Главная страница » Публикации » 2024 » №1 (105) » Теоретико-методологический подход к формированию устойчивого развития экономики региона

Теоретико-методологический подход к формированию устойчивого развития экономики региона

Theoretical and methodological approach to the formation of sustainable development of the regional economy

Теоретико-методологический подход к формированию устойчивого развития экономики региона

Авторы

Баженов Сергей Иванович
доктор экономических наук, профессор кафедры социально-экономических дисциплин
Российская Федерация, Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
naukaservis@rambler.ru
Ильиных Сергей Валерьевич
аспирант кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости
Российская Федерация, Уральский федеральный университет
invest-bgo@yandex.ru

Аннотация

Статья представляет собой краткий экскурс в теоретические основы формирования политики, регулируемой экономические процессы в регионе. Решение о разработке и последующем внедрении (применении) теоретических основ экономического развития регионом принимается «в одиночку» с оглядкой на верхнеуровневые документы, которые, в свою очередь, складываются путем применения лучших международных практик и научных исследований и разработок. Наблюдаемые экономические потрясения от падения цен на нефть и до введения ограничений, связанных с распространением инфекционных заболеваний, обуславливают необходимость применения новых подходов и теоретических знаний на пути к устойчивому развитию экономики региона. В представленном исследовании авторы дают классификацию отраслям и отдельным видам экономик на различных стадиях в условиях преодоления кризисных явлений. Экономика представлена в виде скопления частей, из которых она состоит и зависит. Авторы предлагают использовать метод инвентаризации всех участников и составляющих экономического процесса в целях выявления факторов внешнего и внутреннего контура, способствующих балансированию экономической системы. При изучении темы исследования авторы преследовали цель в разработке теоретико-методологического подхода к формированию устойчивого развития экономики региона, систематизировав существующие подходы и выработав некий план действий, согласно которому регион, в частности, государство (как федеральный уровень) и отдельные значимые крупные субъекты экономической деятельности, в целом, будут в состоянии адаптироваться к новому облику экономической действительности. Авторами показан метод принятия управленческого решения и разработки теоретических планов от главного звена до мельчайшей частички экономического процесса.

Ключевые слова

управление, регион, кризис, риски, кризисное управление, экономика региона, показатели развития, план мероприятий, теоретические аспекты, региональное регулирование, инвентаризация экономического процесса, реструктуризация.

Рекомендуемая ссылка

Баженов Сергей Иванович, Ильиных Сергей Валерьевич. Теоретико-методологический подход к формированию устойчивого развития экономики региона // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (105). Номер статьи: 10501. Дата публикации: 09.01.2024. Режим доступа: https://sovman.ru/article/10501/

Authors

Bazhenov Sergey Ivanovich
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Social and Economic Disciplines
Russian Federation, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
naukaservis@rambler.ru
Ilinykh Sergey Valerievich
Postgraduate student of the Department of Economics and Management of Construction and Real Estate Market
Russian Federation, Ural Federal University
invest-bgo@yandex.ru

Abstract

This article is about short observe into theoretical aspects of forming politics of regulation of region economic processes. The decision and next implementation (applying) theoretical rules (basics) of economic development
of region is made by regions; it knows that these decisions are private and based on up-levels’ documents that in the same time are built by applying best international practice and scientific researches and developments. Current economic crisis phenomena from decreasing oil prices to imposition of restrictions including new pandemic phenomena cause the need of applying new approaches and mechanisms and theoretic knowledge on the road to sustainable development of economics
of region. In this research authors make classification of economic spheres and individual kinds of economic on the different stages in conditions of crisis phenomena. Economics is showed as an accumulation of parts on which economics is separated and depended on. Authors suggest using method of inventory of all participators and particles of economic process in a goal of searching factors
of internal and external circuit, which contribute in balance of economic system. During learning theme of this researching authors wants to reach the pic of development of theoretical and methodological approach to forming sustainable development of economics of region, systematizing current instruments and making any plan (road map). After that plan, regions in parts, the state (as a federal level) and important large subjects of economic activity will be able to adapt new outlook of economic situation. There is a method of making management decisions and developing theoretical plans from the main link to the smallest particle of economic process in this paper.

Keywords

management, region, crisis, risks, crisis management, region economy, development indicators, road map, theoretical aspects, regulation of region, inventory of economic processes, restructuring.

Suggested citation

Bazhenov Sergey Ivanovich, Ilinykh Sergey Valerievich. Theoretical and methodological approach to the formation of sustainable development of the regional economy // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (105). Art. #  10501. Date issued: 09.01.2024. Available at: https://sovman.ru/article/10501/


Введение

Современные реалии глобального экономического развития заставляют задуматься о новых подходах в стратегическом управлении на всех уровнях принятия соответствующих управленческих решений, что определяет актуальность исследуемой темы.

Необходимо заметить, что изученность темы, посвященной разработке теоретических основ преодоления кризисных ситуаций, в достаточной степени не проработана. Разработка теоретических аспектов реализации стратегий, направленных на гармонизацию экономической ситуации в регионе, в большинстве случаев носит субъективный характер разработчика, а в трудах современной литературы лишь рекомендации по формированию направлений регионального регулирования.

Эмпирический анализ, как правило, сводится к описанию статистических данных и параметров распределений показателей, используемых в анализе [1, с. 96].

В связи с этим целесообразность исследования данной проблемы увеличивается с происходящими в последнее время изменения в глобальном мире: от падения цен на нефть, роста цен на металлы и, заканчивая общемировой пандемией инфекционных заболеваний. В процессе адаптации к новым условия мироповедения и федеральный уровень, и регионы ищут решения по стабилизации экономической ситуации, сохранению достигнутого уровня социально-экономического развития.

Таким образом, научная новизна заключается в предложении управленческих решений по оптимизации процесса разработки теоретических аспектов развития и роста экономики региона в процессе преодоления кризисных явлений. Целью настоящего исследования является разработка теоретико-методологического подхода к формированию устойчивого развития экономики региона. Для достижения цели необходимо решить задачу по систематизации существующих подходов, проанализировать их сильные и слабые стороны, конкретизировать прикладные методы изучения теоретических аспектов развития и роста экономики, а также предложить некоторые управленческие решения, содействующие скорейшему выходу из кризиса экономики региона. Поставленные задачи формируют круг теоретической и практической значимости представленного исследования. В первую очередь, тезисы статьи актуальны для дальнейшего изучения, приращения различных точек зрения при обсуждении подобной темы. Во-вторых, практическая сторона исследования заключается в использовании данного материала как отправной точки в начале пути преодоления кризисного явления, гармонизации социально-экономического положения в регионе.

Методология исследования носит междисциплинарный характер и базируется преимущественно на методе системного анализа и сопоставления.

 

Результаты исследований

После кризисных явлений в разные периоды становления российской экономики и ее реструктуризации экономические элиты озадачились проблематикой создания новых рабочих мест, усложнения глобальных цепочек добавленной стоимости, усиления конкуренции со стороны развивающихся стран, в первую очередь в традиционно базовых отраслях и сегментах рынка для развитых экономик [2, с. 27; 3, с. 89]. Оказалось, что перечисленные направления, недоступные ни в теории, ни тем более на практике, требуют глубокой проработки и должны быть равнонаправленными на всей территории реализации экономической политики.

Федеральные тренды характеризуют лишь направления социально-экономического развития, которым регион должен следовать и на этом фоне разрабатывать свои региональные стратегические документы, планы мероприятий, дорожные карты. Региональные исполнительные органы государственной власти занимаются формированием и разработкой нормативных правовых актов, содержащих теоретические аспекты развития и роста экономики как в период стабильности и устойчивости, так и в периоды кризисных явлений.

Самый распространенный документ после преодоления кризисных явлений нацелен на увеличенные объемных показателей развития промышленного сектора, сельскохозяйственной сферы, а также на повышение уровня и качества жизни населения региона (увеличение средней заработной платы, снижение безработицы, создание рабочих мест).

Исходя из кризисных явлений, случившихся в 2014 году, в Свердловской области был принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы [4]. Согласно данному документу Правительству Свердловской области, было необходимо обеспечить рациональное, эффективное и экономическое использование средств областного бюджета, осуществить меры, направленные на решение проблем, возникающих в краткосрочном периоде. В теоретическом плане под этими мерами подразумевались принятие инструментов, направленных на импортозамещение товаров и рост несырьевого экспорта промышленной продукции, на предоставление государственных гарантий субъектам инвестиционной деятельности, на поддержку малого и среднего предпринимательства. В эти годы Правительством региона было уделено внимание предоставлению мер поддержки отраслям экономики, в частности были предоставлены субсидии промышленным предприятиям на модернизацию и техническое перевооружение. Кроме того, расширены были мероприятия, направленные на социальную поддержку граждан, в том числе проводились мероприятия по предупреждению и выявлению неформальной занятости, профилактика социальной напряженности.

Безусловно, в теории (то есть написанном плане мероприятий) все направлено на достижение устойчивого развития, на поддержку каждого гражданина. Однако, при практическом применении принятых шагов оказывается недостаточно. К примеру, по итогам 2015 года индекс промышленного производства Свердловской области составил 96,6%. Другими словами, отдельная отрасль экономики региона – промышленность – по сравнению с кризисным 2014 годом не смогла выйти на достигнутые в этом году показатели. Хотя, дальнейшая статистика иллюстрирует рост и по итогам 2020 года данный показатель составил 102,3%.

Фактор развития промышленных отраслей является важнейшей характеристикой региональной экономической системы, преимущественно тех регионов, где основную долю внутреннего регионального продукта составляет промышленность. Как правило, наибольшего успеха достигают те регионы, которые обладают свойствами самоорганизации и саморегуляции [5, с. 60], поэтому данные регионы более устойчивы к изменяющимся условиям кризисного и посткризисного предобразования.

К слову сказать, 2020 год также ознаменовался кризисным явлением в виде закрытия границ ввиду распространения новой коронавирусной инфекции. Следуя теоретическим практикам 2014 года рядом субъектов Российской Федерации, также были приняты различные утверждающие документы, направленные на преодоление экономических рисков ухудшения социально-экономического положения. С уверенностью можно сказать, что не все, что запланировано, получается на практике и оказывается результативным.

При стратегическом планировании необходимо учитывать изменяющуюся конъюнктуру общемировой экономики и условия функционирования внутренних процессов. В первую очередь, разрабатываемые теоретические аспекты должны быть гибкими и предусматривать возможные риски и угрозы, которые могут возникнуть при реализации мероприятий. В этом случае необходимо избрать следующий «запасной» шаг [6, c. 156], который приведёт к нивелированию такого риска. Управление рисками или управление изменениями на данном этапе развития субъектов Российской Федерации, в частности, становится актуальным трендом, который нужно учитывать при формировании пакета стратегических документов. Что интересно, различные регионы стараются прибегнуть к новым инструментам, до этого еще не затронутым, что в свою очередь, также могут сопровождаться новыми рисками.

В связи с этим действенной мерой служит публикация лучших практик преодоления кризисных явлений на различных цифровых платформах. Это могут быть реализованные мероприятия субъектом Российской Федерации, отдельными крупными предприятиями и организациями, государственными корпорациями. На подобных платформах размещается теоретическая часть инструмента и описывается его практическое применение [7, с. 78; 8, с. 149]. При чем вектор развития в сторону совместного использования уже разработанных мер набирает обороты, многим регионам подобная практика пришлась «по вкусу». Можно согласиться с тезисом, что «решение многих вопросов и проблем экономического развития федеральный уровень возлагает на российские регионы» [9, с. 125], которые в зависимости от уровня развития дифференцированы от разработки, принятия и реализации отдельных основополагающих документов.

Так, существует типологизация отраслей экономики, которым свойственен определённый набор ключевых показателей и характеристик. Подробный теоретический анализ в отдельных отраслях экономики на региональном уровне иллюстрирует необходимость сравнения темпов роста одних показателей с другими. Можно привести следующую классификацию [10, с. 31]:

  • кризисная отрасль – резкое снижение объемов производства;
  • депрессивная отрасль – неясные перспективы развития, находится в состоянии застоя, доходы в ней практически отсутствуют;
  • стабильная отрасль – характеризуется показателями устойчивого и перспективного роста, о чем свидетельствуют показатели, превышающие средние по экономическому комплексу;
  • перспективная отрасль – обладает потенциалом развития, имеет инвестиции под конкретные, целенаправленные комплексные программы. Характерны малые объемы производства (поскольку находится в стадии зарождения), но в перспективе имеет наибольший эффект от вложения средств;
  • отрасль, находящаяся в стадии роста и имеющая в настоящий момент максимальную рентабельность. В этом случае организации отрасли работают на полную мощность и не испытывают сложностей при сбыте продукции.

Существует понимание факторов территориального развития как совокупности различающихся по сути и значению условий, ресурсов, их свойств, которые оцениваются технико-экономическими показателями развития отраслей, целесообразное использование которых предопределяет оптимальные результаты размещения производства и экономическое развитие региона [1, с. 98].

Теоретически государства в целом и регионы, в частности, стремятся
к интеграции, чтобы получать экономические выгоды, способствующие росту
и эффективному функционированию национальных экономик [11, с. 193]. В связи с этим каждый регион в состоянии рассматривать каждую отрасль своей экономики под призмой перечисленных характеристик и выявлять на какой стадии находится та или иная отрасль, тем самым выбирая модель (стратегию), согласно которой регион будет преодолевать кризисное явление.

Другими словами, применяя данную классификацию, можно формировать пакет антикризисных мер, направленных на преодоление уже сложившихся расбалансированных событий или возможных рисковых изменений в развитии рассматриваемой отрасли. Кроме того, необходимо вести учет возможных угроз со стороны внешнего и внутреннего контура развития отраслей как отдельной подсистемы экономики, так и всей целостной системы экономики региона. В целях достижения устойчивого стабильного равновесия в экономике, регионы разрабатывают стратегии социально-экономического развития, учитывающие все отрасли и векторы социально-экономического развития региона, в том числе устанавливающие значение отдельных показателей и включающие планы мероприятий и ответственных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. По такому же пути действуют и при разработке стратегий отдельных отраслей, которые рассматривают лишь те показатели и шаги развития, которые присущи конкретной отрасли [12, 13].

Вновь поднимая тему о постулате «теория без практики мертва», необходимо вносить изменения по мере улучшения или ухудшения социально-экономической ситуации, наблюдаемой в регионе или в отраслях в отдельности.

Необходимость внесения изменений в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры провоцируется еще и кризисными явлениями, которые могут возникнуть на месте устойчивого развития. Важно понимать, что при происходящих некоторых событиях фазы явлений могут быть различны. Так же как и типологизация отраслей, рассмотренная выше, могут быть ранжированы и явления с точки зрения цикличности процессов. В этом случае выделяются [14, с. 50]:

  • кризис – это насильственный взрыв, неожиданный спад, нарушение равновесия во всей экономике;
  • депрессия – самая продолжительная фаза цикла. Для неё характерно «замораживание» экономики в том состоянии, в котором она оказалась в итоге кризиса;
  • оживление – характерно расширением производства средств производства, увеличением занятости, ростом заработной платы;
  • подъём – расцвет всех форм капитала, рост объёма кредитов, ссудного процента, фондового рынка, капитальных вложений;
  • рост производства ведёт к повышению спроса на товары, что вызывает рост цен, сокращается безработица.

Понимание того, на какой стадии находится экономика в целом и отрасль в отдельности, влечет за собой дальнейшие стратегические шаги.

Управление, рассматриваемое под углом преодоления кризисных явлений, становится инструментом налаживания связей в цепочке экономических процессов. Факторами роста при этом могут быть совершенствование системы мониторинга происходящих процессов, переориентация бюджетных средств в сторону более незащищенной отрасли экономики, или наоборот, в сторону сильной отрасли, поддержав которую в период кризиса, возможно будет опереться именно на нее.

Не всегда слабая сторона ослабевает совсем, а сильная сторона выдерживает любые препятствия. Часто случается именно так, потому как управленец начинает вкладывать больше средств, разрабатывать дополнительные меры поддержки именно тех отраслей, которые и до кризиса были представлены слабо, забывая о растущих отраслях, о тех, которые приносят больше налогов в наполнение регионального бюджета. Получается перекос в системе: депрессивная отрасль не может выйти на новый уровень в силу своей неразвитости, а сильная – в силу того, что кризисное явление развивается либо прямо в ней, либо косвенно касается. Например, коронавирусная инфекция, казалось бы, явление социальное, затрагивает сферу здравоохранения, но производственная сфера оказалась незащищенной в силу остановки деятельности производственных мощностей. При этом Правительством Российской Федерации в период пика распространения коронавирусной инфекции было разработано множество различных инструментов поддержки сферы услуг и торговли, а для промышленности – отдельные нормативные акты, регулирующие выдачу льготных кредитов, которые на практике оказались «закрыты» для большинства предприятий и организаций.

Теоретические аспекты развития и роста экономики прежде всего связаны с существующим достигнутым уровнем развития экономической системы. Каждый в отдельности регион можно рассматривать как индивидуальный элемент системы и как отдельную систему со своими «кирпичиками», представляющими отрасли экономики. А каждая отрасль экономики в свою очередь также состоит из множества элементов, и так до крайней точки можно строить прогнозы развития всех звеньев в одиночку или в совокупности друг с другом.

Рисунок 1 показывает, что экономика как система похожа на скопление «пузырьков», от которых она зависит. И каждый из них так же взаимосвязан как друг с другом, так и внутри самого себя развивает цепи «контрагентов».

Такой подход применим как для всей территории страны, так и для отдельных регионов, муниципальных образований, районов. Анализ отдельных элементов системы дает понимание развития совокупности факторов и процессов, происходящих внутри системы в целом в определённое время. В этот момент на первый план выходит не столько какие это факторы, а сколько под воздействием чего их формирование происходит именно таким образом.

 

Взаимодействие элементов экономического процесса

Рисунок 1. Взаимодействие элементов экономического процесса.

 

Задача управленца состоит в консолидации усилий и условий для формирования сбалансированной системы, характеризующейся набором услуг и ценностей, которые в состоянии придать импульс системе к новому росту, избежать стагнации в экономических процессах.

Значимым в этом направлении будет так называемая инвентаризация или внутренний контроль всех участников и составляющих экономического процесса [15, с. 550]. Упорядоченный состав факторов внутреннего контура развития системы (экономики региона в целом) придаст определённый шаг в постановке целей и задач развития и роста экономики посредством свободных инвестиционных ниш и при участии институциональных институтов развития как федерального, так и регионального значения.

Внешний контур региона совмещает такие факторы как бюджетная обеспеченность региона, способность региона самому удовлетворять социальные нужды и обеспечивать выполнение обязательств перед государством.

Взвешенные характеристики внешнего и внутреннего контуров системы экономических процессов создают теоретические основы для последующих циклов развития, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для функционирования всех игроков и элементов, создающих именно этот экономический процесс. Используя данный метод, управленцу или разработчику теоретических планов развития будет понятным, каким образом выстраивать роли отраслей, достижение целей, задач, показателей. в этом случае первую скрипку играет программно-проектный подход, который совмещает как управленческую команду, которая внедряет в процесс новые инструменты и меры поддержки, а с другой стороны существует некая программа (план мероприятий, дорожная карта), согласно которой необходимо двигаться в целях достижения установленных целей.

 

Заключение

Таким образом, разработка и формирование некой теоретической основы для развития региональной экономики иллюстрирует то, что причины и риски, влияющие на развитие отдельных отраслей, являются теми векторами
и трендами развития всей целостной региональной социально-экономической системы. Поэтому для полного представления существующей картины, происходящей на сегодняшней арене экономического развития, и в целях недопущения последующих сбоев, необходимо прибегать к анализу всех составляющих экономического процесса, в том числе производственных, социальных, общественных, инвестиционных индикаторов. Важно наблюдать за этими показателями в динамике, каким образом формируется портфель их достижимости, благодаря каким мерам поддержки региону удается удерживать баланс сил и удовлетворять потребности своего населения.

Прикладной характер данной статьи заключается в своеобразном подспорье при разработке стратегических документов, направленных
на преодоление кризисных ситуаций. При этом необходимо обратить внимание, что предложение анализировать все стороны экономического процесса относится не только к исполнительным органам государственной власти регионов, но и к государственным корпорациям, крупным холдингам и организациям, осуществляющим свою деятельность на территории региона, оказывающим значительное влияние на экономику региона посредством разработки средне и долгосрочные планов финансово-хозяйственной деятельности.

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также






Библиографический список

  1. Казаченко, Л.Д. Факторы развития социально-экономической системы региона как объект исследования региональной экономической науки [Текст] / Л.Д. Казаченко // В сборнике: Управление экономическими системами, стратегическое развитие региона, проблемы и решения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор В.Н. Гонин. –2017. –С. 94-100.
  2. Андрианова, Е.В., Давыденко, В.А., Худякова, М.В. Реиндустриализация: генезис проблематики и теоретические подходы к ее изучению в начале XXI века // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2018. – Т. 4. – № 4. – С. 24-61.
  3. Назар, Н.М. Некоторые особенности инвестирования в экономику страны// Вестник НГИЭИ. –2018. –№ 1 (80). – С. 88-96.
  4. Постановление Правительства Свердловской области от 31.03.2015 № 228-ПП «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Свердловской области в 2015 году и на 2016 — 2017 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/228-pp.pdf, свободный (дата обращения 03.03.2021).
  5. Баснукаев, И.Ш., Мусостов, З.Р. Некоторые проблемы устойчивого развития промышленного комплекса РФ на основе создания инновационных кластеров // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 31 (5). –
    С. 59-63.
  6. Звягин, А.А. Высокие технологии. Госвмешательство VS невидимая рука рынка. // Экономика высокотехнологичных производств. – 2020. – Т. 1. № 4. – С. 155-172.

7.Кочурко, О.А., Янукович, О.В., Диковицкая, Д.В. Перспективы кластеризации региональной экономики // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Исторические науки и археология, Экономические науки, Юридические науки. – 2017. – № 5. – С. 77-81.

  1. Тарасюк, В.Н. Предпосылки и последствия расширения мер государственной поддержки перехода к «зелёной экономике» в России // В сборнике: финансовые аспекты развития зелёной экономики. Материалы Национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. – 2020. – С. 148-151.
  2. Устинович, Е.С. Вопросы структуры категории «региональная экономическая политика» в современной политической науке // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2020. –
    Т. 10. – № 4. – С. 123-128.
  3. Бечвая, И.Е. Теоретические аспекты повышения инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов / [Текст] И.Е. Бечвая //
    В сборнике: Модернизация экономических систем: политика, экономика, общество и право. Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Махачкала. – 2020. – С. 28-35.
  4. Ахтанова, М.Д. Возможности региональной интеграции в контексте экономического пояса шелкового пути // Вестник университета Туран. – 2019. – № 2 (82). – С. 191-195.
  5. Edward M. Regional Economic Development // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:https://www.researchgate.net/publication/333390300_Regional_Economic_Development, свободный (дата обращения 01.03.2021).
  6. Iammarino, S., Rodríguez-Pose, An., Storper, M. Why Regional Development matters for Europe’s Economic Future // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/work/201707_regional_development_matters.pdf, свободный (дата обращения 28.02.2021).
  7. Гарина, М.С. Кризис как часть экономического цикла / [Текст] М.С. Гарина // Вестник науки и образования. – 2018. – Т. 2. – № 1 (37). – С. 50-52.
  8. Хаджахмедова, Н.С. Роль внутреннего аудита в системе экономической безопасности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. –
    Т. 10. – № 1-1. – С. 545-554.

