Главная страница » Публикации » 2013 » №1 (25) » Модернизация учреждений образования как необходимое условие развития социальной политики

Модернизация учреждений образования как необходимое условие развития социальной политики

Модернизация учреждений образования как необходимое условие развития социальной политики

Авторы

Чернякова Мария Михайловна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, г. Новосибирск
mariamix@mail.ru

Аннотация

На современном этапе развития страны роль образования определяется задачами социальной политики России. В статье описываются проблемы современной социальной политики, в частности обще образовательного характера, и необходимость их решения. И в этой связи, возникает необходимость модернизации образования через активное использование социальных партнерств, что позволит учреждениям образования не только выжить, но и развиваться, конкурировать на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства.

Ключевые слова

образование, модернизация, социальное партнерство, риски.

Рекомендуемая ссылка

Чернякова Мария Михайловна. Модернизация учреждений образования как необходимое условие развития социальной политики // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (25). Номер статьи: 2509. Дата публикации: 08.01.2013. Режим доступа: https://sovman.ru/article/2509/

Authors

Cherniakova Mariia Mikhailovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Russia, Siberian Institute of Management, a subsidiary of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russia, Novosibirsk
mariamix@mail.ru

Abstract

At the present stage of development of the country the role of education is defined by problems of social policy of Russia. In article problems of modern social policy are described, in particular need of their decision is general educational character, and. And in this regard, there is a need of modernization of education through active use of social partnership that will allow establishments of education not only to survive, but also to develop, compete in the modern market of educational services according to society and state expectations.

Keywords

education, modernization, social partnership, risks.

Suggested citation

Cherniakova Mariia Mikhailovna. // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №1 (25). Art. #  2509. Date issued: 08.01.2013. Available at: https://sovman.ru/article/2509/


Введение

Безусловно, образование входит в состав основных приоритетов, как российского общества, так и государственной современной социальной политики. В настоящее время увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только социально-экономической политики, но и общества в целом. Современному обществу необходимы и современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения, делать правильный выбор, готовы к взаимодействию и сотрудничеству.

Модернизация образования должно сыграть важную роль в обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества, общества, которое обладает высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Системе образования следует обеспечить равный доступ молодежи к полноценному образованию, так же использовать свои возможности для социальной защиты детей и подростков.

В условиях имеющихся ограниченных финансовых возможностей нашего государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов — финансовых, человеческих, информационных, материальных, а государство сможет гарантировать приоритетную поддержку образования. Для реализации современных социальных требований к системе образования, повышения ее социальной роли необходимы, с одной стороны, модернизация самой системы образования, а с другой — изменение отношения государства, общества и личности к образованию. В настоящее время, как государство, так и общество в достаточной степени стали заявлять свои приоритеты, является очевидным, что для образовательных учреждений мало оставаться в состоянии самодостаточности и внутренней замкнутости.

Приоритеты в современном образовании

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года провозгласила необходимым условием для формирования инновационной экономики необходимость модернизации системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. При этом важнейшим направлением модернизации российского образования является преодоление замкнутости данной отрасли, переход образовательных учреждений в социально открытые образовательные системы, деятельность которых направлена на решение актуальных экономических, социальных, культурных проблем муниципалитета, региона, России в целом.

Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров.

Одним из направлений деятельности образовательных учреждений при введении новых Федеральных государственных образовательных стандартов является социальное партнерство, которое также должно способствовать повышению качества образования и становлению гражданского общества.

Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современное образовательное учреждение находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами.

Сегодняшние учащиеся — это наиболее социально активная часть российского общества и кадровый ресурс экономики следующих десятилетий. Поэтому одним из ключевых факторов качества человеческого потенциала являются образование и социализация учащихся.

Процесс социализации реализуется с помощью социальных механизмов, связанных с социальными институтами общества (образовательного учреждения, семьи, разнообразных организаций и т. п.) и обеспечивающих достижение значимых государственных, общественных и личных целей.  Современное образовательное учреждение превращается в координатора образования и социализации. Успех такой деятельности зависит от зрелости и развитости системы социального партнерства.

Социальное партнерство в широком смысле — это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнерства акции. Социальное партнерство – это путь построения гражданского общества. В образовании, следовательно, это путь его демократизации и парадигмального обновления. В рамках данной статьи социальное партнерство рассматривается как механизм взаимодействия государственных, муниципальных, общественных организаций, бизнес-структур, учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, общественности, выявляющий общие направления взаимодействия в целях развития образования.

В процессе изучения отечественной и зарубежной практики социального партнерства, осмысления собственного опыта управленческой деятельности по развитию социального партнерства было выявлено:

  • механизмы развития социального партнерства еще недостаточно отработаны;
  • отсутствует механизм обратной связи с гражданским обществом;
  • в сфере образования социальное партнерство часто остается больше декларируемым, чем реально осуществляемым;
  • ограничен круг социальных партнеров;
  • отсутствует взаимовыгодное сотрудничество.

