Главная страница » Публикации » 2013 » №8 (32) » Кластерный подход в формировании кадров аграрного сектора экономики

Кластерный подход в формировании кадров аграрного сектора экономики

Cluster approach to staffing in the agricultural sector

Кластерный подход в формировании кадров аграрного сектора экономики

Авторы

Белая Наталия Владимировна
аспирант
Россия, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
nataly.belaya.22@gmail.com

Аннотация

Состояние аграрного сектора экономики затрагивает интересы каждого человека, в значительной степени определяет народно-хозяйственный потенциал, экономическую и политическую обстановку. Именно поэтому развитие сельского хозяйства всегда стоит в ряду приоритетных задач. Особенно важным в свете мощной государственной поддержки последних лет становится вопрос кадрового обеспечения АПК, в котором первоосновой всего является процесс формирования кадров. Для Алтайского края, как одного из лидеров сельскохозяйственного производства страны, проблемы качественного улучшения состава кадров также становятся весьма насущными.

Ключевые слова

АПК; аграрный сектор; формирование кадров; образовательный кластер; университетский комплекс; кадровое обеспечение АПК.

Рекомендуемая ссылка

Белая Наталия Владимировна. Кластерный подход в формировании кадров аграрного сектора экономики // Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №8 (32). Номер статьи: 3201. Дата публикации: 08.08.2013. Режим доступа: https://sovman.ru/article/3201/

Authors

Belaia Nataliia Vladimirovna
post-graduate student
Russia, Altai state technical university named after I.I. Polzunov
nataly.belaya.22@gmail.com

Abstract

The state of agricultural sector influences every person, determines the potential of national economy and politics. That is why the development of agricultural sector has always been one of the most urgent tasks for Russia and its regions. For the last few years the large-scale government support of the agricultural sector has been maintained which made the problem of peopleware of agricultural sector to be very significant. Staffing is known as fundamental principle of peopleware. Altai region is one of the farm production leaders, and problems of agricultural staffing are becoming more and more important.

Keywords

agriculture; agricultural sector; staffing; educational cluster; university complex; peopleware of agricultural sector.

Suggested citation

Belaia Nataliia Vladimirovna. Cluster approach to staffing in the agricultural sector // Modern Management Technology. ISSN 2226-9339. — №8 (32). Art. #  3201. Date issued: 08.08.2013. Available at: https://sovman.ru/article/3201/


Введение

В течение 2010-2012 гг. на предприятиях АПК Алтайского края было проведено исследование состояния кадрового обеспечения. Параллельно анализировался региональный механизм формирования кадров для АПК. Проведенная работа позволила вскрыть насущные проблемы формирования и развития кадрового состава АПК Алтайского края. В частности, было обнаружено, что: отсутствует система непрерывной подготовки аграрных кадров и преемственность образовательных программ различного уровня; профориентационная работа несовершенна, вследствие чего ожидания и предпочтения молодежи не соответствуют потребностям регионального рынка труда; устарела система подготовки аграрных кадров, в результате чего качество подготовки не устраивает работодателей; структура подготовки кадров и образовательных программ не соответствует потребностям аграрного производства в крае; сельскохозяйственный труд среди молодежи считается непрестижным, отсутствует уважение к аграрным профессиям; не наблюдается скоординированных действий между участниками аграрного рынка труда, нет механизма создания единого образовательно-научно-производственного пространства.

Проведенная работа показала, что сегодня в Алтайском крае наблюдается нерациональное, неэффективное использование образовательных и научных ресурсов, а слабая взаимосвязь профессионального образования и рынка труда породила дисбаланс между требованиями к специалистам со стороны работодателей и качеством подготовки выпускников. Таким образом, можно констатировать, что образование, наука и бизнес разобщены.
Полученные результаты и обусловили актуальность проблемы реформирования системы агарного образования Алтайского края, которая должна идти в ногу со временем и приводить в  соответствие уровень квалификации кадров и уровень развития предприятий.

Основная часть

Предпосылки внедрения кластерного подхода в аграрную образовательную систему

В последнее время на федеральном и региональном уровнях активно обсуждаются вопросы модернизации и инновационных изменений в экономике, предпринимаются меры по внедрению и реализации данных направлений с целью перехода экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Одну из важнейших ролей в инновационном развитии регионов играют образовательные учреждения, которые должны не просто готовить кадры, но и объединять профессиональное образование, науку, культуру и бизнес региона.

