Главная страница » Публикации » 2011 » №9 (9) » Экономика качества, как направление развития научных знаний

Экономика качества, как направление развития научных знаний

Quality economies as a direction the development of scientific knowledge


Авторы

Шкарина Т. Ю.
к.э.н., доцент, зав.кафедрой управления качеством, стандартизации и сертификации
Россия, Тихоокеанский государственный экономический университет

Аннотация

В настоящее время все больше специалистов в области управления качеством рассматривают экономические аспекты качества, а многие экономисты рассматривают качество как объект исследования. Однако такое направление развитие научных знаний как экономика качества не признается многими экономистами. Автором предпринята попытка показать перспективность развития данного научного направления, имеющего свою историю, свои теории, средства и методы.

Ключевые слова

Экономика, наука, качество, экономист, гуру в области качества, Теория Всеобщего менеджмента качества.

Рекомендуемая ссылка

Шкарина Т. Ю.. Экономика качества, как направление развития научных знаний // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №9 (9). Номер статьи: 0904. Дата публикации: 08.09.2011. Режим доступа: https://sovman.ru/article/0904/

Authors

Shkarina T.Yu.
Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of quality management, standardization and certification
Russia, Pacific State University of Economics

Abstract

Currently, more and more professionals in the field of quality management considering economic aspects of quality, and many economists consider quality as the object of study. However, this direction of development of scientific knowledge economy as the quality is not recognized by many economists. The paper attempts to show the development of this promising research area that has its own history, its theory, tools and methods.

Keywords

Economy, science, quality, economist, quality guru, Theory of TQM.

Suggested citation

Shkarina T.Yu.. Quality economies as a direction the development of scientific knowledge // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №9 (9). Art. #  0904. Date issued: 08.09.2011. Available at: https://sovman.ru/article/0904/


До сегодняшнего дня нет четкого понимания, можно ли считать достаточно научным развитие такого направления знаний как « экономика качества».

Попробуем разобраться в терминологии. Наука — сфера человеческой деятельности,  функцией которой является выработка теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности. Цель науки- описание, объяснение и предсказание процессов и действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности.

«Экономика» – от греческого oikos – дом и nomos – закон, буквально «правила ведения хозяйства». Как наука экономика – это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы.

«Качество» (в философском смысле) – существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого. Это существенная определенность предмета или процесса, в силу которого он является данным, а не иным предметом. Это то, что отличает один предмет от другого. «Качество» — это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000 – 2008. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»).

Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях.

Носителями качества по мере развития форм и методов работ в этой области становились различные объекты. Так, изначально, речь шла только о качестве продукции, затем о качестве процессов. Улучшение и понимание факторов и условий, влияющих на качество продукции, привело к рассмотрению качества систем, в рамках которых осуществляются все процессы деятельности организации, направленные на выпуск продукции. В настоящее время термин «качество» используется в отношении самых различных категорий, таких как качество информации, качество образования, качество жизни и т.п.

Во всех случаях употребление термина «качество» присутствует понимание существенного отличия, подразумевающее экономическую основу данного явления. Не может быть качественной продукции, если при ее производстве не были в полной мере применены современные экономически обоснованные средства и методы по выпуску данной конкретной продукции. Не может быть качественным образование, если экономика целой отрасли находится в неустойчивом положении. И, наконец, термин «качество жизни» не может появиться в экономически отсталой стране.

Экономика – общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления, распределения и обмена. Экономисты анализируют происходящее в этих сферах процессы и используют их последствия для физических лиц, организации. Исследователи в области управление качеством предлагают изначально эти последствия сделать благоприятными, желаемыми, иначе «качественными».

Рассмотрим  на нескольких примерах как переплетались работы известных экономистов и корифеев в области управления качеством.

Впервые в истории человечества исследовал экономические явления и процессы древнегреческий философ, ученый-экономист, ученик Платона, Аристотель (384 до н.э. – 322 г. до н.э.). Именно Аристотель ввел в употребление термин «экономия» и производный от него термин «экономика». Аристотель установил в товаре наличие двух таких сторон, как потребительская и меновая стоимость, выявил экономическую сущность обмена, предложил трактовку цены как денежного выражения стоимости. При этом именно Аристотелю принадлежит первое определение качества. По Аристотелю «качество – это существенная особенность объекта, один из существенных признаков объекта, совокупность свойств объекта».

Адам Смит (1723-1790)- великий английский ученый, который изданием одного произведения «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)  произвел буквально переворот в представлении современников. Эту книгу считали вершиной экономической науки, а ее автора — основоположником теоретической экономики. Смит сформулировал принципы налогообложения, показал смысл разделения труда как условия повышения его производительности. Его по праву считают основателем теории трудовой стоимости.  Его исследования помогут многим специалистам в области качества создавать новые концепции, способные изменить систему производства к лучшему.

Тейлор Фридерик Уинслоу (1856-1915) – американский инженер, создатель первой прогрессивной системы управления производством. Тейлору принадлежит идея разделения труда на отдельные компоненты с целью улучшения организации производственных процессов. Тейлор предложил заменить линейную систему управления функциональной, выступал за то, чтобы заработная плата работников зависела от его вклада в производство.

Гастев Алексей Капитонович (1882–1941) – выдающийся теоретик и практик научной организации труда и управления производством советского периода, основатель центрального института труда. Гастев и его коллеги по ЦИТ сделали определенный шаг по сравнению с Фредериком Уинслоу Тейлором и Генри Фордом (1863-1947), применив принципиально новый подход к оценке рабочего не только в качестве объекта изучения, но и творящего субъекта, что впоследствии было углублено и легло в основу принципа Всеобщего менеджмента качества «Вовлечение персонала».

Вальрас Леон (1834-1910) – швейцарский экономист, был назван современниками «самым великим из всех экономистов». Леон Вальрас изложил формальное общее определение равновесия в новой маржиналистной теории ценности, рассмотрев межрыночные связи. В 1893 г. Вальрас со своим молодым последователем Вильфредо Парето (1842–1923) сформировали основу Лозаннской Экономической школы.

Вильфредо Парето —  итало-швейцарский экономист и социолог, широко известен как специалист в области управления качеством, а его «диаграмма Парето», или иначе «принцип 20/80» используется и сегодня для решения таких проблем, как появление брака, неполадок оборудования, контроля деталей на складах и т.д.

Уолтер Эндрю Шухарт (1891 – 1967) в 1924 году предложил использовать контрольные карты для оперативного управления производственными процессами. 1924 год считают датой введения в практику управления качеством  статистических методов.
Впоследствии труды этих и других экономистов нашли свое развитие в принципе Всеобщего менеджмента качества «принятие решений на основе фактов».

Джевонс Уильям Стенли (1835 – 1882) – английский ученый-экономист, известен как один из авторов получивший широкое признание теории предельной полезности. Джевонс существенно расширил границы применения математических методов в экономике. Он один из основателей ветви экономических анализа, называемого маргинальным.

Впоследствии японский гуру в области качества Генити Тагути (родился 1924г) разработал собственную систему, сочетающую инженерные и статистические методы, которая наиболее известна как функция потерь качества по Тагути, в основу которой легла  теория потерь общества от ненадлежащего качества.

Канторович Леонид Витальевич (1912 –1986) – выдающийся советский экономист – математик. В 1975 г. ему была присуждена нобелевская премия по экономике (совместно с американцем голландского происхождения Тояллингом Купмансом) за разработку теории оптимального использования ресурсов. Именно Канторович впервые в мире осуществил постановку задачи линейного математического программирования.

Вопросами оптимального использования ресурсов занимались и многие известные специалисты в области качества. Генри Форд, Сигео Синго (род.1909),  Тайити Оно (1912-1990) большое внимание в своих работах уделяли системам организации производства, позволяющей наиболее эффективно, без непроизводительных затрат, использовать имеющиеся на предприятии ресурсы.
Гуру в области качества Масааки Имаи (род.1930) в своих работах по концепции «Гемба Кайдзен» рассматривает  наиболее важные аспекты деятельности организации, связанные с созданием добавленной стоимости и отношениями с потребителями.

В публикациях известных гуру в области качества  таких, как «Сборник по контролю качества»  Джозефа Джурана (1904-2008),  где Джуран провел свою знаменитую аналогию между качеством и «золотой жилой»; «Менеджер по качеству и цена качества»(1957) Дж. Массера , «Как использовать затраты на качество»(1960)  Гарольда Фримана, «Всеобщее управление качеством» Арманда Фейгенбаума (род.1922) экономика и качество неразрывно связаны друг с другом.

Безусловно, в одной статье нет возможности рассмотреть переплетения научных интересов всех экономистов и специалистов по управлению качеством. Но то, что именно качество являлось объектом исследования при развитии множества экономических знаний, сомнению не подлежит.

Следовательно, можно сделать вывод, что «экономика качества» — это направление научных знаний, которое имеет свою историю; позволяет применять научные теории экономистов применительно к практике, совершенствовать производство и «вести хозяйство» таким образом, чтобы получать продукцию, отличную от других, иначе «качественную» и, безусловно, конкурентоспособную, что особенно важно в условия развивающегося рынка.

Экономика качества напрямую связана с человеческой деятельностью, объясняет и предсказывает процессы и явления действительности. Развитие этого направления лежит в сближении экономики и квалиметрии, в дальнейшем научном развитии средств и методов, концепций и теорий, сформулированных на основе  большого практического опыта и получивших теоретическое отражение действительности.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Словарь современных экономических терминов/Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский.-3-е изд.- М.:Айрис-пресс, 2007.-408с.
  2. Бережливое производство: синергетический подход к сокращению потерь/ Пер.с англ. А.Л. Раскина; под науч. Ред. В.В. Брагина.- М..: РИА «Стандарты и качество», 2007. -272с., ил.- (Серия «Деловое совершенство»)
  3. Гемба Кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества/ Масааки Имаи; Пер. с англ. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005.-346с.- (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
  4. Иняц Н.Малая энциклопедия качества. – В трех частях.-Современная история качества /Под общей ред. Ю.В.Василькова и Н.Н. Аниськиной/Пер. с хорвадского Л.Н.Белинькой. М:РИА «Стандарты и качество», 2003.-224с.,илл. (Серия «Дом качества»)

References

  1. Dictionary of modern economic terms / B.A.Rayzberg, L.Sh.Lozovskiy.-3 izd.- M: Iris Press, 2007.-408c.
  2. Lean Manufacturing: a synergistic approach to reducing losses / Per.s Eng. A.L. Raskin; under the scientific. Ed. V.V. Bragina.- M ..: RIA “Standards and quality”, 2007. -272s, il.- ( “Business Excellence” series).
  3. Gemba Kaizen: a way to reduce costs and improve the quality / Masaaki Imai; Trans. from English. – M .: “Harvard Business Review” 2005-346s.- ( “Models of management of leading corporations” series).
  4. Inyats N.Malaya quality encyclopedia. – 3-part. Modern History Quality Assurance /, ed. Yu.V.Vasilkova and N.N. Aniskina / Trans. with horvadskogo L.N.Belinkoy. M: RIA “Standards and quality”, 2003, 224p, ill.. ( “House of Quality” Series)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх