Пути совершенствования финансового механизма высшего образования
Авторы
Майорова Татьяна Владимировна
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Банковские инвестиции»
Украина, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана»
mayorova.kneu@ukr.net
Майдан Татьяна Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
Россия, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
tatyana.maidan@mail.ru
Аннотация
В статье исследуются особенности финансового обеспечения высшего образования. Приведена модель финансово механизма развития вузов. Подчеркивается роль государства в финансировании высшего образования. Предложены основные направления усовершенствования механизма финансирования вузов за счет внебюджетных источников.
Ключевые слова
образование, финансовый механизм развития высшего образования, государственное финансирование образования, внебюджетное финансирование.
Категории статьи:
Читайте также
Статья также доступна (this article also available):
Финансирование
Работа выполнена в рамках гранта Министерства образования и науки РФ (2012-1.5-14-000-3008-003)
Рекомендуемая ссылка
Введение
Система образования, прежде всего, высшего, являясь индикатором и катализатором развития государства, становится приоритетной ведущей сферой социально-экономической политики любого государства, отражая уровень состояния и развития общества. Высшее образование имеет высокий статус, его возрастающая роль в решении социально-экономических, научно-технологических, социально-культурных и духовно-нравственных проблем состоит в сохранении национальных особенностей и традиций, а также в прогрессирующем воздействии на развитие производительных сил общества.
Экономическая природа высшего образования понимается как инвестиции в человеческий капитал. Образование рассматривается наряду со здравоохранением, культурой, искусством и наукой в составе третьего сектора общественного производства, в котором формируется человеческий капитал, и создаются интеллектуальные ценности общества.
Важным является то, что развитие системы образования зависит исключительно от достаточного финансового обеспечения, позволяющего обновлять и умножать интеллектуальный потенциал учебного заведения, его научную, материальную и методическую базу.
Вопросы исследования сущности образовательных учреждений и механизма их финансирования нашли отражение в работах многих экономистов, в том числе, российских И. Аватесяна [1], С. Белякова, А. Заборовской, И. Королева, Н. Озерова [2, 3], В. Гурова, С. Сигова [4], Х. Воссенштейна [5], Л. Клячко [6] и др., а также украинских: Т. Боголиб [7], М. Ваниевой [8], Ю. Волинчук [9], І. Каленюк [10], О. Тимошенко, В. Федоровой [11],С. Салыги, В.Гельмана [12] и др.
Вместе с тем, появилась необходимость комплексного исследования особенностей формирования финансового механизма высшего образования и его основных составляющих в связи с процессом трансформации вузов. Сегодня уже сформирована нормативно-правовая база образования, повысилась автономия высших учебных заведений, введены новые образовательные стандарты. Однако существуют проблемы управления и финансового обеспечения вузов, оптимального сочетания бюджетных и внебюджетных источников финансирования, разработки эффективной модели их использования. В этой связи исследование проблем формирования и эффективного использования финансовых ресурсов учреждениями высшего образования является особенно актуальным.
Результаты
Нет необходимости доказывать, что устойчивость функционирования и развития высшего образования и повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов напрямую зависит от достаточного обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в системе управления высшим образованием важную роль играет финансовый механизм.
Мы считаем, что финансовый механизм высшей школы, как часть общего финансового механизма, является элементом реализации государственной политики в области высшего образования (рис. 1).
Он представляет собой совокупность самостоятельных, но взаимосвязанных форм, методов, инструментов и рычагов влияния государства, обеспечивающих создание и использование финансовых ресурсов для эффективной реализации образовательной, научно-исследовательской, воспроизводственной и воспитательной функций системы высшего образования.
Важной особенностью финансового механизма высшей школы в современных условиях являются проблемы взаимодействия высшей школы с государством. Экономические отношения, складывающиеся между государством и вузами, включают определенный комплекс взаимоотношений, связанный с вопросами собственности, управления, степени автономии вузов, механизма финансирования и т.д. Поэтому для эффективного функционирования такого механизма должна быть разработана государственная программа (стратегия) развития высшего образования, которая предусматривала бы стратегические приоритеты в финансировании вузов.
Рисунок 1. Схема финансового механизма высшего образования
На наш взгляд, государственная политика в области высшего образования должна включать в себя:
Действующее законодательство разных стран, в том числе России и Украины, предоставляет высшим образовательным учреждениям право самим использовать средства, выделяемые для осуществления образовательного процесса. Однако современные подходы к финансированию существенно ограничивают права образовательных учреждений и, определенным образом, противоречат действующему законодательству об образовании. Устранение такого противоречия возможно при дальнейшем совершенствовании системы финансирования путем:
Реализация предлагаемых мер должна способствовать развитию инициативы и расширению самостоятельности, экономической автономии высших учебных заведений.
Важным в усовершенствовании финансового механизма высшего образования является активизация роли внебюджетных источников, в том числе средств за предоставленные образовательные услуги, от выполнения хоздоговорных тем, спонсорских средств и др. (рис.2).
Рисунок 2. Модель формирования и использования финансовых ресурсов высших учебных заведений
Государство должно стимулировать такие источники путем:
Еще одним направлением совершенствования финансового механизма функционирования вузов является стимулирование их участия в формировании национальной инновационной системы путем трансформации вузов в научно-исследовательские центры.
По нашему мнению, доходы от инновационной деятельности вузов (реализация собственных научных исследований, в том числе за рубежом) может стать важным дополнительным источником поступлений финансовых средств для высших учебных заведений. Прежде всего, это касается классических университетов, которые имеют все возможности взаимодействовать с другими секторами, сочетая фундаментальные исследования с исследованиями отраслевой направленности (в сотрудничестве с ведомственными научно-исследовательскими учреждениями) и хозрасчетными исследованиями (по заказу субъектов хозяйствования).
Выводы
Эффективный процесс управления финансовыми ресурсами вуза должен базироваться на стратегических финансовых ориентирах, предусматривающих разработку и реализацию ряда мероприятий для текущей деятельности вузов, направленных на достижение нормальной устойчивости системы финансирования и наращивания конкурентных преимуществ вуза.
Основными направлениями развития финансового обеспечения высшего образования должны быть следующие направления.
Библиографический список