В Алтайском крае, являющимся одним из лидеров производства и поставки сельскохозяйственной продукции и сырья, вопросы инновационного развития, в первую очередь, должны быть ориентированы на АПК, поскольку представляется оправданным и логичным интенсивно развивать ту сферу, для которой исторически и географически сложились благоприятные условия, потенциал и ресурсы, определившие АПК как основной вид экономической деятельности. Следовательно, для решения этой задачи необходимо, в том числе, формирование инновационной инфраструктуры подготовки аграрных кадров, которая бы обеспечила интегра­цию научной, образовательной и производственной деятельности края и была бы направлена не только на реализацию учебных и научных программ, но и на коммерциализацию новшеств и технологий.

Одним из способов объединения усилий хозяйствующих субъектов является создание кластеров. Кластер в АПК представляет собой региональную модель, включающую органы государственного и муниципального управления АПК, органы управления занятостью населения, научные учреждения, образовательные учреждения, информационно-консультационные структуры и работодателей от АПК. Основы создания сети территориально-производственных кластеров с целью  реализации конкурентного потенциала регионов заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Стратегии развития науки и инноваций в России на период до 2015 года [1, 3, 6].

Кластерный подход представляется нам эффективным инструментом стимулирования развития профессионального аграрного образования и, как следствие, перспективным инструментом совершенствования и развития аграрных кадров. Основные участники кластера получат ряд выгод. Так, перед предприятиями АПК откроются следующие возможности:

  • иметь в образовательных учреждениях различного уровня программы подготовки кадров «под заказ»;
  • заниматься долгосрочным планированием персонала и планированием повышения квалификации  и переподготовки кадров;
  • получать кадры, которые не только соответствуют спросу, но и зачастую опережают его в соответствии с долгосрочными целями.

Образовательные учреждения также получат свои преимущества:

  • повышение спроса на образовательные услуги и выпускников за счет приведения требований к подготовке и квалификации кадров в соответствие потребностям агарного рынка труда и работодателей в рамках кластера;
  • повышение устойчивости и конкурентоспособности краевого образования;
  • возможность расширить сотрудничество с предприятиями АПК в сфере организованного обучения персонала по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации или переподготовки кадров;
  • получение доступа к заказам  на подготовку кадров и, как следствие, к дополнительным источникам финансирования;
  • мотивирование абитуриентов и учащихся наличием рабочих мест с гарантированным трудоустройством по окончании обучения.

Для Алтайского края преимущества видятся в следующем:

  • создание условий для подготовки высокопрофессиональных кадров, востребованных АПК и готовых занять рабочие места;
  • насыщение рынка труда кадрами, получающими образование и работающими в одной и той же профессиональной сфере, что снизит отток кадров из АПК в другие сферы экономики;
  • увеличение объема производства валового регионального продукта и объема сельскохозяйственного производства за счет сокращения времени поиска работы выпускниками учебных заведений края и повышения количества выпускников, трудоустроившихся по профессии;
  • экономия бюджетных средств, выделяемых на программы содействия занятости населения.

Нужно отметить, что для молодежи, получающей образование в рамках кластера, также предоставляются выгодные перспективы: непрерывное получение образования с возможностью освоения более высоких ступеней по сокращенной программе; быстрая адаптация к условиям производства; четкое представление о рабочих местах и перспективах карьерного развития; повышение возможности трудоустройства по полученной профессии. На наш взгляд, создание аграрного образовательного кластера в Алтайском крае может позволить комплексно подойти к решению проблемы не только подготовки, но и мотивации и закрепления кадров в АПК.

Модель аграрного образовательного кластера Алтайского края

Для начала отметим, что моделями реализации образовательного кластера могут быть:
1) собственно образовательный кластер, созданный по территориальному признаку из учреждений НПО, СПО, ВПО и предприятий;
2) университетский комплекс.
Нам представляется целесообразным выбрать вариант университетского комплекса, поскольку предполагается узкая специализация кластера (ориентация на подготовку и развитие аграрных кадров).

Изначально идея университетского комплекса отражена в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских ком­плексах» [5]. А если говорить специализированно – о сельскохозяйственных кластерах, то  Минсельхозом России совместно с Россельхозакадемией издан приказ, в котором изложена необходимость создания аграрных университетских комплексов путем интеграции образовательных, научных, технологических, производственных и иных организаций с целью реализации образовательных программ различных уровней, повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки кадров и проведения научных исследований по приоритетным направлениям.

