Законы организации
Законы организации
Закон – это набор правил, которые создаются и применяются социальными или государственными институтами для регулирования поведения, а его точное определение является предметом давних дебатов.
Законы организации образуют теоретический фундамент теории организации; способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному; позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; помогают объективно анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компании.
Выделяют две группы законов организации: универсальные и специфические. Действие универсальных законов распространяется на биологические, социальные и частично – технические системы. Специфические законы касаются только социальных организаций.
Характеристика основных законов организации
К основным законам организации относятся законы синергии, самосохранения, развития, единства анализа и синтеза, информированности-упорядоченности, композиции и пропорциональности, необходимого разнообразия, обратной связи.
Закон синергии
Синергия в управлении и в отношении командной работы относится к объединенным усилиям отдельных лиц как участников команды. Условие, которое существует, когда части организации взаимодействуют, чтобы произвести совместный эффект, который больше, чем сумма частей, действующих в одиночку. Может существовать положительная или отрицательная синергия. В этих случаях позитивная синергия оказывает положительное воздействие, такое как повышение эффективности операций, более широкое использование возможностей и более эффективное использование ресурсов. Отрицательная синергия, с другой стороны, имеет негативные последствия, такие как: снижение эффективности операций, снижение качества, недоиспользование ресурсов и нарушение равновесия с внешней средой.
Закон самосохранения
Любой организации присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования ресурса (потенциала). Выживание организации зависит от ее адаптации к внешней среде, интеграции элементов, наличия цели, смягчения социальной напряженности. Самосохранение достигается сочетанием стабильности и развития организации.
Закон развития
Каждая организация стремится достичь своего максимального потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Этот закон опирается на 4 основных принципа:
1. Принцип инерции (запаздывания). Инерция организации заключается в использовании устаревших элементов (оборудования, структур), их запоздалом изъятии из производства.
2. Принцип эластичности (взаимозависимость скорости изменения потенциала организации от самого потенциала). Организация всегда стремится сгладить влияние возмущающих воздействий повышением квалификации кадров, унификацией и стандартизацией.
3. Принцип непрерывности.
4. Принцип стабилизации (не допускается выход отклонений за пределы установленных изменений).
Закон единства анализа и синтеза
Анализ и синтез – неразрывные моменты процедуры принятия организационно-управленческих решений, направленных на достижение целей СЭО-предприятия.
Закон информированности-упорядоченности
Чем большей информацией (полной, достоверной, упорядоченной) обладает организация, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования. Информация способствует переводу организации в равновесное состояние, противодействует энтропии и дезорганизации, повышает эффективность ее функционирования.
Закон композиции и пропорциональности (гармонии)
Для достижения главной цели организации существует ее объективная тенденция к созданию устойчивого объединения с соблюдением соразмерности (композиции) и пропорциональности. При этом имеет место принцип приоритета целого над частью. Под пропорциями, которые необходимо соблюдать в организационной системе, понимаются объективно существующие связи и зависимости между элементами. Инструментами пропорциональности являются конкуренция, планирование, координация и т. п.
Закон необходимого разнообразия (принцип Эшби)
Каждая организация имеет свой уникальный набор элементов и, соответственно, конкретную организационную структуру. Следствием этого закона является высокая адаптивность организации, т. е. ее реакция на изменения внешней и внутренней среды при сохранении качественной определенности организации.
Закон обратной связи
Характеризуется наличием обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами организации, а также между ней и внешней средой. Обратная связь всегда является реакцией на воздействия, и очень важно, чтобы эта реакция была им адекватна.
Правовая основа деятельности организации
Предприятия при осуществлении деятельности должны соблюдать законы, правовые нормы, постановления. В процессе хозяйственных взаимоотношений (с поставщиками, покупателями, банками) необходимо соблюдать условия договоров, обеспечивать их исполнение и при необходимости применять экономические санкции (неустойки, пени, штрафы). |