Главная страница » Публикации » 2012 » №12 (24) » Актуальные проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

Актуальные проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

Actual problems of taxation of agricultural producers

Актуальные проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

Авторы

Жарова Елена Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
zharovaen.@rambler.ru

Аннотация

В статье автором рассматриваются актуальные проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации, а также анализируются проблемы на региональном уровне (на примере Республики Мордовия). Предлагаются направления решения данных проблем. Кратко рассмотрен зарубежный опыт налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ключевые слова

сельское хозяйство, товаропроизводитель, налогообложение, единый сельскохозяйственный налог, налог на добавленную стоимость, налогоплательщики, льгота.

Рекомендуемая ссылка

Жарова Елена Николаевна. Актуальные проблемы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №12 (24). Номер статьи: 2405. Дата публикации: 08.12.2012. Режим доступа: https://sovman.ru/article/2405/

Authors

Zharova Elena Nikolaevna
PhD, Associate Professor
Russia, National Research Mordovia State University named after N.P. Ogarev
zharovaen.@rambler.ru

Abstract

The author considers the current problems of taxation of agricultural producers in the Russian Federation, as well as analysis of the problems at the regional level (for example, the Republic of Mordovia). The directions of solutions to these problems. Briefly consider international experience of taxation of agricultural producers.

Keywords

agriculture, commodity producers, taxation, a single agricultural tax, value added tax, taxpayers benefit.

Suggested citation

Zharova Elena Nikolaevna. Actual problems of taxation of agricultural producers // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №12 (24). Art. #  2405. Date issued: 08.12.2012. Available at: https://sovman.ru/article/2405/


Сельское хозяйство является важнейшей и одновременно самой проблемной отраслью народного хозяйства. Исторически подтверждено, что Россия являлась сельскохозяйственным государством, в связи с тем, что данная сфера деятельности занимала в экономике страны значительный удельный вес.

Аграрный сектор подвергается постоянному вмешательству государства, которое проявляется в установлении особого режима налогообложения, применении льгот по некоторым налогам. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, хоть и представляется льготной, однако это не гарантирует решения всех вопросов, возникающих в процессе деятельности организации аграрного сектора. Налоговое законодательство в первую очередь претворяет в жизнь фискальную функцию, при этом регулирующая функция отодвигается на второй план. Налоговые механизмы, стимулирующие инвестиционную, инновационную и предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной сфере отработаны недостаточно, что приводит к возникновению в данной отрасли целого ряда проблем.

Сельскохозяйственная отрасль имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Эти особенности не так заметны в других отраслях народного хозяйства, но именно в агропромышленном секторе они оказывают большое влияние на получение финансового результата сельскохозяйственными организациями. Зависимость от природно – климатических условий, уровень плодородия почв, сезонность производства, уровень доходности, нерегулярность поступления денежных средств и другие объективные факторы оказывают прямое влияние на эффективность отрасли. Все это предполагает и определенную систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с вышеизложенным, можно выделить ряд проблем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В первую очередь, можно выделить такой недостаток, как ограничение применения системы налогообложения в виде ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители вправе перейти на применение ЕСХН если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором субъект подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, доход от реализации сельскохозяйственной продукции составил не менее 70% с общего дохода от реализации товаров (работ, услуг). Согласно данному критерию, сельскохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели начиная свою деятельность должны применять общую систему налогообложения. Поскольку, только начиная свою деятельность, эти субъекты хозяйствующей деятельности не имеют никакой выручки, а тем более не выдерживают указанный  семидясетипроцентный порог.

Если сельскохозяйственные организации в первый год своей деятельности не имеют права применять ЕСХН, то они будут вынуждены применять общий режим налогообложения. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих общий режим налогообложения, предусмотрена налоговая льгота по налогу на прибыль  — в 2004 – 2012 годах – 0 процентов, в 2013 – 2015 годах – 18%, начиная с 2016 года – 20 процентов (ФЗ от 06.08.01 № 110 – ФЗ).  Таким образом, с начала 2013 года налог на прибыль будет уплачиваться по ставке 18%, что не намного ниже ставки в 20%, установленной для остальных категорий налогоплательщиков, размер прибыли которых несравнимо выше, чем прибыль, получаемая сельскохозяйственными организациями. Соответственно, возникают сомнения в экономической обоснованности данного критерия и необходимость разработки предложений по его снижению для вновь созданных сельскохозяйственных организаций.

