Главная страница » Энциклопедия управления » Управление объектами » Управление интеллектуальной собственностью

Управление интеллектуальной собственностью

Управление интеллектуальной собственностью

Управление интеллектуальной собственностью — часть менеджмента организации, объектом которого выступают особая категория знаний, воплощенных в объектах интеллектуальной собственности, и интеллектуальные имущественные права.

Права на интеллектуальную собственность, являясь нематериальным активом, нуждаются не только, и даже не столько в юридической защите, сколько в правильном управлении и использовании для достижения целей компании и успешной конкурентной борьбы на рынках.

Upravleniye intellektual'noy sobstvennost'yu Объекты управления:
  1. Материализованные носители знаний, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Средства индивидуализации.
  3. Интеллектуальные имущественные права.

Интеллектуальная собственность (ИС) — это категория собственности, которая включает в себя нематериальные творения человеческого интеллекта. Наиболее известными типами являются патенты, авторские права, товарные знаки и коммерческая тайна.

Нематериальный характер интеллектуальной собственности представляет трудности по сравнению с традиционной собственностью, такой как земля или товары. В отличие от традиционной собственности, интеллектуальная собственность является «неделимой», поскольку неограниченное число людей теоретически может «потреблять» интеллектуальное благо без его истощения. Кроме того, инвестиции в интеллектуальные товары страдают от проблем с присвоением: землевладельцы могут окружить свою землю прочным забором и нанять вооруженную охрану для ее защиты, но производители информации или литературы обычно мало что могут сделать, чтобы помешать своему первому покупателю воспроизвести ее и продать по более низкой цене. Уравновешивание прав таким образом, чтобы они были достаточно сильными, чтобы стимулировать создание интеллектуальных товаров, но не настолько сильными, чтобы препятствовать их широкому использованию, является основным направлением современного законодательства об интеллектуальной собственности.

Цели и приоритеты интеллектуальной собственностью

Общая основная цель менеджмента знаний — получение конкурентных преимуществ организации путём создания новой стоимости за счет эффективного использования знаний её работников, занятых интеллектуальным трудом.

  • Легализовать служебную и приобретенную интеллектуальную собственность организации в виде имущественных интеллектуальных прав в составе нематериальных активов.
  • Более эффективное управление своей интеллектуальной собственностью.
  • Соблюдение компанией норм законодательства об интеллектуальной собственности, предупреждение нарушений прав третьих лиц.
  • Управление рисками, связанными с нарушением интеллектуальных прав.
  • Предотвращение «пиратства» и контрафакции.
  • Развитие локального нормативного регулирования работы компании для выполнения изложенных выше целей.

Основной целью законодательства об интеллектуальной собственности является поощрение создания широкого спектра интеллектуальных товаров для потребителей. Для достижения этой цели закон предоставляет людям и предприятиям имущественные права на информацию и интеллектуальные товары, которые они создают, как правило, в течение ограниченного периода времени. Поскольку они могут получать от них прибыль, это дает экономический стимул для их создания. Нематериальный характер интеллектуальной собственности представляет трудности по сравнению с традиционной собственностью, такой как земля или товары. В отличие от традиционной собственности, интеллектуальная собственность неделима – неограниченное количество людей может «потреблять» интеллектуальное благо без его истощения. Кроме того, инвестиции в интеллектуальные товары страдают от проблем присвоения — в то время как землевладелец может окружить свою землю прочным забором и нанять вооруженную охрану для ее защиты, производитель информации или интеллектуального блага обычно может сделать очень мало, чтобы помешать своему первому покупателю воспроизвести его и продать по более низкой цене. Уравновешивание прав таким образом, чтобы они были достаточно сильными, чтобы стимулировать создание информационных и интеллектуальных благ, но не настолько сильными, чтобы препятствовать их широкому использованию, является основным направлением современного права интеллектуальной собственности.

Обмениваясь ограниченными исключительными правами на раскрытие изобретений и творческих произведений, общество и патентообладатель/владелец авторских прав получают взаимную выгоду, и создается стимул для изобретателей и авторов создавать и раскрывать свои произведения.

Задачи управления (для коммерческих организаций)

  • анализ использования объектов ИС,
  • выявление избыточных и необходимых объектов ИС,
  • определение форм и методов правовой охраны объектов ИС,
  • определение ключевого объекта ИС,
  • реализация процедур правовой охраны ИС,
  • коммерциализация (монетизация) ИС,
  • пресечение нарушений интеллектуальных прав,
  • взыскание компенсаций и штрафов за незаконное использование объектов ИС.

Отдельные вопросы управления интеллектуальной собственностью

Рекомендуемая литература

  1. Менеджмент интеллектуальной собственности: учебное пособие / Н. В. Тихомирова, А. П. Якимахо, С. Н. Мальченко, Е. Л. Герасимов, В. В. Бесарабова. — М.: «Центр развития современных образовательных технологий», 2010. — С.28.
  2. Википедия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх