Место и роль проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Россия, Всероссийский заочный финансово-экономический институт (филиал в г. Кирове)
eco@mcnip.ru

Аннотация

В статье автор отмечает, что в России наибольшее применение в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг получили программно-целевой и процессный подходы. Задачей, требующей незамедлительных решений, является развитие эффективной системы управления развитием сферы физкультурно-оздоровительных услуг, основанной на методологических разработках в области управления проектами, учитывающей особенности данной отрасли, основанной на использовании соответствующих управленческих технологий.

Ключевые слова

проектное управление, физкультурно-оздоровительные услуги, массовый спорт, эффективное управление, факторы социализации, социальная сфера.

Рекомендуемая ссылка

Скопин Олег Викторович
Место и роль проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (15). Номер статьи: 1507. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/1507/
Введение

Проектное управление занимает значительное место в решении проблем социальной сферы. Например, Гейзер А.А. [4] отмечает, что реализация национального проекта «Образование» в 2006 г. стала катализатором деятельности государственных структур по решению наиболее острых проблем развития в этой сфере, выделению дополнительных финансовых ресурсов. Можно привести и другие примеры.

Но в настоящее время в недостаточной мере разработаны вопросы, связанные механизмом реализации проектов и построении на данной основе логично выстроенной системы, позволяющей поднять социальную сферу на качественно новый уровень. В сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как составляющем элементе социальной сферы, проектный подход в управлении научно обоснованного применения практически не находит, не смотря на то, что реализуется много мероприятий, и все они решают, как правили текущие задачи.

Подходы к управлению, используемые в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

Как показали результаты исследований [21, 20], многосторонний характер причин возникновения проблем в сфере физкультурно-оздоровительных услуг в России предопределяет необходимость комплексного использования различных подходов в управлении программно-целевого, проблемно-ориентированного, планового подходов, которые базируются на традиционных методах управления: экономических, организационно-административных и социально-психологических, а также проектного подхода, базирующегося на методах управления ресурсами, сроками, результатами.

Следует отметить, что наибольшее применение в России в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг получил программно-целевой подход, позволяющий сконцентрировать финансовые ресурсы при проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Данный метод обеспечивает эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. Однако программно-целевой подход слабо ориентирован на конкретные проекты и, в частности, на последовательность действий в программе в целом и в отдельных проектах, что часто приводит к недостижимости поставленных целей в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.

Значительным потенциалом в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг, как показали результаты исследований [24] обладает процессный подход, способствующий более качественно осуществлять деятельность в данной отрасли, а тем самым удовлетворять потребности населения. Но данный подход четко выстаивает последовательность действий, но глубокая их детализация часто препятствует решению задач нахождения оптимальных вариантов решений в цепочке ресурсы – сроки – результат. Эта проблема может быть решена с помощью использования проектного управления, что подчеркнуто и в трудах ряда авторов научных работ, например в работах Ганиевой А.А. [3], Герасимова В.В., Кругловой Э.В. [5], Давлетшина Т.Ф. [6], Кораблева М.М. [12], Первушина В.А. [18], Соловьевой Т.В. [23].

Проектное управление в социальной сфере

По мнению Антропова Ю.Ю. [1], управление проектами в системе социального обслуживания населения – это не только и не столько дань моде, а скорее, проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они бы не происходили. Успешно реализованные проекты являются фундаментом, на котором учреждение может строить свое будущее в условиях формирования регионального рынка социальных услуг, в условиях постоянных изменений внешней среды и высокой вероятности появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методология, технология и система управления должны создаваться в кратчайшие сроки.

В своей работе автор [1] отмечает, что особенности проектного подхода заключаются в неразрывности проектов, обусловленных не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему – «портфель» – позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.

Для принятия решений об использовании проектного управления, как отмечает Смолыгин И. [22], необходимо:

  • оценить, является ли цель, поставленная перед проектом, трудоемкой и технически сложной, являются ли задачи разносторонними, и есть ли необходимость соединить их в обобщенную систему, есть ли необходимость в управлении несколькими ресурсами;
  •  знать, есть ли возможность у организации материальные средства выделить отдельную структуру, подразделение или лицо, ответственное за реализацию конкретного проекта;
  • знать, требует ли проект установления строгих рамок бюджета, времени, является ли необходимым условием быстрое реагирование на изменения, происходящие в ходе реализации проекта;
  • оценить, следует ли применять методы проектного управления в случае, если в реализации поставленных задач требуется использование разноплановых знаний и специалистов;
  •  рассмотреть, возможно ли применение методов проектного управления при решении задач в условиях жесткой конкурентной среды, в случаях, где сроки и время их решения играют главную роль.

