видам экономической деятельности)” / С. В. Мельниченко . – К., 2008 – 46 с.
- Саченок, Л. И. Направления государственно-правового регулирования туристской деятельности // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридическая наука. – 2021. – Т. 7 (73). № 1. – П. 289-303.
- Туаев, С. С. Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы туристской деятельности в Российской Федерации с 2000 по 2022 годы / С. С. Туаев. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 315-318. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/442/96794/ (дата обращения: 06.10.2023).
- Уржумцева, Т. Б. Конкурентные преимущества сферы туризма национальной экономики в условиях экономической интеграции / Т. Б. Уржумцева // Экономические науки. – 2020. – № 193. – С. 569-574. – DOI 10.14451/1.193.569. – EDN QKMCNA.
- Шатько, Е. А. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации / Е. А. Шатько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 65-67. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/245/56526/.
- Статистический бюллетень Росстата Ко всемирному дню Туризма – 2022 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf
- Что такое рейтинг RUR? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oboi4you.ru/cto-takoe-reiting-rur https://oboi4you.ru/cto-takoe-reiting-rur
References
- Federal Law of July 21, 2005 N 115-FZ (as amended on July 10, 2023) “On Concession Agreements.” [Federal’nyy zakon ot 21.07.2005 N 115-FZ (red. ot 10.07.2023) “O kontsessionnykh soglasheniyakh”]. – Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/6174818558da6d719f95cbeb7c308b2733e6b5f9/
- “Tax Code of the Russian Federation (Part One)” dated July 31, 1998 N 146-FZ (as amended on August 4, 2023) (as amended and supplemented, entered into force on October 1, 2023) “Tax Code of the Russian Federation (part one)” dated July 31, 1998 N 146-FZ (as amended on August 4, 2023) (with amendments and additions, entered into force on October 1, 2023). [“Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast’ pervaya)” ot 31.07.1998 N 146-FZ (red. ot 04.08.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2023) “Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast’ pervaya)” ot 31.07.1998 N 146-FZ (red. ot 04.08.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2023)]. – Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/a89f6e27872ba595439ca2902f233cd969c41b56/
- Federal Tax Service of the Russian Federation. [Federal’naya nalogovaya sluzhba RF]. – Access mode: https://www.nalog.gov.ru/rn61/taxation/debt/nalcredit/
- “Tax Code of the Russian Federation (Part One)” dated July 31, 1998 N 146-FZ (as amended on August 4, 2023) (with amendments and additions, entered into force from October 1, 2023) Tax Code of the Russian Federation Article 67. Procedure and conditions for granting investment tax credit. [“Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast’ pervaya)” ot 31.07.1998 N 146-FZ (red. ot 04.08.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2023) NK RF Stat’ya 67. Poryadok i usloviya predostavleniya investitsionnogo nalogovogo kredita]. – Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d742ffa792b4e2083 0fd93a2124bfcc027bd03d6/
- Alexandrova, A.I. Financial planning: textbook [Finansovoye planirovaniye: uchebnoye posobiye]/ A.I. Alexandrova, M.V. Skripnichenko, Yu.N. Zhuzhoma. – St. Petersburg: “IBIN”, 2020. – 146 p.
- Akhremchik, D.V. Tourism industry in new economic conditions – search for new opportunities and directions [Turisticheskaya otrasl’ v novykh ekonomicheskikh usloviyakh – poisk novykh vozmozhnostey i napravleniy]// Economics, entrepreneurship and law. – 2022. – Volume 12. – No. 6. – P. 1781-1790. – doi: 10.18334/epp.12.6.114888.
- Burlaka, A. M. Analysis and prospects for the development of the tourism industry in the Russian Federation [Analiz i perspektivy razvitiya turisticheskoy industrii v Rossiyskoy Federatsii]/ A. M. Burlaka. – Text: direct // Young scientist. – 2023. – No. 2 (449). – pp. 91-93. – [Electronic resource]. – Access mode: https://moluch.ru/archive/449/98957/ (access date: 10/06/2023).
- Bucher, S. Competitiveness of Russia in the global tourism market [Konkurentosposobnost’ Rossii na global’nom turisticheskom rynke]/ S. Bucher // Regional Economics. – 2016. – T. 12, Issue. 1. – pp. 240-250.
- Kolomak, T. Brand [Brend]/ T. Kolomak // Unisender Dictionary. [Electronic resource]. – Access mode: https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-brend-i-v-chem-ego-osobennost/
- Lin, Xue. The relationship between the “One Belt, One Road” strategy and the tourism sector [Vzaimosvyaz’ strategii «Odin poyas, odin put’» i sfery turizma] // Study of economic development. – Jilin, 2016 – No. 11 part 2. – P.173–174
- Melnichenko, S.V. Information technologies in the management of tourism entities: abstract. dis. to apply for an academic degree Ph.D. degrees econ. Sciences: spec. 08.00.04 “Economics and management of enterprises (by type of economic activity)” [Informatsionnyye tekhnologii v upravlenii sub”yektami turisticheskoy deyatel’nosti: avtoref. dis. na soiskaniye na uch. stepeni kand. ekon. nauk: spets. 08.00.04 “Ekonomika i upravleniye predpriyatiyami (po vidam ekonomicheskoy deyatel’nosti)”]/ S. V. Melnichenko. – K., 2008 – 46 p.
- Sachenok, L. I. Directions of state legal regulation of tourism activities [Napravleniya gosudarstvenno-pravovogo regulirovaniya turistskoy deyatel’nosti]// Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Legal science. – 2021. – T. 7 (73). No. 1. – P. 289-303.
- Tuaev, S. S. Improving the legal regulation of the sphere of tourism activity in the Russian Federation from 2000 to 2022 [Sovershenstvovaniye normativno-pravovogo regulirovaniya sfery turistskoy deyatel’nosti v Rossiyskoy Federatsii s 2000 po 2022 gody]/ S. S. Tuaev. – Text: direct // Young scientist. – 2022. – No. 47 (442). — P. 315-318. – [Electronic resource]. // Access mode: https://moluch.ru/archive/442/96794/ (date of access: 10/06/2023).
- Urzhumtseva, T. B. Competitive advantages of the tourism sector of the national economy in the conditions of economic integration [Konkurentnyye preimushchestva sfery turizma natsional’noy ekonomiki v usloviyakh ekonomicheskoy integratsii]/ T. B. Urzhumtseva // Economic Sciences. – 2020. – No. 193. – P. 569-574. – DOI 10.14451/1.193.569. – EDN QKMCNA.
- Shatko, E. A. Analysis of the current state of tourism development in the Russian Federation [Analiz sovremennogo sostoyaniya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii]/ E. A. Shatko. — Text: immediate // Young scientist. – 2019. – No. 7 (245). — P. 65-67. – [Electronic resource]. // Access mode: https://moluch.ru/archive/245/56526/.
- Rosstat Statistical Bulletin for World Tourism Day 2022 [Statisticheskiy byulleten’ Rosstata Ko vsemirnomu dnyu Turizma – 2022] //https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf
- What is the RUR rating? [Chto takoye reyting RUR?]. // Access mode: https://oboi4you.ru/cto-takoe-reiting-rur https://oboi4you.ru/cto-takoe-reiting-rur