Если раньше только образовательное учреждение было заинтересовано в социальном партнерстве, то сейчас меняется специфическая функция государства. Это происходит через масштабное перераспределение общественного продукта через систему налогообложения в гигантские по объемам финансирования социальные программы поддержания занятости, социальной защиты, пенсионного обеспечения, а также в программы в сфере образования.

Медленно развивается и другая составляющая социального партнерства – общественное государственное самоуправление. Российское государство в последнее время выделяет на конкурсной основе грантовые средства для общего стимулирования деятельности общественных организаций, но сфера социального партнерства в образовании в этом конкурсе проигрывает другим секторам и в итоге не получает столь нужной целевой поддержки. Вероятно, становление систем партнерства займет не одно десятилетие, но общество и государство заинтересованы в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс, тем более что он входит в число приоритетных национальных проектов.

Анализ проблем и тенденций развития

Анализ сложившейся ситуации регионов СФО по вопросам социального партнерства позволяет определить следующие тенденции. В большей части регионов социальное партнерство рассматривается только как собственно взаимодействие между работодателем и сотрудником.

В республике Хакасия работа по организации взаимодействия социальное партнерство прослеживается в разработке и реализации социально-значимых проектов. Основными инициаторами социальное партнерство являются  Министерство региональной политики Республики Хакасия, Центр социальных программ РУСАЛа, Торгово-промышленная палата, ассоциация «Совет Муниципальных образований РХ», молодежная организация «Эдельвейс», общественный благотворительный фонд «Борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Взаимодействие с социальное партнерство в Омской  области осуществляется по направлениям: сотрудничество с предприятиями – шефская помощь образовательным учреждениям, реализация программ углубленного изучения предметов — взаимодействие с ВУЗами,  профориентация.

Существует опыт социальное партнерство в Алтайском крае, Новосибирской области. Так, в 2009-2010 гг. Алтайской краевой общественной организацией «Поддержка общественных инициатив» осуществлен проект «Социальное партнерство – этап развития».

Выстраивание сетевого взаимодействия образовательных учреждений и создание образовательных комплексов являются характерными признаками развития образования Новосибирской области. Образовательными учреждениями, органами управления образования и учредителями образовательных учреждений  области осуществлялись действия, направленные на:

  • формирование социально-культурных центров местных сообществ на базе образовательных учреждений;
  • создание условий для развития профильного обучения;
  • развитие олимпиадного движения при взаимодействии образовательных учреждений одного муниципального образования.

В настоящее время инициатива в развитии общественно-гражданских форм управления образовательными учреждениями (самоуправление участников образовательного процесса, советы образовательных учреждений, попечительские советы фонды развития образовательных учреждений и др.) в основном принадлежит самим образовательным учреждениям и связана, в первую очередь, с попытками привлечь внебюджетные средства для финансирования той или иной образовательной деятельности. Системный подход привлечения общественности к управлению образовательными учреждениями и образовательными процессами пока в Новосибирской области не реализован.

Тем не менее, в Новосибирской области осуществляется экспериментальная работа по выстраиванию взаимодействия на уровне муниципального образования всех участников образовательного процесса, системы образования, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, действующих в местном сообществе.

Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества.

Формирование целевых программ развития социальной сферы происходит на государственном уровне, привлекая для из реализации различные ресурсы. Для осуществления целевых программ государство привлекает органы местного самоуправления, а так же некоммерческие и коммерческие организации, используя при этом различные организационные и финансовые механизмы, в том числе, приобретающий популярность в последнее время, социальный заказ.

Органы местного самоуправления действуют наравне с другими формами общественной и частной самоорганизации, общественными объединениями, общественным самоуправлением, и др. Представляя интересы местного сообщества, органы местного самоуправления в рамках имеющихся у них полномочий обеспечивают возможность более эффективного решения социальных проблем, в том числе через реализацию конкретных социальных проектов.

Некоммерческие организации и независимые аналитические центры предлагают новые идеи и решения, социальные технологии, обеспечивают общественный контроль за действиями властей, кроме того, могут привлекать к работе волонтеров. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения и выдвигают новые ценностные ориентиры.

Коммерческие предприятия могут предложить благотворительные пожертвования, а также возможность использования опыта и профессиональных навыков компетентных управленцев в решении общественно значимых вопросов.

Ожидаемые результаты и риски

Проведенный анализ опыта взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно способно эффективно привлекает ресурсы общества для развития современной образовательной сферы. Кроме того, оно способствует накапливанию и передаче жизненного опыт, как самого образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества к способности долговременного развития и эффективной работы на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, определять приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективную и экономически выгодную помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве. В результате, ожидается, что произойдет улучшение следующих показателей:

  • повышение качества образования;
  • повышение уровня развития системы общественно-государственного управления образовательным учреждением;
  • повышение уровня социальной компетентности участников социального партнерства;
  • расширение открытости образовательного учреждения, в т.ч. информационной открытости и конкурентоспособности образовательного учреждения;
  • рост мотивации педагогов, родителей, обучающихся и представителей общественности к участию в социальном партнерстве;
  • повышение уровня материально-технического, финансового и методического обеспечения образовательного процесса в образовательном учреждении;
  • расширение образовательного пространства образовательного учреждения через взаимодействие социального партнерства.

В процессе своей работы и в дальнейшем развитии образовательное учреждение сталкивается с определенными рисками, которые присутствуют на протяжении всей ее деятельности. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики образовательной деятельности. Но, даже такими рисками можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и соответственно принимать меры к снижению степени риска. Любое образовательное учреждение на любом ее уровне неизбежно сталкивается со сложными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо своевременно и адекватно реагировать, чтобы не понести потери по данному виду деятельности (табл. 1).

Таблица 1 — Анализ рисков и мероприятий по их преодолению

Возможные риски

Мероприятия по снижению рисков

Незаинтересованность и инертность социальных партнеров Координация плана работы. Предложения по поощрению участников социального партнерство и льготному налогообложению в органы власти.
Сложности в коммуникации между социальными партнерами Мероприятия, обучение, тренинги. Создание Координационного совета социальное партнерство. Использование сайта
Возможный выход ряда участников социальное партнерство из проекта до момента его завершения Мониторинг удовлетворенности. Промежуточные мероприятия, направленные на координацию работы, предложения по поощрению участников социальное партнерство и льготному налогообложению в органы власти..
Неготовность участников социальное партнерство к паритетному взаимодействию в ходе реализации проекта. Проектирование совместной деятельности. Проведение круглых столов. Тиражирование положительного опыта. Обучение кадров Социальная реклама
Недостаточная разработанность нормативно-правовой и методической документации Консультации юриста, изучение существующей нормативно-правовой и методической документации, разработка собственной.

Заключение

Опираясь на представленные направления работы с социумом, общеобразовательное учреждение, выбирающее путь формирования партнерских отношений, может проанализировать и выстроить план дальнейших действий, направленный на их коррекцию и развитие перехода на новый уровень, сформировать единое информационно-смысловое пространство, как у администрации общеобразовательного учреждения, так и социальных партнеров.

Развитие системы социального партнерства создает для общеобразовательного учреждения возможность относительного баланса интересов различных общественных институтов на основе сотрудничества, ведет к социальному согласию субъектов взаимодействия. Так как образовательное учреждение является одним из многих представителей партнерских отношений, обеспечивающих общественное благополучие, то тогда встает вопрос о технологии продуктивного взаимодействия разных инициативных групп.

Главным для эффективного социального партнерства становится создание многообразия общественных инициатив, оформление их общего поля смыслов, стремление создать почву для неслучайных позитивных результатов взаимодействия общественных групп и управления таковыми.

Безусловно, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательной школе вносит существенные коррективы во всю систему взаимодействий на российском рынке образовательных услуг.

Сегодня становится очевидным, что реализация образовательной программы учреждения общего образования невозможна без модернизации партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса, представителями власти, бизнеса и других потенциальных общественных институтов. Родители, законные представители учащихся, являются важнейшим институтом социализации подрастающих поколений, и задача каждого образовательного учреждения состоит в создании атмосферы сотрудничества и партнерского распределения ответственности.

Читайте также






Библиографический список

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/ indexdocs/ – Загл. с экрана.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. [Электронный ресурс]. http://old.mon.gov.ru/dok/ prav/obr/8311/ – Загл. с экрана.
  3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 ноября 2003 г №19-52-1130/19-28 «Об обеспечении социального партнерства системы среднего профессионального образования». [Электронный ресурс]. http://www.law7.ru/base18/part2/d18ru2272.htm/ – Загл. с экрана.

References

  1. The concept of long-term socio-economic development of Russia until 2020, approved by the Government of the Russian Federation of 17.11.2008 [Kontceptciia dolgosrochnogo sotcialno-ekonomicheskogo razvitiia RF do 2020 goda, utverzhdennaia rasporiazheniem Pravitelstva RF ot 17.11.2008 g]. № 1662-r. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/ indexdocs/
  2. The federal target program for the development of education in 2011-2015., Approved by the RF Government on November 17, 2008 [Federalnaia tcelevaia programma razvitiia obrazovaniia na 2011-2015 gg., utverzhdennyi rasporiazheniem Pravitelstva RF ot 17 noiabria 2008 g.] N 1662-r. http://old.mon.gov.ru/dok/ prav/obr/8311/
  3. Letter of the Ministry of Education and Science on November 21, 2003 № 19-52-1130/19-28 «On ensuring social partnership system of vocational education” [Pismo Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 21 noiabria 2003 g №19-52-1130/19-28 «Ob obespechenii sotcialnogo partnerstva sistemy srednego professionalnogo obrazovaniia»]. http://www.law7.ru/base18/part2/d18ru2272.htm/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх