Оценка уровня инновационной восприимчивости экономических подсистем
Авторы
Ковалевская Дарья Евгеньевна
аспирант
Россия, Институт международной экономики и информатики
taxconsalt.@list.ru
Аннотация
Статья посвящена инновационной восприимчивости территорий как одному из условий развития региональной экономики. В статье дано определение инновационной восприимчивости территорий, на примере освоения в производстве и выведения на рынок новых видов продукции приведены основные составляющие и статистические показатели, определяющие инновационную восприимчивость региона. На примере регионов центрального федерального округа проведена рейтинговая оценка регионов готовности к потреблению инновационных товаров и услуг.
Ключевые слова
Инновационная активность, инновационная восприимчивость региона, уровень готовности к потреблению инновационных товаров, ранжирование регионов.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Рекомендуемая ссылка
Инновационная деятельность жизнеспособна и экономически обоснована, только если она рационально организована, причем мировой опыт доказывает, что наиболее результативной эта деятельность становится при ориентировании на региональные инновационные подсистемы. Масштабность реализуемых в инновационной перестройке экономики задач требует для их решения согласованных действий научного, технического и технологического комплексов. При этом выбор региональных инновационных проектов для развития ключевых технологий должен основываться не только на научной значимости полученных результатов, но и учитывать имеющиеся технологические возможности производственных предприятий и вероятность реализации инновационной продукции на рынке.
Инновационная активность промышленных предприятий, их восприимчивость к научно-техническим разработкам, конкурентоспособность на российском и мировом рынках — необходимое условие развития региональной экономики. Основой развития инновационной восприимчивости в наукоемкой сфере является существующий научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций, осуществляющих научную, техническую и образовательную деятельность, и технологический комплекс, представленный действующими производственными предприятиями [1].
Таким образом, восприимчивость к инновациям субъектов отраслевого и регионального предпринимательства является решающим фактором определяющим направление и интенсивность развития инновационной составляющей. Инновационная восприимчивость территории – это уровень готовности и эффективности в деятельности субъектов территории, органов исполнительной власти при создании, и реализации инновационных процессов исходя из имеющейся инфраструктуры и ресурсов, и в рамках проводимой инновационной политики. В свою очередь, подготовленность потребителя, спрос на научно-техническую продукцию определяет систему взаимоотношений между его субъектами в процессе реализации результатов инновационной деятельности. Следовательно, без изучения возможного поведения самого потребителя научно-технической продукции, все рекомендации будут носить не прикладной, а скорее теоретический характер.
Рациональное управление инновационным процессом может быть реализовано только в том случае, если менеджмент предприятия четко осознает его логическую структуру и, соответственно, характер взаимных связей между подразделениями, участвующими в реализации соответствующих инновационных разработок [2]. В связи с этим, в рамках системы инновационного менеджмента имеет место структурирование инновационных процессов и моделирование комплекса взаимосвязей между отдельными их составляющими. Совокупность формирующих инновационный процесс стадий может различаться в зависимости от типа осуществляемых предприятием инноваций. Наиболее развернуто такие стадии реализуются при осуществлении продуктовых нововведений, т.е. при освоении в производстве и выведении на рынок новых видов продукции. Региональная инновационная [3] деятельность в этом случае может включать в себя следующие базовые составляющие: готовность территории к потреблению инновационной продукции; масштабность научной деятельности региона; уровень и возможности проведения разработок инновационных технологий; существующий уровень производства инновационных товаров и услуг.
Рис. 1. Основные составляющие и статистические показатели, определяющие инновационную восприимчивость региона
Оценка этих составляющих требует использования показателей, отражающих развитие технологической базы и непосредственно производства, квалификацию работников, уровень технологической новизны создаваемого продукта, эффективность управления инновационной деятельностью и мотивацию к инновационной деятельности.Учитывая возможности российской статистики и необходимость использования ограниченного перечня индикаторов, для оценки инновационной восприимчивости, предполагается рассматривать показатели, оказывающие максимальное влияние на рассматриваемые составляющие инновационной восприимчивости (рис. 1).
Так для описания составляющей – готовность региона к потреблению инновационных товаров – следует использовать статистические показатели – доля населения с высшим образованием и доход на душу населения, которые определяют подготовленность региона к потреблению и использованию возможностей заложенных в инновационных товарах и услугах.
При оценке интенсивности научной деятельности и как следствие, готовности региона к расширению сферы научной инновационной деятельности, и участию в новых научных разработках инновационных проектов, следует рассматривать следующие показатели:
Составляющая инновационной восприимчивости, определенная как уровень разработок инновационных технологий, может быть оценена с использованием следующих статистических параметров:
Составляющая – производство инновационных товаров и услуг, определяет производственную подготовленность региона и, следовательно, может быть оценено показателями:
В результате получена система статистических параметров, использование которых позволяет оценить уровень инновационной восприимчивости по четырем составляющим в отдельности и рассчитать интегральный показатель (рейтинг) определяющий готовность региона к участию в инновационном проекте.
