Главная страница » Публикации » 2025 » №3 (111) » Применение стратегического подхода к развитию городских агломераций в России

Применение стратегического подхода к развитию городских агломераций в России

Application of a strategic approach to the development of urban agglomerations in Russia

Применение стратегического подхода к развитию городских агломераций в России

Авторы

Звегинцев Владислав Андреевич
аспирант
Российская Федерация, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы При Президенте Российской Федерации
zvegintcev@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается растущая социально-экономическая роль городских агломераций в развитии Российской Федерации. Особое внимание уделяется Московской агломерации как крупнейшему мегаполису страны и анализируется состояние остальных 46 городских агломераций. Подчеркивается уникальность каждой агломерации в структуре, управлении и социально-экономических процессах. Основной проблемой современного этапа развития является отсутствие единой стратегии управления и развития агломераций, что затрудняет формирование эффективных управленческих решений. В работе обосновывается важность стратегического подхода как основы устойчивого развития и координации действий различных субъектов в агломерациях.

Ключевые слова

городские агломерации, стратегический подход, стратегическое управление, социально-экономическое развитие, Московская агломерация, управление территориальным развитием, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Рекомендуемая ссылка

Звегинцев Владислав Андреевич. Применение стратегического подхода к развитию городских агломераций в России // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №3 (111). Номер статьи: 11101. Дата публикации: 14.07.2025. Режим доступа: https://sovman.ru/article/11101/

Authors

Zvegintsev Vladislav Andreevich
Postgraduate
Russian Federation, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
zvegintcev@yandex.ru

Abstract

The article examines the growing socio-economic role of urban agglomerations in the development of the Russian Federation. Particular attention is paid to the Moscow agglomeration as the largest metropolis in the country and the state of the remaining 46 urban agglomerations is analyzed. The uniqueness of each agglomeration in structure, management and socio-economic processes is emphasized. The main problem of the current stage of development is the lack of a unified strategy for the management and development of agglomerations, which complicates the formation of effective management decisions. The work substantiates the importance of a strategic approach as a basis for sustainable development and coordination of actions of various entities in agglomerations.

Keywords

urban agglomerations, strategic approach, strategic management, socio-economic development, Moscow agglomeration, territorial development management, sustainable development, Russian Federation.

Suggested citation

Zvegintsev Vladislav Andreevich. Application of a strategic approach to the development of urban agglomerations in Russia // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №3 (111). Art. #  11101. Date issued: 14.07.2025. Available at: https://sovman.ru/article/11101/


Введение

Актуальность данной работы обусловлена возрастающей значимостью стратегического подхода в управлении и развитии городских агломераций. В современных условиях динамичных экономических, социальных и экологических изменений традиционные методы планирования и управления перестают обеспечивать устойчивое развитие крупных городских территорий. Городские агломерации выступают ключевыми центрами экономической активности, социальной интеграции и инновационного потенциала, что требует постоянного совершенствования стратегических механизмов их функционирования. В связи с этим возникает необходимость переосмысления и адаптации существующих стратегических подходов с целью повышения их эффективности и устойчивости в условиях быстро меняющейся среды.

Целью исследования является уточнение направлений совершенствования стратегического подхода, который лежит в основе функционирования городских агломераций. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи: во-первых, рассмотреть сущность стратегического подхода, выявить его основные компоненты и принципы; во-вторых, обосновать направления совершенствования данного подхода с учетом специфики и вызовов, с которыми сталкиваются современные городские агломерации в процессе своего развития.

Результаты исследования позволят сформировать теоретическую основу и практические рекомендации для повышения эффективности стратегического управления городскими агломерациями, что в конечном итоге будет способствовать обеспечению их устойчивого и сбалансированного развития.

 

Результаты исследования

Стратегический подход в процессе функционирования и развития городских агломераций предполагает разработку комплексного плана, который учитывает совокупность факторов, влияющих на данную агломерацию. Это могут быть факторы социально-экономические, экологические, культурные, исторические, политико-управленческие, а также иные факторы.

Стратегический подход основан на применении правовых норм, заложенных в основу Федерального закона №172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2024). Ключевые положения этого закона являются важной правовой и организационной поддержкой в процессе разработки стратегических планов, связанных с функционированием и развитием городских агломераций.

Помимо этого, исследователи обращают внимание на тот факт, что процесс управления городскими агломерациями претерпел существенные положительные изменения в условиях реализации концепций современного стратегического менеджмента [1, с.126].

Баталова Ю.А. в этой связи подчеркивает следующее: для эффективного управления городскими агломерациями необходима стратегия устойчивого развития территории. Такая стратегия может быть разработана с помощью методов композиции и динамического моделирования. В практике развития городских агломераций применяется схема академика А.Г. Гранберга, модифицированная с учетом региональных условий, а также динамическая модель регионального развития, построенная под руководством академика В.М. Матросова [2, с.193].

Данные модели крайне сложны в разработке и применении, требуют сложных экономико-математических расчетов, и, по мнению многих современных исследователей, недостаточно полно отражают все аспекты функционирования городских агломераций.

Действительно, современный стратегический план развития городской агломерации должен основываться на следующих приоритетных принципах и задачах:

  1. в его разработке должны принимать участие все заинтересованные стороны, к которым относят: органы управления, бизнес-сообщества, население, проживающее в агломерации.
  2. план должен включать анализ ресурсной обеспеченности, институциональной среды, экономической конъюнктуры;
  3. план должен обосновывать необходимость координации всех участников городской агломерации [3, с.11].

Стратегическое планирование представляет собой важный инструмент развития территории, который позволяет обеспечить устойчивое развитие, способствует повышению инфраструктурной обеспеченности, а также способствует тому, что в процессе развития территорий учитываются интересы различных участников.

Стратегий подход в развитии городской агломерации предполагает необходимость разработки стратегического плана, который включает как минимум следующие направления (рисунок 1).

 

Структурное содержание плана развития городской агломерации

Рис. 1. Структурное содержание плана развития городской агломерации

 

Особенность развития современных городских агломераций проявляется в следующих существенных аспектах:

  1. В большинстве агломераций нет самостоятельной стратегии развития.
  2. Основная часть агломераций осуществляет стратегическое развитие и реализацию стратегического подхода посредством участия в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025г. [4, с.198]

С одной стороны, участие субъектов в процессе реализации указанной Стратегии обеспечивает регионам определенные преимущества. Так, на сегодняшний день, органы власти выбрали 20 агломераций (и 20 дополнительно), принимающих участие в реализации мероприятий, заявленных Стратегией пространственного развития. Участие в этих мероприятиях обеспечивает для агломераций следующие потенциальные преимущества:

  1. В выбранных регионах будет осуществлено строительство различных транспортных узлов, инфраструктурных объектов. При этом, ресурсы на такое строительство будут выделены из бюджета.
  2. Планируется строительство транспортных объектов, предназначенных для использования различного вида транспорта (автомобильный, железнодорожный и т.п.).
  3. Планируется строительство новых городов;
  4. Планируется внедрение цифровых ресурсов в процесс функционирования городов в рамках выбранных городских агломераций [5, с.113].

С одной стороны, участие в мероприятиях Стратегии пространственного развития позволяет регионам получать дополнительные преимущества, в том числе финансового характера. Примечательным можно назвать тот факт, что стратегические планы и стратегии разрабатываются на уровне отдельных регионов, но не применительно к процессу развития городской агломерации. Например, в настоящее время действует множество стратегий развития регионов. Кроме того, Президент России Владимир Путин поручил правительству утвердить индивидуальные программы социально-экономического развития десяти регионов. Список поручений опубликован на сайте Кремля [6].

В список регионов вошли Республика Алтай, Калмыкия, Республика Марий Эл, Тува, Хакасия, Чувашия, Алтайский край, а также Кировская, Курганская и Псковская области. Программы должны быть рассчитаны на 2025–2030 годы. Правительству нужно предусмотреть на их реализацию выделение из федерального бюджета дополнительно не менее 10 млрд руб. ежегодно.

Данные обстоятельства позволяют судить о том, насколько важен региональный аспект для развития государства в целом. Однако, анализ существующих особенностей стратегического подхода в управлении городскими агломерациями позволяет обобщить следующие выводы (рисунок 2).

На наш взгляд, в процессе реализации существующего стратегического подхода к управлению развитием городскими агломерациями целесообразно обозначить следующие существенные недостатки:

  1. Стратегический подход основан на принципах стратегического планирования и управления, что может быть отнесено к положительным обстоятельствам. Однако, существующие правовые нормы в части стратегического планирования и управления в большей степени относятся к регионам, субъектам, и не учитывают всех особенностей развития и управления городскими агломерациями.
  2. Недостаток ресурсно-правового обеспечения стратегического подхода приводит к тому, что стратегий развития городских агломераций крайне мало, если понимать под агломерациями территорию, которая по своим масштабам и иным качествам отличается от определенного региона, субъекта [7, с.25].

 

Оценка особенностей стратегического подхода в управлении городскими агломерациями

Рис.2. Оценка особенностей стратегического подхода в управлении городскими агломерациями

Источник: разработка автора

 

Следовательно, основная проблема реализации стратегического подхода в процессе управления городскими агломерациями заключается в наличии правовых и организационных пробелов, связанных с непосредственным применением этого подхода. Для решения этой проблемы предлагаем следующие мероприятия (рисунок 3).

 

Предложения по совершенствовании стратегического подхода в управлении городскими агломерациями

Рис. 3. Предложения по совершенствовании стратегического подхода в управлении городскими агломерациями

Источник: разработка автора

 

На наш взгляд для того, чтобы в дальнейшем стратегический подход к управлению и развитию городских агломераций был реализован (что имеет важное значение в условиях значимости этого подхода в контексте дальнейшего внедрения мероприятий стратегического планирования в регионах и субъектах), возможны следующие мероприятия организационно-методологического характера.

В первую очередь, считаем, что реализация стратегического подхода в деятельности городских агломераций должна быть основана на определенных законодательных нормах, нормативах. Следовательно, необходим правовой документ, который будет отражать требования и структурное содержание стратегий развития городских агломераций, то есть являться определенным продолжением действующего законодательства о стратегическом планировании.

Это может быть стандарт или регламент, отражающий понятие стратегии для городских агломераций, обоснование важности таких стратегий, уточняющие содержательные элементы, которые могут включать стратегии развития городских агломераций. На основании подобного правового документа органы управления агломераций смогут более оперативно разработать и внедрить актуальные стратегии (стратегии не регионов или субъектов, а именно – стратегии развития городских агломераций) (Проект Федерального закона «О городских агломерациях).

В качестве ориентира для внедрения стратегического подхода в развитии городских агломераций, целесообразно предложить возможность разработки единой стратегии для городских агломераций в целом. Это может быть документ стратегического планирования (управления), которые будет включать уточняющие проблемы, а также целевые ориентиры для развития городских агломераций. Кроме того, подобная единая стратегия может включать целевые ориентиры (в том числе количественные индикаторы), для каждой агломерации, то есть стать основой для разработки эффективной стратегии в современных городских агломерациях [8, с.96].

Важным моментом в реализации стратегического подхода в деятельности городских агломераций должна стать цифровая трансформация. Целесообразно рассмотреть возможность создания единого цифрового ресурса (цифровой платформы), в которой будут обобщены все существующие стратегии, проведена их увязка и интеграционная взаимосвязь. Такой ресурс крайне важен, поскольку он позволит обозначить новые векторы, направления и ориентиры развития городских агломераций с учетом взаимосвязи их деятельности по всем существенным параметрам [9, с.117].

 

Выводы:

Таким образом, стратегический подход в развитии городских агломераций является ключевым инструментом, который обеспечивает системное и целенаправленное развитие территорий. Он базируется на составлении и разработке комплексных стратегических планов, которые учитывают социально-экономические, экологические и инфраструктурные аспекты функционирования агломераций. Такой подход формирует основу для эффективного управления современными городскими агломерациями, позволяя координировать действия различных субъектов и оптимизировать использование ресурсов в долгосрочной перспективе.

Однако на практике реализация стратегического подхода сталкивается с рядом существенных проблем. В первую очередь, отсутствуют четко закрепленные правовые нормы и регламенты, которые бы регламентировали процесс разработки и утверждения стратегий развития городских агломераций. Это приводит к отсутствию единой методологии и стандартизированных требований, что затрудняет согласование действий различных участников и снижает эффективность планирования.

Кроме того, наблюдается дефицит единых целевых направлений и приоритетов развития, что ведет к разрозненности стратегических инициатив и снижает их синергетический эффект. Отсутствие согласованных целей осложняет мониторинг и оценку результатов реализации стратегий, а также корректировку планов в ходе их исполнения.

Цифровой аспект стратегического планирования в городских агломерациях также развит недостаточно. Недостаток современных цифровых инструментов и технологий ограничивает возможности для сбора, анализа и визуализации данных, что снижает качество принимаемых управленческих решений и замедляет процесс адаптации стратегий к быстро меняющимся условиям.

На основании выявленных проблем предложены мероприятия по совершенствованию практики применения стратегического подхода. В их числе — разработка и внедрение правовых норм, регламентирующих процесс стратегического планирования; формирование единой системы целевых ориентиров и приоритетов развития городских агломераций; активное внедрение цифровых технологий и инструментов для поддержки принятия решений и мониторинга реализации стратегий. Реализация этих мероприятий позволит повысить эффективность стратегического управления, обеспечить согласованность действий различных субъектов и создать условия для устойчивого и сбалансированного развития городских агломераций в ближайшей перспективе.

Читайте также






Библиографический список

  1. Аврамчикова, Н.Т. Эффективное государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Н.Т. Аврамчикова, И.П. Рожнов. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 167с.
  2. Баталова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Баталова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. -2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 389с.
  3. Бухвальд, Е.М. Агломерации и проблемы их законодательного регулирования // Жилищные стратегии. – 2021. — Том 8., № 1., с.11-26. doi: 10.18334/zhs.8.1.111982
  4. Васильева, В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов /В.М. Васильева, Е.А. Колеснева. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 511с.
  5. Васильев, В.П. Государственное регулирование экономики: учебник и практикум для вузов / В.П. Васильев. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 318с.
  6. Власова, Н.Ю. Городские агломерации: история, современность, стратегические ориентиры [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskie-aglomeratsii-istoriya-sovremennost-strategicheskie-orientiry?ysclid=m151njopn193374900
  7. Галиновская, Е.А. Городская агломерация как правовая категория: постановка проблемы // Экономическая теория.  2025. №8, с.25-35.
  8. Купряшин, Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г.Л. Купряшин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 582с.
  9. Прокофьев, С.Е. Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления: учебник для вузов / С.Е. Прокофьев, С.Г. Еремин, А.И. Галкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 692с.

References

  1. Avramchikova, N.T., Rozhnov, I.P. Effective State and Municipal Management: Textbook for Universities [Effektivnoe gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie: uchebnik dlya vuzov]. // Yurayt Publishing, Moscow, 2025. – 167 p.
  2. Batalova, Yu.V. State and Municipal Management: Textbook for Universities [Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie: uchebnik dlya vuzov]. – 2nd ed., revised and enlarged. // Yurayt Publishing, Moscow, 2025. – 389 p.
  3. Bukhvald, E.M. Agglomerations and Problems of Their Legislative Regulation [Aglomeratsii i problemy ikh zakonodatel’nogo regulirovaniya]. // Housing Strategies [Zhilishchnye strategii]. – 2021. – Vol. 8, No. 1. – Pp. 11–26. doi: 10.18334/zhs.8.1.111982
  4. Vasilieva, V.M., Kolesneva, E.A. State Policy and Management: Textbook and Practical Guide for Universities [Gosudarstvennaya politika i upravlenie: uchebnik i praktikum dlya vuzov]. // Yurayt Publishing, Moscow, 2025. – 511 p.
  5. Vasiliev, V.P. State Regulation of the Economy: Textbook and Practical Guide for Universities [Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki: uchebnik i praktikum dlya vuzov]. // Yurayt Publishing, Moscow, 2025. – 318 p.
  6. Vlasova, N.Yu. Urban Agglomerations: History, Modernity, Strategic Guidelines [Gorodskie aglomeratsii: istoriya, sovremennost’, strategicheskie orientiry] [Electronic resource]. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskie-aglomeratsii-istoriya-sovremennost-strategicheskie-orientiry?ysclid=m151njopn193374900
  7. Galinovskaya, E.A. Urban Agglomeration as a Legal Category: Problem Statement [Gorodskaya aglomeratsiya kak pravovaya kategoriya: postanovka problemy]. // Economic Theory [Ekonomicheskaya teoriya]. – 2025. – No. 8. – Pp. 25–35.
  8. Kupryashin, G.L. Fundamentals of State and Municipal Management: Textbook for Universities [Osnovy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya: uchebnik dlya vuzov]. – 4th ed., revised and enlarged. // Yurayt Publishing, Moscow, 2025. – 582 p.
  9. Prokofiev, S.E., Eremin, S.G., Galkin, A.I. Theory and Mechanisms of Modern State and Municipal Management: Textbook for Universities [Teoriya i mekhanizmy sovremennogo gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya: uchebnik dlya vuzov]. – 3rd ed., revised and enlarged. // Yurayt Publishing, Moscow, 2025. – 692 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх