Инструменты обеспечения технологий управления в организации

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
Авторы


доктор экономических наук, профессор, профессор
Россия, Международный институт рынка, г. Самара
boris0945@mail.ru

Аннотация

Эффективное выполнение технологий управления на уровне задач выполняется на основе различных инструментов обеспечения: методических, информационных. кадровых, технических, кадровых. Представлены модели выбора средств обеспечения решения задач и построения каждого вида обеспечения. Приведены практические материалы по обеспечению подпроцесса управления оценкой персонала организации.

Ключевые слова

технологии управления, подпроцесс, информационное обеспечение, правовое обеспечение, кадровое обеспечение, техническое обеспечение, управленческая деятельность организации

Print Friendly, PDF & Email

Категории статьи:

Читайте также

Статья также доступна (this article also available):

Рекомендуемая ссылка

Герасимов Борис Никифорович
Инструменты обеспечения технологий управления в организации// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (81). Номер статьи: 8101. Дата публикации: . Режим доступа: http://sovman.ru/article/8101/

Введение

Современная методология построения систем управления организацией (СУО) в соответствии с работой [4] включает различные структурные составляющие, в т.ч. системы управления процессами (СУП) и системы управления подпроцессами (СУПП). Это достаточно большие и громоздкие структурные образования [1]. В настоящее время технологии управления для СУП не составляются. По крайней мере, автор статьи таких технологий не видел.

Однако в некоторых, чаще, в небольших организациях, в которых большинство подпроцессов имеют локальный, не очень объемный характер существуют технологии управления для отдельных СУПП. Инструменты реализации, как правило, указываются непосредственно в самих операциях технологий управления СУПП, или определяются исполнителем самостоятельно.

Особое значение в рамках представленной в работе [7] методологии построения СУП придается технологиям реализации функциональных задач управления (ФЗУ). В конечном итоге, именно от инструментов реализации основных структурных частей СУПП, т.е. ФЗУ зависит качество и эффективность функционирования и развития СУП и, конечно, СУО в целом.

 

Основные терминологические понятия

Любая ФЗУ включает совокупность входной информации, процедур и выходной информации. Для реализации отдельных процедур при решении ФЗУ, как правило, используются различные средства методического обеспечения, в т.ч. методы выполнения процедур (МВП), методы принятия управленческих решений (МПУР) и элементы менеджмента (ЭМ) [5]. Однако только указанных средства для успешной деятельности организации недостаточно: необходимы информация, техника, правовая документация, а также специалисты. Реализация технологий в рамках СУПП достигается привлечением инструменты реализации, благодаря которым получается заданный результат.

Основным инструментом решения ФЗУ в рамках СУПП может рассматриваться методическое обеспечение решения ФЗУ, представляющее собой информационно-логическое взаимодействие всех процедур решения ФЗУ [5]. Наличие хороших методических материалов по решению ФЗУ создает предпосылки для всего процесса технологизации управленческой деятельности организации [9]. Именно методическое обеспечение связывает все остальные виды средств обеспечения, а также МВП, МПУР и ЭМ в единый технологический процесс.

Средства реализации решения ФЗУ включают еще несколько видов обеспечения: информационное, техническое, правовое, кадровое [2, 3]. Каждое из перечисленных средств предназначено для обеспечения какой-то важнейшей стороны реализации технологий ФЗУ в рамках СУПП.

Информационное обеспечение – это деятельность по определению потребности, приобретению и использованию данных от момента появления до использования и получения результатов [15]. В состав информационного обеспечения входят: нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы, текущие сведения, требующие ответной реакции системы или влияющие на процесс выработки и принятия решений, накапливаемые учетные и архивные сведения, необходимые для развития СУПП и СУП.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и использование информационных процессов в рамках организации. При этом устанавливается и фиксируется порядок получения, преобразования и использования информации во всех направлениях деятельности организации.

В состав правового обеспечения входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

Кадровое обеспечение — это деятельность по определению потребности, привлечению и использованию специалистов и совокупность для технологий решения ФЗУ от момента получения информации до передачи результатов по назначению.

Техническое обеспечение – это совокупность технических средств, компьютерной техники, средств передачи данных, используемых в информационных системах организаций.

 

Содержание инструментов обеспечения технологизации управления подпроцессами организации

В соответствии с работой [8] любая СУПП в рамках организации состоит из комплекса ФЗУ. Исследование процедур, составляющих технологии решения ФЗУ в рамках СУПП, позволило определить необходимые инструменты их реализации. На основе модели, представленной в работе [6], отобразим место инструментов реализации в технологиях решения ФЗУ. Технология построения инструментов реализации всего комплекса ФЗУ в рамках конкретной СУПП организации представлена на рис. 1.

 

Технология выбора средств обеспечения решения ФЗУ в рамках СУПП

Рис. 1. Технология выбора средств обеспечения решения ФЗУ в рамках СУПП

 

Построение различных видов средств обеспечения имеет свои особенности, которые необходимо обсудить и представить в виде отдельных технологий [12]. При этом ответственных исполнителей следует закрепить за определенными участниками деятельности организации: процессами, подпроцессами или ФЗУ.

Рассмотрим последовательно виды обеспечений реализации СУПП.

Информация является важнейших фактором решения ФЗУ в рамках СУПП, так именно она является и ресурсом, и продуктом управленческой деятельности.

Основное форма информации (данных) – документы, которые отражают различные феномены: события, факты, явления и т.д., а основное содержание этих феноменов отображается, в основном, в виде цифровых данных, графиков и текстов. Вначале определяются входные и выходные документы отдельно для каждой ФЗУ, в затем они объединяются в рамках технологии решения ФЗУ [11].

Технология построения информационного обеспечения СУПП изображена на рис. 2.

 

Технология построения информационного обеспечения СУПП

Рис. 2. Технология построения информационного обеспечения СУПП

 

Ядром информационного обеспечения является механизм документооборота СУПП, которая может быть выполнена для наглядности в графовой форме (рис. 3).

 

Механизм документооборота в СУПП

Рис. 3. Механизм документооборота в СУПП

 

Все документы внутри СУПП должны быть взаимоувязаны между собой. При наличии разрывов и повторов проводится уточнение роли и места каждого документа и его использования внутри СУПП. В качестве входных документов для данного СУПП могут быть использованы выходные документы смежных СУПП, выполняемых ранее, которые также необходимо указать в схеме документооборота.

Основные показатели, циркулирующие в документах решения каждой ФЗУ в рамках СУПП, позволяют еще раз проверить обоснованность существования выбранных документов. Однако представление показателей не обязательно, так как такая ФЗУ не всегда ставится, особенно в научных исследованиях.

Техническое обеспечение реализации СУПП, в основном, сводится к использованию ЭВМ, оргтехники и т.д. Технология построения технического обеспечения СУПП изображена на рис. 4.

 

Технология построения технического обеспечения СУПП

Рис. 4. Технология построения технического обеспечения СУПП

 

Компьютерное обеспечение СУПП является весьма существенным инструментом реализации проектных решений в рамках любого подпроцесса.

В наше время компьютерные технологии проникают все глубже во все сферы научной деятельности человека [16]. Проектирование зданий и изделий, расчет элементов их конструкций, разработка проектно-сметной документации, бухгалтерские и экономические расчеты — это далеко не полный перечень областей применения компьютерных технологий. Однако, кроме самой ЭВМ, важным элементом является специализированное программное обеспечение, которое позволяет выполнять необходимые преобразования в рамках технологий решения ФЗУ [14].

Например, в рамках программного обеспечения создания СУПП предусматривается использование:

  • возможностей интегрированного офисного пакета MS Office for Windows;
  • статистических и математических пакетов программ (Matchcad, Statistika и др.) для обработки больших массивов экспериментальных данных;
  • системы автоматизированного проектирования AUTOCAD для создания сложных графических объектов, в частности плакатов, входящих в состав дипломного проекта;
  • графических редакторов (Corel Draw, Photoshop и др.) для создания рисунков и иллюстраций к дипломному проекту;
  • всевозможных программ-переводчиков и программ-словарей (STYLES, ПРОМТ и др.) для работы с иностранной литературой;
  • систем программирования (TURBO-PASCAL, TURBO-BASIC и др.) и средств быстрой разработки приложений (DELPHI, VISUAL BASIC, VISUAL C++ и др.) для создания собственных (пользовательских) прикладных программ;
  • специализированных программных средств решения разнообразных управленческих, финансовых и экономических задач.

При этом если необходимо, следует отразить достижения и успехи современных информационных технологий, их место, роль и значение в управленческой деятельности организаций. Необходимо также отметить и описать те разделы информационных технологий, которые используются в конкретной организации в соответствии с темой исследования, в т.ч. системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные рабочие места (АРМ), локальные сети, электронная почта e-mail, компьютерная сеть INTERNET и т.д.

Необходимо в рамках каждой СУПП следует описать, что используется, в каком объеме и где конкретно, а также можно отметить целесообразность использования информационных технологий, перспективы их развития и расширения, возможности совершенствования и модернизации и т.д.

Правовое обеспечение СУПП предусматривает использование существующего законодательства в рамках построения, обоснование соответствующих рекомендаций, составление перечня правовой документации, используемой в технологиях решения ФЗУ. Технология построения правового обеспечения СУПП изображена на рис. 5.

Очевидно, что большинство СУП «Управление персоналом» регулируется Трудовым кодексом РФ. Формирование и изменение правовых форм организации должно отвечать также требованиям ГК РФ. Некоторые виды деятельности требуют регистрации и (или) получения лицензий и сертификатов, которые выдаются региональными или отраслевыми органами.

 

Технология построения правового обеспечения СУПП

Рис. 5. Технология построения правового обеспечения СУПП

 

Следует обратить особое внимание на использование нормативных документов. При этом следует использовать только действующие нормативные документы: недопустимы ссылки на отмененные или утратившие силу нормативные документы. Для подбора соответствующих теме исследования нормативных документов следует использовать компьютерную справочно-правовую систему «Гарант».

Кадровое обеспечение представляет собой составление перечня специалистов с указанием их уровня квалификации (компетенции), которым следует поручить реализовать технологию конкретной СУПП. При этом следует указать, решает ли всю технологию целиком данный специалист или необходимо в решении участие других специалистов, например, по правовому, техническому, программному или экономическому обеспечению решения ФЗУ. Технология построения кадрового обеспечения СУПП изображена на рис. 6.

 

Технология построения кадрового обеспечения СУПП

Рис. 6. Технология построения кадрового обеспечения СУПП

 

Разработка всех видов обеспечения может оказать влияние на какие-либо технологий решения ФЗУ конкретной СУПП, поэтому при выявлении каких-либо изменений необходимо произвести корректировку отдельных процедур этих технологий в рамках СУПП.

Специалисты выполняют технологии решения ФЗУ в рамках СУПП. При этом специалисты применяют концепцию формирования и развития СУПП, принимают, отправляют и используют информацию и документы, выбирают инструментарий, выполняют технологии реализации СУПП от начала до конца, готовят, обсуждают и реализуют управленческие решения в процессе решения ФЗУ [10]. При этом, по сути дела, происходит объединение всех элементов СУПП в единое целое, благодаря чему появляются документы, на основании которых могут приниматься компетентные управленческие решения на уровне подразделений, а иногда и организации в целом. Часть документов передается для технологии решения ФЗУ последующих СУПП в данном подразделении или в другие подразделения организации.

Требования к специализации и квалификации персонала представляет собой некоторую совокупность положений, на основании которых определяется необходимость в существовании соответствующей должности или подразделения в организации [13]. Это обуславливает, в свою очередь, необходимость в компетентном специалисте, занимающего конкретную должность, а также его возможность выполнять закрепленную за ним ФЗУ в рамках данной СУПП, за которые оно несет ответственность. Распределение ФЗУ по должностям организации представлено в табл. 1.

 

Таблица 1. Распределение ФЗУ по должностям организации

Распределение ФЗУ по должностям организации

 

 

Затем формируются подразделения организации, в рамках которых специалистами выполняют комплексы ФЗУ в рамках одной или нескольких СУПП (или СУП). При этом состав СУПП нескольких функциональных зон (процессов), близких по информационным связям могут объединяться. А бывает наоборот, задачи одной зоны могут быть реализованы в нескольких подразделениях организации. После этого формируются информационные потоки между подразделениями, а затем появляются ответственность специалистов за конкретные ФЗУ, а иногда и отдельные документы, используя связи между отдельными СУПП.

Важнейшие процедуры технологии реализации СУПП вносятся в должностные инструкции по соответствующим профессиям специалистов организации. Для успешного выполнения должностных обязанностей специалистом производится проверка компетентности персонала, т.е. способность специалистов решать ФЗУ в установленное время с заданным качеством. В случае отсутствия у специалиста соответствующих умений, производится его обучение выполнению технологии решения конкретных ФЗУ в рамках конкретных СУПП или она передается другому специалисту подразделения организации [17].

Таким образом, все инструменты обеспечения в рамках данного СУП формируют условия для реализации её отдельных элементов. Потом можно оценить уровень используемых в организации инструментов и определить необходимость приобретения новых инструментов в будущем.

Если есть всего один вариант решения ФЗУ, то, по сути дела, выбора инструментов не существует. Когда ФЗУ слишком много, то стоит проблема выбора инструментов в соответствии с заданными критериями.

 

Практические результаты применения модели и технологий инструментов обеспечения решения ФЗУ в рамках СУПП

Рассмотрим применение приведенных выше рекомендаций для построения СУПП «Управление оценкой персонала организации», которая является важнейшим атрибутом системы управления персоналом любой организации [4].

Модель СУПП «Управление оценкой персонала организации» представлена на рис. 7.

 

Модель подпроцесса управления оценкой персонала организации

Рис. 7. Модель подпроцесса управления оценкой персонала организации

 

Рассмотрим подробнее инструменты обеспечения технологий решения ФЗУ в рамках СУПП «Управление оценкой персонала организации».

Информационное обеспечение. Для проведения оценки персонала в ООО «М», была подготовлена обширная информация в виде документов. К важнейшей информации также относятся, где и когда будет проводиться аттестация персонала, кто входит в состав аттестационной комиссии, какой вариант методики будет применяться в данной аттестации и состав аттестуемых в конкретном периоде. Бывают случаи продления действия предыдущей аттестации для некоторых категорий персонала по различным причинам (болезни, командировка, загруженности работой и т.д.)

В рамках СУПП «Управление оценкой персонала организации» в ООО «М» были выделены документы из всех технологий решения ФЗУ. После оформления схемы взаимодействия документов были выявлены недостатки.

Например, были замечены следующие неувязки в рамках рассматриваемого СУПП «Управление оценкой персонала организации» в ООО «М». Был забыт документ «Состав аттестационной комиссии». А документ «Протокол аттестационной комиссии» назывался в двух ФЗУ по-разному. По этим выявленным фактам были приняты решения. В случае необходимости состав документов может изменяться в любую сторону. Это должно найти отражение, как в схеме документооборота, так и в технологиях решения соответствующих ФЗУ рассматриваемого СУПП. Например, по результатам аттестации персонала возможно выполнение различных отчетов. В нашей схеме они отмечены одним документом, а, на самом деле, их может быть несколько.

Кроме того, многолетнее существование базы данных по аттестации персонала позволило подготовить много справочных материалов для анализа и исследования, а также выдать информацию по запросу различных служб или отдельных специалистов организации.

Правовое обеспечение. Квалифицированно проведенная аттестация персонала — это отличный управленческий и исследовательский инструмент, который дает руководству организации и её отдельных подразделений следующие возможности:

  • объективная оценка профессиональной пригодности конкретных работников для выполнения определенной работы;
  • выявление перспектив применения потенциальных возможностей имеющихся работников, сформировать резерв управленцев;
  • выявление «слабых» мест отдельных работников и разработка программы повышения квалификации данных сотрудников;
  • стимулирование профессионального и должностного роста работников и карьеры управленцев;
  • избавление от кадрового балласта (хотя очень редко работодатели открыто говорят об этом, несмотря на то, что это одна из важнейших целей аттестации.

Остановимся подробнее на последней задаче. И не потому, что остальные задачи менее важны, они просто практически не конфликтны, а скорее воспринимаются с энтузиазмом. Хотя и вопросы типа «кого-то продвинули, а меня нет», также бывают в практике работы инспекторов по кадрам и судебных разбирательств. Все-таки таких споров и конфликтов на порядок меньше, чем споров, связанных с понижением в должности или увольнением по результатам проведенной аттестации.

В подавляющем большинстве случаев такие конфликты заканчиваются отнюдь не в пользу работодателя. Результатом, как правило, является выданное инспектором по кадрам предписание со следующими формулировками: «Устранить выявленное нарушение прав работника, восстановив в прежней должности и выплатив разницу в окладах, связанную с незаконным переводом на нижестоящую должность» или «Восстановить на работе в прежней должности в связи с незаконным увольнением, связанным с нарушением процедуры проведения аттестации».

Посмотрим, что же в нашем действующем трудовом законодательстве прописано по аттестации персонала и проведения её в организации. В соответствии с п. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ работодателю дается возможность по его инициативе расторгнуть трудовой договор с работником на основании его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами проведенной аттестации.

Очевидно, главными правовыми документами в организации должны быть «Положение об аттестации», «Должностные инструкции», «Протокол об аттестации работника ООО «М»». Два первых документа являются по срокам действующими на момент аттестации. Последний документ должен быть подписан всеми членами аттестационной комиссии, которые действительно были в момент аттестации и принятия решения о положительной или отрицательной аттестации работника. Иначе в случае каких-либо нарушений работник может легко оспорить решение аттестационной комиссии при апелляции в самой организации или, если это не помогло, в суде.

Проверка навыков и умений специалиста была осуществлена строго в соответствии с должностной инструкцией, которая должна быть введена задолго до начала аттестации. Специалист должен проработать по ней несколько лет. Все дополнительные обязанности специалиста в данной должности были зафиксированы в правовых документах, где был проставлен гриф «Согласен» и подпись всех работников.

Было уделено особое внимание срокам действия трудового соглашения с работником, так как перед его окончанием работнику необходимо поинтересоваться будет оно продлено или нет.

Результаты аттестации были зафиксированы в официальном документе, с которым обязательно был ознакомлен аттестуемый работник. Были выданы копии аттестации работнику на руки. Положительные результаты аттестации могут в дальнейшем иметь свои последствия в данной организации. Например, повышение зарплаты, должности и т.д. Отрицательные последствия могут быть связаны с установлением испытательного срока для устранения нарушений или несоответствий, понижением в должности и даже увольнением.

Таким образом, аттестация персонала в ООО «М» — трудоёмкий и скрупулезный процесс, связанный с определением слабоструктурированных параметров, оценка которых может вызвать болезненную реакцию работников или неудовлетворение руководителей. Это может иметь негативные последствия в будущем. Например, неадекватное отношение работодателя к данному работнику или неуверенность работника в завтрашнем дне.

Техническое обеспечение СУПП «Управление оценкой персонала организации» в ООО «М», в основном, связано с использованием ПЭВМ и оргтехники. Так как СУП «Управление персоналом организации» не только информационная, но и справочная система, то предполагает выделение и размножение на её базе различных статистических документов и данных, что целесообразно выполнять на базе современных технических средств, в частности, ПЭВМ.

Компьютерное обеспечение представляется сетью ПЭВМ с достаточно большим количеством пользователей, так как информационной основой ФП «Управление персоналом» является база данных по персоналу, которой пользуются практически все СУПП этой СУП, а также другие СУП СУО и многие СУП и СУПП в ООО «М».

В большинстве организаций отсутствует программное обеспечение, отвечающее за проведение оценки (аттестации) персонала. Поэтому организации используют возможности интегрированного офисного пакета MS Office for Windows, такие как Word и Excel. С помощью этих программ хранятся данные о прошлых аттестациях либо готовятся формы для заполнения текущих аттестаций.

В ООО «М» используется версия 1С: Предприятие 9.0. В этой программе запрограммированы необходимые формы и бланки, а также перечень работников организации с соответствующим составом данных.

В ООО «М» постоянно осуществляется аттестация сотрудников, в которой используются прикладные программы. Пример, использование компьютерных технологий при проведении аттестации руководителей и специалистов организаций, подконтрольных Ростехнадзору.

Программный комплекс «Аттестация» предназначен для работы в сетевом режиме и базируется на Интранет-технологиях программного комплекса «Кодекс-Сервер» (дистрибутив программного обеспечения (ПО) устанавливается на сервере; доступ с клиентских мест к программному комплексу осуществляется посредством стандартного интернет-браузера). Технология работы с ПО «Аттестация» следующая:

  • тестируемый регистрируется в системе для получения билета (выбор билета происходит средствами ПО «Аттестация» с использованием метода случайных чисел);
  • тестируемый последовательно отвечает на вопросы билета (методология аттестации предусматривает при проведении экзамена выбор одного правильного ответа из нескольких вариантов);
  • ответы на вопросы фиксируются в ведомости по результатам аттестации (ведомость содержит перечень вопросов с указанием ответа, данного аттестуемым, и указанием правильности ответа);
  • по итогам работы с ПО «Аттестация» можно сформировать протокол, соответствующий требованиям Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора. Все данные по проведенным аттестациям хранятся в ПО «Аттестация», что обеспечивает возможность доступа к полному архиву результатов тестирования. Это может понадобиться при планировании повторных проверок или внеочередных аттестаций, а также при формировании различных статистических сводок.

Использование автоматизированных технологий при проведении подготовки и аттестации руководителей и специалистов в ООО «М» существенно повышает эффективность аттестационного процесса при оптимизации затрат рабочего времени.

В случае построения механизма аттестации необходимо описание всех его элементов, представление средств реализации отдельных блоков, а также понадобится, кроме описанных видов обеспечения, еще и математическое и (или) экономико-математическое, которые покажут подробную работу механизма и его частей на модельном уровне.

Кадровое обеспечение в ООО «М» представлено, в первую очередь, специалистами (менеджерами) службы персонала. Практически все ФЗУ в рамках СУПП «Управление оценкой персонала организации» в ООО «М» закреплены за этой службой. Названия должностей, как правило, типовые «менеджер по персоналу», но тоже могут отличаться.

В работе менеджеры службы персонала ООО «М» руководствуются должностными инструкциями, основу которых составляют процедуры технологий решения ФЗУ данной СУПП. Один из вариантов распределения ФЗУ в рамках СУПП «Управление оценкой персонала организации» по должностям в ООО «М» представлен в табл. 2.

 

Таблица 2. Распределение ФЗУ СУПП «Управление оценкой персонала организации» по должностям в ООО «М»

Распределение ФЗУ СУПП «Управление оценкой персонала организации» по должностям в ООО «М»

 

В ООО «М» несколько должностей в службе персонала совмещаются. Однако при этом для выполнения технологий решения ФЗУ в рамках СУП «Управление оценкой персонала организации» могут привлекаться специалисты других подразделений организации, а также специалисты сторонних организаций. Такие специалисты (независимые эксперты) не только помогают в работе, передают свой опыт, но делают более легитимными результаты аттестации персонала в любой организации.

Таким образом, рассмотренные рекомендации по инструментам обеспечения отдельных ФЗУ СУПП «Управление оценкой персонала организации» позволили всесторонне разработать данную СУПП в ООО «М». Детализация отдельных инструментов обеспечения технологий решения ФЗУ уже будет касаться особенностей конкретной организации и её персонала.

 

Заключение

Следует отметить, что полнота использования инструментов реализации технологий решения ФЗУ или СУПП в графовой или табличной форме может быть разная, как по глубине показа операционной (процедурной) проработки, отражённой на бумаге, так и с точки зрения их фактического выполнения на практике (полноты, последовательности и т.д.) технологий в рамках управленческой деятельности организаций.

Таким образом, четкое выполнение технологий построения инструментов обеспечения решения отдельных ФЗУ в рамках СУПП, представленных в модели, позволит иметь организации устойчивую и надежную систему управления процессов и подпроцессами на уровне процедур, а также систему её функционирования в процессах существования и развития управленческой деятельности организации.


Библиографический список

  1. Албастова Л.Н. Технологии эффективного управления. М.: ПРИОР, 1998. 258 с.
  2. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М., 1996. 353 с.
  3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд. доп. М.: Институт новой экономики, 2008. 1472 с.
  4. Герасимов Б.Н. Реинжиниринг процессов организации. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. 256 с. Научная книга
  5. Герасимов Б.Н. Технологизация элементов процессов в экономических системах типа «организация» // Современные технологии управления. 2017. №6 (78).
  6. Герасимов Б.Н. Моделирование взаимодействия процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №4. С. 121-128.
  7. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методология управления. Самара: НОАНО ВПО СИБиУ, 2013. 488 с. Серия «Энциклопедия управленческих знаний».
  8. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Технологизация управленческих процессов как методология их совершенствования // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 4. С. 32-37.
  9. Герасимов К.Б. Проектирование систем управления процессами организации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 6. № 1. С. 46-55.
  10. Герасимов К.Б. Модель проектирования технологии решения функциональных задач управления // Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3-2. С. 431-438.
  11. Ионесов В.И. Креативные ресурсы управления изменениями // Креативная экономика и социальные инновации. 2011. №1. С. 8-9.
  12. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий. К. МАУП, 2004. 608 с.
  13. Третьякова Е.П. Технологии управления как способ формализации организационных процессов // Вестник ИрГТУ. №2 (73) 2013. С. 206-211.
  14. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2003. № 2(4). С. 68-75.
  15. Шарапов В.М, Шарапова Е.В. Универсальные технологии управления. М.: Техносфера, 2006. 496 с.
  16. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М.: Народное образование, 1999. 432 с.
  17. Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science; Vol. 11. № 20. 2015. Р. 82-89.