В качестве примера рассмотрим рейтинговую оценку готовности регионов центрального федерального округа к потреблению инновационных товаров и услуг. Для определения значения относительного уровня готовности к потреблению инновационных товаров рассчитывается положение региона в ранжируемом списке, и интегральный результат определяется по формуле среднего арифметического (с учетом весового коэффициента каждого фактора).
(1)
где P – ранг рассматриваемого региона; pi – ранг региона по фактору i; di– весовой коэффициент; n – число рассматриваемых факторов.
Оценка значимости готовности к потреблению инновационных товаров зависит от значимости каждого из факторов – доля населения с высшим образованием (уровень подготовленности населения) и доход на душу населения (определяет уровень возможного потребления). Весовые коэффициенты для каждого фактора были получены методом экспертной оценкой с использованием технологии попарного сравнения значимости параметров. В качестве экспертов были привлечена вузовская профессура, итоговые значения весовых коэффициентов получены усреднением мнений экспертов, а полученный результат определен как доля населения с высшим образованием – 0,35; доход на душу населения – 0,65;
Результирующее (интегральный ранг) ранжирование регионов по величине индексов определенным как значимые, для готовности к потреблению инновационных товаров и услуг и рассчитаем интегральный ранг по формуле:
Dadd = 0,65d1 + 0,35d2. (2)
Результаты, приведенные в табл. 1, показывают взаимное распределение регионов центрального федерального округа по факторам уровня образования (графа 2), доходам населения (графа 4) и рассчитанному интегральному рейтингу территорий по данным статистического справочника за 2010 г. [4].
Таблица 1 — Ранжирование регионов Центрального федерального округа по факторам, определяющим готовность региона к потреблению инновационных товаров и услуг
Регион |
Население по уровню образования % |
Ранг |
Средне душевые доходы населения руб. в месяц |
Ранг |
Интегральный ранг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
г. Москва |
47,9 |
1 |
43876 |
1 |
1 |
Московская область |
36,1 |
2 |
22324 |
2 |
2 |
Белгородская область |
26,4 |
6 |
16839 |
3 |
3 |
Тульская область |
25,1 |
8 |
15358 |
5 |
4 |
Смоленская область |
26,6 |
5 |
14770 |
7 |
5 |
Калужская область |
25,1 |
7 |
15342 |
6 |
6 |
Курская область |
26,9 |
4 |
14694 |
8 |
7 |
Липецкая область |
20,1 |
18 |
15804 |
4 |
8 |
Ярославская область |
24,2 |
11 |
14548 |
9 |
9 |
Орловская область |
27,7 |
3 |
13017 |
15 |
10 |
Рязанская область |
24,0 |
13 |
13663 |
11 |
11 |
Воронежская область |
24,8 |
10 |
13580 |
13 |
12 |
Тверская область |
20,4 |
17 |
13925 |
10 |
13 |
Тамбовская область |
22,4 |
16 |
13592 |
12 |
14 |
Брянская область |
22,9 |
15 |
13298 |
14 |
15 |
Ивановская область |
25,0 |
9 |
10980 |
18 |
16 |
Владимирская область |
24,0 |
12 |
12424 |
17 |
17 |
Костромская область |
23,2 |
14 |
12656 |
16 |
18 |
Видно, что рейтинговые показатели г. Москвы и Московской области с заметным отрывом лидируют среди регионов как по оценкам уровня подготовленности населения, так и по доходам населения. Третье и четвертое место занимают Белгородская и Тульская области, в конце списка Владимирская и Костромская области. Можно с уверенностью утверждать, что основные потребители инновационных товаров и услуг проживают в г. Москва и Московской области, остальные регионы, согласно рангам, образуют ряд и могут быть пропорционально значимы в рамках оценки готовности к потреблению инновационных товаров и услуг всего федерального округа. Используя рассмотренную методику возможно определение и других составляющих инновационной восприимчивости региона.
Таким образом, инновационная восприимчивость региона может быть представлена в виде суммы четырех составляющих: готовность к потреблению инновационных товаров, расширяемость научной деятельности, возможности расширения числа разрабатываемых технологий и уровень производства инновационных товаров и услуг. Каждая из составляющих может быть описана рядом статистических параметров и как следствие оценена возможность расширения этой или нескольких составляющих в рамках определенного инновационного проекта. Ранжирование территорий по выделенным составляющим позволяет выделить наиболее перспективный регион для участия в проекте.
Библиографический список