Главная страница » Государственное и муниципальное управление

Государственное и муниципальное управление

  • Государственное управление и муниципальное управление: цели, функции, методы
  • Региональное управление и территориаль­ное планирова­ние
  • Принятие и исполнение государственных решений
  • Управление национальными, региональными и муниципальными проектами и программами
  • Управление маркетингом территорий
  • Управление государственными и муниципальными финансами
  • Управленческий консалтинг
  • Управление государственной и муниципальной службой
  • Управление государственным и муниципальным имуществом и земельными ресурсами территорий
  • Управление государственными и муниципальными закупками
  • Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы
  • Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности
  • Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности
  • Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности
  • Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений
№4 (100)
Международный опыт районной планировки (на примере Вьетнама)

Киреева Дарья Дмитриевна, Рогачева Мария Сергеевна, Безпалов Валерий Васильевич

В современных реалиях в сфере территориального планирования появился ряд проблем в контексте нехватки высококвалифицированных кадров, недостаточности денежных средств для осуществления деятельности по территориальному планированию, а также отсутствия полной информации, необходимой для формирования наиболее эффективного формирования системы территориального планирования. Так, следует говорить об изучении опыта районной планировки других государств с целью формирования эффективной системы районной планировки и развития территорий с комплексным учетом его географических, экономических, социальных, архитектурно-строительных и инженерно-строительных факторов и условий в интересах настоящего и будущего поколений. Целью работы является анализ международного опыта районной планировки на примере Вьетнама и возможности его использования в России. Были изучены этапы развития районной планировки и сформулированы основные тенденции развития планирования в современных реалиях. Кроме того, было проведено сравнения двух стран в аспекте развития территорий.

№4 (100)
Роль местного самоуправления на современном этапе

Рябков Олег Анатольевич, Жамалетдинов Ильдар Рашидович

В статье рассматривается содержание местного самоуправления (далее – МС) как формы народовластия и характеристики организации публичной власти, а также отмечается место и роль данного правового института в жизни населения, а именно в обеспечении реализации управленческих мероприятий по решению вопросов местного значения. В статье характеризуются органы МС города Москвы, их система и выполняемые полномочия, а также оценивается эффективность их деятельности. Также рассматривается структура внутригородских муниципальных образований города Москвы, на территории которых организована система МС. Отдельно выделяются проблемы функционирования института МС в городе Москве в сфере решения вопросов местного значения и разрабатываются мероприятия по их разрешению.

№4 (100)
Взаимодействие бизнеса и государства как основа устойчивого развития региона

Беляева Ольга Игоревна, Моторина Вера Александровна

В целях достижения устойчивого развития, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения при нивелировании негативных последствий для окружающей среды, государство вступает в партнерство с бизнесом для выполнения поставленных задач, включая комплексное региональное развитие. В статье рассматривается проблема недостаточности эффективности реализуемых механизмов взаимодействия государства и бизнеса в рамках достижения целей устойчивого развития. Целью исследования является определение организационно-экономических механизмов взаимодействия государства и бизнеса в рамках достижения целей устойчивого развития в Российской Федерации и ее регионах. Для достижения поставленной цели в исследовании определяется сущность концепции устойчивого развития и ее критериев ESG, выявляются существующие механизмы взаимодействия государства и бизнеса в области устойчивого развития, а также предлагаются современные механизмы взаимодействия на основе анализа зарубежного опыта. Методологической основой исследования является комплексный подход к изучению механизмов взаимодействия государства и бизнеса; принципы системности, объективности и междисциплинарного подхода. В работе использованы следующие методы исследования: диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, метод анализа, синтеза, индукции, дедукции. Теоретико-методологическую базу исследования составили отечественные и зарубежные научные работы в области экономики, региональной политики, политологии, а также концептуальные источники, такие как Концепция устойчивого развития, сформулированная на Конференции ООН в 1992 году. В работе сформулирована роль критериев ESG в рамках концепции устойчивого развития, а также сформулированы рекомендации для преодоления выявленных недостатков в организации взаимодействия государства и бизнеса в целях устойчивой трансформации в регионах России.

№3 (99)
Технология управления государством: сохраним жизнь на Земле

Лищук Владимир Александрович

Статья продолжает серию публикаций по научно обоснованной технологии управления объектами, включающими в себя управляющие субъекты (1987 – 2022). В этих публикациях представлены модель саморегуляции сердца (1963 - 1967), ориентированная на клинику модель кровообращения и концепция её регуляции, выполнена (1973 -1991) и реализована в клинике технология индивидуального лечения критических больных (1973 - 2016), разработаны и исследованы концепция центральной регуляции (2000 - 2013) и организации управления в живых организмах (2015 - 2018), построена цифровая модель социально-экономического развития РФ (2000 - 2018) и научные основы управления (2020), включая технологию управления государством (2018 - 2022). В этой статье даны следствия перехода к научно обоснованному управления государством: 1. Власть становится частью управляемого объекта. 2. Насилие преобразуется в синергическое взаимодействие (взаимополезное). 3. Правительство персонально отвечает за решения, их исполнение, результаты и полезность для государства так же, как и народ. 4. Правительству подведомственны только общие для страны функции. 5. Оно выполняет эти функции в соответствии с целями конституции под непосредственным контролем граждан. Эти положения (1 - 5) позволят оценивать вклад власти в жизнь страны (экономику, безопасность, демографию) по тем же критериям, что и вклад граждан, которые не во власти. Цели управления ранжируются в режиме реального времени с помощью технологии управления государством в соответствии с волей народа, состоянием государства и международной обстановкой. Критерии управления адаптируется для текущего положения. Сейчас, учитывая текущую международную обстановку, ведущий критерий целесообразно определить, как «максимум свободы при минимуме ограничений» (вариант для обсуждения) и распространить этот минимакс на сообщества государств, на био- и ноосферу Земли. Что позволит уйти от эры «государств-хищников и перейти к эре «ответственности человечества и каждого человека за био- и ноосферу Земли», с ответственностью каждого россиянина друг за друга, за РФ, за Мир в целом, жизнь на Земле.

№2 (98)
Технология управления государством: опора на науку

Лищук Владимир Александрович

С конца 20 века жизнь государств стала настолько сложной и непредсказуемой, что даже самые талантливые лидеры вместе с элитой и в единстве с гуманистически настроенными гражданами не предотвращают внутренних беспорядков, кровопролитий и войн. Поэтому жизненно необходимы эффективные, научно обоснованные технологии предотвращения агрессии, кризисов, терроризма, санкций, разжигания ненависти, искажения морали, нравственности и традиций. Что значит научно обоснованные? Это переход к управлению государственной и межгосударственной политикой (всего класса управляемых объектов, включающих в себя управляющие субъекты) с помощью средств и методов науки и практики, а также опыта становления почти 200 государств планеты Земля. Как для людей, так и для государств. Сегодня — это организационно объединённая совокупность следующих средств и методов:
- средства мониторинга - отбор, организация и представление знаний, данных и навыков содержательной значимости, жизненной потребности, «большого масштаба»;
- цифровые модели государства, специализированные к управлению страной по критериям и целям конституции, адаптированные к текущему состоянию и международному положению;
- индивидуализация и валидация моделей государства, учитывая текущие возможности, интуицию, практику и искусство управления, включая глубокое обучение всех компонентов в режиме реального времени;
- анализ и имитация индивидуализированных моделей с выявлением процессов, обуславливающих прогресс и деградацию, а также рукотворные и природные угрозы;
- оптимизация управления, вернее, экстремация в рамках последних достижений науки и практики;
- синтез управления по критериям, определённым конституцией и адаптированным к текущему состоянию правительством;
- реализация управления в режиме реального времени, с опережением событий и опираясь на взаимоконтроль правительства и народа на основе предлагаемой технологии (см. следующий пункт);
– в совокупности эти средства и методы составляют самообучающуюся технология управления государством на основе последних достижений науки.
Предлагаемая технология позволит эффективно управлять страной (классом управляемых объектов, включающих в себя управляющие субъекты), стимулировать её социально-экономическое развитие, позволит предотвращать внутренние и внешние конфликты с надёжностью и полнотой текущих возможностей науки. Для конкретной страны (а также социальных образований, бизнес-фирм и т. п.) структура и параметры технологии корректируются (самообучаются) в соответствии с целями и состоянием объекта управления (государства) и вызовами международной среды государств. Содержание собственно технологии управления и результаты её применения описаны в 400 научных публикациях, включая 11 монографий (публикации по управлению непосредственно государством приведены в списке литературы).

№1 (97)
Эволюция государственных закупок: от Российской империи до Российской Федерации

Медякова Екатерина Михайловна

Серьезные изменения в структуре экономических отношений в начале 2022 года привели к поиску стабильности, которую в сделках для бизнеса может предоставить контрактная система в сфере бюджетных закупок России. Однако высказываются мнения о чуждости данной системы принципам отечественных отношений в госзаказе. Автор провел ретроспективный анализ управления госзаказом и выявил те элементы, которые эволюционно привели к формированию контрактной системы образца 2022. Представлен историко-обзорный материал по планомерной трансформации института госзаказа в аспекте организационно-экономического обеспечения государственных нужд и последствий особенности регламентации закупочных процедур за последние сто двадцать лет, рассмотрены те инструменты, которые позволяли и позволяют государству решать ключевые задачи экономического развития в разные периоды истории.