Создание в Алтайском крае образовательного кластера в форме аграрного университетского комплекса преследует следующие цели:

  • повышение эффективности и качества аграрного образования в Алтайском крае;
  • содействие трудоустройству молодых специалистов в АПК;
  • обеспечение адаптации образовательных учреждений аграрного профиля и их выпускников к социальным и экономическим запросам региона и изменениям на рынке труда;
  • повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по направлениям АПК;
  • создание условий и возможностей для активизации научных исследований и инновационной деятельности в АПК, а также реализации  крупных программ и проектов экономического, социального, технологического и культурно-образовательного характера.
  • Аграрный университетский комплекс может быть создан либо в форме единого юридического лица, либо в форме ассоциации (союза), не имеющей единого юридического статуса. На наш взгляд, приемлемым является второй вариант: он более прост и влечет меньше трудностей нормативного и документационного характера. По типу связей мы считаем подходящими вертикальную интеграцию и некоммерческое партнерство. Вертикальная интеграция предполагает объединение в рамках университетского комплекса образовательных учреждений различного уровня по профессиональной принадлежности. Некоммерческое партнерство представляет собой сотрудничество образовательных, научных и государственных структур с сохранением у них статуса юридического лица.
    Вертикально интегрированными структурами в аграрном университетском комплексе станут:
  • ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет» с его филиалами и учебными центрами в районах, представительствами, структурами послевузовского образования, производственными подразделениями и лабораториями;
  • ФГБОУ ДПОС «Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК»;
  • образовательные учреждения НПО: аграрные лицеи и училища, расположенные в районах Алтайского края;
  • образовательные учреждения СПО: сельскохозяйственные техникумы и колледжи края;
  • общеобразовательные учреждения: школы, в которых имеются специализированные агроклассы, лесничества, экоотряды, аграрные кружки или общества.

При таком подходе может вызвать опасение, что вуз поглотит ссузы, лицеи и училища. Но главная идея кластера – это сохранение и одновременное совершенствование системы аграрного образования, и возможность дать учреждениям СПО и НПО в составе вуза новый импульс для развития. Общая задача университетского комплекса − не сложить возможности, а умножить их за счет синергетического эффекта.

Образовательные учреждения НПО и СПО от интеграции с вузом получают очевидные преимущества:

  • укрепление своего престижа;
  • расширение связей с сельхозпредприятиями края;
  • расширение круга партнеров;
  • улучшение качества образовательного процесса;
  • развитие учебно-лабораторной и материально-технической базы;
  • увеличение внебюджетных доходов.

Что касается некоммерческого партнерства, то к этой форме сотрудничества в рамках университетского комплекса можно отнести международное сотрудничество, инновационно-консультационную службу АПК (при АИПК руководителей и специалистов АПК), Союз сельхозтоваропроизводителей Алтайского края, сотрудничество с работодателями, органами управления занятостью населения и органами управления АПК на краевом и местном уровнях.
Ядром кластера, чаще всего, является федеральный университет. В нашем случае таким связующим центром станет АГАУ, который выполнит центральную, системообразующую роль, поскольку университет – это сосредоточение образовательного, научного, кадрового, инновационного, социального и культурного потенциала.
Рассмотрим, как выглядит модель аграрного университетского комплекса Алтайского края (рисунок 1):


Рисунок 1 – Модель формирования аграрных кадров в образовательном кластере по типу аграрного университетского комплекса Алтайского края

Как видно из схемы, модель имеет несколько уровней реализации:

  • первый уровень – это школьное образование, в рамках которого предполагается создание на базе ряда сельских школ агроклассов, в которых будет осуществляться профориентация школьников, проводиться углубленная подготовка по профильным специальностям и обучение основам рабочих профессий;
  • второй уровень – получение начального профессионального образования на базе училищ и агролицеев. Как мы уже отмечали, функционирование образовательных учреждений НПО в рамках аграрного УК позволит повысить их роль и престиж, а также укрепить материально-техническую базу;
  • третий уровень предполагает обучение в средних специальных и высших аграрных учебных заведениях края, получение профессий, требующих высокого уровня квалификации;
  • четвертый уровень – дополнительная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации аграрных кадров, послевузовское образование, а также меры, предпринимаемые самими организациями по обучению и развитию персонала.

Обязательными участниками университетского комплекса, как представлено на рис. 1, станут краевые органы управления АПК, занятостью населения и образованием. Необходимость их участия связана с тем, что именно органы власти имеют рычаги воздействия, стимулы к активному включению различных субъектов в вопросы формирования и развития аграрных кадров, установлению разнообразных схем правового закрепления их взаимной ответственности. Более того, в России традиционно государство сохраняет за собой регулирующую и контролирующую функции как в образовании, так и в управлении АПК, что создает хорошую основу для применения административных инструментов воздействия.

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (ГУСХ) входит в систему управления агропромышленным комплексом края во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства РФ и другими органами исполнительной власти. Основное назначение ГУСХ – способствовать развитию сельского хозяйства в крае через механизмы государственного регулирования и координации деятельности отраслей АПК во взаимодействии с другими секторами народного хозяйства и науки. В задачи ГУСХ по кадровому обеспечению АПК входит: проведение мероприятий по стимулированию производительности труда, росту эффективности сельскохозяйственного производства; участие в разработке программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации, государственной поддержки руководителей и специалистов АПК; выступление в качестве заказчика на подготовку аграрных кадров для Алтайского края.

Управление Алтайского края по труду и занятости населения актуально в составе участников аграрного образовательного кластера как орган, ответственный за реализацию в крае политики занятости населения и повышение ее эффективности. Несмотря на узкую специализацию кластера, занятость сельскохозяйственным трудом – одна из приоритетных в крае, охватывающая значительную часть трудоспособного населения, а потому государственный орган, регулирующий вопросы занятости населения, необходим.

Третьим представителем органов исполнительной власти станет Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, поскольку в компетенции этого органа входит разработка региональных программ развития образования, развитие системы общего, начального профессионального и среднего профессионального образования в Алтайском крае; разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Таким образом, Управление по образованию контролирует и координирует ступени образования, встраивая в них особенности и специфические требования к подготовке кадров на уровне края.

Стоит также рассмотреть роль работодателей от АПК в деятельности университетского комплекса. Главная задача, которая возлагается на базовые сельхозпредприятия, − это определение потребности в кадрах различных профессий и представление обратной связи по поводу качества и структуры подготовки кадров. Формирование спроса будет заключаться в ежегодной подаче заявок для включения в заказ на подготовку кадров на целевой контрактной основе и в целом – для формирования объективной картины аграрного рынка труда Алтайского края. Кроме того, предприятия будут принимать участие и в реализации четвертого уровня подготовки кадров (согласно рис. 1), направляя работников на дополнительное образование и обучение. Также немаловажным будет являться участие предприятий в профориентационной работе с целью обеспечения набора абитуриентов и, соответственно, предложения кадров в будущем.

Помимо названного, предприятия, вошедшие в состав кластера, возьмут на себя ответственность за участие в совершенствовании материально-технической базы подготовки кадров, создание мест для стажировок и временных рабочих мест, а также за гарантированное трудоустройство выпускников по профессиям и квалификации, отраженных ранее в заявках.

Что касается образовательных учреждений всех уровней, что их основная задача – непосредственная подготовка кадров в четком соответствии потребностям аграрного рынка труда и работодателей от АПК. Кроме того, общеобразовательные школы должны стать основным объектом профориентационной работы, но не просветительского плана с акцентом на теоретическую информацию, а с широким применением активных методов, вовлекающих школьников в практическую деятельность, прививающих элементарные навыки сельскохозяйственного труда.

Учреждения более высоких ступеней образования в рамках кластера получают возможность апробации и коммерциализации разработок, практического применения научных достижений, что позволяет параллельно развивать и другие цели существования кластера, давать направления развития аграрных кадров.

Немного отличается от прочих образовательных учреждений Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов АПК. Согласно рис. 1, он реализует свою деятельность на четвертом уровне. Это значит, что роль института в кластере связана с дальнейшим развитием агарных кадров, в отличие от других учебных заведений, которые задействованы в процессе формирования кадров.

Алгоритм формирования аграрных кадров в образовательном кластере

Как известно, общая схема формирования кадрового состава любой отрасли экономики выглядит следующим образом:


Рисунок 2 – Механизм формирования кадрового состава отрасли экономики

Деятельность образовательного кластера по типу университетского комплекса полностью вписывается в представленную цепочку. Рассмотрим ее более подробно.
Профориентационная работа начинается с первой ступени университетского комплекса – общеобразовательных школ, расположенных в сельских районах края. Мы делаем упор именно на сельские районы, потому что вероятность возврата специалистов на село с целью трудоустройства выше, да и воспитание, сложившееся в тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным трудом, стимулирует сельскую молодежь к занятости в АПК гораздо сильнее, чем городскую. Профориентация в условиях аграрного университетского комплекса должна базироваться на активных методах, прививающих азы сельскохозяйственных профессий, формирующих уважительное отношение к такой занятости и поднятие престижа аграрного труда.

Далее, по окончании школы, происходит движение по более высоким ступеням образования, т.е. начинается процесс подготовки кадров в зависимости от склонностей/возможностей самого человека, потребностей потенциальных работодателей и ситуацией на агарном рынке труда в целом.

Поскольку предприятия АПК, вошедшие в состав кластера, сами формируют заявки на подготовку кадров и предоставляют рабочие места для последующего трудоустройства выпускников, то срабатывает механизм привлечение и распределения кадров. А что касается закрепления, то кластерный подход реализует мотивационный механизм за счет:

  • повышения престижности занятости на предприятиях АПК (данная работа ведется еще на этапе профориентации, а также благодаря активной государственной поддержке аграрного сектора);
  • более высокой мобильности выпускников и возможности выбора сфер деятельности;
  • принятых взаимных обязательств участников кластера по обеспечению трудоустройства, оплаты труда, материально-технической базы, бытовых условий.

Развитие кадров в рамках кластера также представляется эффективным, поскольку имеются для этого все необходимые ресурсы, учреждения, договоренности, что позволяет реализовывать как программы переподготовки кадров, так и повышения квалификации, овладения смежными профессиями.

Таким образом, процесс формирования кадров на основе кластерного подхода (в нашем случае – по модели аграрного университетского комплекса) становится ориентированным на рынок труда и требования социально-экономического развития аграрной отрасли Алтайского края, интегрирует поставщиков и потребителей профессионально подготовленных кадров, создает условия для внедрения и тиражирования инноваций как в сфере образования, так и в сфере сельскохозяйственного производства.

Заключение

Предлагаемая нами структура – аграрный университетский комплекс Алтайского края – должна стать поворотным моментом в реформировании аграрной образовательной системы региона, который выведет работу по формированию кадров для агарной отрасли на качественно новый уровень. При этом он замкнет на себе все этапы «классической» схемы формирования кадрового состава. Деятельность в рамках кластера позволит профессионально ориентировать сельскую молодежь, осуществлять дополнительную довузовскую подготовку учеников общеобразовательных школ районов края. В рамках аграрного университетского комплекса будет организована работа на всех этапах обучения – от агроклассов, школ, училищ, техникумов и колледжей до получения высшего образования в АГАУ, включая и послевузовскую подготовку, а также дополнительную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников АПК. Кроме того, в системе подготовки аграрных кадров предполагается участие на договорной основе работодателей от АПК с целью учета их пожеланий и требований, включая изучение спецкурсов. Все это позволит отладить систему отбора абитуриентов, ориентированных на работу в АПК, последовательно готовить квалифицированных специалистов-аграриев, распределять по рабочим местам и закреплять кадры в АПК.

Читайте также






Библиографический список

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года  (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
  2. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393).
  3. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 №117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса».
  5.  Постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №676 «Об университетских ком­плексах».
  6. Стратегия развития науки и инноваций в России на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. №1)).

References

  1. Conceptual Foundation for Sustainable Social and Economic Development of the Russian Federation until 2020 (approved in Decree No.1662-r by the Government of the Russian Federation dated 17 November 2008) [Kontceptciia dolgosrochnogo sotcialno-ekonomicheskogo razvitiia Rossii do 2020 goda  (utverzhdena rasporiazheniem Pravitelstva RF ot 17 noiabria 2008 g. № 1662-r)].
  2. Conceptual Foundation for the Modernization of Education in the Russian Federation until 2010 (Appendix to Order No.393 by the Ministry of Education of the Russian Federation dated 11 February 2002) [Kontceptciia modernizatcii rossiiskogo obrazovaniia do 2010 g. (Prilozhenie k prikazu Minobrazovaniia Rossii ot 11.02.2002 № 393)].
  3. National Educational Doctrine of the Russian Federation until 2025 (approved in Decree No.751 by the Government of the Russian Federation dated 4 October 2000) [Natcionalnaia doktrina obrazovaniia Rossiiskoi Federatcii do 2025 goda (utverzhdena postanovleniem Pravitelstva RF ot 4 oktiabria 2000 g. №751)].
  4. Decree No.117 by the Government of the Russian Federation dated 10 February 2000 «On the Staffing Development in Agribusiness» [Postanovlenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatcii ot 10.02.2000 №117 «O sovershenstvovanii kadrovogo obespecheniia agropromyshlennogo kompleksa»].
  5. Decree No.676 by the Government of the Russian Federation dated 17 September 2001 «On the University Networks» [Postanovlenie Pravitelstva Rossiiskoi Federatcii ot 17.09.2001 №676 «Ob universitetskikh kom¬pleksakh»].
  6. Strategy for the Science and Innovation Development in the Russian Federation until 2015 (approved by the Multi-Authority Commission on Science and Innovation Policy (Record No.1 dated 15 February 2006) [Strategiia razvitiia nauki i innovatcii v Rossii na period do 2015 goda (utverzhdena Mezhvedomstvennoi komissiei po nauchno-innovatcionnoi politike (protokol ot 15 fevralia 2006 g. №1))].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Корзина для покупок
Прокрутить вверх