Плательщики ЕСХН освобождены от уплаты НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ). Однако отмена НДС не всегда является положительным моментом. Переход на ЕСХН и, как следствие, утрата права возмещения НДС из бюджета, приводят к тому, что приобретение основных средств обходится сельскохозяйственным товаропроизводителям на 18 процентов дороже, по сравнению с плательщиками, использующими общую систему налогообложения. При применении общего режима налогообложения такие организации имеют к зачету НДС по закупаемым товарам по ставке, как правило, 18 процентов, а ставка НДС по реализуемой продукции составляет 10 процентов. При ЕСХН данная положительная разница при уплате налога исчезнет. Таким образом, возникает необходимость решения и данной проблемы.

По налогу на имущество НК РФ не предусматривает каких – либо федеральных льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако региональным законодательством данные льготы могут быть предоставлены. Так, в Республике Мордовия налог на имущество организаций уплачивается по ставке 0,5 процента организациями, выполняющими функции по формированию продовольственного фонда [1].

Кроме того, еще одним существенным недостатком на наш взгляд, является обязанность сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Минсельхоз России разработал для сельскохозяйственных организаций, перешедших на уплату ЕСХН, рекомендации по ведению бухгалтерского учета (Приказ Минсельхоза России от 6 июня 2003 года №792), а также специальные первичные учетные документы (Приказ Минсельхоза России от 16 мая 2003 года №750). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов.

Еще одной проблемой сельскохозяйственных товаропроизводителей, на наш взгляд, является отсутствие какого – либо учета специфических особенностей данной отрасли, к которым, как уже упоминалось выше относятся природно – климатические условия, уровень плодородия почв. Существование многих природных (полуприродных) экосистем, в том числе степей, поддерживается традиционным сельскохозяйственным использованием, и его прекращение само по себе становится угрозой для таких экосистем и отдельных входящих в них видов. При разработке налогового законодательства в сельскохозяйственной отрасли назрела необходимость учета специфических особенностей данной отрасли (различный уровень плодородия почв, природно – климатическое условия, сезонность сельскохозяйственного производства).

Природные экосистемы, включенные в ландшафты сельскохозяйственных территорий, играют очень важную роль развитии сельскохозяйственной отрасли. Большая их часть является продуктивными угодьями и используется для производства сельскохозяйственной продукции (животноводческой, прежде всего, но также продукции пчеловодства и рыбоводства). По примерной оценке, совокупная стоимость сельскохозяйственной  продукции природных (полуприродных) экосистем России сопоставима со стоимостью продукции, получаемой с пашни, при этом затраты на поддержание производительной способности природных экосистем на порядок ниже. Но еще важнее, что природные экосистемы служат стабилизаторами сельскохозяйственных ландшафтов, ими некогда создано и продолжает поддерживаться плодородие всех сельскохозяйственных земель – в том числе пахотных.[2]

В заключение, необходимо сказать о зарубежной практике налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимо отметить значительные различия действующего в России законодательства о механизме налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей от законодательства сельскохозяйственной отрасли зарубежных стран. На наш взгляд, возникает необходимость изучения опыта зарубежных стран в области налогообложения аграрного сектора и внедрения определенных направлений в отечественную практику с учетом российского менталитета и особенностей российской экономики и места  в ней сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В развитых странах активно применяется прямое и косвенное налогообложение. Сельскохозяйственные предприятия уплачивают как федеральные, так и местные налоги, при этом местные налоги могут существенно различаться и корректироваться в зависимости от преследуемых целей, поставленных  перед регионами. Налогообложение сельского хозяйства предусматривает разнообразные льготы. Налоговый механизм сельскохозяйственных товаропроизводителей является мобильным и имеет возможность достаточно быстро изменяться в условиях развития экономики  государства.
Как утверждает М. В. Пьянова, в отечественной практике возможны такие направления применения положительного опыта в области налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, как  разработка налоговой политики с учетом особенностей аграрного производства в отдельных регионах, налоговое стимулирование инвестиций в этот сектор экономики, упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, установление налогового периода по ряду налогов в соответствии с производственным циклом и их однократное взимание в конце периода, разработка ставок НДС в сельскохозяйственном производстве для обнуления сальдо налога, перечисляемого в бюджет. [3]

В развитых странах налоговая политика направлена в большей степени на регулирование и стимулирование различных сторон сельскохозяйственной отрасли путем применения льгот, направленных на облегчение ведения учета и снижения налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей.  Очевидно, что опыт развитых стран в сфере налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет для России большое значение, но это не означает детального его копирования либо его полного отрицания.

