Руководитель организации
Руководитель организации
Менеджер (англ. manager, от manage — «управлять»), руководитель, управляющий — специалист, занятый управлением процессами и персоналом (подчинёнными) на определённом участке коммерческого (торгового и иных) предприятия, организации.
Менеджер может быть владельцем коммерческого предприятия (организации), но часто является наёмным работником. Менеджер, как правило, является должностным лицом на предприятия (в организации), в которой работает, и входит в средний и высший руководящий состав компании, предприятия. Определяющим признаком управляющего является наличие подчинённых. Основная функция менеджера — управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а следовательно, и менеджеров.
Крупные организации, как правило, имеют три иерархических уровня менеджеров, в пирамидальной структуре:
- Старшие менеджеры, такие как члены совета директоров и главный исполнительный директор (CEO) или президент организации, устанавливают стратегические цели и политику организации и принимают решения о том, как будет работать организация в целом. Старшие менеджеры, как правило, являются профессионалами исполнительного уровня, которые дают указания менеджерам среднего звена и прямо или косвенно отчитываются перед ними.
- Менеджеры среднего звена, такие как менеджеры филиалов, региональные менеджеры, менеджеры отделов и менеджеры отделов, которые обеспечивают руководство для менеджеров первой линии. Они сообщают о стратегических целях и политике высшего руководства руководителям первой линии.
- Линейные менеджеры, такие как супервайзеры и руководители групп первой линии, наблюдают за работой штатных сотрудников (или волонтеров, в некоторых добровольных организациях) и дают указания по их работе. Линейные менеджеры часто выполняют управленческие функции, которые традиционно считаются ядром менеджмента. Несмотря на название, они обычно считаются частью рабочей силы, а не частью управленческого класса организации.
В небольших организациях менеджер может иметь гораздо более широкий охват и может выполнять несколько ролей или даже все роли, обычно наблюдаемые в крупной организации.
Высшее руководство (Топ-менеджмент)
Высшее руководство, исполнительное руководство или руководство, как правило, являются лицами на самом высоком уровне управления организацией, у которых есть повседневные задачи по управлению этой организацией, иногда компанией или корпорацией.
Исполнительные менеджеры обладают исполнительными полномочиями, делегированными им советом директоров и/или акционерами и по их полномочиям. Как правило, существуют более высокие уровни ответственности, такие как совет директоров и те, кто владеет компанией (акционеры), но они сосредоточены на управлении старшим или исполнительным руководством, а не на повседневной деятельности бизнеса. Исполнительное руководство обычно состоит из руководителей продуктовых и / или географических подразделений фирмы, а также функциональных руководителей, таких как финансовый директор, главный операционный директор и директор по стратегии. В управлении проектами высшее руководство санкционирует финансирование проектов.
Возможные задачи:
- обеспечение эффективности и успеха организации путем принятия на себя ответственности за реализацию соответствующей стратегии, к которой организация может адаптироваться;
- эффективное управление потребностями заинтересованных сторон;
- дать четкие определения того, что представляет собой эффективность и успех;
- обеспечение осуществления стратегии и направление ресурсов на достижение успеха;
- анализ того, соответствуют ли их действия общим целям организации.
Директор (от лат. dirigere, directum — от di и regere — «управлять», мн. ч. — директора́; устар. жен. — директриса) — управляющий, руководитель, начальник компании, предприятия или учебного заведения.
Традиционно директор — высшая должность в организации, наделённая полномочиями выбора стратегии развития организации, работы с кадрами и определения финансовых потоков предприятия. Однако, при ряде условий, в некоторых организациях должность директора может быть формальной или отсутствовать вообще. В медицинских учреждениях к директору приравнивается главный врач.
Также принято выделять директоров по функциональным направлениям деятельности:
- генеральный директор;
- главный директор;
- коммерческий директор;
- технический директор;
- исполнительный директор (за границей — операционный директор);
- финансовый директор;
- директор по информационным технологиям;
- директор по маркетингу;
- арт-директор.
Менеджеры среднего звена и линейные руководители
Менеджмент среднего звена — это промежуточный уровень управления иерархической организацией, которая подчиняется исполнительному руководству и отвечает за линейных менеджеров и/или линейных менеджеров-специалистов. Руководители среднего звена косвенно (через линейное руководство) несут ответственность за эффективность и производительность младшего персонала.
В отличие от линейного руководства, руководство среднего звена считается старшей (или полуисполнительной) должностью, поскольку менеджеры среднего звена уполномочены говорить и действовать от имени организации перед линейными менеджерами, младшим персоналом и клиентами. В этот уровень управления входят руководители отделов, заводов и отделов.
Менеджер среднего звена является связующим звеном между высшим руководством и низшими (младшими) уровнями организации. Благодаря участию в повседневном управлении бизнесом, менеджеры среднего звена имеют возможность сообщать ценную информацию и предложения изнутри организации. Они отвечают за претворение в жизнь руководящих принципов, установленных ранее в стратегических планах руководителями высшего звена. Более того, менеджеры среднего звена являются каналом коммуникации внутри организации, поскольку они передают основные решения руководителей и основные цели организации более низким уровням сотрудников. Это способствует лучшей координации между работниками и делает компанию более сплоченной.
Основная ответственность менеджера среднего звена заключается в том, чтобы реализовать стратегию, созданную исполнительным уровнем, наиболее эффективным способом. Для достижения поставленных целей менеджер может корректировать и интерпретировать первоначальный план.
Компетенции менеджеров среднего звена
Ряд компетенций имеет решающее значение для того, чтобы стать эффективным менеджером среднего звена.
- Лидерство. Самая важная компетенция, которая состоит из множества навыков. Как врожденный лидер, менеджеры среднего звена должны обладать навыками осмысления и убеждения. Они должны уметь мотивировать, влиять и направлять своих подчиненных, становиться для них образцом для подражания, демонстрировать качество и уровень вклада в работу, необходимые для организации, и заниматься постоянным саморазвитием и обучением.
- Принятие решений. Умение быстро решать проблемы, принимать решения под давлением и брать на себя ответственность за результат.
- Творчество и видение. Руководители должны иметь четкое видение реализации стратегии и творчески подходить к преодолению возможных трудностей.
- Управление эффективностью. Включает в себя эффективное управление производительностью подчиненных и, в частности, линейных менеджеров, путем постановки для них четких и измеримых целей и проведения коучинга. Менеджеры среднего звена также должны уметь представлять, убеждать и влиять на людей.
Линейный руководитель
Линейный менеджмент относится к управлению сотрудниками, которые непосредственно участвуют в производстве или поставке продукции, товаров и/или услуг.
Являясь связующим звеном между организацией и ее сотрудниками, работающими на переднем крае, линейный менеджмент представляет собой самый низкий уровень управления в организационной иерархии (в отличие от высшего/исполнительного/высшего руководства и среднего звена).
Линейный руководитель — это сотрудник, который непосредственно управляет другими сотрудниками и повседневными операциями, отчитываясь перед вышестоящим менеджером.
Связанные названия должностей: руководитель, руководитель секции, мастер, офис-менеджер и руководитель группы. Им поручено руководить сотрудниками и контролировать достижение корпоративных целей в определенной функциональной области или направлении бизнеса.
Несмотря на название, линейные менеджеры обычно рассматриваются как часть рабочей силы организации, а не как часть ее управленческого класса.
К их основным функциям по отношению к работникам относятся:
- подбор и отбор персонала,
- обучение, наставничество, коучинг и развитие персонала,
- управление служебной деятельностью и аттестация,
- мотивация,
- хорошее самочувствие,
- тимбилдинг,
- Достижение командных целей.
Деятельность линейных менеджеров обычно включает в себя:
- планирование целей, задач и приоритетов в области своей работы и информирование об этом персонала по мере необходимости;
- использование ресурсов, находящихся под их контролем (например, рабочее время персонала; финансирование) для достижения намеченных планов;
- соблюдение политики и законодательства;
- обеспечение структуры, направления и цели для своих команд;
- планирование регулярных встреч с сотрудниками для обсуждения достигнутого прогресса и любых вопросов.
Линейное руководство также несет ответственность за принятие (при поддержке высшего руководства) любых изменений организационной культуры.
Менеджер среднего звена против линейного менеджера
Должность менеджера среднего звена часто ошибочно описывается как аналогичная линейному управлению. Однако есть некоторые отличия:
- Менеджер среднего звена – это полуисполнительная должность –линейные менеджеры продвигаются по службе, чтобы стать менеджерами среднего звена. Таким образом, менеджеры среднего звена получают более высокую зарплату, льготы и более близкое положение к залу заседаний.
- Система подчинения– линейные руководители подчиняются менеджерам среднего звена. Менеджеры среднего звена несут ответственность за большие команды и не могут контролировать работу каждого отдельного человека. Таким образом, прямой или линейный менеджер измеряет производительность команды и отчитывается перед менеджером среднего звена.
- Набор обязанностей – в отличие от линейных менеджеров, у которых есть четкий порядок работы и набор обязанностей, менеджеры среднего звена имеют только целевые цели. Способ достижения этих целей определяется менеджером самостоятельно.
Рекомендуемая литература
- Менц, М. 2012. Функциональные члены команды топ-менеджмента: обзор, обобщение и исследовательская повестка дня. Журнал управления, 38 (1), 45-80.
- Руло, Л.; Балогун, Дж. (2011). «Менеджеры среднего звена, стратегическое осмысление и дискурсивная компетенция» (PDF). Журнал исследований в области управления. 48 (5): 953–983. DOI:10.1111/j.1467-6486.2010.00941.x. S2CID 145090455.
- Чжан, Энн Янь; Цуй, Энн С.; Сонг, Линда Дживен; Ли, Чаопин; Цзя, Ляндин (2008). «Как я могу доверять тебе? Отношения между сотрудником и организацией, надзорная поддержка и доверие менеджеров среднего звена к организации». Управление человеческими ресурсами. 47 (1): 111–132. DOI:10.1002/HRM.20200.
- Википедия.