References

  1. Kazachenko, L.D. Factors of development of socio-economic system of region as an object of researching regional economic science [Faktory razvitiya sotsial’no-ekonomicheskoy sistemy regiona kak ob»yekt issledovaniya regional’noy ekonomicheskoy nauki]/ [Text] L.D. Kazachenko // In the collection: Management of economic systems, strategic development, problems and decisions. Collection of stories of the Russian scientific and practice conference, edited by V.N. Gonin. – 2017. – Pp. 94-100.
  2. Andrianova, E.V., Davidenko, V.A., Hudyakova, M.V. Reindustrialization: genesis of problems and theoretical approaches to its learning in the beginning of XXI century [Reindustrializatsiya: genezis problematiki i teoreticheskiye podkhody k yeye izucheniyu v nachale XXI veka]// Herald of Tumen state university. Socio-economic and judicial researches. – 2018. – Т. 4. – № 4. – Pp. 24-61.
  3. Nazar, N.M. some featuries of investments in economics [Nekotoryye osobennosti investirovaniya v ekonomiku strany]// Herald NSSEI. –2018. –№ 1 (80). – Pp. 88-96.
  4. Decree of the Government of Sverdlovsk Region by 31.03.2015 No 228 “About plan of the first events that proving sustainable development of economics and social processes in Sverdlovsk Region in 2015 and during 2016-2017 [Postanovleniye Pravitel’stva Sverdlovskoy oblasti ot 31.03.2015 № 228-PP «O plane pervoocherednykh meropriyatiy po obespecheniyu ustoychivogo razvitiya ekonomiki i sotsial’noy stabil’nosti v Sverdlovskoy oblasti v 2015 godu i na 2016 — 2017 gody»]// Electronic resource // URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/228-pp.pdf, free (data 03.03.2021).
  5. Basnukaev, I.Sh., Musostov, Z.R. Some problems of sustainable development of industrial complex of the Russian Federation on the base of creating innovative clusters [Nekotoryye problemy ustoychivogo razvitiya promyshlennogo kompleksa RF na osnove sozdaniya innovatsionnykh klasterov]// Natural and humanitarian researches. – 2020. – № 31 (5). – Pp. 59-63.
  6. Zvyagin, A.A. High technologies. State invasion VS invisible hand of
    market [Vysokiye tekhnologii. Gosvmeshatel’stvo VS nevidimaya ruka rynka]// Economics of high technologies’ businesses. – 2020. – Т. 1. № 4. – Pp. 155-172.
  7. Kochurko, O.A., Yanukovich, O.V., Dikovitckaya, D.V. Perspectives of cluster of regional economics [Perspektivy klasterizatsii regional’noy ekonomiki]// Herald of Baranovih state university. Vol.: Historical sciences and archeology, economic science, Legal sciences. – 2017. – № 5. – Pp. 77-81.
  8. Tarasuk, V.N. Prerequisites and consequences of spreading of instruments of the public suggestion of transferring to “green economics: in Russia [Predposylki i posledstviya rasshireniya mer gosudarstvennoy podderzhki perekhoda k «zelonoy ekonomike» v Rossii]// In collection: financial aspects of development of green economics. Materials of the national scientific and practice conference. St. Petersburg. – 2020. – С. 148-151.
  9. Ustinovich, E.S. Questions of structure of definition of regional economic politics” in the modern political science [Voprosy struktury kategorii «regional’naya ekonomicheskaya politika» v sovremennoy politicheskoy nauke]// Collection of South and West state university. Vol.: History and law. – 2020. – Т. 10. – № 4. – Pp. 123-128.
  10. Bechvaya, I.E. Theoretical aspects of increasing investment attractiveness of economic spheres and regions [Teoreticheskiye aspekty povysheniya investitsionnoy privlekatel’nosti otrasley ekonomiki i regionov]/ [Text] I.E. Bechvaya // In collection: Modernization of economic systems: politics, economics, society and law. Materials of IV International scientific and practice conference. – Russia. – 2020. – Pp. 28-35.
  11. Akhtanova, M.D. Opportunities of regional integration in the context of economic belt of Silk Road [Vozmozhnosti regional’noy integratsii v kontekste ekonomicheskogo poyasa shelkovogo puti]// Herald of university of Turan. – 2019. – № 2 (82). – Pp. 191-195.
  12. Edward, M. Regional Economic Development // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:https://www.researchgate.net/publication/333390300_Regional_Economic_Development, свободный (data 01.03.2021).
  13. Iammarino, S., Rodríguez-Pose, An., Storper, M. Why Regional Development matters for Europe’s Economic Future // [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/work/201707_regional_development_matters.pdf, свободный (data 28.02.2021).
  14. Garina, M.S. Crisis as a part of economic cycle [Krizis kak chast’ ekonomicheskogo tsikla]/ [Text] M/S/ Garina // Herald of science and education. – 2018. – Т. 2. – № 1 (37). – Pp. 50-52.
  15. Khadahmetova, N.S. Role of internal audit in the system of economic security [Rol’ vnutrennego audita v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti]// Economics: yesterday, today, tomorrow. – 2020. – Т. 10. – № 1-1. – Pp. 545-554.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх