Разработка методики расчета показателей эффективности деятельности университета и его структурных подразделений

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


кандидат технических наук, проректор по экономике и финансам Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, заведующий кафедрой Компьютерные интеллектуальные технологии
Россия, Институт компьютерных наук и технологий СПбПУ
vicerector.edu@spbstu.ru


доктор технических наук, доцент, директор Центра менеджмента качества Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, профессор кафедры Системный анализ и управление
Россия, Институт компьютерных наук и технологий СПбПУ
Ludmila@qmd.spbstu.ru


кандидат технических наук, старший научный сотрудник, начальник отдела Центра менеджмента качества Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, доцент кафедры Системный анализ и управление
Россия, Институт компьютерных наук и технологий СПбГПУ
mv@qmd.spbstu.ru


начальник сектора Центра менеджмента качества
Россия, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
katerina@qmd.spbstu.ru


инженер Высшей инженерной школы
Россия, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Andrey_0804@mail.ru

Аннотация

Представлена методика, разработанная авторами на основании анализа существующих методик оценки деятельности и методик составления рейтингов высших учебных заведений, позволяющая оценить эффективность деятельности структурных подразделений университета с помощью набора показателей в числовом выражении и отразить результаты оценки графически. Методика прошла апробацию, приведены примеры полученных результатов. Методика может быть адаптирована под специфику конкретного университета, в том числе, при изменении состава и содержания первичных данных.

Ключевые слова

университет, структурное подразделение, методика расчета, внешняя оценка, внутренняя оценка, рейтинг, первичные данные, показатели эффективности деятельности.

Рекомендуемая ссылка

Речинский Александр Витальевич , Черненькая Людмила Васильевна , Магер Владимир Евстафьевич , Матвеева Екатерина Владимировна , Черненький Андрей Владимирович
Разработка методики расчета показателей эффективности деятельности университета и его структурных подразделений// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №6 (54). Номер статьи: 5407. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/5407/
Введение

Ключевыми процессами любого университета являются образовательная и научная деятельность. Причем они являются взаимопроникающими, взаимозависимыми с точки зрения влияния на результаты, от которых напрямую зависят конкурентоспособность университета, привлекательность для абитуриентов, возможность получения инвестиций, заинтересованность работодателей. Не случайно ограниченное число университетов Западной Европы, подтвердивших на конкурсной основе статус «Исследовательский университет», приоритетно получают государственные субсидии на развитие образования и науки. Подход «учить только на основе новейших достижений науки, полученных лично преподавателем» очевиден. В нашей стране это подход нашел отражение в программе «Ведущие вуза России», среди которых выделена категория «национальные исследовательские университеты», получение и подтверждение которой происходит путем проведения конкурсов.

Методика проведения конкурсов, по сути представляющая собой процедуру рейтингования, показатели, на основе которых оцениваются конкурсанты, описаны на сайтах Минобрнауки России и не требуют пояснений. Для университетов важнее разобраться в том, что лежит в основе достижения требуемых значений конкурсных показателей. Очевидно, что высокие значения показателей внешней оценки не могут появиться без сбалансированной системы обеспеченности процессов образовательной и научной деятельности университета, для поддержания эффективности которой требуется организация и постоянное проведение внутренних оценок на основе показателей, разработанных и утвержденных в университете с учетом его специфики.

Постановка задачи

Методика внутренней оценки эффективности университета, безусловно, должна быть гармонизирована с методиками внешних оценок. Это означает, что ключевые показатели внешних рейтингов должны если не повторяться, то учитываться при назначении внутренних показателей. Однако система составления рейтинга путем комплексирования этих показателей, назначения коэффициентов весомости, применение тех или иных математических методов приведения оценки к интегральному значению, могут отличаться от известных. Так, в работе [1] описана разработанная в СПбПУ методика комплексной оценки деятельности университета, позволяющая рассчитывать рейтинги подразделений. Вместе с тем, безотносительно интегральных оценок, значения самих показателей, отражающих эффективность деятельности подразделений университета, могут стать основанием для принятия управленческих решений, направленных на приведение результатов внутренней работы университета в соответствие с требованиями внешних организаций.

Результаты внутренней оценки университета и структурных подразделений должны способствовать совершенствованию системы управления структурными подразделениями и созданию условий динамичного развития университета на основе максимально эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала научно-педагогического персонала.

Проведение процедуры внутренней оценки эффективности деятельности университета и его структурных подразделений может сопрягаться с плановыми работами по системе менеджмента качества в сфере образовательной и научно-исследовательской деятельности, или приурочиваться к мониторингу результативности деятельности. Результаты анализа показателей эффективности деятельности структурных подразделений университета могут быть использованы руководством при распределении объемов субсидий, размер которых, в свою очередь, является одним из факторов мотивации персонала.

Целью разработки представленной методики являлось создание инструментария для проведения внутренней оценки эффективности деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) и его структурных подразделений на основе единообразной процедуры расчета с использованием набора утвержденных показателей. При разработке методики принято определение: «Показатели – характеристики субъекта, процессов его деятельности или результатов процессов, выраженные в численной форме».

Разработка методики

В общем случае результативность любого процесса, которая отражается
в значении показателей эффективности деятельности в рамках этого процесса, зависит от насыщения процесса соответствующими ресурсами. Для университета первым из этих ресурсов являются люди – научно-педагогические работники (НПР) и их квалификация, на втором месте – среда, предоставляющая условия для реализации потенциала людей. Оценка этих дух видов ресурсов определяет возможности организации, которые способствуют получению результатов. Эффективность деятельности зависит от баланса возможностей и результатов. Эта простая идея положена в основу разработки представленной методики оценки эффективности. Методика определяет основные требования к составу и содержанию показателей, используемых для оценки эффективности деятельности структурных подразделений университета, по результатам которой впоследствии может быть проведен расчет рейтинга. Введение оценок качества образовательной и научной деятельности структурных подразделений университета и научно-педагогических работников направлено на повышение мотивированности работников в развитии квалификации, заинтересованности в участии в научной работе, улучшении педагогической деятельности.

При разработке предлагаемой методики был проведен анализ содержания и учтены требования следующих методик оценки:

  • показателей на основе данных формы 1-Мониторинг [2];
  • показателей результативности Программы «5-100-2020» [3];
  • показателей ведущих международных рейтинговых агентств [4, 5, 6].

Для расчета показателей оценки эффективности деятельности используется утвержденный в университете набор первичных данных Д j (j = 1…55), структура и описание которых приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Первичные данные для расчета показателей оценки эффективности
деятельности университета и структурных подразделений

 

ОПИСАНИЕ ДАННЫХ

Ед. изм.

Д1

Средний балл ЕГЭ (по очной форме, в пересчете на 1 дисциплину)
в рамках реализуемого направления/специальности

балл

Д2

Численность абитуриентов, зачисленных в университет
(по очной форме) на направление/специальность (Д1)

чел.

Численный состав обучающихся и программы обучения

Д3

Общая численность студентов очной формы обучения

чел.

Д4

Численность студентов (магистратура) очной формы обучения

чел.

Д5

Общая численность студентов очно-заочной формы обучения

чел.

Д6

Численность студентов (магистратура) очно-заочной формы обучения

чел.

Д7

Общая численность студентов заочной формы обучения

чел.

Д8

Численность студентов (магистратура) заочной формы обучения

чел.

Д9

Численность иностранных студентов (включая СНГ)
очной формы обучения

чел.

Д10

Численность иностранных студентов (включая СНГ)
очно-заочной формы обучения

чел.

Д11

Численность иностранных студентов (включая СНГ)
заочной формы обучения

чел.

Д12

Численность студентов ведущих иностранных вузов (рейтинг QS, ARWU, THE – не ниже 300 позиции), привлеченных в вуз
на срок не менее 1 месяца

чел.

Д13

Численность обучающихся по образовательным программам (ОП)
высшего образования по очной форме обучения, получивших поддержку
в виде участия в программах международной академической мобильности

чел.

Д14

Количество реализуемых подразделением ФГОС

шт.

Д15

Количество реализуемых подразделением образовательных стандартов,
утвержденных университетом

шт.

Д16

Численность студентов очной формы, обучающихся по образовательным стандартам, утвержденным университетом

чел.

Д17

Численность студентов очно-заочной формы, обучающихся
по образовательным стандартам, утвержденным университетом

чел.

Д18

Численность студентов заочной формы, обучающихся
по образовательным стандартам, утвержденным университетом

чел.

Д19

Количество реализуемых ОП

шт.

Д20

Количество ОП, реализуемых в форме дистанционного образования

шт.

Д21

Численность студентов очной формы, обучающихся по ОП, реализуемым в форме дистанционного обучения

чел.

Д22

Численность студентов очно-заочной формы, обучающихся по ОП, реализуемым в форме дистанционного обучения

чел.

Д23

Численность студентов заочной формы, обучающихся по ОП, реализуемым в форме дистанционного обучения

чел.

Д24

Количество ОП высшего образования, разработанных и реализуемых
в партнерстве с ведущими иностранными вузами/организациями

шт.

Д25

Количество программ ДПО, разработанных и реализуемых в партнерстве с ведущими иностранными вузами/организациями

шт.

Д26

Общая численность аспирантов

чел.

Д27

Численность иностранных аспирантов (включая граждан стран СНГ)

чел.

Показатели научно-педагогических работников (НПР)

Д28

Численный состав НПР (приведенный к полной ставке)

штат. ед.

Д29

Численный состав НПР (без учета занимаемых ставок)

чел.

Д30

Численный состав штатных НПР (приведенный к полной ставке)

штат. ед.

Д31

Численность НПР, имеющих ученую степень доктора наук
(приведенная к полной ставке)

штат. ед.

Д32

Численность штатных НПР, имеющих ученую степень доктора наук
(приведенная к полной ставке)

штат. ед.

Д33

Численность молодых ученых, имеющих ученую степень доктора наук
в возрасте до 40 лет (включая совместителей)

чел.

Д34

Численность сотрудников из числа ППС, имеющих ученую степень доктора наук (приведенная к полной ставке)

штат. ед.

Д35

Численность НПР, имеющих ученую степень кандидата наук
(приведенная к полной ставке)

штат. ед.

Д36

Численность штатных НПР, имеющих ученую степень кандидата наук
(приведенная с полной ставке)

штат. ед.

Д37

Численность молодых ученых, имеющих ученую степень
кандидата наук в возрасте до 35 лет (включая совместителей)

чел.

Д38

Численность сотрудников из числа ППС, имеющих ученую степень
кандидата наук (приведенная к полной ставке)

штат. ед.

Д39

Численность молодых ученых, без ученой степени в возрасте до 30 лет (включая совместителей)

чел.

Д40

Численность иностранных граждан из числа НПР
(приведенная к полной ставке)

штат. ед.

Д41

Численность иностранных профессоров и преподавателей, включая российских граждан – обладателей степени PhD зарубежных университетов
(приведенная к полной ставке)

штат. ед.

Д42

Численность НПР вуза, принявших участие в реализуемых вузом программах международной академической мобильности (с получением сертификата о повышении квалификации в зарубежном вузе/организации)

чел.

Д43

Количество статей в Scopus и WoS

шт.

Д44

Количество цитирований в Scopus и WoS за 5 лет

шт.

Финансовые показатели

Д45

Средний заработная плата НПР ( из всех источников)

тыс.руб.

Д46

Средняя заработная плата по экономике региона

тыс.руб.

Д47

Доход от образовательной деятельности, в рамках субсидии из госбюджета

тыс.руб.

Д48

Доход от образовательной деятельности, полученный от физических и юридических лиц.

тыс.руб.

Д49

Доход от образовательной деятельности, полученный за подготовку
иностранных граждан.

тыс.руб.

Д50

Объем НИОКР финансируемых из госбюджетных источников

тыс.руб.

Д51

Объем хоздоговорных НИОКР

тыс.руб.

Д52

Объем НИОКР, финансируемых в рамках международных проектов и грантов

тыс.руб.

Д53

Количество проектов, выполняемых совместно с международными высокотехнологичными компаниями на базе вуза, в том числе с возможностью создания структурных подразделений в вузе (МНОЦ)

шт.

Д54

Стоимость машин и оборудования

тыс.руб.

Д55

Стоимость машин и оборудования не старше 5 лет

тыс.руб.

Источником первичных данных служат информационные базы данных университета, характеризующих определенные направления деятельности. Ответственность за актуализацию информации в базах данных и ее достоверность возлагается на разработчиков баз данных и подразделения, предоставляющие исходную информацию.

Показатели оценки эффективности деятельности в соответствии с разработанной методикой разбиты на пять групп n.m (n = 1…5), позволяющих оценивать основные процессы деятельности университета или его структурных подразделений и результативность работы персонала по пяти направлениям:

P 1.m (m = 1…7) – образовательная деятельность;
P 2.m (m = 1…7) – международная образовательная деятельность;
P 3.m (m = 1…6) – показатели состава научно-педагогических работников;
P 4.m (m = 1, 2) – публикационная активность;
P 5.m (m = 1…8) – экономическая деятельность,
где m – число оцениваемых показателей по конкретному направлению.

Общее число показателей оценки эффективности деятельности – 30.

Методика их расчета приведена в таблице 2.

Таблица 2 — Методика расчета показателей оценки эффективности деятельности

Обозн.

Показатель

Ед. изм.

Методика расчета

1. Образовательная деятельность

Р 1.1

Средний балл единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами

баллы


Результаты студентов, имеющих право на прием без вступительных испытаний, признаются как наивысшие результаты ЕГЭ (100 баллов) по соответствующим общеобразовательным предметам

Р 1.2

Удельный вес численности студентов (приведенного контингента), обучающихся по программам магистратуры, в общей численности приведенного контингента (1)

%

Р 1.3

Численность аспирантов университета
в расчете на 100 студентов
(приведенного контингента)

чел.

Р 1.4

Доля реализуемых образовательных стандартов, утвержденных университетом, в общем количестве реализуемых образовательных стандартов

%

Р 1.5

Доля студентов, обучающихся по образовательным стандартам, утвержденным университетом, в общей численности студентов

%

Р 1.6

Доля ОП, реализуемых в форме дистанционного обучения, в общем количестве реализуемых ОП

%

Р 1.7

Доля студентов, обучающихся по ОП дистанционного обучения, в общей
численности студентов

%

2. Международная образовательная деятельность

Р 2.1

Доля зарубежных профессоров и преподавателей, включая российских граждан – обладателей степени PhD зарубежных университетов, в общей численности НПР университета (2)

%

Р 2.2

Удельный вес численности иностранных студентов (включая студентов из стран СНГ), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры,
в общей численности студентов (приведенный контингент)

%

Р 2.3

Численность иностранных студентов ведущих зарубежных вузов, привлеченных в университет на срок не менее 1 месяца

чел.

Р 2.4

Количество ОП высшего образования и дополнительных ОП, разработанных и реализуемых в партнерстве с ведущими зарубежными вузами/организациями

шт.

Р 2.5

Доля обучающихся по ОП высшего образования по очной форме обучения, получивших поддержку в виде участия в программах международной академической мобильности, в общей численности обучающихся по ОП по очной форме обучения

%

Р 2.6

Доля НПР университета, принявших участие в реализуемых университетом программах международной академической мобильности (с получением сертификата о повышении квалификации в зарубежном вузе/организации) в общей численности НПР

%

Р 2.7

Число иностранных студентов и аспирантов, обучающихся на основных ОП
(с учётом студентов и аспирантов
из стран СНГ)

чел.

3. Показатели научно-педагогических работников (НПР)

Р 3.1

Удельный вес иностранных НПР в общей численности НПР

%

Р 3.2

Удельный вес численности НПР без ученой степени – до 30 лет, кандидатов наук – до 35 лет, докторов наук – до 40 лет,
в общей численности НПР

%

Р 3.3

Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей
численности НПР (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера)

%

Р 3.4

Доля НПР, имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности НПР

%

Р 3.5

Численность НПР, имеющих ученую
степень кандидата и доктора наук,
на 100 студентов

ед.

Р 3.6

Численность работников из числа ППС (приведенных к ставке), имеющих ученые степени кандидата или доктора наук,
в расчете на 100 студентов

ед.

4. Публикации

Р 4.1

Количество статей в Scopus и
Web of Science, в расчете на 100 НПР

шт.

Р 4.2

Количество цитирований в Scopus и
Web of Science за последние 5 лет,
в расчете на 100 НПР

ед.

5. Экономические показатели

Р 5.1

Отношение средней зарплаты НПР
(из всех источников) к средней зарплате по региону

Р 5.2

Доля доходов из средств от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (деятельности)

%

Р 5.3

Доходы из всех источников в расчете
на одного НПР

тыс. руб.

Р 5.4

Доходы из всех источников в расчете
на одного студента
(приведенный контингент)

тыс. руб.

Р 5.5

Доходы из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР

тыс. руб.

Р 5.6

Объем НИОКР в расчете
на одного НПР

тыс. руб.

Р 5.7

Объем НИОКР, финансируемых в рамках международных проектов и грантов

тыс. руб.

Р 5.8

Удельный вес стоимости машин и оборудования не старше 5 лет в общей стоимости машин и оборудования

%

Примечания к таблице 2:
(1) Приведенный контингент студентов рассчитывается по формуле:

,

где а – численность студентов очной формы обучения;
b – численность студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения;
с – численность студентов заочной формы обучения;
d – численность студентов экстерната.

(2) Здесь численность НПР (как общая численность, так и численность всех возможных подмножеств) рассчитывается как приведенная к числу ставок работников профессорско-преподавательского состава и научных работников на 01 октября отчетного года, включая работающих на условиях штатного совместительства (внешних совместителей), без учета работающих по договорам гражданско-правового характера.

Апробация

Результаты оценок показателей оценки эффективности деятельности представляются в табличной и графической форме, в виде столбиковых или круговых диаграмм. Наибольшей наглядностью обладают лепестковые диаграммы, кроме того, они предоставляют возможность (при попарном наложении) для сравнительного анализа результатов, достигнутых разными структурными подразделениями.

Апробация разработанной методики была проведена в ходе оценки эффективности деятельности институтов СПбПУ за 2014 год. Результаты оценки и сравнительного анализа эффективности деятельности подразделений любой организации носят характер служебной информации, поэтому здесь не приводятся. В качестве примера на рисунке 1 показана лепестковая диаграмма, построенная по результатам расчета показателей эффективности одного из структурных подразделений. К сожалению, в ходе первой апробации не удалось получить значения всех 30 показателей, в основном ввиду отсутствия некоторых первичных данных для их расчета (причины, которые воспрепятствовали построению полноразмерной диаграммы, перечислены в Примечании к рисунку). Тем не менее, результаты применения разработанной методики явились весьма показательными, и помогли сформулировать соответствующие организационные выводы.


Рис. 1. Диаграмма распределения показателей эффективности деятельности структурного подразделения (построена по 22 из 30 показателей).

Примечание к рисунку 1:перечень показателей, не отраженных на диаграмме

Обозн.

НЕУЧТЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (сокращенно)

Примечание

1. Образовательная деятельность
Р 1.4

Доля реализуемых образовательных стандартов, утвержденных университетом

В оцениваемом подразделении эти направления в 2014 году не реализовывались
Р 1.5

Доля студентов, обучающихся по образовательным стандартам, утвержденным университетом

Р 1.6

Доля ОП, реализуемых в форме дистанционного обучения

Р 1.7

Доля студентов, обучающихся по ОП дистанционного обучения

2. Международная образовательная деятельность
Р 2.4 Количество ОП, реализуемых в партнерстве
с ведущими зарубежными вузами/организациями
Первичные данные в настоящее время уточняются
4. Публикации
Р 4.2 Количество цитирований в Scopus и Web of Science за последние 5 лет, в расчете на 100 НПР Данные за 5 лет
не представлены
5. Экономические показатели
Р 5.1 Отношение средней зарплаты НПР к средней
зарплате по региону
Данные отсутствуют
Р 5.8 Удельный вес стоимости машин и оборудования не старше 5 лет в общей стоимости машин и оборудования Перечень и стоимость
машин и оборудования
не старше 5 лет уточняются

Как видно из приведенной диаграммы, даже при ограниченном количестве доступных для анализа данных очевидны сильные и слабые стороны оцениваемого структурного подразделения. Сравнение диаграмм, отражающих деятельность разных подразделений, открывает возможность для формирования оргвыводов и принятия управленческих решений по оптимальному распределению всех видов ресурсов в рамках университета.

Заключение

Разработана и апробирована методика внутренней оценки деятельности структурных подразделений университета, учитывающая требования проводимого Минобрнауки России мониторинга по основным направлениям деятельности образовательных организаций высшего образования, а также требования ведущих международных рейтинговых агентств.

Достоинством предлагаемой методики является ее гибкость, которая заключается в возможности адаптации расчета показателей эффективности деятельности к изменениям реестра и содержания первичных данных.


Библиографический список

  1. Речинский А.В., Черненькая Л.В., Магер В.Е., Матвеева Е.В., Черненький А.В. Комплексная методика оценки качества деятельности подразделений Санкт-Петербургского государственного политехнического университета // Современные технологии управления, 2012. – №12 (24). – № рег. статьи 0421200170/. – Режим доступа к журн.: http://sovman.ru
  2. Методика расчета показателей эффективности образовательных организаций высшего образования 2014 года (на основе данных формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2013 г. (форма № 1-Мониторинг)», утв. Минобрнауки России 03.04.2014 № АК-39/05вн).
  3. Показатели результативности программы повышения конкурентоспособности университета среди ведущих мировых научно-образовательных центров (на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»). – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/03/25/univery-site-dok.html
  4. Academic Ranking of World Universities [Электронный ресурс] / Center for World-Class Universities of Shanghai Jiao Tong University. – Режим доступа: http://www.shanghairanking.com – Яз.: англ., рус., др.
  5. QS World University Rankings: Methodology [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.topuniversities.com/university-rankings-articles/world-university-rankings/qs-world-university-rankings-methodology – Яз.: англ.
  6. THE World University Rankings (Times Higher Education) [Электронный ресурс] / TES Global Limited. – Режим доступа: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings – Яз.: англ.