Таким образом, на наш взгляд, причинами нестабильного финансового положения в сельскохозяйственной отрасли являются не только экономические факторы и не эффективная государственная политика на макроэкономическом уровне, но и недостаточный учет субъектами  Российской Федерации региональных особенностей аграрного сектора при разработке направлений стимулирования развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Так, например, в Республике Мордовия, в целях развития конкуренции на продовольственном рынке было принято «Постановление  Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 г. N 611 «О Республиканской целевой программе  развития конкуренции на продовольственном рынке  Республики Мордовия на 2008-2012 годы». [4]  Целью Программы является обеспечение населения Республики Мордовия качественными продовольственными товарами по доступным ценам в соответствии со спросом. [4]

В Республике Мордовия, как и в других регионах России, имеют место ряд проблем в области стимулирования предприятий аграрного сектора. К ним относятся проблемы стимулирования предприятий малого  и среднего бизнеса, нехватка инвестиций, отсутствует благоприятный деловой и инвестиционный климат, неконкурентоспособность продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, и как следствие  — вытеснение продукции с внутреннего рынка.  За последние годы произошло уменьшение количества крупных предприятий аграрного сектора, имеющих возможности внедрять новые технологии.
В настоящее время в Республике Мордовия низкие темпы структурно-технологической модернизации сельскохозяйственной отрасли, обновления основных производственных фондов, используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, преобладают неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции,  дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. [4]

Таким образом, необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие развитию аграрного сектора экономики путем повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, создания условий для развития конкуренции в отрасли. Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо повысить доступность получения кредитов на льготных условиях. Сельскохозяйственная отрасль особенно остро нуждается в государственной поддержке, поэтому необходимо разработать направления государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса данной сферы деятельности. Одной из важнейших проблем является недостаточность квалифицированных кадров и низкий уровень качества жизни населения в сельской местности.  Заработные платы работающих в сельском хозяйстве просто пугают своей мизерностью. Необходимо увеличить заработные платы в десятки раз, чтобы привлечь население работать в сельскохозяйственной отрасли и снизить процент мигрирующего населения.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей должна в первую очередь делать акцент не на фискальную функцию, а на регулирующую и стимулирующую функцию, которая позволит инвестировать в сельское хозяйство финансовые потоки в целях стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли.

2. На наш взгляд, в настоящее время возникает необходимость поддержки  вновь созданных сельскохозяйственных организаций. Поскольку, применяя общий режим налогообложения, такие организации несут высокую налоговую нагрузку и при этом не имеют права перейти на систему налогообложения в виде ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с невыполнением семидесятипроцентного критерия. Такое положение молодых сельскохозяйственных организаций будет является отрицательным и дестимулирующим фактором в развитии сельскохозяйственной отрасли. На наш взгляд, можно было бы продлить применение льготы по налогу на прибыль в размере 0%, действующей с 2004 по 2012 год для вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

3. Одним из направлений решения проблемы НДС может выступать разработка пониженных ставок НДС для покупателей сельскохозяйственной продукции, произведенной организациями — плательщиками ЕСХН, а также предоставление организациям, применяющим общую систему налогообложения, возможности учитывать «входной» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у организаций-плательщиков ЕСХН.

4. На наш взгляд, региональными органами власти субъектов РФ можно было бы разработать и ввести корректирующий коэффициент для каждой природной экосистемы, который бы корректировал налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от природно – климатической зоны и состава почв. А сельскохозяйственные организации, применяющие общий режим налогообложения могли бы корректировать на данный коэффициент налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

На наш взгляд, такой коэффициент отвечал бы принципу справедливого налогообложения и учитывал бы особенности сельскохозяйственной отрасли. Также необходимо в регионах стимулировать развитие здоровой конкуренции путем создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в аграрном секторе.

Читайте также






Библиографический список

  1. Закон РМ от 27.112003 №54 – З (ред. От 09.07.2007) «О налоге на имущество организаций» (принят ГС РМ 26.11.2003)
  2. http://savesteppe.org (интернет – ресурс)
  3. Пьянова М. В. Зарубежный опыт налогового стимулирования аграрного сектора экономики // Налоги и налогообложение, 2009, № 8.
  4. Постановление  Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2008 г. N 611 «О Республиканской целевой программе  развития конкуренции на продовольственном рынке  Республики Мордовия на 2008-2012 годы».

References

  1. Zakon RM ot 27.112003 №54 – Z (red. Ot 09.07.2007) «O naloge na imushchestvo organizatcii» (priniat GS RM 26.11.2003)
  2. http://savesteppe.org (internet – resurs)
  3. Pianova M. V. Zarubezhnyi opyt nalogovogo stimulirovaniia agrarnogo sektora ekonomiki // Nalogi i nalogooblozhenie, 2009, № 8.
  4. Postanovlenie  Pravitelstva Respubliki Mordoviia ot 29 dekabria 2008 g. N 611 “O Respublikanskoi tcelevoi programme  razvitiia konkurentcii na prodovolstvennom rynke  Respubliki Mordoviia na 2008-2012 gody».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх