Управление компанией (корпорацией)

Корпорация (компания) и управление ею

Корпорация (компания) — организация бизнеса, основанная на долевой собственности и раздельной функции собственника и управления.

Корпорация — это форма организации бизнеса, основанная на долевой собственности и раздельной функции собственника и управления (Большая российская энциклопедия).

В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Корпоративное управление (Corporate Governance)- управления компанией, предназначенный для справедливого распределения результатов деятельности;  комплекс мер и правил, помогающих акционерам «контролировать руководство компании и влиять на менеджмент».

Корпоративное управление не имеет непосредственного отношения к оперативному (operational management) и тактическому управлению компанией, но в последнее время включается в стратегическое управление. Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий.

korporativnoye upravleniye

Модели корпоративного управления

Система корпоративного управления призвана регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами, а также согласовывать цели заинтересованных сторон (акционеров компании), обеспечивая эффективное функционирование компаний. Существуют различные модели корпоративного управления: англо-американская, немецкая (инсайдерская), японская.

  • В англо-американской модели интересы акционеров представлены большим количеством мелких инвесторов, управление находится в руках менеджмента корпорации.
  • В немецкой (инсайдерской) модели все стороны, заинтересованные в деятельности корпорации, имеют право участвовать в процессе принятия решений (акционеры, менеджеры, персонал, банки, общественные организации). Англо-американская и германская модели — два крайних варианта. Между которыми находится множество промежуточных национальных форм.
  • Японская модель корпоративного управления характеризуется как полностью закрытая и основанная на банковском контроле, это позволяет снизить проблему контроля менеджеров. Для японской модели существенными элементами являются социальная общность, солидарность и корпоративная культура. Ключевой элемент японской модели корпоративного управления — система пожизненного найма персонала.
  • В российской модели корпоративного управления принцип разделения прав собственности и контроля обычно не признается.
  • Семейная модель управления распространена во всех странах мира, в этой системе управление корпорациями осуществляется членами близкими родственниками (семьей).
  • В научной литературе дополнительно выделяют:
    • директивную (при применении руководящих указаний и директив) публично-правовых образований),
    • бенефициарную (при опосредованном корпоративном контроле над корпорацией, в том числе через ее конечных выгодоприобретателей),
    • обезличенную (при сокрытии реального владельца и (или) управленца корпорации) модели корпоративного управления.

Управление компанией (корпорацией) в России

Корпоративные юридические лица (корпорации) в России

Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ в Гражданский кодекс РФ введена статья 65.1 «Корпоративные и унитарные юридические лица».

В соответствии с п. 1 указанной статьи корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются те юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К ним отнесены:

  • хозяйственные товарищества и общества,
  • крестьянские (фермерские) хозяйства,
  • хозяйственные партнерства,
  • производственные и потребительские кооперативы,
  • общественные организации,
  • ассоциации (союзы),
  • товарищества собственников недвижимости,
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также
  • общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия,
  • фонды,
  • учреждения,
  • автономные некоммерческие организации,
  • религиозные организации,
  • публично-правовые компании.

Принципы и механизмы корпоративного управления

Коллегиально на собрании акционеров могут приниматься решения о реорганизации, слияниях, ценных бумагах, основных исполнительных органах, крупных сделках, внутренних документах и раскрытии информации компании.

Механизмы корпоративного управления призваны обеспечить ответственность совета директоров перед акционерами, менеджмента — перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций — перед миноритариями, корпорации — перед работниками и покупателями, обществом в целом. Корпоративное управление сосредоточено на том, чтобы все эти группы и институты выполняли свои функции наилучшим образом при сохранении баланса интересов между ними.

Акционеры, обладающие пакетами акций разного размера не равны не только потому, что обладают разным количеством голосов, но и потому что их права зависят от размера доли. По российскому закону об акционерных обществах права распределяются так:

  • 1 % — доступ к реестру акционеров, подача исков в суд на управленцев за их действия, повлёкшие убыток для компании;
  • 2 % — выносить вопросы, решения и кандидатов на собрании акционеров;
  • 10 % — созывать внеочередное собрание;
  • 25 % — блокирующий пакет, даёт доступ к первичным бухгалтерским документам и протоколам коллегиального исполнительного органа;
  • 75 % — право размещения, приобретения обществом собственных акций, определять их тип, права и количество, изменение уставных документов, ликвидация и реорганизация общества;
  • 100 % — отсутствуют требования о сроках созыва собрания.

Это делает возможным ущемление прав миноритарных акционеров, в том числе через вывод прибыли из компании недивидендными способами (трансфертное ценообразование) и присвоение её менеджментом компании или основным акционером. Один из механизмов корпоративного управления, позволяющий преодолеть этот недостаток — рынок корпоративного контроля, существование которого позволяет акционерам продать свои акции в случае, если их не устраивает менеджмент компании. Недовольство акционеров снижает равновесную цену акций таким образом, что компания становится уязвимой для «белого» рейдерства.

Кодексы и руководящие принципы: зарубежный опыт

Принципы и кодексы корпоративного управления были разработаны в разных странах и выпущены фондовыми биржами, корпорациями, институциональными инвесторами или ассоциациями (институтами) директоров и менеджеров при поддержке правительств и международных организаций. Как правило, соблюдение этих рекомендаций по управлению не является обязательным законом, хотя кодексы, связанные с требованиями листинга на фондовой бирже, могут иметь принудительный эффект.

Принципы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development (OECD)

Одним из наиболее влиятельных руководящих принципов по корпоративному управлению являются Принципы корпоративного управления G20 / OECD, впервые опубликованные как Принципы OECD в 1999 году, пересмотренные в 2004 году и снова пересмотренные и одобренные G20 в 2015 году.  На Принципы часто ссылаются страны, разрабатывающие местные кодексы или руководящие принципы. Опираясь на результаты работы OECD, других международных организаций, ассоциаций частного сектора и более 20 национальных кодексов корпоративного управления, была создана Межправительственная рабочая группа экспертов Организации Объединенных Наций по международным стандартам учета и отчетности (МСУО) для подготовки своего Руководства по надлежащей практике раскрытия информации по корпоративному управлению.  Этот согласованный на международном уровне эталон состоит из более чем пятидесяти различных пунктов раскрытия информации в пяти широких категориях:

  • Аудит,
  • Структура и процесс правления и управления,
  • Корпоративная ответственность и комплаенс в организации,
  • Финансовая прозрачность и раскрытие информации,
  • Структура собственности и осуществление прав контроля.

Руководящие принципы OECDпо корпоративному управлению государственными предприятиями дополняют Принципы корпоративного управления G20 / OECD, предоставляя рекомендации, адаптированные к проблемам корпоративного управления, уникальным для государственных предприятий.

В 2021 году был опубликован первый в истории международный стандарт ISO 37000 в качестве руководства по надлежащему управлению. Руководство делает акцент на цели, которая лежит в основе всех организаций, т.е. на значимой причине существования. Ценности определяют как цель, так и способ ее достижения.

Механизмы и средства управления

Механизмы корпоративного управления и средства контроля призваны уменьшить неэффективность, возникающую в результате морального риска и неблагоприятного отбора. Существуют как внутренние системы мониторинга, так и системы внешнего мониторинга. Внутренний мониторинг может осуществляться, например, одним (или несколькими) крупными акционерами в случае частных компаний или фирмы, входящей в бизнес-группу. Кроме того, различные механизмы правления обеспечивают внутренний контроль. Внешний мониторинг поведения управляющих происходит, когда независимая третья сторона (например, внешний аудитор) подтверждает достоверность информации, предоставляемой руководством инвесторам. Фондовые аналитики и держатели долговых обязательств также могут проводить такой внешний мониторинг. Идеальная система мониторинга и контроля должна регулировать как мотивацию, так и способности, обеспечивая при этом согласование стимулов с корпоративными целями и задачами. Следует позаботиться о том, чтобы стимулы не были настолько сильными, чтобы у некоторых людей возникало искушение пересечь границы этического поведения, например, манипулируя показателями выручки и прибыли, чтобы поднять цену акций компании.

Принципы корпоративного управления в США

Закон Сарбейнса-Оксли 2002 г. (США, 2002 г.)закрепил несколько принципов корпоративного управления.

  1. Права и справедливое отношение к акционерам: Организации должны уважать права акционеров и помогать акционерам осуществлять эти права. Они могут помочь акционерам реализовать свои права, открыто и эффективно сообщая информацию и поощряя акционеров к участию в общих собраниях.
  2. Интересы других заинтересованных сторон: Организации должны признать, что у них есть юридические, договорные, социальные и рыночные обязательства перед заинтересованными сторонами, не являющимися акционерами, включая сотрудников, инвесторов, кредиторов, поставщиков, местные сообщества, клиентов и политиков.
  3. Роль и обязанности совета директоров: Совет директоров должен обладать достаточными соответствующими навыками и пониманием, чтобы анализировать и оспаривать эффективность управления. Он также нуждается в адекватном размере и соответствующем уровне независимости и приверженности.
  4. Честность и этичное поведение: Честность должна быть фундаментальным требованием при выборе корпоративных должностных лиц и членов совета директоров. Организации должны разработать кодекс поведения для своих директоров и руководителей, который способствует этичному и ответственному принятию решений.
  5. Раскрытие информации и прозрачность: Организации должны разъяснять и обнародовать роли и обязанности совета директоров и руководства, чтобы обеспечить заинтересованным сторонам уровень подотчетности. Они также должны внедрить процедуры для независимой проверки и обеспечения целостности финансовой отчетности компании. Раскрытие информации о существенных вопросах, касающихся организации, должно быть своевременным и сбалансированным, чтобы обеспечить всем инвесторам доступ к четкой фактической информации.

Отдельные вопросы управления компанией (корпорацией)

Рекомендуемая литература

  1. Корпоративное управление: история и практика. Служба Банка России по финансовым рынкам. www.cbr.ru. Дата обращения: 2 декабря 2019. Архивировано 19 декабря 2014 года.
  2. Лаптев В.А. Корпоративное право: правовая организация корпоративных систем : монография. – Москва : Проспект, 2019. С. 16. ISBN 978-5-392-28423-8.
  3. Википедия.
  4. Корпорация. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 365. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 15). — ISBN 978-5-85270-346-0.
  5. Закон Сарбейнса-Оксли 2002 года, Конгресс США, раздел VIII «Принципы корпоративного управления ОЭСР, 2004 год, преамбула и статья IV» (PDF). ОЭСР.
  6. «Первый международный критерий благого управления». Международная организация по стандартизации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх