Личность руководителя в системе профилактики профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной организации
The personality of the head in the system of prevention of professional burnout among teachers of a general education organization
Авторы
Аннотация
В работе представлен обобщенный взгляд современной психологии на природу профессионального выгорания, которое рассматривается во взаимодействии с обратным по значению состоянием, профессиональной вовлеченностью. Создание условий для развития профессиональной вовлеченности педагогов общеобразовательных организаций выступает важным условие предупреждения выгорания, которое в свою очередь, является причиной нежелательных для организации и работника явлений, потери лояльности, текучести кадров, ухудшения морально-психологического климата в коллективе, появления угроз для здоровья. В работе представлены результаты эмпирического исследования на выборке педагогов общеобразовательных организаций 19 школ различных регионов Российской Федерации, позволяющей сделать выводы о ряде закономерностей развития синдрома выгорания. Одним из доминирующих факторов выступила роль руководителя, такие его качества, как способность влиять на дела организации, трудолюбие, активность, способность разбираться в людях, использование коллегиального стиля управления коллективом.
Ключевые слова
педагог, руководитель, профессиональное выгорание, стиль управления, профессиональная вовлеченность, общеобразовательная организация.
Финансирование
Исследование выполнено по государственному заданию Министерства Просвещения России от 31.07.2023 № 073-00038-23-06 «Разработка социально-психологической технологии профилактики и преодоления профессионального выгорания у педагогов общеобразовательных организаций».
Рекомендуемая ссылка
Сечко Александр Владимирович,Абгаров Антон Леванович. Личность руководителя в системе профилактики профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной организации // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Номер статьи: 10421. Дата публикации: 14.12.2023. Режим доступа: https://sovman.ru/en/article/10421/
Authors
Abstract
The paper presents a generalized view of modern psychology on the nature of professional burnout, which is considered in interaction with the opposite state of professional involvement. Creating conditions for the development of professional involvement of teachers of educational organizations is an important condition for preventing burnout, which in turn is the cause of undesirable phenomena for the organization and the employee, loss of loyalty, staff turnover, deterioration of the moral and psychological climate in the team, the emergence of threats to health. The paper presents the results of an empirical study on a sample of teachers of general education organizations in 19 schools in various regions of the Russian Federation, which allows us to draw conclusions about a number of patterns of the development of burnout syndrome. One of the dominant factors was the role of the head, such qualities as the ability to influence the affairs of the organization, diligence, activity, the ability to understand people, the use of a collegial style of team management.
Keywords
teacher, leader, professional burnout, management style, professional involvement, educational organization.
Project finance
The study was carried out according to the state assignment of the Ministry of Education of Russia dated July 31, 2023 No. 073-00038-23-06 “Development of socio-psychological technology for preventing and overcoming professional burnout among teachers of general education organizations.”
Suggested citation
Sechko Alexander Vladimirovich,Abgarov Anton Levanovich. The personality of the head in the system of prevention of professional burnout among teachers of a general education organization // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №4 (104). Art. # 10421. Date issued: 14.12.2023. Available at: https://sovman.ru/en/article/10421/
Актуальность
Востребованность психологического знания в современном мире обусловлено прежде всего тем, что оно способствует, а иногда просто незаменимо для решения актуальных проблем, стоящих перед обществом в экономической, социальной, политической и прочих сферах жизнедеятельности.
Наиболее значимой проблемой человечества, решением которой оно занималось всю сою историю существования является производительность труда, возможность наиболее эффективно решать проблемы удовлетворения потребностей населения в материальной и духовной сферах. Помимо этого, в современном обществе остро стоит проблема гуманизации, создания условий, при которых приоритетными становятся не интересы общества, а возможность удовлетворения потребностей, интересов человека, сохранения его здоровья. Попытка решения этой задачи инициировала ряд плодотворных концепций, позволивших понять сущность, этиологию, закономерности развития конфликтных ситуаций в личностной, межличностной, профессиональной сферах. Одной из таких концепций стало представление о конструкте burnout, целенаправленное изучение которого началось в 80-х годах прошлого века.
Современные представления о проблеме
В ходе многолетних дискуссий мировое психологическое сообщество практически пришло к консенсусу, что синдром (сочетание) burnout (выгорание) является трехкомпонентным конструктом (эмоциональное истощение, профессиональный цинизм, редукция профессиональных достижений), который в свое время был обоснован С. Maslach, S.B. Jackson [10], и является основой для самого популярного измерительного инструментария, который используется в соответствующих модификациях по всему миру, опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI). В отечественной психологии на основе этой методики создано несколько вариантов, учитывающих специфику деятельности различных профессиональных групп, авторами которых являются Н.Е. Водопьянова и Е.В. Старченкова [2]. Также известна методика А.А. Рукавишникова ОПВ-3-у для учителей, шкалы которой также валидизированы на основе методики MBI [6].
А. Пайнс выдвинула идею о том, что главной причиной выгорания является неудачный поиск смысла жизни в профессиональной сфере. По ее мнению, выгорание с наибольшей вероятностью возникает у высокомотивированных специалистов, отождествляющих себя с работой, считающих ее высоко значимой и общественно полезной, терпят неудачи в достижении своих целей и чувствуют, что не способны внести весомый вклад. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию. Личность без высокой первоначальной мотивации может испытывать стресс, одиночество, депрессию, экзистенциальный кризис или усталость, но не выгорание [5].
На основе этой идеи у Maslach C. и Leiter M.P появилась гипотеза о взаимосвязи выгорания и профессиональной вовлеченности, которая активно проверяется за рубежом и в отечественной психологии.
Профессиональная вовлеченность (Work Engagement) рассматривается как антитеза профессиональному выгоранию. Авторами был выдвинут термин «увлеченность работой», который характеризовался прямо противоположными профессиональному выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, профессиональной эффективностью [11]. По словам К. Маслач выгорание является основным источником разрушения вовлеченности в работу, который превращает энергичность в истощение, вовлеченность в цинизм, а эффективность в безрезультативность [8].
Исходя из положений данного подхода можно сделать важный вывод, ориентированный на соблюдения принципа активности при решении различных задач не только в психологии, но и других направлениях как научной, так и практической деятельности. В данном случае он предполагает не выстраивание защитных механизмов, направленных на предупреждение, профилактику, купирование профессионального выгорания, а создание условий для профессиональной вовлеченности, возможностей для раскрытия и реализации профессионального потенциала работника.
Традиционно, профессионально выгорание связывают с тремя группами факторов: личностными, индивидуально-психологическими характеристиками; социально-психологическими условиями деятельности; организационными (иногда рассматриваются как частное проявление социально-психологических) [7].
Если брать первую группу факторов для решения проблемы профилактики и предупреждения синдрома выгорания, то практическая ее реализация лежит в плоскости традиций отбора. В полном смысле профессиональный психологических отбор законодательно регламентирует отдельные виды деятельности, к которым педагогическая не относится. Видимо здесь можно использовать профориентационное направление, деятельности, в ходе которого изучается личность оптанта и в ходе профессиональной консультации обсуждаются варианты профессионального развития. В результате молодого человека, стоящий на распутье профессионального самоопределения, делает профессиональный выбор и в процессе дальнейшего обучения делает дальнейшие шаги в профессиональном самоопределении.
В качестве организационных и социально-психологических факторов выгорания выделяют общую неудовлетворённость профессией, определяемую заработной платой, материальной базой, взаимоотношениями в коллективе, не удовлетворенные потребности во власти, статусе, самоутверждения, условия, препятствующие межличностному общению, реализации духовных и просоциальных ценностей, отсутствие одобрения профессиональной деятельности [4].
Организация и проведение эмпирического исследования
На оценку широкого круга организационных, социально-психологических условий деятельности педагогов общеобразовательных организаций, а также личностных особенностей было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 125 учителей из 19 общеобразовательных организаций Белгородской, Кемеровской, Московской областей, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, республики Башкортостан, Кабардино-Балкарской республики, республики Северной Осетии-Алании.
Методом сбора выступал анонимный опрос с применением формализованного авторского опросника, включающего возможность изложения свободного мнения о происходящих процессах и явлениях. Также применялись стандартизированные методики «Профессиональное выгорание» в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, опросник «Утрехтская шкала увлеченности работой» в адаптации Д.А. Кутузовой, Методика изучения социально-психологического климата О.С. Михалюк, Н.Ю. Хрящевой, методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева, 16 PF Кэттелла, форма А. Достоверность результатов обеспечивалась установлением личных, доверительных контактов участников исследовательской группы с педагогами общеобразовательных организаций.
Для анализа взаимосвязей силы проявления синдрома выгорания, профессиональной вовлеченности, как антитезы выгорания, а также их компонентов: эмоционального истощения, профессионального цинизма, редукции профессиональных достижений, энергичности, энтузиазма и поглощенности с различными организационными, социально-психологическими и индивидуально-психологическими явлениями применялся корреляционный анализ.
В проведенном нами исследовании оказалось, что самым значимым фактором, определяющим риск возникновения и силу проявления синдрома выгорания, является личность руководителя. Его компетенции, природные и выработанные в ходе социализации, профессионализации паттерны поведения, методы решения профессиональных задач, особенности межличностного взаимодействия во многом определяют параметры профессиональной вовлеченности.
Для получения объективных данных о психологических характеристиках руководителя использовалась как индивидуальная, так и групповая оценка педагогами одной организации по пунктам авторского формализованного опросника и методики В.П. Захарова и А.Л. Журавлева.
В авторском опроснике, многие пункты которого построены на основе шкалы Р. Лайкерта, содержат прямые вопросы о степени развития управленческих компетенций и некоторые из них представлены ниже.
Рисунок 1. Образец стимульного материала
Также имеется ряд пунктов, которые напрямую не связаны с личностью руководителя, но отражают организационные процессы, во многом от него зависящие.
Результаты исследований
В настоящее время остро стоит проблема отношений учителя со сторонами образовательного процесса. В новостных каналах обсуждаются конфликтные ситуации как с родителями, так и с учениками. Каждый отдельный случай заслуживает индивидуальной оценки и установления объективных обстоятельств происходящего. Но в тоже время наблюдаются социально-психологические эффекты, преподносящие происходящее в тенденциозном виде, где педагог занимает априори невыгодную позицию. В частности, руководители всех рангов для минимизации общественного резонанса ущемляют права и интересы своих подчиненных, иногда безосновательно вставая на сторону учеников и родителей. Опрос, направленный на выяснения степени влияния позиции руководства на риск возникновения выгорания показал следующие результаты.
Таблица 1. Взаимосвязь готовности администрации защищать педагога в конфликтной ситуации с учениками (индивидуальная оценка) с показателями выгорания и профессиональной вовлеченности
r | p | |
Эмоциональное истощение | – 0.229 | 0.005 |
Энтузиазм | 0.318 | <0.001 |
Таблица 2. Взаимосвязь готовности администрации защищать педагога в конфликтной ситуации с родителями (индивидуальная оценка) с показателями выгорания и профессиональной вовлеченности
r | p | |
Эмоциональное истощение | – 0.303 | <0.001 |
Профессиональный цинизм | – 0.175 | 0.025 |
Выгорание | – 0.182 | 0.021 |
Вовлеченность | 0.156 | 0.046 |
Таблица 3. Взаимосвязь готовности администрации защищать интересы педагога в конфликтной ситуации (групповая оценка) с профессиональной вовлеченности
r | p | |
Энтузиазм | 0.220 | 0.007 |
Профессия педагога не предусматривает бурного карьерного роста в массовом порядке. Тем не менее, достаточно много векторов развития, за счет которых можно удовлетворять естественные потребности педагога в признании, профессиональном росте, творчестве, научной деятельности и т.д. Не только поддержка в реализации этих планов, но и просто знание этих интенций руководством во многом помогает учителю придерживаться своих планов, сохраняя энергичность в профессиональной деятельности.
Таблица 4. Взаимосвязь представлений администрации о потребностях персонала и готовности оказать поддержку в реализации этих планов (групповая оценка).
r | p | |
Профессиональный цинизм | – 0.158 | 0.039 |
Энергичность | 0.203 | 0.011 |
Вовлеченность | 0.181 | 0.022 |
В многочисленных исследованиях по проблеме профессионального выгорания исследователи часто говорят о роли социально-психологических отношений в коллективе, особенно подчеркивая роль супервизора. Педагогический коллектив в этом отношении не является исключением. Его профессиональные знания, трудолюбие, активность, особенно характер взаимоотношений с подчиненными во многом влияют как на показатели синдрома выгорания, так и профессиональной вовлеченности.
Таблица 5. Взаимосвязь некоторых особенностей личности и поведения руководителя (индивидуальная оценка) с показателями выгорания и профессиональной вовлеченности
r | p | |
Субъективна оценка трудолюбия руководителя | ||
Профессиональный цинизм | – 0.218 | 0.007 |
Выгорание | – 0.202 | 0.012 |
Энтузиазм | 0.170 | 0.029 |
Субъективна оценка активности руководителя | ||
Профессиональный цинизм | – 0.147 | 0.05 |
Редукция профессиональных достижений | – 0.163 | 0.035 |
Выгорание | – 0.166 | 0.032 |
Энергичность | 0.155 | 0.042 |
Вовлеченность | 0.161 | 0.036 |
Субъективна оценка требовательности руководителя | ||
Эмоциональное истощение | – 0.241 | 0.003 |
Профессиональный цинизм | – 0.354 | <0.001 |
Выгорание | – 0.270 | 0.001 |
Субъективна оценка отзывчивости руководителя | ||
Эмоциональное истощение | – 0.276 | <0.001 |
Профессиональный цинизм | – 0.257 | 0.002 |
Выгорание | – 0.228 | 0.005 |
Энтузиазм | 0.228 | 0.005 |
Субъективна оценка способности руководителя разбираться в людях | ||
Эмоциональное истощение | – 0.341 | <0.001 |
Профессиональный цинизм | – 0.252 | <0.001 |
Выгорание | – 0.248 | 0.003 |
Энтузиазм | 0.162 | 0.036 |
Субъективна оценка справедливости руководителя | ||
Эмоциональное истощение | – 0.371 | <0.001 |
Профессиональный цинизм | – 0.266 | <0.001 |
Выгорание | – 0.273 | 0.001 |
Энтузиазм | 0.197 | 0.014 |
Вовлеченность | 0.149 | 0.049 |
Субъективна оценка доброжелательности руководителя | ||
Эмоциональное истощение | – 0.274 | <0.001 |
Общая групповая оценка качеств руководителя в целом (сумма всех показателей) | ||
Эмоциональное истощение | – 0.198 | 0.013 |
Профессиональный цинизм | – 0.296 | 0.001 |
Выгорание | – 0.285 | <0.001 |
Энергичность | 0.185 | 0.019 |
Энтузиазм | 0.183 | 0.020 |
Поглощенность | 0.203 | 0.012 |
Вовлеченность | 0.194 | 0.015 |
Групповая оценка влияния руководителя на положение дел в организации | ||
Эмоциональное истощение | – 0.251 | 0.005 |
Профессиональный цинизм | – 0.523 | <0.001 |
Редукция профессиональных достижений | – 0.193 | 0.015 |
Выгорание | – 0.433 | <0.001 |
Энергичность | 0.185 | 0.019 |
Энтузиазм | 0.183 | 0.020 |
Поглощенность | 0.203 | 0.012 |
Вовлеченность | 0.194 | 0.015 |
Директивны стиль управления коллективом на основе групповой оценки | ||
Профессиональный цинизм | 0.498 | <0.001 |
Редукция профессиональных достижений | 0.310 | <0.001 |
Выгорание | 0.394 | <0.001 |
Энергичность | – 0.156 | 0.048 |
Энтузиазм | – 0.216 | 0.01 |
Поглощенность | – 0.253 | 0.003 |
Вовлеченность | – 0.220 | 0.003 |
Коллегиальный стиль управления коллективом на основе групповой оценки | ||
Эмоциональное истощение | – 0.250 | 0.003 |
Профессиональный цинизм | – 0.560 | <0.001 |
Редукция профессиональных достижений | – 0.281 | <0.001 |
Выгорание | – 0.441 | <0.001 |
Энтузиазм | 0.332 | <0.001 |
Выгорание | – 0.441 | <0.001 |
Поглощенность | 0.307 | <0.001 |
Либеральный стиль управления коллективом на основе групповой оценки | ||
Эмоциональное истощение | 0.196 | 0.018 |
Профессиональный цинизм | 0.310 | <0.001 |
Выгорание | 0.227 | 0.007 |
Энтузиазм | – 0.269 | 0.002 |
Поглощенность | – 0.162 | 0.042 |
Обсуждение результатов
Анализ результатов исследования показывает, что личность руководителя влияет как на показатели профессионального выгорания, так и на показатели профессиональной вовлеченности, что подтверждает правомерность модели Maslach C. и Leiter M.P, рассматривающих эти явления во взаимосвязи.
Но необходимо отметить, что не все независимые переменные одинаково влияют как на выгорание и вовлеченность, так и их компоненты. Руководителю своим поведением гораздо легче создать предпосылки для выгорания педагогов, нежели условия для развития профессиональной вовлеченности. В исследовании обнаружено 12 переменных, значимо влияющих на развитие выгорания против 5 для развития профессиональной вовлеченности. Предпосылками в последнем случае являются трудолюбие, справедливость, способность влиять на положение дел в образовательной организации, с другой стороны, минимизация директивного компонента в стиле управления коллективом. Среди структурных компонентов профессиональной вовлеченности менее зависим от действий руководителя показатель энергичности. На него влияют параметры общей активности руководителя при минимальной составляющей директивного компонента в стиле управления коллективом.
Из компонентов синдрома выгорания показатели эмоционального истощения и профессионального цинизма имеют примерно одинаковое количество статистически значимых детерминант. Снижение чувства субъективной профессиональной эффективности зависит только от трудолюбия руководителя, реализации им преимущественно коллегиального стиля руководства и минимизации директивной составляющей.
Во многих исследованиях по проблеме выгорания указывается, что именно коллегиальный стиль управления является фактором, сдерживающим процесс развития выгорания. Но это во многом зависит от организационной культуры, характером официальных и неофициальных взаимоотношений, меры ответственности за принимаемые решения и совершаемые действия. Например, в исследовании проблемы у летного состава военной авиации был выявлен обратный эффект, при котором директивный стиль оказался более оправданным с точки зрения создания условий для профилактики синдрома [9]. Видимо это объясняется делегированием руководителям летных подразделений, как единоначальникам, наделенным правом принимать решения и при этом нести всю полноту ответственности за действия как свои, так и подчиненных. Соответственно последние психологически снимают с себя некоторую часть ответственности за свои действия и обращение к ним за советом, поиска поддержки воспринимается как слабость руководителя, нарушение установившегося порядка вещей с последующими негативными эмоциями.
Педагоги же образовательных организаций имеют несколько другие организационные традиции, более демократичные, основанные на служении высоким духовным ценностям, творчестве, поиску эффективных форм педагогического воздействия, что невозможно без тесного взаимодействия и взаимопонимания. Поэтому переменная коллегиального стиля управления является определяющей практически всех компонентов как синдрома выгорания, так и профессиональной вовлеченности педагогов.
Либеральный стиль управления педагогическим коллективом также, как и директивный, негативным образом сказывается на развитии синдрома выгорания, хоть и не так критично.
Не менее важной детерминантой, выгорания и вовлеченности со всеми компонентами оказалась переменная «способность руководителя влиять на положение дел в организации». Наблюдается на первый взгляд некоторое противоречие между необходимостью соблюдения признаков коллективного принятия решения с одной стороны, с другой принимать ответственные решения, эффективно оптимизировать отношения с внешней средой. Видимо, в этом и заключается искусство хорошего руководителя, подающего пример в трудолюбии, заряжающего своей энергичностью, создающего атмосферу взаимоуважения и защищающего подчиненного от угроз внешней среды.
В результате полученных данных можно сделать вывод о необходимости тщательного подхода к подбору кандидатов и назначения на должность руководителей общеобразовательных организаций. Для решения этой задачи должна проводиться экспертиза психологической компетентности и наличия умений и навыков по управлению поведением участников совместной деятельности. Оценку способности эффективно взаимодействовать с другими людьми в ходе профессиональной деятельности, способности адекватно ориентироваться во внутриличностном пространстве. Оценку способности воздействовать на коллектив с целью нормативной регуляции поведения и деятельности, формирования требуемых отношений. Личностные качества: высокие моральные стандарты, физическое и психологическое здоровье, справедливость, честность, отзывчивость, заботливость, доброжелательность, оптимизм, активность, уверенность в себе.
Также необходимо организовать работу по обучению, повышению квалификации с включением в программу разделов по психологической подготовке. Они могут содержать знакомство с передовым опытом, прохождение тренингов сенситивности, лидерских качеств, личностного роста и т.д.
Выводы
Таким образом, профессиональное выгорание, это длительное психическое состояние, разновидность профессиональных стрессов, которое возникает у высокомотивированных специалистов, отождествляющих себя с работой, считающих ее высоко значимой и общественно полезной и терпящих неудачи в достижении своих целей. При позитивном развитии событий возникает противоположное состояние профессиональной вовлеченности, характеризующееся энергичностью, энтузиазмом, поглощенностью содержанием деятельности. Важнейшую роль в обеспечении решении задачи профилактики синдрома выгорания и создания условий для профессиональной вовлеченности играет руководитель, который должен обладать высокими организационными компетенциями и общечеловеческими духовными качествами. Решить задачу приведения в соответствие руководителя и вышеназванным требованиям можно путем тщательного отбора, в рамках подготовки кадрового резерва, развития в ходе профессиональной переподготовки, повышения квалификации, обмена опытом и целенаправленного развития необходимых качеств методическими инструментами психологического тренинга.
Читайте также
Библиографический список
- Водопьянова, Н. Е. Анализ проблемы профессионально-личностных деформаций и выгорания учителей вечерних школ / Н. Е. Водопьянова, Л. Н. Голина // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание : Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В двух томах, Санкт-Петербург, 12–25 апреля 2018 года / Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. Том 2. – Санкт-Петербург: ООО “Издательство ВВМ”, 2018. – С. 422-429. – EDN ZOVQHJ.
- Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
- Зазыкин, В. Г. Психологическая компетентность руководителя : Учебное пособие / В. Г. Зазыкин, А. С. Карпенко. – Москва : ИПК госслужбы, 2008. – 375 с. – EDN VSFJUV.
- Наличаева, С. А. Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов : специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Наличаева София Александровна. – Москва, 2011. – 26 с. – EDN QHVRFX.
- Психология Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
- Рукавишников, А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов. Дис…канд. псих. наук: 19.00.3, 19.00.5, Ярославль, 2001.
- Сечко, А. В. Превенция синдрома выгорания в образовательной среде: теоретическое обоснование и практические методы / А. В. Сечко // Психологическая безопасность образовательной среды: проблемы, ресурсы, профилактика. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. – С. 240-260. – EDN TTYYEQ.
- Сечко, А. В. Профессиональная вовлеченность педагогов в системе психологических взглядов / А. В. Сечко, О. Р. Леонгардт // Психология обучения. – 2018. – № 5. – С. 104-113. – EDN XMHEZF.
- Сечко, А. В. Профессиональное выгорание летного состава ВВС Российской Федерации : специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Сечко Александр Владимирович. – Москва, 2006. – 201 с. – EDN NNYBVR.
- Maslach, C., Jackson, S.E. Patterns of burnout among a national sample of publik contact workers. Journal of Health & Human Resources Administration, 1984,№7, pp 189-212.
- Maslach, C., Schaufeli, W.B. & Leiter, M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. – 2001. p. – 397-422
References
- Vodopyanova, N. E. Analysis of the problem of professional and personal deformations and burnout of evening school teachers [Analiz problemy professional’no-lichnostnykh deformatsiy i vygoraniya uchiteley vechernikh shkol]/ N. E. Vodopyanova, L. N. Golina // Psychology of the 21st century: psychology as a science, art and calling: Collection of scientific works of participants in the international scientific conference of young scientists: In two volumes, St. Petersburg, April 12–25, 2018 / Scientifically edited by A. V. Shaboltas, S. D. Gurieva. Volume 2. – St. Petersburg: VVM Publishing House LLC, 2018. – P. 422-429. – EDN ZOVQHJ.
- Vodopyanova, N.E., Starchenkova, E.S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention [Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika]. 2nd ed. – St. Petersburg: Peter, 2008. – 336 p.
- Zazykin, V. G. Psychological competence of a leader: Textbook [Psikhologicheskaya kompetentnost’ rukovoditelya : Uchebnoye posobiye]/ V. G. Zazykin, A. S. Karpenko. – Moscow: IPK civil service, 2008. – 375 p. – EDN VSFJUV.
- Nalichaeva, S. A. Self-actualization potential of the individual as a determinant of professional burnout of teachers: specialty 19.00.03 “Work psychology, engineering psychology, ergonomics”: abstract of the dissertation for the degree of candidate of psychological sciences [Samoaktualizatsionnyy potentsial lichnosti kak determinanta professional’nogo vygoraniya pedagogov : spetsial’nost’ 19.00.03 «Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya, ergonomika» : avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk]/ Nalichaeva Sofia Aleksandrovna. – Moscow, 2011. – 26 p. – EDN QHVRFX.
- Psychology Textbook for humanitarian universities [Psikhologiya Uchebnik dlya gumanitarnykh vuzo]/ Ed. ed. V.N. Druzhinina. – St. Petersburg: Peter, 2001. – 656 p.
- Rukavishnikov, A.A. Personal determinants and organizational factors in the genesis of mental burnout among teachers. Dis…cand. psycho. Sciences: 19.00.3, 19.00.5 [Lichnostnyye determinanty i organizatsionnyye faktory genezisa psikhicheskogo vygoraniya u pedagogov. Dis…kand. psikh. nauk: 19.00.3, 19.00.5], Yaroslavl, 2001.
- Sechko, A. V. Prevention of burnout syndrome in the educational environment: theoretical justification and practical methods [Preventsiya sindroma vygoraniya v obrazovatel’noy srede: teoreticheskoye obosnovaniye i prakticheskiye metody,mmmmmm]/ A. V. Sechko // Psychological safety of the educational environment: problems, resources, prevention. – Moscow: Limited Liability Company “Ruseins”, 2022. – P. 240-260. – EDN TTYYEQ.
- Sechko, A.V. Professional involvement of teachers in the system of psychological views [Professional’naya vovlechennost’ pedagogov v sisteme psikhologicheskikh vzglyadov]/ A.V. Sechko, O.R. Leongardt // Psychology of education. – 2018. – No. 5. – P. 104-113. – EDN XMHEZF.
- Sechko, A.V. Professional burnout of flight personnel of the Russian Air Force: specialty 19.00.03 “Work psychology, engineering psychology, ergonomics”: dissertation for the academic degree of candidate of psychological sciences [Professional’noye vygoraniye letnogo sostava VVS Rossiyskoy Federatsii : spetsial’nost’ 19.00.03 «Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya, ergonomika» : dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk] / Sechko Alexander Vladimirovich. – Moscow, 2006. – 201 p. – EDN NNYBVR.
- Maslach, C., Jackson, S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers. Journal of Health & Human Resources Administration, 1984, no. 7, pp. 189-212.
- Maslach, C., Schaufeli, W.B. & Leiter, M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. – 2001. p. – 397-422.