Довольно неординарное  видение использования проектного подхода в управлении представляет Пурдехнад Д. [19]. В методологию проектного подхода он вводит понятие интерактивного планирования, представляя его как синтетический подход к проблемам,  который предполагает:

  • использование проектирования вместо исследования, как способ работы с системой взаимосвязанных проблем (mess – проблемным месивом);
  • «растворение» (dissolving) проблемного поля в целом вместо решения входящих в него проблем по отдельности.

Как подчёркивает Пурдехнад Д. [19], интерактивное планирование избегает недостатков традиционных методов планирования. Оно состоит в том, чтобы спроектировать желательное настоящее (не будущее!) и изобрести или найти способы как можно более тесного приближения к нему. Интерактивное планирование осуществляет шесть взаимосвязанных действий, происходящих одновременно, так как весь процесс ведется непрерывно.


Рисунок – Процесс интерактивного планирования

Несмотря на достаточную разработанность методологии проектного  управления, в отдельных отраслях социальной сферы он используется фрагментарно. Например, в сфере образования, как отмечает Гейзер А.А. [4], Ассорина Г.Ю. [2], Маркова С.М., Седых Е.П. [14], в большинстве случаев управление образовательным учреждением представляет собой функциональную систему, в рамках которой обходятся без внутреннего планирования, ресурсной оптимизации, оценки эффективности инвестиций и других действенных инструментов.

Инвестирование в данной сфере, по мнению Гейзера А.А. [4],  должно выполняться в формате инвестиционного проекта, отвечающего современным подходам к проектной деятельности. В рыночной экономике под проектно-ориентированным управлением понимают управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Такое управление увеличит гибкость и динамичность, децентрализует ответственность функциональных руководителей и обеспечит готовность компании к организационным изменениям.

Использование проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

В сфере физкультурно-оздоровительных услуг в настоящее время отмечаются значительные диспропорции, согласимся в этом вопросе с Доевым В.К. [7]. Как правильно отмечает Доев В.К. [7], если в различных учебных заведениях занятия спортом в большинстве своем обеспечены за счет государства, то сектор услуг для взрослых является частным сектором, предлагающим ограниченный набор дорогостоящих услуг, т. е. существует разрыв в структуре предложения услуг массового спорта, в т. ч. и в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Среди субъектов физкультурно-оздоровительных услуг, как подчеркивает Карасёва М.В. [11], продолжает увеличиваться доля коммерческих предприятий, которые не могут быть управляемы только административными методами. Доев В.К. [7] предлагает в сложившейся ситуации осуществление перехода от действующей системы управления к территориальной, предусматривающей приоритетность развития данной сферы. Он утверждает, что при соблюдении приоритета массового спорта, разделении спорта высших достижений и спорта-для-всех создаются условия для формирования адекватной спросу ресурсной базы.

Предпосылками активного использования проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как отмечают в своих работах Парфенова Т.Н. [17], Нестерова Е.В. [16], являются их особенности, которым присущи следующие компоненты и факторы:

  • наличие материальных средств и свободного от трудовой деятельности времени экономически активного населения;
  • разнообразие выбора видов отдыха;
  • относительная добровольность участия отдыхающих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
  • зависимость условий отдыха от особенностей национально-этнических и региональных традиций;
  • общекультурные, познавательные, социальные, профессиональные, бытовые и семейные интересы различных возрастных групп населения;
  • личностная направленность средств и форм отдыха;
  • степень отражения в физкультурно-оздоровительном сервисе индивидуальных потребностей и средств коллективного взаимодействия;
  • соответствие содержания профессиональной подготовки специалистов физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. [9] отмечают обстоятельства, которые побуждают человека к активности действий в сфере физического развития, и в частности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, называя их факторами социализации. Они объединяют основные факторы социализации в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

Таблица – Факторы, влияющие на активность в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

Группы факторов Содержание групп факторов
Макрофакторы (гр. makros — большой, больших размеров) В данном случае влиять на группу людей будут международные физкультурные и спортивные объединения, которые культивируют тот или иной вид двигательной активности или вид спорта с присущими им ценностями. Также к этой группе можно отнести государственную политику, законодательное и нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта.
Мезофакторы (гр. mezzos — средний, промежуточный) Это условия социализации больших групп людей, которые выделяются по национальному признаку (этнос как фактор социализации) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, село), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и другие). Люди принимают элементы системы физического воспитания той или иной нации, адаптируются к среде, в которой происходит усвоение и реализация ею определенных программ взаимодействия с природой, формирования определенного типа сознания, а также соответствующих форм и методов жизнедеятельности. Природная среда обусловила также и возникновение типичных видов двигательной активности.
Микрофакторы (гр. mikros — малый) Социальные группы, которые непосредственно влияют на конкретных людей (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и другие). Микрофакторы влияют на развитие людей через агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит их жизнь. Этот тип факторов является для нас наиболее значимым.

Влияние данных факторов на физкультурно-оздоровительные услуги  предопределяет целесообразность инициализации и реализации проектов, повышающих эффективность учреждений отрасли и достижения максимальной удовлетворенности клиентов. Значительное внимание данному вопросу посвящает Дубакин А.Н. [8 ].
Отмечая значимость проектного управления, Кушнер М.А. [13], Михайлов В.Ю. [15] значительное внимание уделяют комплексности предоставления услуг и качеству проектов, предлагая рассматривать оценку эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг с нескольких позиций.

Рисунок – Показатели эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг
(по Михайлову В.Ю. [15 ])

Для оптимизации функционирования сферы деятельности в области физкультурно-оздоровительных услуг можно предложить как и в целом для массового спорта, как подчеркивают Доев В.К. [7], Захаров К.С. [10], в первую очередь разработать единую государственную стратегию, реализуемую на всех уровнях и во всех регионах, создающую благоприятные условия для распространения массового спорта.

Заключение

Целесообразно отметить, что в настоящее время назрела необходимость инициализации, разработки и реализации общенациональных проектов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как элемента массового спорта для различных категорий и групп населения. На федеральном уровне должны выполняться задачи создания правовой базы развития, формирования научно обоснованной системы физкультурно-оздоровительных услуг, реализации федеральных целевых программ и проектов. Задачей, требующей незамедлительных решений на уровне регионов является развитие эффективной системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг, основанной на методологических разработках в области управления проектами, учитывающей особенности данной отрасли. Использование проектного управления позволит выйти на более высокий уровень оздоровления и физического воспитания населения страны.

 


Библиографический список

  1. Антропова Ю.Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11. С. 164-168.
  2. Ассорина Г.Ю. Особенности программно-целевого и проектного подхода к управлению инновационной деятельностью вуза // IDO Science. 2011. № 1. С. 2-6.
  3. Ганиева А.А. Проектный подход в государственном управлении // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 2. С. 107-110.
  4. Гейзер А.А. Проектное управление инвестициями в сфере образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2008. № 2. С. 57-61.
  5. Герасимов В.В., Круглова Э.В. Проектное управление развитием человеческого капитала // Успехи современного естествознания. 2007. № 8. С. 93-93.
  6. Давлетшин Т.Ф. Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона (на примере республики Башкортостан) // Молодой ученый. 2009. № 3. С. 55-59.
  7. Доев В.К. Формирование региональной системы управления массовым спортом (спорт-для-всех) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. С. 270-277.
  8. Дубакин А.Н. Внедрение в управление спортивными мероприятиями технологий проектного менеджмента и особенности его использования в спортивной среде // Экономические науки. 2008. № 38. С. 263-266.
  9. Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. Социализация в физкультурно-оздоровительном образовании: трактовка понятий, проблемы, перспективы // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 12. С. 48-51.
  10. Захаров К.С. Механизм государственной поддержки сферы физкультурно-оздоровительных услуг // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 1. С. 75-77.
  11. Карасёва М.В. Педагогические и экономические факторы, обеспечивающие рентабельное функционирование коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 5. С. 100-105.
  12. Кораблев М.М. Развитие проектного подхода в государственном управлении // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 4. С. 228-235.
  13. Кушнер М.А. Комплексная методика оценки эффективности проектного управления развитием // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 63-71.
  14. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8-10.
  15. Михайлов В.Ю. Управление качеством проектов предоставления комплексных услуг в регионе // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 458-464.
  16. Нестерова Е.В. Принципы, факторы и компоненты развития физкультурно-оздоровительной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 6. С. 228-232.
  17. Парфенова Т.Н. Проектный менеджмент: организация педагогического обеспечения для физкультурно-оздоровительных клубов // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Малаховка, 2001
  18. Первушин В.А. Использование методологии проектного управления для реализации инфраструктурных проектов // Инициативы XXI века. 2010. № 1. С. 65-68.
  19. Пурдехнад Д. От теории к практике: проектный подход к решению проблем управления // Проблемы управления в социальных системах. 2009. Т. 1. № 1. С. 66-80.
  20. Скопин О.В. Иерархия уровней процессного подхода к управлению в сфере физкультурно-оздоровительных услуг// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2008. — №1 (13).
  21. Скопина И.В., Скопин О.В. Оценка эффективности системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С. 99-102.
  22. Смолыгин И. Социальные методы проектного управления // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 6. С. 25-29.
  23. Соловьева Т.В. К вопросу о применении проектного подхода в управлении региональной экономикой // Новые технологии. 2011. № 1. С. 126-129.