Управление организацией

Организация как система управления

Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Лица, ответственные за принятие решений, — менеджеры и исполнители решений — специалисты-управленцы объединены между собой системами взаимодействия.

Существуют два типа взаимосвязей:

  • формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации,
  • неформальные (в основном горизонтальные), возникающие на основе реализации интересов между отдельными менеджерами и специалистами.

Термин система наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие — элементами или компонентами.

Характеристики организации

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организации характеристики:

Kharakteristiki organizatsii

  • Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.
  • Зависимость от внешней среды. Организации полностью зависимы от окружающего мира — от внешней среды — как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.
  • Горизонтальное разделение труда. Вероятно, самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Если, по крайней мере, два человека работают вместе для достижения одной цели, они должны делить работу между собой.
  • Подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами, но существуют также и многочисленные другие названия.
  • Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.
  • Необходимость управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда.

Управление организацией

Для того чтобы социальная система была устойчивой, правильно сориентированной, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом {системой управления). Последний осуществляет ориентировку, интеграцию и контроль функционирования отдельных ее частей, поступления ресурсов, результатов и т. п., их коррекцию на основе обратной связи.

upravleniye organizatsii Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:
  • органы (субъекты) управления (должности, подразделения);
  • коммуникационные каналы;
  • набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

Принципами построения системы управления являются:

  • соответствие целям организации;
  • сопряженность функций и полномочий;
  • ориентированность на определенный уровень компетентности персонала;
  • допущение неформальных связей;
  • обеспечение эффективного контроля;
  • гибкость и адаптивность.

Развитие системы управления может быть:

  • экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними);
  • интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).

Система управления характеризуется:

  • составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, способом их взаимодействия;
  • уровнем централизации или децентрализации полномочий;
  • степенью специализации и регламентации функций;
  • стабильностью или изменчивостью поведения;
  • открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям);
  • техническим оснащением.

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каждой из них.

  • управляющая подсистема — та часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров). Управляющая подсистема близко «субъекту управления», однако не тождественно. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).
  • Управляемая подсистема – совокупность элементов, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено. Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д.

Управляемость объекта — адекватная реакция на управляющее воздействие. Высокая реактивность может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая — бездействия, противодействия, формальных действий.

В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.

Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен:

  • соответствовать целям и задачам объекта управления;
  • учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;
  • предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;
  • поддаваться контролю;
  • иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести:

  • высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;
  • минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;
  • экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;
  • улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;
  • снижающуюся долю административных работников в персонале организации.

Виды систем

По уровню открытости к внешней среде различают:

  • Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами.
  • Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Механистический и органический тип управления

В зависимости от того, насколько организация адаптивна к изменениям в окружении, выделяется два типа управления организацией:

  1. механистический тип управления;
  2. органический тип управления.

Механистический тип управления организацией характеризуется набором следующих характеристик:

  • консервативная, негибкая структура;
  • четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;
  • сопротивление изменениям;
  • проистекание власти из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;
  • иерархическая система контроля;
  • командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;
  • содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

Для органического типа управления организацией характерны:

  • гибкая структура;
  • динамичные, не жестко определенные задачи;
  • готовность к изменениям;
  • базирование власти на знании и опыте;
  • самоконтроль и контроль коллег;
  • многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);
  • содержанием коммуникаций являются информация и советы.

Отдельные вопросы управления организацией

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх